Признаки абстрактного мышления. Пример абстрактного мышления. Возможности для усовершенствования процессов

Виды мышления.

Мышление. Воображение. Речь

Практическое занятие № 3

Мышление – психический процесс отражение наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Мышление, «думанье» есть только тогда, когда, когда выполняется что-то новое для человека, приводящее к получению новых знаний о мире. Другой существенной особенностью мышления является единство его с речью.

Источником мыслительной деятельности людей является реальная жизнь, практика. Труд, учение, игра – любые виды деятельности требуют решения мыслительных задач.

Мыслительные операции .

1. Анализ – мысленное разделение целого на части или свойства

2. Синтез – мысленное объединение частей и свойств предмета или явления в единое целое.

3. Сравнение – мысленное сопоставление предметов или явлений и нахождение сходств и различий между ними.

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

5. Абстракция – мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов и явлений. Мыслить абстрактно – значит уметь извлечь какой-то момент, сторону, черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями того же объекта.

Предметно – действенное мышление – вид мышления, которое осуществляется только при наличии предметов и непосредственном действии с ними.

Наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления (образы ранее воспринятых предметов и явлений), а так же оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план)

Абстрактно-логическое мышление – опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними.

1. Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная словами.

2. Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания.

3. Умозаключения – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение, как новое знание, мы получаем путём выведения из уже имеющихся знаний. Умозаключение – опосредованное, выводное знание.

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. "Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами " (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде .


Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности .

Речь для человека является основным средством общения, средством мышления, носителем сознания и памяти, носителем информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно-исторического развития.

Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи – функция коммуникации, т. е . передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

Как начался спор о разных способностях, к математике, логике, анализу и другим сложным вещам, встретился один из самых сложных терминов в нашей беседе - абстрактное мышление. Его с чем только не сравнивают, чем только не объясняют, к чему не прикладывают. И с чем только не путают.

А вы знаете и понимаете, что такое абстрактное мышление? Почему его так многие путают с логикой, памятью и другими интересными вещами? Я как-то умом понимаю, что это, но с формулировками у меня тоже бывают сложности. Вики говорит нам: "Абстрактное мышление - один из видов человеческого мышления, который заключается в образовании абстрактных понятий и оперировании ими." Ну и как? Легче стало от этой формулировки? :-)

И дальше: "Абстрактные понятия («число», «материя», «стоимость» и т. д.) возникают в процессе мышления как обобщение данных чувственного познания конкретных предметов и явлений объективной действительности."
Ну да, уже лучше.

Мне подруга как-то ответила на этот вопрос простым примером: "Ребенок, у которого нет абстрактного мышления, "десять" понимает, а "десять яблок" - не понимает".
Это само по себе понятно, но у меня не очень стыкуется с тем, что написано выше (списано из викисловаря).

Я как раз по дороге в школу зрения читала дискуссию в жж о том, кому о чем думается хорошо. И решила спросить у невролога. Он там сидит, в этой школе, и любит отвечать на каверзные вопросы. Я решила, что он - отличный кандидат для этого вопроса, потому что он сам часто этот термин использует. Невролог сказал, что абстрактное мышление нужно нам для того, чтобы обращаться с явлениями, о которых мы не получаем достаточно информации, чтобы "разобрать" их умом. Все, что зыбко, туманно и непонятно, для нас упаковывает в какие-то приемлемые образы абстрактное мышление. И оно же вступает в силу, когда мы пытаемся выразить свои чувства и эмоции. Это - тоже очень хлипкая и туманная часть реальности, которую трудно понять, систематизировать, описать, обсудить. А хочется. Вот тут наша способность абстрактно мыслить подбирает образы и описания, тому, что выразить и сказать словами нельзя.

Пожалуй, это описание мне понравилось больше всех, до сих пор услышанных и прочитанных. Но остался вопрос с математикой, логикой и анализом. Правда ли, что абстрактное мышление помогает понимать математику? И если да, то почему?

Мой невролог сказал, что - нет, понимать - не помогает. Понимать помогает подача информации (понятная, простая, прямолинейная), и нужное количество информации. Если человек чего-то не понимает в примере, значит ему не хватает информации, знаний, помогающих этот пример решить. Если он все знает, нужное для решения задачи, он приходит свои знания, и решит.

А вот в чем абстрактное мышление помогает, так это - справиться с эмоциональными тупиками. Потому что у каждого человека есть такая фаза, когда знания у него уже есть, но он еще не сообразил, как их приложить. Это - отсутствие опыта, отсутствие решимости, отсутствие навыков по комбинированию и прикладывания всего ко всему. И чтобы не впасть в ступор при первой же неудаче, расслабиться, вздохнуть, и подумать, что тут не так, что с этим можно сделать - помогает способность разобраться в своих чувствах. Понять и осознать свое эмоциональное состояние, повлиять на него, расслабиться, принять ситуацию. Начать размышлять о ней - отчасти оторвавшись от точного примера и желания немедленно получить правильную цифру.

Кстати, привычка дорисовывать в уме то, что на самом деле не видишь и не слышишь - оказывается тоже считается плодом абстрактного мышления. И это - очень полезно.
Сейчас врачи придают большое значение этой способности. Я уже писала о том, как я прохожу в последнее время тесты на зрение. Сначала зрение замеряют объективными методами. Диоптрии и прочее можно замерить аппаратом, и все, что я вижу криво, косо и неровно - это результат физических искривлений и изменений. Сделав скан сетчатки можно спроецировать через нее все, что преломляется в глазу, и врач увидит мир моими глазами, во всей его кривизне. При этом, когда я должна зачитывать буквы, сидя в нужном количестве метров от таблицы, я угадываю намного больше, чем должна бы. И что-то в моей голове заставило меня видеть со временем кривые линии более прямыми. И - что главное - это считается! Все выкрученное любыми невесть какими методами, включая увиденное ушами, носом, интуицией и каким-нибудь шестым чувством - считается! Опознал увиденное - значит опознал!
У них даже есть любимая фраза там, которую они все время повторыют: "Bestanden ist bestanden"- ("Кто сдал экзамен, тот сдал"). Типа - "неважно как".
:-)

А может быть и в науках как-то так можно? Что-то не понять умом, но дочувствовать другим каким-то местом? :-)


Смотрите так же:

Обще принятая типология мышления представляет такой , как абстрактное. Принципиальное отличие от других типов свойственно только человеческому виду: у животных, которым присущи другие , этот тип не выражен. В этой статье мы узнаем, что такое абстрактное мышление и какими особенности оно наделяет человека, а также представим ряд упражнений по его развитию.

Формы абстрактного мышления

Отличительной особенностью данного вида мышления является три его составляющие – понятие, суждение, умозаключение. Для того чтобы понять что собой представляет этот вид, следует подробно разъяснить его формы.

Понятие

Представляет собой форму, которая отражает предмет в качестве одного или группы признаков. При этом каждый признак должен быть существенным и обоснованным. Понятие выражается словосочетанием или словом: «собака», «снег», «синеглазая женщина», «абитуриент политехнического вуза» и т.д.

Суждение

Эта та форма, которая отрицает или подтверждает предмет, мир, ситуацию какой-то фразой. При этом суждение имеет 2 типа – простое и сложное. Первый, к примеру, звучит так: «собака грызет кость». Второй несколько в иной форме: «девушка встала, скамья опустела». Отметим, что второй тип обладает повествовательной формой предложения.

Умозаключение

Заключается в форме, которая из одного суждения или группы, резюмирует, представляя новое суждение. Именно эта форма является фундаментом абстрактно-логического мышления.

Признаки абстрактно-логического мышления


Существуют основные признаки этой формы мышления, которые наиболее полно отражают его суть:
  • умение оперировать понятиями, группа и критериями, которые не существуют в реальном мире;
  • обобщения и анализа;
  • систематизация полученной информации;
  • необязательность непосредственного взаимодействия с окружающим миром для выявления его закономерностей;
  • построение причинно-следственных связей, создание отвлеченных моделей каких-либо процессов.

Понятие «абстрактное мышление» берет корень в логике, которая, в свою очередь, исходит из Китая, Индии и Греции. По Историческим фактам можно предполагать, что база логики была заложена около 4 в. до н.э. Произошло это практически одновременно в разных точках земного шара, что только подчеркивает важность абстракций и логических рассуждений для изучения любого предмета, ситуации или мира.

Логика – это раздел философии, являющейся наукой о рассуждениях, законах, правилах для выведения правильных выводах о том объекте, которые подвержены изучению.

Таким образом, абстрактное мышление является основным инструментом логики, т.к. позволяет абстрагироваться от материального, и выстроить цепочку выводов. Отметим, что, в отличие от других наук, логика развивалась и развивается на протяжении всей истории нашего мира, с момента появления человека.

Презентация: "Определение типа мышления"

Применение абстракций

Абстрактное мышление начинает развиваться в детском возрасте от 5 до 7 лет. До этого возраста дети используют другие формы мышления:

  1. с рождения – наглядно-действенный;
  2. с полутора лет – конкретно-предметный.

Необходимо заметить, что вышеперечисленные формы понятия «абстрактное мышление» остаются с человеком на всю жизнь, т.к. помогают налаживать связь с окружающей реальностью, не зависимо от возраста. Но лишь абстрактный вид мышления является фундамент обучающего процесса, способности познания мира в целом, а также для любой осознанной деятельности. Наиболее ярким примером такой деятельности является наука. Основа же любой науки – сбор и систематизация полученных знаний.

Невзирая на то, что во многих ситуациях такие процессы основаны на функции наблюдения за материальными предметами и явлениями, фундаментом научного инструментария – анализ, синтез, обобщение, выработка понятийного аппарата и т.д. - является абстрактное мышление.

Однако в быту абстрактно-логическое мышление играет не последнюю роль. За счет него человек способен не только устанавливать связи между событиями, обобщать и распределять опыт, но и выстраивать общую картину мира.

Диагностика и развитие способности мыслить абстрактно

Для определения выраженности абстрактного мышления, достаточно пройти специальный тест, которые достаточно разнообразны:

  • Тест на . Положительным результатом считается преобладание абстрактно-логическое мышление. Такие тесты созданы в виде опросников, в которых нужно выбрать самое близкое вам утверждения, либо основываться на картинках, т.е. работе с изображениями.
  • Тесты на выявление причинно-следственных связей. Суть заданий таких тестов следующее: даются исходные условия, из которых нужно сделать логически правильный вывод. Зачастую, такие тесты применяют в качестве терминологии несуществующих слов для того, чтобы выявить уровень отстранения человека и его умения абстрагироваться от конкретных деталей.
  • Тесты, построенные на анализе предложенных комбинаций слов. В этом случае необходимо выявить закономерность, по причине которой различные слова объединены, и распространить ее на другие словосочетания.

Тренировка логики и способности абстрактно мыслить

По причине того, что абстрактное мышление является наработанным качеством, его следует развивать. Наиболее оптимальным временем для начала таких тренировок является ранний возраст. Обусловлено это тем, что у детей повышен уровень восприимчивости к новой информации и более ум является более гибким. С возрастом эти свойства несколько теряются, т.к. человек уже принял определенные шаблоны поведения и мировосприятия. Однако и взрослый человек при достаточном упорстве может развить свои абстрактно-логические навыки и эффективно их задействовать в повседневной и трудовой жизни.

Выбрав для прохождения несколько тестов, вы сможете легко определить, какие виды упражнений будут наиболее эффективны: если тренировка дается с трудом, значит, с подобных им и следует начать.

Выбирать легкие виды упражнений не имеет смысла, т.к. мышление останется на прежнем уровне.

Самым оптимальным вариантом для начала занятий как для детей, так и для взрослых являются задачи на сообразительность и смекалку. Обычно они представлены в виде очевидных фактов, но имеющих неправильное решение. Испытуемый, решая задачу, должен выявить неявные взаимосвязи между исходными данными и сформулировать верный ответ.

Помимо этого, в качестве упражнений можно использовать вопросы и задания из любого теста.

Способность к обобщению и систематизации знаний дает нам мощный инструмент к познанию мира. В отличие от животных и первобытных людей, мы обладаем уникальным ресурсом, который можем использовать для более широкого и глубокого осмысления реальности: законов Вселенной, социальных связей и, в конечном счете, самих себя.

Абстрактное мышление имеет большое значение для всех людей. Высокий уровень его развития позволяет не только улучшить качество жизни, но и добиться гораздо больших успехов. Заниматься развитием такого типа мышления следует уже в детстве, но с взрослением прекращать тренировки не стоит. Только регулярные занятия позволят улучшать и поддерживать свои интеллектуальные способности. В этом поможет знание того, как развить абстрактное мышление у взрослых и детей. Все методы можно применять на практике самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.

Формы

Абстракция – отвлечение одних свойств предметов от других для выявления их особенностей. Определение абстрактного мышления практически такое же. Под этим явлением подразумевают вид интеллектуальной деятельности, в процессе которой человек обдумывает ситуацию, отделяя ее от некоторых деталей. Абстрактность оказывает значительное влияние на физиологию мышления и позволяет пересечь определенные границы, открыв для себя новые знания.

Такой вид мышления развивается параллельно с онтогенезом с малых лет. Впервые он проявляется в моменты, когда ребенок начинает фантазировать, сочиняя свои истории или разыгрывая необычные ситуации, и абстрагироваться от игрушек, предпочитая думать об определенных их свойствах.

Абстрактное мышление разделяется на формы, каждая из которых соответствует особенностям мыслительного процесса, сопровождающегося абстракцией. Всего их 3:

  1. Понятие. Подразумевает определение одного общего свойства для разных предметов. Очень важным моментом является значимость этой объединяющей черты. Например, ножки у столов или зеленые листья у разных деревьев.
  2. Суждение. При суждении происходит утверждение или отрицание определенного события. Все, как правило, описывается словосочетанием или коротким предложением. Суждения бывают простыми или сложными. В первом случае они касаются одного действующего предмета или лица (например, «мальчик купил молоко»). Во втором же суждение затрагивает сразу несколько сторон («появились тучи, на улице стало темно»). Также оно может быть истинным, базирующимся на субъективных выводах, или ложным, основанным на личной заинтересованности.
  3. Умозаключение. Под умозаключением понимают мысль, формирование которой происходит на основе нескольких суждений. Она состоит из предпосылки, вывода и заключения. Все три процесса происходят в голове человека последовательно. Все начинается с начальных суждений (предпосылки), потом переходит на этап размышлений (выводов), а завершается образованием нового суждения (заключение).

Применяться абстрактное мышление может в любой из этих трех форм. Взрослый человек в повседневной жизни использует их все. Тем не менее развивать их нужно обязательно даже тем, кто хорошо умеет абстрагироваться.

Современный искусственный интеллект наделен абстрактным мышлением, которое превосходит по качеству человеческое.

Особенности

Абстрактное мышление используется детьми с первых лет жизни. Оно начинает проявляться вместе с развитием членораздельной речи. Ребенок младших возрастов фантазирует, размышляет о необычных вещах, изучает мир, сравнивает свои игрушки, применяя навыки абстрагирования. Они малоразвиты, но пользоваться ими все же удается.

Школьный возраст сочетается с повышением важности абстрактного мышления. Школьнику потребуется мыслить нестандартно, когда придется решать различные задачи. Особенно это касается математики, где абстрагирование играет большую роль. Позже, когда подросток будет учиться в старших классах, значимость такого мышления станет еще выше.

Также абстрактное мышление применяется в философии, писательстве, инженерии, управленческой психологии, тайм-менеджменте и многих других сферах. Его хорошее развитие позволяет добиться успеха в любой области.

Признаки

Мышление с абстрагированием имеет свои характерные признаки. Они позволяют выделить его на фоне остальных мыслительных процессов и лучше понять, чем же так полезна абстракция для человека.

Признаки:

  1. Отражение окружающего мира без задействования органов чувств. Человеку не требуется использовать органы чувств и контактировать с предметом, чтобы получить о нем информацию. Именно абстрагирование позволяет воспользоваться старыми имеющимися знаниями, чтобы решить ту или иную задачу.
  2. Обобщение явлений. При обобщении различных предметов и выявлении их характерных признаков человек получает возможность быстро получать доступ к своим знаниям. Если он способен выявить определенные закономерности и схожести, то в будущем вспомнить и найти в памяти нужную информацию будет значительно проще.
  3. Языковое выражение. Все мысли легко выражаются в виде внутреннего диалога, который можно перевести в реальный. При этом абстрактные понятия могут обдумываться в голове вообще без применения языкового выражения, а результатом станет заключительное суждение, которое будет просто выразить речью.

Развитие абстрактного мышления позволяет улучшить все перечисленные выше признаки, являющиеся также и полезными навыками, без которых трудно добиться успеха.

Влияние на человека

Среднестатическому человеку трудно представить, как именно выглядит тот, у кого очень развито абстрактное мышление. Такие люди, как правило, всегда добиваются своих целей, они успешны и счастливы. При этом у них в голове всегда что-то происходит: они рассуждают, обдумывают события, представляют образно будущее, решают трудные задачи. Чаще всего они разговаривают сложным языком, что вызывает трудности в общении. Высокая работоспособность позволяет им занимать высокие должности, а развитый интеллект делает их очень важными для любой компании.

Такие люди могут столкнуться с рядом проблем. Зачастую они слишком эгоистичны, из-за чего найти настоящих друзей для них становится серьезной трудностью. При этом люди с развитым абстрактным мышлением не могут проявлять достаточно физической активности и пассивны в практической работе. Иногда они небрежны во внешнем виде, что отталкивает окружающих.

Чаще всего развитым абстрактным мышлением обладают мужчины технических профессий.

Упражнения для взрослых

Развивать абстрактное мышление взрослому человеку довольно трудно, т.к. его интеллект уже давно сформирован. Тем не менее с помощью некоторых упражнений добиться результата все же удастся. Выполнять их рекомендуется ежедневно на протяжении нескольких недель.

Наиболее эффективные упражнения:

  1. Представление эмоций. Требуется мысленно представить, как именно проявляются разные эмоции у определенного человека. Рекомендуется использовать полный набор возможных чувств людей.
  2. Обратное чтение. Нужно перевернуть книгу и прочитать ее в обратном порядке. Параллельно с этим требуется устанавливать логические связи между различными событиями. Лучше всего выбирать простые произведения, написанные легким языком.
  3. Анализ общения. Следует вспомнить всех людей, с кем пришлось пообщаться в течение дня. Нужно проанализировать не только сам разговор, но и выражение лица, жесты и голос собеседника. Делать это рекомендуется с закрытыми глазами.
  4. Придумывание противоречий. Нужно просто придумывать разные словосочетания, которые покажутся противоречивыми. Они могут быть абсолютно любыми (горячий лед, горькая конфета и т.п.).
  5. Составление аббревиатур. Достаточно придумать любое словосочетание, сократить его до первых букв, а потом в течение дня расшифровывать его. Например, самостоятельное развитие мышления (СРМ).
  6. Перечисление функций предметов. Требуется выбрать любую имеющуюся вещь и перечислить все ее функции. Можно придумывать даже необычные назначения, которые не принято использовать.
  7. Мозговой штурм. Нужно выбрать любую букву алфавита и написать ее на листок. Задача в том, чтобы за ограниченное количество времени вспомнить максимальное количество слов на эту букву, записав их все на бумагу.
  8. Сочетаемость слов. На одном листочке нужно написать существительные, а на втором прилагательные. Делать это нужно не сразу. Лучше всего начать просто с одного существительного. К нему потребуется подобрать подходящие, а также абсолютно несовместимые прилагательные. Все их следует записать в разные столбики.
  9. Название картины из жизни. Требуется зрительно зафиксировать любое произошедшее в реальности событие и дать ему необычное название. Оно должно быть таким, как мог бы назвать картину художник.
  10. Живопись. Нужно писать любые картины, используя цветные краски. В процессе следует представлять характеристики всех присутствующих предметов. Если нет возможности воспользоваться красками, можно начать с обычного рисования карандашом.

Перечисленные методы помогут развить абстрактное мышление также у подростка или пожилого человека. Нужно лишь применять их на регулярной основе, не пропуская очередных занятий.

Упражнения для детей

Развиваться проще всего в детском возрасте. В это время мозг открыт для внешнего воздействия и может подвергаться любым изменениям. Упражнения для детей отличаются от тех, что предлагаются взрослым, но являются не менее эффективными.

Лучшие упражнения:

  1. Обратное чтение надписей. Родители должны предложить ребенку сыграть в игру, в ходе которой он будет читать увиденные вывески в обратном порядке. Сделать это со всеми рекламными плакатами будет очень трудно. Поэтому следует обговорить дополнительные условия (например, читать только красные вывески).
  2. Рисование необычных животных. Ребенок должен нарисовать животное, состоящее из частей других животных. Когда рисунок будет готов, нужно придумать новому виду необычное название.
  3. Театр теней. С помощью рук, на которые падает свет от лампы в темноте, ребенок должен создавать необычные тени, изображающие те или иные вещи. Можно даже предложить ему разыграть с помощью теней любимую сказку.
  4. Ментальная арифметика. От ребенка потребуется вычислять простые примеры с помощью специальных счетов под названием «абак». Такие тренировки также разовьют усидчивость и общий интеллект.
  5. Головоломки. Нужно выбрать головоломки, ребусы, анаграммы и т.п. игры, учитывая предпочтения малыша. Его задачей станет решение всех предоставленных задачек. В более старшем возрасте к ним можно добавить кроссворды.
  6. Изучение облаков. Ребенок должен рассматривать облака вместе со своими родителями и называть, что именно он видит. Возможность наглядно оценить каждое облако на схожесть с разными предметами или животными повышает шансы на успешное развитие.
  7. Строительство. Родителям нужно дать своему малышу задачу, которая заключается в строительстве из игрушечных блоков определенных предметов. Так получится развить образное мышление и креативность.
  8. Ассоциации. Малышу нужно придумывать ассоциации ко всему, что он видит или чувствует. Можно также просить его представлять животных по услышанным звукам, которые они издают.
  9. Классификация. Ребенку нужно отсортировать все имеющиеся вещи или игрушки по определенным признакам. Например, по форме, весу или предназначению. Родители должны контролировать процесс и давать подсказки, если будет необходимость.
  10. Вопросы. Родители должны задавать своему малышу вопросы «почему?», «что, если?» и т.п., чтобы заставить его подумать и проанализировать ситуацию. Спрашивать можно в любое время.

Такие простые упражнения позволят добиться хорошего результата за несколько недель тренировок. Рекомендуется сочетать их с другими занятиями, которые буду направлены на развитие общего интеллекта.