Инновации в образовательной деятельности вуза. Масловская А.Г. Инновационная деятельность ВУЗа как высокоэффективный ресурс инновационного развития региона. Реформирование образования в РФ

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА КАК ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Масловская Анастасия Геннадьевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
магистрант, кафедра менеджмента организации


Аннотация
В данной статье обозначена ведущая роль инновационной деятельности высшего образования в инновационном развитии регионов страны. Обосновывается данное утверждение тем, что при стремительно растущей конкуренции и при трансформации национальной экономики вузы выступают в качестве высокоэффективного ресурса развития региона.

INNOVATIVE ACTIVITY OF THE UNIVERSITY AS A HIGHLY EFFECTIVE RESOURCE OF INNOVATION DEVELOPMENT OF THE REGION

Maslovskaya Anastasia Gennadyevna
Belgorod State National Research University
Department of Management of the organization, Master


Abstract
This article marked the leading role of innovative activity of higher education in the innovative development of regions of the country. This statement is substantiated by the fact that with growing competition and the transformation of the national economy, the universities act as a highly effective resource development in the region.

Библиографическая ссылка на статью:
Масловская А.Г. Инновационная деятельность ВУЗа как высокоэффективный ресурс инновационного развития региона // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]..03.2019).

На сегодняшний день основная стратегическая позиция России – это переход к инновационному пути развития. Инновационная система региона – это совокупность взаимосвязанных элементов, а именно объектов инновационной деятельности, которые в процессе осуществления своей деятельности активно взаимодействуют между собой, формируя единое инновационное поле. Объектами инновационной деятельности могут выступать малые инновационные предприятия, научно-исследовательские институты, технопарки, технополисы, высшие учебные заведения, промышленные предприятия и прочее .

Система высшего образования – это часть экономики, оперативно реагирующая на ее структурные изменения. Фундаментальным направлением развития российской экономики выступает возросшая роль инновационной активности вузов. В современную эпоху образование является не только институтом, специализирующимся исключительно в области подготовки специалистов, ныне образование принимает наиактивнейшее участие в инновационных проектах, научно-исследовательских разработках.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях формирования инновационной экономики страны максимально актуальной становится инновационная деятельность высших учебных заведений, и как следствие повышается роль высшего образования в инновационном развитии региона и всей страны в целом.

Университет должен выступать в качестве инструмента поддержки региональной экономики, поскольку именно в вузах должно происходить формирование новых идей и воспроизводство квалифицированных кадров, проводиться научные исследования и разработки, что впоследствии приведет к созданию новых видов продуктов и услуг.

Вузы активизируют свою инновационную деятельность, участвуя в совместных в проектах с научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро и прочими инновационными организациями. Перспективным направлением развития инновационной деятельности высшего учебного заведения остается создание инновационных центров, технополисов, а также тесное сотрудничество малым, средним и крупным бизнесом в сфере инноватики.

Деятельность университетов должна быть в первую очередь на практическое использование научных исследований и разработок в целях развития региона, в котором он функционирует. Для вузов все более актуализируется возможность получения грантов на выполнение исследовательских разработок, следовательно, важное значение приобретает коммерциализация инновационных разработок.

Многолетний опыт образовательной деятельности указывает на то, что важна не только мощная теоретическая база, но и их практическое применение, максимально соответствующее духу нынешней инновационной ориентированности экономики. В наши дни вузы активно внедряют инновационные технологии в образовательный процесс, привлекают студентов и сотрудников к выполнению разработок и исследований по наиболее приоритетным направлениям развития региона.

Сегодня университеты могут поспособствовать интеграции инновационной деятельности региона, а также мобилизации малоэффективно используемых региональных ресурсов. Высшие учебные заведения должны использовать в своей инновационной деятельности исключительно стратегический подход, в целях этого они должны точно давать оценку конкурентным обстоятельствам и потребностям местной региональной промышленности, проанализировав соответствие потребностей экономики региона и внутренних возможностей самого университета.

Ныне количество университетов в России превысило тысячу, существуют федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и университеты с особым статусом, среди которых МГУ и СПбГУ, а также большое количество негосударственных учреждений. Но одной из главных проблем стоящих перед каждым высшим учебным заведением является достаточно низкий уровень инновационной активности и патентной изобретательности.

К экономическим факторам, препятствующим развитию инновационной активности вузов можно отнести:

1) Нехватка собственных финансовых ресурсов.

2) Недостаточная финансовая государственная поддержка.

3) Низкий спрос.

4) Высокая стоимость внедрения ноу-хау.

5) Длительный период окупаемости внедряемых технологий.

6) Высокая степень экономического риска и прочее .

Согласно данным официальной статистики доля вузов в числе организаций, осуществляющих инновационные разработки достаточно велика. Автором на рисунке 1 отображена доля высших учебных заведений в общем числе инновационных организаций за 2014 год . Таким образом, становится очевидным, что 19% всех инновационных организаций составляют высшие учебные заведения, что является существенным значением.

Рис. 1. Соотношение организаций, осуществляющих инновационную деятельность

Университет сегодня – это инновационная площадка для исследований. Университеты также выступают в качестве гаранта развития региональной экономики за счет привлечения инвестиций, повышая тем самым инвестиционный рейтинг региона. Укрепление инновационного потенциала максимально облегчит адаптация региональной экономики к современным экономическим условиям. Так как высокая инновационная активность высшего учебного заведения является необходимым условием для его устойчивого социально-экономического развития.

Содержание инновационной деятельности ВУЗа

Инновационная деятельность ВУЗа подразумевает не только процесс создания и освоения новых знаний, но и активное содействие и управление этой деятельностью (оказание информационных, маркетинговых, консультационных и иных услуг), а также инвестиционную деятельность в части, относящейся к инновационному процессу. Успешная инновационная деятельность ВУЗа – результат слаженной работы инновационной инфраструктуры, обеспечивающей последовательную реализацию этапов инновационного цикла по созданию и продвижению новых продуктов и технологий на рынок, - технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных технологических центров, центров трансфера технологий, служб по защите интеллектуальной собственности, маркетинга, сертификации и др.

Сегодня в России происходит активное инновационное развитие университетских комплексов, включающих целую систему инновационно-технологических единиц, тесно связанных с федеральными и региональными структурами. Инновационная деятельность высшего учебного заведения направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества продуктов и услуг, совершенствованием технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

В данной таблице будут представлены ВУЗы России, внедряющие образовательные инновационные программы.

Инновационная деятельность вуза предполагает целый комплекс организационных, научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновационным результатам.

В современных условиях эффективность инновационной деятельности вуза оказывает большое влияние на его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг и технологий.

Инновационная деятельность ВУЗов направлена на решение следующих задач:

–развитие и совершенствование национальной и региональной инновационной системы;

–эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов ВУЗа, формирование устойчивого интеллектуального потенциала, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности;

–коммерциализация научных идей, оригинальных инновационных проектов;

–расширение спектра рабочих мест и баз практики для студентов, аспирантов на основе создания фирм и совместных предприятий, в том числе с вузами других стран;

–повышение уровня предпринимательской культуры и подготовка квалифицированных кадров в сфере малого и среднего бизнеса;

На сегодняшний день главными критериями отнесения ВУЗа к инновационному является:

 Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике:

В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы обучения, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях;

Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню передовой науки.

В городе Великий Новгород основным инновационным вузом является НовГу. Основной целью инновационной деятельности является развитие системы внебюджетного финансирования университета для укрепления материально-технической базы учебного процесса и научных исследований, повышение качества обучения, сохранение кадрового потенциала и поддержка научных школ.

Инновационная деятельность в университете ведется по направлениям:

Развитие элементов инновационной инфраструктуры;

реализация инновационных проектов;

работа с инновационными фондами;

создание малых инновационных предприятий с участием НовГУ;

инновации в образовании.

В НовГУ начаты работы по созданию инновационного Бизнес-инкубатора.

В 2010 году получило развитие двустороннее сотрудничество предприятий региона и университета. Созданы 2 новые исследовательские лаборатории. Разработан Портал поддержки инновационной деятельности НовГУ. Успехом увенчались работы по привлечению средств Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе «СТАРТ» на проведение НИОКР. В 2010 году 2 проекта перешли на второй этап программы и получили поддержку фонда и инвесторов. Подготовлены на конкурс по программе УМНИК 16 проектов, 10 проектов получили финансовую поддержку Фонда на общую сумму 1,84 млн. руб.

В 2010 году активно работало 20 инновационных предприятий Новгородского государственного университета. В инновационных предприятиях занято 56 преподавателей университета, более 70 студентов и аспирантов. Общий объем финансирования инновационных предприятий НовГУ составил в 2010 году более 100 млн. руб.

Создано 2 малых инновационных предприятия с участием Новгородского государственного университета.

В декабре 2010 года в учебном центре инновационного предпринимательства НовГУ были организованы и проведены занятия по курсу «Организация инновационного предпринимательства». Повышение квалификации прошли 25 человек.

3 мая изданием Reuters рейтинге самых инновационных университетов Европы предсказуемо ни оказалось ни одного российского учебного заведения. Среди проблем отечественных вузов - то, что зачастую при высоком уровне разработок, их проекты и команды оказываются неготовыми к взаимодействию с венчурными фондами.

В своей венчурной практике мы нередко сталкиваемся с проектами, которые так или иначе связаны с вузами, – и заметили, что большинство из них объединяет одна характерная особенность: несмотря на понимание перспектив коммерциализации своих уникальных разработок, университетские коллективы оказываются в принципе не готовы к системному взаимодействию с внешними инвесторами. Мы видим, что понимание инноваций как внедряемых в реальный сектор новшеств еще не стало органичным для университетской среды, что затрудняет практический трансфер технологий и, как следствие, развитие самих университетов. Попытаемся разобраться, почему так происходит.

Начнем с базовой причины, по которой в России медленно развивается университетская инновационная экосистема – «университетский сепаратизм». Сегодня в мире достаточно примеров успешного взаимодействия крупных вузов с региональными властями и индустриальными партнерами в рамках территориальных инновационных кластеров, обеспечивающих успех той или иной страны на международном технологическом рынке. Скажем, BrainPort в Северном Брабанте, считающемся одним из самых инновационных регионов Европейского Союза. Толчком к развитию BrainPort стал кризис: в 1990-е крупнейших местных игроков сильно «лихорадило» – Philips пережил реструктуризацию, DAF обанкротился, а регион в итоге потерял почти 40 тысяч рабочих мест. Ответом на этот вызов стала правительственная инициатива о технологической кооперация между региональными властями, представителями бизнеса и академической сферой, в первую очередь Техническим университетом Эйндховена и Университетом прикладных наук AVANS из г. Бреда. Результатом этой кооперации стало создание одного из лидирующих мировых технологических хабов: сегодня именно на этот регион приходится треть всех инвестиций в R&D в Нидерландах, а сам регион тратит почти 3% ВВП на R&D (выше среднего показателя по стране и ЕС в целом). Долгое время на регион приходилось 10% европейских патентов в области полупроводников, но и по сей день больше половины патентов из Нидерландов приходятся на Северный Брабант. Другой классический пример – кластер Sophia Antipolis , возникший неподалеку от Антиба на французском Лазурном берегу по инициативе сенатора Пьера Лафита (отличный пример того, как технополис складывается в результате того, что называется «top-down approach», то есть по инициативе государства). Sophia Antipolis появилась в конце 1960-х благодаря объединению усилий руководства департамента Приморские Альпы, региональной торговой палаты и администраций нескольких близлежащих городов, но сердцем проекта стали местные университеты – на территории созданного научного парка работают 7 вузов, среди которых Университет Ниццы и Университет группы CERAM. К сожалению, в России при планировании поддержки инновационных территориальных кластеров (потенциальных лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня) – вузы как бы остались за бортом. Во всяком случае из числа двадцати с лишним региональных кластеров, поддержанных Министерством экономики РФ, активная роль местных университетов прослеживается не чаще чем в каждом четвертом-пятом – для примера можно привести «Новосибирский наукополис» (Новосибирский государственный технический университет, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирский государственный медицинский университет), «Самарский аэрокосмический кластер» (Самарский государственный технический университет, Самарский национальный исследовательский университет), «Пермский фармацевтический кластер» (Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермская государственная фармацевтическая академия) и некоторые другие. Дело в том, что университеты, особенно большие, федеральные – «вещь в себе», у них самодостаточная инфраструктура и замкнутый цикл воспроизводства (показательный пример: бюджет Дальневосточного федерального университета и бюджет самого города Владивостока одинаковы – по 13 млрд. руб.). Зачастую университеты попросту не хотят и не видят необходимости входить в тесную кооперацию с муниципальными властями и местным технологическим бизнесом среднего масштаба.

При этом важно понимать, что сегодня не только условная «долина» питается от университетов, но и наоборот – успех выпускников «стенфордов» и «беркли» обусловлен большим количеством частных технологических компаний и фондов, работающих в непосредственной близости к кампусу. Например, Рен Анг, основатель культового стартапа Lytro, который занимается производством пленоптической фотокамеры, изучал вопрос камеры светового поля еще будучи студентом Стэнфорда. Выпустившись и основав свою компанию, он привлек инвестиции от K9 Ventures, чей офис находился неподалеку в Пало-Альто, а управляющий партнер также оказался выпускником Стэнфорда. У нас в стране по объективным причинам успешных технологических компаний, которые напрямую бы ассоциировали себя с конкретными вузами не так много, в качестве исключения можно привести связку МИКРАН (крупнейший российский производитель беспроводных систем связи) – университет ТУСУР (Томск), Центр речевых технологий (передовой разработчик голосовых и бимодальных биометрических систем) – университет ИТМО (Санкт-Петербург) и еще буквально несколько примеров. В большинстве случаев сотрудничество с бизнесом для региональных университетов сводится к тому, чтобы попасть в сеть опорных вузов какой-нибудь крупной госкорпорации. Например, у Росатома и Ростеха действительно уже буквально десятки вузов-партнеров, но работа с ними идет далеко не ради запуска и поддержки технологических стартапов, а скорее по спонсорской и попечительской модели и в лучшем случае приводит к поддержке эндаумент-фондов. Кстати, хотя эндаументов в России довольно много, более 50, но даже наиболее крупные – у топовых вузов, например, Сколтеха, МГИМО, СПбГУ – микроскопические по сравнению с западными аналогами и редко превышают сумму в несколько сотен миллионов рублей.

Отсутствие ярких кейсов системного взаимодействия университетов с крепким региональным технологическим бизнесом кроется еще и в устаревшем подходе к работе с партнерами, заложенной в «ДНК» вузов еще в 90-е, когда местные университеты попросту боролись за выживание. Сегодня все многообразие форм работы вузов с бизнесом по факту сведено к двум стандартным инструментам: создание базовых кафедр и привлечение заказов на НИОКР по хоздоговору. Ни в том, ни в другом инструменте в самом по себе нет ничего плохого, однако, на сегодняшний день получается, что они становятся тормозом университетских инноваций. Так, с помощью базовых кафедр крупные компании получают кадры, которые все равно приходится переучитывать, зато общество вполне может потерять потенциальных предпринимателей-инноваторов. Базовая кафедра – это «как сделать, чтобы отдельные элементы системы и дальше нормально работали» (в интересах корпоративного сектора), а не про то, «как поменять систему, чтобы она заработала эффективнее». В свою очередь хоздоговор тоже имеет свои риски и ограничения: заказчик получает разработку, которая не «доводится» и не внедряется разработчиком, а исполнитель пусть и зарабатывает какие-то деньги, но не получает возможности полноценной коммерциализации своих компетенций и интеллектуальной собственности. Из практики работ по хоздоговорам вытекает плачевный результат – российские университеты никак не научатся зарабатывать на производимой интеллектуальной собственности. Чтобы понять масштаб этой проблемы достаточно сравнить два примера: Северо-Западный университет в США в год зарабатывает на лицензировании около 200 миллионов долларов, а один из российских лидеров (согласно мониторингу инновационной деятельности университетов РФ , осуществленному университетом ИТМО и Российской венчурной компанией в 2016 году) по монетизации результатов интеллектуальной деятельности – Национальный исследовательский Мордовский государственный университет – в 2015 году заработал 5,8 млн рублей. Тут не действуют никакие скидки на размер экономики.

Безусловно, часть интеллектуальной собственности и не должна коммерциализироваться – это фундаментальная наука и те патенты, которые получают для выполнения требований присвоения ученых степеней. Но на балансе некоторых российских университетов стоит до 2 тыс. актуальных объектов интеллектуальной собственности – в то, что ни на одном из них нельзя заработать, верится с трудом. Скорее всего, это и есть те самые разработки, которые должны превратиться в реальные продукты, пройдя через полевые испытания и внедрение. С другой стороны, если говорить просто о международной конкурентоспособности университетов как генераторов интеллектуальной собственности, тут тоже ситуация печальная. Достаточно просто по смотреть на статистику по заявкам PCT (международное патентное соглашение): согласно вышеупомянутому исследованию ИТМО / РВК, всего 12 из 40 опрошенных университетов имеют хотя бы одну PCT-заявку (пять из них одной и ограничились), для сравнения – на один только Северный Брабант в 2015 году пришлось 3381 PTC-заявок.

Если наиболее очевидным способом коммерциализации интеллектуальной собственности является продажа патентов или лицензирование, то создание вузами малых инновационных предприятий (МИП), ставшее возможным несколько лет назад с появлением ФЗ-217, - новый механизм, который, по идее, поможет вузам выйти на новый уровень поддержки инноваций и отчасти нейтрализует перечисленные проблемы. Поначалу финансирование МИПов было для венчурных инвесторов не очень привлекательным, во многом из-за того, что была установлена минимальная неразмываемая доля вуза в уставном капитале МИПа (33,3% в случае с ООО). Такое требование исключало возможность «экзита» для вуза, а для потенциального инвестора резко затрудняло привлечение следующих раундов. Однако ряд поправок, принятых в 2013 году, сняли это несправедливое ограничение, кроме того, МИПы получили налоговые льготы, был упрощен процесс предоставления вузом приспособленных помещений для МИПа. Произошедшие изменения дали толчок к развитию МИПов в российских вузах. На 2016 год в среднем по российским университетам один МИП приходился на 1000 студентов, а размер привлеченных инвестиций в один МИП составил 1,2 млн руб. Правда, пока доход МИПы приносят в лучшем случае трети вузов, но положительная динамика налицо.

Оздоровление ситуации с МИПами, реализация программы «5-100» (повышение конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров), в которой принимает участие 21 вуз, наконец, создание сети опорных университетов – создают отличные предпосылки для оживления прикладной инновационной активности в университетах. А поддержать институциональное перерождение университетской экосистемы инноваций должны центры трансфера технологий и специализированные университетские венчурные фонды. Первые станут «одним окном», занимающимся всем, что можно коммерциализировать из разработок университета, а вторые – выберут и стартуют из этих разработок те, которые имеют потенциал превратиться в продукты с будущим на глобальном рынке.

Инновации в образовании – это те нововведения, которые способствуют повышению качества воспитательного и образовательного процесса. Поиск и постоянные изобретения, внедрение инновационных технологий доказывают, что образование является инновационной областью.

Виды нововведений

Инновации в образовании – это системные изменения, основным предназначением которых является получение эффективных и стабильных результатов. К нововведениям причисляют не только масштабные изменения образовательной системы: единый государственный экзамен, электронный дневник, ИКТ. Инновации в педагогическом образовании - это и изменение стандартных методов и приемов работы, позволяющие повышать успеваемость учеников. Такие новшества разрабатываются учителем для конкретного классного коллектива, отдельного ребенка.

Инновации в системе образования по новизне делят на следующие группы:

  • полностью новые приемы, не имеющие аналогов;
  • новшества, в которых применяют и известные элементы.

Вторая группа дает меньший результат, так как основывается на старых компонентах.

В зависимости от объекта образования инновации в образовании могут способствовать:

  • обновлению образовательной организации;
  • социализации школьников;
  • воспитательному и образовательному процессу;
  • сохранению психического и физического здоровья детей.

Масштабы нововведений в образовании

Преобразования могут способствовать улучшению работы отдельного коллектива, школы, либо применяться по всей стране. Для того чтобы инновации в образовании дали стабильный положительный результат, и их можно было распространять на всю страну, сначала выбирается экспериментальный регион (школа).

В рамках такой экспериментальной площадки проверяется результативность новых приемов и методик работы, проводится промежуточный и конечный мониторинг. При получении стабильных положительных результатов опыт транслируется в другие образовательные учреждения.

Любые инновации в педагогическом образовании появляются в голове конкретного человека, и только потом они становятся достоянием страны. Процесс внедрения новой идеи – это многоступенчатый продолжительный период, который предполагает не только апробация новшества, но и анализ получаемых результатов, корректировку приемов и методов работы (в случае необходимости).


Дошкольное образование

Центр непрерывного образования и инноваций занимается систематизацией и внедрений новшеств на всех ступенях воспитательного и образовательного процесса. Требованием современности является преобразование дошкольного образования. От эффективности освоения инноваций ДОУ зависит качество образовательной и воспитательной деятельности, выполнение федеральных стандартов нового поколения.

Все инновации, которые используются в детских дошкольных учреждениях, отличаются личностно-ориентированным подходом. Ребенок в образовательном и воспитательном процессе выходит на главное место. Центр инноваций в образовании предлагает следующие варианты нововведений в ДОУ:

  • развивающие занятия (творческие, игровые, музыкальные);
  • методики для снятия избыточного эмоционального напряжения;
  • цветотерапия;
  • сказкотерапия;
  • арт-терапия.

Сотрудники центра анализируют результативность каждого приема, возможность трансляции положительного опыта работы.


Специфика начальной школы

Центр непрерывного образования и инноваций Санкт – Петербурга отдельное внимание уделяет нововведениям на начальной ступени отечественного образования. В начальной школе приоритетное внимание уделяется выявлению творческого потенциала ребенка, созданию оптимальных условий для развития и самореализации.

Центр образования и инноваций (Санкт – Петербург) не оставляет без пристального внимания и профессиональный рост педагогов. Специалисты подбирают оптимальные курсы для повышения квалификации учителей начальных классов, помогают молодым специалистам выбирать самые эффективные приемы и методы воспитательной и образовательной деятельности.

Инновации способствуют активизации деятельности ребенка, вовлечению его в образовательный процесс. Ученик спорит, анализирует, ищет ответы на поставленные перед ним вопросы, а педагог выполняет функцию координатора.


Проблемные уроки и занятия

Они являются результативным инновационным методом, который знаком учителям и воспитателям как проблемное обучение. Благодаря ему можно получать высокие и стабильные результаты по усвоению детьми информации, поддерживать в подрастающем поколении интерес к развитию и обучению.

Проблемное обучение широко применяется учителями химии, физики и биологии. К примеру, перед школьниками ставится определенный вопрос, для решения которого они самостоятельно выполняют практическую работу.

Приобретение навыков анализа, обработки полученных результатов пригодятся школьникам в профессиональной деятельности.

Непрерывное образование и инновации – обязательные условия формирования социально активной личности.


Забота о здоровье

Нельзя применять даже самые передовые педагогические технологии без должного внимания здоровью подрастающего поколения. Среди основных инновационных направлений работы и детских садов, и школ выделим здоровьесберегающие компоненты. Среди форм работы, которые должны применяться в образовательных учреждениях, выделим спортивные праздники, прогулки на свежем воздухе, дыхательную и пальчиковую гимнастику, закаливание, водные процедуры.

Благодаря таким мероприятиям у детей формируется позитивное отношение к здоровому образу жизни, они получают навыки оказания первой помощи.

В ходе урока или внеурочного занятия педагог следит за сменой динамических поз. Он применяет специальный наглядный материал, который позволяет снижать нервную возбудимость и психическую утомляемость дошкольников и детей школьного возраста.

Информационные технологии

Благодаря внедрению их в образовательные организации связь «наука - инновации – образование» стала реальностью. ИКТ – это надежный союзник для любого учителя. Эти инновации помогают педагогам активизировать у детей познавательный интерес, развивать ассоциативное мышление, что позитивно отражается на прочности получаемых умений и навыков. При грамотном применении мультимедийных презентаций, учебных фильмов, учебных интерактивных пособий, педагог в полной мере реализует требования, предъявляемые к уровню подготовки дошкольников и школьников ФГОС второго поколения.


Проектная и исследовательская деятельность

Центр непрерывного образования и инноваций (ЦНОИ) особое внимание уделяет анализу эффективности внедрения проектной методики в дошкольное и школьное образование. Вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность подрастающего поколения стало обязательным условием в каждой учебной дисциплине.

Благодаря самостоятельным экспериментам ребенок приобретает навыки работы с научной информацией, ее обработки, выбора нужных данных. Постановка гипотезы при осуществлении исследовательской работы – это прекрасная возможность для развития логического мышления. Любой проект предполагает обработку полученных результатов, подведение итогов, благодаря чему ребята совершенствуют свои коммуникативные навыки.

Дополнительное образование

Не только учителя и воспитатели, но и детские библиотекари используют в своей профессиональной деятельности инновационные технологии. Чтобы прививать у подрастающего поколения любовь к чтению, бережное отношение к литературным источникам, они применяют информационные технологии:

  • создают электронные каталоги;
  • готовят тематические вечера;
  • составляют презентации;
  • организуют выставки.

Библиотеки в настоящее время становятся центрами дополнительного развития детей. Их работники предлагают занятия, на которых ребята шьют мягкие игрушки, учатся искусству вязания и вышивания, узнают традиции и историю родного края. Практически во всех библиотеках разработаны циклы занятий для разных возрастов, направленных на раннюю диагностику одаренности, развитие творческих способностей у каждого ребенка.

Краеведческие, театральные, рукодельные клубы и кружки, организуемые библиотекарями и иными педагогами на базе библиотек – это прекрасная возможность для формирования у детей активной гражданской позиции, помощи им в профориентации.

Предназначение инноваций в образовании

Весь комплект новшеств, вводимых в дошкольные и школьные государственные организации, а также в систему дополнительного образования, направлен на гармоничное развитие подрастающего поколения. В рамках новых федеральных стандартов дошкольного, начального, основного, профессионального, высшего образования созданы требования к уровню подготовки выпускника. Такой «портрет» является ориентиром для работы воспитателей и педагогов при подборе инновационных приемов и методов работы.

В последние годы наблюдается огромное количество инициатив в образовательной сфере. В их числе - ФГОС, ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, переход в высших учебных заведениях на систему бакалавриат-магистратура. Подобная активность является результатом новой экономической реальности, интеграции страны в ВТО, вовлечением РФ в Болонский процесс.

Реформирование образования в РФ

Сегодня вся российская система образования находится на стадии существенного реформирования. Основой для подобного процесса стало внедрение на всех ступенях обучения новых государственных стандартов.

Среди их отличий от требований первого поколения – оформление результатов воспитания и образования в виде различных компетенций.

Основанием ФГОС считается системно-деятельностный подход. Суть его заключается в максимальном развитии мышления воспитанников. Современный ребенок должен учиться самостоятельно, поэтому не предполагается простая передача знаний от педагога, исключается механическое запоминание, акцент делается на формирование активной и творческой личности.

Заключение

Среди положительных моментов, связанных с инновациями, выделяют:

  • улучшение качества внеурочной деятельности (формирования гражданственности, навыков здорового образа жизни, общекультурного развития, социальной направленности);
  • внедрение в образовательный процесс проектной методики;
  • информатизация воспитательной работы.

При составлении содержания занятий педагог использует инновационный опыт коллег, пожелания родителей (законных представителей), а также интересы детей.

Среди инноваций, произошедших в отечественном образовании, особого внимания заслуживает переход к двухуровневому высшему образованию. Первый этап продолжается 3-4 года, вторая ступень - 1-2 года. Выпускники магистратуры имеют право продолжить образование в аспирантуре, потом в докторантуре. Они могут работать в научных центрах и исследовательских лабораториях.

Среди инноваций Болонской системы интерес представляет концепция непрерывного образования, предусматривающая пожизненное обучение. Такой подход позволяет человеку получать за свою жизнь сразу несколько учебных степеней и дипломов. Учебные заведения высшего звена при этом получают дополнительные финансовые средства, которые они могут использовать для модернизации оборудования.

Также среди новшеств, касающихся получения высшего образования, необходимо упомянуть о кредите на образование. Этим нововведением уже воспользовались многие студенты, мечтающие о престижном образовании.

Это объединение из 10 публичных университетов, расположенных на территории штата Калифорния. В том числе, государственные исследовательские университеты в Беркли и Лос-Анджелесе. Вуз подал 2382 заявки на выдачу патентов в период с 2010 по 2015 год. 33,7% из них впоследствии были удовлетворены. Одна из знаменитых выпускниц Калифорнийского университета - главный исполнительный директор YouTube Сьюзен Войжитски.

11. Университет Дьюка

Частный исследовательский университет, расположенный в городе Дарем, Северная Каролина, США. Вуз подал 331 заявку на выдачу патентов в период с 2010 по 2015 год. 29,6% из них были удовлетворены. Среди знаменитых выпускников - главный исполнительный директор Apple Тим Кук и сопредседатель Gates Foundation Мелинда Гейтс.

10. Университет Вандербильта

Частный исследовательский университет, находящийся в Нэшвилле, штат Теннесси. Вуз подал 218 заявок на выдачу патентов в период с 2010 по 2015 год. 43,1% из них были удовлетворены. Среди знаменитых выпускников университета Вандербильта - лауреат Нобелевской премии мира 2006 года за усилия по созданию экономического и социального развития Мухаммад Юнус, а также писатель и филантроп Джеймс Паттерсон.

9. Университетская система Техаса

Это объединение из 14 публичных университетов, расположенных на территории штата Техас. Вуз подал 974 заявок на выдачу патентов в период с 2010 по 2015 год. 32,3% были удовлетворены. Среди знаменитых выпускников - главный исполнительный директор Dell Майкл Делл и главный исполнительный директор National Instruments Джеймс Трачард.

8. Мичиганский университет

Исследовательский университет, расположенный в городе Энн-Арбор в штате Мичиган. Также имеет два дополнительных кампуса, расположенных в Дирборне и во Флинте. Вуз подал 580 заявок на выдачу патентов в период с 2010 по 2015 год. 43,8% были удовлетворены. Среди знаменитых выпускников - вице-председатель инвестиционного фонда Berkshire Hathaway Чарльз Мангер и сооснователь Google Ларри Пейдж.

7. Университет штата Вашингтон

Исследовательский университет, основанный в Сиэтле, США. Вуз подал 494 заявок на выдачу патентов в период с 2010 по 2015 год. 31,8% были удовлетворены. Среди знаменитых выпускников - женщина-астронавт NASA Бонни Джинн Данбар и бывший губернатор штата Вашингтон Дэниел Эванс.

6. Корейский институт передовых технологий

Ведущий учебный и исследовательский университет Южной Кореи, расположенный в Тэджоне. Вуз подал 923 заявки на выдачу патентов в период с 2010 по 2015 год. 82,1% были удовлетворены. Среди знаменитых выпускников - первая женщина-космонавт из Южной Кореи Ли Со Ен и сооснователь самой крупной корейской компании по производству компьютерных игр Nexon Ким Чжон Чжу.

5. Левенский католический университет

Левенский католический университет расположен в городе Левен, Бельгия. Вуз подал 292 заявки на выдачу патентов в период с 2010 по 2015 год. 37% были удовлетворены. Один из знаменитых выпускников - главный исполнительный директор Nestle Пол Бюльке.

4. Пенсильванский университет

Исследовательский университет США, расположенный в Филадельфии, штат Пенсильвания. Входит в Лигу плюща. Вуз подал 517 заявок на выдачу патентов в период с 2010 по 2015 год. 32,9% были удовлетворены. Среди знаменитых выпускников - президент США Дональд Трамп и американский бизнесмен и филантроп Рон Перельман.

3. Гарвардский университет

Старейший вуз США, находится в городе Кембридж, штат Массачусетс. Вуз подал 881 заявку на выдачу патентов в период с 2010 по 2015 год. 26,1% были удовлетворены. Среди знаменитых выпускников - бывший главный исполнительный директор Microsoft Стив Баллмер и главный исполнительный директор Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн.

2. Массачусетский технологический институт

Университет и исследовательский центр, расположенный в Кембридже, штат Массачусетс. Вуз подал 1368 заявок на выдачу патентов в период с 2010 по 2015 год. 43,3% были удовлетворены. Среди знаменитых выпускников - совладелец Koch Industries Чарльз Кох и бывший главный исполнительный директор CIT Group Джон Тейн.