Профессиональная переподготовка дистанционно для учителя начальной военной подготовки

" В любых делах при максимуме сложностей, Подход к проблеме все-таки один: Желанье - это множество возможностей, А нежеланье - множество причин."

Э.Асадов

Данный сайт будет интересен преподавателям-организаторам начальной военной подготовки. Здесь вы найдёте разработки уроков, презентации к ним, занимательные материалы по предмету, а также сможете просматривать новостной блог и обмениваться мнениями по различной проблематике.

О себе

ЭССЕ

С самого раннего возраста человек задаёт себе вопрос: «Кем быть?». Мир профессий такой разнообразный и заманчивый, что хочется попробовать всего. Куда только не заносили нас детские мечты. Многих манили космические дали, освоение незнакомых земель, морская романтика, другие видели себя врачом в белоснежном халате, у школьной доски с указкой в руках, а кто-то с замиранием сердца мечтал о сцене, и о славе, пусть даже не всемирной, но хотя бы пределах своей страны.

Подрастая, мы уже задумываемся, не только о том кем мы станем, а какими мы станем. Начинаешь осознавать, что важна-то не только твоя специальность, а какой ты специалист, насколько ты овладел той или иной профессией, насколько она нужна людям, чего ты вообще достиг.

Ещё есть призвание, зов сердца, стремление помогать людям, даже ещё не попавшим в беду, но уже стоящим на грани чего-то страшного. Особенно в этой помощи нуждаются подростки. Именно их неокрепшая психика наиболее подвержена всяческим соблазнам и влиянию не только позитивному, но и негативному. И здесь, как учитель, я считаю, что моя цель, моя задача – сделать все возможное, чтобы воспитать учащихся как граждан, обладающих позитивным, созидательным мировоззрением, которое выражается в чувстве ответственности, способности делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения, направленные на благо Отечества, общества.

Сегодня учащиеся – завтра полноправные граждане, строители будущего государства. От нас зависит, каким будет это будущее.

Первой, главной и самой важной мужской профессией является профессия офицера. Профессия офицера - это боевая профессия. На плечах офицера лежит такая ответственность, которая несравнима с ответственностью любой другой профессии. Мы - защитники! Мы - бойцы первой линии. За нами - страна. В случае необходимости нам принимать на себя первый удар. Да, есть такая профессия - Родину защищать!

Профессия офицера - это интеллектуальная профессия. Военное дело требует знаний такого уровня, который на порядок превосходит знания иной гражданской специальности. Боевая техника ракетно-космической сложности, огромное количество элементов, из которых складывается современный бой, необходимость мгновенно принимать и исполнять решения, умный, не прощающий ошибок враг, - все это и многое другое приводит к тому, что современная война - это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает. Если допустить, что можно быть посредственным в каком-нибудь ином деле, то в том, от которого зависит судьба Родины, необходимо достигать полного совершенства.

Профессия офицера - это романтическая профессия. Если честно, то в военной повседневности, разлинованной распорядком дня, романтики нет. Тем не менее, она есть: в конечных результатах трудных учений, сложных походов, напряженных боевых служб, в преодолении непреодолимых испытаний и, главное, самого себя.

Профессия офицера - это красивая профессия. Ее красят военная форма и боевые награды. Ее красят повседневные и праздничные воинские ритуалы. Ее красит военная музыка - песни, марши, сигналы. Ее красит своеобразный воинский этикет. Ее красит умение подчиняться и умение командовать.

Профессия офицера - это героическая высоконравственная профессия. В ее основе любовь и преданность Родине, готовность жертвовать собой.

Быть офицером - это красиво! Найдите мне другую, столь же красивую профессию. Уверен, не найдете!

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Владимир Леви "Искусство быть собой", "Искусство быть другим"

Мой взгляд на мир

Не тратьте впустую ваши слезы. Мы рождены не для того, чтобы смотреть на то, как тускнеет наш мир. Жизнь не меряют в годах, она измеряется свершениями настоящих мужчин.

Мои достижения

Моё портфолио

Созданный мной портфолио - индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития моих учеников, вклад в развитие системы образования школы, города и района за период 2009-2013гг.

Портфолио обеспечивает организационную и информационно-методическую поддержку, показывает индивидуальную траекторию профессионального развития учителя, демонстрирует инновационный педагогический опыт, совершенствование профессионального мастерства, непрерывное повышение квалификации учителя, наглядно отражает динамику профессионального развития учителя, развитие медиакомпетентности и информационной культуры, позволяет сделать выводы для расширения возможностей обучения и самообучения.

Преподаватель-организатор начальной военной подготовки:

Подчиняется руководителю учебного заведения и отвечает за начальную военную подготовку учащихся и строгое соблюдение правил безопасности при проведении занятий;

Проводит занятия по начальной военной подготовке и факультативно, руководит кружками по изучению основ военного дела;

Систематически повышает свои профессиональные и педагогические знания и навыки;

Совместно с педагогическим коллективом учебного заведения проводил работу по военно-патриотическому воспитанию учащихся;

Содействует в обеспечении проведения медицинского обследования юношей допризывного возраста;

Проводит работу и оказывает содействие местным органам военного управления по отбору и подготовке граждан для поступления в военно-учебные заведения.

Работа преподавателя-организатора начальной военной подготовки регламентируется расписанием занятий, планом мероприятий, проводимых во внеурочное время, и его личным планом, утвержденным руководителем учебного заведения.

Преподаватели-организаторы могут привлекаться к дежурству по учебному заведению.

Преподавателю-организатору начальной военной подготовки необходимо знать:

Нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам обучения и воспитания с учетом специфики начальной военной подготовки и курса "Основы безопасности жизнедеятельности";

Основы педагогики, психологии;

Правила охраны жизни и здоровья обучающихся;

Основы трудового законодательства;

Правила охраны труда;

Организационные структуры системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;

Основные принципы и методы защиты населения при стихийных и экологических бедствиях, крупных производственных авариях, катастрофах, а также защиты от современных средств поражения;

Приемы оказания первой доврачебной помощи.

Основная литература

1. Конституция Республики Казахстан;

2. Закон Республики Казахстан «Об обороне и Вооружённых силах Республики Казахстан» от 7 января 2005г;

3. Закон Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе»;

4. Постановление правительства Республики Казахстан «О начальной военной подготовке» от 1 ноября 1996г.;

5. Постановление правительства Республики Казахстан № 449 от 24 мая 2006г. «О подготовке граждан к воинской службе»

7. Стратегия Республики Казахстан (Программа 20-30);

8. Сборник нормативных документов и программ начальной военной подготовки;

9. Директивы Министра обороны РК Министерства образования и науки РК

Тема 8 Основы нравственно психологической подготовки учащихся к службе в Вооружённых Силах Республики Казахстан План лекции

    Введение.

    Концепции нравственно – психологической подготовки молодёжи.

    Военно-патриотическое воспитание молодёжи на современном этапе.

    Введение

Стратегия Президента «Казахстан 2030», «Комплексная программа воспитания в организациях образования РК на 2003-2006 годы» указывают основные условия для воспитания поликультурной личности ребенка, свободно адаптируемой в условиях современного общества с принципами демократии и рыночной экономики.

Правительство Республики Казахстан придает большое значение вопросам воспитания Казахстанского патриотизма и гражданского становления детей и молодежи. Об этом свидетельствует Указ Президента «Об усилении работы по казахстанскому патриотизму» и мероприятия Министерства образования и науки по реализации Указа Президента РК «О государственной символике Казахстана» от 24.01.96 г. №2797, закона

«О государственном языке», закона Республики Казахстан «Об обороне, Постановления Правительства РК от 01.11.96 г. № 1340 «О начальной военной подготовке».

В целях реализации Министерством образования и науки РК были разработаны нормативные документы и программы по начальной военной подготовке. В них большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи и основам безопасности жизнедеятельности учащихся.

В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в которых происходят духовно-нравственные становления молодежи, подготовки их к самостоятельности жизни.

Начальная военная подготовка - составная часть системы подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РК рассматривает защиту Родины, укрепление обороны страны и обеспечение государственной безопасности как одну из важнейших функций государства. "Учитывая сложную международную обстановку, растущую агрессивность реакционных религиозных экстремистских группировок, парламент РК уделяет неослабное внимание на усиление обороноспособности страны, боевой мощи Вооружённых Сил РК".

Сегодня, когда новейшие открытия науки быстро находят применение в военном деле, возрастает значение подготовки к защите Родины. Новая техника приводит к коренным изменениям в характере и способах боевых действий. Бой стал намного маневреннее. скоротечнее, увеличился его пространственный размах, что предъявляет новые, более высокие требования к психологической, физической и специальной подготовке война, требует от него умения быстра ориентироваться в обстановке, умело оценивать её и принимать правильные решения, координировать свои действия с действиями подразделения. Это значит, что теперь у пультов боевых машин, в танках, у штурвалов боевых самолетов, зенитно-ракетных комплексов должны находиться люди, более подготовленные в военном и специальном отношении, чем это было прошлом.

В успешном решении подготовки допризывной молодежи к службе в армии, важную роль играет начальная военная подготовка, она является обязательной государственной формой военного обучения учащейся и рабочей молодежи.

В настоящее время активное участие в её проведении принимают местные областные и районные органы. Под их руководством планируется эта работа на территории республики, осуществляется тесная координация усилий различных ведомств и организаций.

Решение вопросов подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах базируется на положениях Конституции РК, принятой в 30 августа 1995. В ней уделяется особое внимание защите Отечества. В Конституции РК указывается, что обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению её обороноспособности определяются законодательством РК. В Основном Законе, провозглашающем защиту Отечества священным долгом каждого гражданина РК, а воинскую службу в рядах Вооруженных Сил РК почетной обязанностью граждан, убедительно подчеркивается всенародный характер защиты Отечества.

Защита Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. Конституция Республики Казахстан формирует цели и основные задачи Вооруженных Сил Республики Казахстан - долг Вооруженных Сил перед казахстанцами надежно защищать Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей отпор любому агрессору.

Занятия по начальной военной подготовке в средних общеобразовательных школах проводятся в IX и X классах по 2ч в неделю, в средних специальных учебных заведениях - на старших курсах, в средних профессионально-технических колледжах - в течение первого-третьего годов обучения по 1-2ч в неделю.

Для закрепления военных знаний и навыков, приобретенных юношами на занятиях, на завершающем этапе для них проводятся учебно-полевые сборы, как правило, на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей.

Обязанности преподавателя-организатора НВП многообразны. Они определены Правилами подготовки граждан к воинской службе, организации и проведения, а так-же формирования УМБ начальной военной подготовки. Все практические задачи по обучению и воспитанию учащихся преподаватель-организатор НВП осуществляет в тесном контакте с организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работой с детьми (заместителям физической культурой (преподавателем физкультуры), классными руководителями (мастерами производственного обучения), педагогическим коллективом, Советами ветеранов войны, Управлением по делам обороны).

Современные требования общеобразовательной и профессиональной школы требуют от преподавателя-организатора НВП изменения мировоззрений и направления преподавания начальной военной подготовки. Совершенствование методов обучения и воспитания, выработки у молодежи высоких нравственных качеств, любви к Родине решительного внедрение в учебный процесс активных форм повышение практической направленности занятий, привития учащихся таких военно-прикладных и военно-физических умений, навыков, которые необходимы воину Вооруженных Сил РК.

Преподаватель-организатор НВП обязан: разъяснять учащимся основные направления политики Правительства РК в области обороны и безопасности страны, положения Конституции РК о защите Отечества, Закона РК о всеобщей воинской обязанности;

Организовывать и проводить на высоком идейно - теоретическом уровне занятия с учащимися старших классов по начальной военной подготовке в учебное время и во внеурочное время. Обеспечивать меж предметные связи начальной военной подготовки с общеобразовательными дисциплинами: проводить (периодически проходить командирскую переподготовку, проводимую управлением по делам обороны) .

Работа преподавателя-организатора НВП регламентируется расписанием занятий, его личным планом, утвержденным директором учебного заведения, планом мероприятий, проводимых во внеурочное время по военно-патриотическому воспитанию и оборонно-массовой работе с учащимися. Мероприятия, не предусмотренные функциональными обязанностями и не предусмотренными утвержденными планами, проводятся им в каждом отдельном случае по согласованию с директором учебного заведения. Преподаватель-организатор НВП может привлекаться к дежурству по учебному заведению как и другие учителя, но он освобождается от обязанностей классного руководителя.

Чтоб успешно взаимодействовать с педагогическим коллективом учебного заведения, он должен хорошо знать объем задач по начальному военному обучению и военно- патриотическому воспитанию учащихся, возложенных на директора, организатора внеклассной и внешкольной работе, классного руководителя и учителей.

Организация и проведение начальной военной подготовки в школе, учебном заведении.

Программа начальной военной подготовки молодежи предусматривает изучение учащимися: Конституции РК, решение Правительства о защите Отечества; назначения Вооруженных Сил РК, их характера и особенностей; знакомство с вооружением и военной техникой, размещением и жизнью личного состава воинской части; приобретение учащимися необходимых военных знаний и практических навыков в объеме подготовки молодого солдата, освоение основ ГО.

Начальная военная подготовка в тесной связи со всем учебно-воспитательным процессом призвана формировать у учащихся высокую сознательность, преданность Родине, интернационализм, бдительность, прививать ненависть к врагам, постоянную готовность встать в ряды защитников Родины.

Особое место при изучении всех разделов и тем Программы отводится выработке у обучаемых высокой дисциплинированности, организованности и строевой подтянутости.

Начальная военная подготовка в средних общеобразовательных школах, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях включает изучение таких разделов, как;

Вооруженные силы на страже Родины;

Тактическая подготовка;

Огневая подготовка;

Уставы Вооруженных Сил РК;

Строевая подготовка;

Военная подготовка; гражданская оборона; медико-санитарная подготовка, а также проведение контрольных занятий.

Более 70% учебного времени отведено на практические занятия. В начале изучения курса проводится ознакомление учащихся с размещением и жизнью личного состава, с вооружением и военной техникой воинской части (военно-учебного заведения). На завершающем этапе предусмотрено проведение учебно-полевых сборов, стрельб из автоматов боевыми патронами или из малокалиберного оружия.

Планирование начального военного обучения учащихся осуществляется в соответствии с требованиями Положения о начальной военной подготовке молодежи, приказов (директив) и указаний соответствующих органов Министерства обороны, народного и профессионально-технического образования.

В школе, учебном заведении разрабатывается понедельный план прохождения начальной военной подготовки на весь учебный год, который составляется отдельно для IX(X) классов (младших курсов) и для X(IX) классов (старших курсов) из расчета два одночасовых урока в неделю с каждым классом. По отдельным темам тактической подготовки и гражданской обороны занятия могут планироваться в течение 2-3 уроков. Занятиям по тактической подготовке должно предшествовать изучение соответствующих тем по огневой подготовке, военной топографии, гражданской обороне.

На основе понедельного плана преподаватель-организатор НВП для каждого урока составляет план - конспект. В нем отражается тема, учебные и воспитательные цели, раскрываются учебные вопросы, распределение учебного времени, связь изучаемых вопросов начальной военной подготовки с общеобразовательными предметами, материально-техническое обеспечение и ход занятий (урока), а также излагается краткое или более полное (в зависимости от личной подготовки) содержание изучаемых вопросов. В общегодовом плане учебно-воспитательной работы учебного заведения в разделе "Начальное военное обучение и военно-патриотическое воспитание" преподаватель-организатор НВП совместно с организатором внеклассной и внешкольной работы (заместителем директора по учебно-воспитательной работе) и преподавателем физического воспитания предусматривают мероприятия по внеурочной и внешкольной работе. Определяют количество и профили военных кружков, планируют показ военно-учебных, военно-патриотических и документальных кинофильмов, посещение музеев, проведение походов по местам боевой славы и другие мероприятия.

Кроме этого определяют время, место и порядок проведения стрельб из автомата боевыми патронами, посещение учащимися воинских частей и военно - учебных заведений, а также проведение полевых занятий.

В целях более организованного проведения занятий и привития учащимся практических навыков в выполнении требований уставов каждый класс именуется взводом и делится на три (четыре) отделения. Из числа активных, хорошо успевающих и физически развитых юношей приказом директора школы назначаются командиры взводов и отделений. В отделениях, состоящих из девушек, командирами назначаются девушки. Проект приказа о назначении командиров взводов и отделений разрабатывается военным руководителем и согласовывается с классным руководителем. На занятии по начальной военной подготовке учащиеся обязаны прибывать в установленной директором школе форме одежды.

На занятиях в классе, в строю учащиеся должны знать свое места, быть всегда внимательными к распоряжениям и указаниям преподавателя, к командам и сигналам командира, быстро и точно их выполнять.

Структура занятия по начальной военной подготовке.

Занятие (урок) состоит из вводной части, проверки усвоения ранее изученного материала, основной части (объявление темы, постановки целей и задач, объяснения нового материала, проверки правильности понимания и усвоения его учащимися, закрепления объясняемого материала), заключительной части и задания для самостоятельной подготовки (домашнего задания).

Занятия (урок) по начальной военной подготовке начинается с построения учащихся командиров взвода и его доклада военному руководителю о готовности к занятиям. При этом подача команд и их выполнение должны соответствовать требованием воинских уставов. Форма рапорта, действия учащихся при подаче команд и общения военного руководителя приведены в общих организационных указаниях Программы начальной военной подготовки молодежи. Преподаватель-организатор НВП обращается к учащимися только на "Вы".

Вводная часть, занимающая минимум времени, должна иметь большое воспитательное воздействие, дать верную направленность деятельности учащихся. Это достигает правильным выбором формы постановки цели и задач, подбором интересных примеров.

Проверка усвоения ранее изученного материала имеет целью повторение и контроль, а также подготовку учащихся к усвоению нового материала. Преподаватель-организатор НВП проверяет, все ли выполнили домашнее задание, обращает внимание на типичные ошибки, оценивает индивидуальную подготовку учащихся.

В основной части он сообщает тему, учебные цели и пути реализации. Большое значение для формирования интереса учащихся имеет постановки цели и задач. В словах преподавателя НВП учащиеся должны почувствовать важность и необходимость получаемых знаний и практических навыков. Преподаватель-организатор НВП в доступной, убедительной форме, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, навыки и умения, излагает новый материал. Объяснения материала он сопровождает четким, последовательным показам приема, действия по элементам или в целом.

Объяснения может применяться военным руководителем и при закреплении, повторении материала или выполнении приема или действия.

При изучении практических действий обычно применяется такая последовательность:

Показ военным руководителем изучаемого действия в том темпе, который должен быть, достигнут обучаемыми, с разъяснением правил и порядка выполнения;

Разделение отрабатываемого действия на элементы и показ их в медленном темпе;

Осмысливание, освоение и разучивание обучаемыми показных элементов сначала в медленном темпе, а затем в нормальном;

Постепенное слияние отдельных элементов в единое действие и многократное его повторение с целью выработки навыка и доведения до заданного норматива.

Надо помнить, что нельзя выработать правильные навыки, если в начале обучения не создать верного о нем представления. Показ преподавателя-организатора НВП - это образец, к которому должен стремиться учащийся.

После объяснения нового материала проводится его закрепление. В процессе закрепления преподаватель сосредоточивает внимание на основных вопросах, на правильном понимании учащимися тех или иных положений и формировании у них умений и навыков.

Повторение - это систематизация, обобщение и воспроизведение учебного материала. Преподаватель-организатор НВП заранее намечает, какие вопросы будут заданы для ответа по памяти, какие нормативы или приемы учащиеся будут выполнять практически.

Заключительная часть - это подведение итогов урока. Это часть урока имеет целью напоминание учащимся главных вопросов изученного материала, связи теоретических знаний и практических навыков. За короткое время преподаватель воспроизводит основные содержание урока, выделяет положительные моменты и недостатки, называют более активных учеников.

Давая задание для самоподготовки, разъясняет, какие разделы темы и какие способ изучить самостоятельно преподаватель-организатор НВП, как лучше организовать свою работу. Указания на самостоятельную работу должно даваться четко, кратко, последовательно.

Военно-патриотическое воспитание молодежи на занятиях по НВП.

Функции учебного процесса в формировании у учащихся готовности к защите Родины.

Военно-патриотическая воспитанность представляет собой необходимое качество человека для общества, ее формирование должно быть одной из самых важных задач обучения. Однако наблюдения за опытом работы школы убеждают в том, что значительная часть учителей слабо осведомлена о функциях учебных предметов в формировании данного качества личности. Вследствие этого военно-патриотические факторы используются в учебном процессе без должной системы, без учета возрастных особенностей школьников и возможностей формировании у них готовности к защите Родины.

В учебном процессе нередко преобладают пассивные формы познавательной деятельности, увлечения методами прямого сообщения готовых знаний вместо организации творческой, самостоятельной работы учащихся, проведения семинаров, лекций, теоретических конференций по проблемам войны и мира.

Для обеспечения более полной реализации функций учебного процесса в военно-патриотическом воспитании необходимо определить исходные методологические позиции. Процесс обучения в школе выполняет ведущую, развивающую функцию, оказывает главное влияние на становление будущего защитника Родины. Однако недостаточно ограничится введение в этот процесс отдельных компонентов содержания в.п.в. Важно, чтобы он в целом мог оказать всестороннее активное, действенное влияние на состояния всех компонентов готовности к защите Родины.

Учебный процесс реализует свои функции при моделировании основных видов деятельности человека. Важнейшая функция обучения, способствующая военно-патриотическому воспитанию учащихся, состоит в формировании у них мировоззрения, убежденности преимуществе мира перед войной.

Огромную роль играет эмоциональный фактор, поскольку убеждения всегда единство знания и переживания и любовь к Родине. Важно, чтобы знания, помимо глубокого научного содержания и эмоциональной насыщенности, имели общественно полезную направленность. На этой основе рождается более широкое, социально емкое стремление к защите Родины.

Вооружения учащихся системой знаний, обеспечивающих усвоение обще научных основ защиты Отечества, - одна из важных функций процесса обучения стойких и мужественных защитников Родины. Представляя собой совокупность понятий различных наук, они составляют научную основу учения о защите Родины. Основу содержания военно-патриотического воспитания школьников в учебном процессе составляет учение о защите Отечества, научные законы и понятия дисциплин, а также специальные предметы, раскрывающие основные положения воинской деятельности. В.П.В. должно осуществляться во всех звеньях учебно-воспитательного процесса. Обобщение опыта работы школ и колледжей показывает, что учащиеся часто не могут усвоить военно-патриотическое содержание предметов в определенной системе. Чтобы школьник полнее реализовать свою позицию гражданина, патриота и готового выступить с оружием в руках на защиту Отечества.

Еще одной функцией процесса обучения военно-патриотического воспитания учащихся является формирование у них умений, необходимых для защиты мира на Земле.

В процессе обучения необходимо побуждать учащихся к положительному эмоциональному отношению к поступкам и действиям людей, проявивших готовность к защите Родины, героям войны и труда, войнам ВС РК. Для того чтобы учебный процесс выполнял свои функции, недостаточно чисто информативного, академического обучения. Необходима тесная его связь с производительным трудом, развития общества, техническим творчеством спортивным видами спорта.

Учитывая сказанное, обратимся к анализу возможности учебных дисциплин для осуществления военно-патриотического воспитания в школе .

Система работы учителя по формированию у учащихся готовности к защите Родины.

Научное обоснование системы работы преподавателя-организатора НВП по формированию у учащихся готовности к выполнению священного конституционного долга - защите Отечества - требует прежде всего выявления состав входящих в эту систему компонентов, их структуры и функций в процессе военно-патриотического воспитания.

Первым составляющим системы является постановка цели и задачи. Основная цель в.п.в. учащихся четко сформулированная в Основных нормативно-правовых актах -подготовка " их к службе в рядах В.С.РК, формирование высокого чувства гордости за принадлежность Отечеству, постоянной готовности к его защите" - должна быть расчленена на ряд частных целей, охватывающих учебный процесс, учебную дисциплину, систему уроков создаваемые на них отдельные педагогические ситуации. Эти частные цели должны проецироваться как ожидаемый результат и соответствовать общим целям в.п.в, заданным обществом.

Определив цели урока, преподаватель-организатор НВП отбирает средства их реализации. И в первую очередь обращает внимание на его содержание.

Для того чтобы в учебном процессе эффективно реализовывались функции по формированию у учащихся готовности к защите Родины, в содержании каждого учебного предмета, в системе уроков и на конкретных уроках должны найти место мировоззренческие идеи, знания, умения и навыки.

Особенно большой силой эмоционального воздействия на учащихся обладают литература, музыка, кино, живопись, различные виды творческой деятельности. Поэтому в процессе урока целесообразно использовать репродукции выдающихся художников; записи на грампластинках и магнитофонных лентах небольших музыкальных произведений, песен гражданской и Великой Отечественной войны, воспоминаний участников изучаемых событий, материалы поисковой деятельности. Важнейшим условием " проникновения " всех этих ценности в сознание и чувства учащихся является создание на уроках атмосферы творчества, стремления обогатить " свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество ".

Реализация возможностей содержания образования зависит прежде всего от методов обучения и воспитания, деятельности учителя и учащихся, направленных на реализацию запланированных целей урока.

Использование разнообразных форм ВПВ учащейся молодежи.

Военно-патриотическое воспитание как непрерывный, целенаправленный процесс по формированию у учащейся молодежи высоких морально-политических качеств, необходимых для надежной защиты Родины, продолжается и во внеурочное время. Решение такой важной задачи требует активного участия в этом процессе, помимо педколлективов учебных заведений, оборонных организаций, военных комиссариатов, всех заинтересованных учреждений, а также родителей школьников и учащихся профессионально-технических училищ.

Основные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся во внеурочное время

В комплексном плане преподаватель-организатор НВП предусматривает проведение следующих мероприятий:

Занятия с командирами отделений;

Групповые и индивидуальные консультации для учащихся по программе начальной военной подготовки;

Сдача норм ГТО из малокалиберной винтовки;

Экскурсии в воинские части и военно-учебные заведения;

Подготовка старшеклассников к участию в качестве командиров и посредников в военно-спортивных играх "Алау" и "Улан";

Встречи с воинами - выпускниками школы, отличниками боевой подготовки войсковых подшефных частей;

Показ кинофильмов на военно-патриотические темы; организация военно-шефской работы;

Мероприятия по военной профориентации;

Торжественные проводы выпускников школы в ряды Вооруженных Сил;

Проведение военно-спортивного праздника, посвященного окончанию курса начальной военной подготовки;

Организация и работа оборонно-массовых кружков;

Работа по совершенствованию учебно-материальной базы НВП.

Одной из важных форм военно-патриотической закалки учащейся

молодежи является ее участие в походе по местам боевой и трудовой славы народа. Целью этого массового движения молодежи является изучение, сохранение и освоение героических традиций нашего народа, их развитие и продолжение в учебе, труде и военной службе.

Работа строится по плану, разработанному советом Похода и утвержденному общим собранием его участников. Как правило, план деятельности поисковых объединений содержит многообразные формы работы: проведение походов, изучение истории родного края, создание музея, установление имен неизвестных героев и др. Материалы поиска служат пропаганде среди молодежи, боевых и трудовых подвигов народа и его вооруженных защитников.

Сохранить в памяти грядущих поколений бесценные свидетельства трудового и ратного подвига людей в годы военного лихолетья. Записать воспоминания всех фронтовиков, участников партизанского движения, антифашистского подполья, тружеников тыла, найти и передать в музеи и архивы страны реликвии военного времени, окружить заботой и вниманием членов семей погибших воинов - таковы главные задачи поисковой экспедиции, школьников "Летопись Великой Отечественной".

Чтобы выполнить эти задачи, ученик должен сердцем своим прикоснуться к неиссякаемому роднику Отечества, заглянул в самые сокровенные уголки воинской памяти, ощутил, как неоценим вклад в Победу каждого участника войны - от солдата до труженика тыла, от маршала до матери, пославшей сыновей на великую битву. Всех их, испытавших на себе тяготы войны, радость побед и горечь утрат, не щадит время. И следопыты народного подвига должны успеть записать воспоминания ветеранов. Сбор материалов для "Летописи Великой Отечественной" становится священным долгом, жизненной потребностью каждого молодого человека.

Организация и методика проведения тематических вечеров и встреч с ветеранами войны и труда и воинами запаса.

Роль преподавателя НВП в отборе кандидатов в высшее военное учебное заведение.

Перед каждым юношей, вступающим в период самостоятельной, взрослой жизнью, встает вопрос какую избрать профессию. Реально оценив свои желания и способности, одни решительно открывают двери колледжей или института, другие со школьной скамьи идут на завод или фабрику, третий приобщается к крестьянскому труду. Не мало среди молодых людей и тех, кого влечет горячая мечта посвятить свою жизнь в военной службе.

Ежегодно тысяча солдат и сержантов, матросов и старшин выпускников школ колледжей решив избрать профессию, офицеров поступают в высшие военные училища. Для большинства этих юношей вступительные экзамены первое серьезное испытание как правило наиболее успешно сдают экзамены юноши которые не только прочно и глубоко усвоили школьную программу но и имеют достаточно ясное представление о военном учебном заведении.

Офицер - воспитательных структур. Люди избравшие эту профессию всегда на виду всегда стремление армейской жизни, а жизнь наших Вооруженных сил ныне особенно динамично, полня глубоких перемен.

Армия и флот сегодня как не когда нужны люди обладающие чувством высокой обостренной ответственности, инициативой самостоятельностью деловитостью. Время требует, чтобы в укреплении армии участвовал весь личный состав, каждый военнослужащий. Оно обязывает вдумчиво творчески обновлять подходы к организации идеологической, политико- воспитательной работы, решительно добиваться усиления его действенности. Все это еще более поднимает в современных условиях роль и ответственность офицеров.

В Высших военных учебных заведениях служат и трудятся высоко -квалифицированные офицерские кадры, преподаватели и специалисты, прошедшие хорошую войсковую школу, имеющие богатый жизненный и профессиональный опыт, которые они щедро передают будущим воспитателям.

Все военные училища располагают учебно-материальной базой в распоряжении курсантов, офицеров преподавателей - современные аудитории и классы, кабинеты, оснащенные совершенным оборудованием и различными техническими средствами. Будущие офицеры обучаются владению современной техникой и оружия. В училищах на деле воплощается в жизнь один из ведущих принципов военного обучения: "учить войска тому, что не обходимо на войне". Учебно-воспитательный процесс максимально приближен требованиям современного боя. Он направлен на воспитание у курсантов сознательности, высоких морально боевых качеств, мужества и отваги, на формирование у них воинского мастерства, устойчивых навыков организации и проведения идеологической работы с личным составом в боевых условиях, при решении задач боевой подготовки в мирное время. Практическая направленность обучения в высших военных институтах, достигается на основе тесной взаимосвязи вузовской практики жизни и передовым опытом войск, Глубокого анализа служебной и общественной деятельности выпускников.

В классах и лабораториях на полигонах и стрельбищах, тренажерах и спортивных площадках в учебное время и в часы отдыха будущие офицеры непрерывно и целенаправленно овладевают военным делом, в своей профессии. Не легок курсантский труд, но только тот в дальнейшем пожнет его благодатные плоды, кто не знает усталости и покоя настойчиво идет через трудности и препятствия в заветной цели.

Вчерашние школьники молодые войны мужают на глазах, из робких юношей становятся настоящими мужчинами профессионалами, которым можно доверить защиту и судьбу армии и флота.

Выпускники в высших военных учебных заведений - умелые и волевые офицеры авторитетные вожаки личного состава, убежденные борцы за укрепление дисциплины в наших вооруженных силах.

Поэтому преподавателям НВП в школах, ПТШ должны уделять особое внимание при отборе учеников, для поступления в Высшие военные учебные заведения. Вся эта работа должна проводиться непосредственно с отделами по делам обороны, областными и городскими отделами образования.

На расширенном заседании политсовета народно-демократической партии "Нур Отан" Президент нашей страны Н. Назарбаев в своем выступлении обратил внимание партии на работу с молодежью, необходимость формирования молодой гвардии, усилия которой следует направить на воспитание у молодежи казахстанского патриотизма. Молодежь необходимо воспитывать в духе нетерпимости к таким социально опасным явлением, как наркомания, алкоголизм, антисоциальное поведение, правовой нигилизм и коррупция. Назрела необходимость укрепления патриотической работы, решения молодежных проблем, в том числе сельской молодежи.

В этой связи особую значимость приобретает воспитательная деятельность педагогов, осуществляемая в общеобразовательных учреждениях. Образование является одним из важнейших социальных институтов общества. Находясь в диалектическом взаимодействии с остальными его сферами, образование оказывает существенное влияние на экономику, политику, культуру и социальные отношения, которые в свою очередь сказываются на отношении человека к "малой" и "большой" Родине.

В условиях вхождения Казахстана в пространство глобального мира патриотическое воспитание призвано конкретизировать современное понятие феномена патриотизма как приоритета и носителя целевых характеристик общественно-государственного развития Казахстана, источника, ресурса и движущей силы преобразовательной деятельности её граждан, основанной на идее служения Отечеству.

Деятельность педагога в сфере воспитания патриотизма представляет собой целесообразное сочетание форм и методов патриотического просвещения с организацией патриотически-сообразной деятельности, стимулированием патриотически выраженного сознания школьников через интеграцию усилий всех субъектов воспитательного процесса. Данная деятельность осуществляется в следующих направлениях: духовно-нравственное, героико-патриотическое, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое и др.

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того, чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё -- и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений .

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ

, преподаватель-орагнизатор начальной военной подготовки высшей категории школы-гимназии № 6 имени Абая Кунанбаева г. Степногорска Акмолинской области

«Урок должен быть пронизан творчеством

и вместе с тем оставаться уроком»

Школьный курс начальной военной подготовки был и остается важной составляющей образовательного процесса. Как и любой другой урок, урок НВП должен быть современным, ярким, насыщенным, запоминающимся и для ученика и для учителя. Готовясь к очередному уроку, продумывая его этапы, любой учитель заранее продумывает методы и формы проведения урока, элементы педагогических технологий, которые он будет применять, какие компетенции он предполагает выработать у учащихся в процессе урока (цикла уроков), каков будет метод общения и управления классом в процессе урока (классный менеджмент) и так далее. Все эти понятия подчиняются целям урока и вытекающим из них задачам урока. Качественный урок - это хорошо продуманный урок, оформленный в поурочный план. Урок НВП имеет свои особые характеристики в сравнении с другими уроками школьного цикла, а именно, в отличие от таких предметов, как, например, математика, химия, он пригодится учащемуся не столько в его будущей профессии, сколько в повседневной жизни, нынешней и будущей. Урок НВП имеет скорее прикладной характер. На его прикладном характере будут основываться цели урока, и эта его особенность является связующей нитью урока НВП со всеми остальными предметами школьного цикла.

Современная методика преподавания НВП должна включать в себя не только нестандартный, творческий урок, но и обширную внеклассную деятельность, кружковую работу. Что, на мой взгляд, включают в себя новые подходы к преподаванию начальной военной подготовки:

7) Применение на уроках эвристических заданий.

Хотелось бы более подробно остановиться на проведении творческого урока НВП и внеклассной работе . Немного о целесообразности внедрения ИКТ на уроках начальной военной подготовки, их важности в формировании компетенций ученика. Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между различными предметами -естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.

Главные итоги применения ИКТ в учебном процессе:

· Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;

· Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ, к учителю, друг к другу;

· Обозначение объективной направленности деятельности учеников на развитие своей личности;

· Появление и рост у учащихся познавательного интереса;

· Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании НВП – это не дань моде, а назревшая необходимость. ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения, владение информационными технологиями делает из преподавателя НВП Мастера с большой буквы.

На своих уроках я практикую не только теоретическую подготовку, использование практических умений и навыков, но и встречи с воинами-афганцами, которые в нашем городе оказывают действенную практическую помощь в воспитании подрастающего поколения. Стараюсь, чтобы такие уроки проходили на высоком эмоциональном уровне, что придает уроку особую эффективность, лучшую отдачу. Использую видеофрагменты, музыку, литературные отрывки. И делаю это с той целью, чтобы обогатить внутренний мир ученика. Ведь не секрет, что многие ученики сейчас мало читают, не владеют информацией о ВОВ, афганской войне, многих исторических событиях и т. д. Пример такого урока вы видите на экране, и я хотел бы привести небольшой фрагмент урока «Часовые Родины».

Теперь несколько слов о подготовке отряда ЮИД. В нашей школе, как и во всех школах города, широко развито юидовское движение, которому в Степногорске в этом году исполняется 30 лет. На протяжении последних восьми лет наша команда занимает первые места в городских, зональных соревнованиях и является призером областных соревнований ЮИД. Два года подряд команда занимала призовые места на республиканских соревнованиях. Залогом такого успеха является ежедневная подготовка команды по различным направлениям: строевая подготовка, медико-санитарная, правила дорожного движения и т. д., а также преемственность в работе отряда, которая заключается в участии в подготовке нового отряда членами команды более старшего возраста. Длительное время мы практикуем подготовку отряда, начиная с первого класса. Тем самым мы воспитываем в членах отряда такие качества, как дружба, упорство, стремление к победе, сотрудничество, патриотизм, лидерские качества. Кроме этого, команда постоянно участвует в показательных выступлениях на мероприятиях различного уровня, в парадах ко Дню Победы в ВОВ и т. д. Ежегодно мы практикуем многодневные походы с палатками, выезды в зоны отдыха.

Все это, несомненно, требует от учителя большой подготовки, затрат времени, душевных и физических сил. Но итоги работы стоят всего вышеперечисленного. В составе делегации Казахстана мы участвовали в Международном детско-молодежном слете «Империя дружбы: Печоры – граница, крепость и душа», где смогли проявить себя только с лучшей стороны. В программу слета входило и посещение государственной границы, и пограничной заставы, и древних крепостей и т. д. Естественно, что в это время проходили и военно-спортивные состязания.

В прошлом году к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне мы смогли собрать группу из 35 человек и посетить города-герои Москву и Санкт-Петербург, побывать возле Вечного огня, на Поклонной горе, в Центральном Музее Великой Отечественной войны и т. д.

Нельзя не сказать и о том, что для того, чтобы вести такую обширную работу, учитель сам должен самосовершенствоваться, участвовать в различных творческих конкурсах, мероприятиях, конкурсах профессионального мастерства , повышать свою квалификацию, в том числе и на дистанционных курсах, дистанционных педагогических конференциях, что позволяет общаться с огромным количеством коллег, разрешать многие педагогические проблемы и т. д.

Все это в совокупности позволяет более эффективно проводить патриотическую работу среди учащихся разных возрастов, воспитывать в них чувство гордости за свою школу, свой город, свою Республику, гражданскую ответственность . А это значит, что каждый из них вырастет настоящим патриотом своей Родины.