Тема: распад ссср случайность или закономерность. Распад ссср: историческая случайность или спланированная акция

Распад Советского Союза - это в любом случае не случайность.
Буду говорить на простом бытовом языке, используя понятный образ. Допустим, есть какая-то семья, муж и жена. У них может быть один ребенок, двое, трое, пятеро, десять и т.д. Если такая пара в роли мужа и жены разводится - это случайность или нет? Когда семья разваливается, всегда есть причина.
СССР - это большая семья.
В семейном конфликте у каждого может быть своя правда. Не то у мужа любовница, не то у жены любовник, не то они вообще друг от друга устали, не то еще что-то. Если двоих человек запереть в одной комнате, то они все равно друг от друга устанут, друг друга достанут и в итоге поругаются.
Между мужчиной и женщиной есть сексуальная тяга, которая называется любовь. Детки не от любви бывают, а от сексуальной тяги. Аналогичный процесс наблюдался в Советском Союзе. В СССР проповедовалась дружба народов и «все равны» и, кроме русских, в это больше никто не верил. Все республики понимали, что русские - номер один, а все остальные - второстепенные.
Доказывается это просто - гимн СССР исполнялся на русском языке, не на украинском, не на армянском, не на казахском и не на любом другом. Все говорили на русском языке. И слова в гимне "...навеки сплотила великая Русь..." доказывают, что русские знали, что они - номер один, потому гимн так и поется - навеки .
Тем не менее, это "навеки" распалось. Что развалило?
Россия это муж по своей психологии. А у мужчины, как у нас принято, должна быть одна жена, и самая правильная жена получалась Украина: по населению, по территории, по религии и по истории. А все остальные, это как бы любовницы. Например, Беларусь была любимая любовница. А вот, допустим, Киргизия, не сосем любимая любовница. А любовницы это затратное и хлопотное дело, потому что требуются средства, чтобы их содержать и образовывать.
Русское величие - демонстрация мощи на весь мир через младшие страны: Киргизия, Грузия, Армения, Азербайджан и т.д. - было привлекательным для других: для Болгарии, Вьетнама.., и подобных отстающих стран в Африке.
Когда в семье с деньгами становится туго - не будет ни любовница, ни жена любить такого мужа. (исключения, конечно, тоже бывают.)
8 декабря 1991г в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) «присутствовали высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик: Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис (РСФСР), Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич (БССР), Леонид Кравчук и Витольд Фокин (Украина). Преамбула документа констатировала, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование» .(Википедия) Т.е. они документировали распад СССР. И Ельцин "из комфортабельной медвежьей берлоги, из темного леса, густой Пущи", звонил в Америку и интересовался, как они посмотрят на этот вопрос, что они скажут. Вот он звонит в Америку, потому что ему сказали вот эти "секретари" Беларуси и Украины. Бесстыжий Ельцин звонил в Америку: Вот тут у меня любовница интересуется, а кто их будет обувать, одевать в такой тяжелый период времени. А у других секретарей, включая Назарбаева Н.А. смелости не хватило собраться вместе и сказать России, Украине и Белоруссии: “не нравится - до свидания”. Тогда союз из двенадцати или восьми государств представлял бы из себя реальную геополитическую экономическую силу. Варианты создания такого союза были.
* * *
Теперь перейдем на другой "политпонятный" язык.
Что хорошего можно сказать о Союзе до развала. Советский Союз потерял более двух десятков миллионов убитыми, но, тем не менее, Вторую Мировую Войну выиграл. Война была выиграна благодаря поддержке всей страны потому что немногим меньше половины было людей из союзных республик. Допустим, 15 млн. было русских, а остальные 10 - таджики, узбеки, киргизы…
СССР такими же невероятными усилиями всех создавал атомную бомбу и военную промышленность. В армии служили все, это значит, где-то процентов 30-40 были нерусские. Все Союзные Республики находились Вокруг России, и геополитическая составляющая, как военная составляющая, - это было кольцо вокруг России. То есть, если какая-то армия пыталась бы захватить Россию..., - а захват России это фактически захват всего Советского Союза - к примеру, Гитлер стремился Москву взять, а не Ташкент, Ашхабад, Алма-Ату и т.д. И вклады России в эти страны, как геополитическая военная защита, оправданы, так как они принимали бы на себя первый удар со стороны. Кроме того, вокруг всех этих республик было еще одно "кольцо" - к примеру, Восточная Европа.
Т.е. СССР, исходя из языка, из гимна, была чисто русской империей, дружественной формацией ко всем нациям. Каждая формация вместе с русским голосом ощущала себя сильной, достойной. И Россия, как главная составляющая СССР, щедро делилась своим достоинством и уважением.
А первая часть про любовниц-жен и темную Пущу, это та история, которая в конце получилась. Та история, которую мы сегодня видим. Где все - плохие любовницы или жена плохая, - а я вот русский муж был хорошим. У каждого своя правда.
К сожалению, во все республиках, которые были связаны с Россией и жизнью и кровью, сегодня тоже не очень радостные воспоминания. Люди из года в год в этих странах все хуже говорят на русском языке. Тем самым, Россия с этими странами теряет сознательно-интеллектуальную и эмоциональную связь. Чем хуже они будут знать русский язык, тем больше они будут отдаляться от России и, как более слабые страны, будут втянуты в орбиты более сильных и развитых стран. Кто-то начнет крутиться вокруг Европы, кто то вокруг Китая, кто-то вокруг Америки, кто-то вокруг Ирана, кто-то вокруг Турции. И мало кто останется с русскими и разделит судьбу с русскими - многонациональным, многоконфессиональным народом.
К примеру, Узбекистан, Туркмения, тем более, Азербайджан это почти что тюркоязычные страны. Они уже втянуты в орбиту Турции. Таджикистан - они говорят на языке Ирана. Украина - Россия им оставила Крым, оставила Севастополь, там огромное кол-во людей, говорящих на русском языке, но, тем не менее, им сегодня поляки ближе. Поляки, которые, ни Севастополя, ни Крыма, вообще ничего им не оставляли. Молдавия, постепенно забывая русский язык, с Румынией, фактически говорящей с ней на одном языке, входит с ней в близкие отношения. То есть, что Украина, что Молдавия, ищут пути в Европу.
Все это перечисление нужно для понимания, что если в семье разлад, в поисках виноватого можно настолько увлечься, что перестать что-либо понимать. Понимать, что происходит. Румыния СССР не разваливала, Турция, Иран СССР не разваливали. СССР развалило бестолковое, тупое до безнадежности управление. СССР развалил не Горбачев, СССР развалил Ельцин. Он так хотел быть главным и важным, что после него мы прийти в себя не можем никак. К сожалению, во времена Горбачева, его перестройка не перешла на Китайские рельсы. Если бы это было так, то гимн "…нас навеки сплотила велика Русь…" мы также пели бы на русском языке.
Итог
Управленческая верхушка это были выжившие из ума маразматические "старперы". СССР развалила партийно-олигархическая коррумпированная коммунистическая верхушка . И сегодня, спустя 20 лет после развала, у нас в стране, в России, самый главный враг вышел наружу, показал и обозначил себя. Появилось слово - коррупция. Зародилась она в СССР, Горбачев не смог ее по- китайски залечить. При Ельцине коррупция стала нормой политической, экономической и бытовой жизни.
И сегодня стоит вопрос: или коррупция или Россия.

Социально-политические, духовные и экономические проблемы в современной России
(В продолжение эссе по теме: "Распад СССР: случайность или...?")

Моим учителем по истории была задана тема эссе Отвечая на этот вопрос, я не пользовался документами, не играл цифрами, не рассматривал подробно политических деятелей того времени. Я пользовался мыслями, опытом и житейской мудростью, тех людей, активный возраст которых на тот период времени был от 30 до 40 лет. В современной России они прожили примерно 20 лет. Сегодня им больше 50-ти.
Им есть, что сравнивать. Послушав внимательно о том периоде, я написал эссе, основанное на их опыте и житейской мудрости, которое понятно и мне, и моим друзьям и взрослым всех возрастов. Но, тем не менее, уважаемый мною историк обозначил эссе "Распад СССР: случайность или...?"- "вялым".
Я постараюсь в двух словах дополнить предыдущее эссе, чтоб оно не было вялым, и этим эссе наполнить новую тему о социально-политических, духовно-экономических проблемах современной России. Я решил поговорить с теми же людьми, с которыми говорил о неслучайном развале Советского Союза.
Таким образом, я свои тексты строю не на учебниках истории, потому что они описывают действия политиков: вот этот сделал так, а вот этот сделал вот так. Но их поступки не описывают реальной жизни людей, и получается у страны две истории. В одной истории страны находятся политики, а в другой истории страны находится большая часть населения, которая к истории, как бы, не имеет никакого отношения. Как будто это некая инертная безвольная масса, которую, как глину, мнут политики. А политиков выбирает вот эта самая масса, и вот эта самая масса от политиков ждёт улучшения собственной жизни. А взрослые, с кем я говорил, общался, видели СССР в живую и, спустя годы, поняли, что происходило в стране. В стране, где информация скрывалась, в стране, где не было свободы слова, в стране, где информационный обман был нормой. Взрослых умных людей политики, рождённые в СССР, обманывали, а они им верили. Информационно они были настолько зомбированы, что верили, что их ведут в некое прекрасное коммунистическое будущее, где будет всем равенство, братство, дружба народов, и где свобода для всех одна. А верили, потому что симптомы всего сказанного ярко прослеживались.

Напомню, чем заканчивается предыдущее эссе:
"Итог.
Управленческая верхушка это были выжившие из ума пенсионеры-маразматики. СССР развалила партийно-олигархическая коррумпированная коммунистическая верхушка. И сегодня, спустя 20лет после развала, у нас в стране, в России, самый главный враг вышел наружу, показал и обозначил себя. Появилось слово - коррупция. Зародилась она в СССР; Горбачев не смог ее по-китайски залечить (коррупция неистребима и неизлечима, ее можно только подлечивать).
И сегодня стоит вопрос: или коррупция или Россия ."

При Ельцине коррупция стала нормой политической, экономической и бытовой жизни. Таким образом, при Ельцине, обман охватил собою всю страну, и такая ненормальность стала нормой жизни. В таких условиях..о какой духовности, политике и экономике можно говорить?
Я писал о том, что современная Россия это наследие Советского Союза. Вот это те, кто правили до Горбачева 21 год: Л.И.Брежнев (1966 -1982), Ю.В.Андропов (1982-1984), К.У. Черненко (1984-1985). То есть, Советским Союзом управляли старые, больные и экономически безграмотные люди. Надо задуматься, о чём может думать больной человек, - о государстве или о своём здоровье? А больному человеку врач обычно прописывает покой. А политика, насколько я понял от взрослых, - это искусство интриганства. А интрига это беспокойство, интрига-беспокойство это все равно как больному давать не лекарство, а яд. Искусство интриги - это искусство правильно и искренне себя на политической сцене держать, не взирая на правду-не правду, и т.д. Такое, в общем-то, обманное поведение, с правильным выражением лица, в политике стало нормой: игра в искренность, игра в правду, и после первого же рукопожатия называть друг друга друзьями. Такая игра-обман, может покалечить любого человека, вообщем-то, это раздвоение личности, и о духовности говорить в таком играющем человеке сложно. Следы коррупции теряются между раздвоениями личности в одном человеке. Чтобы такого честного вора за руку поймать…
Как я понял из рассуждений взрослых, для страны есть два фундаментальных понятия: Родина и Государство . Так вот государством управляют чиновники, управляют через закон; и понятие справедливость для чиновников - не духовное понятие. А Родина - для тех, кто живет в стране Россия и не управляет государством. Для них справедливость - это духовное понятие, а не закон. (Как следствие, возникает конфликт между законом и духовностью.)

То есть возникает конфликт между теми, кто управляет государством и между теми, для кого она родина. (Не путать современное демократическое духовное понятие равенство, свобода с религиозным духовным понятием.)
СССР как минимум 10 лет управляли маразматики - это последние годы Брежнева и те, кто был до Горбачева. Социально направленным государством - СССР, управляли больные политические интриганы. Также, они были безграмотными в экономике менеджерами. Они были увлечены собой, своими ненасытными семьями, и их эгоизм был безграничен. И потому они лица бездуховные, как в современном, так и в религиозном понимании. Духовные люди любят людей, а бездуховные люди любят себя.

Проблемы современной России начинаются от СССР, от вот этих бездуховных, не любящих людей, политических маразматиков. А современную Россию строил разваливший СССР Б.Н. Ельцин - человек из их коммунистической среды, только был помоложе, поэнергичнее. И люди поверили ему, что вот этот молодой и энергичный Ельцин оздоровит и государство и Родину . Я его сам не видел, но у взрослых в памяти осталось, что это был вначале, действительно, очень неслабый человек, который на глазах, вдруг, резко проявился пьяницей, показав свою сущность. Он, как наследник-ученик советских пенсионных маразматиков-политиков, в итоге превратился в подобное им существо. То есть внутриполитические интриги на него действовали точно также, не как лекарство, а как яд. Он радовался своим интриганским победам и забыл про государство и людей, для которых это государство - Родина.
Он развалил СССР; экономика всех республик была завязана на Россию. А вся логистика шла из центра, из кремля. Он и русских людей и не русских людей через развал экономики всей страны поставил под вымирание. (Тем, у кого была нефть, в итоге повезло - цена на нефть поднялась. А те, у кого не было нефти, были поставлены на грань вымирания.)
По телевизору выступал не то больной, не то полупьяный руководитель России. Какая может быть в таких условиях, с таким управлением, социально-политическая или духовная или экономическая жизнь России, если гарант - социальной, духовной и экономической стабильности, не то пьян, не то болен, не то ему на всех наплевать, и на русских и не на русских.

Начало 90-х получилось откровенно бандитским. Все взрослые люди, которым под 50 и более, вживую помнят, как у каждого ларька, в кожаных куртках, молодые люди между собой толкались и выясняли, кто здесь кого «крышует». А они, бедолаги, просто есть хотели. По крайней мере, большая их часть. Вся страна оказалась втянута в мелко-денежные разборки. Бандитизм во времена Ельцина носил откровенно уличный характер. И, под шумок такого бандитизма, страна была распилена между олигархами по закону; не по справедливости, а по написанным законам. И вот мы растём оттуда - с мутных девяностых. В итоге, главная сегодняшняя тема - коррупция и борьба с ней. (Вопрос: борьба с коррупцией будет по закону или по справедливости?)
А политика это дело интриганское: где правда, где не правда, очень сложно понять неопытному человеку. Кто коррупционер, а кто нет, очень сложно понять неопытному человеку. И кто кого ловит, и почему ловит тоже очень сложно понять неопытному молодому человеку.

Во времена кризиса, борьба в Европе с нескромными сверхдоходами выглядит как "успокоить толпу", и это работает на политиков. Они набирают очки, может быть, для следующих выборов. Это в Европе. А мы не совсем Европа. Это у них лет 500 как демократия, а у нас люди, для которых страна - Родина, пока мыслят не законом: они желают справедливости, и потому, когда В.В. Путин вступает в беседу с народом, народ к нему обращается лично: к нему, а не к закону. (Для управляющих законом получается, что это бизнес, потому они и коррупционеры, а для людей важна справедливость, и закон для них не бизнес).
Люди, для которых страна является Родиной, платят налоги, то есть приносят пользу. А люди, которые управляют государством... они распределяют налоги…Но коррупция такова, что она охватывает все население, и все без исключения от нее страдают. Допустим, нет государства. Где чиновник будет получать зарплату? И где он будет получать свои конверты? И, как мне взрослые объяснили, коррупцию изжить невозможно, ее можно сделать меньше, чтобы государство не развалилось. Государство для думающих коррупционеров это бизнес, и только сумасшедшие свой бизнес могут уничтожить. В 90-ые и происходило именно это - уничтожение государства, потому все деньги ушли в оффшоры. Сегодня коррупцию можно сделать меньше, но изжить её не возможно.

* * *
Если Россия наследовала коррупцию от СССР, то возникает вопрос: неужели СССР родил коррупцию?
Когда к власти пришли Советы в 1917 году, они не знали, как управлять государством, потому что в этом вопросе были абсолютно некомпетентны. Они пригласили-принудили чиновников, которые реально управляли царской Россией, управляли ее экономикой. А экономика ответственна за социальную стабильность, а социальная стабильность это основа крепкой политической власти.
Если экономика, крепкая политическая власть, народ, социальные слои уравновешенны и гармонизированы, то между слоями общества возникает тонкая духовная связь , которую можно выразить одним словом - справедливость. Такое общество чувствует себя цельным и защищенным.
Царская власть пала от небольшой кучки большевиков , из чего следует, что Первая Мировая Война Россию погрузила в глубокий экономический кризис. Семьям России, а это в основном крестьяне, надоело терять кормильцев-мужчин. Нет кормильца, значит, голод. Так оно и было.

У меня есть отец и мать, с ними я чувствую себя защищенным. Обо мне с детства заботятся, и я с детства помню постоянно теплые руки моей мамы. Каждая семья, как ребенок, хочет такого отношения к себе от государства. Когда в семьях теряют кормильцев, которые воюют не за свою страну, значит, это несправедливая война. Потому что Первая Мировая - это политическая война, то есть война международных интриганов. Справедливая война это защищать свою Родину, и тех, кто помогает защищать свою Родину, это истинные друзья. В итоге, несправедливая война для царской России стала главной причиной ее развала.
А потом большевики стали управлять бывшим царским государством, пригласив -принудив царских чиновников. И к каждому чиновнику приставили своего соглядатая, "октябренка, пионера, комсомольца и коммуниста". Революционер-коммунист учился у чиновника, потом обучал комсомольца, комсомолец обучал пионера, пионер передавал знания октябренку и, в итоге, этот октябренок стал пионером, стал комсомольцем, стал коммунистом, стал революционером и в итоге развалил СССР. А царские чиновники-коррупционеры, которые понимали, что такое государство, и служили своему государству, остались в далеком 1917 году, Те, кто их заменил, умели только воевать и разрушать, а вот управлять государством и служить государству так и не научились.
В итоге форма управления извратилась. Она и до этого, при царе, была на доносах, а в СССР стукачество просто стало нормой жития.
Я приводил в пример свою семью, - какой ребенок будет доволен, оставшись без отца? Власть, которая наплевала на отцов - кормильцев, прогнила , поэтому кучка большевиков ее свергла. Правда, ничего хорошего не получилось, началась гражданская война, началась глобальная чистка, были уничтожены миллионы людей. И чистку начал не Сталин, а Ленин. А Сталин ее завершил, как верный ученик Ленина.
Напоминаю я это, потому что с такими же темпами, как в 1917-ом году, развалился Советский Союз - в одночасье. В Пуще, ночью три секретаря коммунистической партии России, Украины, Белоруссии развалили Советский Союз и, вообщем-то, формально, для весу пригласили секретаря коммунистической партии Казахстана. (8 декабря 1991 лидеры России, Белоруссии и Украины в Беловежской Пуще подписали соглашение о создании содружества независимых государств. Назарбаев - один известный пример обиды, а республик было пятнадцать).
Учитывая эти два опыта, в современной России надо сделать вывод и помнить, что мощная царская Империя рухнула, еще более мощная - СССР, рухнула в одночасье. И надо это понимать не по цифрам, что и чего произошло в каких годах, а по сути вопроса: почему это произошло? Это произошло потому, что между людьми, для которых страна - Родина и для которых страна - государство, потерялась связывающая общество в одно целое духовная связь. А потерялась она от обнищания одних и от обогащения других. Обнищавшие и обогатившиеся говорят вроде как на одном языке, но это люди, как бы из разных стран, одну страну зовут Родиной, а другую - Государством.
* * *
Глядя на Россию сегодняшних дней, мы видим, как глава государства пытается бороться с коррупцией. Что полезного может дать, если хотя бы на 10 процентов победить коррупцию? Это возврат капиталов снова в казну. Это может улучшить жизнь пенсионеров, помочь больным, привести в порядок наши дороги, а дороги всем нужны, и простым людям и экономике. Представим, цена на нефть не поднимается, а 10 процентов от коррупции это все равно, как цена на нефть резко взлетела вверх.
Борьба с коррупцией, это еще одна возможность, как и нефть, невероятно обогатить Россию. А если на 20 процентов? или совсем невероятное, на 30 процентов победить коррупцию? Это в одночасье Россия станет на треть богаче.
Политика, направленная на социальное благополучие, привлекает к себе людей. Духовность, как внятная идеология - объединяет людей. А экономика - содержит такое объединение.

Если экономика слабая, то духовность, как внятная идеология, которая объединяет политиков и народ, будет слабой. А слабость не объединяет, а разъединяет - это доказывает исторический опыт. Сегодняшняя слабость доказывается тем, что чиновника начали подводить под отчетность: "Откуда, у тебя на ВСЕ это берется, если все нищают?" Ну допустим забыли 17-ый год, но развал СССР был буквально вчера. Там секретари со своими семьями безостановочно жирели, а люди, для которых страна СССР была Родиной, нищали. Ситуация опасно повторяется.
Сегодняшняя борьба с коррупцией это последствие экономического кризиса, охватившего весь мир. Во время кризиса хозяин начинает считать денежки: приходы-расходы, так же, как это происходит в любой нормальной семье. А расточительство приводит к разорению.
Какой напрашивается вывод? К сожалению, борьба с коррупцией это вынужденная мера . Потому что если бы не было мирового кризиса, то борьбы с коррупцией у нас возможно и не было бы, или она носила бы вялый характер. С коррупцией борются в Европе, и мы начали бороться ней, потому что мы с Европой экономически взаимно проникаемся, и наша коррупция вредит и нам и им. Наша коррупция вредит реальному сектору международной экономики, ставит палки в колёса развития.
Представим, кризис закончился. Как следствие, закончится борьба с коррупцией или нет? Захлебнется борьба с коррупцией в сегодняшней России или нет? И к следующим выборам будет понятно, насколько справился президент с коррупцией: на 5, 10 процентов - на сколько?
Я мало понимаю в экономических цифрах, но взрослые объяснили, что 10 процентов это очень много. 20 процентов - это в России не будет экономических житейских проблем. А 30 процентов - мы крепко встанем на ноги, и с нами будут считаться, как считались с СССР, как считались с Российской Империей.
Завершая тему, можно сказать, что социально-политические, духовно-экономические проблемы современной России, это наследство от царской России. Только если в царской России коррупция была ребенком, то в СССР она возмужала, а в России она стала бизнесменом.
Таким образом, пока не будет побеждена коррупция хотя бы на 10 процентов, социально-политическое, духовное и экономическое развитие России будет проблематичным, как внутри страны, так и в мире.

"Тема распада Советского Союза – одна из наиболее спорных и наиболее загадочных для обывателей. Если спросить человека, не обладающего более или менее глубокими знаниями в области экономики и политики, вряд ли он сможет внятно ответить на этот вопрос. Большинство людей, с которыми мне довелось разговаривать на эту тему, либо откровенно признаются, что не знают, либо предполагают различные фантастические сценарии, не подкреплённые никаким фактическим материалом, – передел власти на верхах, происки американцев и диссидентов и прочие «теории заговора».
Здесь мы сразу подходим ко второй версии распада Союза, означенной в теме, - злому умыслу. Разумеется, у Империи было множество внутренних и внешних врагов, но никакого фактического материала, позволяющего говорить о происках врагов, мне найти не удалось. Да и в различных статьях и книгах, где рассказывается о гибели СССР, тоже нет никаких серьёзных фактов – только домыслы различной степени фантастичности. Сложно себе также представить, как именно в реальности кто-то мог умышленно навредить и так стремительно разваливающейся стране. Возможно, некоторые действия тогдашних руководителей Советского Союза и подтолкнули страну к распаду, но они не были его причиной, а лишь ускорили неизбежный процесс. К тому же, анализ реформ позднего СССР говорит о том, что люди, принимавшие решения, заблуждались абсолютно искренне, и ошибки были обусловлены скорее недостатком экономических знаний у членов политбюро (большинство из которых были выходцами из деревни с соответствующим уровнем образования) и избытком у них веры в коммунизм, силу плановой экономики и греховность рыночных механизмов.
В то же время фактов, свидетельствующих о закономерности распада страны, более чем достаточно. Начнём с того, что Союз Советских Социалистических Республик нёс распад уже в самом своём названии. Он распался именно потому, что был СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ. Ведь что такое по сути социализм? Это искусственное уравнивание доходов всех элементов общества. Однако, ещё из курса физики мы знаем, что для того, чтобы совершалась работа, нужна разность потенциалов – энергия течёт от точек с более высоким потенциалам к точкам с более низким. Когда же разность потенциалов отсутствует, работа не совершается, и наступает тепловая смерть системы. И общество живёт по тем же законам. В нём разность потенциалов обеспечивается дефицитом ресурсов, конкурентная борьба за которые и является движущей силой общества.
Общество в Советском Союзе было устроено, если говорить упрощённо, по принципу «отнять и поделить», сформулированному Шариковым в «Собачьем Сердце». Целью распределительной машины СССР было примерно равное распределение благ между всеми членами общества, то есть почти нулевая разница в богатстве, а потому почти нулевая энергетика общества. В таком обществе бессмысленно что-то созидать и производить сверх меры (если, конечно, не прикажет под страхом расстрела партия) – всё равно отнимут. К слову, именно поэтому так медленно развивалась цивилизация при феодализме – крестьянам невыгодно было наращивать производство, потому что излишки отнимались помещиком, а у самих феодалов не было стимула как-то совершенствовать производительность и работать вообще – их кормили крепостные

перестройка распад советский союз

В начале 70-х был нанесен удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике. Само слово «рынок» стало критерием идеологической неблагонадежности. Со второй половины 70-х гг. начала меняться организация промышленного производства. Появились производственные научно-производственные объединения (НПО). Практическим результатом подобных мер стал лишь гигантизм. Желаемого же слияния науки и производства не произошло. Зато в эти годы быстро и успешно шло слияние, переплетение официальной экономики с теневой - разного рода полу законной и незаконной производственной и торговой деятельностью, в которую были втянуты целые предприятия. Доходы теневой экономики исчислялись многими миллиардами. К началу 80-х гг. стала очевидна неэффективность попыток ограниченного реформирования советской системы. Страна вступила в период глубокого кризиса.

Вследствие этих и многих других причин к середине 80-х гг. возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системе общественных отношений в России была безнадежно упущена. Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределялись права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов, параллельно этому сокращался поток нефтедолларов и рос внешний и внутренний долг государства.

В начале 80-х гг. все без исключения слои советского общества страдали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.

Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределением общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать подлинными хозяевами своей земли и своего труда.

Однако в конечном счете, совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Этими силами была советская номенклатура, тяготившаяся коммунистическими условностями и зависимостью личного благополучия от служебного положения.

Таким образом, к началу 80-х гг. советская тоталитарная система фактически лишается поддержки в обществе и перестает быть легитимной. Ее крах становится вопросом времени.

Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали решения внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной основе.

1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в политической структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов СССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательная кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения нескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатских мест было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским гражданам действительно выбирать одного из нескольких.

Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что позволило коммунистам, как наиболее массовой «общественной организации» на Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах - лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: доля коммунистов среди народных депутатов оказалась 87% против 71.5% предыдущего созыва, на основе чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтвержден авторитет партии.

В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным и национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна - повсеместно зафиксировано снижение производительности труда.

Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.) стал весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в истории этой страны.

Конечно, сейчас можно с иронией смотреть на те баталии, что происходили на Съезде, но тогда это выглядело победой демократии. Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый ВС СССР. Было принято несколько общих постановлений, например Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.

Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.) носили более деловой характер по сравнению с первым Съездом. Второй Съезд принял 36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов и 26 постановлений. Одним из центральных вопросов повестки дня второго Съезда народных депутатов было обсуждение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады комиссия, посвященных как внешнеполитическим проблемам (оценка договора о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г., политическая оценка ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.) так и внутриполитическим (о следственной группе Гдляна, о событиях в Тбилиси 9 апреля 1989 г, о привилегиях)...

Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие возлагали на него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь «игрой в демократию», каковой он, собственно, и являлся. Ко Второму Съезду интерес людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным махом сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась делом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного.

Введение президентства.

Летом-осенью 1989 года реформаторы в КПСС, не захотевшие избавиться от цепких объятий консерваторов, дали демократам возможность набрать политическую силу и влияние, позволили им представить правоцентристское единство в КПСС как стратегическую линию, а не как временный тактический маневр. Ситуация в стране требовала решительного развития курса на смешанную экономику, на создание правового государства и заключение нового союзного договора. Все это объективно работало на демократов.

К зиме 1989/90 года политическая ситуация существенно изменилась. Горбачев, не без оснований опасаясь, что весенние выборы в республиках приведут к победе радикальных сил («Демократическая Россия», РУХ и другие), которые сразу же - по примеру Прибалтики - постараются занять независимую позицию в отношении возглавляемого им Верховного Совета Союза, сделал шаг, против которого он и его единомышленники выступали еще несколько месяцев назад. Используя свой авторитет в возглавляемом им Верховным Совете СССР, он сумел - при сопротивлении Межрегиональной депутатской группы - провести решение об учреждении поста Президента СССР. Став Президентом, Горбачев получил широкие политические полномочия и тем самым сильно укрепил свою власть в стране.

Затем политическая борьба перешла на государственный уровень. Сложилось фактическое многовластие, при котором союзные и республиканские структуры не могли ни действовать без оглядки друг на друга, ни договориться между собой. «Война законов» между Союзом и республиками велась с переменным успехом и к зиме 1990/91 года достигла апогея в связи с трагическими событиями в Прибалтике, борьбой вокруг Союзного договора и союзного бюджета. Все это происходило на фоне быстрого развала экономики, межнациональной конфронтации между республиками и внутри их.

В результате наметился очередной сдвиг в умонастроениях общества. После того, как в крупных индустриальных центрах России и Украины к власти пришли демократы, прошло немало времени, но ситуация продолжала ухудшаться. Более того, демократия явственно вырождалась в анархию, усиливая тоску по «сильной руке». Подобные настроения овладели и Верховным Советом СССР: в декабре он, опасаясь непредсказуемого развития событий, делегировал Президенту дополнительные полномочия, а заодно - дополнительную ответственность. Горбачев же в январе этого года сформировал новый Кабинет министров, в котором ключевые посты заняли представители «просвещенной» бюрократии и военно-промышленного комплекса.

Говоря о СССР, нужно сделать существенную оговорку, насчет первого президента Советского Союза, которым стал Михаил Сергеевич Горбачев, поскольку это тоже сыграло свою роль в истории СССР, в частности в распаде. Избрание Горбачева на должность Генерального секретаря ЦК КПСС вовсе не было предопределено расстановкой политических сил. Был, по признанию самого Михаила Сергеевича, и другой кандидат. Но в результате скрытой, недоступной простому смертному аппаратной игры победу одержала именно его команда.

Естественно, Горбачеву нужно было укрепиться у власти. А для того, чтобы идеологически обосновать свою борьбу со «склеротическими геронтократами», старой партийной гвардией, он вынужден был провозгласить курс на обновление социализма с его ведущей и направляющей силой - КПСС. Поначалу, в апреле, когда народ скорбил по поводу алкогольной кампании, начались кадровые перестановки. Один за другим отправлялись на заслуженный отдых партийные вожди областей и республик. Чисткой аппарата руководил теперь уже подзабытый Егор Кузьмич Лигачев, и за два года справился со своей задачей - рассадил преданных людей на все ключевые посты.

На этом все партийные «перестройки» до Горбачева, как правило, заканчивались, но влияние Лигачева в партии возросло настолько, что генсек почувствовал дыхание конкурента в затылок. И не успела новая номенклатура припасть к кормушке, как Горбачев объявил о том, что перестройка продолжается.

Однако «свалить» Лигачева на партийной арене оказалось не так-то просто, и Горбачеву, в конце концов, пришлось создавать альтернативные структуры в виде Верховного Совета и Съезда народных депутатов, чтобы держать аппаратчиков в постоянном напряжении. В сидении на двух стульях сразу Горбачев нашел для себя несомненную пользу: партократов всегда можно было припугнуть демократами, а демократов - славой КПСС.

Борьба на политической арене страны шла главным образом вокруг двух пунктов. Первый - общий сценарий развития перестройки. Будет ли это постепенное врастание сложившихся структур управления в рыночное хозяйство и введение государственно-бюрократического капитализма «сверху»? Или же, напротив, ликвидация этих структур и стихийное формирование капитализма «снизу»?

Второй узловой момент: поскольку реформы требуют заведомо непопулярных мер, то ответственность за их принятие и все, связанные с ними издержки возлагаются, как правило, на политических противников. Чаще всего в роли «козла отпущения» выступал Центр. Это проявлялось, например, в ходе политического скандала, который разразился в Верховном Совете России, когда союзное правительство обнародовало решение о введении договорных цен на ряд товаров (в ноябре 1990 года). А между тем это решение было согласовано и с Б.Н. Ельциным, и с И.С. Силаевым. Известны и обратные случаи, когда

Центр сам находил «козла»: введенный по указу Президента пятипроцентный налог с продаж, изъявший из кармана населения только за январь-февраль 1991 года чуть менее миллиарда (931.5 млн.) рублей, «свалили» на Совет Министров РСФСР.

К концу 1990 года установилась патовая ситуация: ни коммунисты-реформаторы, ни либералы уже не могли, каждые в отдельности, добиться позитивных сдвигов в экономике, политике, социальной сфере. Главное - они не могли поодиночке противостоять угрозе всеобщей анархии. Первые - потому что в значительной степени утратили поддержку народа, вторые - потому что после своих первых побед успели подрастерять многих своих приверженцев.

Понимание необходимости политического компромисса наблюдалось как в одном, так и в другом лагере. Коммунисты-реформаторы (и даже коммунисты-консерваторы в лице ЦК КП РСФСР) в своих документах второй половины 1990 года призывали к гражданскому согласию, выражали готовность создать не просто блок сил «социалистической ориентации», но пойти на союз со всеми демократическими партиями и движениями. Их оппоненты, хлебнув лиха в решении практических вопросов, с которыми они столкнулись, придя к власти на местном, а кое-где и на республиканском уровне, похоже, также были внутренне готовы к сотрудничеству. Идея компромисса с частью аппарата и центром и создания сильной исполнительной власти - такой, например, лейтмотив декабрьской программной статьи Г.Х. Попова, озаглавленной не без претензии: «Что делать?». Идея гражданского согласия путем приостановки действия иди полного роспуска всех политических партий стала к концу 1990 года популярной и замелькала на разных флангах либерально-демократического движения. Об этом говорили и А.А. Собчак, и лидер либерально-демократической партии России В.В. Жириновский. Либералы, по всей видимости, поняли, что их время истекает, так и не начавшись.

Роза политических ветров перестройки изменилась в очередной раз. Разразился острейший кризис сложившейся политической системы. Провозгласив лозунг «Вся власть - Советам!», реформаторы даже не задумывались над тем, что Советы, которые перестали быть приводными ремнями КПСС, не в состоянии организовать нормальный процесс политического развития. Пресса КПСС остро критиковала «некомпетентных демократов», не умеющих наладить работу тех Советов, в которых им принадлежит большинство. «Некомпетентные демократы» кивали на «саботаж» со стороны прежней правящей касты - аппарата исполнительной власти, мафиозных структур. Однако суть дела глубже. Политический кризис конца 1990 года - результат не столько некомпетентности или саботажа, сколько отжившего типа государственности.

Каждая политическая сила стремилась искать собственный выход из этого кризиса. Болезненнее всего на него реагировали «государственные сословия» - те слои, само существование которых было поставлено сейчас на карту. Они все энергичнее подталкивали Президента и Верховный Совет СССР к установлении, авторитарного президентского режима при номинальной советской власти. Горбачев, хотя и не без колебаний, вынужден был идти на это. Он нуждался в поддержке, но получить ее было ниоткуда: КПСС утратила мобилизационные способности, а с либералами сотрудничество не сложилось - сказалось инерция конфронтации.

Впрочем, если бы оно и сложилось - авторитарной трансформации режима едва ли удалось избежать. Ибо либералы - во всяком случае, те из них, кто делает погоду на политическом небосклоне, рассматривали усиление исполнительной власти, авторитарные методы перехода к рыночному хозяйству как нечто долговременное, а не как временную тактическую меру, поэтому, строго говоря, не только демократами, но и либералами они являлись разве что в кавычках. Достаточно было прочесть проект Конституции России, чтобы увидеть: тоталитарный режим предполагается заменить не всеобщей демократией, но авторитарной властью. При этом, однако, в отличие от коммунистов-реформаторов, либералы нацеливались на изменение фундамента политической системы, на трансформацию советской власти в парламентскую республику.

1990 год ознаменовался односторонним решением некоторых союзных республик (в первую очередь прибалтийских) о самоопределении и создании независимых национальных государств.

Попытки союзного центра экономическими мерами воздействовать на эти решения, в конечном счете, не имели успеха. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избрания в них своих президентов, введения новых названий. Республики стремились избавиться от диктата центра, объявив о своей независимости.

Реальная опасность неуправляемого распада СССР, грозящая непредсказуемыми последствиями, заставляла центр и республики искать путь к компромиссам и соглашениям. Идея заключения нового союзного договора была выдвинута народными фронтами Прибалтики еще в 1988 г. Но до середины 1989 г. она не находила поддержки ни у политического руководства страны, ни у народных депутатов, еще не освободившихся от пережитков имперских настроений. В то время многим казалось, что договор - не главное. Окончательно центр «дозрел» до осознания важности Союзного договора лишь после того, как «парад суверенитетов» до неузнаваемости изменил Союз, когда центробежные тенденции набрали силу.

Нельзя не упомянуть о путче в 91 году, поскольку он ускорил процесс развала СССР, то есть, после путча СССР прекратил фактически свое существование.

Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового Союзного договора подтолкнуло консерваторов на решительные действия, так как соглашение лишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий. Согласно секретной договоренности М. Горбачева с Б. Ельциным и Президентом Казахстана Н. Назарбаевым, о которой стало известно председателю КГБ В. Крючкову, после подписания договора предполагалось заменить премьер-министра СССР В. Павлова Н. Назарбаевым. Такая же судьба ожидала министра обороны, самого Крючкова, и ряд других высокопоставленных лиц.

Однако, в ночь на 19 августа 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев был насильственно отстранен от власти. Группа высокопоставленных чиновников, в которую входили вице-президент Г. Янаев, председатель КГБ В. Крючков, министр обороны Д. Язов, премьер-министр В. Павлов образовали самозваный, неконституционный Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП).

Постановлениями ГКЧП в ряде регионов страны, главным образом в РСФСР, вводился режим чрезвычайного положения, запрещались митинги, манифестации, забастовки. Приостанавливалась деятельность демократических партий и организаций, газет, устанавливался контроль над средствами массовой информации.

Но, только три дня ГКЧП смог продержаться у власти, с первых дней натолкнувшись на активное сопротивление россиян.

Самому бы мне, конечно, вряд ли писать об этом. Банально это для меня и лениво просто так столько букв писать. Но тут одной моей знакомой задали в универе задание написать эссе на эту тему. Я как узнал, сразу вызвался помочь, потроллить совок лишний раз - для меня всегда праздник. Получилось вот что. Учитывая, что текст писался не от моего лица, я постарался по возможности отойти от своего стиля, не употреблять резких оценочных суждений и вообще сделать, чтобы это было хоть как-то похоже на эссе аполитичной девочки-первокурсницы. Вдохновлялся, как всегда, творчеством Александра Петровича.

Итак, Распад СССР: закономерность или злой умысел.

"Тема распада Советского Союза - одна из наиболее спорных и наиболее загадочных для обывателей. Если спросить человека, не обладающего более или менее глубокими знаниями в области экономики и политики, вряд ли он сможет внятно ответить на этот вопрос. Большинство людей, с которыми мне довелось разговаривать на эту тему, либо откровенно признаются, что не знают, либо предполагают различные фантастические сценарии, не подкреплённые никаким фактическим материалом, - передел власти на верхах, происки американцев и диссидентов и прочие «теории заговора».
Здесь мы сразу подходим ко второй версии распада Союза, означенной в теме, - злому умыслу. Разумеется, у Империи было множество внутренних и внешних врагов, но никакого фактического материала, позволяющего говорить о происках врагов, мне найти не удалось. Да и в различных статьях и книгах, где рассказывается о гибели СССР, тоже нет никаких серьёзных фактов - только домыслы различной степени фантастичности. Сложно себе также представить, как именно в реальности кто-то мог умышленно навредить и так стремительно разваливающейся стране. Возможно, некоторые действия тогдашних руководителей Советского Союза и подтолкнули страну к распаду, но они не были его причиной, а лишь ускорили неизбежный процесс. К тому же, анализ реформ позднего СССР говорит о том, что люди, принимавшие решения, заблуждались абсолютно искренне, и ошибки были обусловлены скорее недостатком экономических знаний у членов политбюро (большинство из которых были выходцами из деревни с соответствующим уровнем образования) и избытком у них веры в коммунизм, силу плановой экономики и греховность рыночных механизмов.
В то же время фактов, свидетельствующих о закономерности распада страны, более чем достаточно. Начнём с того, что Союз Советских Социалистических Республик нёс распад уже в самом своём названии. Он распался именно потому, что был СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ. Ведь что такое по сути социализм? Это искусственное уравнивание доходов всех элементов общества. Однако, ещё из курса физики мы знаем, что для того, чтобы совершалась работа, нужна разность потенциалов - энергия течёт от точек с более высоким потенциалам к точкам с более низким. Когда же разность потенциалов отсутствует, работа не совершается, и наступает тепловая смерть системы. И общество живёт по тем же законам. В нём разность потенциалов обеспечивается дефицитом ресурсов, конкурентная борьба за которые и является движущей силой общества.
Общество в Советском Союзе было устроено, если говорить упрощённо, по принципу «отнять и поделить», сформулированному Шариковым в «Собачьем Сердце». Целью распределительной машины СССР было примерно равное распределение благ между всеми членами общества, то есть почти нулевая разница в богатстве, а потому почти нулевая энергетика общества. В таком обществе бессмысленно что-то созидать и производить сверх меры (если, конечно, не прикажет под страхом расстрела партия) - всё равно отнимут. К слову, именно поэтому так медленно развивалась цивилизация при феодализме - крестьянам невыгодно было наращивать производство, потому что излишки отнимались помещиком, а у самих феодалов не было стимула как-то совершенствовать производительность и работать вообще - их кормили крепостные.
А потому для того, чтобы такая обречённая на тепловую смерть система хоть как-то функционировала, её необходимо подпитывать извне. Для СССР такой подпиткой были сначала крестьяне, хворост всех глобальных проектов прошлого века. Эксплуатация деревни вообще является одним из наиболее ярких источников роста для тоталитарных режимов. Примером тому, помимо Союза, является Китай и другие страны соцлагеря. Проявилась даже некоторая закономерность - как только демографические весы социалистической страны переваливали за точку равновесия, то есть, как только численность населения в городах сравнивалась с числом жителей в сельской местности, экономика начинала тормозить и разрушаться. Об этом говорит и статистика. Если посмотреть на графики социально-экономических и демографических процессов СССР (динамики ВВП, производительности труда, производства предметов потребления, продукции сельского хозяйства, номинальной зарплаты, розничного товарооборота в текущих ценах и т.п.), то почти все они имеют точку резкого перелома примерно в середине шестидесятых годов, когда количество городских жителей в стране сравнялось с количеством деревенских. Причина понятна: взлет и само существование индустрии в социалистических странах осуществлялось за счет рабского сельского хозяйства, из которого высасывали все до предела, как при феодализме.
После этого страна превратилась в полностью сырьевую. СССР жил исключительно за счёт продажи нефти. На эти деньги закупались продукты и техника. А затем, когда в начале 80х цена на нефть резко упала (более, чем в 3 раза за 6 лет), Советский Союз начал брать в массовом порядке кредиты у других стран, которые Россия, правоприемница СССР, не может отдать до сих пор. Именно кредиты из-за рубежа стали на закате империи тем топливом, которое заставляло худо-бедно работать энергетически нейтральную систему социализма. Но брать кредиты бесконечно было невозможно, а собственная промышленность и сельское хозяйство не могло обеспечить страну всем необходимым, еды с каждым годом требовалось закупать всё больше и больше, что в итоге привело к закономерному голоду и распаду, который был в той ситуации единственным способом спасти население от голодной смерти. Помощник президента Горбачева Анатолий Черняев оставил о том времени (1991 год) следующую запись: «Гибнет урожай, рвутся связи, прекращаются поставки, ничего нет в магазинах, останавливаются заводы, бастуют транспортники. Что будет с Союзом? Думаю, что к новому году мы страны иметь не будем… Дефицит хлеба. Тысячные очереди у тех булочных, где он есть… Мы на пороге кровавой катастрофы…» Сейчас многие любят порассуждать о том, можно ли было спасти Советский Союз. Но спасать к тому времени было уже нечего. И все тяготы девяностых годов были вызваны отнюдь не реформами начала десятилетия, а тем наследием позднего Союза, которое аукалось стране ещё долго. Так что, как видим, распад СССР - это чёткая закономерность. Никакого злого умысла, чтобы принципиально нерабочая система умерла, не нужно.
Закономерность таких выводов подтверждают и последовавшие после развала страны события. Так, например, в России после прихода к власти демократов и запуска рыночного механизма удалось в рекордно короткие сроки ликвидировать голод и дефицит. К концу 1991 года, моменту смерти СССР, в стране был тотальный дефицит всего, по талонам выдавались практически все немногочисленные товары. А уже через год после этого само слово «дефицит» практически исчезло из лексикона российских граждан.
Итак, подведу итог. Советский Союз, как и любое социалистическое общество, был изначально обречён на распад, а все действия советского руководства были обусловлены не мифическим злым умыслом, а незнанием основ экономики и искренней наивной верой в силу социализма и Госплана. И у меня не может не вызывать опасения, что печальный пример СССР не всем пошёл впрок, и многие люди во всём мире до сих пор пытаются построить общества, аналогичные советскому, основываясь на тех же ложных социально-экономических предпосылках
".

- 40.00 Кб

Распад СССР – закономерный или спровоцированный процесс?

Введение

Вопрос о закономерности распада СССР до сих пор носит дискуссионный характер. При этом как сторонники, так и противники неслучайности данного события признают в качестве его причин действие и экономических, и политических факторов.

Были ли действия, предпринятые членами Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) в августе 1991 года государственным переворотом с целью пресечения демократического обновления общества и возврата к тоталитарной системе или это была отчаянная попытка спасти закрепленный Конституцией СССР общественный строй? На этот вопрос нет единого мнения. Насколько соглашение, подписанное 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще, было неожиданным или ожидаемым событием, необходимым или случайным, наверное, смогут ответить только будущие историки.

В любом случае, на мой взгляд, следует признать, что в основе распада СССР лежат как объективные, так и субъективные процессы. Попробуем их кратко охарактеризовать.

Анализ причин распада СССР

Обратимся к истории.

В основе большевистской национальной политики, разработанной В.И. Лениным, лежала идея предоставления народам России права национального самоопределения, возможности самим решать свою дальнейшую судьбу.

Вместо Сталинского плана «автономизации» Ленин предложил идею объединения всех республик на равных правах в единое государство. Главным принципом этого объединения являлось равенство входивших в него государств и свобода выхода из Союза.

Образование СССР явилось попыткой возрождения единого государства на территории бывшей Российской империи. Объективно это привело к укреплению оборонной мощи, формированию единого народно-хозяйственного комплекса, выравниванию социально-экономического уровня бывших национальных окраин страны.

К началу 80-х годов советская экономическая система всё больше давала сбои. В этом и субъективные причины: распыление средств, незавершенное строительство, многочисленные приписки, казнокрадство. Но главным объективным пороком экономической модели было отсутствие у производителя материальных стимулов к труду.

Реформа, начатая с лета 1987 г., исходила из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее, результатом реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шел этот процесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал.

Со временем в руководстве страны решили, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. Горбачев согласился на поэтапный переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию экономики, начать разгосударствление собственности. Но реализация большинства этих мер была отложена до 1991-1995 гг. Ни одно из экономических нововведений так и не работало.

Стремительное падение уровня жизни (и это было вполне закономерно) населения с лета 1989 г. привело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей.

Поскольку Союзное правительство затягивало решение экономических проблем, республики СССР начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований (что так же можно считать вполне закономерным). Был сделан шаг к обострению национального сепаратизма и ослаблению роли Центра.

Население страны стало терять веру в способность власти добиться перемен к лучшему. К лету 1991 г. экономические реформы Горбачева потерпели окончательный крах. Это означало полный демонтаж системы управления экономикой, работавшей десятки лет. Однако и экономической системы, основанной на материальном стимулировании производителя, создать так и не удалось. В результате прежние структуры управления оказались разрушены, а новые созданы не были. В народном хозяйстве произошел заметный спад производства. Коллапс советской экономики в этих условиях был неизбежен (объективно).

Летом 1988 г. прошла ХIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, объявившая о начале политической реформы. Одним из главных положений реформы была идея построения правового государства, в котором было бы реально обеспечено равенство граждан перед законом. Введение этого положения потребовало отмены шестой статьи Конституции СССР об особой роли Коммунистической партии. Кризис коммунистической идеологии был на лицо. В такой обстановке люди ищут выход на иных идейных и политических основах.

Правящие элиты республик взяли курс на ликвидацию любых форм подчинения центру, обретение всей полноты власти. Начали возникать народные фронты в республиках Прибалтики, ставшие первыми массовыми независимыми организациями.

Таким образом, попытки демократизации советской политической системы с отменой шестой статьи Конституции СССР объективно вели к кризису и началу распада союзных структур власти. Новых образцов государственности вместо них так и не было предложено.

Демократизация общественной жизни не могла не коснуться сферы межнациональных отношений. Годами копившиеся проблемы проявились в резких формах сразу, как только повеяло свободой.

Зоной самых острых межнациональных конфликтов стало Закавказье. В 1987 г. в Нагорном Карабахе (Азербайджан) начались массовые волнения армян, составлявших большинство населения этой автономной области.

В мае 1988 г. были созданы народные фронты в Латвии, Литве, Эстонии. Если вначале они выступали в поддержку «перестройки», то вскоре объявили конечной целью выход из состава СССР. Верховные Советы прибалтийских республик приняли решение о провозглашении национальных языков государственными.

В Якутии, Татарии, Башкирии набирали силу движения, требовавшие предоставления этим автономным республикам прав союзных.

Лидеры национальных движений, стремясь обеспечить себе массовую поддержку, делали особый упор на то, что их республики и народы, «кормят Россию» и союзный Центр. По мере углубления экономического кризиса это вселяло в сознание людей мысль о том, что их процветание может быть обеспечено лишь в результате выхода из СССР. Для партийных же «верхушек» республик создавалась возможность для карьеры и роста благосостояния.

Начался «парад суверенитетов» в Грузии, Литве, Эстонии, Латвии, РСФСР, Узбекистане, Молдавии, Украине, Белоруссии.

Реальная опасность неуправляемого распада СССР заставила искать пути реформирования Союза. В результате М. Горбачев объявил о разработке нового Союзного договора. Главная идея этого документа – идея широких прав союзных республик, прежде всего в экономической сфере. Центр из управляющего органа превращался в координирующий. Подписание нового Союзного договора (намеченное на 20 августа 1991 г.) означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.

Затем последовали стычки армии с населением в Вильнюсе, в результате которых погибли 14 человек. Эти события еще раз скомпрометировали союзный Центр.

Часть высших руководителей СССР восприняла подготовку подписания нового союзного договора как угрозу существованию единого государства и попыталась его предотвратить. В ночь на 19 августа 1991 г. в Москве был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Свои действия члены ГКЧП объясняли желанием предотвратить сползание общества к общенациональной катастрофе, сохранить в соответствии с результатами всенародного референдума единое государство. Постановлениями ГКЧП в ряде регионов страны, главным образом в России, вводился режим чрезвычайного положения, запрещались митинги, манифестации, приостанавливалась деятельность демократических партий и организаций, устанавливался контроль за средствами массовой информации. Однако члены ГКЧП не получили необходимой поддержки населения страны, а в Москве встретили активное противодействие демократических сил. В итоге попытка членов ГКЧП спасти СССР привела к прямо противоположному результату – распад единой страны ускорился.

8 декабря 1991 г. было объявлено о денонсации Союзного договора 1922 г. и прекращении существования СССР. Соглашение о создании Содружества Независимых государств (СНГ) было подписано 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще руководителями трех республик – Белоруссии (С. Шушкевичем), Российской Федерации (Б. Ельциным) и Украины (Л. Кравчуком). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединились еще 8 республик.

Заключение

Анализ экономической и политической ситуации, сложившейся в стране к концу 80-х годов прошлого века, позволяет сделать вывод об определенной закономерности событий, приведших к распаду СССР.

На мой взгляд, объективные причины распада империи следует искать как в экономике, так и политическом строе страны. Перестройка так и не коснулась национальных проблем, национально-государственного устройства Советского Союза. Руководство СССР, союзные органы навязывали свои установки в области использования природных ресурсов, экономического, социального и демографического развития республик без должного учета их собственных интересов.

Августовские события лишь ускорили распад Советского Союза.

И в заключение. Еще ни одна империя не существовала вечно. СССР не является исключением.

Краткое описание

Прологом распада СССР стало освобождение прежних союзных республик от всевластия союзного центра, контролировавшего все стороны их жизни. Десятилетиями в нашей стране провозглашалось формальное равенство всех союзных республик, которые считались суверенными, однако на практике все выглядело совсем иначе. Вопрос о существовании СССР как единого государства вплотную перед обществом встал к началу 90-х годов прошлого века.