Описание типов в соционике. Краткое описание информационных аспектов. Что такое соционика и что она дает человеку

Ерошко Д.А.

Cоционика - это наука, утверждающая, что каждый человек принадлежит к определенному типу, типов этих всего 16 и на протяжении всей жизни тип не меняется. Соционика описывает эти типы, межтипные отношения и взаимодействия внутри группы людей с определенными типами.

Как все новые науки соционика родилась на стыке старых наук, в треугольнике "психология - социология - информатика". Из этих наук, а также ряда других пограничных наук о человеке, критически переосмыслив их, cоционика заимствовала многое: накопленные знания о человеке, основную терминологию, методы исследования. Российской Академией естественных наук (РАЕН) соционика признана открытием, а ее создатель - Аушра Аугустинавичюте - награждена дипломом об открытии и медалью им. П.Л.Капицы. Исходя из типологии К.Г.Юнга, она, независимо от И.Майерс-Бриггс развила теорию о 16-ти психологических типах личности. При этом, используя понятие об информационном метаболизме, введенное А.Кемпинским, А.Аугустинавичюте предложила информационные модели психики типов - т.н. модель "Ю" и более совершенную модель "А". Благодаря этому оказалось возможным описать большую часть аспектов мышления и поведения человека как типа информационного метаболизма (ТИМа), с указанием его сильных и слабых сторон. Благодаря моделям "Ю" и "А" оказалось возможным описывать и предсказывать как поведение типа информационного метаболизма (типа ИМ), так и интертипные отношения. Последние возникают вследствие обмена информацией между одинаковыми функциями ИМ, которые находятся на различных местах в моделях типов ИМ. Такое описание представляло собой громадный шаг вперед в области наук о человеке.

Почти сразу стала очевидной громадная практическая важность сощюцики, ведь если описания типов, хоть и неполные, существуют, то возможность точного описания и предсказания человеческих отношений вообще отсутствовала в традиционной психологии. Оказалось возможным решать проблемы совместимости партнеров в браке, рабочем коллективе, бизнесе, целенаправленно формировать устойчивые сплоченные группы для решения каких-либо задач в любой сфере человеческой деятельности...

Итак, соционика - это наука, утверждающая, что каждый человек принадлежит к определенному типу, типов этих всего 16 и на протяжении всей жизни тип не меняется. Соционика описывает эти типы, межтипные отношения и взаимодействия внутри группы людей с определенными типами.

"Ерунда!" - скажете Вы, "при таком разнообразии человеческих характеров всего 16 ?!!" Все дело в том, что понятие типа в соционике гораздо более узкое, чем характер, чем вся психика в целом, т.к. ставится вопрос лишь о том, какую информацию и каким образом человек воспринимает и усваивает, а вот выводы из этого можно сделать самые разноплановые.

Концепцию принадлежности человека к определенному типу (или ТИМу-тип информационного метаболизма) можно пояснить следующим образом: каждый человек смотрит на окружающую действительность под определенным углом и в зависимости от этого угла различные вещи приобретают различную значимость. Т.е. человек смотрит на мир как бы через призму, определяющую на что под каким углом смотреть. Вот и получается, что определенная информация, проходя через соответствующую грань усваивается легко, без искажений, а определенная искажается и воспринимается с трудом. Таким образом, ТИП- это и есть та призма, которую "носит" каждый человек, и таких "призм"- 16. И иногда люди не понимают друг-друга только из-за того, что они смотрят на одну и ту же вещь под различными углами, а не потому, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Соционика рассматривает ряд закономерностей, влияющих на людей и их взаимоотношения, которые раньше не могли быть глубоко изучены методами традиционной психологии, по причине отсутствия в ней МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ как механизма информационного взаимодействия человека или коллектива с окружающей средой.

Что же дает нам соционика?

  1. Прежде всего возможность понять собственный механизм восприятия информации и связанные с этим свои сильные и слабые стороны, на что делать упор в жизни и что подтягивать, перестать терзать себя за то, что является твоей неотъемлемой частью.
  2. Возможность лучше понимать окружающих, замечая не только поступки, но и то что за ними стоит.
  3. Узнать, кто же такой дуал и что такое дуальная защита.
  4. Возможность понять причины сложившихся человеческих отношений, конфликтов и непониманий.
  5. Возможность организовывать группы с заранее прогнозируемыми, наиболее благоприятными отношениями (семья - одна из таких групп).

Иногда задают вопрос, возможно ли использование соционики для манипуляции сознанием, наподобие НЛП? Во-первых, в общении мы и так, сознательно или нет, пытаемся с разной долей успеха манипулировать партнером. Во-вторых, многие пособия по воспитанию детей итак не что иное как учебники по управлению волей в своих интересах. Конечно подобный вопрос подразумевает жесткую манипуляцию. Так вот, ссылаясь на соционические авторитеты, отвечу МАНИПУЛЯЦИЯ ВОЗМОЖНА и еще покруче чем в НЛП, вопрос в том что специалистов такого уровня очень мало, но научиться, в принципе, возможно.

Интерес к соционике в мире достаточно велик, т.к. ее использование сулит большие выгоды (например при подборе персонала; эффективность групп, специально подобранных с учетом соционических понятий на порядок выше), однако недостаток специалистов высокого уровня, замедляет активное ее внедрение. Киевский международный институт соционики как раз и создан для подготовки такого рода специалистов

Одна из концепций соционики- концепция дуальной природы человека ("Дуальная природа человека" А.Аугустинавичуте), суть которой в том, что для гармоничного существования человеку необходим дополняющий его партнер (дуал).

Интересно, что для того чтобы найти дуала не обязательно знать соционику, все эти механизмы, которые она описывает и так уже заложены в нашем подсознании и многие супружеские пары - именно дуалы.

Скажу сразу, изучение соционики- дело трудное и требует прежде всего желания и настойчивости. Наука это молодая (первые публикации появились в 1980 году), некоторые понятия еще не совсем четко определены, по некоторым вопросам есть разногласия даже у опытных социоников. Но самое интересное, что даже лишь познакомившись с основами соционики, начинаешь замечать что все это РАБОТАЕТ!

Какие могут быть сложности?

Самая первая, самая трудная, самая опасная- неправильное определение ТИПа человека. Никто не может назвать себя социоником, если он не может достоверно определить ТИП человека! Учитывая, что "чистых" ТИПов не бывает, а у некоторых людей их настоящее лицо запрятано настолько глубоко, определение ТИПа - весьма непростая задача. Это сравнимо с умением посадить самолет в авиации, без этого о дальнейшем обучении не может быть и речи!

Вторая опасность подстерегает юных социоников, когда они начинают делать первые шаги в типировании своих знакомых. Каждый протипированный человек волей-неволей попадает в коллекцию шаблонов, которые активно используются в дальнейшем типировании. Обязательно результаты типирования должны быть проверены. Ошибки в типировании на этом этапе обходятся очень дорого. Может так случиться, что человек очень долгое время находится под влиянием своих заблуждений, а отказаться от наработанных стереотипов не легче чем бросить курить.

Так что лучше всего учиться стационарно, например в Киевском международном институте соционики. Можно сказать даже больше, начав углубленное изучение соционики, человек начинает мыслить в ее категориях. Ее понятия постоянно присутствуют в голове и убрать их оттуда можно только загрузив новые, более передовые.

Отрывок из книги соционика Виктора Гуленко на тему «Что такое соционика?». Большая статья целью которой помочь читателю разобраться в теме как можно лучше.

Социо́ника - концепция типов личности и взаимоотношений между ними. © Википедия

Социальная и личная жизни современного человека, по сравнению с прошлыми поколениями, настолько усложнились, что сама сложившаяся ситуация ставит перед исследователями задачу разобраться в том, что происходит вокруг нас. Мы уже привыкли, что к концу столетия вызревает целый переворот в мировосприятии и мирообъяснении, отрицающий девальвировавшиеся ценности и выдвигающий вместо них новые ценности общечеловеческого характера. В настоящее время как никогда остро исследователи человека ощущают социальный заказ на конструктивную теорию личности. Общество хочет осознать себя, взглянув со стороны. А для этого надо выйти за пределы текущей жизни, стать по крайней мере мыслительно независимым от него — иначе не обеспечить объективности подхода.

Если вам приходилось ездить в переполненном автобусе, где каждое движение вновь вошедшего пассажира передается как по цепи на всех занявших свои места и последний из них может только гадать, откуда эта новая порция дискомфорта, то вы не станете спорить, что его суждения вряд ли будут беспристрастными. А между тем с тротуара за всем происходящим спокойно наблюдает несколько отрешенный человек, на лице которого нет ни тени эмоций. Именно так выглядели первые соционики. Подойдем же к нему и зададим несколько вопросов.

На вопрос, что такое соционика, наш новый знакомый ответил бы приблизительно так: это наука о законах коммуникации в социуме. Большего он не стал бы говорить, учитывая то, что пассажирам некогда выслушивать длительные толкования: они спешат домой или по делам.

Из такого определения мы, впрочем, можем почерпнуть немало. По крайней мере, сам собой напрашивается вывод: в коммуникативных процессах — обмене информацией и энергией между участниками увлекательной игры под названием жизнь — кроме случайного и сиюминутного есть и что-то закономерное. Это тенденции, которые замаскированы случайным смещением. Но они есть подобно тому, как внутри любого сложно устроенного предмета есть своя твердая сердцевина или каркас, пусть они и не видны снаружи. Это закономерное в случайном и изучает соционика.

Следующий вопрос, который требует ответа: а между кем или чем происходит коммуникация? Между людьми? — Да, но не только. Между группами людей? — И это тоже, но не только. Соционику интересует коммуникация между соционическими типами. Поэтому ее еще называют социально-психологической типологией.

Социотип — это константа, т.е. неизменная часть любой коммуникативной системы, ее невидимая инфраструктура. Следовательно, социотип имеет идеальный характер. Но его проявления в жизни вполне реальны и их легко обнаружить.

Всего различаются четыре уровня проявления социотипа. Если взять в качестве его носителя человеческую личность, то эти проявления будут напрямую зависеть от коммуникативной дистанции.

Если эта дистанция минимальна, мы будем иметь физический уровень проявления типа. Имеется в виду его телесная жизнь, удовлетворение конкретных витальных потребностей. Это, так сказать, уровень осязательного контакта.

Увеличивая дистанцию, выходим на эмоциональный контакт. Этот уровень является психологическим. Общение на этом уровне носит неформальный характер. Это общение с родными и близкими друзьями. На первое место выходит соотношение между умом и сердцем.

Если увеличивать дистанцию еще больше, то коммуникация принимает отчетливо выраженный формальный характер. Эмоциональные связи между людьми уходят на задний плана. Прежде всего ценится умение соблюдать нормы поведения в социуме. Эти нормы частично зафиксированы в действующем законодательстве, частично существуют как неписаные правила, т.е. традиции и обычаи. Этот уровень проявления типа так и называется — социальный. На нем хорошо проявляются мотивы, движущие человеком.

При возрастании коммуникативной дистанции до максимума происходит скачкообразный переход на самый высокий уровень — информационный. На этой дистанции человек уже не общается с отдельно взятыми людьми — он вступает в информационный обмен со всем обществом в целом.

Чисто информационные проявления типа могут носить только творческий характер — его продукты уникальны, ранее неизвестны. Это авторский уровень добычи принципиально новой информации. Обмен тривиальной, пусть и жизненно необходимой информацией на этом уровне не происходит: для этого существует физический уровень, где тривиальная информация обрабатывается максимально быстро и эффективно — почти автоматически.

Чем соционика отличается от психологии?

Неискушенный читатель, плохо знакомый с состоянием гуманитарных знаний, видимо уже засомневался, правомерно ли отделять соционику от психологии. Когда-то этот вопрос занимал и нас, но жизнь решила его однозначно, направив эти науки разными путями.
Главное отличие соционики от психологии — в предмете изучения и методах обработки материала. Неправильно было бы считать, что психология и соционика в равной мере изучают психологическую жизнь человека. Предмет соционики — социотип, а не психотип.

Психология — это наука с преобладанием индуктивного метода исследования. Индуктивный метод — это когда накапливается некоторая сумма фактов, а затем предпринимается попытка их обобщения.

С одной стороны, это хорошо, так как обеспечивает богатство фактического материала, множество подробностей. Но с другой стороны, из-за этого в психологии совершено не развита фундаментальная сторона, царит бессистемность и произвол в истолковании.

Современная наука невозможна без строгой классификации основных категорий, которыми она оперирует, объясняя явления. Категориальный аппарат в психологии напоминает свод банальностей. Даются отдельные определения описательного характера на уровне здравого смысла. Воля — это… Эмоции — это… К тому же они системно не увязаны между собой.

В подобном состоянии находилась химия в середине ХIХ-го века. К тому времени накопилось большое количество эмпирического материала о веществах и их свойствах, части которого были обобщены, но эти обобщения противоречили друг другу. Потребовался интуитивный гений Менделеева, чтобы привести все это в систему. Таким образом был открыт периодический закон.

Такую же работу в психологических знаниях проделал швейцарский психолог К.Г. Юнг, который построил стройную типологию личности, использовав дедуктивный метод, т.е. объяснение имеющихся фактов через логически непротиворечивую систему психических функций и законов их соединения. Однако работа Юнга, этого Менделеева в психологии, осталась незамеченной. Почему?

Может быть потому, что за рамками системы остались отношения между типами? Это белое пятно было заполнено лишь 50 лет спустя, когда литовский исследователь А. Аугустинавичюте сформулировала систему интертипных отношений. Это знаменательное событие произошло в конце 70-х годов. С тех пор и существует соционика — новый подход к исследованию законов коммуникации информационных систем.

Соционика использует, как уже говорилось, дедуктивный метод, т.е. движение от общих законов, признаваемых всеми социониками к их частным проявлениям в самых разных областях, в частности социально-психологических явлениях. Она обладает развитой теорией, из которой выводится много практически ценных следствий. Со многими из них вы и познакомитесь в этой книге.

Итак, соционика родилась не из постепенных осмыслений и долговременных наблюдений, т.е. не эволюционным путем, а внезапным толчком, перевернувшим в один миг всю массу устаревших догм и плохо увязанных между собой частных индуктивных предположений.

В силу своей дедуктивности соционика хорошо формализуема и очень дружественна к компьютерной технике и математическому моделированию. Но это дело будущего. Сейчас же соционика только становится на ноги и пробует свои силы.

Принципиальное отличие соционики от психологии ярко проявляется также в методах диагностики. Опросники психологов определяют значение того или иного из замеряемых параметров как отклонение от стандартной величины, вычисляемой ими как среднее по данной выборке. То есть результат психологического тестирования — это сведения о том, насколько вы отличаетесь от стереотипного поведения данной группы людей.

Если построить по этому принципу соционический тест, он не будет работать, так как определяться будет не ваш социотип, а ваше отклонение от усредненного социотипа группы. Дело в том, что точка отсчета в социодиагностике берется как константа самого индивида.

Еще одна проблема, мало заботящая психологов, заключается в том, как зафиксировать эту константу. Для этого соционики берут не текущие значения признака, а направление его приращения.

Допустим, вы тестируете человека по полярной паре признаков «этика-логика». Какой-либо психологический тест интеллекта показал высокое значение признака «логика». Значит ли это, что данный человек относится к логическому социотипу? — Нет, не значит. Ведь мы не знаем, в какую сторону шло приращение.

Если бы мы постепенно усложняли задачу, а результаты тестирования, по крайней мере, не ухудшались бы, только тогда это свидетельствовало бы о том, что пред нами логик. А вот у натренированного на данный класс задач этика при предъявлении усложняющихся заданий искусственно усвоенные им приемы решения иссякли бы, и приращение стало бы отрицательным.

Таким образом, соционика работает не с текущими значениями психологических величин, а с теми фундаментальными механизмами, которые за ними стоят. Как сказали бы математики, соционика подвергает информацию операции дифференцирования, строя свои определения на производных высших порядков. С этой точки зрения соционику можно было бы назвать метапсихологией — наукой, изучающей те явления, которые идут за психологией.

Как соционика поможет нам?

Соционика является фундаментальной наукой, поэтому прямое ее употребление затруднительно. Для этого она должна обрести более прикладной характер, воплотившись в целую серию методик и социальных технологий, ориентированных на решение назревших задач социума.
Такие технологии разрабатываются авторами в рамках социоанализа — практически ориентированной отрасли соционики, занимающейся проблемами прогнозирования и конструирования эффективных коллективов.

Само собой разумеется, что спрос на услуги прикладной соционики может появиться только в условиях цивилизованного общества, достигшего степени высокой социальной зрелости, бережно обращающегося с человеческими ресурсами.

При тоталитарных и агрессивных режимах применение соционики невозможно по той причине, что подход к человеку как обезличенному винтику несовместим с соционическим положением о предоставлении каждому человеку условий для актуализации его природного потенциала.

Прежде всего следует упомянуть огромный познавательный эффект этой науки. Знакомясь с открытыми ею законами, не перестаешь удивляться, как в этом мире все взаимосвязано и гармонично устроено. С одной стороны, действуют объективные тенденции развития, которые часто игнорируются людьми, что неизбежно приводит к провалам самых грандиозных проектов (чего стоит только утопия построения коммунизма в бывшем СССР). С другой стороны, есть место проявлению свободной воли человека, а люди остаются бездеятельными, полагая, что ничто не в их власти.

Или взять этническую историю, связанную с формированием народностей и наций. Много лет ведутся разговоры о том, что каждая нация имеет свой менталитет, но откуда он берется и на какой основе сравнивать национальные характеры между собой, по-прежнему неясно. Многочисленные факты этнографии и национальной истории разбросаны и не систематизированы.

Соционика позволяет это сделать достаточно убедительно. Сравним, к примеру, американский и японский национальные характеры. Что в них общего и в чем разница?

Объединяет обе нации то, что они логичны и рациональны. Их менталитету чужды логически немотивированные события, такие, которые, например, часто встречаются в истории России. Вспомните меткие строчки «умом Россию не понять, аршином общим не измерить». И американская, и японские нации живут как раз умом. Все русские, которые эмигрируют в эти страны, жалуются на отсутствие душевности, расчетливость в отношениях между людьми.

Однако между американцами и японцами легко найти и существенные отличия. Соционика относит Америку к типично экстравертным, т.е. открытым нациям. Такие нации общительны, не боятся ассимиляции, легко несут свою информационную культуру за свои пределы. Для них показательна расширительная тенденция развития.

Япония же, наоборот, является нацией закрытой, или интровертного типа. Подобные нации отличаются изолированностью этнического уклада, значительным противодействием проникновению инородных традиций, боязнью потерять свое национально-историческое своеобразие. Для такой нации характерна противоположная тенденция развития — углубляющаяся, когда господствует стремление не столько распространять свои образцы жизни, сколько совершенствовать их.

И, наконец, нельзя обойти вниманием еще одно коренное отличие японского менталитета от американского. Оно отчетливо проявляется, если сравнить системы образования обеих стран. Японское образование, как известно, славится своей глубиной и практической направленностью. Оно выпускает «гарантированного середняка», поскольку ставка делается на систематическое усвоение большого количества апробированных знаний. По этой причине Япония лидирует в начальном и среднем образовании.

В Америке в обучении сложились совершенно иные приоритеты. Американское образование намного демократичнее японского в смысле возможности выбора дисциплин и сроков обучения, но и менее систематично и строго. Человеком усваиваются скорее не те знания, которые нужны здесь и сейчас, а те которые ему интересны. За счет этого США уверенно лидирует в высшем образовании, т.е. там, где требуется не массовость, а высшие достижения науки. За это пришлось заплатить поверхностностью и непрочностью знаний среднего обучающегося.

За этими контрастами стоит неустранимые различия двух менталитетов, — так считает соционика. Устойчивые, хорошо заметные снаружи тенденции определяются не волей отдельных лиц, пусть они даже и занимают высокое место в управленческой иерархии, а социально-психологическими закономерностями функционирования самой коммуникативной системы. В данном случае сказывается принадлежность к разным полюсам соционической шкалы «сенсорность-интуитивность».

Японская нация постоянно проявляет себя как сенсорная, т.е. конкретно мыслящая и действующая, не доверяющая фантазиям и отвлеченным знаниям, прочно привязанная к традициям и опробованным на практике методам работы. Американский менталитет всегда проявлялся как «интуитивный», т.е. отвлеченно мыслящий, склонный к крупным инновациям, противопоставлявший фиксированным традициям смелое экспериментаторство.

Таким образом, выводятся соционические типы американского и японского стилей существования, первый из которых носит название логико-интуитивный экстраверт («Предприниматель»), а второй — логико-сенсорный интроверт («Инспектор»).

Кроме обще-познавательного эффекта соционика найдет себе широкое применение в подготовке людей совершенно иного интеллектуального уровня — способных успешно справляться с задачами грядущего информационного общества, где дороже всего будут стоить не материальные товары, а интеллектуально-информационные услуги. Неоценимую пользу она принесет в школе и вузе. Здесь она предлагает следующие новшества:

— комплектование классов и учебных групп, в которых за счет гармоничного сочетания темпераментных особенностей типов гарантируется дружественная рабочая атмосфера и автоматически решается проблема дисциплины;

— предметно-дифференцированное обучение в старших классах и семинарских вузовских группах, где на первое место выйдет «клубный», проблемно-дискуссионный способ обучения;

— индивидуальный подход к ученику и студенту, учитывающий как его природный тип, так и форму проявления типа, что дает ему реальный шанс для самоактуализации.

С другой стороны, прикладная соционика дает немалую отдачу в области управленческого консультирования фирм, организаций и учреждений любой отрасли. Она позволяет сформировать как устойчивую команду работников широкого профиля, так и целевые группы под конкретную задачу. За счет соционически грамотного подбора и расстановки кадров экономится большое количество реальных денежных средств, а также время и нервы людей.

Найдет ли применение соционика в семье? Некоторые безоглядные оптимисты утверждают, что соционика скоро войдет в каждый дом и семью, так как она хорошо прогнозирует уживчивость людей. Мы же думает, что для этих целей соционика применима лишь отчасти. Вряд ли оправдано вторжение логических законов в такую тонкую материю, какой является отношение двоих. Право выбора спутника жизни или просто друга навсегда останется за самим человеком, однако знание сценария развития отношений предостерегло бы людей от многих и многих непоправимых ошибок. В личном и семейном консультировании с помощью соционики гораздо легче разобраться в скрытых механизмах раздоров и недоразумений.

Области и способы применения соционики в нашей жизни настолько многообразны, читатель, что легче сказать, где вы с ней не встретитесь, чем, где она вас ждет в самом ближайшем будущем. Hо всегда мы будем помнить о том, что наука соционика это не просто свод норм и правил, а реальное средство улучшить свою жизнь через создание благоприятной коммуникативной среды.

Занятие соционикой доставляет радость!

Мы заметили, что два давних стереотипа господствуют среди людей, омрачая их жизнь. Первый — это неизвестно откуда пришедшее деструктивное убеждение, что каждый человек и я в том числе, должен быть точно таким же, как другие. Отсюда рождается боязнь прослыть «белой вороной».

Кто сосчитал, сколько людей, попавших по воле случая или по собственному безволию в чуждую их соционическому типу коммуникативную среду, проклинали тот день и час, когда родились на свет. Они всеми силами пытались подстроиться под процветающий в данном месте тип мышления и поведения, но терпели неудачу за неудачей. Но парадокс: им и в голову не приходило, что природа создала их совершенно для других вещей!

Такая гонка за ложным лидером не просто нивелирует людей, она множит серость и плодит неудачников. Правда такое следование престижному шаблону весьма на руку тем счастливчикам, кто верно оценил свои способности и взял правильный курс в соответствии со своим социотипом. На фоне людей не нашедших себя они смотрятся очень и очень неплохо. Представьте себе человека с чутким гуманитарным типом личности среди мощных управленцев, обладающих железной хваткой. Контраст, конечно, очень разителен, но тем не менее — это факт нашей жизни.

Второй неоправданный стереотип — это убеждение, коренящееся в подсознании очень многих людей, о том, что абсолютно все можно изменить, стоит только постараться. Эта крайняя форма «оптимистического» субъективизма ничуть не лучше первой тенденции к нивелировке личности.

Казалось бы, давно уже доказано, что человек — это не чистый лист (tabula rasa), на котором можно написать любой текст, начиная от технической инструкции и заканчивая возвышенной поэмой. И тем не менее нередко находятся охотники, берущиеся за улучшение человеческой природы. Пора нам всем понять, что есть природный каркас личности, зашифрованный в генах, изменить который человеку не дано.

Из-за подобных намерений пострадало тоже немало людей. Прежде всего обращаемся к родителям, которые искренне считают, что могут путем правильного воспитания вылепить из ребенка все, что им заблагорассудится. Умерьте хотя бы на время свой пыл и прочтите эту книгу. Вам станет понятно, что такая сложно организованная система, как человек, не может работать подобно универсальному механизму, достаточно только повернуть ручку переключателя.

Это только каменным рубилом можно и яму копать, и шкуры животных обрабатывать, и от врагов защищаться. Все сложные системы специализированы. Микроскопом не забивают гвозди, а с помощью компьютера не пилят дров. Почему же вы считаете, что ваш практичный ребенок, сноровистый и с ловкими руками, умело и по собственному желанию торгующий жевательной резинкой во дворе, — это будущий великий ученый, который только чуть-чуть переделает себя с вашей помощью и обязательно сделает открытие нобелевского уровня? В этой книге, читатель, мы надеемся развеять подобные иллюзии.

К сожалению, и сами психологи немало противодействуют утверждению взвешенного и объективного соционического подхода. Идя на поводу у этого стереотипа, психологи предлагают вам без разбору различные тренинги самопогружения, обретения несокрушимой силы, раскрытия потаенных возможностей и т.п. Вот у ж кто, казалось бы, должен особенно настаивать на индивидуальном подходе к применению психотехник! Hо ничего подобного. Все могут все. Пройдите лишь наш тренинг, и вы сами убедитесь.

Мы изучили последствия таких тренингов и можем с уверенностью утверждать следующее. Во-первых, они действуют эффективно лишь на определенные социотипы. Те же социотипы, которые по природе своей мало склонны к тренируемым качествам, испытывают впоследствии немалое разочарование, так как ощутимый эффект таких занятий будет весьма непродолжительным.

Скажем, вы относитесь к интровертным логическим социотипам, для которых немалую проблему составляет общительность. Пройдя тренинг коммуникативных способностей вы на некоторое время войдете в несвойственное вашей природе экспрессивное состояние, от чего получите, без сомнения, немалое удовольствие. Но когда через несколько дней обнаружите, что привычное вам закрытое состояние вернулось, есть от чего придти тогда в отчаяние!

Что вы будете делать? Либо побежите и еще раз запишетесь на подобный тренинг (с подобным же результатом), либо будете еще больше проклинать себя за свою неустранимую интроверсию, в которой, между прочим есть немало не замечаемых вами положительных качеств. Где же выход? Он в том, чтобы перевернуть свое мировоззрение и убедится в том, что интроверсия ровно в такой же степени нужна социуму, как и экстраверсия, и вопрос заключается вовсе не в том, что бы всех делать открытыми, а в том, чтобы дополнять людей одного типа другими.

Если наши слова показались вам убедительными, мы предлагаем вам окунуться в мир соционики. В результате чтения этой книги вы сможете:

1 . Принять себя таким, какой вы есть на самом деле — неповторимое творение природы, для которого обязательно есть посильный и увлекательный путь в этой жизни. Это произойдет потому, что мы продемонстрируем вам простую мысль о том, что ваши жизненные удачи и неудачи связаны с умением разумно организовать коммуникативную среду вокруг вас. Более того, мы расскажем, как это сделать.

2 . Составить себе верный жизненный план. Туман неопределенности рассеется и вам станет понятно, где ваша оптимальная сфера приложения усилий. Вы будете двигаться к своей цели уверенно и легко. Вас перестанут мучить сомнения, туда ли я иду или той ли дорогой я иду.

3 . Вы станете смотреть на мир совершенно иными глазами. Этот эффект можно сравнить разве что с тем удовольствием, которое испытывает человек, когда после многих лет черно-белого изображения он вдруг увидел мир в цвете.

4 . Многие надуманные проблемы отойдут сами собой. После овладения соционической типологией вы будете удивляться: как я не знал этого раньше! Вы станете спокойнее и дальновиднее, перестанете тратить столько нервов на псевдопроблемы, которые сами себе создавали раньше в силу неведенья. Люди вокруг вас изменятся к лучшему, а вместе с ними и вы сами.

Человек соционически образованный — это уже часть нового времени — эпохи разума и милосердия, которая тем быстрее наступит, чем раньше мы поймем справедливый замысел природы, сотворившей нас.

Виктор Гуленко

Они же поделены на 4 дихотомии, которыми теперь пользуются для характеристики людей:

  • логика / этика
  • сенсорика / интуиция
  • рациональность / иррациональность
  • экстраверсия / интроверсия

Также для данного определения имеются и другие названия: «Соционический тип», «тип информационного метаболизма (ТИМ)» или «социотип», суть одна - описание восприятия и обработки полученной человеком информации и то, как он взаимодействует с окружающей средой.

Характеристика 16 социотипов

  1. Достоевский - те, кто принадлежит к данному типу очень воспитаны и тактичны, вежливы и умеют сострадать (эмпатия), людей они чувствуют на интуитивном уровне и в подробностях видят тонкости взаимоотношений.
  2. Базовая функция Есенина - интуиция времени, такой типаж великолепно чувствует «подходящий момент», также способен увидеть в деталях развитие любой ситуации благодаря своим прогностическим способностям.
  3. Дон Кихот - иррациональный типаж, не обременяющий себя шаблонным мышлением. Он видит сразу несколько вариантов решения той или иной задачи и осознает скрывающийся в каждом объекте потенциал.
  4. Джек Лондон - деловая логика. Те, кто принадлежит к данному типажу, воспринимают все вокруг себя как некий ресурс - информационный, человеческий, временной.
  5. Штирлиц - экстравертный типаж, способный действовать как самостоятельно, так и организовав работу других людей. Наличие творческой сенсорики позволяет ему сделать работу не только эффективной, но и комфортной.
  6. Гамлет - такой типаж живет в большей части эмоциями и как никто другой чувствует энергетику и эмоциональную атмосферу, которой весьма умело манипулирует. Знает толк в искусстве и тонкостях эстетической жизни.
  7. Робеспьер - те, кто относятся к данному типажу, едва ли преследуют корыстный интерес или славу. Такие люди любят качество и пунктуальность, добросовестность и справедливость, они очень ответственны.
  8. Бальзак - обладает великолепной способностью видеть различные недочеты в определенной ситуации, что делает его конструктивным критиком. Зачастую такого человека воспринимают как пессимистически настроенного, а его оценочные суждения определяют как цинизм.
  9. Габен - для данного типажа наиболее ценен комфорт, они высоко ценят гармонию и спокойствие во всем. Такие люди предпочтут умиротворенно наслаждаться бытием, чем покорять новые вершины.
  10. Гексли - он великолепно видит скрытые возможности, будь то объект или ситуация. Люди такого типа по своей природе больше этики, а не логики, именно по этой причине им не чужды фантастические идеи, которые на первый взгляд кажутся невыполнимыми. Они крайне любопытны и обладают феноменальной памятью.
  11. Максим Горький - типаж логика, для которого очевидны причинно-следственные связи. Такие люди живут по четкому распорядку, мышление - рациональное.
  12. Драйзер - этика отношений. Внутри них имеются весьма четкие моральные принципы и если они видят внешнее несоответствие им, то придают это очень жесткой критике.

Елена Удалова

ЧТО ТАКОЕ СОЦИОНИКА И ЧТО ОНА ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ?

В наше время способность человека эффективно усваивать новую информацию становится важным фактором успеха. Но что мы знаем об этом явлении? И особенно о том, как в этом огромном мире, наполненном информацией, чувствует себя каждый отдельный человек?

В самом общем виде эту проблему изучает наука СОЦИОНИКА. Эта наука о том, как человек воспринимает, перерабатывает и выдает информацию. Оказывается, то, что является важным и ключевым для одного человека — совершенно не впечатляет другого. Почему мозг каждого человека действует избирательно в общем потоке информации?

Соционика базируется на наблюдениях швейцарского психолога К. Г. Юнга. Именно он открыл фундаментальные законы восприятия и переработки информации и описал их в своей книге «Психологические типы» в 1921 году.

Оказалось, что существует 16 различных типов восприятия информации. И это нормально. Одни типы экспертно воспринимают информацию одного вида, другие — совершенно противоположную.

Применяя законы восприятия информации человеком, мы должны помнить, что собираясь донести до человека какую-то мысль, скажем, составить важный документ, мы обязаны учитывать, легко или трудно дается формальная логика данному типу, интерес или отвращение она вызывает. И это как раз типовые, а не индивидуальные особенности людей.

СОЦИОНИКА утверждает, что наша информационная система (наш «бортовой компьютер») — совершенно реальная часть психики. Она поддается наблюдению и изучению. Результаты этого изучения привели к созданию моделей 16 типов информационного метаболизма человека.

Понять, кто ты есть, выбрать профессию и партнера, наладить отношения в команде — далеко не полный перечень возможностей успешного применения соционики.

Трудности самоидентификации

Как это ни странно звучит, но не каждый взрослый человек знает о своих талантах и слабостях. Оказывается, непростая это задача — отыскать в себе скрытый талант и признать свои слабости. Бывает, что на это не хватает и целой жизни! Чаще хочется, преодолевая себя, доказывать всем, что «я это умею и я не хуже других».

Признание своей слабости и желание принять помощь оказывается непростой задачей для человека. Необходимо известное мужество, чтобы положиться на партнера в ситуациях, которые самому недостаточно ясны.

Хорошо, когда стандартные пути решения жизненных вопросов совпадают с сильными осознанными функциями человека. Тогда принимаемые решения будут адекватными, творческими и ответственными. Они только укрепят самооценку человека. Если же одобряемые обществом методы не лежат в области сильных функций типа, вопрос превращается в проблему, которая для своего решения требует от человека жертв и разрушений его информационной структуры. Он вынужден опираться на слабые функции, а сильные при этом не получают развития.

СОЦИОНИКА помогает в короткие сроки понять и принять свои типовые особенности, научиться их использовать, оберегать свои слабые стороны и повысить самооценку, опираясь на свои естественные таланты, присущие каждому без исключения человеку.

О дуализации

Человек, воспринимающий ситуацию адекватно и осознанно, хорошо видит отдельные ее компоненты и динамику. Трезво оценив свои силы, он в состоянии творчески воздействовать на нее или отказаться от участия в ней. Более того, если ситуация развивается не в области его сильных функций, человек гармоничный (в соционике он называется «дуализированный») в состоянии признать свою слабость и воспользоваться помощью партнера, не испытывая при этом чувства неполноценности.

Еще один плюс дуализации заключается в том, что человек испытывает искреннее восхищение и благодарность к людям, обладающим противоположными (дополняющими) талантами. Это улучшает его отношения с окружающими. А отказ судить других людей по своим слабым функциям, и некоторое смирение своих амбиций в этой области, освобождают от многих недоразумений в отношениях. Правда, при этом придется признать, что половина мира для тебя практически невидима, и положиться в этом на дополняющего партнера.

Зато именно дополняющий партнер наполняет нашу жизнь ощущением праздника и заботы, защищенности и востребованности.

О коммуникациях

СОЦИОНИКА занимается типовыми закономерностями информационного метаболизма человека. И самыми главными из этих тем, по сути, являются механизмы взаимопонимания.

Работы Юнга позволили сделать вывод о том, что в человеческом обществе существует информационное разделение труда. Одни люди экспертно воспринимают одни аспекты информации, другим доступна вся информационная картина других аспектов. И это не причуда эволюции, а жесткая необходимость. Поскольку эволюционное преимущество человека — это творческая работа с информацией, сообщество должно было обеспечить ее всестороннюю обработку. Но каждый отдельный человек не в состоянии адекватно воспринять ВСЕ стороны мира, что очень ясно показал в своих работах Юнг.

Поэтому эволюция и пошла по пути специализации. Но, чтобы вся информация, добытая разными «специалистами», дошла до каждого, необходима развитая коммуникация между людьми различных типов.

И мы на практике видим, что там, где понимание себя, взаимопонимание и толерантность появляются, происходят значительные рывки в освоении реальности. Там, где этого нет — наблюдается застой и развал.

Информационная система человека была «задумана» эволюцией именно как «орган коммуникации». И если взаимопонимания человека с партнерами не происходит, значит, система настолько повреждена, что не выполняет свою основную функцию — связывать человека с миром и другими людьми.

Поэтому, знание о том, как воспринимается информация окружающими людьми — это верный путь к улучшению взаимопонимания и отношений. Это утверждение много лет доказывают наши практические наблюдения.

Всем известны примеры быстрых и приятных контактов или беспричинно возникающей антипатии к мало знакомому человеку. Так проявляют себя информационные взаимодействия людей. СОЦИОНИКА уже более 40 лет изучает различные аспекты этих взаимодействий, успешно их описывает и прогнозирует. Сейчас можно сказать очень многое, как о конкретных свойствах типа, так и о его успешности в отношениях с другими типами.

Подбор персонала

  • Квалификация, пол, возраст, тесты на память, интеллект, скорость реакции…
  • Но кто может угадать, будет ли на самом деле интересна претенденту предлагаемая работа, или он будет относиться к ней как к неизбежному злу?
  • Состоятся ли его отношения с коллегами, руководством, клиентами?
  • Захочет ли он развивать свои навыки или «завязнет» на достигнутом уровне?
  • Вообще, способен ли он решать творческие задачи в интересующей нас области?

Кажется, что такие вещи невозможно предугадать. Но это не так. Все вышеперечисленное и многое другое надежно и быстро можно определить с помощью СОЦИОНИКИ или информационного психоанализа.

СОЦИОНИКА дает четкие критерии для выбора такого претендента на данную работу, который сможет сочетать интересы фирмы с интересами собственного развития.

И, наоборот, становится ясно, в какой информации ему будет трудно ориентироваться, потому что она проходит через его систему восприятия с потерями и искажениями. В этом случае человеку трудно получить правильное представление о предмете, и работа становится для него изматывающей и очень трудоемкой. При этом падает самооценка человека, он теряет веру в себя, его отношения с окружающими разрушаются.

К какому типу относится конкретный человек, в чем в связи с этим раскроются его таланты, насколько хорошее взаимопонимание ожидает его с другими типами, как грамотно построить отношения с ними — всё это и изучает новая наука. А также и многое другое.

Простота основ соционики

Чтобы научиться определять все вышеперечисленное и многое другое, необходимо усвоить основные принципы соционической диагностики. Удивительно, но базовых понятий в соционике не так уж много. Восемь функций информационного метаболизма, модель А, некоторые дополнительные признаки — вот набор сведений, которые легко усвоить за 50 часов. Но они открывают необъятные возможности в пространстве нашего взаимопонимания.

Более простая, чем таблица умножения, но не менее необходимая людям для счастья — эта наука должна стать достоянием каждого человека.

Прежде чем отвечать на вопрос «Что такое соционика?», посмотрим, зачем она может быть нужна, какова может быть ее польза в жизни.

  • Правильно определив тип человека, можно легко прогнозировать его поведение в тех или иных ситуациях с высокой долей вероятности.
  • Зная свой собственный тип, легко узнать свои сильные и слабые стороны, наметить пути для собственного развития, правильно выбрать профессию.
  • Знание особенности социотипов и отношений между ними позволяет более эффективно подбирать рабочие команды и коллективы; под решение каждой задачи подбирать такого кандидата, который справится с ней наилучшим образом.
  • В межличностых отношениях соционика учит терпимости (ведь все типы разные, у каждого свои особенности!) и улучшает взаимопонимание между родителями и детьми, внутри семейных пар, между друзьями и коллегами.

Другим словами, соционика помогает нам лучше понять себя и других, позволяет лучше ориентироваться в жизни, продуктивнее решать личностные и профессиональные задачи. Соционика снабжает человека знанием о том, из чего состоит психика и как она работает.

Почему меня не понимают родители? Как мне найти общий язык с коллегой? Какие темы лучше не затрагивать в разговоре с начальником, чтобы не нарваться на неприятности? Чем мне заниматься по жизни, к чему я более склонен(-на)? Что у меня будет получаться лучше, чем у других? Какое свидание устроить понравившейся девушке, чтобы она получила от него максимум удовольствия и с радостью пришла на второе?

На эти и многие другие вопросы, которые встают чуть ли не каждый день перед любым человеком, способна ответить соционика.

Широкой популярностью соционика пользуется как раз потому, что предлагает стройную технологичную систему знаний, которые существенно расширяют познания в области человека. В то же время обучиться соционике можно относительно быстро (для этого не нужно просиживать штаны 4-6 лет в вузе; достаточно толкового трехдневного семинара с последующими клубными встречами примерно раз в месяц, на которых техника типирования будет улучшаться).

Основная сфера приложения соционики, — это личностный рост, саморазвитие.
Именно в этой, значимой для всех людей, сфере соционика находит свое самое широкое применение.

Другие важные области, в которых соционика также оказывается серьезным подспорьем и хорошим помощником:
— Межличностные отношения.
— Формирование бизнес-команд.

Что такое соционика?

В сторогом смысле определение соционики выглядит следующим образом:

Соционика — это отрасль практического (психологического) знания, согласно которой все люди в соответствии с четырьмя дихотомиями ( — , — , — , рациональность — иррациональность) делятся на 16 социотипов.

Говоря другими словами, согласно соционике, всех людей можно отнести к тому или иному типу (всего соционических типов 16). Каждый тип имеет свои особенности, которые и проявляются в поведении, в мышлении, в переживаниях, в образе жизни, привычках, приоритетах людей. Зная свой тип и тип другого человека, можно более эффективно выстраивать взаимодействие друг с другом в самых разных сферах жизни.

Немного об истории соционики и ее месте в настоящем времени

Соционика — это наука?

Объясняется это тем, что, зародившись в недрах психологии (а именно, в типологии Карла Густава Юнга), соционика в дальнейшем была оторвана от своих корней и претендовала на то, чтобы занять статус самостоятельной (непсихологической) практики.

Соционика — одна из прикладных отраслей психологии

Соционика стала особенно популярна среди представителей точных наук, желавших легко и технологично раскрыть природу психики человека. Однако чем сильнее соционика отдалялась от психологии, тем больше встречалось сложностей на ее пути.

В теоретическом смысле проблемой стало превратное понимание такого психологического явления, как «тип», замена его на несоответствующий явлению термин «тип информационного метаболизма», а в худшем случае «тип» превращается в «ярлык», чем убивает остатки психологичности и пригодности в соционике. Поверхностное же представление складывалось о юнговских соционических функциях, ведь вне психологии понять их смысл не представляется возможным.

В области практики одной из нерешаемых проблем стала задача определения типа. Без опоры на психологическую методологию соционика не смогла справиться с этой базовой для себя задачей, породив множество разных соционических школ. Каждая школа использует свой особенный подход к определению типа; в случаях, когда тип ярко выражен, почти все сходятся во мнении о том, что это за тип. Но если тип выражен неявно, если он изрядно скомпенсирован, то гипотезы о том, какой же это тип, выдвигаются самые разнообразные…

Есть еще одна проблема — организационного плана, — которая встала ребром при отделении соционики от психологии. Причем проблема эта не осознается большинством практикующих горе-социоников. Соционика — это область личности и межличностных отношений, использование соционики как инструмента для работы с личностью требует соблюдать некие правила индивидуальной и групповой психологической работы. Правила эти нехитрые, но чтобы их солюдать, нужен хотя бы минимальный навык профессиональной психологической работы с людьми. В общих чертах эти правила известны любому выпускнику вузовских психологических факультетов. Но соционикой зачастую занимаются люди, не имеющие психологического образования или, тем более, подготовки в области практической психологии; поэтому свои соционические мероприятия они проводят порой с грубыми нарушениями правил психологической работы. А это, в свою очередь, естественным образом отпугивает от соционики заинтересовавшихся в ней людей.

Все встает на свои места, когда мы придаем соционике ее законный статус, а именно, статус отрасли психологии: достигается более глубокое понимание теоретических оснований соционики (в частности, что такое соционические функции, каков смысл каждой позиции функций в типе, что такое «тип» и какую роль он играет в психике человека); как следствие, находятся и надежные методы для определения типа; а соционическая работа оказывается в руках профессиональных психологов, умеющих грамотно и корректно выстраивать профессиональные отношения с клиентом по любому поводу, в том числе, и по поводу соционики.