Ощущения отражают. Качественные характеристики мышления. Интероцептивный тип ощущения: описание

Познание окружающей среды и собственных состояний начинается у человека с такого психического процесса, как ощущение . Именно ощущения позволяют человеку ориентироваться в окружающей среде, различать звуки, цвета, запахи, вкус продуктов, а также оценивать вес и размеры предметов. Однако ощущение не способно дать человеку целостной картины отражаемых объектов. С помощью ощущений живое существо способно получить знания об отдельных свойствах тех или иных предметах.

В.М. Козубовский дает следующее определение: «Ощущение – это психические познавательный процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный (текущий) момент. При ощущении происходит первичная обработка информации именно на сенсорном уровне, то есть на уровне отдельных свойств предметов и явлений».

Стоит отметить, что ощущения свойственны всем живым существам, обладающим нервной системой. Ощущения являются чувственным отображением объективной реальности, так как возникают из-за воздействия различных раздражителей на органы чувств. Именно в том, что по средствам ощущений отражается реально существующий внешний раздражитель, выражается объективность ощущений. Однако ощущениям также свойственна и субъективность, которая обусловлена зависимостью ощущений от индивидуальных особенностей и текущего психического состояния человека.

Физиологической основой ощущений являются анализаторы, то есть каналы, по которым человек получает сведения о внешней среде и собственном, внутреннем состоянии. В своей совокупности анализаторы образуют сенсорную систему человека.

Ощущения берут свое начало с физического процесса раздражения, который возникает при воздействии различных факторов на органы чувств человека: зрение, обоняние и др. Появление ощущений непосредственно зависит от работы мозга, однако, чтобы мозг смог воспринять те или иные раздражители, они должны передаваться ему в виде электрических сигналов. Перевод сигналов различной модальности в электрическую форму осуществляется с помощью рецепторов.

Каждый рецептор работает с определенными сигналами: зрительный реагирует на световые раздражители, слуховой — на звуковые и т.д. При этом в мозг передается не только информация о наличии раздражителя, но и о его характеристиках. Кодирование характеристик сигнала реализуется через преобразование физических раздражителей в электрические сигналы с определенными параметрами. Так, например: ощущению прикосновения к руке соответствуют последовательному ряду прямоугольных электрических импульсов, при этом легкому прикосновению соответствует малое количество импульсов в ряду, сильному давлению – большое количество.

Электрический сигнал после кодирования поступает в рецептивные зоны коры больших полушарий по афферентным нервам, при этом каждый рецептор имеет определенную рецептивную зону. Перемещение сигналов обеспечивается физиологическим процессом возбуждения — свойством нервных клеток (нейронов) реагировать на раздражение. При возбуждении клетка переходит из состояния физиологического покоя к активности.

В коре больших полушарий электрический сигнал вызывает простейшие эмоциональные переживания ощущений, которые поступают на периферию организма посредством возбуждения через эфферентные нервы. Таким образом, возникает ответная реакция организма, которая может иметь форму движения или внутреннего процесса.

Так, например, пение птиц, шум морского прибоя уравновешивает нервную систему и способствует релаксации. Организм также реагирует и на ощущения запахов. Японская фирма «Сиейдо» успешно применят запахи для повышения стрессоустойчивости своих работников. На сайте «Мир психологии и саморазвития» вы можете более подробно изучить такие направления в психологии как цветотерапия, музыкотерапия и ароматерапия.

В психологии выделяют следующие свойства ощущений:

  1. Интенсивность ощущения характеризует субъективный чувственный опыт человека, и выражает степень испытываемого ощущения, которая зависит от силы раздражителя и функционального состояния рецептора.
  2. Длительность ощущения – это отрезок времени, в течение которого сохраняется ощущение воздействия раздражителя после его прекращения.
  3. Латентный (скрытый) период ощущения – отрезок времени от момента начала действия раздражителя до момента начала возникновения ощущения.
  4. Последействие ощущения — отрезок времени от момента окончания действия раздражителя до исчезновения ощущения. Так, из-за последействия ощущений мы не замечаем перерывов между кадрами при просмотре фильма.
  5. Пространственная локализация раздражителя — свойство ощущения обеспечивать способность человеку определять пространственное положение действующего на рецепторы раздражителя (направление звука, место появления болевой точки на теле и др.)

Ощущения классифицируются по признакам, то есть в зависимости от того, какие их свойства требуется подчеркнуть:

— по виду модальности (зрительные, слуховые, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения);

— по уровню осознанности подразделяются на осознаваемые и неосознаваемые (например, ощущения равновесия);

— по месту расположения рецепторов выделяются интероцептивные, экстероцептивные и проприоцептивные.

Интероцептивные ощущения – это ощущения, которые сигнализирует о состоянии внутренних процессов организма и связанные с внутренними рецепторами, расположенных на стенках внутренних органов (ощущение голода, жажды, боли и т.д.)

Сведениями из внешней среды человека обеспечивают экстероцептивные ощущения , которые возникают как при непосредственном контакте с источником раздражения (контактные), так и посредством источника, находящегося на некотором расстоянии (дистантные). Стоит отметить, что обонятельные ощущения иногда относятся к нейтральным, так как источник запаха находится на расстоянии, а молекулы, несущие запах, имеют непосредственный контакт с рецепторами человека.

Существуют и другие классификации ощущений. Интересно, что в психологии преобладает гипотеза о существовании магнитного ощущения, которое некоторым видам животных (дельфины, голуби, пчелы и т.д.) помогает ориентироваться в магнитном поле Земли.

В следующих статьях Вы более подробно узнаете о разных видах ощущений.

В зависимости от источника раздражений, действующих на рецепторы, ощущения подразделяются на три группы. Каждая из этих групп, в свою очередь, состоит из различных специфических ощущений (рис. 5.7).

Рис. 5.7.

  1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды («пять чувств»). К ним относят зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения. На самом деле рецепторов, которые обеспечивают эти ощущения, больше пяти, и так называемое «шестое чувство» здесь ни при чем.
    Например, зрительные ощущения возникают при возбуждении палочек («сумеречное, черно-белое зрение») и колбочек («дневное, цветовое зрение»).
    Температурные ощущения у человека возникают при раздельном возбуждении рецепторов холода и тепла. Тактильные ощущения отражают воздействие на поверхность тела, и они возникают при возбуждении или чувствительных рецепторов прикосновения в верхнем слое кожи, или при более сильном воздействии на рецепторы давления в глубоких слоях кожи.
  2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущения боли, голода, жажды, тошноты, удушья и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.
  3. Проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные). Это ощущения, отражающие положение и движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц, состоянии суставов и связок и т. п. Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения:
    • раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполнении движения;
    • ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий;
    • раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и быстроты движений.
  4. К этой же группе ощущений многие авторы относят и ощущения равновесия и ускорения, которые возникают в результате возбуждения рецепторов вестибулярного анализатора.

5.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЩУЩЕНИЙ

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на соответствующие рецепторы.

Рецепторы – это чувствительные нервные образования, которые воспринимают воздействие внешней или внутренней среды и кодируют его в виде набора электрических сигналов. Последние затем поступают в мозг, который их расшифровывает. Этот процесс сопровождается возникновением простейших психических явлений – ощущений. Психофизика ощущений показана на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Психофизический механизм формирования ощущений

Часть рецепторов человека объединена в более сложные образования – органы чувств.

У человека есть орган зрения – глаз, орган слуха – ухо, орган равновесия – вестибулярный аппарат, орган обоняния – нос, орган вкуса – язык. В то же время некоторые рецепторы не объединяются в один орган, а разбросаны по поверхности всего тела. Это рецепторы температурной, болевой и тактильной чувствительности. 2

Тактильную чувствительность обеспечивают рецепторы прикосновения и давления.

[Закрыть]

Большое количество рецепторов находится внутри тела: рецепторы давления, химического чувства и т. д. Например, рецепторы, чувствительные к содержанию глюкозы в крови, обеспечивают возникновение чувства голода. Рецепторы и органы чувств – это единственные каналы, через которые мозг может получать информацию для последующей переработки.

«Мы постоянно ощущаем новые миры, наше тело и разум все время улавливают внешние и внутренние изменения. Сама наша жизнь зависит от того, насколько успешно мы ощущаем мир, в котором движемся, и насколько точно эти ощущения руководят нашими движениями. При помощи ощущений мы избегаем угрожающих раздражителей – крайней жары, вида, звука или запаха хищника – и стремимся к комфорту и благополучию». 3

Блум Ф, Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. – М.: Мир, 1998. – С. 138.

[Закрыть]

Все рецепторы можно разделить на дистантные, которые могут воспринимать раздражение на расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные), и контактные (вкусовые, тактильные, болевые), которые могут воспринимать раздражение при непосредственном контакте с ними.

Плотность потока информации, поступающей через рецепторы, имеет свои оптимальные границы. При усилении этого потока возникает информационная перегрузка (например, у авиадиспетчеров, биржевых брокеров, руководителей крупных предприятий), а при его снижении – сенсорная изоляция (например, у подводников и космонавтов).

^ 5.2. АНАЛИЗАТОР – МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ОЩУЩЕНИЙ

Ощущения являются продуктом деятельности анализаторов человека. Анализатором называют взаимосвязанный комплекс нервных образований, который осуществляет прием сигналов, их трансформацию, настройку рецепторного аппарата, передачу информации к нервным центрам, ее обработку и расшифровку. И. П. Павлов считал, что анализатор состоит из трех элементов: органа чувств, проводящего пути и коркового отдела. Согласно современным представлениям в состав анализатора входит как минимум пять отделов:

1) рецепторный;

2) проводниковый;

3) блок настройки;

4) блок фильтрации;

5) блок анализа.

Так как проводниковый отдел, по сути, представляет собой всего лишь «электрический кабель», проводящий электрические импульсы, наиболее важную роль выполняют четыре отдела анализатора (рис. 5.2). Система обратной связи позволяет вносить корректировку в работу рецепторного отдела при изменении внешних условий (например, тонкую настройку анализатора при разной силе воздействия).

Рис. 5.2. Схема строения анализатора

Если в качестве примера взять зрительный анализатор человека, через который поступает большая часть информации, то эти пять отделов представлены конкретными нервными центрами (табл. 5.1).

Таблица 5.1. Структурно-функциональные характеристики составных элементов зрительного анализатора

Помимо зрительного анализатора, с помощью которого человек получает значительную долю информации об окружающем мире, для составления целостной картины мира важны и иные анализаторы, воспринимающие химические, механические, температурные и иные изменения внешней и внутренней среды (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Основные анализаторы человека

При этом контактные и дистантные воздействия анализируются различными анализаторами. Так, у человека существуют дистантный химический анализатор (обонятельный) и контактный (вкусовой), дистантный механический анализатор (слуховой) и контактный (тактильный).

^ 5.2.1. Схема строения слухового анализатора

Слуховой анализатор человека располагается в толще височной кости и на самом деле включает в себя два анализатора: слуховой и вестибулярный. Оба они работают по одному принципу (регистрируют колебания жидкости в перепончатых каналах при помощи чувствительных волосковых клеток), но позволяют получать разные виды информации.

Один – о колебаниях воздуха, а второй – о движении собственного тела в пространстве (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Схема строения внутреннего уха – главного отдела рецепторной части слухового анализатора

Работа собственно слухового анализатора является хорошей иллюстрацией к феномену перехода физических явлений к психическим через стадию физиологических процессов (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Схема возникновения слуховых ощущений

На входе слухового анализатора мы имеем чисто физический факт – колебание воздуха определенной частоты, затем в клетках кортиевого органа мы можем зарегистрировать физиологический процесс (возникновение рецепторного потенциала и формирование потенциала действия), и, наконец, на уровне височной коры возникают такие психические явления, как звуковые ощущения.

^ 5.3. ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

В психологии существует несколько понятий порога чувствительности (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Пороги ощущений

Нижний абсолютный порог чувствительности определяют как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощущение.

Рецепторы человека отличаются очень высокой чувствительностью к адекватному раздражителю. Так, например, нижний зрительный порог составляет всего 2–4 кванта света, а обонятельный равен 6 молекулам пахучего вещества.

Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощущений. Они называются подпороговыми и не осознаются, однако могут проникать в подсознание, определяя поведение человека, а также составляя основу его сновидений, интуиции, неосознанных влечений. Исследования психологов показывают, что подсознание человека может реагировать на очень слабые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.

^ Верхний абсолютный порог чувствительности меняет сам характер ощущений (чаще всего – на болевой). Например, при постепенном увеличении температуры воды человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. То же самое происходит при сильном звуке или давлении на кожу.

^ Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях. Согласно закону Бугера – Вебера относительный порог ощущений является постоянным, если измерять его в процентах от исходной величины раздражения.

^ Закон Бугера – Вебера : «Порог различения по каждому анализатору имеет постоянную относительную величину: ДI / I = const, где I – сила раздражителя».

Константы Вебера для разных органов чувств составляют: 2 % для зрительного анализатора, 10 % для слухового (по интенсивности) и 20 % для вкусового анализатора. Это означает, что человек может заметить изменение освещенности порядка 2 %, в то время как для изменения слуховых ощущений требуется изменение силы звука на 10 %.

Закон Вебера – Фехнера определяет, как меняется интенсивность ощущений при изменении интенсивности раздражения. Он показывает, что эта зависимость носит не линейный, а логарифмический характер.

^ Закон Вебера – Фехнера: «Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения: S = K · lgI + C, где S – интенсивность ощущения; I – сила раздражителя; K и C – константы».

^ 5.4. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ

В зависимости от источника раздражений, действующих на рецепторы, ощущения подразделяются на три группы. Каждая из этих групп, в свою очередь, состоит из различных специфических ощущений (рис. 5.7).

1. ^ Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды («пять чувств»). К ним относят зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения. На самом деле рецепторов, которые обеспечивают эти ощущения, больше пяти, 4

Прикосновения, давления, холода, тепла, боли, звука, запаха, вкуса (сладкого, соленого, горького и кислого), черно-белого и цветного изображения, прямолинейного и вращательного движения и т. д.

[Закрыть] и так называемое «шестое чувство» здесь ни при чем.

Рис. 5.7. Разновидности ощущений человека

Например, зрительные ощущения возникают при возбуждении палочек («сумеречное, черно-белое зрение») и колбочек («дневное, цветовое зрение»).

Температурные ощущения у человека возникают при раздельном возбуждении рецепторов холода и тепла. Тактильные ощущения отражают воздействие на поверхность тела, и они возникают при возбуждении или чувствительных рецепторов прикосновения в верхнем слое кожи, или при более сильном воздействии на рецепторы давления в глубоких слоях кожи.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущения боли, голода, жажды, тошноты, удушья и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.

^ 3. Проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные). Это ощущения, отражающие положение и движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц, состоянии суставов и связок и т. п. Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения:

♦ раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполнении движения;

♦ ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий;

♦ раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и быстроты движений.

^ 5.5. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

Ощущениям присущи определенные свойства:

♦ адаптация;

♦ контраст;

♦ пороги ощущений;

♦ сенсибилизация;

♦ последовательные образы.

Проявления этих свойств описаны в табл. 5.2.

Таблица 5.2. Свойства ощущений

^ ГЛАВА 6. ВОСПРИЯТИЕ

6.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОСПРИЯТИИ

6.1.1. Восприятие и ощущения

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (холодное, шероховатое, зеленое), то восприятие дает целостный образ предмета.

Для иллюстрации принципиального отличия процесса восприятия от ощущения можно вспомнить притчу о трех слепых, которые гуляли по зоопарку и по одному подходили к вольеру со слоном. Когда их спросили потом, что такое слон, то один сказал, что он похож на толстую веревку, другой – что слон напоминает лист лопуха: он плоский и шершавый, а третий сказал, что слон напоминает высокую и мощную колонну. Такое разнообразие описаний одного и того же животного заключалось в том, что один слепец взял слона за хвост, другой потрогал за ухо, а третий – обнял ногу. Соответственно, они получили разные ощущения, и никто из них не смог построить целостное восприятие объекта.

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие – всегда совокупность ощущений, а ощущение – составная часть восприятия. Однако восприятие – не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания (рис. 6.1).

^ Физиологической основой восприятия является согласованная деятельность нескольких анализаторов, протекающая при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

В процессе восприятия формируются перцептивные образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память и мышление. Образ представляет собой субъективную форму объекта; он является порождением внутреннего мира данного человека.

Рис. 6.1. Схема формирования психических образов при восприятии

Например, восприятие яблока складывается из зрительного ощущения зеленого круга, тактильного ощущения гладкой, твердой и прохладной поверхности и обонятельного ощущения характерного яблочного запаха.

Складываясь вместе, эти три ощущения дают нам возможность восприятия целого предмета – яблока.

Восприятие следует отличать от представлений, то есть мысленного создания образов предметов и явлений, когда-то воздействовавших на организм, но отсутствующих в данный момент.

В процессе формирования образа на него воздействуют установки, интересы, потребности и мотивы личности. Так, образ, возникающий при виде одной и той же собаки, будет различным у случайного прохожего, собаковода-любителя и человека, которого недавно покусала какая-то собака. Их восприятия будут различаться полнотой и эмоциональностью. Огромную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, активность его восприятия.

^ 6.1.2. Свойства перцептивных образов

К основным свойствам перцептивных образов относят предметность, целостность, константность.

Предметность понимается как воспроизводимость в перцептивном образе его свойств как свойств самого объекта (образ камня как бы воспроизводит в сознании человека его тяжесть, твердость, гладкость и т. д.).

Свойство целостности перцептивного образа обнаруживается в ряде феноменов. Например, когда неполнота, выпадение или искажение каких-либо деталей изображения объекта не мешают его узнаванию, или когда мы группируем разрозненные детали так, что они образуют осмысленное целое.

Константностью восприятия называется относительное постоянство свойств воспринимаемых объектов и ситуаций при существенном изменении условий восприятия таким образом, что изменение его фоновых характеристик не влияет на параметры признака воспринимаемой фигуры. Одним из исследователей, анализировавшим проблему константности, был Г. Гельмгольц. С его точки зрения, константность восприятия является результатом бессознательных умозаключений. Так, факты константности восприятия цвета он объяснял тем, что, видя одни и те же объекты при разном освещении, мы формируем представление о том, как этот предмет будет выглядеть при белом свете.

При изучении феноменов восприятия встает проблема врожденного и приобретенного компонентов в восприятии. Исследования показывают, что некоторые аспекты восприятия носят врожденный характер (восприятие движения и некоторые аспекты восприятия пространства). Врожденная способность к восприятию пространства обеспечивает постоянство воспринимаемых предметов независимо от их перемещений в пространстве, изменений освещения и перемещений человека.

В то же время восприятие значительно зависит от обратной связи и может быть модифицировано в соответствии с индивидуальным опытом, научением и социальными факторами (культурой, образованием и т. д.). Например, в эксперименте с устройством, имитирующем крутой обрыв, было показано, что восприятие пространства, в частности «боязнь высоты», – не врожденное чувство. Младенцы начинали воспринимать резкий перепад высот только через неделю после того, как начинали ползать. 5

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. – М.: Мир, 1998. – С. 138.

[Закрыть]

В других экспериментах людям давали носить специальные очки, переворачивающие изображение вверх ногами. Оказывается, что через несколько дней мозг вносил поправку в данный дефект и вторично переворачивал изображение, так что со временем человек начинал видеть окружающий мир в нормальном, не перевернутом виде.

Все это показывает, что восприятие человека – это сложный синтез врожденных и приобретенных психофизиологических механизмов.

^ 6.2. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ

Существуют три основные классификации процессов восприятия: по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля.

Согласно первой классификации существует три вида восприятия (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Виды восприятия по форме существования материи

Восприятие пространства включает в себя отражение расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, объема, удаленности и направления, в котором они находятся. Основные особенности восприятия пространства человеком отображены в табл. 6.1.

Таблица 6.1. Восприятие пространства

В человеческой практике встречаются и ошибки восприятия пространства – иллюзии. Более подробно зрительные иллюзии разбираются в разделе 6.4 данной книги. Примером зрительной иллюзии является переоценка вертикальных линий (из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как большая по сравнению с горизонтальной – рис. 6.3).

Рис. 6.3. Вертикально-горизонтальная иллюзия Вундта

Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве (табл. 6.2).

Таблица 6.2. Восприятие движения

При этом мозг фиксирует ряд параметров движения: направление движения, его скорость, ускорение, форму и амплитуду. В этом виде восприятия участвует суставно-мышечный и вестибулярный анализатор человека. С помощью последнего человек определяет величину ускорения и интенсивность вращения или поворотов. Для этого в височной кости имеется система трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, и двух мешочков (круглый и овальный), которые реагируют на любое движение головы.

^ Восприятие времени – наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то субъективно оно проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется «медленно». При воспоминании имеет место обратный феномен – период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой». Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» – фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени. В понятие «восприятие времени» включаются такие виды восприятия, как восприятие длительности явлений, восприятие последовательности явлений, а также восприятие темпа и ритма.

Вторая классификация восприятия (по ведущей модальности) включает в себя зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве (рис. 6.4).

В соответствии с этой классификацией в нейролингвистическом программировании (одном из направлений современной психологии) всех людей принято делить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. У визуалов преобладает зрительный тип восприятия, у аудиалов – слуховой, а у кинестетиков – тактильный, вкусовой и температурный.

По степени волевого контроля восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные (рис. 6.5).

Рис. 6.4. Виды восприятия по ведущей модальности

Рис. 6.5. Виды восприятия по степени волевого контроля

^ 6.3. СВОЙСТВА И ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ

6.3.1. Свойства восприятия

Восприятия человека отличаются от ощущений рядом специфических свойств. Основные свойства восприятия – это:

♦ константность;

♦ целостность;

♦ избирательность;

♦ предметность;

♦ апперцепция;

♦ осмысленность.

Проявления этих свойств описаны в табл. 6.3.

Таблица 6.3. Свойства восприятия

^ 6.3.2. Эффекты (законы) восприятия

Восприятие предметов и явлений человеком отличается от подобной регистрации техническими устройствами. Это обусловлено индивидуальными характеристиками того или иного человека, особенностями его жизненного опыта, а также общими принципами работы мозга. Эти принципы исследовались различными учеными, которые вывели ряд эмпирических закономерностей (табл. 6.4).

Таблица 6.4. Закономерности восприятия (по М. Вертгеймеру)

Следует признать, что наука пока не может точно объяснить механизмы работы мозга, ответственные за данные эффекты, поэтому обнаруженные закономерности носят феноменологический характер.

^ 6.4. ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ

6.4.1. Многообразие иллюзий

Иллюзии (ошибки восприятия) могут возникать в любом анализаторе. Например, более двух тысяч лет известна кинестетическая «иллюзия Аристотеля», впервые обнаруженная великим ученым древности. Если сильно скрестить средний и указательный пальцы правой руки, а затем прикоснуться ими к собственному носу так, чтобы его кончик одновременно коснулся подушечек этих пальцев (при закрытых глазах), то возникнет отчетливая иллюзия удвоения носа.

Иллюзии обусловлены различными механизмами работы зрительного анализатора или особенностями функционирования психики человека. Некоторые ошибки происходят на уровне глазодвигательного аппарата, другие обусловлены психологическими установками, третьи связаны с трудностями аккомодации на объектах различной удаленности, четвертые вызваны прежним опытом индивидуума и т. д. В связи с этим выделяют несколько разновидностей зрительных иллюзий (рис. 6.6). Ниже будут продемонстрированы их примеры.

Рис. 6.6. Разновидности зрительных иллюзий

^ 6.4.2. Зрительные искажения

Параллельные прямые кажутся расположенными под углом (рис. 6.7).

Рис. 6.7. Иллюзия Цолльнера

На одной прямой лежат линии BC, а не AC, как кажется (рис. 6.8).

Рис. 6.8. Иллюзия Поггендорфа

Квадрат кажется искаженным (рис. 6.9).

Рис. 6.9. Иллюзия У. Эренштейна

^ 6.4.3. Иллюзии восприятия размера

Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами, или же тот, который окружен большими? Они одинаковые (рис. 6.10).

Рис. 6.10. Иллюзия Эббингауза

Какая из фигур больше? Они абсолютно одинаковые (рис. 6.11).

Рис. 6.11. Иллюзия Ястрова

^ 6.4.4. Иллюзия перспективы

Параллелепипеды равны (рис. 6.12), хотя «дальняя» фигура кажется больше по размеру, так как мы привыкли, что при удалении предметы должны уменьшаться.

Рис. 6.12. Какой из параллелепипедов больше?

^ 6.4.5. Явление иррадиации

Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рис. 6.13 за счет яркости цветов белый квадрат кажется большим относительно черного квадрата на белом фоне.

Рис. 6.13. Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?

Окружающий мир, его красоту, звуки, цвета, запахи, температуру, размер и многое другое мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

ОЩУЩЕНИЕ является простым психическим процессом, который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном действии раздражителей на соответствующие рецепторы.

На органы чувств действуют раздражители. Следует различать раздражители, адекватные для определенного органа чувств и неадекватные для него. Ощущение является первичным процессом, с которого начинается познание окружающего мира.

ОЩУЩЕНИЕ - познавательный психический процесс отражения в психике человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на его органы чувств.

Роль ощущений в жизни и познании реальности очень важна, поскольку они составляют единственный источник наших знаний о внешнем мире и о нас самих.

Физиологическое основание ощущений. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Ощущение имеет рефлекторный характер; физиологически оно обеспечивает анализаторные система. Анализатор - нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, которые пришли с внешней и внутренней среды организма.

АНАЛИЗАТОРЫ - это органы человеческого тела, которые анализируют окружающую действительность и выделяют в ней те "или Другие разновидности психоэнергии.

Понятие анализатора ввел И.П. Павлов. Анализатор состоит из трех частей:

Периферийный отдел - рецептор, превращает определенный вид энергии в нервный процесс;

Афферентные (центростремительные) пути, передающие возбуждение, возникшее в рецепторе в расположенных выше центрах нервной системы, и эфферентные (центробежные), по которому импульсы из расположенных выше центров передаются в низших уровней;

Подкорковые и корковые проективные зоны, где происходит переработка нервных импульсов с периферийных отделов.

Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги.

Рефлекторная дуга = анализатор + эффектор,

Эффектором является моторный орган (определенный мышца), в который поступает нервный импульс из центральной нервной системы (мозга). Взаимосвязь элементов рефлекторной дуги обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающей среде, деятельность организма в зависимости от условий его существования.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Действие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения.

Классификация и разновидности ощущений, Существуют различные классификации органов чувств и чувствительности организма к раздражителям, поступающих в анализаторов из внешнего мира или изнутри организма.

В зависимости от степени контакта органов чувств с раздражителями различают чувствительность контактную (касательная, вкусовая, болевая) и дистантного (зрительная, слуховая, обонятельная). Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с объектами, которые влияют на них; таковы осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражение, * которое идет от удаленного объекта; дистантрецепторамы есть зрительные, слуховые, обонятельные.

Поскольку ощущения возникают в результате действия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, то в классификации ощущений учитывают свойства и раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые влияют эти раздражители.

За размещением рецепторов в организме - на поверхности, внутри организма, в мышцах и сухожилиях - выделяют ощущения:

Экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые)

Интероцептивные, содержащие информацию о состоянии внутренних органов (чувство голода, жажды, усталости)

Проприоцептивные, отражающие движения органов тела и состояние тела (кинестетические и статические).

Согласно системе анализаторов существуют такие разновидности ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, болевые, температурные, вкусовые, обонятельные, голода и жажды, половые, кинестетический и статические.

Каждый из этих разновидностей ощущение имеет свой орган (анализатор), свои закономерности возникновения и функции.

Подкласс проприоцепцию, что является чувствительностью к движению, называют также кинестезии, а соответствующие рецепторы - кинестезические, или кинестетические.

К самостоятельным ощущений относятся температурные, что является функцией особого температурного анализатора, осуществляющий терморегуляцию и теплообмен организма с окружающей средой.

Например, орган зрительных ощущений - глаз. Ухо - орган восприятия слуховых ощущений. Тактильная, температурная и болевая чувствительность - функция органов, расположенных в коже.

Тактильные ощущения дают знания о мере равенства и рельефности поверхности предметов, которую можно почувствовать во время их ощупывания.

Болевые ощущения сигнализируют о нарушении целостности ткани, что, конечно, вызывает у человека защитную реакцию.

Температурное ощущение - ощущение холода, тепла, его вызывает контакт с предметами, которые имеют температуру, выше или ниже, чем температура тела.

Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения, сигнализирующие о вибрации предмета. Органа вибрационного чувства пока не найдено.

Обонятельные ощущения сигнализируют о состоянии годности продуктов к употреблению, о чистом или загрязненный воздух.

Орган вкусовых ощущении - специальные чувствительные к химическим раздражителям колбочки, расположенные на языке и небе.

Статические, или гравитационные ощущения отражают положение нашего тела в пространстве - лежание, стояние, сидение, равновесие, падения.

Кинестетические ощущения отражают движения и состояния отдельных частей тела - рук, ног, головы, корпуса.

Органические ощущения сигнализируют о такие состояния организма, как голод, жажда, самочувствие, усталость, боль.

Половые ощущения сигнализируют о потребность организма в сексуальной разрядке, обеспечивающие получение удовольствия вследствие раздражения так называемых эрогенных зон и секса в целом.

С точки зрения данных современной науки принят разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточен. Некоторые виды ощущений можно считать внешне внутренними. К ним относятся температурные, болевые, вкусовые, вибрационные, мышечно-суставные, половые и статико-ди и иамич н и.

Общие свойства ощущений. Ощущение - это форма отражения адекватных раздражителей. Однако различным видам ощущений присуща не только специфичность, но и общие для них свойства. К таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество - это основная особенность определенного ощущения, что отличает его от других видов ощущений и варьирует в пределах данного вида. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - по насыщенности, цветовому тону и тому подобное.

Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определятся силой раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущения есть его временной характеристикой. ее также определяет функциональное состояние органа чувств, но главным образом время действия раздражителя и его интенсивность. Во время действия раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а через некоторое время, которое называется латентного (скрытого) периода ощущения.

Общие закономерности ощущений. Общими закономерностями ощущений является пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, сенсибилизация, контрастность, синестезия.

Чувствительность. Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в конкретных условиях становится способным вызвать ощущение. Минимальную силу раздражителя, вызывает едва заметное ощущение, называют нижним абсолютным порогом чувствительности.

Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают возникновения ощущений, и сигналы о них не передаются в кору головного мозга.

Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности этого анализатора.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, а н верхним порогом ощущения.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называют максимальную силу раздражителя, при которой еще возникает адекватное по определенной раздражителя ощущения. Дальнейший рост силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, сверхгромкого звук, ослепительная яркость).

Разница чувствительности, или чувствительность к различению, также находится в обратной зависимости к величине порога различения: что порог различения больше, тем меньше разница чувствительности.

Адаптация. Чувствительность анализаторов, определяемая величина лбсолютних порогов, не является постоянной и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление - это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Различают три разновидности этого явления:

Адаптация как сплошное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя.

Адаптация как притупление ощущения под воздействием сильного раздражителя. Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в ее результате снижается чувствительность анализаторов.

Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации, присущий некоторым видам ощущений, можно определить как положительную адаптацию.

Явление увеличения чувствительности анализатора к раздражителю под действием внимательности, направленности, установки называется сенсибилизации. Это явление органов чувств возможно не только в результате применения косвенных раздражителей, но и путем упражнения.

Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одной анализаторнои системы под влиянием другой. Интенсивность ощущений зависит не только во силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, которые влияют в этот момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств маг. название взаимодействия ощущений.

При этом взаимодействие ощущений, как и адаптации, окажутся в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Запильних закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов пол их взаимодействием.

Изменение чувствительности анализаторов может вызвать действие лругосиг нальных раздражителей.

Если тщательно, внимательно всматриваться, вслушиваться, смаковать, то чувствительность к свойствам предметов и явлений становится более четкой, яркой - предметы и их свойства намного лучше различаются.

Контраст ощущений - это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

При одновременной действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно хорошо проследить в зрительных ощущениях. Одна ии ты сама фигура на черном фоне покажется светлее, на белом - темнее. Зеленый предмет на красном фоне воспринимается более насыщенным. Поэтому военные объекты часто маскируют, чтобы не возникал контраст. Сюда нужно отнести явление последовательного контраста. После холодного слабый теплый раздражитель покажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Синестезия чувств - это возникновение пол излиянием раздражителя одного анализаторы нидчутгив. которые характерны для другого анализатора. В частности, во время действия звуковых раздражителей, таких, как самолеты, ракеты и т.п., у человека возникают их зрительные образы. Или тот, кто видит раненого человека, также определенным образом чувствует боль.

Деятельность анализаторов окажутся во взаимодействии. Такое взаимодействие не является изолированной. Доказано, что свет повышает слуховую чувствительность, а слабые звуки повышают зрительную чувствительность, холодное омовение головы повышает чувствительность к красному цвету и тому подобное.

Ощущение – отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.
Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств.
Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называется анализатором. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1. Рецептор – орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.
2. Проводящие нервные пути – по ним нервные сигналы передаются в мозг.
3. Мозговой центр в коре полушарий головного мозга.

Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

Английский физиолог И. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений:
1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды («пять чувств»). К ним относят зрительные, слуховые, вку¬совые, температурные и тактильные ощущения. Рецепторы находятся на поверхности тела.
2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутрен¬них органов. К ним относят ощущение боли, голода, жажды, тошноты, удушья и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздраже¬ниях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма.
3. Проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные). Это ощущения, отражающие положение и движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о поло¬жении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслабле¬нии мышц, состоянии суставов и связок и т. п.
I группа - дистантные ощущения:
1. Зрение - электромагнитные колебания, отражение света от предметов.
2. Слух - звуковые колебания.
3. Обоняние - пахучие частицы, химический анализ.
II группа - контактные ощущения:
4. Тактильные - ощущения прикосновения и давления. Даже небольшое снижение тактильной чувствительности негативно влияет на психику. Наиболее чувствительны:
а) язык,
б) губы,
в) кончики пальцев.
5. Температурные - отдельные рецепторы на холод и тепло. Температура тела принимается за 0.
6. Вкусовые - рецепторы в сосочках языка, реагирующие на химический состав пищи.
7. Вибрационная чувствительность - реакция на низкочастотные колебания окружающей среды. Самая древняя чувствительность. Прародительница слуха и тактильных ощущений. Нет специальных рецепторов, все ткани тела участвуют в передаче информации.
8. Болевая чувствительность - стоит на службе у инстинкта самосохранения. Люди без болевой чувствительности не доживают до 10 лет.
III группа - ощущения, относящиеся к самому телу:
Ощущения на события внутри тела.
9. Вестибулярные - определяют то, как тело размещено по отношению к земному притяжению. Нужны, чтобы понимать, где верх, где низ. Рецепторы во внутреннем ухе.
10. Мышечные – кинестические, динамические, скелетно-мышечные, проприорецепция. Специальные датчики во всех мускулах, местах прикрепления сухожилий и суставов. Реагируют на напряжение и расслабление. Благодаря ним мы с закрытыми глазами можем сказать, что делает наше тело. Все виды скелетных движений регулируются психикой с участием мышечных ощущений.
11. Интроцепивные ощущения - интерорецепция - совокупный результат работы нескольких видов датчиков внутри организма (хеморецепторы - хим.события внутри тела, барорецепторы - реагируют на изменение давления, болевые, и др.). Зачастую не доходят до психики, до осознания. Управляются подкорковыми структурами. Что доходит до сознания (сеченов): "темное валовое чувство организма" - плохоосознаваемое, недифференциированное. События внутри тела оказывают влияние на виды сенсорной чувствительности извне.

Свойства ощущений:
1. Адаптация – это приспособление чувствительности к постоянно действующим раздражителям.
2. Контраст – изменение интенсивности и качество ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.
3. Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием взаимодействия ощущений и упражнений.
4. Синестезия проявляется в том, что ощущения одной модальности могут сопровождаться ощущениями другой модальности.
Не всякий раздражитель, воздействующий на рецепторные окончания того или другого анализатора, способен вызвать ощущение. Для этого необходимо, чтобы раздражитель имел определенную величину или силу.
Нижним абсолютным порогом ощущения называется минимальная величина, или сила, раздражителя, при которой он оказывается способным вызывать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения.
Абсолютная чувствительность того или другого органа чувств характеризуется величиной нижнего порога ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Большинство анализаторов обладает очень высокой чувствительностью. Например, абсолютный нижний порог слухового ощущения, измеряемый в единицах давления воздушных звуковых волн на барабанную перепонку, равняется у человека в среднем 0,001 бора. Насколько велика эта чувствительность, можно судить по тому, что один бор равняется одной миллионной части нормального атмосферного давления. Еще выше чувствительность зрительного анализатора. Абсолютный нижний порог ощущения света равняется 2,5-10"" эрг/сек. При такой чувствительности человеческий глаз может заметить на расстоянии одного километра свет, интенсивность которого составляет всего несколько тысячных долей нормальной свечи.
Верхний абсолютный порог ощущения соответствует той максимальной величине раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться. Так, абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет у человека в среднем 20 000 колебаний звуковых волн в секунду.