Синонимы отличающиеся оттенками значения и стилистической окраской. Классификация синонимов в русском языке. Стилистические и семантические синонимы. Употребление синонимов. Источник возникновения синонимов

Семантико-стилистические синонимы – это слова и их эквиваленты, обозначающие одно и то же явление объ­ективной действительности и различающиеся не только стилистической окраской, но и оттенками общего для каждого из них значения. Семантико-стилистическими синонимами будут, например, слова: лошадь - кляча .

Ср.: «Сытые лошади их, мотая куце обрезанными хвостами, закидали, забрызгали снежными ошметками» (Шолохов); « Лошадь , старая разбитая кляча , вся в мыле, стояла как вкопанная» (М. Горький). Сло­во кляча означает «слабая» тощая, больная лошадь»; как эмоционально окрашенное, слово кляча и стилистически противопоставлено нейтральному слову лошадь .

Синонимами являются и слова идти - плестись . Они обозначают одно и то же действие, только слово идти стилистически нейтрально, слово плестись - разговорное и, помимо общего значения, содержит еще дополнительные оттенки: плестись - это идти с трудом, медленно, едва переставляя ноги.

Работать и корпеть синонимы, только слово корпеть как просторечное противопоставлено стилистически нейтральному слову работать и отличается от него оттенка­ми значения: корпеть это работать кропотливо и усердно, преодолевая трудности, преимущественно выполняя мелкую, трудоемкую работу. Например: «А отец захлопо­тался, корпел , разъезжал, писал и знать ничего не хотел» (Тургенев).

Общее значение слов враг, недруг - тот, кто находится в состоянии вражды с кем-либо. В слове враг значение враждебности, непримиримости выражено сильнее, неже­ли в слове недруг . Слово недруг имеет стилистическую окраску, оно книжное, несколько устаревшее; слово враг - межстилевое. Ср.: «К покойнику со всех сторон съезжались недруги и други» (Пушкин); «Принужден я был скрываться от своих недругов » (Пушкин); «Друг и недруг твой прохлаждаются» (Кольцов); «Они с кня­зем были страшные враги старались вредить друг другу на каждом шагу» (Писемский).

Общее значение слов бояться, трусить - испытывать чувство страха, боязни. В слове трусить , помимо указа­ния на испытываемое чувство страха, робости, есть еще оттенок презрения к тому, кто это чувство испытывает. Бояться - слово стилистически нейтральное, трусить - разговорное. Ср.: «Не мнишь ли ты, что я тебя боюсь?» (Пушкин); «Окружающие его люди помалки­вали: они не то трусили , не то посмеивались» (Турге­нев); «Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости, он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостью» (Пушкин).

Общее значение слов идти, ковылять - перемещаться в пространстве, передвигая ноги, но ковылять - это идти с трудом, вперевалку или припадая на ногу, хромая. Ко­вылять - слово разговорное, идти - стилистически ней­тральное. Ср. примеры: «Идет вперед революция, за ней ковыляет и буржуазная демократия» (В. И. Ленин); «В комнату, ковыляя на кривых ножках, вошел малень­кий старичок» (Тургенев).

Слова толстый и полный противоположны по значе­нию слову худой , но полный - упитанный в меру, толстый - упитанный выше меры, т. е. они различаются по степени признака. Помимо этого, данные слова различа­ются стилистической окраской: слово толстый в этом зна­чении имеет разговорную окраску. См. примеры: «Прачка Палашка, толстая и рябая девка, и кривая коровница Акулька как-то согласились кинуться в одно время ма­тушке в ноги, винуясь в преступной слабости» (Пуш­кин); «Возил я на «оппель-адмирале» немца-инженера в чине майора армии. Ох и толстый же был фашист! Ма­ленький, пузатый» (Шолохов); «Представьте себе, любезные читатели, человека полного , высокого, лет се­мидесяти, с ясным и умным взором под нависшей бровью, с важной осанкой, мерной речью, медлительной поход­кой: вот вам Овсяников» (Тургенев).

Синонимы отличаются друг от друга. Принято, прежде всего, деление синонимов на идеографические и стилистические . Однако воз­можно разграничение по синтаксическим особенностям, степени сложности и пр.

Слова, очень близкие, но не тождественные по смыслу, отли­чающиеся оттенками значений, называются понятийными (или идеографическими ) синонимами. Примером понятийных синонимов могут служить наречия беззвучно и неслышно . Ср.: Мимо окон беззвучно проносились машины и Мимо окон неслышно проносились машины; или Он беззвучно подкрался ко мне и Он неслышно подкрался по мне. Смысловое различие между словами беззвучно и неслышно очень невелико: беззвучно указывает на отсутствие звука, неслышно подчер­кивает восприятие ухом слышащего.

Понятийными являются синонимы: смотреть - глядеть, красивая - хорошенькая, думать - размышлять, внезапно - неожиданно.

При рассмотрении многих синонимов обращает на себя внимание их стилистическое различие. Синонимы, тождественные по значению, но различающиеся стилистической окраской, называются стилистическими. Ряды стилистических синонимов образуются обычно в том случае, если один из синонимов принадлежит к так назы­ваемой нейтральной лексике, другой - к разговорной или просторечной, высокой или официальной и т. д. Возможны довольно длин­ные ряды, состоящие из слов разной стилистической окраски. Например, в синонимическом ряду украсть - похитить - стащить - спереть глагол украсть нейтрален по стилю, похитить - официален, стащить относится к разговорной лексике, спереть - к просторечной (ряд этот может быть продолжен главным образом путем дальнейшего присоединения сниженных по стилю слов). Дру­гие примеры синонимических рядов такого типа: устать - умаяться, даром - задаром, странный - чудной, взгляд - взор .

Синонимы могут отличаться друг от друга степенью современности: одно слово современное, другое (с тем же зна­чением) - устаревшее: самолет - аэроплан, город - град, холод­ный - хладный, преступник - тать, поскольку - поелику, эвенк - тунгус .

Синонимы могут различаться сферой употребления. Например, одно слово общенародное, другое - диалектное, областное, одно слово общенародное, другое - профессиональное и т. д.: горшок - махотка (обл.), очень - порато (обл.), баклажаны - демьянки (обл.), вплавь - вплынь (обл.), револьвер - пушка (жарг.), желтуха - гепатит (мед.), повар - кок (морск.), страница - полоса (проф.).

Синонимы могут различаться степенью сочетаемос­ти с разными словами:

Наречия категорически и наотрез одинаковы по смыслу, но категорически сочетается со многими словами (категорически заявить, категорически потребовать, категорически отказаться и др.), наотрез в современной речи - только с глаголом отказаться . Приведем еще примеры синонимов с ограниченной сочетаемостью (в скобках приведены слова, с которыми эти синонимы сочетаются): открыть - разинуть (рот), коричневые - карие (глаза), чёрный - вороной (конь).

Синонимы могут отличаться друг от друга синтаксическими особенностями. Например: два глагола с одним значением требуют разных падежей существительных (т. е. имеют разное управление). Таковы глаголы начать и приступить : начать работу (вин. пад.), но приступить к работе (дат. пад.); утратить и лишиться : утратить доверие (вин. пад.), но лишиться доверия (род, пад.); иметь и обладать : иметь выдержку (вин. пад.), но обладать выдержкой (тв. пад.) и т. п.

Синонимы могут отличаться степенью сложности. В этом случае чаще всего одно слово имеет в качестве синонима фра­зеологическое словосочетание: родиться - появиться на свет; мало - кот наплакал; помалкивать - держать язык за зубами; часто - то и дело; разоблачить - вывести на чистую воду и др.

  • В. Н. Клюева (см. ее «Краткий словарь синонимов русского языка, изд. 2, Предисловие) считает, что «нельзя синонимизировать слова с нейтральной или положительной оценкой со словами, имею­щими отрицательную оценку. Конь и кляча не синонимы, хотя обозначают одну и ту же зоологическую особь». Отрицая синонимичность слов лошадь кляча , В. Н. Клюева противоречит своему определению синонимов как двух слов-понятий, «отражающих сущность одного и того же явления объективной действительности, различаю­щихся дополнительными оттенками». Слово кляча обозначает тот же предмет, что и слово лошадь , но только в это обозначение вносит дополнительные оттенки. Правда, найти контекст, в котором слова конь и лошадь могли бы быть заменены словом кляча , нелегко, но и это не противоречит определению В. Н. Клюевой синонимов как слов, которые «служат не столько для подмены друг друга, сколько для уточнения мысли и нашего отношения к высказываемому".
  • См. «Словарь русского языка» Академии наук СССР, в 4-х то­мах, т. II» стр. 140.

Синонимия - одно из ярких проявлений системных отношений в лексике. В синонимические связи вступают слова, сходные по возникающим ассоциациям и близости обозначаемых понятий. Этот признак присущ не всем словам русского языка. Так, не вступают в подобные отношения имена собственные, названия стран, городов, поселков и их жителей, многие конкретные наименования предметов быта, слова-термины (хотя в этой области есть немало исключений).

Лексические синонимы (rp. synonymas - одноименный) - это близкие или тождественные по значению слова, которые по-разному называют одно и то же понятие. Синонимы отличаются друг от друга или оттенком значения (близкие), или стилистической окраской (однозначные, т.е. тождественные), или тем и другим признаком одновременно. Например: румяный - розовый, розовощекий, розоволицый, краснощекий; окрестность - окружность, округа (разг.); преждевременный - ранний, безвременный (приподн., книжн. со словами смерть, кончина, гибель и т.п.). Первые отличаются в основном оттенками значений. В двух следующих синонимических рядах наряду с семантическими различиями имеются и стилевые (см. пометы разг. и книжн.), а также стилистические (см. помету приподн.).

В зависимости от семантических или функционально-стилистических различий условно выделяются три основных типа синонимов:

1) идеографические (гр. idea - понятие + graph? - запись), или собственно семантические, 2) стилевые (по отнесенности к одному из функциональных стилей (см. указанные выше пометы разг. и книжн., 3) собственно стилистические (т.е. такие, в значении которых есть дополнительные оценочно-экспрессивные оттенки, см. помету приподн.). Последние два типа обычно тесно между собой связаны (ср., например, синонимы к межстилевому и стилистически нейтральному слову жизнь: разг. житье, обих.-разг., фам. житье-бытье и обих.-разг., преимущ. пренебр. бытье). Следовательно, принадлежность к стилю нередко уточняется указанием на дополнительную оценочность или коннотацию, т.е. собственно стилистическую характеристику. Такие синонимы нередко называют еще семантико-стилистическими, так как все они имеют и различия в значении. (Заметим, что этим объясняется и относительная условность в выделении указанных типов синонимов.)

Возникновение в языке синонимов указанных выше типов обусловлено рядом причин. Одной из них является стремление человека найти в предмете или явлении действительности какие-то новые черты и обозначить их новым словом, сходным по значению с уже имеющимся наименованием этого предмета, явления, качества (ср., например, употребление слов слух, молва, весть, известие, сообщение и других для обозначения одного понятия).

Синонимы появляются в языке в связи с проникновением заимствованных слов, близких или идентичных по значению русским (ср., например: проводник - гид, чичероне; зародыш - эмбрион; введение - преамбула и др.).

Иногда близкие по значению слова появляются в языке в силу того, что в различных экспрессивно-стилистических группах слов, в различных стилях речи один и тот же предмет, одно и то же явление может быть названо по-разному. Так, слова глаза, руки, идет, этот, напрасно и другие являются общеупотребительными. В речи возвышенной, в поэтической речи их синонимами могут быть устаревшие для современного русского языка слова очи, длани, грядет, сей, вотще. Например, у А.С. Пушкина наблюдаем употребление синонимов глаза - очи: Нет, не агат в глазах у ней, но все сокровища Востока не стоят сладостных лучей ее полуденного ока…

Для снижения стиля некоторые из них в разговорно-бытовой речи заменяются синонимами просторечного или диалектного характера: глаза - гляделки, зенки, шары и т.д.; руки - лапы; идет - топает. Например, у Ф.И. Панферова находим: Маркел пальцем на свои глаза показал: - У самого гляделки есть.

Отдельные общеупотребительные слова могут иметь в качестве синонимов сочетания слов, передающие их значение фразеологически, например: умер - приказал долго жить, отошел в мир иной, покинул юдоль сию и др. См. у А.С. Пушкина:

- Здоров ли ваш медведь, батюшка Кирила Петрович?
- Миша приказал долго жить, - ответил Кирила Петрович.
- Умер славною смертью.

Синонимы возникают и в том случае, когда предмету, признаку или явлению действительности дается иная эмоциональная оценка (ср. жестокий - безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый и т.д.)

Синонимичными в современном русском языке бывают не только отдельные слова, но и отдельные фразеологические обороты.

Синонимия тесно связана с явлением многозначности. Например, слово тихий имеет несколько значений, и к каждому из них могут быть подобраны свои синонимы. Так, в словосочетании тихий сон его синонимами являются - спокойный, безмятежный, но этими словами невозможно заменить слово тихий в сочетании его со словом человек. Синонимами к нему в словосочетании тихий человек является - незаметный, скромный; в словосочетании тихий голос - слабый, еле слышный; в словосочетании тихая езда прилагательному тихая синонимичны - медленная, спокойная и т.д. Слово прибыль тоже имеет несколько синонимов: выгода, нажива, барыш. Однако не всегда это слово можно заменить любым из указанных синонимов. Так, во фразе Прохор Петрович меж тем производил полугодичный подсчет оборотам. Баланс показывал прибыль (Шишк.) нельзя слово прибыль заменить, например, словами барыш, нажива или выгода, так как будет искажен смысл всей фразы; слово прибыль в данном контексте является стилистически наиболее уместным и точным.

В условиях контекста слова могут быть взаимозаменяемы синонимами (например, взор - взгляд; пьедестал - постамент; штиль - безветрие; великан - гигант, колосс, исполин, титан и т.д.). Однако слова, группирующиеся в общий синонимический ряд, не всегда могут быть взаимозаменяемы (см. пример со словами прибыль - выгода, нажива и пр.). Слова-синонимы имеют в составе синонимического ряда какое-то одно, как правило, стилистически нейтральное стержневое (основное) слово, которое принято называть доминантой (лат. dominans - господствующий). Таким является, например, глагол говорить по отношению к словам, стилистически окрашенным - молвить, изрекать, бурчать и др.

Синонимические возможности русского языка разнообразны; синонимами могут быть и разнокорневые слова (величие - грандиозность; метель - вьюга, буран) и однокорневые (величие - величавость, величественность; метель - метелица; беспринципный - непринципиальный). В синонимическом ряду вместе с отдельными словами могут быть объединены сочетания служебных и знаменательных слов (назло - в пику; анонимный - без подписи), слова и терминологические сочетания слов (авиация - воздушный флот; дантист - зубной врач) и др.

Роль синонимов в речи исключительно велика: они помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова, точнее, четче передают мысли, позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления, качества и т.д.

Наряду с общелитературными, принятыми, узуальными (лат. usus - обычай) синонимами в процессе употребления в речи (особенно в языке художественной литературы) в роли синонимов выступают слова, которые в обычном употреблении не имеют ничего общего в своем значении. Например, в предложении: Вышла румяная девка и стукнула на стол самовар (М. Г.) слово стукнула синонимизируется со словом поставила, хотя в общелитературном языке они синонимами не являются. Подобное употребление называется окказиональным (лат. occasional - случайный), обусловленным индивидуальным отбором слов только для данного контекста. За такими словами устойчивого закрепления синонимических значений в системе языка не наблюдается. Они не отражены в словарях.

По количеству слов синонимические ряды неодинаковы: одни имеют в составе два-три слова (брак - супружество; авторитет - вес, престиж), другие включают в свой состав большое количество слов и оборотов (победить - одолеть, разбить, разгромить, побороть, сломить, осилить, восторжествовать, пересилить, справиться, взять верх, одержать победу и др.).

Основываясь на различиях в семантике и стилистической окраске, представляется правомерным выделить три наиболее общих разряда синонимов:

1) Семантические синонимы - это стилистически нейтральные слова, отличающиеся друг от друга оттенками основного, общего для каждого из них значения. Например, слова «смелый» и «храбрый» объединены общим значением - «не испытывающий страха», но «смелый» - не только не знающий страха, но и решительный в преодолении препятствий. Примеры: Вы используете довольно смелые и модные решения в одежде. Ты храбрый воин, тебе не ведом страх.

Основное назначение семантических синонимов в языке - служить средством точного выражения мысли в каждом частном случае речевого употребления. Например, слова надоесть и наскучить имеют общее значение - стать неприятным от частого повторения, но в слове наскучить есть еще дополнительный оттенок, обусловленный его этимологической связью со словом скука: надоесть, вызвав скуку. Слово наскучить лучше применять с одушевленными предметами, а слово надоесть с неодушевленными. Например: Умный и интересный человек никогда не наскучит и не примелькается. Сколько не смотри на море, оно никогда не надоест.

2) Стилистические синонимы - это слова, тождественные по своему значению и различные по стилистической окраске или имеющие разную сферу употребления. Например: кусок (фильма), отрывок, фрагмент; отменить, упразднить, аннулировать.

В каждой паре стилистических синонимов или в ряду непременно будет слово стилистически нейтральное.

Стилистическая синонимика широко распространена среди слов всех частей речи, например: волк - бирюк, губы - уста, лоб - чело, петух - кочет, багровый - багряный, голый - нагой, любовный - амурный, действительный - реальный, спать - почивать, есть - жрать, холодно - студено, сей - этот, чем - нежели, как - ровно, чтобы - дабы и т. д.

Среди стилистических синонимов наблюдается большое количество существительных с конкретным значением, так как один и тот же конкретный предмет в различные эпохи в различных местах его распространения мог получать различные наименования.

Среди стилистических выделяют подгруппы:

  • а) по сфере употребления (нейтральный, книжный, разговорный, просторечный);
  • б) по экспрессивно - стилистической окраске различают нейтральные, общеупотребительные (поэтические, просторечные, диалективизмы);
  • в) по активности употребления (устарелые (архаизмы), активные, новые).
  • 3)Семантико-стилистические синонимы - это слова и их эквиваленты, обозначающие одно и то же явление объективной действительности и различающиеся не только стилистической окраской, но и оттенками общего для каждого из них значения. Например: «Сытые лошади их, мотая куце обрезанными хвостами, закидали, забрызгали снежными ошметками» (М. Шолохов); «Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная» (М. Горький). Слово кляча означает тощая, больная лошадь»; как эмоционально окрашенное, слово «кляча» и стилистически противопоставлено нейтральному слову «лошадь».

Синонимами являются и слова идти - плестись. Они обозначают одно и то же действие, только слово идти стилистически нейтрально, слово плестись - разговорное и, помимо общего значения, содержит еще дополнительные оттенки: плестись - это идти с трудом, медленно, едва переставляя ноги.

Работать и корпеть - синонимы, только слово корпеть, как просторечное противопоставлено стилистически нейтральному слову работать, и отличается от него оттенками значения: корпеть - это работать кропотливо и усердно, преодолевая трудности, преимущественно выполняя мелкую, трудоемкую работу. Например: «А отец захлопотался, корпел, разъезжал, писал, и знать ничего не хотел» (Тургенев).

Общее значение слов бояться, трусить - испытывать чувство страха, боязни. В слове трусить, помимо указания на испытываемое чувство страха, робости, есть еще оттенок презрения к тому, кто это чувство испытывает. Бояться - слово стилистически нейтральное, трусить - разговорное. Например: «Не мнишь ли ты, что я тебя боюсь?»; «Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости, он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостью» (А.С. Пушкин).

  • 4) Контекстуальные синонимы, сближенные в условиях контекста. Пример: богатый, большой внутренний мир.
  • 5) Абсолютные синонимы (дублеты) - не имеющие семантических и стилистических различий, но отличающиеся по сочетанию. Синонимы не одинаковы по своему звучанию, структуре и происхождению. Однако могут наблюдаться в языковой системе и такие синонимы, которые по своему значению и отношению к контексту не различаются в настоящее время совершенно. Они называются абсолютными синонимами или лексическими дублетами. Их существование в языке оправдано только его развитием и представляет собой обычно явление временное. Чаще всего такого рода синонимы существуют или как параллельные научные термины.

Например, лингвистические термины:

орфография -- правописание;

номинативная -- назывная;

фрикативный -- щелевой и т. д.,

или как однокорневые образования с синонимическими аффиксами:

лукавость -- лукавство;

убогость -- убожество;

сторожить -- стеречь и т. д.

С течением времени абсолютные синонимы, если они не исчезают, дифференцируются, расходятся или по семантике, или по стилистическим качествам, или по употреблению, превращаясь либо в синонимы в полном смысле этого слова (например: голова -- глава; верить -- веровать), либо в слова, в синонимических отношениях не находящиеся (например: любитель -- любовник -- влюбленный). Следует учитывать, что в целом ряде случаев в синонимах наблюдаются очень незначительные, едва уловимые различия. Пример: азбука - букварь; пристань - гавань; самолет - аэроплан. Впоследствии такие слова могут принять другую смысловую или стилистичекую окраску, и прейти в другие группы синонимов.

6) Однокоренные синонимы - имеющие один и тот же корень, но приобретающие различные стилистические окраски и сочетания синонимы. Например: бой - бойня, старина - старинка, отчизна - отечество.

Так, если сопоставить синонимы труд -- работа, то основное различие между ними будет заключаться в семантических особенностях слов. Синонимизироваться слова труд и работа будут лишь тогда, когда они выражают понятия «занятие, труд» или «продукт труда, изделие, произведение чего-либо». Например: Работа дворника - это большой труд. Он брёл с трудом передвигая ноги. Слово работа обладает значением «деятельность» (Например: работа сердца), или значением «служба» (выйти на работу; поступить на работу) и т.д.

Разница между синонимами спать -- дрыхнуть -- почивать проявляется, в характерной для каждого слова эмоционально-экспрессивной и стилистической окраске: глагол «спать» является межстилевым и нейтральным обозначением соответствующего состояния, глагол «дрыхнуть» -- просторечным и неодобрительным, глагол «почивать» -- устаревшим и ироническим и т. д.

В синонимических парах аэроплан -- самолет, макинтош -- плащ синонимы отличаются своей употребляемостью: аэроплан и макинтош относятся к устаревшим словам, самолет и плащ входят в состав актуальной лексики современного русского языка. Синонимы внезапная -- скоропостижная, карий -- темно-коричневый, разбить -- расквасить и т. д. отличаются друг от друга способностью сцепляться с другими словами: слова «скоропостижная, расквасить» прикреплены в своем употреблении к словам «смерть, нос» (нельзя сказать «скоропостижный приезд», «расквасить врага» и т. д.), слово «карий» употребляется в отличие от синонимического прилагательного «темно-коричневый» лишь для обозначения цвета глаз и лошадей (в последнем случае как устаревшее) (нельзя сказать «карий карандаш», «карее пальто» и пр.).

В современном русском языке существует несколько типов синонимов, выделяемых в зависимости от характера различий между словами при общей их смысловой близости.

Слова, одинаковые по смыслу, называются полными синонимами , абсолютными синонимами , или лексическими дублетами: языкознание=лингвистика, бросать=кидать, глядеть=смотреть, прекращаться=переставать, забастовка=стачка, подлинник=оригинал, везде=всюду, правописание =орфография, конница = кавалерия . Это слова, не имеющие ни семантических, ни стилистических различий. С этой точки зрения все остальные типы синонимов являются неполными, относительными. Полных синонимов в русском языке немного, поскольку язык старается избегать дублирования.

Неполные синонимы (квазисинонимы ) .

Семантические (идеографические, понятийные), обозначая одно и то же явление действительности, выделяют в нем разные стороны и отличаются поэтому друг от друга оттенками своего значени я.

Если значение одного из квазисинонимов полностью «вкладывается» в значение второго и при этом в значении второго есть еще некоторые смысловые компоненты, то между ними ‑ отношения «включения». Слова нести = тащить, нападение = агрессия соотносятся именно таким образом: тащить – это нести, но с трудом (мешок можно и нести, и тащить, но тащить чашечку кофе, например, нельзя); всякая агрессия является нападением , но не всякое нападение можно считать агрессией (в сочетании нападение грабителей на прохожего слово нападение нельзя заменить агрессией).

Значения двух квазисинонимов могут иметь общую часть, а значение каждого из них отличается какой-то особенностью, в этом случае их значения «пересекаются». Так, жадный значит ‘одержимый страстью захватывать чужое’, скупой ‑ ‘одержимый страстью не отдавать своё’. Рассмотрим следующую группу синонимичных существительных: безветрие, тишь, затишье . Все они обозначают ‘отсутствие ветра’, но отличаются друг от друга оттенками своих лексических значений: слово безветрие имеет значение ‘полное отсутствие ветра, тихая погода’; слово тишь – ‘спокойствие, отсутствие шума’; слово затишье – ‘ослабление, временное прекращение ветра, шума’.

Стилистические синонимы , обозначая одно и то же явление действительности, отличаются друг от друга стилистической принадлежностью . Они имеют также различия в смысловой выразительности и эмоциональной окрашенности. Примером стилистических синонимов могут служить слова спать – почивать – дрыхнуть . Глагол спать является нейтральным в стилистическом отношении и не содержит эмоциональной окраски. Глагол почивать является устаревшим, по стилистической принадлежности – книжным; слово дрыхнуть является просторечным с эмоциональной оценкой неодобрения.

К стилистическим или разностилевым синонимам относятся также слова: лицо – лик – морда (нейтральное – книжное – просторечное), умереть – скончаться – помереть (нейтральное – книжное – разговорное), удовлетворительное – тройка , устать – умаяться (нейтральное – разговорное), довод – аргумент, взгляд – взор (нейтральное – книжное).

В рамках стилистических синонимов выделяются также:

а) Синонимы, отличающиеся друг от друга степенью современности. В таком синонимическом ряду одно слово относится к современной лексике, другое – к устаревшей: самолет – аэроплан, министр – нарком, этот – сей, кино – кинематограф ;

б) Синонимы, различающиеся сферой употребления. Сюда входят, например, ряды, состоящие из общенародного слова и термина или профессионализма: кухня – камбуз, повар – кок (морск.), желтуха – гепатит (мед.), страница – полоса (полиграф.); литературно-жаргонные ряды: родители – предки, столовая – кормушка, нож – перо, обыск – шмон ;

Семантико-стилистические синонимы различаются как оттенками лексических значений, так и стилистической окраской. Примером таких синонимов могут служить глаголы идти и плестись , которые обладают близким, но не тождественным значением: идти – «двигаться, переступая ногами», а плестись – «передвигаться медленно, вяло». Следовательно, глагол плестись имеет дополнительный семантический оттенок – «передвигаться с трудом, едва переступая ногами». Кроме того, синонимические глаголы идти и плестись отличаются и стилистической принадлежностью: глагол идти является нейтральным, а глагол плестись употребляется в разговорной речи с эмоциональной оценкой неодобрения. Таким образом, слова идти и плестись являются семантико-стилистическими синонимами. Сравн. Также: запас – резерв : запас общеупотребительное слово, обозначает «все, что заготовлено впрок»; резерв – книжное, специальное, имеет значение «то, что оставлено для особого, исключителного случая». Семантико-стилистические отличия характерны также для синонимов сердиться – злиться (разг.), поспешный – скоропалительный (разг.), есть – жрать (прост.);

Все приведенные ранее синонимы являются общеязыковыми, т. е. они свойственны лексической системе русского языка, понятны всем или подавляющему большинству его носителей. От общеязыковых следует отличать контекстуальные, или индивидуально-авторские синонимы . К ним относятся слова, которые вступают в синонимические отношения временно, только в данном контексте. Например, между словами осыпанный и оклеенный в лексической системе русского языка отсутствуют синонимические отношения. Однако в рассказе «Челкаш» А.М. Горький употребляет слово оклеенный как синоним слова осыпанный: Он заснул с неясной улыбкой на лице, оклеенном мучной пылью. Сравним еще примеры употребления контекстуальных синонимов: Остап уже собирался взять фунта за крахмальный ошейник и указать ему путь-дорогу (ошейник – контекстуальный синоним слова воротничок ); Вся равнина покрыта сыпучей и мягкой известкой (известка снег ).

Многозначные слова могут входить в несколько синонимичных рядов, участвуя в каждом из них только одним значением. Так, низкий в значении ‘малый по высоте’ синонимично слову невысокий; квазисинонимично словам приземистый, низкорослый, малорослый (о человеке); в значении ‘относящийся к нижнему звуковому регистру’ составляет синонимический ряд с басовитый, басистый (например, о голосе); в значении ‘неудовлетворительный по качеству’ синонимичен слову плохой ; при обозначении определенного качества человека низкий вступает в синонимические отношения со словами подлый, бесчестный.

Синонимы могут различаться и по своей сочетаемости с другими словами. Так, коричневый имеет свободную сочетаемость со многими словами: карандаш, туфли, пальто. Значение карий является фразеологически связанным со словом глаза ; каштановыми могут быть только волосы .

12. Функции синонимов

В повседневной речи синонимы выполняют две новейшие функции для всех, кто владеет русским языком. Во-первых, это функция замещения одних слов другими. Она вызвана стремлением избегать в речи нежелательных повторений одних и тех же слов: Весь зал аплодировал. Хлопали, подняв руки . Во-вторых, функция уточнения . Человека с большим весом можно назвать и полным , и толстым , и грузным . При этом каждый из синонимов имеет свою особенность значения, подчеркивающую объем (полный), форму (толстый ), вес (грузный ). Такой человек может сесть или опуститьс я на стул, а может плюхнуться ; в дверь он не всегда входит – в узкую он втискивается или протискивается ; голос его может звучать, греметь, рокотать (если это бас), гудеть, сипеть и т. д.

С функцией уточнения связан прием нанизывания синонимов для подчеркивания тождества или смысловой близости слов: Умом, рассудком она во всем соглашалась с Сергеем. «Картотеку мы закроем, закопаем», - сказал Володя. В этом случае в одном синонимическом ряду могут оказаться слова, разные по стилистической принадлежности и эмоциональной окраске: Кричали, что это грешно, даже подло, что старик не в своем уме, что старика обманули, надули, облапошили (Дост.). Сравн. также: И скоро около дровяного склада собирается толпа… Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу (А.Чехов.) – здесь в синонимической паре толпа – сборище второе слово в значении «большое скопление людей» имеет стилистические пометы «неодобр.» и «разг.», что «снижает» его значение в тексте и служит выражением отрицательной оценки.

Использование синонимов может создавать комический эффект и быть средством характеристики персонажа:

-- Умерла Клавдия Ивановна, ‑ сообщил заказчик.

-- Ну, царствие небесное, ‑ согласился Безенчук. -- Преставилась , значит, старушка...

Старушки, они всегда преставляются... Или богу душу отдают , ‑ это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, ‑ значит преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее-та, считается, богу душу отдает...

-- То есть как это считается? У кого это считается?

-- У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете , что в ящик сыграли . А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить . А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул . Но самые могучие, когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают . Так про них и говорят: "А наш-то, слышали, дуба дал".

Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

‑ Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

-- Мне дуба дать или сыграть в ящик -- невозможно: у меня комплекция мелкая... (И. Ильф и Е. Петров. Двенадцать стульев)

Иногда наблюдается использование синонимов в так называемой антонимической ситуации. Например: этот город старинный, но не старый . Сравним следующее высказывание К.С. Станиславского: У актеров не руки, а руцы, не пальцы, а персты… Они не ходят, а шествуют, не сидят, а восседают, не лежат, а возлежат…

Антонимами (гр. anti – против + onyma – имя) называются слова с противоположными значениями.

В антонимические отношения вступают слова, которые соотносительны между собой по логической связи, общности семантики и грамматическим значениям (относятся к одной и той же части речи). Например, румяный – бледный, веселый – грустный, вежливый – грубый, здоровье – болезнь, радость – печаль. В приведенных парах заключены противоположные значения в области качества, состояния, а также свойства предметов и явлений. Антонимы могут выражать и контрастные понятия времени (рано – поздно, утро – вечер), пространства (близкий – далекий, юг – север), размера, объема (маленький – большой, мелкий – глубокий), чувства (любовь – ненависть, счастье – горе), возраста (старый – молодой), явлений природы (холод – жара, ветрено – тихо), контрастные понятия в области предметов и явлений, связанных с общественной деятельностью человека (труд – безделье, победа – поражение, мир – война) и др.

В антонимические отношения вступают далеко не все слова русского языка. Так, не имеют антонимов существительные с конкретным значением (дом, стол, стена), нет антонимов у числительных, у большей части местоимений и собственных имен. Как правило, нет антонимов среди качественных прилагательных, обозначающих названия цветов и их оттенков (за исключением немногих: черный – белый, темный – светлый), хотя в целом антонимические пары среди качественных прилагательных образуются особенно активно, и как раз именно это служит одним из отличительных признаков качественных прилагательных.

По структуре антонимы делятся на разнокорневые (день – ночь ) и однокорневые (приходить – уходить, революция – контрреволюция ).

Антонимы, как уже было сказано, обычно составляют в языке пары. Однако это не значит, что то или иное слово может иметь один антоним. Антонимические отношения позволяют выражать противопоставление понятий и в «незакрытом», многочленном ряду, ср.: конкретный – абстрактный, отвлеченный; веселый – грустный, печальный, унылый, скучный.

Подобная корреляция синонимических и антонимических отношений отражает системные связи слов в лексике. На системность же указывает и взаимосвязь многозначности и антонимии лексических единиц. При выборе антонимов учитывается возможность многозначности слова . Так, слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к словам благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).

14.Семантические типы антонимов .

Антонимические пары (в отличие от синонимов) различаются не стилистическими и эмоционально-оценочными признаками, а почти исключительно понятийными. Их логической основой являются несовместимые понятия, т. е. понятия, объемы которых не совпадают. Несовместимые понятия бывают трех видов - противоположные (контрарные) и противоречащие (контрадикторные), разнонаправленные (векторные).

1) Контрадикторные антонимы представлены парами, члены которых взаимоисключают друг друга. В контрадикторную оппозицию недопустимо включение нейтрального члена . Контрадикторные антонимы в основном представлены парами однокоренных слов, одно из которых заключает в себе отрицательный словообразовательный префикс, имеющих значение отсутствия или лишенности какого-либо признака, например, погрузка – разгрузка, добросовестность – недобросовестность . Такой вид противоположности показывает градуальность в выражении родового признака.

2) Векторные антонимы . Они представляют собой противоположность направлений: туда - сюда, вверх - вниз, восход - заход, подниматься - опускаться, войти - выйти, спуститься - подняться, зажечь - потушить, революция - контрреволюция.

В разделе «Лексика» вы уже познакомились с синонимами русского языка, эти знания пригодятся вам при изучении основ сти­листики.

Стилистическими называются такие синонимы , которые имеют одинаковые значения, но отличаются стилистической окраской. Среди стилистических синонимов обычно выделяют:

Синонимы, принадлежащие к разным функциональным стилем речи: жить-проживать; новобрачные-молодожены-молодые;

- синонимы, принадлежащие к одному и тому же стилю речи.

Они отличаются эмоциональной и экспрессивной окраской, пе­редающей отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Такая окраска оценивается по шкале «положительная - нейтральная - порицательная» - эмоциональная окраска и «степень интенсив­ности проявления качества или действия» - экспрессивная окраска. Ср.: 1) о человеке: толковый (положительная) - сообра­зительный (нейтральная) - башковитый, головастый (грубовато-фамильярная); 2) сказал - сказанул - ляпнул - брякнул; 3) сделал - отколол - отмочил - выдал. Как видно из примеров, помещен­ных под цифрами 1 - 3, все слова, кроме выделенных, которые являются стилистически нейтральными, принадлежат разговор­ному стилю. В разговорном стиле стилистическая синонимия представлена особенно широко, стилистических синонимов в речи гораздо больше, чем межстилевых. Вам известны такие слова: спать - почивать - дрыхнуть, глаза - очи - гляделки, солдат - воин - вояка, написать - начертать - нацарапать, письмо - послание - писулька. Во всех приведенных примерах представле­ны слова, которые употребляются в разных ситуациях общения, следовательно, в разных стилях речи. Первые слова каждой тройки примеров уместны практически во всех стилях и имеют ней­тральную стилистическую окраску, вторые уместны в поэтической речи и имеют ярко выраженный архаичный оттенок, сопровождающийся положительной окрашенностью; заканчивают ряды примеров слова, уместные исключительно в разговорной речи, имеющие просторечный характер и отрицательную окрашенность. А просторечные слова, как вы знаете из раздела «Слово и фразео­логизм как единицы лексической системы», лежат за границамилитературного языка.

846 . Продолжите запись синонимов в таблицу, размещая стилистические синонимы в горизонтальных рядах, смысловые и оценочные – в вертикальных.

1. Оживлять, вносить оживление, встряхивать, тормошить, расшевеливать. 2. Нерушимый, прочный, несокрушимый, незыблемый, крепкий. 3. Ослабеть, обессилеть, изнемочь, ослабнуть, выдохнуться. 4. Опозориться, оплошать, осрамиться.

847 . Определите оттенки смысла и эмоциональной окраски в следующих рядах синонимов. Укажите, в каких стилях речи возможно употребление того или иного слова. Докажите свою мысль. В случае затруднения справляйтесь в словарях.

1. Страх, трепет, оторопь, испуг, ужас, кошмар.

2. Жестокий, свирепый, бессердечный, бесчеловечный.

3. Смелый, отважный, неустрашимый, безбоязненный, лихой.

4. Удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить.

848. Составьте или подберите из текстов художественных произведений примеры предложений с синонимами. Запишите предложения.

Многие русские слова, по меткому выражению К.Паустовско­го, излучают поэзию. На точном языке науки это значит, что они обладают стилистической окраской, т.е. не только называют, но и оценивают называемый предмет, качество, действие и выражают связанные с ними эмоции (чувства), усиливают значение (пере­дают экспрессию) и дают оценку - одобрение, неодобрение, ласку, фамильярность, осуждение, шутку и т.д.

Стилистически окрашенные слова - это слова, об­ладающие стилистической окраской - эмоциональным, экспрес­сивным значением, которое добавляется к основному значению, называющему, определяющему предмет, признак, действие.

Такие слова широко используются писателями в произведени­ях художественной литературы. Все случаи удачного употребления стилистических синонимов становятся яркими поэтическими при­емами, помогают художнику слова создать неповторимые образы, углубляют впечатление от прочитанного.

Вспомните лишь некоторые из таких синонимов: глаза - очи, щеки - ланиты, лоб - чело, губы - уста и т. п.

Вы встречали такие слова в поэтических произведениях:

Ждала Татьяна с нетерпеньем,

Чтоб трепет сердца в ней затих,

Чтобы прошло ланит пыланье.

(А. С. Пушкин)

Моя слеза твоих ланит не обожгла ль?

(М. Ю. Лермонтов)

А.Фадеев, описывая свою героиню - Ульяну Громову, обра­щает внимание читателя на то, что сам он противопоставляет ней­тральному слову поэтический синоним. Писатель считает, что по­этическое слово точнее отражает внешность девушки: У Ули глаза были большие, темно-карие, не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, черными таинственными зрачками... Или у Иса­ковского встречаем: Где ж вы, где ж вы, очи карие, где ж ты, мой родимый край? М.Горький, описывая героиню, выбрал разговор­ное слово, имеющее оттенок крайней резкости, грубости: Старая хозяйка <...> говорит мне: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то ». Слово глаза является нейтральным, оно уместно во всех стилях, потому что служит названием данного понятия и не несет ника­кой дополнительной окраски. Мы встретим его и в поэзии, и в прозе, в разговорном и книжном стилях речи: И впился комар как paз тетке прямо в правый глаз (П.); Глаза Тани, обрамленные заиндевевшими ресницами, смело встретили его взгляд (Аж.).

849. Спишите слова, распределив их по экспрессивно-стилистической принадлежности на три группы: 1) нейтральные, 2) высокие, I) сниженные.

I. Думать, дума, боярская дума, передумать, надумать, выдумка, выдумщик, задумка, думанье, удумать.

II. Заказывать, указывать, пересказывать, сказывать, подсказать, выказывать, наказывать, отказывать, приказывать, предсказывать, пересказ, подсказка, предсказание, сказание, указ, наказ, отказ, приказ, сказ, заказ.

850. Укажите, какую стилистическую окраску имеют слова - фамильярную, ироническую или одобрительную. Какова сфера использования каждого слова? Составьте или подберите примеры из художественных текстов. Запишите их, отметьте орфограммы.

I. Отвыкать, привыкать, отвычка, привычка, отвыканье, привыканье, привычный.

II.Играть, проигрывать, заигрывать, поигрывать, подыгрывать, наигрывать, разыгрывать, отыгрывать, игра, проигрыш, наигрыш, розыгрыш, игривый, наигранный.

851. Какие из приведенных слов в своем прямом значении являются стилистически нейтральными, а какие имеют стилистическую окрашенность? Какова эта окрашенность? Докажите свою позицию. Приведите примеры использования в речи этих слов. Значения незнакомых слов ищите в толковом словаре.

I. Арбуз, барабан, белобрысый, билетерша, биссектриса, вода, всласть, голова, гуськом, дисциплинарный, завзятый, закадычный, верный, крыло, нос, небезызвестный, получать.

II. Абонемент, автобус, активист, ахать, аэрологический, барахтаться, бойкотировать, бросать, вконец, встреча, вальяжный, грузоотправитель, делать, иск, лед, малыш.

852. Определите, какова стилистическая окрашенность следующих слов. В каких стилях речи уместно употреблять каждое слово? В случае затруднений обращайтесь к толковому словарю. Составьте и запишите словосочетания со стилистически нейтральными словами.

I. Мальчуган, маргарин, мелкий, митинг, мутный, невыезд, обновка, огонь, осень, петь, плечо, пустой, равновеликий, раз узнать, рано, рассказать, реактив, реализм.

II. Город, гусь, дебелый, деликатничать, долговязый, егоза, ерунда, ехать, живность, задира, запад, запал, коалиция, речушка, рядком, секвестр, семь, чаевничать.

853. Распределите данные слова на три группы: 1) стилистически нейтральные, 2) слова с положительной окраской, 3) слова с отрицательной окраской. Составьте и запишите предложения со словами первой группы. Лексическое значение незнакомых слов ищите в толковом словаре.

I. Дева, десант, домкрат, душечка, дылда, жарища, задири­стый, задувка, заегозить, зазеваться, зазноба, зазорно, закавыка, зевака, инспирирование, ирреальный, итого, лодка, ротация, реакция.

II. Авизо, авось, агитбригада, адепт, бестия, бидон, быстрый, внедрение, градусник, добраться, мозоль, наперечет, передовик, рвач, скрыться, старикан, строить, тонна-километр, тяжелый, улица, уныние, хваткий, целесообразность.

854. Приведите не менее 10 имен существительных, обозначающих профессии женщин: актриса, балерина, бортпроводница, воспитатель­ница, доярка и т.д. Используйте толковый словарь.

855. Определите стилистическую окрашенность каждого из слов, при­веденных вами в предыдущем упражнении. Составьте и запишите с ними предложения.

856. Укажите, какие из слов, обозначающих профессии женщин (см. предыдущие упражнения), могут быть заменены в случае необходи­мости соответствующими существительными мужского рода. Проверьте себя по толковому словарю.

857. Подберите из журналов и газет и запишите 10 примеров употреб­ления существительных, обозначающих профессии мужчин и женщин.

858. Продолжите предложенный синонимический ряд, добавив про­пущенные, по вашему мнению, имена прилагательные. В случае затруд­нений обращайтесь к словарю синонимов. Охарактеризуйте смысловые опенки и стилистическую окрашенность каждого синонима. Составьте или подберите предложения с этими словами, запишите их. Обозначьте встретившиеся орфограммы.

Известный, популярный, знаменитый, прославленный, слав­ный, знатный, именитый, выдающийся, нашумевший, пресло­вутый.

859. Из фрагмента романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» выпишите синонимический ряд слов, связанных со словом умереть. Укажите стилистическую окрашенность синонимов. Проверьте по словарю стилистические пометы.

Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.

Ну, царствие небесное, - согласился Безенчук. - Престави­лась, значит, старушка... Старушки, они всегда преставляются... Или Богу душу отдают, - это смотря какая старушка... Ваша, на­пример, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее - та, считается, Богу душу отдает...

То есть как это считается? У кого считается?

У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, то в ящик сыграли. А который человек тор­говый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондукто­ра или из начальства кто, то считается, что дуба дают...

Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

Я - человек маленький. Скажут: «Гигнулся Безенчук».

860. Прочитайте предложения, найдите синонимы. Укажите, какие из синонимов различаются лексическим значением. Проверьте себя по толковому словарю. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и вставляя необходимые знаки препинания.

I. 1. В эту минуту презрение заглушило во мне все чу..ства (не)нависти и гнева. 2. Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках с б..зумной яростью в очах. 3. Ты лжеш.. мерзавец! вскричал я в бешенстве. Ты лжеш.. самым бе..стыдным образом!

(А.Пушкин)

II. 1. И знают все на свет., страны все острова материки: сроднились воды океана и Волги (матушки) р..ки (Тв.). 2. Сп..ртсмены всех континентов приняли участие в Олимпийских играх в Сидне.. (Газ.).

861. Прочитайте предложения, найдите синонимы. Укажите, какие из синонимов различаются стилистической принадлежностью. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните свой выбор.

I. 1. Лунев медле(н,нн)о пош..л по широкой ал..ее вдыхая глубоко душистый запах лип. (М.Г.) 2. Прибой набросал на камин п..хучей морской травы. (М.Г.) 3. Из(за) каждого угла – цветы! Пышные ар..матные цветы. (Фед.)

II. 1. Маша улыбнулась ее лицо ож..вилось. (Т.) 2. Де..ский лик ц..ревича был ясен. (П.) 3. Из лавок высовывают..ся со(н,нн)ые физиономии. (Ч.) 4. Саня (полу)сидел на ст..ле рисуя рожи. (Кав.)

862. Прочитайте предложения. Найдите синонимы. Укажите, чем они отличаются: значением, принадлежностью к разным стилям речи или эмоциональной окраской. Спишите предложения I части, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясните. Озаглавьте текст II части, выпишите из текста синонимический ряд. Зачем Л.Леонов ис­пользовал синонимы?

I. 1. Беседа Анны Сергеевны с Базаровым продолжалась н..долго. (Т.) 2. Восемь дней сраженье длилось. (П.) 3. В глуш.. во мраке заточенья т..нулись долго дни мои. (П.)

II. А тут народ начинает приходить. Мальчик от сапожника прибегает, смерзшими ногами выбивая дробь. Извозчик входит, синей тушей вгоняя холод в лавку. Дудин Ермолай, скорняк, всовывается сюда же.

А вокруг двигались, уплывая назад, старознакомые виды Егоровой стороны. Плыли мимо глухие овраги... Полянка резвая убегала, на которой в гостях у бедрягинского дядьки игрывал в лапту с ребятами Егорка.

(Л.Леонов)

863. Прочитайте предложения. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Выделите стилистические синонимы в предложениях. Укажите их стилистическую окраску, определите роль в речи.

1. Аптекарша была б..локурая жен..щина и в свое время благо­получно р..дила аптекарю доч.. б..лобрысую и з..лотушную. (Герц.) .2. Унылая грус..ная дружба к ув..дающей Саше имела печальный траурный отбл..ск. (Герц.) 3. Катя обожала природу и Аркадий ее побил хоть не смел пр..знаться в этом. (Т.) 4. Она иногда сидит в живописной позе но вдруг... эта карти(н,нн)ая поза нарушится вовсе неожида(н,нн)ым и опять..бворожительным жестом. (Гонч.) 5 У нас с вами и так дуэль, постоя(н,нн)ый поединок непр..рыв­ная борьба. (Остр.) 6. Ему [Коровину] хотелось чего-то гигантского необъятного п..ражающего. (Ч.) 7. Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упое(н,нн)о хохотал - именно хохотал, а не смеялся! (Бергг.)

864. Разграничьте фразеологические выражения по стилистической принадлежности: выделите уместные в разговорном и книжных стилях речи, отметьте нейтральные. Докажите свою точку зрения, покажите примеры использования любых пяти фразеологизмов в речи. В трудных случаях справляйтесь во фразеологическом словаре.

1. Вещь в себе; загребать жар чужими руками; командировочное удостоверение; первая ласточка; попасться на удочку; семь пят­ниц на неделе; ходить на задних лапках; час от часу.

2. Губа не дура; нелегкая дернула; положа руку на сердце; пря­мой угол; средь бела дня; с одной стороны... с другой стороны...; стрела прогиба.

865. Прочитайте фразеологизмы. Выпишите, распределяя в два столбика: 1) стилистически нейтральные, 2) стилистически окрашенные и скобках укажите - положительную или отрицательную окраску они имеют). В каких стилях речи уместно употребление каждого фразеологизма?

1. В ус не дуть; головной убор; делать из мухи слона; единовре­менное пособие; грецкий орех; дать стрекача; переливать из пус­того в порожнее; шевелить мозгами; сизифов труд; кисейная ба­рышня; белая ворона.

2. Валять дурака; задать баню; кот наплакал; пристать с ножом к горлу; между Сциллой и Харибдой; умыть руки; типун на язык; архимедов рычаг.

866. Прочитайте фразеологизмы. Объясните их значения, заменив синонимичными выражениями; составьте с ними предложения. Как изменились значения? Запишите предложения с фразеологизмами, уместными в поэтической речи; в случае затруднений справляйтесь во фразеологическом словаре.

1. Держи карман шире; железная дорога; иметь место; море по колено; марионеточное правительство; ничтоже сумняшеся; ума не приложить; рукой подать.

2. Ахиллесова пята; ломать голову; попасть впросак; тертый калач; верста коломенская; тяжелый на подъем; уши вянут; фиктивный капитал.

867. Найдите синонимы в предложениях, укажите, чем они отличаются друг от друга, определите стилистическую окраску синонимов.

1. Нездорова, говоришь ты? Больна? (Л.) 2. На цыпочках вошел Андрей Васильевич Гудович. - Спит? - Так точно, изволили не­чаянно почить. (Шишк.) 3. И оттого музыка так страшно, так ужас­но действует. (Л.Т.) 4. Но вместо твердой цели, во всем была не ясность, путаница. (Д.) 5. У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею. (Ч.) 6. Это уж, друг мой, глумление, издевательство. (Ч.) 7. Девушка оглядела его озорными неспокойными глазами. - Вы здешний? - Тутошний. (Ш.)

Вопросы для самопроверки

1. Какие слова называются синонимами?

2. Чем различаются синонимы? Приведите примеры.

3. Какова роль синонимов в речи?

4. Какие виды стилистической окрашенности слов вы знаете?

5.Как связана стилистическая окрашенность с эмоционально-экспрессивной окрашенностью? Докажите.

Задания для самостоятельной работы

868. Составьте и запишите словосочетания или предложения с данными синонимами. Значения незнакомых слов проверяйте по толковому словарю. Укажите стилистическую окраску синонимов.

1. Обрести, найти. 2. Строить, возводить. 3. Отвлекать, отры­вать. 4. Смелый, храбрый, доблестный, мужественный, отважный. 5. Большой, огромный, масштабный. 6. Мизерный, маленький, крохотный.

869. Прочитайте предложения. Найдите синонимы, укажите, чем они отличаются друг от друга, определите их стилистическую принадлежность и окраску. Спишите первые пять предложений, вставив пропущенные буквы и знаки препинания и раскрыв скобки.

1. - Ведь он же (н..)умен мама! Пойми мама он глуп! (Ч.) 2. Но ведь я же вас..бобрал черт возьми..грабил! Ведь я украл у вас! (Ч.) 3. (На)против: чем хуже становились его обстоятельства тем надме(н,нн)ее (не)приступнее и высокомернее становился он. (Т.) 4. В этот миг он уже понял что поступок ее не в силах увлеч.. ос­тальных бе..смыслен безрассуден обречен. (Ш.) 5. Я никогда (не) видывал более проницательных и умных глаз как его крошеч..ные лукавые гл..делки. (Т.) 6. Мне хочет..ся не есть в человеческом смысл.. желания пищи а жрать, как голодному волку. (Леон.) 7. А гово­ришь ты как? Ужас! Вместо квартира - фатера, вместо эвакуиро­ваться - экуироваться, вместо как будто - кубыть. (Ш.) 8. Но здесь уж тицианов глаз становит..ся внутре(н,нн)им оком. (Сельв.)

870. Составьте и запишите примеры употребления синонимичных выражений в речи. Всегда ли соотносятся значение и стилистическая окрашенность предложений? Во всех ли случаях неизменно лексическое значение слова?

1. Книга для детей - детская книга. 2. Инженер из Москвы - московский инженер. 3. Ручка от двери - дверная ручка. 4. Красное лицо - лицо красного цвета. 5. Работник почты - почтовый ра­ботник - почтальон. 6. Билет без плацкарты - бесплацкартный билет.

871. Ниже даны предложения, выражающие одну и ту же мысль. Выделите среди них синтаксические синонимы. Определите их стилистическую окрашенность. Можете ли вы добавить свои примеры? Составьте по аналогии свой ряд подобных синонимов, используя материал для справки.

Он не поднимет эту штангу. - Эта штанга ему не по зубам. - Где ему поднять эту штангу! - Эту штангу ему не поднять. - Так он и поднял эту штангу! - У него не хватит сил поднять эту штангу. - Поднять эту штангу - это ему не под силу. - Эта штанга не для него! - Он не имеет возможности поднять эту штангу. - Он бы эту штангу поднял, да силенок не хватит. - Он не тот человек, который может поднять эту штангу. - Кто бы поднял эту штангу, да только не он. - Поднятие этой штанги требует таких сил, которых у него нет. - Чтобы поднять эту штангу, нужны не такие с илы, как у него. - Поднять эту штангу - для него дело немыслимое.

Для справки: «Спартак» не выиграет этот матч.

872. Сравните следующие словосочетания. Укажите, в каких стилях речи и каких ситуациях общения они уместны. Различаются ли они своим лексическим значением? Составьте и запишите предложения.

1. Шли через лес - шли лесом, облегчить. 2 Написала письмо к Онегину - написала письмо Онегину. 3. Работа на селе - работа в селе. 4. Стоит у столба - стоит возле столба. 5. Пропущен вне очереди - пропущен без очереди.

873. Прочитайте и сравните примеры. В каких примерах нарушены нормы литературного языка? Выпишите стилистически нейтральные и книжные словосочетания.

1. Молчал весь вечер - молчал в продолжение всего вечера. 2. Служил во флоте - служил на флоте. 3. Пострадал из-за соседей - пострадал через соседей. 4. Боролся во имя счастья - боролся за счастье. 3. Быть веселым в жизни - быть веселым по жизни.

874. В пейзажном описании И.Гончарова пропущены слова, они вынесены в скобки и соединены с другими близкими по смыслу словами Выберите из предложенного синонимического ряда то слово, которое употребил писатель. Докажите свою правоту. Проверьте себя по тексту романа И. Гончарова «Фрегат «Паллада».

Зато природа на Люсоне (одинакова, постоянна, неизменна, обыкновенна), как везде, и (роскошна, богата, великолепна, не обыкновенна), как нигде. Как (прекрасен, чудесен, замечателен, потрясающ) этот союз северного и южного неба, будто встреча в объятия двух красавиц! Крест и Медведица, Орион и Конопус так близко кажутся друг от друга... Необыкновенны (изменения, переливы, превращения, переходы) вечернего света на небе - яшмовые, фиолетовые, лазурные, наконец, такие странные; темные и прекрасные тоны, под какие ни за что не подделаться че­ловеку! Где он возьмет цвета для этого пронзительно-белого луча здешних звезд? Как нарисует это (томление, истому, мление) вечернего, только что покинутого солнцем и отдыхающего неба, эту теплоту и кротость лунной ночи? Чудесен и (аквамариновый, синий, голубой) залив, и зеленый берег, дальние горы, и все эти пальмы, бананы, кедры, бамбуки, черные, красные, коричневые деревья, эти ручьи, островки, дачи - все так ярко, обворожительно, фантастически прекрасно!

Слова для справок: неизменна, богата, прекрасен, переливы, мле­ние, голубой.

875. Найдите в произведениях, которые вы изучаете на уроках лите­ратуры, примеры поэтических слов, которые в обиходно-бытовой речи сегодня не используются. Найдите современные синонимы этих слов и подберите примеры использования стилистических синонимов. Запиши­те примеры. Укажите разные виды стилистической окрашенности слов.