На кавказе какой язык. Федеральное агентство по образованию российской федерации. Много сторонников имеет гипотеза И.М. Дьяконова и С.А. Старостина о родстве нахско-дагестанских языков с древними языками Малой Азии - хурритским и урартским языками. Эта ги

Гряда великих Кавказских гор простирается от Черного моря до Каспийского. К северу от них находится западная часть евразийской степи; к югу – холмистая местность, называемая Северным Двуречьем. Как степь, так и Северное Двуречье были центрами экономической и политической мощи, начиная с эпохи Неолита. Все это время они были каналами, по которым происходило перемещение людей и языков между Азией и Европой. Сам Кавказ был главным каналом, через который неолитическая революция, сельское хозяйство, скотоводство и последующие технологические новшества распространялись из Двуречья в восточную Европу. Кавказ – это зона «биологического убежища», где можно встретить виды, которые не встречаются нигде более, и где существует уникальная флора и фауна. С древних времен Кавказ известен также своим лингвистическим разнообразием. Его можно назвать «зоной лингвистического убежища» в том смысле, что здесь находятся целых три отдельных языковых семьи, которые являются исконно кавказскими, не имеющими родственных языков где-либо еще.

Исследование языков

Коренные языковые семьи Кавказа:

  • Картвельская или южно-кавказская семья, возраст которой составляет около 4500 лет. Эта семья включает в себя грузинский и три его родственных языка. Языки этой семьи распространены близ центральной и восточной Грузии, у подножий гор или в южных долинах. История грузинской письменности берет свое начало от создания в 4-м веке специально разработанного алфавита после того, как в Грузии было введено христианство. Этот алфавит используется до сих пор. Большинство грузин и других картвельцев являются христианами, но некоторые, особенно живущие южнее, относят себя к мусульманам.
  • Северо-западная кавказская или абхазско-адыгейская (или абхазско-черкесская) семья, имеющая неопределенный возраст (очевидно, она старше романской или славянской семей языков и моложе индоевропейской, которая насчитывает около 6000 лет), включает три или четыре родственных языка. Структурный тип этой семьи не характерен для евразийских языков. Эта семья распространилась вблизи побережья Черного моря. Носители северо-западных кавказских языков являются преимущественно мусульманами. В Турции и некоторых областях на Ближнем Востоке существуют диаспоры носителей этих языков, состоящие из предков эмигрантов, уехавших с Кавказа после его завоевания Россией в 19в. В различной степени они сохраняют эти языки.
  • Северо-восточная кавказская или нахско-дагестанская семья крайне разнообразна и насчитывает около 6000 лет. На родственных языках этой семьи разговаривают в центральном и восточном регионе Кавказа. Возможно, разделение произошло у подножий гор юго-восточного региона Кавказа, близ Каспийского моря и в Азербайджане. Ислам проник в Азербайджан очень рано, и оттуда уже распространился на Северный Кавказ, достигнув Чечни и Ингушетии в 17-18 вв. Несмотря на то, что большинство носителей северокавказских языков — мусульмане, народ Уди (который теперь проживает в трех деревнях Азербайджана и Грузии и являются потомками другого большого народа, давшего начала грузинскому народу) – это христиане-монофизиты. В Турции и Иордании проживают значительные чечено-ингушские диаспоры, потомки эмигрантов и высланных после завоевания Россией Кавказа в 19-м в. лиц. Здесь им удалось сохранить свой язык.

На Кавказе находятся также не коренные языки:

  • Осетинский язык принадлежит к северо-восточной ветви иранской группы индоевропейской семьи языков. Осетинский язык является потомком аланской группы сарматского языка, который был языком Скифского государства, размещавшегося на территории нынешней Украины, Южной России, Молдавии, Южного Урала. Сарматский язык был распространен в центральной части Кавказа и вероятно появился здесь в первом тысячелетии до н.э.
  • Карачаево-балкарский язык , два тесно связанных между собой диалекта северо-западной группы тюркских языков . В настоящее время на нем говорят в западном центральном нагорье северного склона. Вероятнее всего, что эти языки проникли на Кавказ после распространения кипчак-тюркского языка в западных степях в раннем средневековье.
  • Кумыкский – еще один тюркский язык северо-восточной равнины, который также появился в этом регионе в раннем средневековье. Возможно, кумыкский народ произошел от хазаров, чья империя простиралась от Волги до подножий дагестанских гор, но сам кумыкский язык восходит к кипчакскому тюркскому языку, который появился в северно-кавказских степях в средние века.
  • Азербайджанский язык (Azeri) относится к юго-западной группе тюркских языков , которая в девятом веке распространилась от центральной Азии до ирано-говорящего Азербайджана. Азербайджанский язык приобрел культурное значение со времен Персидской империи, ислам здесь появился рано. Письменность в азербайджанском языке появилась в 14 веке на основе .
  • Татский – это язык юго-западной группы иранских языков, на котором говорят в Азербайджане и вдоль побережья Каспийского моря. Он является потомком языка ирано-говорящего населения, господствовавшего некогда на территории Азербайджана до прихода сюда тюркских племен. Теперь на этом языке говорят анклавы евреев, мусульман и христиан.
  • Талышский язык относится к северо-западной группе иранских языков, на котором говорят сегодня в Азербайджане. Этот язык является потомком языков, присутствовавших в этом регионе до появления здесь тюркских племен .
  • представляет собой отдельную ветвь индоевропейской семьи языков. Армянский язык распространился на территории бывшего царства Урарту в седьмом веке до н.э. Армения приняла христианство в 300 г. после Рождества Христова, а некоторое время спустя был создан армянский алфавит как средство для распространения христианства. Самые ранние сохранившиеся документы на классическом армянском языке относятся к девятому и десятому столетиям. Следует заметить, что алфавит сохранился в первоначальном виде.
  • Древний урартский язык и его потомок хурритский использовали ассирийское письмо (клинопись). Регион распространения урартского языка – территория средневековой Армении.

Структурные типы языков

Коренные кавказские языки известны своей сложной системой согласных звуков (включая глоттализованные и фарингальные согласные), сложную морфологию и эргативность (идентичный падеж или другая маркировка субъектов непереходных глаголов и прямых дополнений переходных; особая маркировка субъектов переходных глаголов) . За три тысячелетия своего существования на Кавказе осетинский язык заимствовал у своих соседей-языков многие слова, ряд глоттализованных согласных и свойства западно-кавказских гласных к централизации. Но тем не менее в нем отсутствуют следы фарингальных согласных, фарингализации или эргативности.

Все три коренных кавказских языка имеют эргативные конструкции, но используют совсем разную морфологию: грузинский язык указывает на свои синтаксические связи с помощью комбинации падежей и глагольного согласования, преимущественно префиксального; чеченский язык – с помощью падежей; а абхазский полностью лишь усложненной глагольной префиксацией. Абхазский язык также изменяет свои постпозиции и зависимых существительных, в то время как грузинский и чеченский используют родительный падеж для указания обладания.

Языковые контакты, билингвизм и вертикальность

Так уж повелось, что традиционно на Кавказе не существовало какого-то единого языка (lingua franca). Наоборот, между соседними общинами наблюдался билингвизм и многоязычие. На современном этапе до завоевания Кавказа Россией в середине 19го века устойчивая схема была вертикальная: в нагорных деревнях многие люди знали язык(и) деревень, находящихся ниже них по склону, но не наоборот. Это было вызвано тем, что рынки и зимние пастбища находились в долинах, в то время как высокогорье сулило меньшие экономические преимущества.

Мужское население нагорных деревень было кочевым, и возможно большую часть своего времени они проводили в долинах. Естественно предположить, что в таких условиях, языки долин имели тенденцию распространяться и в высокогорных местностях, сокращая тем самым территорию распространения высокогорных языков или полностью их замещая. В настоящее время и за всю известную историю и предысторию языки с большим количеством носителей распространялись как в низменностях, так и в высокогорье, продолжая распространяться в высокогорье, расширялись вертикально; эти экономически престижные и/или культурно значимые языки распространились вертикально вверх. Языки с меньшим количеством носителей, включая несколько языков, которые распространены лишь в одной деревне, главным образом присутствуют в высокогорье. Такая картина наблюдалась в малый ледниковый период (позднее средневековье и до середины 19го века), период глобального похолодания, в котором высокогорные хозяйства и пастбища были ненадежными, в то время как долины были более благоприятны.

Но, имеются свидетельства, что прежде нагорные общины были больше и привлекательнее, а их языки получали распространение в долинах, и что нагорные общины образовывали и содержали колонии в долинах . Чечено-ингушская изоглосса и непрерывное распространение таких языковых семей, как чечено-ингушская, аварская и лакская указывают на это явление. В основном, сравниваются география, масштабы распространения речи общин, и это объясняется вертикальностью, экономикой и изменением климата.

Многоязычный Кавказ уже давно привлекает к себе пристальное внимание лингвистов. Однако далеко не все представленные на его территории языки принято называть кавказскими: последний термин объединяет только коренные, т. е. не индоевропейские и не тюркские, языки Кавказа. Тем не менее насчитывается примерно 40 кавказских языков. Они распадаются на три группы: абхазско-адыгскую (западнокавказскую), картвельскую (южнокавказскую) и нахско-дагестанскую (восточнокавказскую) (см. схему).

Двенадцать кавказских языков являются письменными: грузинский, абхазский, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский, чеченский, ингушский, аварский, лакский, даргинский, лезгинский, табасаранский. Лишь один из них - грузинский - располагает многовековой.литературной традицией (его наиболее древние памятники восходят к V в. н э) Установлено, что некогда имел свою письменность один из лезгинских языков дагестанской группы - удинский (см. Агванское письмо). Остальные языки являются младописьменными, так как стабильную письменность они получили только в пореволюционное время, хотя эпизодические опыты письменной фиксации таких языков, как аварский, лакский, даргинский и лезгинский, относятся еще к XIV-XVI вв

Различия между группами кавказских языков очень велики. Так, яркую особенность абхазско-адыгских языков составляет их исключительное богатство согласными звуками при крайней бедности гласных, сложное спряжение глагола при слабой развитости именного склоиеиия. Картвельские языки выделяются высокой насыщенностью текста согласными, наличием категории залога, развитостью сложноподчиненных предложений. Для нахско-даге-станских языков типичны богатые системы согласных, богатейшие в мире падежные системы (насчитывающие иногда более 40 падежей), системы именных классов.

Генетические взаимоотношения отдельных групп кавказских языков до сих пор остаются невыясненными. Одни ученые полагают, что они родственны друг другу, и рассматривают их, следовательно, как единую языковую семью. Другие считают такое родство вероятным, но недоказанным и поэтому говорят о трех разных семьях. Трудности доказательства взаимного родства этих групп связаны с большими различиями входящих в них языков по своему грамматическому строю и особенно в лексике Из-за отставания этимологических исследований, наиболее заметного в области нахско-дагестанских языков, все еще невозможно приступить к поиску закономерных зву-косоответствий в праязыковом материале всех трех групп, которые показали бы объективно их родство. Негативно сказывается в этом плане тот факт, что только грузинский язык располагает здесь многовековой письменной фиксацией. Наконец, кавказоведам далеко не всегда удается отделить исконные факты этих языков от возникших в процессе их контактов.

Что касается внешних генетических связей кавказских языков, то они представляются еще менее определенно. Уже в старой ориенталистике не было недостатка в фантастических гипотезах, увязывавших эти языки со многими языковыми семьями и не выдержавших испытание временем. Из современных гипотез последнего плана, по существу, лишь одна - так называемая эвскаро-кавказская (предполагающая родство кавказских языков с баскским языком Испании) - все еще оперирует, подобно многим старым построениям, всей совокупностью этих языков. Другие гипотезы обычно связывают с внешним миром какую-либо одну из этих групп. Сравним ностратическую гипотезу (см. Праязык), сближающую картвельские языки с несколькими другими семьями Старого Света, а также гипотезы о родстве абхазско-адыгских языков с хеттским языком древней Анатолии и о родстве нахско-дагестанских с хурритско-урартскими языками древней Передней Азии. Слабости этих построений вытекают из того обстоятельства, что они разрабатываются, как правило, не кавказоведами.

Хотя науке известен целый ряд примеров длительного и интенсивного языкового контактирования на Кавказе (сравним, в частности, сильное воздействие грузинского языка на остальные картвельские), результаты межгруппового взаимодействия оказываются весьма скромными. В целом еще более слабым в силу конкретных исторических условий жизни носителей этих языков должно было быть их взаимодействие в отдаленном прошлом. Не удивительно поэтому, что выдвинутое еще в XIX столетии понятие так называемого кавказского языкового союза остается фактически не обоснованным.

На основании сопоставления ряда черт фонетического и грамматического строя картвельских и индоевропейских языков высказано предположение о том, что в древности они могли входить в единый языковой союз.

При поиске информации в интернете можно наткнуться на интересные запросы пользователей:

Немного смеха и пара шуток на эту тему сменились желанием действительно разобраться в вопросе. Рассказываем.

Все не так просто. На территории современного Кавказа распространено более 60 языков. Некоторые из них включают несколько диалектов. Одни языки родственны, другие совсем не похожи друг на друга. Но все языки народов Кавказа относятся к более крупным языковым семьям. Три такие семьи не имеют аналогов за пределами региона и называются автохтонными. К ним относятся картвельская , западнокавказская и восточнокавказская семьи.*

Картвельская семья включает грузинский, мегрельский, сванский и лазский языки. Эти языки распространены на территории пяти стран, а число говорящих превышает 4 млн.**

Западнокавказская (абхазо-адыгская) семья включает абазинский, абхазский, адыгейский и кабардино-черкесский языки. К этой семье относился и убыхский язык, но последние двадцать лет он считается мертвым - по некоторым данным последний убых умер в Турции в 1992 году. Сегодня численность говорящих на абхазо-адыгских языках в России и Абхазии составляет около 800 тыс. человек.***

Что касается восточнокавказской (нахско-дагестанской) семьи, то она самая крупная - сюда входят чеченский, ингушский, бацбийский, аварский, лезгинский, цахурский, андийский, ботлихский, годоберинский, каратинский, ахвахский, чамалинский, багвалальский, тиндийский, цезский, сагадинский, гинухский, капучинский, гунзибский, лакский, бежтинский, хваршинский, даргинский, цудахарский, сирхинский, кайтагский, кубачинский, чирагский, рутульский, агульский, арчинский, табасаранский, крызский, будухский, удинский, кистинский и еще несколько языков.**** Нахско-дагестанские языки подразделяются на четыре ветви, а вся группа включает 6 млн говорящих.***

Но и это еще не все. Помимо трех автохтонных языковых групп на Кавказе также распространены языки, «родственники» которых живут за пределами региона. К примеру, карачаево-балкарский, кумыкский, ногайский, азербайджанский языки входят в тюркскую группу языков, а осетинский - в иранскую. Кроме того, в некоторых регионах Кавказа говорят на талышском, татском, курдском, понтийском, украинском и, конечно, везде говорят на русском языке.

Пролили немного света на вопрос о том, на каких языках говорят на Кавказе, и вот десять самых сложных кавказских слов от читателей:

1. Лъим (аварский) – вода. Вроде коротко, но попробуйте произнести

2. Чалкъычыларыбызныкъыладанмыдыла (карачаево-балкарский). Мы насчитали 30 букв. Слово содержит вопрос: «Они из наших косарей?»

3. Хьхьахьхьари (лакский) – национальное блюдо. Не пробовали, но говорят, вкусное.

4. ЗыкъыкIуэцIырызгъэджэрэзыкIыжыфамыгъуэкъым (кабардино-черкесский). Человек, от которого вы это услышите, имеет в виду, что он уже не смог вывернуться.

5. Хъахъхъаенынхъомад (осетинский) – обороноспособность

6. Къалайламакъ (кумыкский) – лудить (т.е. запаивать)

7. Чекакухили (грузинский) – гром. Выглядит не очень сложно, но иероглифы грузинского языка таят в себе множество неведомых нам звуков.

Кавказ - особая историко-этнографическая область с очень сложным этническим составом. Наряду с народами, насчитывающими миллионы человек, здесь обитают множество этносов, чья численность не превышает нескольких тысяч человек. Большая часть их принадлежит к северокавказской семье языков. Анализ лингвистических и археологических данных позволяет предположить, что предки народов северокавказской языковой семьи - автохтонное население Кавказа. Возведение абхазо-адыгской ветви к древнему хаттскому языку и связь нахско-дагестанских языков с хуррито-урартскими - темы, привлекающие многих лингвистов. Однако связи эти на данный момент гипотетичны, и о происхождении современных северокавказских этносов от населения Урарту и государства хаттов сегодня также можно говорить лишь как о гипотезе.

С древних времен и особенно в средние века население Северного Кавказа находилось в постоянном контакте с разного рода кочевыми племенами. В I тыс. до н.э. и в начале нашей эры степное Предкавказье служило кочевьем для ираноязычных киммерийцев, скифов, сарматов, затем аланов. В IV в. на Кавказ пришли гунны, за ними - тюркский племенной союз акациров. В V в. их сменили новые тюрки-сабиры. В VI в. из_за Волги пришли тюрки-авары. В начале VII в. в Предкавказье возникает мощная конфедерация разных тюркских племен под названием Великая Болгария. Потом были Хазарский каганат, печенеги, Аланское царство, Золотая Орда. Все эти кочевники влияли на язык и культуру северокавказских народов. Часть кочевников (тюркоязычных, ираноязычных) оседала в предгорьях и горах Кавказа, становясь соседями автохтонного населения.

Языки и письменность

Объединить нахско-дагестанские и абхазско-адыгские языки в северокавказскую языковую семью (надсемью) предложил лингвист С.А. Старостин. Он руководствовался наличием в этих языковых группах существенных лексических схождений. У этой гипотезы достаточно противников среди лингвистов, но в этнографическом плане вполне правомерно рассматривать северокавказские народы в единстве из-за сходных условий проживания и общих черт материальной и духовной культуры.

К языкам абхазско-адыгской группы принадлежат абхазский, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский и убыхский (в настоящее время считается вымершим). Абхазы живут в Абхазии, Аджарии, Турции и Сирии. В последних двух странах известны как черкесы. Есть абхазы и в России.

По языку и происхождению к ним близки абазины, живущие в Карачаево-Черкесской Республике, некоторых районах Ставропольского края и в Турции. Адыгейцы, кабардинцы и черкесы называют себя одинаково - адыгэ, адыги. Адыгейцы живут в Адыгее, некоторых районах Краснодарского края, в Турции, Сирии, Иордании и на Балканах. Кабардинцы и черкесы проживают в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а также (как и адыгейцы) в Сирии и Иордании. Среди адыгских народов выделяют также шапсугов, проживающих в Туапсинском районе, Лазоревском районе г. Сочи Краснодарского края, а также в Турции, Сирии, Иордании. За границей России все адыги известны как черкесы.

К нахско-дагестанской ветви относятся языки вайнахские и дагестанские. Вайнахские - языки чеченцев, ингушей и бацбийцев. Бацбийцы в России не живут, все они сконцентрированы в единственном селе Земо-Алвани (Ахметский район, Грузия). Чеченцы живут в Чечне, а также в Дагестане (аккинцы). Расселены по многим регионам России, проживают также в Казахстане. Ингуши живут в самом мононациональном субъекте Федерации - Республике Ингушетия.

Дагестанскую группу составляют аваро-андо-цезские, лезгинские, лакско-даргинские, а также арчинский и удинский языки. Носители аваро-андо-цезских языков занимают западные районы Дагестана, лакцы и даргинцы живут к востоку от них, народы, говорящие на лезгинских языках, на юге Дагестана, в Северном Азербайджане и в отдельных районах Грузии. Современная письменность всех языков северокавказской семьи основывается на кириллице.

Основные занятия и материальная культура

Традиционные хозяйственные отрасли северокавказских народов - земледелие (выращивали просо, овес, кукурузу, ячмень), животноводство (отгонное, особенно популярно овцеводство), виноградарство и виноделие. Отлично развиты ремесла. Издавна широко распространены гончарное дело, производство металлической посуды, чеканка, изготовление ковров, бурок, ковка холодного оружия и его украшение. Далеко за пределами Дагестана, например, известен своими мастерами аул Кубачи: слова «кубачинский кинжал», «кубачинская сабля» не просто обозначают место изготовления оружия, а являются признанной во всем мире маркой - гарантией качества и высокого художественного уровня изделия.

Тип традиционного жилища на Северном Кавказе сильно зависел от типа местности. В горах это были, как правило, одно- и двухэтажные каменные дома с толстыми стенами, плоскими крышами, иногда с боевыми башнями. Застройка была плотная, ярусная. Крыша дома, построенного ниже по склону, часто служила двором для дома, построенного выше. Родственники, как правило, селились рядом, образуя целые семейные кварталы. На равнине традиционная северокавказская постройка - турлучная или саманная, с двухскатной или четырехскатной крышей.

Пища

Основу повседневного рациона народов Кавказа долгое время составляли пресные лепешки и кислый лаваш из пшеничной, ячменной, ржаной или овсяной муки. У адыгов вместо хлеба часто использовалась густая просяная каша. В горах, где было развито отгонное скотоводство, употребляли молочные продукты, особенно сыр. На равнине хлебо-молочная диета дополнялась овощами. Мясо ели редко. К настоящему времени существенно увеличилось потребление мясных блюд, овощей, фруктов.

Общество

В общественном укладе северокавказских народов долгое время сохранялись следы «военной демократии». Самоуправляемые сельские общины «вольные общества» были независимыми от феодалов не только в хозяйственном, но и в политическом отношении. Широко был распространен обычай аталычества, когда ребенка отдавали на воспитание в чужую семью до совершеннолетия. Не менее широко среди всех северокавказских народов были распространены (и отчасти сохраняются по сей день) различные обычаи избегания: женой - мужа в определенных ситуациях и его старших родственников, мужем - старших родственников жены и т.п. Огромную силу имеют обычаи, связанные с гостеприимством. Почти в каждом доме есть специальные гостевые комнаты (кунацкие). Большая патриархальная семья разрушилась к концу XIX в. Теперь на Северном Кавказе преобладает малая семья, в которой, правда, по-прежнему сильны патриархальные отношения.

Религия и духовная культура

В древности народы Северного Кавказа были язычниками - поклонялись огню, духам мест, явлений природы. С VI по XVIII в. в регион активно устремились православие и ислам. Сегодня большинство верующих представителей народов Северного Кавказа - мусульмане-сунниты. Немало и христиан. Прежние верования, правда, исчезли не полностью, влившись в местные варианты двух мировых религий в виде локальных обрядов и святых мест, староязыческих, но получивших мусульманское или христианское толкование.

Семитская семья

Тюркская группа

Алтайская семья

Финно-угорская семья

1. Угорская группа: венгерский язык, хантыйский и мансийский (Ханты-Мансийск). Территориальная отдаленность этих языков друг от друга объясняется историей. Венгры (мадьяры) жили в районе Урала, там, где живут ханты и манси. В конце первого тысячелетия, в эпоху великого переселения народов, мадьяры передвинулись на территорию нынешней Венгрии.

2. Финская группа: финский, карельский, эстонский, мордовский, марийский, а также пермские языки.

К финно-угорской семье обычно относятся также самодийские языки: ненецкий, нганасанский и селькупский (район Урала).

а) Булгарская подгруппа: чувашский язык, а также мертвые языки: булгарский и хазарский.

б) Огузская подгруппа : туркменский язык, трухменский (Сев.Кавказ), гагаузский (Молдавия, север Одесской области), азербайджанский, турецкий. Мертвые языки: огузский и сельджукский.

в) Кыпчакская подгруппа : татарский, башкирский, казахский, каракалпацкий, киргизский. Сюда же относятся: алтайский (Горно-Алтайская область), ногайский (Казахстан), караимский (Крым), кумыкский (Дагестан). Мертвым языком здесь является половецкий.

г) Чагатайская подгруппа: узбекский и уйгурский (провинция Синьдзян, Китай) языки.

д) Северо-восточная подгруппа: якутский, тувинский, шорский (южный Кузбасс), хакасский языки. Мертвые, но письменные языки, на которых имеется обширная письменность – енисейско-орхонские языки.

2. Монгольская группа: бурят-монгольский, монгольский, калмыцкий.

3. Тунгусо-маньчжурская группа: эвенкийский, нанайский, удэгейский (Дальний Восток), ульчский и орочский (нижнее течение Амура) языки.

Арабский язык, амхарский (Эфиопия), берберские языки северной Африки и Сахары, кушитские языки Восточной Африки, чадские языки (район озера Чад). Крупнейшим среди последних (около 15 миллионов человек) является язык хауса.

К семитской семье относится иврит (государственный язык Израиля). В семитской семье много древних, но мертвых языков: аккадский (язык Ассирии и Вавилона; памятники относятся к Ш тысячелетию до н.э.), финикийский, арамейский, древнеегипетский.

К живым семитским языкам, древним по происхождению (памятники с IX века до н.э.) относится айсорский язык (Кавказ, Турция, Иран).

Сравнительно на небольшой территории Кавказа насчитывается около 50 языков, причем отнесение их к одной семье (если строго следовать принципам генеалогической классификации языков), возможно, условно и объясняется общностью сравнительно небольшой территории. Здесь существует очень малые языки, так называемые одноаульные, на которых говорит 300-400 человек жителей одного аула. Существует легенда, что бог набрал мешок языков и летал над Землей, бросая на нее тот или иной язык. Последнее место, над которым он пролетал, был Кавказ. И все, что осталось в его мешке, Бог высыпал туда. Вот почему на Кавказе так много языков и часто разных.

В кавказской семье выделяется несколько групп языков.

1. Картвельская группа: грузинский язык, менгрельский, сванский (район Мегрелии и Сванетии в Грузии).

2. Дагестанская группа: аварский, даргинский,лакский, лезгинский, табасаранский и др. Из пятидесяти кавказских языков тридцать приходится на Дагестан.

3. Вайнахская группа: чеченский и ингушский.

4. Абхазо-адыгейская группа: адыгейский, абхазский, балкарский языки.