Различие между теоретическим и практическим мышлением. Теории медицины

Различие между теоретическим и практическим мышлением

Различие между теоретическим и практическим мышлением заключается в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет связь с практикой, а другое - нет, а в том, что характер этой связи различен.

Работа практического мышления в основном направлена на разрешение ча­стных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осу­ществить план сражения и т.п., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей: принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей.

Работа теоретического ума сосредоточена преимущественно на первой части целостного пути познания: на переходе от живого созерцания к абстрактному мышлению, на (временном!) отходе - отступлении от практики. Работа практи­ческого ума сосредоточена главным образом на второй части этого пути познания: на переходе от абстрактного мышления к практике, на том самом «верном попадании», прыжке к практике, для которого и производится теоретический отход.

И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во вто­ром случае связь эта имеет более непосредственный характер. Работа практиче­ского ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергает­ся непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результа­тах. Отсюда та своеобразная «ответственность», которая присуща практическо­му мышлению. Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в са­мом процессе мыслительной деятельности. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, испытывать их иногда в течение очень длитель­ного срока, отбрасывать те, которые себя не оправдывают, заменять их другими и т.д. Возможности пользоваться гипотезами у практика несравненно более ог­раничены, так как проверяться эти гипотезы должны не в специальных экспери­ментах, а в самой жизни, и - что особенно важно - практический работник дале­ко не всегда имеет время для такого рода проверок. Жесткие условия времени - одна из самых характерных особенностей работы практического ума.

(Из работы Теплова Б.М. «Ум полководца»)


Выделяют интуитивное и аналитическое мышление . Различие между ними сводится к следующему. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной мере представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное – характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Признаками интуитивного мышления является также отсутствие развернутых логических рассуждений, самоочевидность для субъекта, уверенность его в правильности решения. Наряду с логическим, аналитическим познанием действительности велика роль интуиции, эвристического начала, бессознательного. Многие великие открытия совершались интуитивно. И.П.Павлов объяснял интуитивный процесс действием «следов» от прошлых впечатлений. В настоящее время выявлены некоторые факторы по развитию интуиции. Ими являются развитие наблюдательности, памяти, эмоциональной восприимчивости, расширения запаса знаний и жизненного опыта, а также совершенствование и развитие органов чувств (зрения художника, слуха музыканта и т.д.)

В зависимости от стандартности-нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискур­сивное, эвристическое и творческое мышление: алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установ­ленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач; дискурсивное (от лат. discursus - рассуждение) мышление осно­вано на системе взаимосвязанных умозаключений; эвристическое мышление - это продуктивное мышление, состо­ящее в решении нестандартных задач; творческое мышление - мышление, дающее принципиально но­вое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Творческое мышление

Творческое мышление является высшим уровнем познавательной деятельности. Оно отличается тем, что мыслящий субъект достигает новых для себя результатов самостоятельно, в процессе поиска посредством особых процедур, которые не свойственны деятельности воспроизведений или усвоения готовых знаний. Творческое мышление дает принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Известный психолог Лук А.Н. («Психология творчества». М.,1978) к творческим интеллектуальным способностям относит: зоркость в поисках проблемы как способность увидеть то, что не укладывается в рамки усвоенного. Это связано не с остротой зрения, а является качеством мышления; способность к свертыванию мыслительных операций, позволяющих мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения от первого до последнего шага; способность к переносу опыта, позволяющая применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к другой; цельность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее (цельное восприятие характерно для людей художественного типа – актеров, художников, музыкантов, журналистов); способность к сближению понятий, проявляющаяся в легкости ассоциирования и отдаленности ассоциируемых понятий; гибкость мышления; способность к оценке; способность к «сцеплению» и «антисцеплению» (объединять и увязывать новые сведения с имеющимся багажом); легкость генерирования идей; беглость речи и др.

Творческое мышление журналиста отражает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Одним из существенных элементов творческого мышления является профессиональное самосознание, которое содержит устойчивые представления об определенной политической, профессиональной, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы (сообщества), о ее свойствах как целого.


Барьеры творческого мышления

Конформизм - желание быть похожим на другого - основной барьер для твор­ческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения, не находилипонимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников.



Цензура - в особенности внутренняя цензура - второй серьезный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматич­ными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешней. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще перестают осознаваться. Superego - так назвал Фрейд этого интернализованного цензора.

Третий барьер творческого мышления - это ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закре­пить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непро­думанных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творчес­ком мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Поэтому цен­ность ежегодных отпусков состоит не столько в том, что, отдохнув, человек бу­дет работать лучше, сколько в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.

Конечно, эффективность результатов свободной творческой фантазии и во­ображения далеко не очевидна; может случиться так, что из тысячи предложен­ных идей только одна окажется применимой на практике. Разумеется, открытие такой идеи без затрат на создание тысячи бесполезных идей было бы большой экономией. Однако эта экономия мало вероятна, тем более что творческое мы­шление часто приносит удовольствие независимо от использования его резуль­татов.



Исторически сложилось так, что медицина сама по себе для философии беспроблемна, т.е. познавательно неинтересна, то есть не вносит каких-либо спорных моментов в сложившуюся манеру научного мышления и не является предметом философских дискуссий. В имеющихся философских системных классификаторах наук медицина обозначена как прикладная ветвь биологии и таким образом является «узким предметом исследования». Однако это является наиболее узким и наименее развитым в эволюционно-историческом плане взглядом на философские основании медицины.

Однако на протяжении многих лет остается невыясненным вопрос – что есть медицина? наука или совокупность наук? Парадоксальность ситуации заключается также в том, что к какому разряду наук не причисляй медицину, она остается, прежде всего, наукой о человеке. А потому отнести ее к «прикладывающейся к чему-то» науке никак нельзя. А еще Гиппократ утверждал, что ясное познание человека заимствуется только из медицинского искусства.

В дальнейшем, на фоне классического естествознания, статус медицинских наук меняется, происходит разделение медицины на доктринальную (теоретизирует на принципах более развитых наук), она рассматривалась как «истинная», и клиническую (как искусство врачевания болезней). Но и эта точка зрения оспаривалась, ведь мало иметь только знания, нужно постигнуть искусство медицины.

Методологически медицина до сих пор определяется в терминах науки и искусства. И самое важное в единстве и противоречии этих терминов, что медицина не только наука, но и искусство. Такое антиномичное самоопределение медицины в терминах науки и искусства как бы защиту от воздействия технократизма и других вариантов восприятия медицины.

Термин «искусство» может рассматриваться как степень овладения врачом профессиональными практическими навыками, а также умении разрешать с пользой для пациента ситуации в сфере теоретически непроработанного знания. Однако «искусство» подобного рода можно встретить не только в медицине. Однако творческой компонентой врача остается его клиническое мышление, ни в одной из фундаментальных наук не прописана его предметно-специфическая логика.

Также интересно, что медицину, не смотря на определение «фундаментальная наука», интересует, прежде всего, индивид. Каждый пациент для врача представляет очередную, но уникальную «теорему». Ведь каждый человек уникален и имеет одну уникальную болезнь, состоящую из сочетания недугов всех его органов и систем. Сложности и трудности клинического мышления усугубляются тем, что врачу приходиться зачастую соединять несоединимые по своему предметно-научному основанию методы мышления. Получается этакий «гибрид» доктринальной и клинической медицины.

Еще одно противопоставление - это анатомический подход и физиологический подход в медицине.

Анатомический подход не считается с целостностью любого организма и рассматривает человека по законам любого живого организма. Физиологический подход настроен на постижение целостности организма, то есть учитывает видовую определенность.

Аналитичность органопатологии, которая благоприятствовала торжеству общей патологии, в некотором смысле обосновывалась на общебиологической терминологии, то есть давала фундаментальную широту обобщений.

Наиболее адекватный и реально отражающий специфику и потребности медицинского познания принцип – это клинико-антропный принцип, сформированный в последние 50 лет. Его основа, что при переходе от частной патологии к системе представлений о болезнях человека особенно резко выступает существенная разница между животным и человеком. И эта разница значительно усложняет, а иногда вовсе исключает перенос экспериментальных данных в клинику, то есть ученый должен позаботиться о постижении физиологического смысла открытого процесса, а затем собственного медицинского смысла. Ведь медицина – это, прежде всего наука о человеке.

Прикладные науки представляют область человеческой деятельности, которая используется для применения существующих научных знаний с целью разработки практических применений, например: технологий или изобретений.

Фундаментальные и прикладные системы знаний

Наука может быть фундаментальной или базовой теоретической и прикладной. Цель теоретической — понять, как работают вещи: будь то одиночная клетка, организм из триллионов клеток или вся экосистема. Ученые, работающие в фундаментальной науке расширяют человеческие знания о природе и мире вокруг нас. Знания, полученные через изучение областей наук о жизни, в основном, фундаментальные.

Фундаментальные науки являются источником большинства научных теорий. Например, ученый, который пытается выяснить, как организм производит холестерин, или то, что вызывает конкретное заболевание, определяют фундаментальные науки. Это также известно как теоретические исследования. Дополнительные примеры основных исследований будут расследовать как глюкоза превращается в клеточную энергию или как образуется вредный повышенный уровень глюкозы в крови.

Изучение клетки (клеточная биология), изучение наследственности (генетика), исследование молекул (молекулярная биология), изучение микроорганизмов и вирусов (микробиология и вирусология), изучение тканей и органов (физиология). Все типы фундаментальных исследований собрали много информации, которая применяется для человека.

Прикладные науки используют научные открытия благодаря теоретическим исследованиям для решения практических задач. Например, медицина, и все, что известно о том, как лечить пациентов, является прикладной на основе фундаментальных исследований. Врач, введя препарат, определяет уровень холестерина, то это является примером прикладных знаний.

Прикладные науки создают новые технологии, основанные на фундаментальных знаниях. Например, проектирование ветрогенератора для использования энергии ветра является прикладной наукой. Однако эта технология опирается на фундаментальную науку. Исследования ветровых режимов и путей миграции птиц помогает определить лучшее размещение для ветрогенератора.

Связь между фундаментальной и прикладной системой знаний

Во время исследований применяется как фундаментальная так и прикладная наука. Изобретения тщательно планируются, но важно отметить, что некоторые открытия делаются благодаря случайности; то есть, путем счастливой случайности, как счастливый сюрприз. Пенициллин был обнаружен, когда биолог Александр Флеминг забыл чашку с бактериями стафилококка. Нежелательная плесень выросла на блюде, убивая болезнетворные бактерии. Плесень оказалась и таким образом был обнаружен новый антибиотик. Даже в высокоорганизованном мире, удача, в сочетании с внимательным, пытливым умом, может привести к неожиданным прорывам.

В области теоретическая система знаний используется для разработки информации для объяснения явлений естественного мира. Затем эту информацию используют для практических начинаний через прикладную.

Прикладная наука, как правило, разрабатывает технологию, хотя там может быть диалог между фундаментальной и прикладной наукой (исследования и разработки).

Типы получения знаний

Научное сообщество обсуждает последние несколько десятилетий о значимости разных типов получения знаний. Выгодно заниматься познанием ради просто получения знаний, или же их можно применить к решению конкретной проблемы или для улучшения нашей жизни? Этот вопрос фокусируется на различиях между двумя типами: фундаментальная и прикладная наука.

Фундаментальные или «чистые» науки стремятся к расширению знаний независимо от краткосрочного применения этих знаний. Она не сосредоточена на разработке продукта или услуги непосредственно государственной или коммерческой ценности. Цель фундаментальных наук — знание ради познания, хотя это не значит, что в конце концов, это не может привести к практическому применению.

В отличие от прикладных наук или «технологий» система стремится использовать полученный продукт для решения реальных мировых проблем, таких как повышение урожайности сельскохозяйственных культур, лекарство от определенной болезни или спасать животных которым угрожает стихийное бедствие. В прикладных науках, проблема обычно определяется для исследователя.

Медицинская микробиология является примером прикладных знаний. Эти познания биологии дают новые технологии, хотя и не обязательно только медицинские, которые разработаны конкретно через биомедицину и биомедицинскую инженерию.

Эпидемиология, которая изучает закономерности, причины, последствия и условия влияния на здоровье заболевания в определенной популяции, является применением формальных наук статистики и теории вероятностей. Генетическая эпидемиология применяет как биологические, так и статистические методы относящиеся к разным типам наук.

Таким образом, грань между теоретической и практической деятельностью человека весьма условна.

Примеры прикладной системы знаний

Некоторые люди могут воспринимать прикладную науку как «полезная» и фундаментальную как «бесполезная».

Внимательный взгляд на историю, однако, показывает, что базовые знания влекут за собой множество замечательных приложений имеющих большое значение. Многие ученые считают, что базовое понимание необходимо до разработки приложения.

Таким образом, прикладная наука опирается на результаты, полученные в ходе теоретических исследований.

Другие ученые думают, что настало время перейти от теории к практике вместо того, чтобы найти решения для актуальных проблем. Оба подхода допустимы. Это правда, что есть проблемы, которые требуют немедленного практического внимания. Однако, многие решения находятся только с помощью широкого базиса полученных фундаментальных знаний.

Один пример того, как фундаментальные и прикладные науки могут работать вместе, чтобы решить практические проблемы произошли после открытия структуры ДНК, что привело к пониманию молекулярных механизмов, регулирующих репликацию ДНК. Нити ДНК уникальны в каждом человеке и находятся в наших клетках, где они дают инструкции, необходимые для жизни. Во время репликации ДНК они делает новые копии незадолго перед делением клетки. Понимание механизмов репликации ДНК позволили ученым разработать лабораторные методики, которые сейчас используются для выявления, например, генетических заболеваний или определить лиц, которые были на месте преступления или определить отцовство.

Без фундаментальной или теоретической подготовки, маловероятно, что прикладная наука будет существовать.

Другой пример связи между фундаментальными и прикладными исследованиями является проект , исследование, в котором каждая хромосома человека была проанализирована и сопоставлена, чтобы определить точную последовательность субъединиц ДНК и точное расположение каждого гена (ген — основная единица наследственности, полный комплект генов — геном). Менее сложные организмы также были изучены в рамках данного проекта для того, чтобы лучше понять хромосомы человека. Проект «геном человека» опирался на фундаментальные исследования простых организмов где позже был описан геном человека. Важной конечной целью в итоге стало использование данных прикладных исследований с целью поиска методов лечения и ранней диагностики генетически обусловленных заболеваний. Проект генома человека был результатом 13-летнего сотрудничества между исследователями, работающими в различных областях. Проект, который секвенировал весь геном человека, был завершен в 2003 году.

Таким образом, фундаментальная и прикладная человеческая деятельность неотделимы и зависят друг от друга.

Теоретическая и практическая медицина

В медицине выделяют теоретическую медицину, или медицинскую науку, или медицинскую теорию, - область науки, изучающую организм человека, его нормальное и патологическое строение и функционирование, заболевания, патологические состояния, методы их диагностики , коррекции и лечения с теоретических позиций.

Выделяют также практическую, или клиническую, медицину, или медицинскую практику - практическое применение накопленных медицинской наукой знаний для лечения заболеваний и патологических состояний человеческого организма.

Конвенциональная и альтернативная медицина

Традиционная медицина - система обширных медицинских знаний, навыков и умений, передающихся в письменной форме и применяемых на протяжении нескольких тысяч лет и по настоящее время в решении вопросов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Традиционная медицина подразделяется на китайскую медицину , индийскую, тибетскую, уйгурскую, греческую и арабскую медицину. Народная медицина - система околомедицинских знаний, обнаруженных эмпирическим путём, передаваемых в рамках одной династии, чаще в устной форме.

Конвенциональная медицина - не синоним научной медицины в современном смысле слова. Так, в официальной, конвенциональной медицине многих стран мира, включая и Россию, до сих пор нередко используются методы лечения, базирующиеся на устаревших или несовременных теориях и представлениях, не соответствующих современным критериям доказательной медицины. Одним из примеров такого подхода является всё ещё встречающееся в конвенциональной медицине применение при артериальной гипертензии препаратов типа диабазола или папаверина , эффективность которых не подтверждена рандомизированными контролируемыми испытаниями, вместо препаратов, имеющих высокий уровень доказанности эффекта (ингибиторы АПФ, диуретики и др.), или необоснованно широкое применение физиотерапии , чья доказательная база также слаба и не отвечает современным строгим критериям.

Доказательная медицина

В современной научной медицине всё шире применяются критерии доказательной медицины , которая требует строгих доказательств эффективности тех или иных методов лечения или диагностики путём методологически корректно выполненных РКИ (рандомизированных контролируемых испытаний) - двойных слепых плацебо -контролируемых клинических испытаний. Любые другие методы лечения, не получившие подтверждения эффективности в РКИ, просто отвергаются как нерелевантные и неэффективные, вне зависимости от их кажущейся эффективности в не-слепых опытах (то есть для пациента или для практикующего врача). Поскольку вероятность основных заболеваний увеличивается с возрастом, большую популярность в последнее время получает развитие разделов геронтологии , имеющих отношение к замедлению старения, развитие антивозрастной (antiaging) медицины, а также попытки перехода парадигмы лечения возникших болезней к их предотвращению (профилактическая медицина).

См. также

  • VA VistA - свободная медицинская информационная система
  • Медицинские стандарты: SNOMED, HL7

Ссылки

  • Сергей Петрович Капица & Борис Григорьевич Юдин. Медицина XXI века: этические проблемы // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3. - С. 75-79.
  • М.С. Киселева. Врачевание в Москве и в Киеве (по текстам XVII в.) // Традиционное и нетрадиционное в культуре России. - М.: Наука, 2008, с. 50-60

Коды в системах классификации знаний

  • Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ)(по состоянию на 2001 год): 76 МЕДИЦИНА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Научная медицина" в других словарях:

    Означенный термин обыкновенно неправильно употребляется в смысле противоположности медицине практической; но последняя во всех своих проявлениях у постели больного, при решении санитарных или судебных вопросов, есть не что иное, как прикладное… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Современная энциклопедия

    Медицина - [латинское medicina (ars) врачебная, лечебная (наука и искусство)], область науки и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Вершиной врачебного искусства в древнем мире … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    медицина (генезис) - Как рождается медик и научная медицина Самая древняя медицинская практика восходит к жреческой. Согласно мифологии, первым, кто начал обучать людей искусству врачевания, был кентавр Хирон. Асклепий, ученик Хирона, был сыном Бога, носил… … Западная философия от истоков до наших дней

    Содержание 1 Банщики цирюльники 2 Святые 3 Амулеты 4 Больницы … Википедия

    Научная библиотека Южно Уральского государственного университета … Википедия

    Издательство, Москва. Основано в 1918. Научная и учебная литература по медицине, медицинской промышленности, медицинские журналы … Большой Энциклопедический словарь

    - «МЕДИЦИНА», издательство, Москва. Основано в 1918. Научная и учебная литература по медицине, медицинской промышленности, медицинские журналы … Энциклопедический словарь

медицина, медицина 21 века
Медици́на (лат. medicina) - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни. Слово «медицина» происходит от латинского словосочетания ars medicina - «лечебное искусство», «искусство исцеления», - и имеет тот же корень, что и глагол medeor, «исцеляю».

При необходимости противопоставления «народной», «нетрадиционной» медицинам и прочим «практикам» уточняют - общепринятая медицина (либо конвенциональная, от англ. conventional - обычный, традиционный; общепринятый).

  • 1 Символы
  • 2 История
    • 2.1 Древний мир
      • 2.1.1 Древний Египет
    • 2.2 Средние века
      • 2.2.1 Медицина в средневековой Западной Европе
      • 2.2.2 Средневековая Русь
    • 2.3 Эпоха Возрождения
    • 2.4 Новое время
  • 3 Направления и области медицины
    • 3.1 Профилактическая медицина
    • 3.2 Клиническая медицина
    • 3.3 Фармакология (фармацевтика)
    • 3.4 Медико-биологические отрасли
    • 3.5 Отдельные области медицины
    • 3.6 Теоретическая медицина
    • 3.7 Практическая медицина
    • 3.8 Доказательная медицина
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Литература
  • 7 Коды в системах классификации знаний
  • 8 Примечания

Символы

В современном мире наибольшее символическое значение для обозначения медицины получили четыре варианта.

Один из внешних символов медицины с конца XX века - шестиконечная «Звезда жизни». Более древним символом медицины является посох Асклепия, который, согласно преданию, принадлежал великому целителю. Третий популярный знак - красный крест и красный полумесяц; его слава тесно связана с деятельностью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Четвертый символ медицины - чаша с обвившейся вокруг неё змеёй - связан с Авиценной, который в лечении применял яд змей и древнегреческой богиней здоровья Гигиеей, изображавшейся с чашей и со змеёй.

    «Звезда жизни»

    Посох Асклепия

    Эмблема Международного Красного Креста

    Эмблемма Международного Красного Полумесяца

    Эмблемма IFRC

    Чаша Гигиеи

История

Основная статья: История медицины Череп периода энеолита со следами трепанации, найденный в местечке Чалагантепе (Агдамский район). 5-е тысячелетие до н. э. Музей истории Азербайджана, Баку Изображение на деревянных досках Хеси-Ра, философа, архитектора, придворного библиотекаря и, вероятно, первого официально упомянутого врача в истории Знаменитый греческий врач - Гиппократ Древнеримский катетер

Древний мир

Основная статья: Доисторическая медицина

Первоначально возникновение заболевания рассматривались как некое внешнее и совершенно враждебное человеку живое существо, которое каким-либо образом проникает в его тело и способно вызвать болезненное состояние. Таким образом, абсолютная беспомощность человека той эпохи перед силами природы в сочетании с непониманием сущности и законов окружающего мира способствовали возникновению ложных представлений о существовании злых духов, способных вселяться в организм человека, а также привели к разработке и применению целого ряда магических средств и приёмов лечения (заклинания, заговоры, молитвы и так далее), которые являлись, по сути, зачатками психотерапии. Зарождение и развитие зна́харства и шама́нства на ранних этапах существования человека привело к возникновению понятия лечения как такового. странах Древнего Востока получила развитие так называемая жреческая, или храмовая, медицина. Значительных успехов достигла медицина в развитых античных государствах: есть исторические документы, донесшие до нас свидетельства современников-очевидцев и труды древнегреческого врача Гиппократа, римского естествоиспытателя Клавдия Галена, александрийских врачей Герофила и Эрасистрата. Кроме того, письменные памятники Древнего Востока (древнеегипетские медицинские папирусы; Хаммурапи законы; Ману законы и Аюрведа в Индии и другие) свидетельствуют, что в древних государствах законодательным путём были регламентированы условия деятельности врачей вплоть до размеров гонораров за лечение и установления различных степеней ответственности за нанесение ущерба больному.

Таким образом, в древнем мире врачи и жрецы, наряду с мистическими, магическими формами врачевания, использовали рациональные лечебные приёмы и целебные средства народной медицины. Немаловажное значение уделялось диететике, гигиеническим предписаниям, массажу, водным процедурам, гимнастике. Известны дошедшие до наших дней свидетельства успешного (следы восстановления костной ткани в области рукотворных трепанационных отверстий, наличие костных мозолей на сломанных костях и так далее) применения хирургических методов лечения: трепанация черепа, кроме того, описано применение в случае патологических родов или гибели роженицы кесарева сечения, а в случае внутриутробной гибели плода - эмбриотомии и так далее. Древнекитайская медицина использовала более 2 000 лекарственных средств, среди которых особое место занимали женьшень, ртуть, корень ревеня, камфора и другие. Несколько тысячелетий насчитывает своеобразный метод иглотерапии. Относительно высокого уровня достигли в Древней Индии анатомия и хирургия.

Древний Египет

Врач, который лечит пациента

Древнеегипетская медицина представляла собой смесь суеверных, доисторических воззрений со строго проверенными наблюдениями и выводами. Врач должен был следовать лишь тем правилам, которые жрецы изложили в особых сочинениях. Все открытия в медицине приписывались богам и богиням: Озирису, Изиде, Гору, Баст и Тоту. Врачебное дело находилось в руках жрецов - пастофоров. Они принимали больных в храмах. Преподавание медицины производилось в особых школах.

Гигиена в Египте играла видную роль: были точно определены образ жизни граждан, их пища, сон, обмывания. Многие из подобных правил были заимствованы евреями и вошли в их священные книги. Каждые 3 дня (по другим данным - 3 месяца) предписывалось принимать слабительные и рвотные для очищения тела, в определённые промежутки времени назначался пост. Здоровье поддерживалось также играми. Особые счётчики вели записи о рождаемости и смертности, с обозначением причин болезней. Погребение производилось на кладбищах, в горах; для трупов фараонов возводились особые пирамиды. Трупы свободных граждан подвергались бальзамированию, в трёх видах, сообразно общественному положению умершего.

Привычные современному человеку понятия Анатомия и физиология практически отсутствовали в древнеегипетской медицине, а представление о них было идеалистическим. Согласно этим взглядам, телом управляют 4 духа (деканы). До 50 лет тело увеличивается в весе ежегодно на 1/2 лота (примерно 6,5 граммов), а позже начинает уменьшаться, отчего и происходит смерть.

Египтянам были известны свойства 700 средств природного происхождения. Были известны опиум и гашиш. По сравнению с современной медициной, внутренних средств было не очень много. Они употреблялись всегда свежими и подогретыми, а также замешивались с тестом и давались в виде хлеба. Чтобы ввести лекарство детям, кормилица принимала его и оно с молоком поступало к младенцу. Кроме лекарственных средств применяемых внутрь (через рот) существовал весьма разнообразный выбор: клизмы, тампоны, окуривания, мази, припарки. Зубы пломбировались, недостающие заменялись искусственными, которые привязывались золотыми проволоками к соседним зубам. По мнению Эберса, заклинания имели значение лишь для низших сословий.

Средние века

Абу Али Ибн Сина - один из наиболее известных средневековых врачей Основная статья: Средневековая медицина

Накопление практических медицинских наблюдений продолжалось и в средние века. Возникли специальные учреждения для лечения больных и раненых, монастырские больницы для гражданского населения (VII век). Крестовые походы, сопровождавшиеся миграцией населения, способствовали возникновению опустошительных эпидемий и обусловили в Европе создание карантинов.

В VII веке в исламских странах начинают активно развиваться науки: учёные исламского мира в числе прочего продолжают развивать медицинские знания древних цивилизаций. Халифы покровительствуют наукам и учёным. Харун ар-Рашид устраивает в Багдаде школы, больницы и аптеки. Его сын Мамун основывает в Багдаде Академию, призывает к себе учёных из всех стран. Школы устраиваются во многих местах: в Куфе, Басре, Бухаре и других городах.

В 873 году при Ахмаде ибн Тулуне была создана первая крупная государственная больница, предназначенная исключительно для бедных слоёв населения. При поступлении в больницу одежда и деньги сдавались на хранение управителю, а при выписке из больницы пациент получал в качестве последнего рациона одну курицу и один хлеб. Больница включала также отделение для умалишённых.

Арабы находились в условиях, по-видимому, особенно способствовавших развитию медицины, так как ислам призывает искать лекарства от болезней и превозносит тех, кто лечит людей. Арабские учёные-медики переводили и изучали сочинения древних медиков. Ибн Зухр (Авензоар) является первым известным врачом, осуществлявшим анатомирование и посмертное вскрытие человека. Знаменитейшие из арабских медиков: Аарон, Бактишва (несколько врачей-несториан), Гонен, Ибн аль-Вафид (англ.)русск. (Абенгефит), Ар-Рази, Али ибн Сахль Раббан аль-Табари (Гали-Аббас), Ибн Сина (Авиценна), Альбукасис, Ибн Рушд (Аверроэс), Абдул-Латиф аль-Багдади.

Византийская и арабская медицина обогатила мировую медицинскую науку новыми описаниями симптомов болезней и лекарственных средств. Значительную роль в развитии медицины сыграл среднеазиатский учёный Ибн-Сина (Авиценна).

Медицина в средневековой Западной Европе

Гравюра, изображающая врачей и пациентов Салернской врачебной школы XI-XII век

В средневековой Западной Европе, по сравнению с античностью, эмпирическая наука находилась в упадке, приоритет имели теология и схоластика. Сосредотачивалась наука в университетах. Начиная с IX века, в университетах на территории современной Германии, Англии и Франции, наряду с другими науками преподавалась, в том числе, и медицина. Лечением занимались монахи и светские люди. Самой знаменитой из врачебных школ в Европе в средние века была Салернская. Сочинения этой школы были приняты, как образцовые, в других училищах. Наиболее известной была гигиеническая поэма «лат. Regimen Sanitatis». К Салернской школе принадлежали врачи духовного и светского звания, а также женщины. Они заведовали больницами, сопровождали армии в походах и состояли при королях и принцах. Только с XIII века у немногих представителей медицины того времени обнаруживается стремление изучать природу болезней путём наблюдений и опытов. Таковы Арнольд из Виллановы и Р. Бэкон. XIV веке начинается разработка анатомии как науки на основании вскрытий и М. де Луцци (англ.)русск. (1275-1326) издаёт сочинение, содержащее точные изображения органов. Тем не менее, до XV века арабы доминировали в европейской медицине, так что даже сочинения Галена в Европе распространялись в переводах с арабского.

Средневековая Русь

На Руси наряду с монастырской медициной продолжала развиваться народная медицина. XI-XII веках в Переяславе и Киеве, в XIII веке во Львове были созданы больницы. Лекарственным делом в России издавна занимались врачи-эмпирики («ликовци»), аптекари («зелийникы»), костоправы, цирюльники.

Эпоха Возрождения

Значительный шаг в развитии медицины был сделан в эпоху Возрождения (XV-XVIII веках). Швейцарский врач Парацельс выступил с пропагандой медицины, основанной на опыте и знаниях, ввел во врачебную практику различные химические вещества и минеральные воды. А. Везалий описал строение и функции тела человека. Английский врач У. Гарвей создал учение о кровообращении.

В области практической медицины важнейшими событиями XVI века были создание итальянским врачом Дж. Фракасторо учения о контагиозных (заразных) болезнях и разработка первых научных основ хирургии французским врачом А. Паре.

Новое время

Врач, который посещает своих пациентов в 1682 году Операция в семнадцатом веке нашей эры

Рост промышленного производства привлек внимание к изучению профессиональных заболеваний. На рубеже 17-18 веков итальянский врач Б. Рамаццини положил начало изучению промышленной патологии и гигиены труда.

С развитием медицины зарождаются в разных странах медицинские учебные заведения. 18 в. в Российской империи была создана Академия наук (1724 г) и медицинскую коллегию (1763 г) - административные центры в области медицины, а также открыто несколько медицинских школ.

В 1773 году открыт Медицинский коллегиум во Львове, который в 1784 объединился с медицинским факультетом Львовского университета, 1787 - открыта Елизаветградская медико-хирургическая школа. Одним из основных источников, комплектовали слушателей медицинских школ, была Киевская академия, где в конце XVIII века начали преподавать медицину (в 1802 был открыт медицинский класс - первым его преподавателем стал А. Ф. Масловский).

Во второй половине XVIII века - первой половине XIX века были заложены основы военной и морской гигиены. Немецкий ученый Р. Кох стал одним из основоположников микробиологии. Основы экспериментальной фармакологии и токсикологии заложил французский физиолог и патолог К. Бернар. Труды немецкого физиолога Г. Гельмгольца, чешского биолога Я. Пуркине способствовали прогрессу офтальмологии.

В это время увеличивается количество медицинских учебных заведений.

Направления и области медицины

Профилактическая медицина

Основная статья: Профилактическая медицина

Ранее эта область называлась Санитария и гигиена. Имеет целью предупреждения заболеваний, как в отношении одного индивидума, так и в отношении групп, популяций людей.

  • Гигиена изучает влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятных и профилактики неблагоприятных воздействий.
  • Дезинфектология
  • Санитария
  • Эпидемиология изучает демографию болезненных процессов, мероприятия по их локализации и снижению заболеваемости, и включает в себя, но не ограничивается изучением эпидемий.

Клиническая медицина

Выявление и лечение больных людей и предотвращение повторного заболевания одного и того же пациента.

  • Диетология изучает влияние еды и питья на здоровье и болезни, особенно при определении оптимального питания. Диетолог назначает терапевтическую диету при сахарном диабете, сердечно-сосудистых заболеваниях, лишнем весе и расстройствах пищеварения, аллергии, недоедании и опухолях. (иногда, ошибочно путают с гигиеной питания).
  • Терапия
  • Хирургия
  • Психиатрия
  • Педиатрия
  • Геронтология
  • Кардиология
  • Неврология
  • Эндокринология изучает гормоны и их влияние на тело
  • Офтальмология
  • Стоматология
  • Урология

Фармакология (фармацевтика)

Основная статья: Фармакология
  • Фармакоэпидемиология
  • Фармация
  • Фармакология биохимическая
  • Клиническая фармакология
  • Молекулярная фармакология
  • Фармакогеномика
  • Экспериментальная фармакология

Медико-биологические отрасли

  • Анатомия изучает физическое строение организмов. отличие от макроскопической анатомии, цитологии и гистологии, анатомия изучает микроскопические структуры.
  • Биохимия изучает химические процессы, происходящие в живых организмах, особенности структуры и функции их химических компонентов.
  • Биомеханика изучает структуры и функции биологических систем с помощью механических методов.
  • Биологическая статистика - это применение статистики к биологическим полям в самом широком смысле. Знание биостатистики имеет важное значение в планировании, оценке и интерпретации медицинских исследований. Также биостатистика является основой для эпидемиологии и доказательной медицины.
  • Биофизика - это междисциплинарная наука, которая использует методы физики и физической химии для изучения биологических систем.
  • Цитология занимается микроскопическим исследованием отдельных клеток.
  • Эмбриология изучает раннее развитие организма.
  • Генетика изучает гены и их роль в биологической наследственности.
  • Гистология изучает структуры биологических тканей с помощью световой микроскопии, электронной микроскопии и иммуногистохимии.
  • Иммунология изучает иммунную систему, которая включает в себя врождённый и адаптивный иммунитет.
  • Инфектология изучает инфекции.
  • Комбустиология изучает ожоги и их лечение.
  • Медицинская физика изучает применение принципов физики в медицине.
  • Микробиология изучает микроорганизмы, в том числе простейшие, бактерии, грибы и вирусы.
  • Молекулярная биология изучает молекулярные основы процесса репликации, транскрипции и трансляции генетического материала.
  • Нейробиология включает в себя те дисциплины науки, которые связаны с изучением нервной системы. основном, нейробиология сфокусирована на физиологии головного мозга и спинного мозга. Некоторые связанные клинические специальности включают в себя неврологию, нейрохирургию и психиатрию.
  • Патология как наука изучает причины болезней, их ход, прогрессию и разрешение.
  • Фотобиология изучает взаимодействие между неионизирующими излучениями и живыми организмами.
  • Физиология изучает нормальное функционирование организма и лежащие в его основе механизмы регулирования.
  • Радиобиология изучает взаимодействие между ионизирующими излучениями и живыми организмами.
  • Токсикология изучает опасные эффекты лекарств и ядов.

Отдельные области медицины

  • Авиационная медицина
  • Арктическая медицина
  • Военная медицина
  • Космическая медицина
  • Медицина катастроф
  • Подводная медицина
  • Спортивная медицина
  • Судебная медицина
  • Медицина труда
  • Хрономедицина

Теоретическая медицина

В медицине выделяют теоретическую медицину или биомедицину - область биологии, изучающую организм человека, его нормальное и патологическое строение и функционирование, заболевания, патологические состояния, методы их диагностики, коррекции и лечения с теоретических позиций.

Теоретическая медицина исследует теоретические основы лечения, предлагает пути развития практической медицины. Теоретическая медицина основана на логическом медицинском мышлении, подтвержденным научными теоретическими знаниями. Обобщение различных подходов дает теоретической медицине возможность создавать медицинские гипотезы, которые будут являться неотъемлемой частью практического мышления (из тезисов Райтера Д. В.). Теоретическая медицина - это первый шаг практики (проф. Соловьев В. З.).

Как правило, теоретическая медицина не затрагивает практику медицины в такой степени, в какой она занята теорией и исследованиями в медицине. Результаты теоретической медицины делают возможным появление новых лекарственных средств, более глубокое, молекулярное понимание механизмов, лежащих в основе болезни и процесса выздоровления, тем самым создавая фундамент для всех медицинских приложений, диагностики и лечения.

Практическая медицина

В медицине выделяют также практическую, или клиническую, медицину (медицинскую практику) - практическое применение накопленных медицинской наукой знаний, для лечения заболеваний и патологических состояний человеческого организма.

Доказательная медицина

Основная статья: Доказательная медицина

В современной медицинской науке всё шире применяются критерии доказательной медицины, которая требует строгих доказательств эффективности тех или иных методов лечения, профилактики или диагностики путём методологически корректно выполненных РКИ (рандомизированных контролируемых испытаний) - двойных слепых плацебо-контролируемых клинических испытаний. Любые другие методы, не получившие подтверждения эффективности в РКИ, отвергаются как нерелевантные и неэффективные, вне зависимости от их кажущейся эффективности в открытых исследованиях, когда некоторые участники исследования знают, какое именно воздействие получает пациент.

Поскольку вероятность многих заболеваний увеличивается с возрастом, интенсивно развиваются с позиций доказательной медицины такие разделы, как геронтология и гериатрия, изучающие проблемы замедления старения, антивозрастной терапии и профилактической медицины в пожилом и старческом возрасте.

См. также

  • Лечебно-профилактические учреждения
  • Хронология медицины и медицинской технологии
  • Список медицинских журналов
  • Медицинские стандарты (неполный список)
    • SNOMED

Ссылки

  • Капица С. П., Юдин Б. Г. Медицина XXI века: этические проблемы // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 3. - С. 75-79.
  • Словарь медицинских терминов (рус.). Проверено 28 Марта 2010. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  • Основы медицинской помощи (рус.). Проверено 13 июня 2011. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  • Тэннер М. Сравнительный анализ систем здравоохранения в разных странах.

Литература

  • Ковнер С. История древней медицины. - К., 1878-1888. Вып. 1-3
  • Лахтин М. Ю. Этюды по истории медицины. - М., 1903.
  • Мороховец Л. З. История и соотношение медицинских знаний. - М., 1903.
  • Мейер-Штейнег Т., Зудгоф К. История медицины. - М., 1925.
  • Менье Л. История медицины. - М.;Л., 1926.
  • История медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. - М., 1954. - Т. 1.
  • Заблудовский П. Е. История отечественной медицины. - М., 1960-1971.
  • Бородулин Ф. Р. История медицины. - М., 1961.
  • Мультановский М. П. История медицины. - 2-е изд.. - М., 1967.
  • Глязер Г. О мышлении в медицине. - М., 1969.
  • Выдающиеся имена в мировой медицине. - К., 2002.
  • 60 лет Российской Академии медицинских наук / Под ред. В. И. Покровского.. - М., 2004.
  • Мирский М. Б. Медицина России Х-ХХ вв. - М., 2005.
  • Очерки истории медицины XX в. - Казань, 2006.
  • Литвинов А. В., Литвинова И. А. Нобелевская плеяда медицинской науки: Энциклопедия лауреатов. - Смоленск, 2008.
  • Сорокина Т. С. История медицины. - 9-е изд.. - М., 2009.
  • Скороходов Л. Я. Краткий очерк истории русской медицины / Л. Я. Скороходов; науч. ред. и коммент. М. В. Супотницкого. - М.: Вузовская книга, 2010. - 430 с.: ил. ISBN 978-5-9502-0428-9

Коды в системах классификации знаний

  • УДК 61
  • Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ) (по состоянию на 2001 год): 76 МЕДИЦИНА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Примечания

  1. 1 2 3 Медицина / Ю. П. Лисицын, Ю. А. Шилинис, А. Д. Адо, П. Е. Заблудовский. - БСЭ / Под общей ред. Б. В. Петровского. - 1969-1978.
  2. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1999. - Т. 1. - С. 519-520. - 623 с. - ISBN 5-200-02685-7.
  3. Звезда жизни - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. Гигиея, Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. - М.: Русский язык-Медиа. А.П. Гуськова, Б.В.Сотин. 2003.
  5. Adolphe Gutbub, Mélanges Adolphe Gutbub, Université de Montpellier 1984, p.190
  6. Мец А. Мусульманский Ренессанс / Отв. ред. В. И. Беляев. - Наука, Восточная литература, 1973. - С. 303. - 473 с.
  7. Rose, Nikolas (2007) The Politics of Life Itself: Biomedicine.Power, and Subjectivity in the Twenty-First Centuty. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. p.372. ISBN 0-691-12191-5

медицина, медицина 21 века, медицина в россии, медицина гинекология, медицина для вас, медицина и здоровье, медицина картинки, медицина катастроф, медицина онлайн, медицина пророка

Медицина Информацию О