Практическая значимость интерактивного обучения в дошкольной педагогике. Интерактивные технологии в доу. Психолого-педагогические условия интерактивного обучения


Методическая разработка мастер-класса для педагогов дошкольных образовательных организаций
«Интерактивная технология «Карусель» как метод социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с использованием ЛЕГО-конструктора»
Цель: создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и родительской компетентности в условиях детского сада и семьи в процессе активного игрового взаимодействия по освоению интерактивной технологии «Карусель» с использованием ЛЕГО-конструктора.
Задачи:
Познакомить педагогов, с методическими особенностями технологии «Карусель» в ДОУ;
Познакомить родителей с использованием ЛЕГО конструктора в условиях детского сада и дома;
3. Формировать у педагогов умение применять интерактивную технологию с целью развития у детей коммуникативных навыков;
4. Мотивировать педагогов к саморазвитию и повышению квалификации, открытости в условиях реализации ФГОС ДО и стандарта педагога.
5. Проанализировать целесообразность применения технологии «Карусель» как средства формирования коммуникативных навыков.
Оборудование: наборы ЛЕГО, столы, стулья по количеству участников, стикеры, презентация опыта работы, лист бумаги, карандаши, фломастеры, цветовые сигналы, анкета.
Ход мастер-класса.
I. Презентация опыта работы.
Добрый день уважаемые коллеги. Меня зовут Некрасова Ираида Павловна, воспитатель1 КВ категории МБДОУ детский сад № 5.
Вашему вниманию представляю опыт работы на тему «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи».
Формирование социально-коммуникативного развития дошкольников на педагогическом уровне определяется заказом общества на воспитание развитой личности ребенка.
Достаточный уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Что отражено в нормативных документах, представленных на слайде.
Все это актуализирует поиск реальных источников формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Представленная на слайде диаграмма отражает исследование социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет детского сада 5 на начало 2015-2016 учебного года. Как можно видеть, способность детей 5-6 лет договариваться друг с другом во время игры, воспринимать проигрыш без обиды, понимать эмоции других детей сформированы на низком и среднем уровне.
Данные способности являются ключевыми для готовности детей к обучению в школе.
Анализ диагностики социально-коммуникативного развития позволил определить основную проблему.
Рабочей гипотезой нашей деятельности было предположение, что проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса. Являясь муниципальным ресурсным центром и реализуя долгосрочный проект «ЛЕГО технологии в развитии дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи», включающий краткосрочные проекты с участием всех субъектов образовательных отношений и социальных партнёров, который позволит выстроить систему работы направленную на формирование социально-коммуникативных навыков дошкольником в соответствии ФГОС ДО.
На сегодняшний день нами намечен план, заключены договора с социальными партнёрами, приобретён ЛЕГО-конструктор. Дети и родители стали участниками фестивалей на муниципальном уровне: «Мир на ладошке: парад военной техники», «Лето в лукошке», фестиваль технического творчества «Шаг в будущее».
Наши наблюдения позволяют сделать вывод о том, что участие в фестивалях, занятия по ЛЕГО-конструированию на базе Дворца детей творчества и молодёжи, совместное конструирование на семейных клубах и игровой деятельности во всех возрастных группах детского сада способствует повышению уровня развития социально-коммуникативных умений обучающихся, у детей развивается умение слушать и слышать партнера, согласовывать свои действия с партнером равным и старшим по возрасту и социальному статусу, адекватно воспринимать сущность взаимодействия, преодолевать конфликтные ситуации. Приятно наблюдать во время участия в фестивале технического творчества «Шаг в будущее», что наши дети могут договариваться о совместной постройке, изменять её, исследовать и проводить испытания с детьми разными по возрасту и из разных детских садов и школ.
Проведённая работа, повышение квалификации, самообразование позволили мне принять участие в в профессиональном конкурсе.
II. Поиск, решение задачи, проблемы.
И сегодня предлагаю вам вместе со мной принять участие в определении целесообразности применения интерактивной технологии «Карусель», как метода социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с использованием ЛЕГО-конструктора.
Данная технология предполагает образование двух колец: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно дети, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это дети, перемещающиеся по кругу через определённый отрезок времени. Перед всеми детьми ставиться образовательная задача в виде легенды, истории где им необходимо решить эту проблему. Таким образом, они выполняют ряд творческих заданий при этом увлеченно беседуют, делятся своими мнениями, приходят к единому решению. Игра проходит динамично и результативно.
Сейчас вам необходимо определить место за столом в соответствии с выбранным вами стикером.
Красный стикер – ребёнок, жёлтый – родитель, зелёный – педагог. Участники нашей игры займите ваши места.
III. Мотивация к деятельности.
Нам пришло смс. «Дорогие дети, родители и педагоги наша семья недавно переехала в новую квартиру. Наш район «Солнечный» – новостройка, в нем уже появились магазины, больница, школа, детский сад. Но наши дети заскучали. Что должно появится в нашем микрорайоне, чтобы их жизнь стала интересней? (хочется подсказать вам, что маленький Ваня любит гулять качаться на качели, а Верочка – очень любит животных.) Мы хотели бы обратиться со своими предложениями к мэру города. Помогите нам спланировать развлечения для наших детей. С уважением, семья Ивановых».
- Давайте поможем семье Ивановых. В каждой группе нужно выбрать руководителя. Это будут мои помощники. Они присаживаются в центр круга.
- Остальные группы переходят по часовой стрелке к другому столу по звуковому сигналу.
IV. Планирование деятельности.
Совместное обсуждение решения задачи, проблемы. Работа в подвижных группах.
- На первом этапе вам нужно продумать проект и зарисовать его на бумаге. На это вам даётся 5 минут. Звонок колокольчика приглашает вас перейти в другую группу.
- На следующем этапе с помощью ЛЕГО-конструктора вам необходимо создать проект который должен соответствовать следующим параметрам.
1. Оригинальность;
2. Многофункциональность:
3. Прочность.
На это вам даётся 7 минут. Звонок колокольчика пригласит вас перейти в другую группу.
- На заключительном этапе вам нужно презентовать проект созданный вашими товарищами. На это вам даётся 5 минут.
- Приглашаем на презентацию проектов.
V. Рефлексия.
Выразите своё мнение с позиции ребёнка, родителя и педагога об эффективности данной технологии в представленной анкете.
Хочется услышать мнения детей, родителей, педагогов.
Для обратной связи в нашем микрорайоне «Солнечный» работает светофор, на который можно приклеить ваш стикер.
Зелёный свет - наша встреча вам показалась интересной,
Жёлтый свет если вы хотели бы данной технологией с другими педагогами и родителями.
Красный свет – ничего нового вы не узнали.
VI. Заключение.
Предлагаю вам буклет по работе с данной технологией!
Анкета.
1 .Способность к конструктивному ведению диалога:
- умение слушать партнера и адекватно понимать смысл его высказывания;
- умение находить противоречия и слабые места в рассуждениях партнера и подвергать их конструктивному обсуждению;
- умение воплощать собственную мысль в форму логически
стройного обобщающего суждения, доступного для восприятия окружающих.
2. Адекватность ориентировки в коммуникативном пространстве:
- умение конструировать образ «Я» на основе согласования
собственных и чужих представлений о себе;
- умение создавать «образ партнера» по коммуникации;
- умение адекватно воспринимать сущность конкретного взаимодействия.
3. Компетентность в моделировании акта межличностного взаимодействия:
- умение находить тему и планировать ход предстоящего общения;
- умение проектировать адекватные средства общения и реализовывать их на практике;
- умение избегать возможных конфликтов в общении и связанного с ними эмоционально-психологические напряжения.
Как вы считаете, какие показатели коммуникативной готовности к школьному обучению и признаки их проявления будут формироваться у детей с применением интерактивной технологии «Карусель»?
«+» качество проявляется
«-» не проявляется
РЕБЁНОК


Приложенные файлы

Игровые технологии успешно применяются в сфере образования. Раньше они преимущественно использовались в младших классах, теперь педагоги настаивают на необходимости регулярного применения инновационных игровых технологий в детском саду.

Интерактивность предполагает способность взаимодействия с людьми и техникой в режиме диалога, беседы. Это форма познавательной деятельности, которая полностью основана на психологии человеческих взаимодействий и взаимоотношений. Технология игрового обучения в детском саду помогает привлечь внимание детей, вызвать у них интерес к познанию окружающего мира.

Зачем использовать в детсадах интерактивные технологии?

Интерактивные технологии образования в дошкольных детских учреждениях необходимы для развития коммуникативных навыков дошколят. Она помогает детям укрепить межличностные отношения, преодолеть скованность, неуверенность благодаря созданию ситуации успеха. В результате формируются условия, которые необходимы для развития потребности ребенка постоянно развиваться.

Основные интерактивные технологии для ДОУ

Поскольку в детских садах занимаются маленькие дети, необходимо использовать не особо сложные технологии. Современные игровые технологии в детском саду включают в себя:

  • «Работу в парах». Эта форма позволяет детям вырабатывать навыки общения, сообща работать над заданиями, договариваться.
  • «Хоровод». В рамках этого упражнения воспитатель при помощи предмета учит детей по очереди справляться заданием. Такая технология необходима, чтобы научить малышей не перебивать товаришей, внимательно выслушивать ответы.
  • «Цепочка» предполагает последовательное решение каждым из участников одной задачи. Для достижения общей цели ребятам приходится общаться друг с другом и предлагать разные варианты решения заданий.
  • «Карусель» используется для организации работы в парах. Она помогает формировать навыки сотрудничества, взаимопомощь.
  • «Дерево знаний». В рамках этого упражнения воспитатель вывешивает на дерево листы с картинками, заданиями и схемами. Дети делятся на группы и выполняют задания. После этого один ребенок демонстрирует результаты работы группы, а остальные анализируют их и дают оценку.
  • «Большой круг». Цель этой технологии игрового обучения в детском саду – научить каждого ребенка высказываться, развивать коммуникационные навыки, делать выводы.

Влияние компьютеризации на систему интерактивного обучения

Инновационные игровые технологии в детском саду зачастую организовываются с использованием компьютерной техники . Технические средства помогают ускорить передачу социального опыта ребенку, повысить качество обучения, развить мотивацию детей к познавательной деятельности.

Только занятия с компьютером должны проводиться не чаще, чем 3 раза в неделю. Их продолжительность должна составлять не более одного раза в день. Иначе можно добиться противоположного эффекта, оказав отрицательное воздействие на здоровье деток.

Есть ли альтернатива компьютерам в ДОУ?

Последнее время компьютеры уступают современным игровым технологиям в детском саду. Все чаще используются интерактивные панели. Они очень удобны в использовании во время образовательного процесса. Панели работают без проекторов. В их основе используются большие LCD-мониторы. В результате гарантировано хорошее качество оборудования. Транслируемое им изображение великолепно. Изготавливаются интерактивные панели в двух модификациях, имеющих разный способ крепления. Монитор может крепиться к стене, а может иметь перекатную подставку, благодаря которой его можно легко транспортировать из одной группы в другую.

Интерактивная панель оснащена встроенным ПК, который помогает демонстрировать иллюстрационный материал детям, делать цифровые заметки. Для этого достаточно лишь коснуться пальцем панели. Инновационные игровые технологии в детском саду с установленной интерактивной панелью становятся более интересными и доступными. Специально для этого есть целая копилка интерактивных игр, позволяющих смоделировать ту или иную ситуацию реальной жизни. Использование интерактивных технологий такого уровня дает возможность детям быстрее социализироваться.

Стоит ли пользоваться современными игровыми технологиями в детском саду?

Интерактивные технологии незаменимы в современном детском дошкольном учреждении. Нынешние дети с малого возраста активно пользуются компьютерной техникой, играют в развивающие игры. Поэтому для них абсолютно неактуален объяснительно-иллюстративный метод, которым ранее активно пользовались в образовательных учреждениях любого типа.

Заинтересовать ребенка, привлечь его к процессу активного познания окружающего мира можно только с помощью технологии игрового обучения в детском саду. Это необходимо, чтобы развить у ребенка качества, необходимые для познавательной деятельности: внимательность, активность, умение работать в коллективе. Без этих свойств малышу будет тяжело при дальнейшем обучении в средней школе. Помочь осваивать новые знания может современная компьютерная техника, которая предусматривает активное воздействие ребенка и виртуальной реальности.

Педагогам необходимо активно внедрять в процесс обучения современные интерактивные технологии образования, чтобы идти в ногу со временем.

Одна из важных для дошкольного возраста деятельность – это общение. Оно - необходимое условие развития личности. Поэтому задача педагога и воспитателя - специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Решением задачи является использование педагогом и воспитателем интерактивных методов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста

Сущность и основные понятия интерактивного обучения

Одна из важных для дошкольного возраста деятельность – это общение. Оно - необходимое условие развития личности. Поэтому задача педагога и воспитателя - специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Решением задачи является использование педагогом и воспитателем интерактивных методов. Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из понятий «метод» и «интерактивный». Метод – способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения педагогических задач. В понятии же «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» – между, «акция» – усиленная деятельность между кем-либо.

Таким образом, интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Сущность интерактивных методов состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Они предполагают сообучение, причем, и ребенок, и педагог, и воспитатель являются субъектами учебного процесса. При этом воспитатель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы дошкольников.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.

Особенности интерактивного обучения

Каковы же особенности интерактивного обучения?

Во-первых, интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов.

Во-вторых, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом.

В-третьих, часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка.

В-четвертых, для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.

В-пятых, интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса.

В-шестых, в ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.

В-седьмых, в ходе диалогового общения у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. При такой организации работы ребенок может не только выразить своё мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы «коллег», отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);

2) Парная (задание выполняется в паре);

3) Групповая (задание выполняется в подгруппах);

4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);

5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

Методы интерактивного обучения

Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них:

Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций);

Интерактивные и ролевые игры:

- «мозговой штурм»;

Дискуссии и дебаты;

Метод проектов;

Метод ассоциаций.

Эти формы/методы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

Характерными особенностями интерактивных методик являются:

1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.

2. Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).

3. Наличие ясной, конкретной цели.

4. Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.

5. Групповая рефлексия.

6. Подведение итогов.

Для дошкольников более подходящими методами обучения являются игры. Характерное отличие ролевой игры – условность действий, что делает общение оживленным и захватывающим. Цель игры – развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Методики проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт . Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)

Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

Формирование культуры речевого общения

Речевая деятельность человека является самой распространенной и самой сложной, всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый компонент. По данным исследователей, человеческая деятельность на две трети состоит из речевой. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности. Речевая деятельность имеет социальный характер. В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знание, память. Речевая деятельность характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования, реализации и контроля. В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие. Одним из компонентов общения выступает культура речевого общения. Исследованиями ученых установлено, что воспитание культуры речевого общения определяет:

Формирование у детей знаний норм и правил общения;

Умение общаться с окружающими;

Желание ребенка вступать в контакт;

Предупреждает негуманное проявление эмоций.

Особое внимание следует уделять:

Беседам с детьми;

Использованию художественного слова;

Комплиментам, как одному из видов поощрения;

Проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;

Драматизации отдельных произведений.

Над этим мы работаем на детских советах.

Кроме того, в нашем детском саду используются такие интерактивные формы взаимодействия как: межгрупповое взаимодействие – когда воспитанники разных групп готовят различные мероприятия для детей других групп: театрализованные представления, игры-драматизации, ярмарки, различные акции. Такая форма позволяет выйти за пределы своей группы, показать чему научились другим группам, услышать оценку своих действий. Почувствовать удовлетворенность от того, что они делают в детском саду.

Еще одной формой являются клубные часы. В нашем учреждении работают 6 клубов разной направленности, которые посещают дети. Для того, чтобы ребенок выбрал себе занятие по интересу, мы устраиваем клубный час, во время которого ребенок может посетить любой клуб и стать его активным участником и впоследствии определить, что ему ближе и на каком клубе он остановит свой выбор.


Первое неоспоримое право ребенка – высказывать свои мысли.

Я. Корчак

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», – писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»

Интерактивная методика основывается на обучении действием и посредством действия: человек лучше запоминает и усваивает то, что он делает своими руками. Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи педагог может использовать интерактивные технологии .

Использование интерактивных технологий и методов обучения в современном детском саду дает характеристику профессиональной компетенции педагога ДОУ.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Интерактивная форма обучения позволяет найти индивидуальный подход к каждому слушателю и участнику методического мероприятия также позволяет построить субъект – субъективные взаимоотношения не только между педагогами детского сада, но и между педагогами и их воспитанниками.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач совместными способами.

Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах. Например, индивидуальная форма, предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения заданий в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная; и наиболее сложная форма интерактивного обучения это планетарная. При планетарной форме группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем, озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект. Основная цель педагога применять ту или иную компьютерную программу с учётом конкретных условий воспитательно-образовательного процесса, использовать ее содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка. Именно от педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно можно оживить образовательный процесс, расширить и закрепить полученный детьми опыт. Применение компьютерной техники и информационных технологий позволяет также повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий, повышать эффективность коррекционной работы.

Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом:

– предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

– несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

– движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

– стимулирует познавательную активность детей;

– предоставляет возможность индивидуализации обучения;

– в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

– позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Методы, которые используются в работе с детьми. НОД в группах начинается со знакомства с детьми:

Знакомство

Цели: Создать в группе атмосферу доверия и взаимной поддержки; формировать навыки самопрезентации, преодоления неуверенности и боязни перед публичным выступлением.

Обычно, проводя знакомство, я прошу детей рассказать историю своего имени (для детей старших и подготовительных групп) : «Кто и почему вас так назвали?» Или «Расскажите все, что вам известно о вашем имени» .

После того, как все дети представились, спрашиваю у детей:

– Почему важно знать историю своего имени?

Например, тема «Времена года».

Знакомство: Меня зовут… Мое любимое время года – весна и т. д.

«Мозговой штурм» – цель: «мозгового штурма» или «мозговой атаки» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.

Ролевая игра – это структурированная обучающая ситуация, в которой человек временно принимает определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает соответствуют этой роли. Распределение ролей может быть прямое, со сменой или с ротацией.

Основной же особенностью ролевой игры является, то что обучающимся дается возможность самостоятельно действовать в специально сконструированной сложной ситуации и тем самым получить определенной опыт.

Например: Ребята, какая сегодня погода?

«Ролевая игра» : ролевая игра имитирует реальность с назначением ролей детям и предоставлением им возможности действовать «как бы по-настоящему» . Цель ролевой игры – определить отношение детей к конкретной сказке, сценке и т. д., приобрести опыт путем игры : она старается помочь научить через опыт и чувства. Иногда дети могут разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они побывали. Также намного легче усваивать и закреплять материал именно в процессе игры.

«Кластеры»

Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод , помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.

2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Например:

Санки Праздник

Дед Мороз ЗИМА Снеговик

Подарки елка Новый год

В ДОУ предлагаю использовать так. На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

«Синквейн»

Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.

1 строка : Тема одним словом (обычно существительное)

2 строка : Описание темы в двух словах (два прилагательных)

3 строка : Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)

4 строка : Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)

5 строка : Повторение сути темы одним словом (синоним темы)

Например : МАМА

Добрая, любимая

Заботится, любит, кормит

Я люблю свою маму!

В ДОУ можно использовать таким образом.

1 строка : Предмет или явление одним словом.

2 строка : Описать какой этот предмет.

3 строка : Действия данного предмета.

4 строка : Нравится ли данный предмет и как?

5 строка : Как можно по-другому назвать этот предмет?

В заключение можно сделать вывод, что именно интерактивное обучение развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками, обеспечивает решение ряда воспитательных задач, так как учит работе в команде, т.е. в сообществе (совместном обществе – вместе), взаимопониманию, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, наблюдательности, а также развивает творческие способности и фантазию.

Использованная литература :

1. Азарова А. Метод ролевой игры. Спб.: речь, 2011. 352с.

2. Новая школа: Пространство Возможностей Материалы Центрально азиатской научно – практической конференции Бишкек-2006 г. 320 с.

3. Руководство по развитию критического мышления (Методическое пособие) Ташкент – 2002 г.

5. Панфилова А. П. Мозговые штурмы. Спб.: Питер, 2005. 316 с.

4. Уполномоченное Образование (Пособие для тренеров) Информационно-Ресурсный Центр Позитивного Просвещения. Ташкент – 2003 г.

Инна Коваленко

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького : «В карете прошлого никуда не уедешь…»

С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, так использование компьютера стало делом совершенно обычным, и нынешнее поколение детей с самого рождения попадает в очень насыщенную информационную среду. Первыми игрушками современных детей становятся пульты от телевизоров, DVD проигрывателей, CD и DVD диски, мобильные телефоны, а уже потом куклы, машинки и дидактические игры. В настоящее время уже в большинстве российских семей имеется домашний компьютер, а может и не один, и дети с рождения наблюдают, как их родители проводят за ним несколько часов в день. К тому же дети видят, что на мониторе можно наблюдать то, что их больше всего в этом возрасте привлекает : картинки с детьми и животными, мультфильмы, видеоклипы и др. Как показывает практика, запрещать детям подходить к технике бесполезно , всегда привлекает именно то, что находится под запретом. Интерактивная методика основывается на обучении действием и посредством действия : человек лучше запоминает и усваивает то, что он делает своими руками. Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи педагог может использовать интерактивные технологии .

Использование интерактивных технологий и методов обучения в современном детском саду дает характеристику профессиональной компетенции педагога ДОУ,

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это , прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение , организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность , что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач совместными способами.

Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах. Например, индивидуальная форма, предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения заданий в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная; и наиболее сложная форма интерактивного обучения это планетарная. При планетарной форме группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем, озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект. Основная цель педагога применять ту или иную компьютерную программу с учётом конкретных условий воспитательно -образовательного процесса, использовать ее содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка. Именно от педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно можно оживить образовательный процесс, расширить и закрепить полученный детьми опыт. Применение компьютерной техники и информационных технологий позволяет также повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий, повышать эффективность коррекционной работы.

Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом :

предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес ;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

стимулирует познавательную активность детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Можно сделать вывод, что при реализации воспитательно-образовательных задач и содержания образовательных областей сегодня просто необходимо внедрение интерактивных технологий при организации участников образовательного процесса.