Факторы влияния на формирование личности. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности. Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально с

Лекция 1.

Тема 1. Личность как предмет воспитания

    Проблемы развития и воспитания лич

    ности.

    Спорт и развитие человека как личности и индивидуальности.

    Проблемы развития и воспитания лич ности. Понятия: «личность», «развитие», «формирование», «личностный рост».

Основной целью воспи­тания является формирование личности, ее всестороннее и гар­моничное развитие. Существенное значение для педагогики имеет, прежде всего уяснение самого понятия личность. В развитии человека наблюдаются две взаимосвя­занные линии - биологическая и социальная.

Развитие биологического характеризует про­цесс функционального созревания и формирования человека (т.е. физическим развитием, в том числе - морфологические, биохимические, физиологические изменения (развитие скелета, мускулатуры, а также внутренние органов и систем).

Процесс биологического созревания человека проявляется в возрастных этапах его развития и в специфических биологических чертах этих этапов (детства, отрочества, воз­мужалости и старости).

Процесс биологического развития человека тесно связан с приобретением социальных свойств и качеств, которые формируются у человека прижизненно и характеризуют его как общественное суще­ство.

Следовательно, понятие человек синтезирует (объеди­няет) в себе как его биологические, так и социальные (общест­венные) свойства и качества и рассматривается как биосоциальное существо.

Личность - это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общением с другими людьми.

С.Л. Рубинштейн писал, что «личность характери­зуется таким уровнем психического развития, который позво­ляет ей сознательно управлять собственным поведением и дея­тельностью».

В.П. Тугаринов к числу важнейших ха­рактеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответствен­ность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) общественная активность, 6) принципиаль­ность 7) твердость нравственных взглядов и убеждений.

Личность тем более полноценна, чем больше отражает общественно значимые качества (или в какой мере ею присвоен общественный опыт) и в какой мере ее деятельность носит своеобраз­но-творческий характер).

Важной дополненой характеристикой личности является индивидуаль­ ность .

Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается одна личность от другой, что придает ей своеобразную неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Личностные качества развиваются и формируются в течение жизни.

Под развитием следует понимать взаимосвязан­ный процесс количественных и качественных изменений, ко­торые происходят в анатомо-физиологическом созревании че­ловека, в совершенствовании его нервной системы и психики (биологическое созревание), а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения и убеждений (социальное развитие).

Формирование является результатом развития личности и обозначает ее становление, приобретение сово­купности устойчивых свойств и качеств. (Формировать - значит «придавать форму чему-нибудь...»; «придавать устойчивость, закон­ченность»).

Согласно определению личности, ее развитие не равно простому накоплению количественных изменений, поступательному движению от простого к сложному, низшего к высшему. Данный процесс обладает характерной особенностью - диалектическим переходом количественных изменений в качественные преобразования всех сторон личности.

Постоянным источником преобразований и обновлений личности т.е движущей силой развития является возникновение и разрешения противоречий.

Различают:

    внешние (универсальные) противоречия;

    индивидуальные (внутренние) противоречия.

Внешние противоречия носят универсальный характер, они свойственны для большинства людей и возникают под влиянием объективных факторов (изменения в геополитической, экономической обстановке, ситуации изменения социального, трудового статуса и проч.). Эти противоречия нарушают равновесие между организмом и средой, что приводит к новому приспособлению организма, изменению поведения и, следственно, появлению новых личностных свойств и качеств.

Индивидуальные (внутренние) противоречия характерны для отдельного человека и отражают процесс несогласия его с самим собой («хочу - не могу», «хочу - нельзя», «не хочу - надо» и т.д.). Эти противоречия указывают на несовпадение потребностей, возможностей, способностей с объективной реальностью и возможностью их удовлетворения. Именно преодоление внутренних противоречий обуславливает возможность саморазвития человека и формирования у него устойчивых качеств личности.

Развитие личности также определяется внутренними и внешними условиями :

    внешние условия – это окружение (семья, круг общения) человека, социокультурная среда и др.

    внутренние условия - резервная совокупность (потенциал) самого индивида, физиологические и психические свойства организма человека.

В процессе жизни человек непременно сталкивается с внешними условиями и их изменением во времени. В процессе взаимодействия с внешней средой индивид способен преобразовывать свою внутреннюю сущность, формировать новые взаимоотношения и значит – развиваться.

В образовании внешние условия развития представлены педагогическими процессами (обучение, воспитание), личностью педагога, избранные им содержание, методы и формы педагогического взаимодействия. Результат педагогического взаимодействия – это новые свойства внутренней сферы личности, которые будут являться основанием для создания новых внешних условий. Таким образом, процесс развития личности будет бесконечным при условии адекватного (противоречивого) «сочетания» внутренних и внешних условий развития.

Спонтанные изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально-полезном развитии и сотрудничестве с людьми характеризуют личностный рост.

Личностный рост предполагает:

    расширение самоосознания;

    полное осознание настоящей жизни «здесь и сейчас»;

    выбор решения как жить в настоящем моменте;

    принятие ответственности за свой выбор.

    Личностный рост является сложным диалектическим процессом, который, требует постоянных изменений, переоценки предыдущего опыта на каждой новой стадии своего развития.

Как противоположный вектор развитию личности выступает деградация.

Причины проявления деградации личности:

Формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);

Создание дефицита благ (в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости);

Создание «чистоты» социального окружения (разделение людей на «хороших» и «плохих»; «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя);

Создание культа «самокритики», признания совершения тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не соверша.

    Основные факторы развития лич ности.

Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств (психологи называют их новообразованиями).

Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает. Существует три направления научных рассуждений.

С точки зрения биологически ориентированных направлений, развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как наследственно запрограммированное созревание природных сил. Согласно основной идеи данного направления определяющим фактором развития являются задатки - анатомо-физиологические особенности организма, наследуемые от предков. Сторонники данного направления утверждают, что развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств. Это породило в начале 20 века учение о диагностировании свойств личности и практику тестирования детей в начальной школе, деление их по результатам тестов на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии со способностями, данными природой.

Социологически ориентированное направление рассматривает среду как определяющий источник развития человека. Среда это все, что составляет окружение человека. Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов принято называть социализацией. Социо- биологическое направление рассматривает влияние разных факторов на развитие личности: биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности, они развиваются под воздействием среды и воспитании. При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социальное прижизненное влияние окружающей среды и воспитания обеспечивает развитие.

Таким образом, основными факторами развития личности являются: 1. Н аследственность. Для формирования личности имеет значение природная способ­ность или определенная предрасположенность к развитию. Наследственная программа человека включает детерминированную (обусловленную) и переменную (вариативную) части.

Детерминированная часть программы обуславливает:

    признаки рода человека: сознание, задатки речи, прямохождения, мышления, труда;

    внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет глаз, волос и кожи;

    особенности нервной системы и протекания психических процессов (темперамент, сила-слабость НС и проч.);

    группа крови, резус-фактор;

    патологии: гемофилия, сахарный диабет, эндокринные расстройства, шизофрения и проч.;

    природная предрасположенность к той или иной деятельности (музыкальный слух, голосовые данные, феноменальную память, математические задатки, осо­бые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т.д.)

Переменная часть наследственной программы предполагает приспособление человека к изменяющимся условиям жизни на основе природной «заданности». Сущность переменной программы – наличие незаполненных «отрезков» всей программы жизни человека, что позволяет человеку самостоятельно дополнить ее содержание, реализовать свое предназначение, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

2. Окружающая среда. Богатство материальной и духовной культуры, созданное многими поколениями людей является средством развития и формирования лич­ности как члена общества. Личностью становятся только в процессе социализации (процессе присвоения общественных ценностей, норм и правил жизнедеятельности в обществе). Вне человеческого общества процесс развития личности не осуществляется.

На формирование личности влияют условия всей среды: географические, социальные, культурные, образовательные, и т.д. Решающее значение имеет семья, которая определяет круг интересов, формирует основные потребности, взгляды, ценностные ориентации ребенка. Семья также является источником и условием развития природных задатков детей.

Значимое влияние на формирование личности оказывает состав референтной группы, на мнение и авторитет которой она опирается. Идеалы и ориентиры референтной группы принимаются личностью полностью. В качестве референтной группы может выступить компания сверстников, класс, старшие («другие») взрослые, семья и т.д. Необходимо, чтобы в качестве референтных лиц у развивающейся личности постоянно присутствовали родители, педагоги, профессионалы в избранном виде деятельности - это и есть одна из основных задач образования.

3. Воспитание. Воспитание - преднамеренный и специально орга­низованный педагогический процесс. Воспитание отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренные условия для развития и адаптации. Посредством совместной деятельности и общения педагога и ребенка формируются психические функции растущей личности, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр. Воспитание среди всех факторов социализации трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его направленности и организованности.

Однако воспитательное воздействие должно вызывать у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и вызывать ее собственную актив­ность в работе над собой, что будет оказывать эффективное развивающее и формирующее влияние на личность.

    Спорт и общие закономерности развития человека.

Спорт создает очень широкий диапазон возможностей для развития человека. Однако то, какие из этих возможностей, как и в какой мере будут использованы в каждой конкрет­ной спортивной карьере, зависит от со­вокупности факторов развития спорт­смена. Именно они будут оп­ределять и особенности проявления в ходе спортивной карьеры общие закономерности раз­вития человека - неравномерность, гетерохронность, интеграцию и пластично­сть. В наиболее общем виде можно выделить следующие особен­ности проявления закономерно­стей развития человека в спорте:

    Неравномерность обнаружи­вается в акселерации (ускорении) развития, что обусловлено развертыва­нием спортивной карьеры в периоды наиболее интенсивного роста и созре­вания человека, наложением ее на сензитивные периоды развития практичес­ки всех психических функций, процес­сов, свойств, двигательных качеств, когда целенаправленные педагогичес­кие воздействия дают наибольший эф­фект. Данная особенность зафиксиро­вана в многочисленных исследовани­ях, где сравнивается развитие спорт­сменов и не-спортсменов.

    Гетерохронность развития спортсмена обнаруживается в том, что акселерация является не всеобщей, а избирательной, и касается, прежде всего, тех функций, процессов, свойств и качеств, которые отвечают требова­ниям спортивной деятельности и из­бранного вида спорта. Это выяснено при сравнении спортсменов и не-спорт­сменов, а также представителей раз­личных видов спорта. Важно отметить, что при определенных условиях такая избирательная акселерация ведет к од­ностороннему развитию спортсмена.

    Пластичность проявляется в специализированном характере развития психических функций, про­цессов, свойств и качеств, обеспечивающем приспособление к требованиям избранного вида спорта и спортивного амплуа, особенностям методики спор­тивной подготовки, а также в формиро­вании компенсаций одних психичес­ких образований другими. Специализированный характер развития спортсменов выясняется при сравнении представителей разных ви­дов спорта и спортивных амплуа, а особенности компенсаций - при изучении индивидуальных различий спортсменов.

    Несмотря на специализацию развития, все, что сформировано в спорте (опыт, свойства и т.д.), при оп­ределенных условиях может быть пере­несено на другие сферы и виды дея­тельности. Спортсмен имеет возможность интегрировать и проявлять разные виды опыта, например, ситуативно-жизненный и соревновательный. Более того, выяснен фено­мен самодетерминации развития, ко­гда, например, развитые в спорте чер­ты характера «требуют» своего прояв­ления и побуждают спортсмена искать такие сферы жизни и виды деятельно­сти, где они могут найти применение. В определенном смысле это тоже прояв­ление пластичности развития, имею­щее особое значение при окончании спортивной и начале другой карьеры спортсмена.

Если рассматривать влияние спортивной карьеры на основные ли­нии развития человека, то мож­но отметить, что спортивная карьера вносит коррективы в онтогенез и в большей или меньшей степени оп­ределяет жизненный путь личности. Дру­гими словами,влияние спортивной карьеры на развитие личности имеет преимущест­венно корректирующий характер, на жизнен­ный путь в целом - формирующий.

4. Спорт и развитие человека как личности и индивидуальности

Становление человека как личности но­сит название социализации. Это про­цесс, который включает в себя, с од­ной стороны, усвоение общественного и культурного опыта, норм и правил жиз­ни в обществе через выполнение человеком различных социальных функ­ций (ролей) и приобретение жизненно­го опыта, а с другой - формирование психологических свойств личности (направленности, характера, способностей и др.) и ее психического склада в це­лом. Все это находит субъективное от­ражение в самосознании человека в форме «Я-образа» и самооценки.

Овладение социальной ролью спортсмена и реализация этой роли на протяжении спортивной карьеры поз­воляет спортсмену накопить не только спортивный, но и значительный жиз­ненный опыт, лучше узнать самого се­бя и свои возможности, самоутвердить­ся, добиться признания других людей.

В спорте существует своя «социальная лестница», так как статус спортсмена повы­шается с ростом его спортивной ква­лификации. Подъем на первые ступени мало отражается на общем положении спортсмена в обществе и его социальной репутации. Однако если спортсмен выходит на уровень спорта высших достижений, завоевывает спортивные титулы, звания и становится извест­ным не только в спортивной среде, его высокий спортивный статус генерализуется и начинает определять общее положение человека в обществе. На­пример, статус Олимпийского чемпио­на рассматривается на одном уровне с выдающимися представителями дру­гих профессий.

Если попытаться максимально об­общенно оценить изменения, происходящие в личности спортсмена на про­тяжении спортивной карьеры (особен­но элитарной карьеры), то следует от­метить рост «масштабности личности» (Г.Д.Горбунов) и формирование ее со­циальной зрелости, что обнаруживает­ся в отношениях спортсмена к спорту, самому себе, другим людям, различным жизненным проблемам и ситуациям.

Этой проблеме станов­ления психологических свойств лич­ности и ее психического склада посвящено огромное коли­чество как отечественных, так и зару­бежных исследований, среди которых можно выделить четыре основных на­правления:

1. Исследования, в которых срав­ниваются личностные особенности спортсменов и не-спортсменов. Они на­целены в основном на то, чтобы выяснить свойства или черты личности, которые формируются в спортивной дея­тельности относительно независимо от ее специализации.

Американский психолог Б.Кретти, обобщая результаты многочислен­ных исследований данного направле­ния, выделяет следующие черты лич­ности, более часто встречающиеся у спортсменов по сравнению с не-спорт­сменами:

    эмоциональная устойчи­вость,

    уверенность,

    агрессивность,

    экс­траверсия,

    твердость характера (развитые волевые качества),

    са­моконтроль.

Р.М.Загайнов на основе много­летней практической работы в качест­ве психолога со спортсменами высшей квалификации выяснил, что им присущи:

    повышенное чувство ответствен­ности,

    переживание бремени лидерст­ва, публичности деятельности и жизни,

    чувство одиночества,

    психологическая «закрытость»,

    «ритуализм» спортивной деятельности,

    высокий уровень мотивации достижения,

    самостоятельность.

2. Исследования, в которых срав­ниваются личностные особенности спортсменов - представителей разных видов спорта. Почти все работы данного направления связаны с построе­нием «личностных профилей», которые демонстрируют более или менее суще­ственные различия в выраженности одних и тех же личностных свойств у представителей разных видов спорта.

Например, построение личностных профилей «идеального гимнаста» и «идеального пловца» (В.Дойль), выявились значимые различия между ними по таким показателям, как:

    креативность (творческое мышление),

    способность к концентрации, устойчи­вость к психическим нагрузкам (все на­званные показатели лучше у гимна­стов),

    «чувство времени» и способность увеличивать активность волевым уси­лием (лучше у пловцов).

Б.Кретти, обобщая результаты сравнительных исследований спортсме­нов индивидуальных и командных ви­дов спорта, отмечает, что первые более самостоятельны, независимы, помехо­устойчивы и менее тревожны по срав­нению со вторыми.

3. Исследования половых разли­чий личностных особенностей спортсменов.

Эти данные весьма противо­речивы: от констатации отсутствия раз­личий до отстаивания специфичности «женской» спортивной карьеры и личностных особенно­стей женщин-спортсменов по сравне­нию с мужчинами.

Так, Б. Огилви выяснил определенные различия между мужчинами и женщинами, специа­лизирующимися в плавании. У женщин обнаружился более низкий уровень во­левых качеств, большая подозритель­ность, тревожность и зависимость от мнения группы. Однако, в целом, данное направление ис­следований является слабо разработанным.

4. Исследования психического скла­да личности спортсменов разных спе­циализаций и построение типологий личности спортсменов. Такие типо­логии могут быть построены на разных основаниях и быть как теоретически­ми, так и эмпирическими.

Р.М. Загайнов предложил эмпи­рическую типологию спортсменов-чем­пионов, в основу которой положены раз­личные типы спортивной мотивации. Выделено пять типов личности:

    «Человек долга» - спортсмен, чья мотивация по своему содержанию является «положительной» (честь, пат­риотизм, долг и т.п.).

    «Человек-одиночка» - спорт­смен с «отрицательной» мотивацией (ин­дивидуализм, негативизм, злость и не­нависть к сопернику и т.п.).

    «Артистический тип» - тот, кого главным образом мотивируют не спортивные результаты, а внешние ат­рибуты спорта и спортивного соревнова­ния: зрители, публичность жизни и дея­тельности, популярность, творческий ха­рактер активности и т.п.

    «Интеллектуальный тип» - спортсмен, который стремится к осмыслению каждого своего действия и си­туации. Такие спортсмены любят тре­нироваться самостоятельно, а в сорев­нованиях увлечены не только и даже не столько результатом, сколько про­цессом соревновательной борьбы. Обычно представители этого типа заранее готовятся к уходу из спорта и новой карьере.

    «Хрупкий тип» - спортсмен с высокой двигательной одаренностью, но плохо переносящий экстремальные психические нагрузки большого спор­та. Всегда боится поражения. Обычно рано уходит из спорта.

Н.А. Государев, описывая три ос­новные модели спортивной деятельности, вы­деляет в соответствии с каждой из них типы личности спортсменов

1. Первую группу образуют типы лич­ности, базирующиеся на спортивной одаренности:

Первые три типа личности – «акселераты», «спор­тивные машины» и «богатыри» - спортсмены с преимущественно физической одаренностью:

    «Акселераты» - «могучие на вид ребята, но отличающиеся детским умом и характером»;

    «Спортивные машины» добива­ются успеха исключительно благодаря своим феноменальным «телесным» дан­ным, без техники, без спортивного характера, а часто и без любви к спорту;

    «Богатыри» - более гармонич­ный тип, отличающийся природной физической силой, выносливостью, силь­ной нервной системой и духовной мо­щью, волевым характером.

Следующие пять типов этой груп­пы характеризуются преимущественно психической одаренностью:

    «Артисты», главный инте­рес которых в соревнованиях - не прагмагический (добиться цели), а творческий (чтобы было ново, красиво, увлекательно для зри­телей);

    «Атомные станции» - спорт­смены, поражающие окружающих сво­ей неиссякаемой энергией, жизнера­достностью, жаждой движений и новых ярких впечатлений;

    «Ваньки-встаньки» - оптимис­ты, не унывающие и быстро восстанавливающие уверенность в себе по­сле поражений и неудач;

    «Каскадеры», суть психологии ко­торых составляет потребность в освоении нового, борьбы в условиях неиз­вестности, где они демонстрируют хлад­нокровие и блестящую технику;

    «Вундеркинды» характеризуют­ся необычайно ранним проявлением способностей и ранней спортивной спе­циализацией; долго сохраняют детскую обостренность восприятия дейст­вительности.

Особенный тип данной группы – «Самородки», которых отли­чает сплав природной одаренности (физической и психической) с развитым трудолюбием, ответст­венностью и самостоятельностью. В большом спорте чаще появляются уже зрелыми людьми, прошедшими трудную школу жизни.

2. Вторая группа типов личности спортсменов базируется на спортив­ной одержимости, самоотвержен­ности (очень высокой спор­тивной мотивации). Выделяются:

    «Гадкие утята» - спортсмены, которые в детстве отличались слабым здоровьем и физическим развитием. Для них спорт стал важнейшей сферой самоутверждения, где недостаток при­родной одаренности они компенсировали огромной энергией, самоотдачей в тренировках, желанием доказать, что они не хуже, а лучше других;

    «Бойцы» - спортсмены с труд­ным детством, выросшие «на улице», привыкшие постоять за себя. Их отли­чают «бойцовские качества» - волевой напор, агрессивность и др., помогаю­щие побеждать соперников и в спорте;

    «Эмоционально-неустойчивый тип» спортсменов характеризуется огромным желанием побеждать в со­четании с высокой тревожностью, неуверенностью, эмоциональной неста­бильностью. Для повышения уверенности они проделывают больший объ­ем тренировочной работы, чем их со­перники. Однако это - «люди настроения», и для успешного выступления в соревнованиях им необходим эмоцио­нальный подъем.

3. Третью группу составляют типы личности, базирующиеся на спортивном рационализме (интеллекте, орга­низованности). Автором выделены следующие типы:

    «Универсалы» - отличные ана­литики и гибкие тактики, очень инициативны, знают и умеют в своем виде спорта практически все;

    «Середняки» отличаются комп­лексом личностных свойств, обеспечивающих надежность и стабильность со­ревновательной деятельности. Благода­ря отлаженной системе стереотипов, у них почти не бывает «срывов» в соревнованиях, но и «взлеты» то же редки;

    «Вечные труженики» характе­ризуются заложенными с детства привычками к труду, порядку, ответствен­ности и дисциплине. Успех в соревнова­ниях они рассматривают как закономер­ный итог своих планомерных усилий;

    «Отличники» - спортсмены, у ко­торых высокая обучаемость сочетает­ся с исключительным прилежанием, добросовестностью, вдумчивостью в тренировках, стремлением к самосо­вершенствованию;

    «Ветераны» - это спорт­смены, для которых главной опорой служит их спортивный и жизненный опыт, доскональное знание своих воз­можностей, что позволяет им грамотно и расчетливо подводить себя к наибо­лее ответственным стартам сезона и побеждать более молодых и сильных, но не столь опытных соперников.

Развитие человекакак личности - не только сложный, но и противоречивый процесс,происходящий под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, что означает формирование его из просто биологического индивида в сознательное существо - личность.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни.

К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, к внутренним - биологические, наследственные факторы.

Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: возрастная психология выделяет пять типов формирования: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.Петровский А.В. Возрастная психология. М. Просвещение. 1973 г

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов -- и наследственности, и среды.

Большинство учёных считает, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды. Необходимо отметить, что каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

Зеньковский В.В. в своей работе «Задачи и средства воспитания», предлагал следующую схему факторов развития личности:

  • 1. Наследственность:
    • а)физическая (таланты, нравственный потенциал родителей, психофизиологические особенности);
    • б) социальная;
    • в) духовная;
  • 2. Среда:
    • а) социальная наследственность (традиции);
    • б) социальная среда (круг общения);
    • в) географическая среда.
  • 3. Воспитание:
    • а) социальное;
    • б) активность (самовоспитание).Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания // Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов. М., 1995. С - 90

В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей

Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые.

Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без анализа настроений, чувств, психологического климата, без анализа таких феноменов, как подражание, внушение, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений. В тех или иных исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов, при этом особенно острой она становится тогда, когда исследователь переходит от общих законов к специальным, от глобальных проблем к частным, от макроанализа к микроанализу.

Также существуют и психологические факторы, которые конечно, не определяют социальных процессов, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Но эти факторы в зависимости от конкретных условий оказывают либо положительное, либо отрицательное влияние на те или иные события жизни как общества так и личности.ЛомовБ.Ф.. Психология в системе научного знания.Москва: 1985 г. С. 17

В процессе развития формирующаяся личность вовлекается в различные виды деятельности таких как: игровую, трудовую, учебную, спортивную при этом вступая в общение, с родителями, сверстниками, посторонними людьми, проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению личности человека определенного социального опыта.

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, но на процесс формирования личности действует ряд таких факторов: наследственность, физическое окружение, влияние культуры, социальное окружение, индивидуальный опыт.

* Первым фактором является наследственность, так как в первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Биологическая наследственность определяет, как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.

Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи - внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983. С - 60

* Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

Поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором сегодня реально находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, -- без окружающей человека среды. Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Природа - это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует, и существовать не может.

Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм.

У исследователей этой проблемы часто возникало искушение рассматривать человека в первую очередь как представителя биологического вида, а общество - как совокупность индивидов. Отсюда главное в их действиях - подчинение биологическим законам. При этом социальной составляющей в человеке и в обществе отводилась второстепенная роль.

Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности.

Такие учёные как философ Г.В. Плеханов и историк Л.Н. Гумилев в своих теоритических разработках, формируют хорошую основу для этноцентрического, националистического сознания, однако не могут не отрицать решающего влияния физического фактора на развитие личности.

* Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социальную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

Известный социолог Питирим Сорокин в работе, опубликованнойеще в 1928 г., обобщил теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа ЭллиотаХантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах.Сорокин П. А. Социологические теории современности. Пер. и предисл. С. В. КарпушинойМ.: ИНИОН, 1992. С - 193

Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

* Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации.

Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

Андреева Г.М. и Ломов Б.Ф. считают, что социализация имеет 2-х сторонний характер и сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Андреева Г.М., Социальная психология М.: Наука, 1994 С- 43

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Выделяют следующие стадии социализации:

  • 1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
  • 2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
  • 3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.

Если не принимаются, возможны следующие исходы:

  • - сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
  • - изменение себя, "стать как все";
  • - конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
  • 4. Трудовая стадия социализации, охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
  • 5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. СтоляренкоЛ.Д., Самыгин С.И. 100 Экзаменационных ответов по психологии Ростов-на-Дону. Издательский центр "МарТ", 2001
  • * Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения.

Совокупность накопленных индивидом результатов познания, добытых в личной практике, личного опыта осуществления ранее выполнявшихся им операций, действий, деятельностей и усвоенных индивидом элементов объективного опыта человечества.

При этом используются генетически передаваемые врожденные инстинкты и накопленный в процессе своей жизни индивидуальный опыт. Накопление такого опыта происходит под влиянием внешних обстоятельств.

Человек накапливает индивидуальный опыт, однако, в отличие от животных, новый оригинальный индивидуальный опыт конкретного человека может сохраниться и после его смерти в устных рассказах, в созданных человеком объектах, в вербальных и невербальных документах, пользуясь которыми люди следующих поколений избавляются от необходимости повторения познания, осуществленного предшественниками. В отличие от животных, достижения развития вида закрепляются не столько генетически, сколько в форме материальной и духовной культуры. «Эта особая форма закрепления и передачи последующим поколениям достижений в развитии возникла в силу того, что в отличие от деятельности животных, деятельность людей является созидательной, продуктивной. Такова прежде всего основная человеческая деятельность - труд». Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин подчеркивали: «Нужно родиться с человеческим мозгом для того, чтобы стать человеком, но для человеческого развития необходимо общение, обучение, воспитание. Это определяется социальной природой развития человека». Выготский Л.С. Психология развития человека Москва 2005 г. С- 71

Можно выделить следующие этапы развития-саморазвития:

  • - стихийное саморазвитие в процессе овладения навыками самообслуживания в быту под руководством и с помощью близкого взрослого;
  • - стихийное саморазвитие в процессе совместно-разделенной бытовой, игровой, трудовой и другой деятельности как со взрослыми, так и с детьми;
  • - сознательное саморазвитие в ролевой игре и в реализации всевозможных увлечений;
  • - сознательное саморазвитие в зрелом творчестве и самотворчестве; формирование мировоззренческой системы (картины мира) на основе возникших на предыдущих этапах эмоционально-мотивационных предпочтений.

Остальные общественные отношения становятся возможными и значимыми для индивида только после того, как он усвоит (сделает собственными, своими) те элементы объективного опыта человечества, в которых воплощены эти отношения.

Последовательность различных ситуаций влияющих на формирование и развитие личности, является уникальной для каждого человека и он ориентируется на будущие события, исходя из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:

- макросоциосреда - общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей;

- микросоциосреда - это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив и т.д.;

- воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

- деятельность - игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные се виды, социальные связи и отношения;

- социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общение с другими людьми;

На психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-психологическая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами.;

Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека.

На психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом.

Психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека.

2.2 Понятие и сущность процесса социализации, ее этапы.

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

Социализация личности – э то процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание – это социсиьные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожденных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения – "чистая доска, на которой можно все написать", т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Изменяя их, человек изменяет и самого себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору – наследственности. Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого "ген" означает "рождающий"), Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Что же человек наследует?

По наследству от родителей к детям передаются:

  • анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;
  • физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;
  • физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;
  • особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;
  • аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота), "заячья губа", "волчья пасть";
  • предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным расстройствам (карликовости и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его внутриутробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специальные и моральные качества? А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов:

  • а) общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);
  • б) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов – физиологов, психологов, педагогов – рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе жизнедеятельности и в результате воспитания. Передаются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних факторов и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии соответствующих задатков. И наоборот, ранние достижения могут свидетельствовать не об особых способностях, а, скорее, об адекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.

Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем они признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательную предрасположенность создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психические заболевания.

Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Его причиной признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса передачи интеллектуальных задатков является очень важным, так как предопределяет практиче-ские цуги воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным относятся музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие наклонности. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Это может проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.

Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные ("яблоко от яблони недалеко падает"). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Согласно учению И. П. Павлова, и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о генной обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Η. М. Амосов и др.).

Кроме наследственности определяющим фактором развития личности является среда. Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К. последней относятся такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реальная действительность понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Индивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их оценка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Большинством исследователей воспитание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

  • обеспечивает создание материальных условий жизни человека;
  • способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;
  • содействует познанию и преобразованию окружающего мира;
  • является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
  • дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;
  • создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личностных качеств большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Проблема личности и ее развития имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: философией, психологией, педагогикой, возрастной физиологией и анатомией, социологией, юриспруденцией и т.д.

В частности, проблема личности - одна из центральных в психологии . Развитие личности является одним из самых сложных и ключевых вопросов педагогической теории и практики. Психологию личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, закономерностей возникновения, формирования и развития. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Одно из важнейших профессиональных качеств педагога - умение видеть каждого учащегося как человека в его развитии, взрослении, становлении.

В зависимости от того, какие условия превалировали в той или иной теории развития личности, в психологии и педагогике по данной проблеме имели место три основных направления: биологическое, социологическое (социальное) и биосоциальное .

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). При этом человек, подчиняясь требованиям общества, постоянно подавляет естественные потребности, «играя» необходимые социальные роли.

Представители социологического направления утверждают обратное: хотя человек рождается как существо биологическое, однако основное влияние на его развитие оказывают те социальные группы, с которыми он общается; именно социальные ситуации детерминируют поведение и, соответственно, развитие человека. Причем, чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, инстинкты и т.п.

Представители биосоциального направления, на первый взгляд, примиряют две противоположные точки зрения, полагая, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Однако при этом происходит искусственное деление личности, которое никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Развитие личности, как процесс, детерминируется как психофизическими особенностями индивида, так и социальными ситуациями в единстве, а также мерой его собственной активности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование.

Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Этапы и закономерности развития по каждому направлению теоретически и экспериментально исследуются в соответствующих науках. В учебно-воспитательном процессе эти результаты слиты в единую систему многостороннего развития учащихся, которое опосредовано возможностями самой личности, влиянием среды и целенаправленной деятельностью взрослых.


Таким образом, выделяются три генеральных фактора развития личности:

- наследственность;

- среда;

- воспитание.

Результат развития личности зависит от согласованности действий всех трех факторов (рис. 3).

Рисунок 3 - Схема взаимодействия факторов развития личности

На схеме точка С 0 условно обозначает гармоничное развитие личности под влиянием всех трех, согласованно действующих факторов; точки С 1 и С 2 иллюстрируют негармоничное (искаженное) развитие в случае недостаточного влияния одного и чрезмерного действия другого фактора; наконец, точка С 3 характеризует ситуацию недостаточного развития наследственных данных личности как средой, так и воспитанием.

Итак, развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят как количественные изменения, так и качественные преобразования, рождение нового и отмирание или преобразование старого . Факторами развития личности являются: наследственность, среда и воспитание.

Наследственность - это передача от поколения в поколение видовых особенностей, заложенных природой, и программы их развития. Носителями наследственности являются гены . При этом следует учитывать, что жестко запрограммированных признаков достаточно для выживания животных, но не человека.

Человек наследует: особенности телосложения и конституции; цвет волос, глаз, кожи; тип нервной системы; некоторые болезни и т.п.

С психолого-педагогической точки зрения важно помнить, что наследуются не способности человека, а только задатки. Кроме того, не надо забывать о существовании и неблагоприятной для развития личности наследственности, обусловленной различными причинами (алкоголизм родителей, наркомания, радиационное облучение, неблагоприятная экологическая среда и т.д.). Поэтому при учете наследственных признаков главное - создать равные условия для развития личности .

Среда - сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человека (географическая, социальная, информационная, …).

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.

Среди социальных обстоятельств, играющих ведущую роль в формировании личности, можно выделить следующие:

- макросоциосреда - общественный строй, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, воздействие средств массовой информации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и т.д.

- микросоциосреда - среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив и др. - социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, прежде всего, деятельность и общение с другими людьми.

- искусственная среда обитания - современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, побочные продукты современных производств, информационно-техническая среда, создаваемая радио, телевидением, сетью Интернет и др. (Характер и степень такого воздействия на человека на данный момент лишь частично изучен, тем не менее, важность данного обстоятельства при современном развитии общества заставляет выделять его в отдельную категорию).

Особую роль в формировании и развитии личности играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. Поэтому, изучая воздействие среды, необходимо учитывать два момента: характер воздействия внешних обстоятельств и активность самой личности, реагирующей на них. Необходимо формировать правильное отношение к внутреннему и внешнему конфликту, вырабатывать сопротивляемость личности к внешним негативным влияниям.

Воспитание - специфический фактор развития личности, способный скорректировать влияние среды и наследственности. В отличие от факторов наследственности и среды, действующих бессознательно, воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, который основывается на сознании человека и требует его участия. В этом заключается как сила, так и слабость процесса воспитания.

Воспитание - один из важнейших процессов, рассматриваемых в педагогике. Между тем, психология, выделяя факторы развития личности, ограничивается двумя: биологическим и социальным. «Воспитание» включается в социальный фактор как способ социализации личности. Рассмотрим соотношение данных понятий.

Понятие «социализация » имеет междисциплинарный статус и в широком смысле трактуется как взаимодействие человека с обществом, как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление (адаптация).

Общество формирует социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей, приспосабливаясь к культурным, психологическим и социологическим факторам. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

Поэтому в гуманистической психологии сущность социализации представляется иначе: как процесс самоактуализации «Я-концепции », самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания, способный преобразовать не только себя, но и общество. Эти два подхода иллюстрируют двусторонний характер социализации и не противоречат друг другу.

Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности.

В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

- дотрудовая стадия, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

- трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

- послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. Имеет значение все формирующее личность пространство, т.е. школа, вуз, семья, дружеское окружение, социальные институты, средства массовой информации и т.п. Эффективно социальные нормы поведения и культурные ценности осваиваются под влиянием авторитетного взрослого.

Таким образом, социальная среда выступает как двуаспектное пространство влияния на личность: организованное и стихийное. Причем, чем у же сфера организованного влияния, тем шире стихийное пространство формирования личности (в том числе асоциального влияния).

Это соотношение в значительной степени зависит от воспитания.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). Тем самым, воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

В силу этого можно выделить две основные функции воспитания: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации и даже наследственности.

Воспитание есть составная часть жизни личности. А.В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе целенаправленной социализации (воспитания):

- естественно-культурные задачи, связанные с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития. Они определяются некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.);

- социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме;

- социально-психологические задачи , связанные со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

Чтобы жить в обществе, человеку необходимо освоить культурные ценности. Он может делать это тремя путями.

Во-первых, путем подражания в референтной группе. Это «стихийное воспитание » - освоение культурных ценностей под влиянием других людей, но без принуждения, без педагогической цели. В этом случае личность воспринимает ценности, законы и нормы поведения, принятые в данной группе, как свои личные, как эталон для подражания.

Во-вторых, освоение культуры может происходить по плану , в соответствии с целями и содержанием, определенным воспитателем. Это так называемое развивающее воспитание - целенаправленный процесс порождения во внутреннем мире воспитанника новых духовных ценностей под руководством воспитателя. Воспитание осуществляется при соответствующем информационном обеспечении и организации познавательной деятельности воспитанника.

В-третьих, личность может осваивать культурные ценности по собственной инициативе, в плане самовоспитания и саморазвития . В процессе самовоспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это внешнее влияние (или стимул) должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение, желание, осознание необходимости, интерес и др.). Как правило, это характерно для учащихся, находящихся на высокой стадии развития, когда рефлексия достигает существенного уровня.

При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании, хотя дошкольник может сам задумывать свою игру, отражая в ней свое понимание воспринятой им действительности. В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации. Она является основой для перестройки деятельности на основе постановки им задач преодоления своих слабостей и формирования у себя лучших человеческих качеств.

Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. То есть на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем. Тем самым, возникает собственная активность личности, порождаемая противоречиями, потребностями и мотивами человека.

Противоречие, как известно, является движущей силой любого процесса.

К противоречиям развития личности относятся :

· противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

· противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями личности и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

· противоречие между растущими требованиями со стороны общества, окружающих людей и наличным уровнем развития личности.

Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.

Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно также зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. Воспитание и самовоспитание тесно взаимодействуют. Искусство воспитания в этой связи состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у человека стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей.