Атака звука в пении. Контрольные вопросы и задания. Виды атак звука и сила голоса


Наше ухо способно различать особенности звучания в первый момент воспроизведения звука.
Этот начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука.
Атака звука определяется различными вариантами взаимодсйствия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак:

Твердая атака. Голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха. Различают крайне утрированную твердуто атаку, так называемую «каркающую», с сильным жестким призвуком, возникащим от судорожного пересмыкания, резкого захлопывания голосовой щели.

Эта атака ветречается у необученных певцов, вредна для голосовых мышц и nотому совершенно непригодна для голосообразования.

Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Такого плотного смыкания и напряжения голосовых складок, какое наблюдается при твердой атаке, нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мяrкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения} голосовьгх складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.

Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздука. Придыхательная атака рассматривается самостояrельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.

Точно разграничить все приведенные виды атак звука нельзя, поскольку они различаются только на слух, являются слуховыми ощущениями.
Определение их границ зависит от тонкости и натренированности нашего слуха.

Различным видам атак можно научить. Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень важно, ибо способ подачи звука связан с воспроизведением определенного регистра.

Так, твердая атака, при которой голосовые складки плотно смыкаются, обусловливает образование грудного регистра. А мягкая атака, при которой плотного закрытия голосовой щели не происходит, создает условия для образованин головного и смешанного регистров.

Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воле непосредственно.

В вокально-педагогической практике используется мягкая и твердая атаки, придыхательной атакой пользуются в исключительных случаях.

Применение того или другого вида атаки определяется иидивидуальными особенностями учащегося. Если у него вялая подача звука (вялое смыкание складок) и даже придыхательная атака, то целесообразно на некоторое время для активизации голосовых складок пользоваться более твердой атакой.
И наоборот, если наблюдается жесткая подача звука (пересмыкание голосовых складок) и «горление» (горловой призвук звучания), то полезно вначале применять наиболее мягкую атаку, граничащую с придыхательной. Но применение такой атаки должно быть осторожным, чтобы не вызвать «подъездов» к звукам.

Атака является выразительным средством в пении.

Вариация видов атак позволяет передать различные настроения. Лирические настроения обычно связаны с применением более мягкой атаки, а драматические эмоции выражаются при помощи более твердой атаки звука.

Твердой атаки требуют драматически насыщенные произведения или фрагменты из них. С твердой атакой сопряжено, как правило, исполнение маршеобразных песен.

При этом необходимо следить, чтобы такой способ подачи звука не отяжелял звучание детских голосов.

Уважаемые друзья! Вы можете почитать эти упражнения, посмеяться и ничего не сделать, а можете проработать эти упражнения, распечатать их и раз в день делать данные упражнения. Могу с уверенностью сказать, что в первом случае вы просто потратите своё время. Если вы выберите второй вариант, то скоро заметите, как ваш голос начнёт звучать красивее и звучнее, увереннее и чётче, как люди вокруг вас вдруг станут к вам прислушиваться. Выбор за вами: либо лень, диван, подушка, либо хороший чёткий голос.

Приступим.

1. Дыхание в звучащей речи.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием — умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения такой фразы дыхание ослабевает, голос тускнеет, становится неровным. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно пользоваться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом и т.д.).

Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основоная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить КПД голосового аппарата, то есть при меньших затратах мышечной энергии добиться максимума звучания.

Упражнения:

Дыхательная гимнастика:

1.1. Первый вид дыхания — спокойная, плавно звучащая речь “Ночной лес”
упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш

1.2. Второй вид дыхания — волевая, на сдержанном темпераменте речь “Насос”
“насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
“лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс (силой)

1.3. Третий вид дыхания — эмоциональная, экпрессивная речь, произносимая в быстром темпе — “Пульверизатор”
“пульверизатор” сжимая в руке грушу пульверизатора, сопровождаем резким выбросом звука ПС-ПС-ПС-ПС-ПС-пссссссссссссс
“сорока-сплетница” тртртртртр, тртр,тртртртртр!

2. Голос и дикция

Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.
Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.
2.1. Голос. Атаки:
мягкая — свободные связки, легкое прохождение воздуха;
твердая — связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемым
придыхательная — воздух выдыхается до смыкания связок — голос быстро утомляется, тускнеет.
Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”:
ммммммммммм — до боли в губах
Мам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков)
Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а!”, в туалет “а-а-а”
2.2. Опора звука: САМОЕ ВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на голосовые связки, а на ДИАФРАГМУ. ”Подлаивание”
собака проснулась: ав!ав!ав!
в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля”
цирк: алеее-гОп!
команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!
Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм!
“у зубного врача” :
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно,
Есть хочу, как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть.
Раз нельзя — не стану есть!
Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У

2.3. Дикция: Тренируем четкое произнесение отдельных звуков (согласные):
Вагончики: вагоны вперед покатили, как мячики, так-чики-так-чики-так-чики-так
Копыта: из-под топота копыт пыль по полю летит
Трубочист: мОем, мОем трУбочИста,
чИсто, чИсто, чИсто, чИсто,
бУдет,бУдет трУбОчИст,
ЧИст, чИст, чИст,чИст!

3. Диапазон голоса.

Понятие дапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.

Упражнения: (Используем “подлаивание”)

2) ”Гулянки”
Айда гулять!
Уля
Оля
Эля
Аля

3) “Этажи”
Крыша!
И шестой этаж
И пятый этаж
И четвертый этаж
И третий этаж
И второй этаж
И первый этаж

4. Сила голоса

Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда, больше звук.
Когда оратор пытается говорить с силой — вот тут-то и наступает перенапряжение голосовых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него.
Вот пример того, как обычно под конец речи просто не хватает дыхания из-за того, что неправильно была подобрана сила голоса:

Выступает Денис Макин, один из членов нашего ОК. Выступление очень классное.

Основная ошибка: речь на протяжении всего монолога ведется на голосовых связках: впечатление, что оратор кричит, особенно во второй половине монолога (рассказывая о том, что такое пост президента), пытаясь выразить эмоции усилением не глубины голоса, а перенапряжением связок, как-будто пытаясь перекричать музыку (музыка и правда, громковата, но у оратора же есть микрофон:-))). Дыхание прерывистое, доборы воздуха хаотичные.
Комментарий Александры Юрковой

Упражнения:
1) “Да иди ты”:
Ну иди же! (просите)
Ну же! (умоляете)
Нут-ка!
Добежать одна минутка (приказываете)

2) “Дай яблоко, а то…”
Дай яблоко (напоминаете, предлагаете)
Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете)
Яблоко дай! (приказываете, воздух выталкивается с силой)
(То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)

3) Эй вы, ну ли!
Что заснули?
Ну и ну! Ну и ну!
Вы зачем нас обманули,
что склонило вас ко сну?
Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!
Поднимайтесь,
одевайтесь!
И айда скорей гулять!
Ну же!
Эй, вы!
Хватит спать!
(не посылайте звук далеко, товарищи рядом:-))

5. Темпо-ритм речи

Иными словами — это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь. Темпо-ритм тренируется скороговорками и стихами.
1) Из-под топота копыт пыль по полю летит
2) Дробью по перепелам и по тетеревам
3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку
4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете)
На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете).
5) — Говорили про Прокоповича.
— Про какого, про Прокоповича?
— Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего! (раздражаясь непонятливости собеседника)
6) — Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко.
— Про каких про Прокоповича и про Проколукарпенко?
— Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих! (раздражаясь непонятливости собеседника)

Пример не очень удачно выбранного темпо-ритма речи:

Ускорение речи не оправдано — нет никаких акцентов. Слабая сила голоса — речь тихая, приходится напрягать слух. Использование специализированных терминов в выступлении для непрофессиональную аудиторию. И главное — дыхание: четко видны и слышны доборы воздуха, где попало, тогда как они практически не должны быть заметны.

Не выработав мышечного чувства мягкого начала звучания, нельзя идти дальше в работе над голосом. «Это первый и непременный этап. Действительно, от этого этапа зависит всё дальнейшее. Звук, неверно атакованный, позднее уже очень трудно исправить. Каким он зарожден в атаке - таким будет и все звучание голоса».

Итак, запомним:

Избави Бог на «твёрдой» говорить,

При напряжении нельзя творить.

Ты, говорящий, будешь награждён:

Всё, чем наполнена душа творца.

«При произнесении гласных добивайтесь не только мягкой атаки, но и единого качества звучания. Надо убрать пестроту звучания, когда звук [А] вылетает из живота, звук [Е] - из голосовой щели, [И] - протискивается из сдавленного горла, звук [О] гудит, точно в бочке, а [У], [Ы], [Ю] попадает в такие места, из которых их никак не вытащишь». Надо научиться «собирать» звук ближе к губам при произнесении любого из гласных.

Упражнение № 47.
Вообразите, что у вас слегка побаливает горло или голова, или просто ощущается усталость. Возникла потребность «постонать», и вы на звуке [М] тихо стонете. Не кряхтеть! При кряхтении звук глухой, короткий, голосовые связки напряжены. Стон - свободный, тянущийся, монотонный. Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, лица, рук свободные. Проверяйте свободу шейных мышц, слегка перекатывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз... Запоминайте это мышечное чувство свободы (хочется спать). Не дремлет только дыхание. Оно действует - стонет. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою середину, центр голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Подключайте к согласному [М] гласные звуки [А], [О], [У], [Э], [И], [Ы]: мммА-мммО-мммУ-мммЭ-мммИ-мммЫмм. Произносите гласные мягко, без толчков, слегка приоткрывая рот и сейчас же закрывая для продолжения стона на [М].
Упражнение № 48.
А теперь произносите во время «стона» слоги с согласными [Б] и/или [Д]: баммм-боммм-буммм-бэммм-биммм-быммм; даннн-доннн-дуннн-дэннн-диннн-дыннн. Это напоминает звон колоколов: удар - дон! И отзвук - ммм... Удар - дон! И резонанс - ннн. Вот и «звоните в колокола»: буммм-боммм буммм-боммм буммм-боммм... диньнь-доннн диньнь-доннн диньнь-донн...

Научиться говорить на мягкой атаке - это значит найти задушевность, которая притягивает к вам слушателя.

Во время выполнения следующих упражнений необходимо контролировать правильное положение языка - следить за его «дисциплиной».

Упражнение № 49.
Говорим мягко, как бы извиняясь за какой-либо проступок или успокаивая котёнка, щенка (мысленно поглаживая его): Аба, ава, ага, ада, ажа, аза, ама, ана, ара, ала… - и так до конца алфавита.
Упражнение № 50.
Вы - «радист». Налаживаете радиосвязь. Почему молчание? Что случилось? Я - аист! Я - аист! Я - аист! Как слышно? Приём! Можно заменять слова, но слово обязательно должно начинаться с ударного звука [А]. Я - айсберг! Я - астра! Я - Анна! Я - Алла! Я - арфа! Йотированный звук [Я] - образуем на опущенной гортани, язык лежит желобком. После «я» звучит слово, начинающееся с [А] - гортань раскрывается ещё больше. Следите, чтобы звук «не заваливался» в глубину гортани. Необходимо направлять звук «в маску» при «открытой» гортани, одновременно должно быть отражение звука в грудном регистре.

Мягкую атаку «воспитывают» колыбельные; они же помогают закрепить правильное положение языка.

Вообразите, что у вас на руках или в коляске ребёнок. Следите за тем, чтобы была полная мышечная свобода в области гортани (мягкая атака). Укачивайте его, напевая знакомый мотив сначала с закрытым ртом:

О О О О
О О О

Между строчками колыбельной нужно «петь» гласные, особенно полезен звук [А]. Рекомендуется повторять по два, три звука в одном сочетании, свободно открывать рот на полтора, два пальца вниз, укладывая язык ямочкой.

Если губы вялые, то звук [А] следует заменить звуками [О], [У], [Э].

Байки от слова «баять», то есть качать, колыхать, – незаменимый материал для воспитания певучести. Чаще всего в байках встречается образ котика. Он настоящий хозяин колыбельных песен, в них слышится мягкое мяуканье, мурлыканье:

Во время выполнения упражнений на основе баек и колыбельных необходимо посылать звук «в маску», одновременно работая грудным резонатором. Добивайтесь грудного звучания, красивого по тембру и очень мягкого.


Резонаторы

Задумайтесь о сходстве голоса и скрипки. Качество звучания этого музыкального инструмента зависит от правильного использования смычка, качества струн, их натяжения и особенностей корпуса. Что же касается голоса, то извлечение, произнесение звука, прежде всего, зависит от дыхания.

Большое значение в правильном голосообразовании и голосоведении имеют резонаторы. Резонатором называют такую акустическую систему, которая начинает колебаться под влиянием источника звука. Резонаторы - это полости, способные образовывать явление резонанса, то есть ответного звучания на тот или иной звук и его высоту. Резонаторы являются усилителями звука.

Основными резонаторами (вибраторами) будем считать следующие: головные (рот, носоглотка, придаточные полости носа), грудные (грудная клетка, трахея, бронхи, полость гортани) и резонаторы брюшной полости. Маленькие полости резонируют на высокие звуки, большие - на низкие.

Тембр голоса определяется прежде всего строением гор­тани. Исходный тембр голоса может изменяться в резонаторных полостях. Плохая работа какой-либо части голосового аппарата обнаруживается при помощи резонаторных ощущений.

Ежи Гротовский, исследуя проблемы сценического голоса, обнаружил в теле актера 24 резонатора. Его исследования показали, что при включении каждого вибратора (затылочного, брюшного, среднепозвоночного и т.д.) одновременно происходит вибрация всего тела, но её центр совпадает с местонахождением определенного вибратора, - того, где дрожь сильнее всего. По мнению Е. Гротовского, «актёр, вовлеченный в действие полностью и целостно, становится, не думая об этом, одним огромным вибратором».

Приступая к занятиям, педагог должен быть уверен, что студенты если ещё не овладели, то хотя бы стремятся к тому, чтобы делать правильные смешанно-диафрагмальные вдох и выдох.

«Если вы дышите нижней частью грудной клетки, где расположены желудок и диафрагма, то всё ваше тело становится частью звука. Если же вы дышите верхней частью, - голос будет «отражением» лишь части тела». Стало быть, всё дело в использовании вибраторов и в том, каким образом их можно объединять. Например, если включать головной вибратор, то одновременно будут работать вибраторы черепа и грудной клетки. Если же голос высокий и задействован грудной вибратор, аналогично будут действовать два резонатора: грудной и черепной. Таким образом, физический аспект звука влияет на его эмоциональный эффект.

Резонирующие ощущения сигнализируют о правильном голосообразовании. Центральная нервная система реагирует на резонаторное вибрирование. Вибрации раздражают нервные окончания и поднимают тонус нервных центров, что рефлекторно делает голос более звонким и сильным. Изучая значение вибрационной чувствительности для голосообразования, В.П. Морозов указывает, что «под действием вибрационной связи происходит уточнение голосовой реакции».

Максимально открывая и усиливая звук, необходимо следить за тем, чтобы он не переставал быть вашим собственным.


Вывод звука

Практические занятия по голосоведению должны быть направлены на выявление и закрепление индивидуального звучания каждого отдельного студента. Первым этапом в такой работе должна стать диагностика голосов. Педагог выявляет проблемы каждого отдельного голоса, он должен услышать и понять, у кого завышен голос, у кого зажаты челюстные мышцы, у кого голос не выведен в «маску» и т.д. Это необходимо для того, чтобы правильно распределить нагрузку на различные группы мышц каждого студента.

В предлагаемом тренинге используются китайские, индусские и японские упражнения, а также упражнения из практик различных дыхательных и голосовых школ. Прежде чем приступить к тренингу, педагогу необходимо быть уверенным, что студенты хорошо информированы о том, чем им предстоит заниматься и какова цель занятий.

Важно помнить, что многие из предлагаемых упражнений строятся по принципу медитаций. Здесь необходимо проявлять повышенную бдительность и «следить за тем, чтобы упражнения не перерастали из технических в философические. Контролировать это удаётся с помощью точного расчёта времени, затрачиваемого на каждое упражнение такого рода».

Упражнение № 51.
Исходная позиция - стоять прямо, ноги на ширине плеч, стопы расположены параллельно. Расслабляем корпус, т.е. все мышцы, кроме мышц ног. Опускаем тело вперёд. Ноги прямые и в меру напряженные. Представляем, что находимся в бане с очень приятным лёгким паром. Проверяем, достаточно ли расслаблены у нас руки, мышцы шеи. Затем представляем, что наши руки превратились в веники, и начинаем похлопывать себя совершенно расслабленными кистями рук сначала по ногам, затем по животу, бокам, шее, плечам, рукам, затем по спине, обходя почки. «Паримся» тщательно, не пропуская ни сантиметра нашего тела. Во время упражнения лениво, с удовольствием постанываем на звук [М]. Контролируем и проверяем расслабленность шейных мышц. Самые распространённые ошибки при выполнении этого упражнения - зажатая челюсть и сдавленная гортань. Следите за тем, чтобы губы были сомкнуты, а зубы разомкнуты (приблизительно на 1 см). Можно также предложить сделать полузевок, как в упражнении «Картофелина».
Упражнение № 52.
Точно так же, как и в предыдущем упражнении, расслабить корпус, опустив его вниз. Ноги прямые и упругие. Умозрительно проследить весь свой позвоночник, представить себе, что каждый позвонок является одним звеном молодого и крепкого бамбука. Затем, поднимая позвонок за позвонком, начиная с копчика, представлять, как распрямляется наш бамбук, как он вырастает и прямой стрелой уходит в небо. По мере выпрямления нужно посылать легкий стон [М] в каждый позвонок. Не забывать про «картофелину во рту». Упражнение выполнено правильно, если звук из глухого «утробного» постепенно, по мере прохождения вверх по позвоночнику, становится чистым и звучит финальной точкой точно в головном резонаторе.
Упражнение № 53.
Исходная позиция - стоять прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Представляем, что наши ноги превращаются в прекрасные молодые крепкие корни очень сильного и красивого дерева. С зевком пускаем в эти корни максимально тихий и низкий звук [А]. Следим за тем, как наши корни начинают опускаться вниз, как они проходят через пол, через все этажи здания, в котором занимаемся, как они всё глубже и глубже врастают в красивую, мягкую землю, которая напоминает собою мягкий, податливый пластилин. При выполнении этого упражнения извлекаем звук, который напоминает очень тихое урчание львёнка. Если студенту трудно произвести подобный звук, пусть сначала делает упражнение беззвучно, выдыхает в «корни» горячий воздух. Следует призывать студентов напрягать свою фантазию, видеть эти корни. Только в таком случае им удастся получить желаемое качество звука. Очень важно, чтобы преподаватель услышал каждого студента, убедился, что он извлекает «не связочный» звук. При правильно выполняемом упражнении уже на втором-третьем уроке студенты начнут ощущать лёгкие вибрации на уровне стоп. Это значит, что мы добились нужного результата.
Упражнение № 54.
Представим себе, что на уровне тазобедренного сустава находится плавательный резиновый баллон. Он очень красивый, яркий и упругий. Задача, отталкивая его руками и животом, посылать в него звук [О]. Отталкивать его нужно в разные стороны от тела. Не следует забывать, что звук должен быть тихим и ассоциативно располагаться на уровне живота. Кисти рук должны быть активными, не вялыми. Если упражнение выполняется правильно, то ощущается вибрация в области низа живота и копчика.
Упражнение № 55.
Исходная позиция та же, что и в предыдущих упражнениях. Локти разводим в стороны и приподнимаем до уровня плеч. Кисти складываем ладонями к себе, одну на другую и прижимаем их к груди. Представляем, что в нашей грудной клетке живет солнышко. Тихонечко приоткрываем дверь (раскрываем ладони) и выпускаем солнышко из домика со звуком [Я]. Важно знать, что наше солнышко, выходя из своего укрытия, двигается не вверх или вниз, а равномерно заполняет всё пространство вокруг нас, в том числе и за спиной. По мере выполнения упражнения руки раскрываются и разводятся в стороны, звук, не повышаясь, увеличивается. Вибрации должны ощущаться в области лопаток. Затем так же запускаем солнышко назад, в грудную клетку. Соответственно звук проходит путь от сильного к слабому, интимному.
Упражнение № 56.
Из той же позиции закрываемся, обнимая свои плечи. Стремимся «попасть звуком» в лопатки, т.е. ощутить вибрации на уровне предплечий. Звук [Ы].
Упражнение № 57.
Представляем, что из нашего темечка выдвигается маленькая антенна. Начинаем через неё «переговариваться с инопланетянами». Звук [МИ - МИ - МИ]. Для упрощения упражнения можно в этом месте взяться за волосы и легонько подёргать за них. Важно делать это упражнение на максимально низком голосе с «картофелиной» во рту. Ни в коем случае нельзя закидывать голову назад, напротив, нужно сделать небольшой наклон головы вперёд, а глаза поднять вверх. Следить, чтобы студенты не растягивали рот в улыбке. Рот должен работать вертикально. В данном случае звучит головной резонатор, а максимальные вибрации ощущаются, разумеется, в области темени.
Упражнение № 58.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Сложить ладони друг к другу на уровне грудной клетки. Медленно и с усилием начать поднимать правую руку вверх и одновременно опускать левую вниз. Произносить долгий звук [И], следя за тем, чтобы он выходил точно из темени направленным лучом и ровно поднимался вверх. Отвести правую ногу назад, переведя на неё центр тяжести, немного опустить голову, обхватить руками плечи и произнести долгий звук [Э]. Вибрации в предплечьях и плечах. Правую ногу вынести вперёд, перенести на неё центр тяжести. Открыть и широким жестом развести руки в стороны. Звук [А]. Рот открыт «на четыре пальца». Вибрации в грудной клетке. Вернуть ногу в исходную позицию. Руки сомкнуть перед собой таким образом, чтобы они вместе с грудью организовали прямо перед вами овал. Произнести долгий звук [О], акцентируя внимание на ладонях. При правильном выполнении упражнения именно в ладонях должны возникнуть лёгкие вибрации. Представить, что поднесли к губам длинную, лёгкую, полую трубку и, максимально отводя её от лица, направляем вперёд узконаправленный звук [У], создавая звуком узкий коридор, уходящий далеко вперёд. Складываем руки в замок. Подносим их к груди и имитируем движение, подобное тому, которым дрессировщик открывает пасть льву. Звук [Ы]. Выполняя этот блок упражнений, следим, чтобы рот работал исключительно вертикально, а на лице не возникало никакой мимики. Произнося звуки [И] и [Ы], делаем полузевок. Повторяем всё упражнение сначала, произнося звуки речевым порядком, т.е. не продлевая их во времени.

3.6. Использование сонорных согласных [М], [Н], [Л], [Р]

Методическая разработка занятия по разделу «Постановка голоса»

«Организация дыхания у певца»

Тема: «Атака звука у молодых певцов»

Продолжительность – 45 минут.

Возраст - 14 лет лет.

Год обучения – 6.

Тип занятия – практическая работа, совершенствование и закрепление знаний, умений, навыков.

Цель: получение и закрепление дыхательных и фонетических вокальных навыков.

Задачи:

Развивающи е - выявление и развитие индивидуальных природных данных ребёнка;

Обучающие - воспитание исполнительских навыков:

Воспитательные - формирование культуры поведения.

Материально-техническое обеспечение. Оформление.

    Оборудование (стул,стол).

    Технические средства (компьютер, звукоусиливающая аппаратура).

    Музыкальный инструмент (фортепиано).

    Наглядность (ноты упражнений, плакаты «Певческое дыхание. Типы дыхания», « Зоны ощущений вибрации в резонаторах при пении» ).

План занятия.

1. Организационный этап

    Тема занятия.

2. Проверочный этап

    Проверка усвоения предыдущей темы.

3. Подготовительный этап

    Рассказ о визуальных образах.

    Представление о необходимости правильного дыхания.

4. Основной и контрольный этап:

Объединяет 3 этапа:

    Дыхательная гимнастика

    Распевания на включение разных видов атаки

    Пропевание репертуарных произведений, акцентируя внимание на различные виды атак.

5. Итоговый этап

    Подведение итогов занятия

6 . Информационный этап

    Домашнее задание

Ход занятия:

Организационный этап –

Педагог: Здравствуй! Как ты себя чувствуешь? Здорова?

Предполагаемый ответ: Да!

Чтобы вам правильно петь, нужно держать голос в певческой позиции, помогает в этом ощущение опоры.

Проверочный этап –

Педагог: На прошлом занятии мы говорили о том, что такое опора, дифрагма, атака звука. Опора, это особое ощущение, соответствующее определённой слаженной работе дыхательных и вокальных мышц. Диафрагма - тонкая мышечно-сухожильная перегородка, изогнутая в виде купола, обращенного выпуклой поверхностью в грудную полость, которая отделяет ее от брюшной полости.

Подготовительный этап-

Педагог: Мы уже говорили, что ребра образуют грудную клетку, в которой расположены сердце, легкие. Когда легкие наполняются воздухом (при вдохе), они приобретают больший объем, раздвигают ребра - это и есть реберное, грудное дыхание. Известный педагог И.П.Пряничников советует "учиться набирать в легкие воздух". Давайте начнем этому учиться с помощью простых дыхательных упражнений, которые разовьют и укрепят дыхательный аппарат. У певца иногда не хватает дыхания даже на короткую вокальную фразу, так как взятый во время вдоха воздух непроизвольно расходуется. Излишнее, непроизводительное расходование воздуха, как правило, есть следствие вялой работы голосовых складок и неорганизованного дыхания. Лишь постепенное усвоение навыков правильного звукообразования приводит к значительному улучшению дыхания. Этому в значительной мере способствуют предлагаемые упражнения на координацию выдоха со звуком. Они служат целям освоения длительного и плавного фонационного выдоха.

Основной и контрольный этап-

Первое упражнение - положи руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохни. Не поднимай плечи. Руки ощутят как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что ты взяла приличный объем воздуха. Сбрось дыхание, выдохни. Руки должны ощутить, как опали ребра.

Второе упражнение - форсированный выдох.

Стоим прямо, носки и пятки вместе, руки свободно опущены вниз, спина прямая, смотрим прямо перед собой. Выполнение упражнения напоминает пыхтение паровоза. Сделай через нос несколько резких вдохов-выдохов сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Плечи и корпус при этом должны оставаться неподвижными. Резкие вдохи-выдохи выполняй сначала 5 раз и постепенно доводите до 15 раз. Затем, откинув голову до предела назад и глядя вверх, повторяем упражнение. То же упражнение проделываем, глядя на пол на расстоянии полутора шагов от пальцев ног, а затем - опустив подбородок на грудь и глядя на кончики пальцев ног

Проделываем упражнения вместе с воспитанником .

Сейчас мы с тобой проделаем следующие упражнения с включением в дыхание звуковых форм:

Упражнение 1.

Встань прямо. Ноги поставь на ширину плеч. Подними руки, сцепленные в замок, над головой. На «полузевке» сделай вдох через нос. Теперь на выдохе протяжно, негромко, на удобной высоте звучания голоса произнеси звук м . Следи за его плавностью. Ощущение легкости, свободы и «удобности» звучания голоса, а также звучания его в грудной клетке - один из основных показателей правильно выполненного упражнения.

Упражнение 2

Сделай бесшумный вдох через нос и задержи дыхание. Открой широко рот, мысленно подумай, что произносишь гласную а . Затем, не закрывая рот, натяни губы и легко произнеси звук м . Звучание будет правильным, если указательные пальцы, приложенные к крыльям и спинке носа, ощутят легкую вибрацию хрящей

и костей носа. Такая же вибрация должна ощущаться губами, зубами и областью переднего отдела твердого нёба.

Плакат - «Зоны ощущений вибрации в резонаторах при пении»

Педагог: Мы говорим о головных резонаторах, то есть о месте, куда посылается поток воздуха, звука. А как он посылается?

Атака” звука – это посыл дыхания в момент начала звука. Физиологи говорят, что атака звука – это способ и быстрота, при которой дыхательная щель переходит от дыхательного положения к голосовому; момент и степень замыкания голосовых связок. Атака оказывает большое влияние на голос в момент его зарождения. Различают три типа атак. Какие?

Ответ: мягкая, твёрдая, придыхательная.

Для овладения верной атакой мы сейчас проделаем упражнения на staccato .

Сделаем упражнение на стаккато (piano ), а затем тут же повторим его, не прерывая потока воздуха (на forte ), оттолкнувшись при атаке звука. Звук как бы отскакивает как мячик от пола:

о о о о о о

стаккато ( p ) отталкивание ( f )

Упражнение идет на непрерывном дыхании, поэтому вдох надо сделать по возможности более глубоким.

Звук в этом упражнении должен быть на мягкой атаке – лёгкий, прозрачный.

Педагог : следующее упражнение «Забивание гвоздя»

Если представить, что в центре дыхания и звука находится гвоздь с большой шляпкой и при наклоне в предыдущем упражнении ударять кистями рук по гвоздю, как бы забивая его в «дно колодца», то получается очень твердая (жесткая) атака на forte с насыщенным, напряженным звуком.

Упражнение полезно для тренировки мышц «нижней диафрагмы» и для драматизации звучания.

Воспитанник повторяет упражнения вместе с педагогом.

Педагог: Сейчас мы перейдём к инструменту и будем пропевать упражнения на различные виды атак.

Упражнения:

Атака нижней ноты трезвучия « о » методом «укалывания»;

Атака верхней ноты (квинта) трезвучия « у » («укалыванием»);

Упражнение выполняется в медленном темпе.

Педагог: следующие упражнения пропеваются с согласными.

1. В этом упражнении необходима мягкая подача йотированной гласной.

2. Каждый верхний тон требует особо точной подачи звука, для чего его следует акцентировать. Чтобы выработать чёткость каждого звука в быстром темпе, полезно сначала петь его медленно – сольфеджируя.

3. Упражнение для развития техники стаккато. Петь чётко, на мягкой и атаке, акцентируя указанные ноты.

Педагог : Пришло время заняться репертуаром. Повторяем песню. Скажи - где, исходя из текста, можно выделить различные виды атаки?

Ответ ученика.

Пропевание произведений.

Итоговый этап

Итак, наилучшей является мягкая, но точная атака, при которой звук рождается без толчков и придыхания, без жёсткого удара по голосовым связкам. Это обеспечивает плавное голосоведение, наиболее красивый тембр голоса, охраняет связки от переутомления. Но, в отдельных случаях, при вялости голоса или как средство выразительности, надо применять твёрдую атаку. Всё это мы с тобой сейчас посмотрели и попробовали сделать в твоём репертуаре.

Информационный этап

Педагог : а сейчас мы с тобой прощаемся, до следующего занятия.

До свидания!

Методическое обеспечение :

Занятие - беседа, практическая работа, совершенствование и закрепление знаний, умений, навыков;

метод обучения - частично – поисковый, репродуктивный.

Система заданий разработана с учётом особенностей возраста и состоит преимущественно из заданий, позволяющих самому контролировать свою певческую установку. Это позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

В ходе прослушивания определяется уровень развития важнейших компонентов музыкальности: звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, эмоционально-творческий потенциал, состояние вокального аппарата, диапазон голоса.

Критерии оценки работы учащихся:

    Воспитанник музыкально отзывчив на восприятие музыки.

    Быстро оценивает свои навыки и умеет исправить недостатки.

    Испытывает радость от процесса познания.

    Способен выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных.

    Свободно выполняет упражнения разных видов (дыхательные, фонетические, вокальные).

    Умеет эмоционально переживать создаваемый в пении образ.

Главный итог занятия «Атака звука» шестого года обучения – это

Литература:

    Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968

    Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992

    Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса/Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. – М.: Просвещение, 1988

    Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М.: Издательство «Музыка», 1987