Основные проблемы и понятия когнитивной психологии. Основные научные теории когнитивной психологии. Понятие и краткая история когнитивной психологии

Психология – штука намного более замысловатая, нежели просто медицина. Телесные проблемы всегда дают о себе знать, а вот с проблемами психологического свойства человек может прожить всю жизнь, даже не осознавая до конца, какую тяжесть в виде переживаний и комплексов он нес в своей душе долгие годы. Разобраться в ощущениях, переживаниях и комплексах психологам помогает когнитивное направление в психологии.

Это направление появилось в шестидесятые годы прошлого века, и являлось изначально достойной альтернативой популярному в те времена в Америке бихевиоризму. Когнитивная психология видит перед собой цель – изучить роль знаний в поведении человека, а также изменения информации, которую он получает с помощью органов чувств. Крайне важно для этого направления изучение организации знаний и информации в памяти, а также механизмов мышления и запоминания.

Когнитивная психология - основные положения

Психика пациента рассматривается, как четкая система когнитивных операций. Вот что изучает современная когнитивная психология: воображение, внимание, восприятие, распознавание образов, развитие, интеллект человека.

Основные положения этого направления разработал А. Т. Беком. Этот ученый полагал, что различные нарушения психики можно объяснить, прежде всего, неверно выстроенным самосознанием.

Человек, страдающий от нарушений, не умеет адекватно оценить окружающий мир, людей вокруг и себя самого. К примеру, больной с депрессивным синдромом, симпатичный и физически развитый двадцатилетний юноша, видит себя больным и разбитым, а свое будущее – чередой мучений и неудач. Когнитивная психология личности изучает подобный случаи, и ставит перед собой и пациентом цель – определить, какие именно его суждения, мысли привели к столь болезненному состоянию. Методы когнитивной психологии учит человека познавать себя, адекватно воспринимать действительность и отрабатывать на практике методы познания.

Метод состоит из трех этапов:

  1. Этап логического анализа. Больной получает инструменты, с помощью которых он учиться выявлять свои ошибочные суждения, возникающие иногда в состоянии аффекта.
  2. Этап эмпирического анализа. Во время прохождения второго этапа психотерапевт вместе с пациентом отрабатывает приемы, помогающие соотносить между собой элементы объективной реальности.
  3. Этап прагматического анализа. На заключительном этапе пациент учиться оптимально осознавать свои действия.

Сейчас данный метод эффективно применяется не только для работы с депрессивными состояниями, но и для работы с людьми, страдающими от чрезмерно заниженной самооценки.

Когнитивно-поведенческая психология – это одно из направлений когнитивное психологии. Специалисты, работающие в данной области, полагают, что все проблемы личности возникают по причине его неправильного поведения. Цель ее – обучить человека адаптивному, адекватному поведению, закрепить его навыки, разрешив, тем самым,его проблемы. Во время консультации психотерапевт вместе с пациентом находит вредящие ему модели поведения и предлагает взамен их новые. Пациент также должен будет выполнять задания в обычной жизни, отрабатывая новые модели своего поведения.

Когнитивная социальная психология изучает уже не проблемы отдельного индивида, а механизмы его социальных суждений, которые пребывают в рамках его обыденного сознания. Специалисты этого направления занимаются исследованиями способов личности объяснять и воспринимать правила окружающей действительности.

Исследования в области психологии и этики делового общения, проводимые в странах Запада, опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, теория поля, психоанализ, гуманистическская психология, интеракционизм. Тот общий переворот во взглядах и принципиальных воззрениях на существо, предмет и методы психологической науки, который особенно острые и яркие формы принял сейчас в России, не может, конечно, пройти бесследно и незаметно и для всей прикладной области психологии. Если в области теоретического знания происходит коренная ломка старых понятий и представлений, фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных, представляющих ответвления от общего ствола, так что неизбежны те болезненные и плодотворные процессы разрушения и перестроения всей научной системы. Перестройка психологических идей, происходящая сейчас, непосредственным образом вызывает коренной поворот в научных взглядах на самое существо педагогического процесса. Можно сказать, что здесь впервые воспитание раскрывается в своей истинной сущности для науки, что впервые здесь педагог обретает почву для того, чтобы говорить не о догадках и метафорах, а о точном смысле и научных законах воспитательной работы.

1. Характеристика сущности бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем

Бихевиоризм - направление в психологии ХХ в., считающее предметом психологии поведение, которое понимается как совокупность физиологических реакций индивида на внешние стимулы. Влиятельным направлением в психологии, которому приписывается «революционное» значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского слова behaviour-поведение) или психология поведения. Его экспериментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, которое проводил Э. Торндайк (1874-1949). Многие из его выводов были учтены при объяснении поведения человека. Он считал, что педагогика должна опираться на психологию поведения. Э. Торндайк является основоположником психологии поведения и объективной психологии. Он рассматривает человеческую психику и поведение как систему реакций организма на внутренние и внешние раздражители.

В 1913 г. Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал основные принципы поведенческой психологии. Главный принцип - это изучение не самого себя, а изучение поведения соседа. Таким образом, человек объясняет свое собственное поведение. Уотсон считал, что изучение самого себя - это субъективная оценка, а бихевиоризм исследует психологические явления объективно. Поэтому, следует изучать поведение других людей и их реакцию на воздействия внешней среды, т.е. стимулов. В этом и есть сущность и значение бихевиоризма. Многие его положения объясняют влияние внешних факторов на поведение людей их деятельность и межличностное общение.

Предметом изучения бихевиористов были поведение и активность. Активность - внешняя и внутренняя - описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами - сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность.

В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S-R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию (r), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона - научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.

Принципы классического бихевиоризма выглядят упрощенно. В дальнейшем экспериментальная практика не подтвердила правомерность исходной схемы как универсальной: в ответ на воздействие одного и того же стимула могут следовать разные реакции, одна и та же реакция может побуждаться различными стимулами. Зависимость реакции от стимула не подвергалось сомнению; однако встал вопрос о том, что есть нечто, определяющее реакцию, помимо стимула, точнее - во взаимодействии с ним. Исследователи, развивавшие идеи Уотсона, предложили ввести в рассуждение еще одну инстанцию. Обозначаемую обычно понятием «промежуточные переменные», имея в виду некоторые события в организме, на который воздействует стимул и которые, не являясь в строгом смысле реакцией (т.к. их нельзя объективно зафиксировать) также определяют ответную реакцию. (Схема S-O-R).

Одним из наиболее авторитетных бихевиористов является Б. Скиннер, предположивший, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это не означает свободы поведения (хотя в рамках его подхода и обсуждается проблема «самопрограммирования» человека); в общем случае имеется в виду, что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом.

Соответственно, можно управлять поведением, вознаграждая (т. е. положительно подкрепляя) определенные способы поведения и тем самым делая их более вероятными; на этом основана предложенная Скиннером идея программированного обучения, предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого шага.

Особым направлением в рамках бихевиоризма является социобихевиоризм, наиболее активно формировавшийся в 60-е гг. Новым по отношению к тому, о чем мы говорили, выступает представление о том, что человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, но, наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб» Это важное отличие предполагает, что поведение человека становится когнитивными, т.е. Включает непременный познавательный компонент, в частности, символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения. Это можно проиллюстрировать экспериментом ведущего психолога этого направления канадца Альберта Бандуры.

Представители необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886-1959) и Кларк Леонард Холл (1884-1952) попытались с позиций методологии бихевиоризма объяснить психическую деятельность человека. Они выступили с концепцией «медиаторов» - внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией. При этом они исходили из того, что и для «незримых медиаторов» должны существовать такие же объективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций. Однако, их концепция оказалась малоубедительной именно в научном отношении и в значительной степени утратила свое влияние. Произошел возврат к классическому бихевиоризму, особенно выразившемуся в работах Берреса Фредерика Скиннера (р. 1904).

2. Основные положения когнитивной психологии. Когнитивные теории.

Позиции бихевиористов были подвергнуты критике представителями когнитивной психологии. Они исходят из того, что поведение человека определяется как воздействием на него условий внешней среды, так и его мыслительными способностями. Слово «когнитивность» происходит от латинского соgпоsсеге и означает познавать, знать.

Начало этому направлению положило исследование У. Нейсера. Идеи когнитивной психологии, раскрывающей роль сознания людей в их поведении, были обоснованы также в трудах американских психологов Дж. Келли , Дж. Роттера, А. Бандуры и других представителей этого направления. Основной проблемой для них является «организация знания в памяти субъекта». Они считают, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Утверждается, что «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом».

Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения человека заключается в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее, с тем, чтобы проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы, встающие перед нами каждую минуту.

Психология личностных конструктов - это один из вариантов когнитивного подхода к изучению поведения, разработанный в теории Джорджа Келли (1905-1967). Ее исходная предпосылка заключается в том, что разные люди по-разному осознают и оценивают явления действительности и принимают в связи с этим неодинаковые, альтернативные решения, позволяющие им выполнять их насущные задачи. Такой подход характеризуется как конструктивный альтернативизм. Ученый обосновывает положение об избирательном характере поведения человека, который из ряда альтернативных возможностей выбирает вполне определенные, с его точки зрения наиболее оптимальные в той или иной ситуации. В данном случае человек выступает как исследователь, выдвигающий разного рода «рабочие гипотезы» относительно действительности и выбора возможного варианта своего поведения. Такой подход помогает не только правильно вести себя в настоящий момент, но и предвидеть ход событий, а также контролировать свое поведение. При этом он «контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов. Как утверждает Дж. Келли, любой человек осмысливает и оценивает явления внешней среды и определяет варианты своего повеления, исходя из конструируемых им понятийных схем или моделей, которые он называет личностными конструктами. Личностный конструкт характеризуется им как «устойчивый способ, которым человек осмысливает какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста».

Келли отмечает, что если тот или иной личностный конструкт или понятийная схема оправдывает себя при оценке реальности и выборе поступка тем или иным человеком, то он исходит из нее и далее. Если же нет, он отвергает ее и конструирует другую. Подчеркивается, что личностные конструкты не хаотично теснятся в сознании человека, а определенным образом организованы и функционируют в той или иной системе. Речь идет об их иерархической, или «пирамидальной», организации, так что одни из них находятся «в подчиняющей», а другие - «в подчиненной» позиции относительно других частей системы.

Всесторонне обосновывается положение о том, что система личностных конструктов (понятийных схем), формирующаяся в процессе сознательного взаимодействия человека с внешней природной и социальной средой, определяет его широкие альтернативные возможности в выборе своих поступков и тем самым расширяет диапазон его свободы. В теории личностных конструктов Дж. Келли «люди представлены как свободные и зависящие от своего собственного поведения». Ряд содержательных положений высказаны А. Бандурой и Дж. Роттером в рамках их социально-когнитивного подхода в изучении психики людей и их поведения.

Научение через наблюдение - главная идея теории Альберта Бандуры (р. 1925). Речь идет о том, что мыслительные способности человека развиваются в процессе наблюдения им явлений внешней, прежде всего социальной среды. И он действует в соответствии со своими наблюдениями. Бандура обосновывает способность человека. К саморегуляции, в частности, к тому, чтобы, действуя в соответствии с обстановкой, учитывать характер влиянии своих действий на других людей и их возможные реагирования на эти действия. Тем самым появляется возможность предвидеть последствия собственных действий и самому регулировать, соответственно менять свое поведение.

Большое значение в сознательном поведении личности, кроме наблюдений, ученый отводит таким проявлениям сознания человека, как внимание и мотивы, побуждающие его действовать в том или ином направлении. Речь идет о побудительной мотивации поведения людей, вытекающей из их потребностей, интересов, целей и т.д. Оценивая прошлый опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов, человек сам выстраивает свое поведение в соответствии со своими потребностями и интересами.

Вполне определенно А. Бандура «отдает приоритет сознательному мышлению над бессознательными детерминантами поведения». Другими словами, он ставит осмысленные цели над инстинктами или интуицией. Тем самым повышается возможность самоконтроля в поведении и деятельности людей, в том числе учет того, насколько поведение того или иного человека отвечает условиям внешней среды и насколько оно может быть эффективным для его социального самоутверждения. Ставится и решается проблема разработки про граммы самоконтроля и ее выполнения.

В своей теории социального научения Джулиан Роттер (р.1916) исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми. Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие сознании и самосознания человека, в том числе на формирование сознательных мотивов его поведения.

Дж. Роттер ввел в науку психологии личности понятие потенциал поведения, выражающее вероятность того или иного ее поведения в зависимости от характера воздействия на нее внешних социальных факторов. В этом он солидаризируется с мнением А. Бандуры, утверждающего, что сознание человека, определяющее его поведение, в немалой степени формируется под влиянием внешних обстоятельств, прежде всего социальных. При этом указывается на роль данных обстоятельств в формировании целей деятельности и всей системы внутренней мотивации того или иного человека.

Заключение

Бихевиоральный подход к личности, поддержанный Б.Ф. Скиннером, касается открытых действий людей в соответствии с их жизненным опытом. Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Он категорически отвергал идею о внутренних "автономных" факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал физиолого-генетическим объяснением поведения. Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное поведение, как ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Работа Скиннера сосредоточена почти полностью на оперантном поведении. При оперантном научении организм действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться. По Скиннеру, поведение наилучшим образом можно понять в терминах реакций на окружение.

Говорить о психологии как единой науке на современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает свое понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определенных аспектов того, что понимает под психической реальностью. Вместе с тем в последнее время наблюдается сближение ряда направлений - или хотя бы тенденция к большей терпимости их по отношению друг другу, что означает возможность диалога и взаимообогащения.

Список литературы

  1. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 5изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение - Владос, 1994.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
  4. Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика - Пресс, 1999.

Кто решился на проведение первых исследований в области человеческого познания, и какие результаты принесли смелые опыты новаторов? Бихевиоризм и психоанализ не были способны дать объяснение человеческого поведения без трактовки процессов в сознании. Постепенно интерес привел человечество к появлению нового направления, которое затронуло не только кибернетику, биологию, нейрофизиологию, но и лингвистику.

Путь становления новой науки

Когнитивная психология зародилась в середине 20-го века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Ученые столкнулись с необходимостью обоснования взаимодействия человека и современных технологий в психологическом ракурсе. Основным интересом новой области было исследование когнитивных, то есть, познавательных способностей человека. Восприятие рассматривалось как фундаментальный акт, на котором строится основа психики человека. Проводились всяческие эксперименты и исследования с целью изучения возможных границ человеческих способностей в отношении обработки и хранения информации в своей памяти.

Стоит отметить, что к числу основоположников науки относят психологов Фрица Хайдера (теория когнитивного баланса) и Леона Фестингера (теория когнитивного диссонанса). Но заметному продвижению способствовала встреча в 1956 году в технологическом институте Массачусетса, где собрались представители института электрической и электронной инженерии, специалисты в области информационных теорий. Эта встреча до сих пор считается настоящей революцией когнитивной психологии, там были подняты вопросы формирования языка и памяти в условиях влияния компьютерных технологий.

Когнитивная психология получила такое название благодаря исследователям Джерому Брунеру («Изучение когнитивного развития», 1967 г.) и Ульрику Найссеру («Познание и реальность», 1976 г.), которые опубликовали свои труды, поведав обществу о предмете своих исследований. Впоследствии был организован Центр когнитивной психологии, где изучались процессы познания, мышления, аспекты психологии развития и т.д.

Выбрав термин «когнитивная..», мы противопоставили себя бихевиоризму. Изначально мы размышляли над использованием понятия «ментальность». Но «ментальная психология» звучало уж слишком нелепо, а «психология здравого смысла» отправляла бы нас к области антропологических исследований, «народная психология» похожа на вундтовскую социальную психологию. В итоге, мы остановились на термине «когнитивная психология».

Джордж Миллер, один из основателей Центра когнитивной психологии

Одним из известных психологов, работающих в этой области, был швейцарец Жан Пиаже. Доктор философии Университета Невшателя долгое время посвятил себя увлечению модным на тот момент психоанализом. Работая с детьми, Пиаже провел ряд интересных экспериментов. Посредством тестов он устанавливал цепь логических операций и целостность общей структуры мышления ребенка.

Пиаже говорил об изменениях человеческого интеллекта и его возможной адаптации к окружающей среде с каждым отрезком развития. Им были выведены четыре когнитивных стадии:

  • Сенсомоторная – внешняя манипуляция и зарождение работы с внутренними символами (0-2 года).
  • Дооперационная – построение ассоциативных связей и трансдуктивное рассуждение (переходная обработка информации от одного образа к другому), централизация сознания на броских предметах, внимание к внешнему состоянию (2-7 лет).
  • Стадия конкретных операций – образуется система интегрированных действий, устанавливаются логические операции с классами, строится их иерархия, операции происходят только с конкретными объектами изучения (7-11 лет).
  • Стадия формальных операций – преобразование сознания в гипотетично-дедуктивное, построение мысленных предложений и рассуждений, систематическое выделение переменных, их комбинирование (11-15 лет).

В 1925 году Пиаже после ряда значимых опытов пришел к открытию детского эгоцентризма. Его теория утверждает, что дети до определенного возраста сосредоточены только на себе и своих внутренних переживаниях. Часто можно увидеть картину, как маленький ребенок или подросток, находясь рядом с родителем, другим ребенком или даже в одиночестве, ведет рассказ о своих переживаниях или просто озвучивает мысли, совершенно не нуждаясь в обратной связи.

Необычный эксперимент

С постепенным спадом доминирования бихевиористских концепций в 1971 году психолог Филипп Зимбардо из Стенфордского университета решается на смелый шаг. Цель исследования: изучить поведенческие особенности человека в жестоких условиях (ограниченной свободе действий и воли, давлении на моральные принципы). Набор добровольцев проводился около месяца, не каждый был готов спокойно отправиться на пытки и подчиняться любым указаниям. В общей сложности отобрали двадцать четыре человека. Дабы соблюсти чистоту эксперимента, кандидатов разделили на две группы. В первую половину вошли охранники, а в другую – так называемые заключенные. В роли главных надзирателей выступили лаборант и помощник психолога, сам Зимбардо стал управляющим этой исследовательской тюрьмы.

Подопытные были «арестованы» в их домах под вымышленными предлогами и под руководством полиции местечка Пало Альто. Заключенных перевезли на огражденную территорию, обработали, присвоили номер и заключили в отсеки. С первых минут ученый начал фиксировать психические реакции участников эксперимента и наблюдать за их поведением.

Изначально эксперимент был рассчитан на две недели, но завершился уже через шесть дней в связи с тем, что все быстро вышло из-под контроля. Над «заключенными» издевались, унижали и даже применяли физическое насилие. «Охранники» быстро вжились в роль и стали проявлять садистские наклонности, лишая узников сна, заставляя подолгу держать руки на весу и т.п. У многих «заключенных» уже на третий день эксперимента наблюдалось сильное эмоциональное расстройство и чувство подавленности.

Значительным итогом эксперимента можно считать книгу Ф. Зимбардо под названием «Эффект Люцифера» (2007 г.), в которой он описал эффект когнитивного диссонанса (конфликт эмоциональных реакций в сознании человека) и свойственную для человека покорность перед явным личностным авторитетом. Особое внимание уделялось влиянию общественного мнения и степени государственной поддержки, которые могут оправдывать или отвергать взгляды индивида.

Таким был самый яркий эксперимент в области когнитивной психологии. По этическим соображениям больше никто не принимал аналогичных попыток повторить опыт.

Дальнейшее развитие интереса

В последующие годы конца 20-го и начала 21-го веков исследователи все больше углублялись в сферу взаимодействия человека и компьютера. Широкую популярность приобрела теория, отображающая психику в качестве некоего центра, который может воспринимать конечное число сигналов, исходящих из окружающей среды, и затем переработанных человеческим мозгом. Когнитивная система человека рассматривалась наподобие системы компьютера, с устройствами ввода, вывода и местами хранения информации.

Психолог Джордж Миллер провел ряд интересных тестов по определению человеческих способностей к запоминанию. Так, в результате эксперимента Миллер выяснил, что мы можем единовременно запомнить не более 7-9 символов. Это могут быть девять цифр, восемь букв или пять-шесть простых слов.

Новый этап исследования

Американский нейрофизиолог, врач и психолог Карл Прибрам, сотрудничая с известным исследователем в поведенческой психологии Карлом Лешли, разработал голографическую модель функционирования психики человека, которая привела к уникальному открытию. Память не сосредоточена в отдельных участках мозга, а распределена по всем отделам. Это открытие произвело переворот в когнитивной психологии, так как раньше считалось, что именно серединные доли мозга отвечают за восприятие и хранение информации. Теория и результаты опытов Прибрама не признаны полностью, но косвенно подтверждаются большинством последующих экспериментов.

Взаимодействие с другими науками

В настоящее время считается, что когнитивная психология и нейробиология развиваются параллельно друг с другом. Это обусловлено тем, что обе науки изучают схожие области человеческого мозга. Различие состоит в нацеленности психологии – на исследование реакций психики человека на внешние раздражители, а нейробиологии – на исследование реакций нейронов головного мозга. В то же время, многие психологи, такие как С. Гербер и А. Ньюэл, не считают результаты исследований в области нейробиологии применимыми к психологии человека, потому как ответы на вопросы одной науки практически невозможно приспособить к другой.

Заключение

Со времен Стэнфордского тюремного эксперимента прошло почти пятьдесят лет, но сообщество психологов до сих пор обсуждает его результаты и приводит в качестве примера решительный поступок исследователя. В ходе опыта вскрылись действительно пугающие свойства человеческой психики. Люди, выбранные случайно и не проявлявшие никаких признаков насилия, всего за сутки смогли стать изощренными садистами. Руководствуясь оправданностью собственных действий и поддаваясь своей внутренней природе, человек допускал крайнюю степень злости. И это явно не защитные механизмы, которые описывал Зигмунд Фрейд.

Когнитивная психология привнесла свой вклад в науку и, несмотря на пугающие выводы, все еще продолжает вызывать интерес исследователей. Возможно, совсем скоро эта сравнительно новая область психологии подарит человечеству возможность глубже заглянуть в истоки человеческого поведения и познать его фундаментальные законы.

Источники литературы:
  • 1. Дружинин В.Н. Онтология психической реальности// Серия-14. Общая психология. – 1995. - №13. – С. 67-485.
  • 2. Когнитивная психология. Джон Андерсон. – СПб. Серия-2. – 2014. - С. 24-45.
  • 3. Когнитивная психология. Р. Солсо. – СПб. – Серия №4- 2014. – С. 234-342.
  • 4. Жан Пиаже. «Избранное». Под ред. Обухова С.В. // Издательство Московского университета.
  • 5. Введение в общую психологию. Абдурахманов Р.А. – Москва-Воронеж. С. 345-454.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Когнитивная психология изучает и работает с познавательными процессами людской психики. Чаще всего психологи работают с памятью, вниманием, особенностями мышления, принятием решений и многим другим.

История возникновения

Когнитивная психология зародилась не в один момент. Этот раздел впервые появился в 60-х годах в ответ на ставшим популярным движением бихевиоризма. Родоначальником поведенческой психологии считают Ульрика Найссера. Его монография «Когнитивная психология» стала началом развития и популяризации этого раздела науки.

Огромным прорывом в сфере изучения познавательных процессов стала разработка голографической модели не просто человеческого мозга, а функционирования психики. Авторами ее стали нейрофизиолог Карл Прибрам и физиолог Карл Спенсер Лешли. Она является материальным доказательством того, что память индивидуума сохраняется даже после резекции отдельных участков мозга. С помощью этого изобретения ученые получили подтверждение того, что память и другие познавательные процессы не «закреплены» за отдельным участком.

В настоящее время когнитивная психология достаточно успешно практикуется клиническим психологом Яковом Кочетковым. Он организовал огромный психологический центр, в котором применяются методы когнитивной терапии для лечения многих расстройств. Он автор многих статей на тему рационального лечения панических атак, обсессивно-компульсивных расстройств, депрессии и многих других проблем.

Когнитивная психология в современной науке тесно связана с нейробиологией. Многие познавательные процессы не представляется возможным изучить без понимания тончайших материй нейрофизиологии. Такая связь породила экспериментальную науку – когнитивную нейробиологию.

Основные задачи

Когнитивная психология рассматривает человека как объект, деятельность которого направлена на поиск и переработку новой информации. Все познавательные процессы (восприятие, память, рациональное мышление, принятие решений) задействуются на разных этапах переработки информации. Ученые проводят аналогию между работой головного мозга и работой компьютерного процесса. Психологи даже заимствовали термин «переработка информации» у программистов и успешно применяют ее в своих научных трудах.

Для практического применения часто используют модель переработки информации. С ее помощью непосредственно процесс запоминания раскладывается на несколько отдельных составляющих. Таким образом, можно изучить весь процесс: от получения информации до выдачи определённой на нее реакции.

Практикующие специалисты с помощью методик когнитивной психологии стараются доказать, что знание в первую очередь влияет на поведение и реакцию индивидуума на окружающие раздражители. Также изучается разница восприятия вербальных и невербальных раздражителей, длительность и силу эффекта того или иного образа.

На этом и основывается когнитивная терапия. Она зиждется на мнении, что причины всех нарушений психических процессов, а также ряда заболеваний нервной системы, кроются в ошибочных процессах мышления и восприятия.

Когнитивная психотерапия

Когнитивная терапия нередко используется в качестве комплексного лечения многих психических заболеваний. Принято различать несколько целей:

  • Борьба с симптомами болезни (устранение или уменьшение проявлений);
  • Предупреждение возникновения рецидива;
  • Улучшение эффекта от назначенного медикаментозного лечения;
  • Помочь пациенту адаптироваться в обществе;
  • Изменение дезадаптивных психологических паттернов и неверных «якорей».

В процессе лечения врач старается объяснить пациенту силу влияния его собственных мыслей и суждений на поступки и поведение. В когнитивной терапии большую роль играет умение различать автоматические мысли, то есть те, которые появляются достаточно быстро и не фиксируются подсознанием. Они не отражаются во внутреннем диалоге, но могут сильно повлиять на реакцию и поступки. Чаще всего определенный автоматизм приобретают те мысли, которые часто повторялись близкими людьми или самым пациентом. Очень сильны аффирмации, которые вложились в самом детстве родителями или близкими людьми.

Пациент должен научиться не только выявлять такие негативные образы, но и научиться их анализировать. Некоторые могут быть полезны, особенно если их рассмотреть и оценить с другой стороны. Это в дальнейшем помогает заменить ошибочные суждения правильными и конструктивными.

Когнитивная психология выделяет два вида «схем» или мыслей: адаптивные, то есть те, которые ведут к конструктивному поведению, и неадаптивные. Последние только мешают жить и приводят к возникновению когнитивных расстройств.

Взаимоотношения пациент-врач

Когнитивная терапия и ее методы эффективны только в тех случаях, когда устанавливаются корректные отношения между лечащим врачом и его пациентом. Они вместе должны определиться в той проблемой, которую хотят решить. Психотерапевт должен уметь не только правильно выстроить беседу, но и обладать определённой долей эмпатии.

Одним из самых распространённых упражнений для поиска проблематики является так называемый «сократический диалог». Врач задает пациенту ряд вопросов для того, чтобы выяснить проблему и помочь больному идентифицировать эмоции и ощущения. Психотерапевт таким образом определяет способ мышления больного и старается подобрать максимально эффективную тактику ведения дальнейших бесед.

Методики

Есть ряд основных методик, которые вывел и структурировал Аарон Бек.

  • Записывание мыслей. Регулярная запись помогает пациенту структурировать свои ощущения и выделять основное. Также с их помощью можно ретроспективно проследить за очередностью мыслей и соответствующих им поступков;
  • Ведение дневника. С его помощью можно выявить те события или ситуации, на которые пациент реагирует достаточно остро;
  • «Отдаление». С помощью этой методики пациент может посмотреть на свои мысли со стороны и постараться дать им объективную оценку. Становится легче отделить продуктивные мысли и порывы от неадаптивных, то есть тех, которые вызывают страх, тревогу и другие негативные эмоции;
  • Переоценка. Врач просит пациента найти альтернативные варианты развития той или иной ситуации;
  • Целенаправленное повторение. Пациента просят проиграть ситуацию много раз подряд, подыскивая новые варианты ее развития. Такое упражнение позволяет укрепить новые аффирмации в сознании пациента.

Когнитивно-бихевиориальная психотерапия

Этот вид терапии возник на основе когнитивной психологии и некоторых тезисах бихевиоризма. Когнитивно-поведенческая терапия или когнитивно-бихевиориальная основывается на мнении, что реакция на определенную ситуацию (ощущение и выбор поведения) зависит целиком и полностью от восприятия этой ситуации. То есть имеет значение только то, как индивидуум реагирует на проблема, а не сама проблема. Когнитивно-поведенческая терапия ставит перед собой определенную задачу: скорректировать мысли и восприятие пациента и направить их в правильное русло. Врачи стараются выявить негативные мысли и реакции. Важно то, какую оценку этим мыслям готов дать сам пациент и то, насколько объективными и реалистичными он их считает.

Помимо всего необходимо смоделировать ритм жизни пациента и постараться избавиться от негативных факторов. В первую очередь важна нормализация питания, отказ от негативных привычек (даже при внешней их привлекательности) и чрезмерной загруженности. Часто синдром хронической усталости приводит пациентов к неверному восприятию окружающей действительности.

Когнитивно-поведенческая терапия построена таким образом, что достаточно большую часть работы приходится выполнять самому пациенту. Психолог дает ему «домашние задания». Хорошие результаты приносит ведение подробных записей и последующий разбор их на психотерапевтическом сеансе.

Когнитивная психология охватывает весь спектр познавательных процессов человека: внимание, сознание, поведение, образ мыслей и многие другие. Основной упор делается на изучение того, как люди приобретают, анализируют, хранят информацию и, самое главное, используют полученные знания. Данное направление - фундамент, на который опираются все общественные науки, так как именно когнитивная психология учит тому, как изменить поведение человека с помощью его познания, избавить от страхов и тревог, а также направить мысли в позитивное русло.

    Показать всё

    Что такое когнитивная психология?

    Когнитивная психология - это раздел психологии, который занимается исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека. На современном этапе к когнитивным, или познавательным процессам относят память, внимание, восприятие, распознавание образов, речь, воображение - все то, что связано с приобретением, структурированием и использованием знаний.

    Изначально наука зародилась как своеобразный протест бихевиоризму, поскольку последний не включал в предмет изучения некоторые психические функции, например, внимание или использование языка для разговора.

    Основоположниками данного направления считаются У. Нейсер, Дж. Келли, Дж. Роттер, А. Бандура. В своих исследованиях они выделяли основной проблемой организацию знаний в памяти субъекта и утверждали, что все мыслительные процессы "определяются понятийными схемами так же, как и устройство организма генотипом".

    Главная цель - понимание того, как можно разложить процессы на простые этапы.

    Основные идеи когнитивизма и научные теории

    Основные идеи данного направления включают в себя:

    • познавательные процессы, являющиеся фундаментом когнитивной психологии; к ним относится и эмоциональная сфера развития личности и интеллект, причем особенный упор делается на изучение искусственного интеллекта;
    • проведение параллели между познавательными процессами человеческого мозга и современного компьютера; утверждается, что электронное устройство работает с информацией, анализирует, хранит и использует ее практически аналогично человеку;
    • теорию поэтапной обработки информации: все полученные знания последовательно проходят несколько стадий анализа, часть из них - неосознанно;
    • вычисление предела емкости человеческой психики: этот предел есть, но от чего он зависит и каков у разных людей, ученые пока не знают; важно определить механизмы, которые позволят наиболее эффективно обрабатывать и хранить все знания;
    • кодировку обработанных данных: есть теория о том, что любая информация получает код и хранится в определенной ячейке человеческой памяти;
    • хронометрические данные: считается важным время, затраченное на поиски решения поставленной задачи.

    Теория структурного баланса Фрица Хайдера

    Люди склоняются к упорядоченному взгляду на мир, строят так называемую "наивную психологию", которая стремится к внутреннему балансу воспринимаемых объектов. Дисбаланс же вызывает напряжение, направленное на восстановление баланса - характеристики восприятия человеком отношений между объектами. Упрощенная схема этой теории: воспринимающий субъект - другой воспринимающий субъект - объект, воспринимаемый двумя субъектами. Главная задача - выявить отношения между элементами, которые являются устойчивыми или, наоборот, вызывают дискомфорт.

    Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома

    Ньюком расширяет положения Хайдера на интерперсональную систему отношений. То есть, когда два человека позитивно относятся друг к другу и строят какие-либо отношения к третьему (человеку или объекту), у них возникают сходные ориентации относительного этого третьего.

    Сбалансированное состояние будет наблюдаться только в следующих случаях:

    • все три отношения позитивны;
    • одно позитивно, а два - негативны.

    Если же два отношения позитивные, а одно негативно - возникает дисбаланс.

    Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера

    Как и другие представители, Фестингер развивает теорию о внутреннем балансе, считая, что внутреннюю согласованность человек воспринимает как желаемое состояние. Опять же, возникновение противоречий в знаниях или в действиях приводит к когнитивному диссонансу, воспринимаемому как дискомфортное состояние. Диссонанс "призывает" к изменению поведения для достижения внутреннего баланса.

    Когнитивный диссонанс может возникнуть:

    • из логической непоследовательности;
    • из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам;
    • из несоответствия данного элемента широкой системе взглядов;
    • их несоответствия элемента прошлому опыту.

    В этой же теории предлагается несколько вариантов выхода из диссонанса:

    • изменение поведенческих компонентов когнитивной структуры;
    • изменение когнитивных элементов, относящихся к среде;
    • расширение когнитивной структуры так, чтобы в нее вошли ранее отсутствовавшие элементы.

    Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума

    Соответственно, восстановление баланса может быть достигнуто изменением знака отношения субъекта к остальным элементам триады или интенсивности и знака отношений одновременно.

    Базовые аспекты и методы когнитивной психологии

    Главное, на что направлено данное научное течение - объяснить поведение человека, опираясь на познавательные процессы индивида. Исследование основ восприятия, процессов памяти, способов построения когнитивной картины мира - все это возможно благодаря применению лабораторного эксперимента. Основной для ученых являются:

    • ментальные образования в качестве источника данных;
    • факт, что познание определяет поведение;
    • принятие поведения как целостного феномена.

    Приоритетным и определяющим является тот факт, что когнитивная структура человека не должна находиться в дисгармоничном состоянии. И если такое имеет место быть, то человек стремится направить максимальные усилия на изменение этого состояния вплоть до достижения полной гармонии и баланса.

    Основы когнитивной психотерапии

    Когнитивно-бихевиоральная психотерапия исследует восприятие индивидом обстоятельств и форму его мышления, а также способствует выработке более реалистичного воззрения на происходящее. Вследствие формирования адекватного восприятия вновь случившихся событий возникает соответствующее поведение. Чаще всего когнитивная психотерапия работает в обстоятельствах, требующих новых форм поведения и мышления, направлена на поиск решений в проблемных ситуациях.

    Психологи используют разные методы психотерапии. К ним относятся:

    • борьба с негативными мыслями;
    • альтернативные пути восприятия проблемы;
    • повторное переживание ситуаций, произошедших в детстве;
    • включение воображения.

    Практическим путем было выяснено, что когнитивная трансформация напрямую зависит от степени эмоционального опыта индивида.

    По большей части, терапия противодействует стремлению личности негативно трактовать события или самого себя. Но направлена на работу с тем, что пациент "сообщает сам себе". То есть, одна из основ - это распознавание пациентом собственных мыслей, в ходе чего удается их изменить, предотвратив, тем самым, возможные неблагоприятные последствия.

    Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) основана на этом же методе. Она направлен на коррекцию неосознанных, автоматически возникающих умозаключений пациента. В ходе работы он самостоятельно и с доктором выясняют обстоятельства, при которых возникают "автоматические мысли" и определяют, как они влияют на поведение. Психотерапевт составляет индивидуальную программу, которая включает задания, требующие выполнения в местах или обстоятельствах, вызывающих тревогу у человека. Именно такие задачи позволяют сформировать новые навыки и поведение. В ходе занятий пациент перестает быть категоричным, он по-другому смотрит на обыденные ситуации. Изменяется и эмоциональный статус.

    Когнитивно-поведенческие упражнения, применяемые в терапии

    Для коррекции автоматических, подчас негативных умозаключений личности психотерапевты используют определенный набор упражнений. Для каждого пациента требуется индивидуальный подход, и комплекс может изменяться непосредственно во время лечения.

    Для избавления от тревоги

    При возникновении подобного чувства, нужно задать себе несколько вопросов:

    1. 1. Не порчу ли я свое настоящее, постоянно концентрируясь на будущем?
    2. 2. Почему возникает тревога: из-за того, что я преувеличиваю проблему или от того, что отсрочиваю принятие решения?
    3. 3. Могу ли я сделать что-то прямо сейчас, чтобы перестать тревожиться?

    Иногда стоит пытаться пережить тревогу "здесь и сейчас", несмотря на то, что это не так просто. Но нужно обязательно обращать внимание на окружающий и внутренний мир, описывать собственные эмоции и ощущения, полностью сосредоточиться на себе и своем теле.

    Для преодоления страха

    Существует несколько техник для постепенного избавления от чувства страха, причиной которого чаще всего служат иррациональные представления:

    • смеяться над своей паникой и страхом;
    • рассказать кому-нибудь о постыдных чувствах и показать свое расстройство от эмоциональных нарушений;
    • выявить личные иррациональные представления о должном, которые являются первопричиной страха ("я не должен...");
    • заменить необоснованные представления о должном на рациональные;
    • постоянно наблюдать за собой, признать, что страх возникает из-за мелочей.

    Для повышения творческой активности

    Если проблема сложная - стоит привлекать модель так называемого "мозгового штурма". При этом все идеи должны последовательно пройти три стадии:

    1. 1. Генерация идей. Быстро записывать абсолютно все, что приходит в голову относительно проблемы, не боясь отрицания, неудачи, неподходящей идеи.
    2. 2. Критически проанализировать все написанные идеи, оценить по пятибалльной шкале.
    3. 3. Отобрать оптимальный вариант, при необходимости можно скомбинировать несколько идей в одну.

    Упражнение "взмах" для стрессовой ситуации

    Требуется представить два слайда. На одном изображена проблема в мрачном цвете, а на втором - желаемая ситуация в виде крупной картины, написанной яркими цветными красками, которая вызывает приятные эмоции. При появлении в сознании визуально-негативного образа одним взмахом нужно менять его на желаемый.

    Повторять это упражнение надо регулярно для того, чтобы закрепить положительный результат по вытеснению проблемного негативного образа.

    Экстренная психологическая самопомощь

    Реализуется путем мысленного диалога с зеркалом. Последовательность действий:

    1. 1. Принять удобную позу и закрыть глаза.
    2. 2. Представить себя как бы со стороны, как отражение в зеркале (переживаемые в этот момент эмоции часто отражаются и на мысленном образе самого себя: поза, выражение лица).
    3. 3. Перенести все внимание на телесные ощущения, выделить проявления физического дискомфорта, которые связаны с эмоциональным.
    4. 4. Мысленно обращаться к собеседнику в зеркале, произносить те слова, которые хотели бы услышать в реальной жизни - похвала, комплимент, одобрение - они могли бы утешить, приободрить. Эти слова должны быть наполнены теми же эмоциями, которыми они сопровождаются в реальной жизни.
    5. 5. Вновь переключить внимание на телесные ощущения, связанные с эмоциями.

    Если образ "в зеркале" отреагировал на мысленный диалог, то проявления отрицательных эмоций должны стихать.

    Можно повторять упражнение до тех пор, пока не исчезнут все проявления эмоционального дискомфорта.