Закон интериоризации. Механизм интериоризации психической функции

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - форм-е внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней соц. д-ти. В научный лексикон понятие интериоризации было введено представителями французской социологической школы. В их работах оно связывалось с понятием социализации и означало заимствование основных категорий индивид.сознания из сферы общественных представлений; перенос общественного сознания в индивидуальное, при к-ом менялось местонахождение, но не природа явления. В близком по смыслу значении оно использовалось французским психологом П.Жане, позднее А.Валлоном и др.

Принципиальное значение понятие интериоризации получило в культурно-исторической теории Л.С.Выготского, где оно рассматривается как преобразование внешней предметной д-ти в структуру внутреннего плана сознания. При этом Выготский преимущественно пользовался термином вращивание (синоним интериоризации), под к-ым понимал превращение внешних средств и способов д-ти во внутренние, развитие внутренне опосредованных действий из действий внешне опосредованных. Одно из основных положений теории Выготского состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя соц.форма общения между людьми и только затем, в рез-те интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида. Именно в этом переходе от внешних, развернутых, коллективных форм д-ти к внутренним, свернутым, индивид. формам ее выполнения, т.е. в процессе интериоризации, преобразования интерпсихического в интрапсихическое осуществляет психическое развитие ч-ка.

А.Н.Леонтьев в своих трудах конкретизировал и развил ряд положений Выготского. В частности, он ввел в психологию положение о том, что индивид присваивает достижения предшествующих поколений. Необходимость интериоризации определяется тем, что центральное содержание развития ребенка - это присвоение им достижений исторического развития человечества, к-ые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний. Их специфическое общественное значение ребенок может отразить в своем сознании лишь путем осуществления по отношению к ним д-ти. Ребенок самостоятельно выработать и выполнить эту д-ть не может. Она всегда должна строиться окр. людьми во взаимодействии и общении с ребенком, т.е. во внешней совместной д-ти, в к-ой развернуто представлены действия. Их выполнение позволяет ребенку присвоить связанные с ними значения. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе уже интериоризованного исторического опыта. Такое понимание необходимости и сущности интериоризации внутренне связано с теорией развития психики ч-ка, согласно к-ой это развитие происходит не через проявление врожденного и наследственного видового поведения, не через его приспособление к изменчивой среде, а путем присвоения индивидами достижений человеческой культуры. Эти положения теории Леонтьева служат существенной конкретизацией общего генетического закона психического развития ребенка, сформулированного Выготским. Данные теоретические построения Леонтьева получили конкретно-психологическое отражение в понимании процессов обучения и воспитания. По мнению Леонтьева, для построения у ребенка мыслительного действия первоначально его содержание следует дать во внешней предметной (или экстериоризованной) форме, а затем путем ее преобразования, обобщения и сокращения с помощью речи (т.е. путем интериоризации) превратить это действие в собственно умственное.


Проблема интериоризации затрагивалась в работах С.Л.Рубинштейна. Он считал, что интериоризация - не «механизм», а лишь рез-т, хар-ка, направление, в к-ом идет процесс: интериоризация ведет не от материальной внешней д-ти, лишенной внутренних психических компонентов, а от одного способа существования психических процессов - в качестве компонента внешнего практического действия - к другому способу их существования, относительно независимому от внешнего материального действия.

По всей видимости, между всеми рассмотренными психологическими концепциями существуют не противоречия, а различия, не содержательные расхождения, а анализ разных аспектов сложного явления интериоризации. Это свидетельствует о неоднозначности понятия интериоризации. Однако терминологическая сложность не мешает построению многочисленных психологических исследований с опорой на механизмы интериоризации.

Людей всегда интересовал вопрос:как работает наша психика? Этот сложный механизм, производимый мозгом, регулирует практически все внутренние процессы нашего организма, а также позволяет человеку быть социальным существом. Именно благодаря психике, человек способен формировать полученную извне информацию внутри своей головы. Социализация, идентификация личности, познание, общение, гнев, страх - это все результат работы мозга.

Однако существует ряд вопросов, возникающих по мере изучения этого феномена. Например, как полученная нами информация перерабатывается? Какой внутренний мозговой процесс осуществляет взаимосвязь внешнего и внутреннего? Любая внешняя деятельность, так или иначе, формирует в голове человека особые психические структуры. Этот процесс является ответом на все вопросы, и называется он интериоризацией.

Характеристика термина

Интериоризация в психологии - это процесс появления особых психических структур, возникающих вследствие внешней человеческой деятельности. Другими словами, все сложные действия обрабатываются и превращаются в опыт именно посредством интериоризации. Помимо представленных функций, процесс даёт возможность оперировать предметными образами.

Мы можем думать про себя, представлять предметы, вещи, людей, которых рядом нет, изменять их. Процесс интериоризации даёт возможность выходить за рамки реально существующего. Внутри своей головы человек может делать все, что ему заблагорассудится. Проблема интериоризации в психологии беспокоит умы учёных много лет, ведь именно этот сложный психический процесс делает из мозга микромир, в котором все подчинено одному субъекту.

Учёные, изучающие вопрос интериоризации

Впервые термин был выдвинут французским учёным Дюкгеймом. По его мнению, интериоризация в психологии - это составляющие элементы человека или же взаимосвязь общественного (внешнего) и личного (внутреннего). Теория основывается на том, что все категории формируются с учётом внешних общественных представлений. Подобную точку зрения поддерживали и другие французские представители психологической школы, а именно: Пиаже, Жане, Валлон.

Из множества советских учёных нужно выделить Выготского. Он утверждал, что вся внешняя деятельность, общение между людьми или процесс познания чего-то становятся частью сознания в виде опыта после интериоризации. Таким образом, интериоризация в психологии - это процесс перехода внешней, социальной с людьми в компонент человеческой психики.

Интериоризация общения

Любые наши внешние действия, например общение, проходят интериоризацию. Без этого процесса люди не смогли бы получать нужный жизненный опыт. Основой интериоризации служит внутренний психологический план человека. Он претерпевает существенные изменения в ходе жизненной деятельности.

Весь этот сложный процесс отличает человека от животного, которое существует инстинктивно. Итогом действия интериоризации является переработанная которая имеет форму структурного элемента психики.

переработанной информации

Общение производится лишь только для следующих целей: получить опыт или произвести какое-либо действие. С опытом понятно, он имеет место только после интериоризации. А вот с действиями дело обстоит немного сложнее. Ранее уже было сказано, что интериоризация в психологии - это изменение внешней социальной деятельности внутри сознания человека. Но существует также процесс, который обуславливает проявление этой переработанной информации. Экстериоризация - это преобразование внутреннего во внешнее. Процесс позволяет использовать полученный опыт в повседневной жизни. Таким образом, интериоризация и экстериоризация в психологии являются прямо противоположными процессами, хотя их функции кое в чём похожи. Благодаря им людей можно сравнить с высококлассными компьютерами, которые обрабатывают информацию с бешеной скоростью.

Заключение

Итак, в статье была детально изложена суть термина «интериоризация». Это в психологии пример внутреннего осмысления и переработки внешней деятельности. Без этого процесса человек превратится в обычное животное, чьи действия направляются только элементарными желаниями и инстинктами.

формирование духовного мира личности, внутренних структур психики посредством отражения внешних социальных отношений и адаптации к изменчивости общественного бытия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ

франц. iiiteriorisalion, от лат. interior - внутренний), переход извне внутрь. В психологию понятые И. вошло после работ представителей франц. социологич. школы (Дюркгейм и др.), где оно связывалось с понятием социализации, означая заимствование осн. категорий индивидуального сознания из сферы обществ. представлений. Принципиальное значение получило в культурно-историч. теории Выготского; одно из осн. положений этой теории состояло в том, что всякая подлинно человеч. форма психики первоначально складывается как внеш., социальная форма общения между людьми и только затем, в результате И., становится психич. процессом отд. индивида. Стадии И. подробно прослежены в работах, посвященных умственным действиям, где показано, что И. есть не простой переход к действию в плане представлений (Пиаже), а формирование внутр. плана сознания.

Характерен для высших психических функций и активности. Разрабатывался термин как западными, так и советскими психологами, особенно в рамках психологии деятельности.

Определение понятия

Понятие интериоризации впервые было введено в научный оборот исследователями из Франции. Первоначально имелось другое значение итериоризации. Это был феномен, обозначавший процесс прививания идеологии личности, то есть сознание общества переносилось в сознание индивида.

Психоаналитики рассматривают немного другое определение интериоризации. Это, по их мнению, процесс, протекающий в психике и определяющий отношения индивида с существующим или не существующим объектом, трансформацию фактора внешней среды в фактор внутренней среды. Этот феномен до сих пор вызывает дискуссии в психоаналитическом направлении. На данный момент ученные так и не выяснили, идентичны ли такие процессы, как интроекция, поглощение и идентификация, или они происходят по параллельным линиям.

Советский психолог Л. С. Выготский дал следующее определение интериоризации - это трансформация внешней деятельности во внутреннюю среду сознания. Ученый считал, что первоначальное происходит во внешней среде и зависит от различных окружающих факторов, пребывающих в окружении индивида. Но со временем эти внешние общие формы активности благодаря феномену интериоризации поглощаются человеческим сознанием и становятся высшими психическими функциями конкретного индивида.

Как же происходит процесс интериоризации?

Выше уже было указано, что внешние отношения между людьми постепенно превратились в человека, такие как память, мышление, восприятие, ощущение, воображение. Л. С. Выготский проводил эксперименты в школе, чтобы подтвердить свои теоретические предположения. В результате исследований ученый пришел к следующим выводам:

  • Увидеть процесс построения высших психический функций можно только в генезе, после того как они сформируются. Тогда строение входит вглубь сознания и становится неразличимым.
  • Интериоризация помогла зародиться психической реальности посредством перехода внешних форм во внутренние.
  • Сформировавшаяся сущность сложно объяснима, особенно если говорить с точки зрения физиологических процессов. Для ее рассмотрения нужен инструментарий иного рода - психологический.

Процесс трансформации внешних отношений во внутренние возможен путем интериоризации. Это превращение не происходит самостоятельно, ведь оно также зависит и от окружающих людей, общения с ними. Только благодаря адекватному воспитанию ребенок и его психика развиваются правильно. Феномен интериоризации помогает человеку мысленно строить планы, составлять диалоги, рассматривать различные варианты событий. категориями становится доступным.

Интериоризация деятельности

Каждый термин - это продукт деятельности человека. Получается, вряд ли можно этому научить. Но благодаря правильно организованному процессу обучения интериоризация деятельности будет поступательной и поэтапной.

Возьмем, к примеру, школьника, который учится читать. Для начала ему следует выучить внешние формы, то есть буквы. Потом постепенно ученик изучает слоги и начинает читать вслух. Но и на этом процесс обучения чтению не заканчивается, ведь следующим этапом становится переход чтения вслух во внутреннее чтение. Вот это и есть процесс превращения внешний действий в высшие психический функции - процесс интериоризации.

Помимо этого феномена, есть еще и другое противоположное понятие. Интериоризация и экстериоризация - это как две стороны медали. Одна трансформирует внешнее во внутреннее, а другая - внутреннее во внешнее. Например, когда автоматизированный навык дает сбой, человек начинает искать, что не так, и потом делает правильно. Таким образом, внутреннее возвращается во внешнее.

Занимался изучением и разработкой этих понятий в рамках теории этапов развития мыслительной деятельности П. Я. Гальперин. Он считал высшим уровнем интериоризации то, что человек может проделать те или иные действия мысленно, не прибегая к дополнительным манипуляциям.

Теория П. Я. Гальперина

Ученый считал, что мыслительное действие сформируется только после прохождения таких этапов:

  1. Знакомство с требованиями к результату деятельности.
  2. Внешние манипуляции с предметами.
  3. Собственно, интериоризация - освоение действия в условиях отсутствия материальных объектов, трансформация во внутренний план. Здесь используется внешняя речь для обозначения внешних объектов.
  4. Окончательный переход речи в мыслительную деятельность.
  5. Завершение интериоризации.

Вот таким образом развивается человеческая психика, и внешние действия с помощью интериоризации становятся мыслительной деятельностью.

Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов - действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель. Поскольку в различных условиях эта цель может быть достигнута различными способами (<операциями>) или путями (<методами>), действие выступает как решение задачи.

Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность деятельности - ее уподобление свойствам независимо существующих от нее объектов.

Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает: <немотивированная> деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. Роль общей цели выполняет осознанный мотив.

Процессы, которые обеспечивают взаимосвязь внутренней и внешней стороны деятельности называются интериоризацией и экстериоризацией.

Интериоризация - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного.

Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.

Экстериоризация - процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану.