Значение литке федор петрович в краткой биографической энциклопедии. Родился мореплаватель, географ, исследователь Арктики Фёдор Петрович Литке Открыл литке

20 сентября 1934 г. ледорез «Ф. Литке» вернулся в Мурманск, за одну навигацию пройдя Северным морским путем. Знаменитый пароход немало потрудился, исследуя Арктику, как и его тезка, адмирал и ученый Федор Петрович Литке.

Ледорез «Ф. Литке» в Архангельске, 1936 г.


В 1955 г. советские полярники установили мировой рекорд. Впервые в мореплавания надводное судно достигло координат 83°21" северной широты, не дойдя до северного Полюса 440 миль. Он оставался непобитым многие годы – впоследствии подобный поход оказался по силам только ледоколам, оснащенным ядерной энергетической установкой. Чести поставить этот рекорд удостоился ледорез «Литке» – корабль, прослуживший в строю российского, а потом и советского флота уже более 40 лет. Ледорез «Литке» хоть и находится несколько в тени своего старшего и более могучего собрата по полярному мореплаванию – макаровского «Ермака», однако потрудился для нужд обширного арктического хозяйства немало, пережив три войны, множество сложнейших полярных экспедиций и проводок караванов.

Этот без преувеличения заслуженный корабль был назван в честь человека, посвятившего практически всю свою жизнь изучению морей и океанов, и Арктики в том числе. Федор Петрович фон Литке – адмирал, ученый и исследователь – много сделал для того, чтобы белых пятен, обрамляющих Российскую империю на Севере, стало значительно меньше. Именем этого выдающегося мореплавателя, основателя Русского Географического Общества и был назван в 1921 году ледорез канадской постройки, бывший до этого несколько месяцев «III Интернационалом», а еще ранее – «Канадой».

Эстляндские корни

Предки Федора Петровича Литке, эстляндские немцы, приехали в Россию в первой половине XVIII столетия. Дед будущего адмирала Иоганн Филипп Литке, будучи лютеранским пастором и ученым богословом, прибыл в Санкт-Петербург приблизительно в 1735 году. Он поступил на должность конректора в академической гимназии, где, согласно контракту, должен был отработать 6 лет. Иоганн Литке, наряду с весьма незаурядными умственными способностями, обладал довольно неуживчивым характером, что вызывало конфликты с коллегами. Вскоре ему пришлось оставить место службы и уехать в Швецию.

Однако Россия все-таки оставалась для него удобным местом для проживания и деятельности, и ученый-богослов в 1744 г. возвращается обратно, уже в Москву. Авторитет его как духовного лица, ученого остается высоким, поэтому Иоганн Литке избирается пастором в новой немецкой общине Москвы. Интересно, что Иоганн Литке содержал академическую школу, где проходил обучение немецкому языку не кто иной, как юный Григорий Александрович Потемкин. Иоганн Филипп прожил в России достаточно долгую жизнь и умер в 1771 г. от чумы в Калуге. У Ивана Филипповича Литке, как его называли на русский манер, была большая семья: четверо сыновей и дочь. Отцом прославленного мореплавателя и основателя географического общества был второй сын Петр Иванович, который родился в 1750 году.

Подобно многим детям иностранцев, он уже полностью обрусел. Петр Литке получил достойное образование и в молодые годы предпочитал военный мундир мантии ученого. Он принял участие в русско-турецкой войне 1768–1774 гг., где отличился в сражениях у Ларге и Кагуле. Петру Ивановичу Литке довелось служить адъютантом у князя Николая Васильевича Репнина, фигуры внушительного влияния в царствование императрицы Екатерины II. Впоследствии ему довелось служить управляющим в многочисленных княжеских имениях, потом он перешел в Таможенное ведомство, занимая там довольно значительные должности. Петр Литке скончался в 1808 году, будучи членом Коммерц-коллегии.

Подобно своему отцу, Петр Иванович Литке также имел многочисленное потомство, состоявшее из пяти детей. Младшим из них и был родившийся в 1797 г. сын Федор Петрович. Анна Ивановна фон Литке, урожденная Энгель, супруга Петра Ивановича, скончалась спустя два часа после родов. Будучи еще совсем не старым вдовцом и имея на руках пятерых детей, барон ожидаемо принял решение жениться во второй раз. Отношение к потомству от первого брака у молодой жены, добавившей еще троих детей, было весьма суровым, поэтому, когда Федору исполнилось семь лет, его отправили на учебу в частный пансион некоего Майера. Качество обучения и воспитания в этом заведении оставляло желать лучшего, и неизвестно, как сложилась бы судьба и интересы Федора Литке, если бы из пансиона его не забрали. Отец его умер, а мачеха после смерти мужа отказалась платить за обучение пасынка.

Мальчику едва исполнилось десять лет, когда его взял к себе домой брат матери Федор Иванович Энгель. Дядюшка был высокопоставленным чиновником, членом Государственного совета и директором Департамента польских дел. Он был обладателем внушительного состояния и вел активную светскую жизнь, в которой времени на взятого в дом племянника никогда не хватало. Достоянием Федора Ивановича Энгеля, помимо всего прочего, была и порядочная по тем временам библиотека. Книги там были собраны в большом количестве, но довольно бессистемно. Федор Литке, будучи в юные годы личностью любознательной, не отказывал себе в удовольствии читать все, что попадалось под руку. И не всегда, как потом отмечал сам адмирал, прочитанное было полезного содержания.

Так, фактически предоставленный самому себе, мальчик прожил в дядюшкином доме два года. В 1810 г. его старшая сестра Наталья Петровна фон Литке вышла замуж за капитана 2 ранга Ивана Саввича Сульменева и взяла к себе в дом младшего брата. Только тут Федор, наконец, почувствовал себя в кругу семьи. В доме сестры он мог часто видеть морских офицеров, слушать разговоры на морскую тематику, постепенно все более его увлекающую.

Возможно, тесное общение с мужем сестры во многом и определило дальнейший жизненный путь будущего адмирала. В 1812 году, когда началась Отечественная война, отряд канонерских лодок под командованием Сульменева находился на рейде Свеаборга. К нему приехала супруга, взявшая с собой и младшего брата. Давно заметив, что юноша «заболел» морем, Сульменев решил развить эту полезную тягу у своего юного шурина. Вначале он нанял для него учителей по различным наукам, а потом взял к себе в отряд гардемарином. Федор Литке стал моряком и оставался верен своему выбору всю оставшуюся жизнь.

Моряк

Уже в следующем 1813 году новоиспеченный гардемарин отличился при осаде Данцига во время заграничного похода русской армии, проходя службу на галете (парусно-гребном судне небольшого водоизмещения) «Аглая». За проявленное мужество и самообладание Литке был награжден орденом Святой Анны 4 степени и произведен в мичманы.


Федор Петрович Литке, 1829 г.

Закончилась эпоха наполеоновских войн, а морская служба Литке продолжалась. Молодому человеку уже мала была Балтика – его тянуло на широкие океанские просторы. И скоро он получил возможность встретиться с ними не только на страницах книг и атласов. Иван Саввич Сульменев, узнав, что знаменитый в тогдашних флотских кругах капитан 2 ранга Василий Головнин готовится отбыть в кругосветную экспедицию на шлюпе «Камчатка», порекомендовал ему Федора.

Головнин был известен своим плаванием на шлюпе «Диана», проходившем в весьма сложных международных условиях. Недавние союзники, Россия и Англия после заключения Александром I Тильзитского мира с наполеоновской Францией фактически пребывали в состоянии войны. «Диана», прибыв в Южную Африку, оказалась интернированной британской эскадрой, базировавшейся в здешних водах. Головнину удалось обмануть своих стражей, и шлюп благополучно ускользнул. Впоследствии обстоятельства сложились так, что Василию Головнину довелось провести почти два года в японском плену. Все свои многочисленные приключения этот незаурядный офицер описал в «Записках», которые пользовались огромной популярностью. Находиться под командованием такого прославленного офицера было большой честью, и свой шанс попасть в экспедицию Федор Литке не упустил.

Кругосветные экспедиции еще не стали обыденным явлением в русском флоте, и каждая из них являлась событием выдающимся. 26 августа 1817 г. шлюп «Камчатка» отправился в свое двухлетнее плавание. Он пересек Атлантику, обогнул мыс Горн и, преодолев водные просторы Тихого океана, прибыл на Камчатку. Дав кратковременный отдых экипажу, Головнин продолжил выполнение поставленной задачи. «Камчатка» побывала в Русской Америке, посетила Гавайские, Молуккские и Марианские острова. Затем, пройдя Индийский океан, достигла мыса Доброй Надежды. Дальше была уже знакомая Атлантика. 5 сентября 1819 г., спустя два года с небольшим, шлюп «Камчатка» благополучно вернулся в Кронштадт.

Столь продолжительная экспедиция оказала колоссальное воздействие на формирование Федора Литке как моряка. На «Камчатке» он занимал ответственную должность начальника гидрографической экспедиции. Молодому человеку приходилось заниматься различными измерениями и исследованиями. В ходе продолжительного плавания Литке интенсивно восполнял пробелы в собственном образовании: изучал английский язык и другие науки. В Кронштадт из экспедиции он вернулся уже лейтенантом флота.

Любопытной деталью было то обстоятельно, что во время своей кругосветки он познакомился и подружился на всю жизнь с Фердинандом Врангелем, не менее выдающимся русским мореплавателем. Врангель, совершив еще одно кругосветное путешествие, дослужится до адмирала, станет правителем Русской Америки в 1830–1835 гг., много времени посвятит исследованию побережья Сибири.

Василий Головнин был доволен своим подчиненным и дал ему блестящую рекомендацию, в которой охарактеризовал Федора Литке как прекрасного моряка, исполнительного и дисциплинированного офицера и надежного товарища. Благодаря мнению авторитетного моряка и незаурядным личным качествам, лейтенант Федор Литке в 1821 году получил ответственное задание: возглавить экспедицию на малоизученную в то время Новую Землю. Ему тогда было 24 года.

Исследователь Арктики

Новая Земля, несмотря на то, что была в давние времена известна русским поморам и новгородским купцам, все еще не подвергалась серьезному и систематическому исследованию. В 1553 г. эту землю наблюдали с бортов своих кораблей моряки трагически закончившейся английской экспедиции под командованием Хью Уиллоби. В 1596 г. известный голландский мореплаватель Виллем Баренц в попытке разыскать Северный проход к богатым странам востока, обогнул северную оконечность Новой Земли и перезимовал в тяжелейших условиях на ее восточном побережье.

У самой России долгие годы не доходили руки до исследования этого полярного архипелага. Лишь в царствование Екатерины II, в 1768–1769 гг., экспедиция штурмана Федора Розмыслова составила первое описание Новой Земли, получив много достоверной информации, дополненной сведениями от местного населения. Однако к началу XIX века этот регион все еще оставался малоизученным. Точная карта берегов Новой Земли отсутствовала. Чтобы исправить такое упущение, в 1819 году туда была направлена экспедиция под командованием лейтенанта Андрея Петровича Лазарева, родного брата М. П. Лазарева, первооткрывателя Антарктиды, адмирала и Главного Командира Черноморского флота. Задачи, поставленные лейтенанту Лазареву, были весьма обширными, при этом для их выполнения ставились весьма ограниченные временные рамки. Требовалось произвести съемку Новой Земли и острова Вайгач всего за одно лето. Миссия Лазарева закончилась неудачей: большая часть экипажа его корабля по возвращении в Архангельск оказались больны цингой, а трое скончались во время плавания.

Теперь же эту нелегкую задачу поручили выполнить Федору Литке. Учитывая опыт предыдущего, неудачного, предприятия, цели, поставленные лейтенанту Литке, были более скромными. Требовалось осуществить съемку по возможности большей протяженности береговой линии Новой Земли и произвести гидрографические исследования. При этом строго предписывалось не оставаться на зимовку.

Для экспедиционных целей был специально построен 16-пушечный бриг с характерным названием «Новая Земля» водоизмещением около 200 тонн, длиной 24,4 метра, шириной 7,6 метра и осадкой 2,7 метра. Бриг имел усиленный набор корпуса, подводная часть была обшита медными листами. На тот случай, если «Новой Земле» все же придется остаться на незапланированную зимовку, на нее был погружен строительный лес и кирпичи для оборудования жилища. Объем трюмов позволял взять провиант из расчета запасов на 16 месяцев. Под командованием Литке находился экипаж из 42 человек.

Экспедиция началась 27 июля 1821 года. Лейтенант взялся за дело основательно и без спешки. Требовалось разобраться в совершенно не знакомой обстановке, ведь Литке не имел опыта плавания во льдах. К тому же нужно было испытать мореходные качества вверенного ему корабля. Бриг «Новая Земля» был построен на совесть – в этом его экипаж имел возможность неоднократно убедиться впоследствии. В Горле Белого моря «Новая Земля» села на не обозначенную на имеющихся картах мель – с большими усилиями экипажу удалось с нее сняться. В целом итог первого плавания был удовлетворительным. Были уточнены координаты Канина Носа, долгота которого отличалась от указанной на картах на один градус, проведены и другие исследования и измерения. Опыт, полученный в 1821 году, был учтен в составлении планов на экспедицию следующего 1822 года.

До начала августа 1822 г. экспедиционный бриг исследовал и описывал некоторые районы Мурманского берега, а затем двинулся к Новой Земле, основному объекту исследований. Был проделан значительный объем работ: произведена опись берега Новой Земли к югу от Маточкиного Шара вплоть до Южного Гусиного Носа и от горы Первоусмотренной до мыса Нассау, ошибочно принятого Литке за мыс Желания. Дальнейшему продвижению на север препятствовали льды, и 12 сентября «Новая Земля» отправилась в Архангельск. Результаты деятельности экспедиции были высоко оценены в Адмиралтействе. По итогам двух лет работы Федор Петрович Литке был представлен к званию капитан-лейтенанта, его офицеры награждены орденами, а нижние чины удостоены денежных премий.

Экспедиция 1823 г. стала испытанием на прочность как самого корабля, так его экипажа. Закончив работы по описанию Мурманских берегов, 30 июля бриг отправился к Новой Земле. В конце лета при сильном северо-западном ветре «Новую Землю» выбросило на камни. Был поврежден руль, вокруг корабля, по словам Литке, плавали обломки киля. Он приготовился уже отдать приказ срубить мачты, однако мощная волна стянула бриг на чистую воду. Поврежденный корабль вынужден был вернуться в Архангельск. Несмотря на сложные условия, в которых оказалась экспедиция, исследовательские работы продолжались даже по пути домой: было описано северное побережье острова Колгуев. В Белом море наспех отремонтированную «Новую Землю» подстерег шторм, вновь повредив руль. Только выучка и самообладание экипажа предотвратили гибель корабля.

На следующий 1824 год Литке планировал очередную, четвертую, экспедицию в район Новой Земли. Его корабль был отремонтирован и приведен в полный порядок. 30 июля этого года бриг отправился в свое очередное арктическое плавание. В начале августа он был уже у Новой Земли, однако дальше на север продвинуться не удалось. Ледовая обстановка в этом году оказалась неблагоприятной, и экипаж занялся ее изучением. Четыре экспедиции к Новой Земле получили крупные научные и исследовательские результаты, сам Федор Литке приобрел неоценимый опыт плаваний в полярных широтах. Обладая прекрасной памятью и отличным литературным языком, он соединил свои впечатления и наблюдения в книге «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное по повелению императора Александра I на военном бриге «Новая Земля» в 1821, 1822, 1823, 1824 гг. капитан-лейтенантом Федором Литке».

Вторая кругосветка

После своего возвращения с Севера, составления отчетов и рапортов Литке был назначен командиром строящегося на Охтинской верфи шлюпа «Сенявин». Вместе с другим шлюпом под названием «Моллер», которым командовал капитан-лейтенант Михаил Николаевич Станюкович (впоследствии адмирал и отец известного писателя-мариниста Константина Михайловича Станюковича), они должны были совершить плавание к Камчатке и обеспечить затем защиту русских интересов в северной части Тихого океана. Инструкция Адмиралтейства, впрочем, строго не предписывала взаимодействия между двумя кораблями.

В мае 1826 г. трехмачтовый 300-тонный шлюп был спущен на воду на Охтинской верви и перешел для дооснащения в Кронштадт. В плавание к далеким тихоокеанским рубежам готовился экипаж из 62 человек. Кроме того, на борту было 15 мастеровых, которых предполагалось отправить в Охотск и Петропавловск. Погрузив все необходимые запасы, 20 августа 1826 г. «Сенявин» отправился в свой долгий поход.


Евгений Валерианович Войшвилло. Шлюп «Сенявин»

Первой остановкой на пути был Копенгаген, где закупили теплую одежду и ром. Там же «Сенявин» дождался «Моллера», который покинул Россию несколько позже. Затем в конце сентября русские корабли прибыли в Портсмут. Литке посетил Лондон, где приобрел некоторые астрономические приборы, которые были опробованы им в Гринвичской обсерватории. Дальше был путь через Атлантический океан, и в конце декабря 1826 г. русские моряки увидели Рио-де-Жанейро. Следующий этап пути: мыс Горн был обойден в начале февраля уже следующего, 1827, года. Во время сильного шторма оба корабля потеряли друг друга, и, когда 18 марта «Сенявин» зашел в бухту Вальпараисо, он увидел «Моллера», уже отбывающего на Камчатку.

В апреле Литке вышел на своем шлюпе в направлении Аляски. 11 июня «Сенявин» прибыл в столицу русских владений в Америке – в Новоархангельск, где сдал на берег предназначающиеся для этого города грузы. Остаток лета и начало осени «Сенявин» находился в водах, прилегающих к Аляске, посещал Алеутские острова. В октябре шлюп зашел в Петропавловск-Камчатский за почтой.

После этого Литке повел свой корабль в тропические воды. Русских моряков ждали экзотические Марианские и Каролинские острова с их буйной палитрой красок. До весны 1828 г. «Сенявин» находился в южных широтах, производя различные исследования, высаживая ученых на многочисленные острова, собирая образцы флоры и фауны.


Карта кругосветного плавания шлюпа «Сенявин»

Летом Литке снова пришел к берегам Камчатки, производя исследования этого отдаленного края. «Сенявин», пройдя Берингов пролив, углубился на несколько миль в Северный Ледовитый океан, а потом повернул на юг. В сентябре 1828 г. шлюп вернулся, наконец, в Петропавловск, где к этому времени уже стоял «Моллер». Оба корабля начали готовиться к возвращению в Кронштадт. В октябре этого же года корабли покинули ставшее уже для них привычным побережье Камчатки и двинулись в обратный путь.

Путь этот проходил через Филиппины и Суматру. С одного из многочисленных островов «Сенявин» снял потерпевшего крушение английского матроса, но в качестве переводчика этот «робинзон» совершенно не годился, поскольку за два прожитых на острове года не удосужился освоить язык местных туземцев. В августе 1829 г. шлюп «Сенявин» благополучно вернулся в родной Кронштадт.

Собранный в трехгодичной экспедиции материал был просто огромен, и Федор Петрович Литке немедленно занялся его обобщением и систематизацией. По возвращении он был представлен к внеочередному воинскому званию и получил эполеты капитана 1 ранга. В 1835–1836 гг. вышел капитальный труд «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826–1829 гг.». Он был переведен на многие европейские языки, и его автор стал знаменит. Русская Академия наук удостоила эту книгу полной Демидовской премии, а самого Федора Петровича избрали членом-корреспондентом академии.

Наставник, адмирал и ученый

Известность в ученых и военно-морских кругах, авторитет и популярность преподнесли Федору Петровичу Литке необычный сюрприз. 1 февраля 1832 г. император Николай I назначает его флигель-адъютантом, а в конце года – воспитателем своего сына, Великого князя Константина Николаевича. Император желал, чтобы Константин непременно стал моряком. На этой должности Федор Петрович пробыл долгих 16 лет. С одной стороны, такая близость к двору была почетной обязанностью, с другой – в экспедиции Литке больше не ходил.


Сергей Константинович Зарянко. Портрет Ф. П. Литке

Великий князь трудами и стараниями своего наставника и воспитателя действительно полюбил море и впоследствии возглавил Морское ведомство. Константин Николаевич слыл либералом, провел довольно много реформ и преобразований, в том числе отменил телесные наказания. При нем военная служба на флоте была сокращена с 25 до 10 лет. Но это будет гораздо позже. Федор Петрович Литке, несмотря на вынужденную сухопутную жизнь, не оставил своей научной деятельности. По его инициативе в 1845 году было образовано Русское Географическое Общество, где он занял должность вице-председателя. Председателем являлся Великий князь Константин Николаевич. Первое заседание общества состоялось 7 октября 1845 года.

Военная карьера Литке шла успешно: в 1835 г. он стал контр-адмиралом, в 1842-м – получил звание генерал-адъютанта, а в следующем 1843 году – вице-адмирала. Константин Николаевич вырос и готовился возглавить Морское ведомство. Федора Петровича Литке в 1850 г. назначают главным командиром Ревельского порта и военным губернатором Ревеля. В 1852 г. мореплавателя наградили Орденом Святого Александра Невского.

Накануне Крымской войны вице-адмирал Литке оказался главным командиром уже Кронштадтского порта. В начале 1854 года на специальном совещании у Великого князя Константина Николаевича, где обсуждались планы по противодействию союзной эскадре, чье появление на Балтике ожидалось в ближайшие недели, Литке высказался за оборонительный характер стратегии применения Балтийского флота. Главные силы его оставались на якорях в прекрасно защищенных гаванях Кронштадта и Свеаборга. Впоследствии ни обстрелы, ни демонстрация самых серьезных намерений не помогли англо-французскому командованию достичь поставленных целей. Захват небольшой крепости Бомарсунд на Аландских островах был их главным и, пожалуй, единственным крупным успехом. Заслуги Литке в организации обороны Кронштадта были оценены – его возводят в полные адмиралы и назначают членом Государственного совета.

Научную деятельность Федор Петрович не оставляет. В 1864 г. его избирают на должность президента Академии наук. На этом посту Литке служил почти 20 лет, пока его в 1873 году не сменил другой выдающийся русский ученый – Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. В 1881 г., почти лишившийся слуха и зрения, Федор Петрович Литке отошел от дел в Академии наук. Скончался мореплаватель и ученый 8 августа 1882 г. и похоронен в Санкт-Петербурге.

Имя Литке было не единожды запечатлено на географических картах, в честь него в 1873 г. учреждена золотая медаль за выдающиеся исследования в области географии. В 1946 году указом Совета Министров СССР эта почетная награда была восстановлена. Имя Федора Литке нес на своем борту многие годы корабль, сделавший для России в Арктике не намного меньше, чем сам адмирал, в чью честь он был назван.

Ледорез «Литке»

В 1909 году знаменитая британская верфь «Виккерс» по заказу Канады построила судно для работы в заливе Святого Лаврентия. Многоцелевой корабль под названием «Эрл Грей» имел водоизмещение в 4,5 тыс. тонн и предназначался для перевозки пассажиров и грузов. При необходимости он мог осуществлять и охрану рыбных промыслов. Необычным элементом конструкции корабля была острая носовая оконечность, где толщина обшивки достигала 31 мм. По замыслу создателей, такой острый и крепкий нос должен был резать лед, позволяя судну вклиниваться в образовавшуюся трещину и далее раздвигать льды корпусом. Поэтому детище британской верфи называли не ледоколом, а необычным термином «ледорез». Для плаваний в тяжелых арктических условиях первоначально «Эрл Грей» не предназначался.


Ледорез «Эрл Грей», 1910 г.

С началом Первой мировой войны Россия высказала желание приобрести несколько кораблей, пригодных для ледового плавания. Одним из них и был «Эрл Грей», которого после покупки переименовали в более благозвучную «Канаду». Ледорез поступил в распоряжение Управления морского транспорта Беломор-Мурманского района. Уже поздней осенью 1914 г. «Канада» приступила к проводке русских и союзнических транспортов через Белое море в Архангельск.

9 января 1917 г. ледорез наткнулся на подводную скалу, не обозначенную на карте, и от полученной пробоины затонул на рейде Иоканги. Корабль вскоре подняли и в июне того же года поставили на ремонт. В октябре 1917 г. на «Канаде» было смонтировано вооружение, и она была включена в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

В начавшейся вскоре Гражданской войне ледорезу тоже довелось поучаствовать. Прибывшие для «союзнической» поддержки англичане по-хозяйски распоряжались на русском Севере. «Канада» была ими передана в распоряжение морских сил Белого движения. В марте 1920 г. во время эвакуации из России «просвещенные мореплаватели» и командование Белого движения увели часть русских кораблей за границу. Экипаж «Канады», сочувствовавший большевикам, саботировал это мероприятие. Более того, ледорез вступил в перестрелку с уходящим на Запад бывшим соратником – ледокольным пароходом «Козьмой Мининым». Считается, что это единственный артиллерийский бой ледоколов в полярных широтах.

В апреле 1920 г. «Канада» стала вспомогательным крейсером красной Беломорской флотилии. В мае пароход-ледорез переименовывают в «III Интернационал». В 1921 году его передают в ведомство Мортранса. 21 июля этого же года кораблю присваивается имя «Федор Литке» в честь адмирала, мореплавателя и главы Русской Академии наук. В годы восстановления разрушенного Гражданской войной хозяйства «Ф. Литке» довелось работать не только в Арктике, но и в Балтийском и Черном морях.

В 1929 году он находится в Арктике уже практически постоянно. За рискованный переход к острову Врангеля ледорез был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1934 г. совершил переход из Владивостока в Мурманск за одну навигацию. В 1936-м вместе с ледокольным пароходом «Анадырь» осуществил проводку на Тихий океан эсминцев «Сталин» и «Войков».

Мирный труд ледореза был снова прерван – началась Великая Отечественная война. 25 июля 1941 года уже не молодой корабль был вновь призван на военную службу. Ледорез получил тактическое обозначение СКР-18, на нем были установлены сначала два 45-мм орудия, которые были заменены на 130 мм. В дополнение к этому имелось несколько пулеметов. Корабль выполнял в первую очередь свою непосредственную задачу: проводку караванов из Карского в Белое море и обратно.

20 августа 1942 года СКР-18 был атакован германской подводной лодкой U-456, однако сумел избежать попаданий торпед. В конце войны, когда надобность в сторожевых кораблях снизилась, ледорез возвращают в оперативное подчинение Главного управления Северного морского пути. После окончания войны ветеран Арктики вернулся к научной деятельности – на его борту осуществлялись высокоширотные экспедиции. Лебединой песнью старого ледореза был поставленный в 1955 году рекорд арктического плавания, когда «Ф. Литке» достиг координат 83°21" северной широты. Этот рекорд долгое время оставался не перекрытым. Но годы брали свое, и под их натиском отступал даже металл – 14 ноября 1958 года ледорез «Федор Литке», считавшийся к тому времени уже безнадежно устаревшим, вывели из активной эксплуатации и через некоторое время сдали на слом.


Ледокол «Федор Литке», спущенный на воду в 1970 г.

Традицию продолжил новый ледокол «Федор Литке», который вступил в строй в 1970 году и проводил железнодорожные паромы через Амур. Выведен из состава флота в 2014 г. Пройдет время, и, может быть, новый ледокол с именем Федора Петровича Литке, русского мореплавателя, адмирала, ученого, вновь будет прорываться сквозь льды, как и его предшественники.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

20 сентября 1934 г. ледорез «Ф. Литке» вернулся в Мурманск, за одну навигацию пройдя Северным морским путем. Знаменитый пароход немало потрудился, исследуя Арктику, как и его тезка, адмирал...

20 сентября 1934 г. ледорез «Ф. Литке» вернулся в Мурманск, за одну навигацию пройдя Северным морским путем. Знаменитый пароход немало потрудился, исследуя Арктику, как и его тезка, адмирал и ученый Федор Петрович Литке.

Ледорез «Ф. Литке» в Архангельске, 1936 г.

В 1955 г. советские полярники установили мировой рекорд. Впервые в истории мореплавания надводное судно достигло координат 83°21′ северной широты, не дойдя до северного Полюса 440 миль. Он оставался непобитым многие годы – впоследствии подобный поход оказался по силам только ледоколам, оснащенным ядерной энергетической установкой. Чести поставить этот рекорд удостоился ледорез «Литке» – корабль, прослуживший в строю российского, а потом и советского флота уже более 40 лет. Ледорез «Литке» хоть и находится несколько в тени своего старшего и более могучего собрата по полярному мореплаванию – макаровского «Ермака», однако потрудился для нужд обширного арктического хозяйства немало, пережив три войны, множество сложнейших полярных экспедиций и проводок караванов.

Этот без преувеличения заслуженный корабль был назван в честь человека, посвятившего практически всю свою жизнь изучению морей и океанов, и Арктики в том числе. Федор Петрович фон Литке – адмирал, ученый и исследователь – много сделал для того, чтобы белых пятен, обрамляющих Российскую империю на Севере, стало значительно меньше. Именем этого выдающегося мореплавателя, основателя Русского Географического Общества и был назван в 1921 году ледорез канадской постройки, бывший до этого несколько месяцев «III Интернационалом», а еще ранее – «Канадой».

Эстляндские корни

Предки Федора Петровича Литке, эстляндские немцы, приехали в Россию в первой половине XVIII столетия. Дед будущего адмирала Иоганн Филипп Литке, будучи лютеранским пастором и ученым богословом, прибыл в Санкт-Петербург приблизительно в 1735 году. Он поступил на должность конректора в академической гимназии, где, согласно контракту, должен был отработать 6 лет. Иоганн Литке, наряду с весьма незаурядными умственными способностями, обладал довольно неуживчивым характером, что вызывало конфликты с коллегами. Вскоре ему пришлось оставить место службы и уехать в Швецию.

Однако Россия все-таки оставалась для него удобным местом для проживания и деятельности, и ученый-богослов в 1744 г. возвращается обратно, уже в Москву. Авторитет его как духовного лица, ученого остается высоким, поэтому Иоганн Литке избирается пастором в новой немецкой общине Москвы. Интересно, что Иоганн Литке содержал академическую школу, где проходил обучение немецкому языку не кто иной, как юный Григорий Александрович Потемкин. Иоганн Филипп прожил в России достаточно долгую жизнь и умер в 1771 г. от чумы в Калуге. У Ивана Филипповича Литке, как его называли на русский манер, была большая семья: четверо сыновей и дочь. Отцом прославленного мореплавателя и основателя географического общества был второй сын Петр Иванович, который родился в 1750 году.

Подобно многим детям иностранцев, он уже полностью обрусел. Петр Литке получил достойное образование и в молодые годы предпочитал военный мундир мантии ученого. Он принял участие в русско-турецкой войне 1768–1774 гг., где отличился в сражениях у Ларге и Кагуле. Петру Ивановичу Литке довелось служить адъютантом у князя Николая Васильевича Репнина, фигуры внушительного влияния в царствование императрицы Екатерины II. Впоследствии ему довелось служить управляющим в многочисленных княжеских имениях, потом он перешел в Таможенное ведомство, занимая там довольно значительные должности. Петр Литке скончался в 1808 году, будучи членом Коммерц-коллегии.

Подобно своему отцу, Петр Иванович Литке также имел многочисленное потомство, состоявшее из пяти детей. Младшим из них и был родившийся в 1797 г. сын Федор Петрович. Анна Ивановна фон Литке, урожденная Энгель, супруга Петра Ивановича, скончалась спустя два часа после родов. Будучи еще совсем не старым вдовцом и имея на руках пятерых детей, барон ожидаемо принял решение жениться во второй раз. Отношение к потомству от первого брака у молодой жены, добавившей еще троих детей, было весьма суровым, поэтому, когда Федору исполнилось семь лет, его отправили на учебу в частный пансион некоего Майера. Качество обучения и воспитания в этом заведении оставляло желать лучшего, и неизвестно, как сложилась бы судьба и интересы Федора Литке, если бы из пансиона его не забрали. Отец его умер, а мачеха после смерти мужа отказалась платить за обучение пасынка.

Мальчику едва исполнилось десять лет, когда его взял к себе домой брат матери Федор Иванович Энгель. Дядюшка был высокопоставленным чиновником, членом Государственного совета и директором Департамента польских дел. Он был обладателем внушительного состояния и вел активную светскую жизнь, в которой времени на взятого в дом племянника никогда не хватало. Достоянием Федора Ивановича Энгеля, помимо всего прочего, была и порядочная по тем временам библиотека. Книги там были собраны в большом количестве, но довольно бессистемно. Федор Литке, будучи в юные годы личностью любознательной, не отказывал себе в удовольствии читать все, что попадалось под руку. И не всегда, как потом отмечал сам адмирал, прочитанное было полезного содержания.

Так, фактически предоставленный самому себе, мальчик прожил в дядюшкином доме два года. В 1810 г. его старшая сестра Наталья Петровна фон Литке вышла замуж за капитана 2 ранга Ивана Саввича Сульменева и взяла к себе в дом младшего брата. Только тут Федор, наконец, почувствовал себя в кругу семьи. В доме сестры он мог часто видеть морских офицеров, слушать разговоры на морскую тематику, постепенно все более его увлекающую.

Возможно, тесное общение с мужем сестры во многом и определило дальнейший жизненный путь будущего адмирала. В 1812 году, когда началась Отечественная война, отряд канонерских лодок под командованием Сульменева находился на рейде Свеаборга. К нему приехала супруга, взявшая с собой и младшего брата. Давно заметив, что юноша «заболел» морем, Сульменев решил развить эту полезную тягу у своего юного шурина. Вначале он нанял для него учителей по различным наукам, а потом взял к себе в отряд гардемарином. Федор Литке стал моряком и оставался верен своему выбору всю оставшуюся жизнь.

Моряк

Уже в следующем 1813 году новоиспеченный гардемарин отличился при осаде Данцига во время заграничного похода русской армии, проходя службу на галете (парусно-гребном судне небольшого водоизмещения) «Аглая». За проявленное мужество и самообладание Литке был награжден орденом Святой Анны 4 степени и произведен в мичманы.

Федор Петрович Литке, 1829 г.

Закончилась эпоха наполеоновских войн, а морская служба Литке продолжалась. Молодому человеку уже мала была Балтика – его тянуло на широкие океанские просторы. И скоро он получил возможность встретиться с ними не только на страницах книг и атласов. Иван Саввич Сульменев, узнав, что знаменитый в тогдашних флотских кругах капитан 2 ранга Василий Головнин готовится отбыть в кругосветную экспедицию на шлюпе «Камчатка», порекомендовал ему Федора.

Головнин был известен своим плаванием на шлюпе «Диана», проходившем в весьма сложных международных условиях. Недавние союзники, Россия и Англия после заключения Александром I Тильзитского мира с наполеоновской Францией фактически пребывали в состоянии войны. «Диана», прибыв в Южную Африку, оказалась интернированной британской эскадрой, базировавшейся в здешних водах. Головнину удалось обмануть своих стражей, и шлюп благополучно ускользнул. Впоследствии обстоятельства сложились так, что Василию Головнину довелось провести почти два года в японском плену. Все свои многочисленные приключения этот незаурядный офицер описал в «Записках», которые пользовались огромной популярностью. Находиться под командованием такого прославленного офицера было большой честью, и свой шанс попасть в экспедицию Федор Литке не упустил.

Кругосветные экспедиции еще не стали обыденным явлением в русском флоте, и каждая из них являлась событием выдающимся. 26 августа 1817 г. шлюп «Камчатка» отправился в свое двухлетнее плавание. Он пересек Атлантику, обогнул мыс Горн и, преодолев водные просторы Тихого океана, прибыл на Камчатку. Дав кратковременный отдых экипажу, Головнин продолжил выполнение поставленной задачи. «Камчатка» побывала в Русской Америке, посетила Гавайские, Молуккские и Марианские острова. Затем, пройдя Индийский океан, достигла мыса Доброй Надежды. Дальше была уже знакомая Атлантика. 5 сентября 1819 г., спустя два года с небольшим, шлюп «Камчатка» благополучно вернулся в Кронштадт.

Столь продолжительная экспедиция оказала колоссальное воздействие на формирование Федора Литке как моряка. На «Камчатке» он занимал ответственную должность начальника гидрографической экспедиции. Молодому человеку приходилось заниматься различными измерениями и исследованиями. В ходе продолжительного плавания Литке интенсивно восполнял пробелы в собственном образовании: изучал английский язык и другие науки. В Кронштадт из экспедиции он вернулся уже лейтенантом флота.

Любопытной деталью было то обстоятельно, что во время своей кругосветки он познакомился и подружился на всю жизнь с Фердинандом Врангелем, не менее выдающимся русским мореплавателем. Врангель, совершив еще одно кругосветное путешествие, дослужится до адмирала, станет правителем Русской Америки в 1830–1835 гг., много времени посвятит исследованию побережья Сибири.

Василий Головнин был доволен своим подчиненным и дал ему блестящую рекомендацию, в которой охарактеризовал Федора Литке как прекрасного моряка, исполнительного и дисциплинированного офицера и надежного товарища. Благодаря мнению авторитетного моряка и незаурядным личным качествам, лейтенант Федор Литке в 1821 году получил ответственное задание: возглавить экспедицию на малоизученную в то время Новую Землю. Ему тогда было 24 года.

Исследователь Арктики

Новая Земля, несмотря на то, что была в давние времена известна русским поморам и новгородским купцам, все еще не подвергалась серьезному и систематическому исследованию. В 1553 г. эту землю наблюдали с бортов своих кораблей моряки трагически закончившейся английской экспедиции под командованием Хью Уиллоби. В 1596 г. известный голландский мореплаватель Виллем Баренц в попытке разыскать Северный проход к богатым странам востока, обогнул северную оконечность Новой Земли и перезимовал в тяжелейших условиях на ее восточном побережье.

У самой России долгие годы не доходили руки до исследования этого полярного архипелага. Лишь в царствование Екатерины II, в 1768–1769 гг., экспедиция штурмана Федора Розмыслова составила первое описание Новой Земли, получив много достоверной информации, дополненной сведениями от местного населения. Однако к началу XIX века этот регион все еще оставался малоизученным. Точная карта берегов Новой Земли отсутствовала. Чтобы исправить такое упущение, в 1819 году туда была направлена экспедиция под командованием лейтенанта Андрея Петровича Лазарева, родного брата М. П. Лазарева, первооткрывателя Антарктиды, адмирала и Главного Командира Черноморского флота. Задачи, поставленные лейтенанту Лазареву, были весьма обширными, при этом для их выполнения ставились весьма ограниченные временные рамки. Требовалось произвести съемку Новой Земли и острова Вайгач всего за одно лето. Миссия Лазарева закончилась неудачей: большая часть экипажа его корабля по возвращении в Архангельск оказались больны цингой, а трое скончались во время плавания.

В нынешнем году исполняется 205 лет со дня рождения этого выдающегося отечественного мореплавателя и географа. В историю исследований Мирового океана его имя внесено золотыми буквами.
Федор Петрович Литке родился 17 сентября 1797 года в Москве. Его дед, Иван Филиппович Литке (Johann-Philipp Lutke) в середине XVIII века переселился из Германии в Россию. Отец Ф.П.Литке, Петр Иванович, 18-ти лет поступил в Нарвский карабинерный полк, в составе которого с начала 1770-х годов участвовал в Турецком и Польском походах. В 1772 году он был произведен в корнеты Киевского кирасирского полка, в середине 1770-х состоял при миссии князя Репнина в Константинополе, в 1781-1782 годах управлял ветлужским имением князя, а после выхода в отставку купил воронежское имение Репниных и поселился там. 15 декабря 1784 года П.И.Литке женился на дочери московского доктора Энгеля Анне Ивановне.
Мать Ф.П. Литке умерла сразу после родов. К этому времени на руках Петра Ивановича уже было несколько детей. За маленьким Федором ухаживала бабушка Елизавета Касперовна Энгель. Когда через год после смерти жены П.И.Литке женился вторично, бабушка переехала с Федором в Санкт-Петербург. В 1804 году мальчика определили в пансион. Через четыре года умер отец. Сирот взяли на воспитание дядья; будущий мореплаватель и ученый попал в семью Федора Ивановича Энгеля.
»Дядя взял меня к себе, но как берут с улицы мальчика, чтобы не дать ему умереть с голоду. Он не обращал на меня никакого внимания, как разве для того, чтобы меня побранить или выдрать за уши. Я оставался без всякого надзора, без всякого руководства, не имел ни одного учителя — и все это с 11 до 15 лет! Потерю таких 4 лет я никогда уже после не мог вознаградить никакими трудами»1. 
Чтобы мальчик все же не сидел без дела, дядя наконец нашел ему работу в своей канцелярии: два года юный Федор переписывал деловые бумаги, доклады, справки, таблицы, журналы и прочее. Школу ему заменяла богатая дядина библиотека.
В 1809 году сестра Федора Наталия вышла замуж за офицера Средиземноморской эскадры Ивана Саввича Сульменева. 
»С самой первой минуты нашего знакомства он (Сульменев. — Н.В.) полюбил меня как сына, и я его как отца. Эти чувства, эти отношения не изменились в течение более 40 лет ни на одну минуту. Те же чувства перенес он в старости на жену и детей моих»2. 
Лето 1811 года Федор Литке провел на даче у сестры под Крондштадтом, где навсегда прикипел душой к морю. Первое настоящее морское путешествие он совершил в конце октября 1812 года с сестрой и ее сыном на фрегате «Поллукс».
»Это… мое плавание никогда не изгладится из моей памяти. Кажется, я и теперь еще слышу этот новый для меня шум воды под рулем при большом ходе фрегата, эту монотонную перекличку сидящего у компаса штурмана… Меня все интересовало; при всякой работе на верху (на палубе. — Н.В.) я всегда шнырял, чтобы все видеть»3.
Литке шел уже 16-й год, в Морской корпус поступать было поздно. Наняв частных учителей, он начал самостоятельно готовиться к экзаменам за весь курс и весной успешно выдержал их. 23 апреля 1813 года морской министр И.И. де-Траверзе подал императору ходатайство: «Дворянин Литке, имеющий 17-летний возраст (на самом деле 17-ти лет Ф.П.Литке тогда еще не исполнилось. — Н.В.) и обученный собственным иждивением наукам, принадлежащим до мореплавания, просит о принятии его в службу во флот; и как по учиненному ему… экзамену в науках оказался в 1-м классе, и сверх оных хорошо знает первую часть алгебры и рисовать… испрашиваю всеподданнейше на принятие его в службу мичманским чином Всемилостивейшего утверждения». Император ответил краткой резолюцией: «Гардемарином на одну кампанию»4.
9 мая флотилия канонерских лодок, на одной из которых под началом И.С.Сульменева находился Литке, вышла в море. Ревель, Моонзунд, Рига, Ирбенский пролив, мыс Колка, Либава, Мемель, Куриф-гаф, Пиллау… 21 августа 1813 года под Данцигом флотилия вступила в боевые действия, продолжавшиеся до начала сентября и носившие крайне ожесточенный характер. Федор Литке «за отличную храбрость, оказанную при осаде с морской стороны Данцига», был награжден орденом св. Анны IV степени и досрочно произведен в мичманы. 
Зимой Литке с Сульменевым перебрались в Санкт-Петербург. Федор много читал, знакомился с новыми людьми, продолжал совершенствовать свои мореходные навыки. Потом была служба в должности адъютанта командира Свеаборгского порта Л.П.Гейдена. 
Весной 1816 года пришло письмо от И.С.Сульменева: «Я тебя запродал; снаряжается на будущий год экспедиция в Камчатку под начальством В.М.Головнина, который по просьбе моей обещал взять тебя с собой»5. 
Федора Петровича назначили старшим мичманом на шлюпе «Камчатка»; в числе его подчиненных были Ф.П.Врангель, впоследствии также выдающийся мореплаватель и ученый, и Ф.Ф.Матюшкин, друг А.С.Пушкина. Старшим офицером на шлюпе оказался приятель Литке по Свеаборгу Матвей Муравьев. «Камчатке» предстояло совершить кругосветное плавание, поэтому снарядили ее соответственно: провизией запаслись на два с лишним года. 26 августа 1817 года шлюп поднял якорь. 
Две недели «Камчатка» шла по Балтийскому и Северному морям со стоянками в портах Копенгагена, Портсмута и Лондона. Отсюда путь лежал на Канары и далее на юг Атлантики.
22 октября пересекли экватор, а 5 ноября прибыли в Рио-де-Жанейро, где простояли почти месяц. 
21 ноября вновь снялись с якоря и взяли курс на Перу. У мыса Горн попали в полосу затяжных штормов. Тут и встретили новый 1818 год. 
Обогнув южную оконечность Америки, 17 января прибыли в порт Кальяо, откуда 17 февраля направились к Камчатке. 
Наконец, 3 мая бросили якорь в Петропавловской гавани Авачинской бухты. Здесь экипаж начал подготовку к походу в Северную Америку.
19 июня 1818 года «Камчатка» вновь покинула Россию. Экспедиции предписывалось уточнить очертания принадлежавших России Командорских и Алеутских островов, а также подробно их описать.
10 июля шлюп достиг Павловской гавани острова Кадьяк — колыбели русского освоения американского Севера. В своем путевом дневнике Литке подробно рассказывает о быте алеутов, о местной больнице, школе, благотворительном доме. 
»Природные жители Кадьяка состоят в совершенной зависимости от правителя Кадьякской компанейской конторы, которого владычество распространяется на живущих по Аляскинскому берегу и на алеутов Лисьей гряды»6. 
А 28 июля «Камчатка» уже отвечала на салюты береговой крепости и американского брига на рейде Ново-Архангельска, столицы Русской Америки. Тотчас же на борт поднялся руководитель конторы Российско-Американской компании К.Т.Хлебников. Здесь же Литке познакомился и с А.А.Барановым, основателем города, первым главным правителем Русской Америки, ожидавшим оказии на родину, куда он возвращался по нездоровью.
20 августа «Камчатка» вышла в море и 3 сентября прибыла в нашу калифорнийскую колонию Форт Росс. Корабль встречал правитель крепости И.А.Кусков, замечательный русский путешественник и администратор, сподвижник А.А.Баранова. В Монтерее Ф.П.Литке в числе других приглашенных присутствовал на приеме у испанского губернатора. 
24 сентября взяли курс на Сандвичевы острова, где был убит английский путешественник Джеймс Кук. Следующим пунктом был остров Гуам. На Гуаме запаслись свежей водой, пополнили запасы провизии. 
13 декабря подошли к Филиппинам. Позади был Тихий, впереди — Индийский океан. В Маниле встретили новый 1819 год. 20 марта остановились на острове Св. Елены, на котором в то время томился в изгнании поверженный Наполеон. Однако подойти к острову не дали охранявшие его военные корабли. 
На Азорских островах команда отдохнула, запаслась всем необходимым на оставшийся путь. В Портсмуте произошла встреча «Камчатки» сразу с четырьмя русскими шлюпами — «Востоком» и «Мирным», шедшими под командованием Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева в южные полярные широты, а также с «Открытием» и «Благонамеренным», отправлявшимися под началом М.Н.Васильева и Г.С.Шишмарева на Крайний Север.
5 сентября 1819 года «Камчатка» бросила якорь на Кронштадтском рейде. Из этого кругосветного плавания, во время которого Ф.П.Литке был произведен в лейтенанты и по результатам которого получил орден св. Анны III степени, Федор Петрович привез подробный дневник, содержащий гидрографические, географические и этнографические сведения, до сих пор сохраняющие свою научную ценность.
Продолжая мечтать о дальних морских походах, особенно в полярные страны, где предчувствовал много новых открытий, Литке подал рапорт о переводе на службу в архангельский отряд морских кораблей. В начале 1820 года его просьба была удовлетворена: Федор Петрович попал на бриг «Три Святителя» под командование капитана I ранга Руднева. Уже в конце июля он вышел в плавание вокруг Скандинавии с задачей провести корректировку карты побережья. 47-дневная экспедиция завершилась 5 сентября на Большом Кронштадтском рейде. 
То было время жарких дискуссий по поводу изучения и освоения региона Белого и Баренцева морей и особенно Новой Земли. В 1820 году был построен исследовательский бриг «Новая Земля». По представлению В.М.Головнина командиром судна назначили 23-летнего Ф.П.Литке. 
20 апреля 1821 года Литке получил от морского министра приказ за » 502: в первый год плавания исследовать пролив Маточкин Шар. «Новая Земля» снялась с якоря 14 июля. Обстановка на Белом море складывалась неблагоприятная: льды, туманы, штормовой ветер. 
Лишь 22 августа приблизились к Новой Земле. Однако войти в пролив не смогли, и в этот год пришлось довольствоваться описанием неизвестных ранее участков западного берега Южного острова. Так на карте появились географические наименования в честь выдающихся русских моряков и гидрографов — горы Головнина и Сарычева, мыс Лаврова и ряд других. 
10 сентября бриг возвратился в Архангельск. Действиями первой экспедиции Литке на Новую Землю морской министр остался недоволен, но, учитывая мнение В.М.Головнина и Г.А.Сарычева, в начале 1822 года приказал Ф.П.Литке приступить к гидрографическому изучению Мурманского берега. 
17 июня «Новая Земля» вновь вышла в море. В этот раз был описан ряд новых географических объектов на островах новоземельского архипелага. На карте появились залив Траверзе — в честь морского министра России, гора Крузенштерна, мысы Софронова, Литке, Смирнова и Прокофьева, остров Врангеля, губа Сульменева, гора Первоусмотренная. Удалось также проникнуть в западное устье Маточкина Шара, но льды и туманы помешали пройти весь пролив.
По прибытии в Архангельск были составлены подробные отчеты, высоко оцененные Государственным Адмиралтейским департаментом. Ф.П.Литке произвели в капитан-лейтенанты, его брата А.П.Литке наградили орденом св. Анны III степени, лейтенанта Лаврова — орденом св. Владимира IV степени; все участники получили единовременно по годовому окладу жалованья.
Две последующие экспедиции Ф.П.Литке — в 1823 и 1824 годах — имели одинаковый сценарий: сначала — гидрографические работы на Мурмане, а затем — на Новой Земле. Одной из задач новоземельской части экспедиции было — обогнуть острова с севера. Но все те же льды, туманы и сильные ветры не позволили бригу подняться выше широты около 75,5 градусов, где обнаружились прибрежные течения, идущие вдоль всего архипелага.
Так или иначе, результаты двухлетних исследований оказались впечатляющими: была описана западная часть Новой Земли, составлена подробная карта Мурманского побережья, изучено Горло Белого моря и устье реки Печоры, выявлена картина приливно-отливных течений, получены сведения о температурном и ледовом режимах Белого и Баренцева морей. 
Зимой 1825/1826 годов в видах расширения зоны российского влияния в мире правительство решило организовать экспедицию к берегам Северо-Западной Америки и Северо-Восточной Азии для описания этих малоизвестных районов Тихого океана. Акция проводилась в рамках заключенной Россией, Англией и США конвенции «О торговле между взаимными подданными, о мореплавании и рыбной ловле на Тихом океане и о границах обоюдных владений на северо-западном берегу Америки»7. Возглавил плавание М.Н.Станюкович; он же командовал шлюпом «Моллер». Командиром второго судна — шлюпа «Сенявин» — был назначен Ф.П.Литке.
20 августа 1826 года оба шлюпа вышли из Финского залива. Маршрут пролегал по портам Европы. 
После Портсмута 22 сентября из вида «Моллера» и «Сенявина» пропали огни последних европейских маяков. Впереди были Канарские острова, Бразилия, мыс Горн.
В январе наступившего 1827 года под жестоким западным ветром с проливным дождем и при сильном волнении обогнули Огненную Землю и вошли в воды Тихого океана. Ф.П.Литке направил свой шлюп в Вальпараисо. Посещения этого и всех последующих пунктов проходили одинаково: визиты губернаторов, королей и вождей племен, осмотр городов, памятников культуры и истории, знакомство с жизнью местного населения. Ф.П.Литке вел подробный дневник, который впоследствии стал основой для его книги о кругосветном плавании на шлюпе «Сенявин». 
3 апреля «Сенявин» покинул берега Южной Америки и отправился на север Тихого океана, к русским владениям на Аляске и в Калифорнии. 12 июня шлюп стал на якоре во внутренней гавани Ново-Архангельска. Здесь Литке собрал обширный материал по физической географии, этнографии и истории города, а также продолжил свои метеорологические, гидрологические и астрономические наблюдения.
Потом были составлены качественные карты островов Алеутской гряды, Прибылова и берегов Аляски в пределах юрисдикции Российско-Американской компании. 
В Петропавловске-Камчатском экипаж получил почту, а Ф.П.Литке передал в Санкт-Петербург отчет о проделанной работе. 
На зиму «Сенявин» отправился в тропики — изучать Каролинские острова. До весны 1828 года продолжались уникальные исследования русских мореплавателей в тропической части Тихого океана. Собранные тогда коллекции до сих пор не имеют аналогов. Одна из них — этнографическая, насчитывающая почти 350 образцов одежды, украшений, орудий труда, утвари, оружия народов, населяющих Каролинский архипелаг, сегодня составляет фонд » 711 Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого в Санкт-Петербурге.
После зимовки в тропиках весной 1828 года «Сенявин» продолжил описание тихоокеанских берегов России. 1 июня Ф.П.Литке из Петропавловской гавани отправил в Адмиралтейство предварительный отчет о плавании к Каролинским островам — «16 меркаторских карт и планов и 5 листов с видами оных». 
15 июня начался очередной этап экспедиции: с гидрографическими работами «Сенявин» прошел бухту Святого Лаврентия, Мечигменскую губу, Анадырский залив, залив Креста, мыс Дежнева. В очередной раз карта обогатилась географическими названиями: гавань Глазенапа, мыс и гора Постельса, губа Аболшева, мыс Беринга и многие другие.
Зимовали «Сенявин» и «Моллер» вновь в тропической части Тихого океана, исследуя Коралловые острова. 
18 января 1829 года экспедиция, завершив свою миссию, отправилась назад в Россию. 25 августа «Сенявин» появился на Кронштадтском рейде. 
4 сентября шлюп посетил Николай I, высказавший экипажу свое одобрение. Ф.П.Литке через чин произвели в капитаны I ранга и наградили орденом св. Анны II степени. Инспекторский департамент морского штаба 25 ноября 1829 года объявил, что император «Высочайше повелеть соизволили: I) штаб- и обер-офицерам и нижним чинам, находившимся на шлюпе «Сенявине» во время плавания оного вокруг света в 1826, 1827, 1828 и 1829 годах, производить, доколе состоять будут на службе, прибавочное по штатному положению годовое жалованье по тем чинам, в каких возвратились они из вояжа; и 2) кампании сии считать вдвое для получения Георгиевского ордена всем линейным штаб- и унтер-офицерам; у нижних же чинов убавить к отставке три года службы»8.
Научная значимость работ, выполненных Ф.П.Литке во время плавания на «Сенявине», была высоко оценена Академией наук. За цикл магнитных исследований ему присудили полную Демидовскую премию и избрали членом-корреспондентом. Доклады мореплавателя встречались научной общественностью России с огромным интересом. Издать материалы, собранные Литке за три года, помогали академики К.М.Бэр, М.В.Остроградский, А.Я.Купфер, К.В.Вишневский, П.Н.Фус, Г.А.Сарычев.
Зимой 1829/1930 года Федор Петрович познакомился с выдающимся немецким естествоиспытателем и географом Александром Гумбольдтом, возвращавшимся в Европу после поездки по Уралу и Западной Сибири. Лестный отзыв Гумбольдта о трудах Литке сыграл решающую роль в назначении последнего воспитателем сына императора Николая I Константина. Почти 20 лет Федор Петрович неотлучно опекал Великого князя, фактически перейдя на должность «дядьки-воспитателя», к которому Константин настолько привязался, что буквально не мыслил жизни без него и расстался с Литке лишь после своей женитьбы. «За воспитание Великого князя Константина Николаевича» Ф.П.Литке был «пожалован 1 ноября 1848 года арендой на 50 лет, по 4 тысячи рублей в год». Тут уместно вспомнить и духовное завещание императора Николая I (Царское Село, 4 мая 1844 года), где в статье 16 говорится: «Завещаю сыновьям моим всегда любить и уважать бывших при их воспитании Г.А.Кавелина, Литке и философа Г.Юрьева, Корфа и Лутковского. Благодарю их искренне за их попечение, заменявшее мой отцовский надзор, отвлеченный делами». Взойдя на престол после кончины отца, император Александр II 22 февраля 1855 года призвал к себе Ф.П.Литке, обласкал его и показал вышеприведенную выписку9.
Знания и усердие Ф.П.Литке государство всегда ценило по достоинству. В 1835 году он был произведен в контр-адмиралы с назначением в свиту Его Императорского Величества, в 1842 году стал генерал-адъютантом, а через год — вице-адмиралом; в 1846 году возглавил Морской ученый комитет. Кроме уже перечисленных наград, его грудь украшали ордена св. Станислава I степени (1838), св. Анны I степени (1840), Белого Орла (1846), св. Владимира II степени (1847), св. Владимира I степени (1863), св. Андрея Первозванного (1870), а также алмазные знаки к орденам св. Александра Невского (1858) и св. Андрея Первозванного (1876). «В ознаменование особого монаршего благоволения и в изъявление признательности за долговременное, усердное и полезное служение, стяжавшее ему и в ученом мире европейскую известность, а равно и за неимоверную преданность, доказывающуюся им при исполнении особых важных обязанностей… Указом, Правительствующему Сенату данным 28 октября 1866 г., возведен Ф.П.Литке с нисходящим потомством в графское Российское императорское достоинство»10. 
В 1840-х годах вместе с выдающимися российскими учеными Ф.П.Врангелем, К.М.Бэром, К.И.Арсеньевым, В.И.Далем, Э.Х.Ленцем и другими Ф.П.Литке приступил к созданию научного общества по изучению Земли. 
7 октября 1845 года на торжественном заседании Литке объявил об официальном начале деятельности Общества. С 1848 года Федор Петрович, занимая пост вице-председателя, являлся фактическим руководителем Русского Географического общества, а с 1864 года возглавлял Академию наук. 
Список его почетных званий и членств огромен — под стать его научным и исследовательским свершениям: почетный профессор Харьковского, Казанского, Петербургского, Дерптского университетов, почетный член Вольного экономического общества, Морской академии, Копенгагенского института древностей, Лондонского Королевского географического общества, Бразильского института истории и географии, Австрийского географического общества, Берлинского общества землеведения, корреспондент Французской академии наук по секции географии и навигации. 
В 1875 году Ф.П.Литке наградили грамотой Международного географического конгресса…

1. Безобразов В.П. Граф Федор Петрович Литке. Записки Императорской Академии наук. СПб., 1888. Т. 57. Приложение. С. 40.


2. Там же. С. 54.


3. Там же. С. 65.


4. Там же. С. 70.


5. Там же. С. 86-87.

6. Российский государственный архив Военно-Морского флота (РГА ВМФ). Дневник Ф.П.Литке, веденный во время кругосветного плавания на шлюпе «Камчатка». Ф. 15, оп. 1, д. 8, л. 161 об.


7. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Фонд Госархив, р. 30, д. 59, ч. II, л. 41-43 об.


8. РГА ВМФ. Ф. 402, оп. 1, д. 189, л. 1.

9. Безобразов В.П. Указ. соч. С. V-VI.


10. Там же. С. V-VI, XVII.

Личное дело

Федор Петрович Литке (1797 - 1882) был сыном статского советника Петра Литке. Его мать умерла в день его рождения. Отец вскоре женился во второй раз. В шесть лет Федор Литке был отдан в частный пансион Мейера. Когда ему исполнилось одиннадцать, умер и отец, а мачеха отказалась платить за обучение пасынка. Тогда мальчика взял к себе в дом его дядя по материнской линии, член Государственного совета Федор Энгель. Мальчик не получил систематического образования, но увлеченно читал книги. С 1811 года он часто посещал Кронштадт, где жила его сестра, ставшая женой капитана второго ранга Ивана Сульменева. Под его влиянием Федор Литке решил стать военным моряком. Сульменев пригласил учителей, под руководством которых Федор освоил основы математики и навигации и смог сдать экзамен, став гардемарином. Он служил в отряде канонерских лодок, которым командовал Сульменев и в 1812 году за участие в боях при Данциге был произведен в мичманы.

По рекомендации Сульменева Федор Литке был включен в состав кругосветной экспедиции на шлюпе «Камчатка» под командованием Василия Головнина. По словам Федора Литке, из плавания он вернулся «настоящим моряком, моряком школы Головина». После возвращения он был направлен на службу в Архангельск. Вскоре по рекомендации Головина молодому Литке поручено было начальство над экспедицией, отправлявшеюся в Северный Ледовитый океан. Литке совершил четыре экспедиции, результаты их были описаны им в сочинении «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное по повелению Императора Александра І на военном бриге «Новая Земля» в 1821, 1822, 1823 и 1824 годах флота капитан-лейтенантом Федором Литке». Книга была вскоре переведена на немецкий язык и стала известной среди европейских географов и морских офицеров.

14 августа 1826 года Литке был назначен начальником новой кругосветной экспедиции, в состав которой входили два шлюпа: «Моллер», под командой капитан-лейтенанта Станюковича, и «Сенявин», под командой самого Литке. Плавание продлилось три года. По возвращении - 4 сентября 1829 года - Литке был, в виде особого отличия, произведен через чин в капитаны 1-го ранга. Описание этого путешествия издано было в 1834-1836 годах на русском и французском языках под названием: «Путешествие вокруг света, совершенное по повелению Императора Николая І на военном шлюпе "Сенявин" в 1826, 1827, 1828 и 1829 гг. флота капитаном Федором Литке».

В 1829 Литке был награжден орденом Святого Георгия 4-го класса «за беспорочную выслугу, в офицерских чинах, 18-ти шестимесячных морских кампаний». В том же году был избран членом-корреспондентом Академии наук.

Весною и летом 1830 года Литке руководил плаваньем гардемаринов старшего класса к берегам Исландии, оттуда в Брест и обратно в Кронштадт. 1 февраля 1832 г. Литке был назначен флигель-адъютантом, а 3 ноября того же года назначен состоять при великом князе Константине Николаевиче, которому его отцом, императором Николаем I, была назначена служба во флоте. В 1835 году Литке было присвоено звание контр-адмирала. В 1836 году он получил Демидовскую премию за описание своих путешествий,

В 1842 году Федор Литке стал генерал-адъютантом, в 1843 - вице-адмиралом. В 1850 году был назначен главным командиром Ревельского порта и военным губернатором Ревеля. В 1852 году награжден орденом святого Александра.

Во время Крымской войны 1853-1856 Литке организовал оборону Финского залива от превосходящих сил англо-французской эскадры, за что получил чин полного адмирала и был назначен членом Государственного совета.

23 февраля 1864 года Федор Литке был назначен президентом Академии Наук и оставил этот пост лишь за несколько месяцев до смерти, когда полностью ослеп. 28 октября 1866 года Литке высочайшим указом возведен был с нисходящим потомством в графское Российской Империи достоинство «в ознаменование особого Монаршего благоволения и в изъявление признательности за долговременное, усердное и полезное служение, стяжавшее ему и в ученом мире европейскую известность, а равно и за неизменную преданность, доказанную им при исполнении особых важных обязанностей, Высочайшим доверием ему поручаемых».

Чем знаменит

Выдающийся мореплаватель, совершивший два кругосветных путешествия и возглавлявший одно из них, Федор Литке был одновременно и крупным ученым, внесшим существенный вклад сразу в несколько областей физической географии.

В 1833 году он опубликовал «Опыты над постоянным маятником, произведенные в путешествии вокруг света на военном шлюпе Сенявин». Позднее на основе собранных им материалов профессор Ленц создал труд «О наклонности и напряжении магнитной стрелки по наблюдениям Литке», а профессор Гельштрем - «О барометрических и симпьезометрических наблюдениях Литке и о теплоте в тропических климатах». Самому Федору Литке также принадлежат работы «О приливах и отливах в Северном Арктическом океане», «Доклад в. кн. Константину Николаевичу об экспедиции в Азовское море» и другие.

В 1845 году Литке стал одним из членов-основателей Русского Географического Общества - он разработал устав общества и занял пост его вице-президента (президентом стал великий князь Константин Николаевич).

О чем надо знать

В ходе кругосветного плавания на шлюпе «Сенявин» Федор Литке описал побережье Камчатки к северу от Авачинской губы к северу. Также им были описаны до того неизвестные Карагинские острова, остров Матвея и берег Чукотки. Подробно исследованы Каролинские острова, в составе которых Литке открыл группу островов, названную им островами Сенявина (ныне принадлежат Федеративным штатам Микронезии).

Прямая речь

«Во вторую экспедицию совершено было гораздо более, нежели в первую. Высшее начальство трудами нашими было довольно, и по представлению его все участвовавшие в них удостоились милости монаршей. Но при всем том многое еще оставалось и неисполненным. Берег Лапландии требовал новой и подробной описи, поскольку в 1822 году могли быть описаны только некоторые главнейшие якорные места и гавани; промежуточный же берег, где могло найтись еще несколько хороших гаваней, был или вовсе не осмотрен, или осмотрен поверхностно. Часть берега, от Кольского залива к западу до границы простирающаяся, оставалась совсем неописанной; о ней известно было только то, что она на всех картах изображена совершенно неверно, что так называемый Рыбачий Остров (Fischer Eilant) есть полуостров, выдающийся в море гораздо далее и совершенно в ином виде, и пр. Со стороны Новой Земли было также несколько пунктов сомнительных и неизвестных. По сличении карты нашей с картой плавания голландских мореходцев, находящейся в Большом Атласе Блау, оказалась между долготою мыса, принятого нами за мыс Желания, и долготою Баренцова мыса этого названия, разница до 15 градусов. Такая погрешность в определении Баренца казалась совершенно невозможной, тем паче, что в положении других пунктов разница находилась весьма небольшая; и из этого возродилось подозрение, не другой ли какой мыс, например, Нассауский, приняли мы за мыс Желания. Хотя опись штурмана Розмыслова не было особенной причины подозревать в неверности; желательно было новым измерением Маточкина Шара вывести этот довольно важный в географии Новой Земли пункт однажды и навсегда из сомнения. Южный берег Новой Земли был еще совсем неизвестен. Еще менее восточный берег, который, впрочем, не было большой надежды описать на мореходном судне. Положение островов Вайгача и Колгуева было не определено. Наконец, долгота Канина Носа требовала новой проверки. Для исполнения всего этого повелено было отправить меня же и на том же бриге».

Из книги «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное по повелению Императора Александра І на военном бриге «Новая Земля» в 1821, 1822, 1823 и 1824 годах флота капитан-лейтенантом Федором Литке»

«Обширные познания Литке в области естественных наук вообще выразились в том, что он превосходно произвел множество наблюдений, которые не имели непременной связи с его путешествием, но были весьма важны для разрешения некоторых научных вопросов. Особенно замечательны наблюдения его над постоянным магнитом, — такими опытами определяется сжатие земного шара, элемент, точное знание которого весьма важно для разных геодезических работ и для точнейшего исследования некоторых сложных движений в солнечной системе; опыты и наблюдения Литке принадлежат к числу лучших в своей области».

Николай Чечулин

«Я не имел намерения писать полной моей биографии. Цель этой записки — передать моим детям сведения, какие есть, о прошедшем нашего семейства, и представить очерк первой половины моей жизни, из которого они могут увидеть, как круглый сирота, в первые годы своей юности почти заброшенный, без всякой протекции, может, с помощью Божией, собственными трудами пробить себе дорогу в жизни и оставить своим потомкам доброе, незапятнанное имя».

Из автобиографии Федора Литке.

7 фактов о Федоре Литке

  • Род Литке ведет свою историю от Иоганна Филиппа Литке (?—1771/1772), магистра философии, занимавшегося физикой и теологией, человека разносторонних знаний. Он был приглашен в Россию в царствование Анны Иоанновны в качестве конректора академической гимназии в Санкт-Петербурге и ректора школы Петришуле. Федор Петрович Литке приходился ему внуком.
  • Литке принадлежит идея первого записывающего «приливомера» (1839), построенного и установленного в 1841 году на берегах Северного Ледовитого и Тихого океанов.
  • В конце 1870-х годов при спорах, возникших у Германии с Испанией по поводу Каролинских островов, основанием для решений служили описания, сделанные Литке во время его кругосветного путешествия.
  • Дневники Федора Литке, которые он вел с 1832 по 1868 годы, занимают в рукописи одиннадцать томов.
  • Сын Федора Литке Константин тоже стал известным мореплавателем.
  • Именем Федора Литке названы мыс, полуостров, гора, залив на Новой Земле; мыс на Чукотке; острова в архипелаге Земля Франца-Иосифа, Байдарацкой губе, архипелаге Норденшельда, пролив между Камчаткой и островом Карагинским, а также кратер на обратной стороне Луны
  • Российское географическое общество присуждает медаль имени Федора Литке.

Материалы о Федоре Литке

Русские кругосветные мореплаватели Нозиков Николай Николаевич

Ф. П. ЛИТКЕ

Ф. П. ЛИТКЕ

1. КРУГОСВЕТНЫЙ МОРЕПЛАВАТЕЛЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Федор Петрович Литке осиротел при своем рождении 17 сентября 1797 г. Отец его вскоре женился вторично и, по настоянию мачехи, мальчик был отдан 8 лет в пансион. Воспитывали его там очень небрежно. 11 лет он остался круглым сиротою, и его приютил дядя, также мало заботившийся об его воспитании. Уже в это время начал складываться характер мальчика, всю жизнь стремившегося к науке. Целыми днями он сидел в библиотеке дяди, читая все без разбора. Кроме большого количества всякого рода знаний, правда, бессистемных и отрывочных, он приобрел в те годы и знание иностранных языков.

В 1810 г. сестра Литке вышла замуж за моряка капитан-лейтенанта Сульменева, и Литке попал в среду моряков. При помощи зятя он поступил в 1813 г. волонтером во флот и. вскоре был произведен в гардемарины. Плавая в отряде Сульменева на корабле «Аглая» в эскадре адмирала Гейдена, он много раз участвовал в боях с французами под Данцигом, где укрылись некоторые французские части после отступления из России. Молодой Литке особенно отличился храбростью, находчивостью и блестящим выполнением боевых приказов в трех сражениях под Вейнсельмюнде, был награжден орденом и произведен в мичманы.

В 1817 г. Литке был назначен в кругосветное плавание на военном шлюпе (корвете) «Камчатка», под командой известного Василия Михайловича Головнина. Под его руководством Литке получил прекрасную подготовку к дальнейшей практической и ученой деятельности. Плавание на «Камчатке» выработало из него искусного и неустрашимого мореплавателя и возбудило желание посвятить свою жизнь науке.

Головнин оценил талантливого подчиненного. Вскоре по возвращении «Камчатки» из плавания (в 1819 г.) по рекомендации Головнина Литке был назначен в 1821 г. начальником экспедиции для описи берегов Новой Земли и одновременно командиром брига «Новая Земля». Необходимо заметить, что о Новой Земле были тогда очень поверхностные сведения, никаких научных описаний ее не существовало.

В течение четырех лет неутомимой работы экспедиции (1821, 1822, 1823 и 1824 гг.) Литке определил географическое положение главнейших пунктов и произвел подробное описание северной и средней частей Белого моря, всего западного и южного берегов Новой Земли, пролива Маточкин Шар, северной части острова Колгуева и значительной части Лапландского берега (от Белого моря до Рыбачьего полуострова). Плавать и работать приходилось в чрезвычайно тяжелых условиях, в суровом полярном климате, в частых штормах, в борьбе со льдом и т. д.

В виде иллюстрации можно привести следующий, подобный многим случай. 18 августа 1823 г. ночью при входе в Карское море во время сильного шторма бриг «Новая Земля» ударился о камни, и его тотчас начало жестоко бить о них. Все предвещало полное крушение и гибель экипажа: вышибло руль из петель, расщепило корму. Море кругом покрылось обломками. Бриг стоял неподвижно и трещал так, что, казалось, развалится на части. Потеряв всякую надежду спасти судно, Литке стал думать только о спасении экипажа. Оставалось только одно - срубить мачты. Но едва было сделано несколько ударов топорами по мачтам, сильное волнение сбросило бриг с камней на глубокую воду. Тут, как и во всех подобных случаях, Литке выказал необычайную энергию. При его личном участии корабельные плотники принялись укреплять руль. Кому известна хлопотливость и трудность этого дела даже в тихую погоду, тот легко поймет, чего это стоило при большом волнении. После дружной полуторачасовой работы руль был укреплен. Тогда взялись за исправление других повреждений. Работать приходилось в условиях еще более усилившейся бури. С громадным трудом ремонт был сделан, и можно было сравнительно безопасно держаться в чистом без льдов море и надеяться дойти до ближайшего порта.

Ненадежное состояние брига побудило Литке отложить исследование Карского моря и вернуться в Архангельск для ремонта судна средствами порта. Направившись в Белое море, Литке сделал по пути в Архангельск астрономические определения некоторых мысов острова Колгуева и Канина носа и их гидрографическую опись.

В Архангельске, работая круглые сутки со своею командою и портовыми мастерами, Литке в несколько дней совершенно исправил все повреждения и вышел тотчас же в море продолжать прерванные работы.

Исследуя подробно Белое море и его побережье, Литке исправил старую, имевшую много неправильностей карту: некоторые места были нанесены на нее с ошибкой в 1,5°.

Это плавание Литке, во время которого было сделано много ценных наблюдений, пролило новый свет в географические представления о всем крайнем севере Европы. Работы Литке дали богатейший материал для (более близкого знакомства с Новой Землей, послужили фундаментом для картографии островов и до сих пор считаются одними из замечательнейших исследований северных морей.

Вернувшись по окончании работ в Архангельск осенью 1824 г., Литке немедленно приступил к обработке материалов за все четыре года плавания. Труд его издан под заглавием: «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821–1824 гг.» Книга привлекла большое внимание европейской науки и была переведена на немецкий и английский языки. Этот замечательный труд содержит в начале исторические сведения о прежних иностранных и русских плаваниях в северные воды, с подробным критическим разбором этих плаваний. В самое описание путешествия вошло, помимо гидрографических исследований, много разнообразных сведений из области других наук.

После окончания этого труда Литке был назначен командиром военного шлюпа «Сенявин», отправленного в кругосветное плавание для гидрографических и ученых исследований в мало известном тогда Великом океане. Для производства естественно-исторических наблюдений на «Сенявине» была послана экспедиция Академии наук, состоявшая из известных ученых Мертенса, Постельса, Китлица и др. Литке со своими помощниками, главным образом офицерами, занимался астрономией, статистикой и пр. Он же был начальником научной экспедиции.

Из книги Знаменитые путешественники автора Скляренко Валентина Марковна

Федор Литке (1797 г. – 1882 г.) Я хочу вас приветствовать с первым выходом в дальнее плавание. Помните, что мы идем в кругосветный вояж, что за нами далеко и надолго остается Россия, что за флагом нашим на «Синявине» мы несем славу, честь, величие и гордость Родины. Из речи Ф.

Из книги Поход «Челюскина» автора Автор неизвестен

Секретарь экспедиции Сергей Семенов. Отпустить «Литке»? - отпустить! Три даты - 10 и 17 ноября 1933 года и 13 февраля 1934 года.Каждая из дат сыграла огромную роль в жизни челюскинцев, каждая из них представляет собой особый этап.10 ноября «Челюскин» впервые за весь поход

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Четыре плавания Федора Литке В 1821 г. к Новой Земли в первый раз отправилась гидрографическая экспедиция, целью которой являлось описание этого берегов этого обширного северного архипелага. Возглавил экспедицию 23-л етний лейтенант Федор Литке. К тому времени Новая

Из книги Русские кругосветные мореплаватели автора Нозиков Николай Николаевич

Ф. П. ЛИТКЕ 1. КРУГОСВЕТНЫЙ МОРЕПЛАВАТЕЛЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ Федор Петрович Литке осиротел при своем рождении 17 сентября 1797 г. Отец его вскоре женился вторично и, по настоянию мачехи, мальчик был отдан 8 лет в пансион. Воспитывали его там очень небрежно. 11 лет он остался

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Ф. П. Литке 1826 год, 20 августа – 1829 год, 25 августа. Кругосветка на шлюпе «Сенявин» под командой русского мореплавателя, капитан-лейтенанта Федора Петровича Литке (исследователь Арктики и Новой Земли). Русский корабль выходит из Кронштадта. Пройдя Атлантический океан,