И другие хороший эффект дает. Известный психологический эффект Пигмалиона. Психологические эффекты восприятия

Из этой статьи вы узнаете, может ли ход эволюции изменить направление, хуже или лучше выступают люди, когда на них смотрят, почему некоторые беременные мыши преднамеренно убивают своих еще не рожденных детей и многое другое.



Эффект Олли Эффект Олли

Это биологическое явление, показывающее, что прирост популяции по отношению к ее численности (или целого вида на определенной территории) падает, если численность популяции снижается. Другими словами, каждая самка приносит больше потомства, если численность популяции выше. Эффект Олли, названный в честь американского зоолога Уолтера Клайда Олли, полностью изменил представление об увеличении популяции. Во времена его исследований считалось, что процветать должна популяция с меньшим числом особей, т.к. каждой из них будет доступно больше ресурсов.

Другими словами, популяция должна расти медленнее, когда число особей в ней больше и быстрее, когда число особей меньше. Однако исследования Олли доказывают, что когда численность популяции снижается, то же самое происходит и с числом возможных пар – поэтому и прирост идет медленнее. Вывод: чем больше особей в популяции, тем быстрее она растёт.

Эффект аудитории и теория вытеснения

Это то влияние, которое аудитория имеет на человека или на группу людей, выполняющих определенную задачу у всех на виду. Этот эффект был открыт в 30-х годах XX века. Он заключается в двух противоположных явлениях: результаты многих выступающих (атлетов в особенности) обычно оказываются выше, когда на них смотрит большое количество людей, в то время как у других присутствие зрителей вызывает чувство неловкости, поэтому они заканчивают свои выступления с худшим результатом, чем могут в действительности.

В 1965г. социальный психолог Роберт Зайонц обнаружил связь эффекта аудитории с так называемой теорией вытеснения. Зайонц доказал: будет ли влияние аудитории позитивным или негативным, зависит от относительной «легкости» выполняемой задачи. Если, например, выступающий верит, что победит, эффект аудитории будет подвигать его к выступлению на высшем уровне. Если он в себе не уверен, то наличие аудитории может привести к ещё большему снижению его самооценки.

Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона связан с эффектом аудитории и теорией вытеснения, он соединяет в себе положительные ожидания выступающего и наивысший результат. Эффект назван в честь пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» (по которой снят фильм «Моя прекрасная леди»), иногда его ещё называют «эффектом Розенталя». Кроме того, существует и эффект, противоположный эффекту Пигмалиона, его суть заключается в том, что низкие ожидания приводят к низкому уровню выступления, и называется такой эффект «эффектом голема».

Эффект Пигмалиона был подробно изучен в мире легкой атлетики, бизнеса и особенно образования. В бизнесе эффект очень ярко выражен в результатах менеджеров, которые напрямую зависят от того, чего они ожидают от собственных сотрудников. Как отметил в своих исследованиях профессор Дж. Ливингстон: «То, как менеджеры обращаются со своими подчиненными, во многом зависит от того, чего они от них ожидают». Точно так же исследование эффекта Пигмалиона, проводимое Робертом Розенталем и Леонорой Якобсон в учебном классе, доказало, что те студенты, от которых преподаватель ожидает большего, скорее всего, будут на высоте.

Эффект Брюс

Когда беременные грызуны женского пола чувствуют запах незнакомого самца, они иногда могут прервать собственную беременность. Этот эффект, впервые изученный британским зоологом Хильдой Брюс, наблюдался у некоторых мышей, полёвок, леммингов, обезьян гелада и даже у львов. Некоторое время эффект изучался только на животных в неволе, впервые эффект в дикой природе стала изучать исследователь из Мичиганского Университета Эйла Робертс. Самый главный вопрос в обоих случаях – почему мать убивает собственного ребенка? Робертс 5 лет изучала гелад в Эфиопии и собрала данные о 110 особях женского пола из 21 различных групп.

После анализа образцов фекалий на гормоны, которые твердо подтверждают беременность, Робертс открыла, что там, где самец утвердил свое господство, захватив группу, значительное количество самок прервали свою беременность. В группах без доминантного самца рождаемость оказалась намного выше. Ответ кроется в тенденции доминантных самцов убивать маленьких гелад, они делают это потому, что самки снова смогут совокупляться только после того, как воспитают своих малышей и у самцов не хватает терпения. Обезьяны убивают своих не рожденных детенышей, потому что знают, что они все равно умрут, это экономит потраченное время матери, силы и средства.

Эффект Ляйденфроста

Если вы когда-нибудь брызгали водой на очень горячую сковороду и видели как капли начинают крутиться, как сумасшедшие – значит, вы наблюдали эффект Ляйденфроста, названный в честь немецкого доктора Йохана Готтлоба Ляйденфроста в 1796 году. Эффект Ляйденфроста – это физическое явление, оно наблюдается, когда жидкость оказывается очень близко к поверхности гораздо более горячей, чем температура кипения жидкости. В таких условиях жидкость создает защитный слой пара, который отделяет ее от горячей поверхности и предотвращает быстрое испарение.

В случае с капельками на горячей сковороде, в конечном итоге вода закипает и испаряется, но гораздо медленней, чем, если бы температура сковороды была выше точки кипения, но ниже точки Ляйденфроста. Этот эффект позволяет воде, при определенных условиях, левитировать над горячей поверхностью. По этой же причине можно окунуть влажный палец в жидкий азот без последствий. Но лучше так не экспериментировать, это всё-таки опасно.

Эффект диорамы

Эффект диорамы, также известный как «псевдо-макро» или «иллюзия диорамы», описывает процесс, когда фотограф снимает реальные предметы в натуральную величину таким образом, что на картинке они получаются, как миниатюрные модели. Иногда его еще называют эффектом «тилт-шифт», но справедливости ради надо заметить, что тилтшифтинг – это техника, всегда позволяющая создавать эффект «псевдо-макро». Эту технику можно использовать в цифровой фотографии для того, чтобы создать впечатление, что фото было сделано с помощью специального объектива.

Создание таких картинок происходит в несколько этапов. Можно выделить несколько ключевых моментов: — сделать снимок сверху; — размыть края фотографии; — увеличить насыщенность цвета. Конечно, об этом можно рассказать гораздо подробнее. В интернете можно найти и пошаговые инструкции.

Эффект обзора

Из всех когда-либо называемых и изучаемых психологических эффектов, эффект обзора – самый редкий, лишь 534 человека побывали в условиях, в которых он возможен. Когда астронавты с орбиты или с поверхности Луны видят Землю целиком, многие описывают невероятное ощущение масштаба и перспективы, что и назвали эффектом обзора. Выдуманный писателем Фрэнком Уайтом, этот эффект оказывает глубокое воздействие на человека, озадачивает, вдохновляет, пробуждает эмоции. Вид Земли из космоса меняет отношение человека к действительности. Астронавты возвращаются домой с новым видением того, как все мы объединены, с ощущением бессмысленности каких-либо культурных границ и с желанием заботиться об окружающей среде.

Эффект оплошности

Представьте, что вы без памяти влюблены в девушку, и она кажется вам талантливой, доброй и красивой. Потом представьте, что вы видите, как она идет по тротуару, спотыкается и падает прямо лицом вниз. По многим причинам вы влюбляетесь в нее еще больше и сами себе кажетесь гораздо более привлекательным для нее, и все это – в результате ее неуклюжести. Изученное особо широко в мире спорта, бизнеса и политики, это психологическое явление известно как «эффект оплошности». Первоначально этот эффект был открыт и назван исследователем Элиотом Аронсоном в 1966 году.

Результаты такого эффекта могут быть различными. Исследования показывают, что люди склонны любить людей несовершенных, совершающих ошибки. Эффект много анализировался и выяснилось, что, например, неуклюжие женщины больше привлекают мужчин, чем наоборот, но основной принцип (человек становится более привлекательным, показывая свои недостатки) остается.

Эффект спящего

Эффект спящего – часто изучаемый, спорный психологический эффект, который показывает, как информация влияет на мнение человека. В основном, когда видишь рекламу с позитивным слоганом, с ней (и с рекламируемым продуктом) возникают позитивные ассоциации. Однако, через какое-то время эти позитивные ассоциация исчезают и, в конце концов, не остается вообще никаких ассоциаций с этой рекламой. Но при определенных условиях, например, если сообщение сопровождалось «репликой дисконтирования», позитивная ассоциация может остаться на более длительное время.

«Реплика дисконтирования» обычно подается в форме источника информации, который не вызывает доверия, либо сообщение идет с оговоркой, либо источник информации какой-то необычный. Когда вы видите негативную политическую рекламу, проплаченную оппонентом, вы сначала можете отнестись к сообщению с подозрением, а через какое-то время начнете верить. Исследования утверждают, что эффект спящего реальный, но трудноосуществимый в действительности, поэтому, чтобы он был эффективным нужно неукоснительно следовать строгому набору рекомендаций.

Эффект Тамагочи

Ох уж этот Тамагочи. Если вы выросли в 90-е годы ХХ века, вероятно, он у вас был, или вы были знакомы с кем-то, у кого он был или хотя бы знали о его существовании. К 2010 году по всему миру было продано более 76 миллионов маленьких электронных зверюшек. Для тех, кто не в курсе, Тамагочи – это маленький переносной виртуальный питомец, изобретенный в 1996 году в Японии.

Владелец Тамагочи занимался кормлением, лечением, воспитанием и уборкой за своим питомцем. Эффект Тамагочи – это психологическое явление, при котором люди становятся эмоционально зависимыми от робота или другого виртуального объекта. Такое отношение у человека может быть к Тамагочи, сотовому телефону, роботу или даже к какой-то компьютерной программе. Исследования показывают, что эффект Тамагочи может проявиться в любом возрасте и может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на психическое здоровье человека.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Когда мы говорим, что наши действия - это результат только наших решений, мы немного лукавим. Ведь мозг постоянно ухитряется обманывать нас, искажая восприятие реальности.

сайт собрал 10 психологических эффектов, которые управляют нашим поведением, даже если мы об этом не догадываемся.

Этот синдром основывается на реальном эксперименте : если поместить лягушку в воду комфортной для нее температуры и включить постепенный нагрев, то лягушка потратит все силы на стабилизацию температуры тела и, когда вода закипит, не сможет выпрыгнуть и умрет. Если же поместить лягушку в емкость с кипящей водой, то она выпрыгнет сразу.

Так и люди, попадая в неприятную, но неопасную для жизни ситуацию, предпочитают терпеть постоянные мелкие неудобства, пока они не истощат их эмоционально. Болезненные отношения с близкими, ненавистная работа - все это ловушки , в которые мы сами себя загоняем из-за нежелания что-либо менять.

Зачастую наш мозг цепляется за старые представления , уже прочно укрепившиеся в массах, и отрицает новые, достоверные данные. Классический пример: долгое время люди не принимали тот факт, что Земля круглая (кстати, такие люди до сих пор существуют). Информация о том, что Земля плоская, была более «комфортной» для мозга, ведь все новое, как известно, пугает.

В повседневной жизни многие из нас бывают крайне консервативны: нам сложно расстаться с устаревшей информацией и даже чувствами , утратившими свою актуальность.

Когда дела идут совсем плохо, порой мы не хотим узнавать лишние подробности наших неприятностей -подобно страусу , зарывающему голову в песок. Мы игнорируем негативную информацию, предпочитая вовсе не думать о проблеме. Например, мы радуемся, что преподаватель еще не проверил наше экзаменационное задание, потому что не хотим знать результат. А вдруг он плохой?

Как ни парадоксально это звучит, но тот факт, что мы не можем распознать когнитивные искажения у самих себя, - это тоже искажение. Эффект слепого пятна - именно тот случай. Люди склонны замечать ошибки в поведении других, но игнорировать собственные (даже самые очевидные). Согласно исследованиям , каждый человек хоть раз испытывал на себе действие этого эффекта.

Часто мы переоцениваем значимость доступной нам информации , особенно когда принимаем решение. Например, человек, отстаивающий свою дурную привычку, будет говорить, что знает кого-то (совсем не обязательно лично), кто выкуривал по 3 пачки сигарет в день и дожил до 100 лет. Мозг исключает вероятность того, что этот пример если и не выдуман, то уж точно уникален. Человек автоматически распространяет удачный пример на свою ситуацию и считает, что ему волноваться не о чем.

Когда у нас что-то получается в новой для нас сфере деятельности, наше представление о собственных способностях, как правило, искажается , а самооценка становится завышенной. Именно поэтому новички дают «ценные» указания более опытным сотрудникам, но при этом не замечают собственных ошибок .По мере получения опыта человек начинает понимать, как много он еще не знает в своей области, и его когнитивное искажение меняет знак на «минус»: самооценка сильно занижается.

Исследование показало, что если поставить людей перед выбором снизить до нуля небольшой риск или значительно уменьшить огромный, то большинство выберет первый вариант (даже если он будет контрпродуктивным). Свести и так низкую вероятность авиакатастроф к нулю или резко уменьшить колоссальное число автомобильных аварий? Нулевой риск зачастую выглядит привлекательнее для нашего мозга .

Представьте, что вы решили накопить на машину. В какой-то момент, скажем, за пару недель до покупки, вы осознаете, что у вас скоро наберется нужная сумма денег, и переживаете сильнейшие эмоции: мысленно вы уже совершили покупку . Именно поэтому эмоции будут не такими сильными, когда вы действительно станете обладателем заветной машины. Возможно, вы даже почувствуете разочарование.

Наткнулся в сети на данное изыскание, может кому-то тоже покажется интересным:

6 интересных психологических эффектов.

1. «Эффект Ромео и Джульетты»
Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.

2. «Эффект Очевидца»
Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

3. «Эффект Труднодостижимости»
В социальной психологии – феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий эффект. Многие, кто действует в манере «труднодостижимости», как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, уменьшая свою социальную желанность.

4. «Эффект Пигмалиона»
(Pygmalion effect) Термин Э.П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе.

5. «Эффект Зейгарник»
(англ. Zeigarnik effect) - мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина - Б.В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

6. Эффект Ореола
Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик. Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент работает на зачетку, а потом она на него». Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1–2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола» и он все старался «натянуть» ответ студента на «отлично».

Эффект Ромео и Джульетты

Данный психологический эффект доказывает стремительное увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родных или друзей разлучить их.

Психологический эффект Очевидца

Психологический феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует рядом, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь.

Ранее этот эффект рассматривался как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас доказано, что этот психологический эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

Психологический эффект Труднодостижимости

Феномен из социальной психологии, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий психологический эффект. Многие, кто использует этот психологический эффект и действует в манере «труднодостижимости», как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, увеличивая свою социальную желанность.

Известный психологический эффект Пигмалиона

Термин «Pygmalion effect» взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу и используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые описали это понятие в своем эксперименте.

Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных учеников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений.

Школьники младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с другими учениками в своей школе.

Психологический эффект Зейгарник

Известный мнемический психологический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван данный психологический эффект по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина - Б. В. Зейгарник.

Суть данного психологического феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось.

Данный психологический эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике, искусстве и других сферах жизни.

Мощный психологический эффект Ореола

Суть психологического эффекта заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, даже если они у него в последствии и не проявляются. И наоборот, при возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик.

Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент работает на зачетку, а потом зачетка на студента». Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах.

В последующем, некоторые из этих студентов, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола», который преувеличивал оценки студента.

Психологический эффект аудитории студентов

Или психологический эффект Зайонца, эффект фасилитации - влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот простой психологический феномен проявляет себя в различных жизненных ситуациях, например когда мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот). Также данный психологический эффект объясняет то, что в присутствии посторонних человек обычно волнуется или сильно переживает

Психологический эффект или феномен Баадера-Майнхофа

С данным психологическим эффектом сталкивался практически каждый из нас, считая его обычным совпадением. Например, когда вы впервые услышали комментарии о каком — нибудь фильме и вот через некоторое время натыкаетесь на него по телевизору. Или же когда вспомнили о каком -либо человеке или же подумали, что надо ему позвонить, как вдруг, от него самого раздается звонок! Такое явление вызывает чувство лёгкого удивления, и заставляет задуматься над тем, какова вероятность такого совпадения.

Чем объясняется психологический эффект Баадера — Майнхофа?

На самом деле совпадения являются свойством восприятия. Люди склонны недооценивать вероятность совпадения событий, поэтому наши ожидания расходятся с реальностью. А несовпадающие события не привлекают наше внимание, потому что совпадения являются тенденцией, и мозг сподвигает нас к более внимательному отбору тенденций… и следовательно более высокой их ценности для мозга, нежели события несовпадающие.

Неудивительно, что иногда мы сталкиваемся с той же информацией снова в течение короткого времени. Когда происходит случайное совпадение, мозг уделяет этому повышенное внимание, потому что два случая уже составляют начало некой последовательности.

Мы не замечаем сотни тысяч обрывков информации, которые больше не повторяются, потому что они не выстраиваются в определённую последовательность. Свойство игнорировать «неинтересующие» данные является примером избирательного внимания.