Гоголевский бульвар 25 история дома. По нечётной стороне. Гоголевский бульвар трехуровневый: внутренний проезд проходит по верхней ступени, сам бульвар - по средней, а внешний проезд - по нижней

Если вы живете в Москве или просто приехали в этот город, то обязательно стоит посетить Гоголевский бульвар, адрес которого известен всем без исключения. Это и не удивительно, ведь расположен он в Центральном административном округе столицы, является частью знаменитого Бульварного кольца.

История названия бульвара

До того, как знаменитый бульвар стал Гоголевским, он перетерпел несколько переименований. В XVI веке он назывался Чертольским, в честь ручья Черторого, омывавшего склон Белого города на юго-востоке. С 1658 года бульвар стал зваться Пречистенским, так как он вел к Новодевичьему монастырю, в котором хранилась чудодейственная икона Пречистой Богоматери. И только с 1924 года это место обрело современное название - Гоголевский бульвар, но вовсе не из-за того, что здесь ранее проживал Гоголь, а из-за возведенного памятника знаменитому российскому писателю, который был установлен к его 125-му дню рождения. Однако сейчас тот старый памятник с бульвара был убран в Донской монастырь, так как уж очень печальным выглядел там Николай Васильевич. На месте старой скульптуры возвышается новая, на которой Гоголь выглядит более оптимистичным и жизнерадостным.

Скамейка и памятник

Однако даже на фото Гоголевский бульвар можно узнать не только по памятнику писателю, но и по знаменитой скамейке, которая располагается в его конце, когда бульвар переходит в аллею, ведущую к Арбатским воротам. Эту лавочку узнает каждый, кто хоть раз смотрел киноленту "Москва слезам не верит", ведь именно подле нее встречались Катя с Рудольфом в начале фильма и в конце.

После того, как будут осмотрены все здания, если вам захочется отдохнуть, достаточно будет перейти через одну проезжую часть и войти в уютную тенистую аллею, где можно посидеть на лавочке в тени деревьев. Заканчивать же осмотр бульвара стоит посещением памятника Гоголю, расположенном в конце аллеи, возле которого можно будет потратить еще немного времени, чтобы рассмотреть картины московских непрофессиональных художников, которые они продают недалеко от скульптуры.


К середине XVI века от набегов неприятеля по линии современного Бульварного кольца насыпают земляной вал. Там, где его разрезают улицы дороги, лучами расходящиеся из Кремля, сооружают бревенчатые, укрепленные землей и дерном ворота. Однако для отражения многочисленных полчищ земляной вал с деревянными воротами был плохо приспособлен, поэтому решили воздвигнуть каменную стену вокруг Москвы. Новая стена воздвигалась по кромке уже существующего земляного вала, т.е. тоже проходила по линии современного Бульварного кольца. Руководил строительством крупнейший зодчий той эпохи – Федор Савельевич Конь. Стену назвали Белым городом (в то время это слово имело два значение – и поселение, и ограда, защищающая это поселение). Полностью завершенный к 1593 году, Белый город представлял собой надежную оборонительную твердыню и прекрасное архитектурное сооружение. Даже недостроенный, Белый город сыграл свою роль в обороне столицы. Орды крымского хана Казы-Гирея, подошедшие в 1591 году к Москве, увидев грозную стену, не решились ее штурмовать и отошли без боя.
В середине XVIII века стена Белого города потеряла свое фортификационное значение: она отстала от уровня развития военной техники, да и неприятель перестал беспокоить столицу окрепшего и расширившегося государства. И в 1774 году вышло предписание место под бывшей стеной Белого города разровнять и обсадить деревьями, те есть завести бульвар по западному образцу. Однако по-настоящему Бульварное кольцо сложилось уже после пожара 1812 года, когда почти полностью выгоревшие кварталы стали быстро отстраиваться заново.
В юго-западной части современного бульварного кольца расположена Пречистенская площадь. Некогда здесь стояли ворота Белого города и назывались они Чертольскими, по протекавшему здесь ручью Черторою, а с 1658 года - Пречистенскими – по улице Пречистенке , которая вела к Новодевичьему монастырю, где находилась икона Пречистой Божьей Матери. После революции в 1924 году площадь переименовали в Кропоткинскую, в память революционера и ученного-географа Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921). В 1993 году площадь переименовали в площадь Перчистенских ворот.
Начинающийся здесь бульвар тоже до 1924 года назывался Пречистенским – по воротам. Затем был переименован в Гоголевский – по памятнику Гоголю, стоявшему другом конце бульвара.
Гоголевский бульвар был устроен вскоре после 1812 года. Весьма своеобразен его трехступенчатый рельеф: внутренний проезд расположен на верхней ступени, сам бульвар - на средней, внешний проезд – на нижней. Такой перепад высот обусловлен тем, что проходившая здесь стена Белого города была построена на крутом берегу Черторыя. Ручей, в 1870-х годах заключенный в подземную трубу, омывал наружный склон вала, протекая там, где сейчас от Арбатской до Пречистенской площади ходит троллейбус.
До 1860 годов бульвар был одним из самых заброшенных, а началу своей популярности обязан, в первую очередь, императору Александру II. В моду у дворян этот бульвар вошел с прогулок по нему государя императора, во время одного из высочайших пребываний в Москве.
В 1909 году, к 100-летию со дня рождения Гоголя, недалеко от дома № 7а по Никитскому бульвару, где прошли последние четыре года жизни писателя, и где за десять дней до его смерти в камине сгорел второй том «Мертвых душ», на Перичтенском бульваре писателю поставили памятник работы Николая Андреева. Гоголь на нем изображен сидящим в расслабленной позе и печально смотрящим вниз. А внизу на постаменте барельефные изображения его персонажей. Готовили памятник почти тридцать лет: в 1880 году было принято решение о его установке в Москве, а потом долго собирали деньги, разрабатывали проект, потом Николай Андреев работал над образом Гоголя – в общем понадобилось на это 29 лет. А в 1952-м году, к 100-летию смерти, Андреевского Гоголя оттуда убрали, потому что советское руководство посчитало, что памятник недостаточно оптимистичен и отправили его в Донской монастырь, где в то время был музей скульптуры. А на Гоголевском бульваре поставили памятник работы Томского, на котором писатель бодрый и довольно ординарный.
В 1959 году памятник Андреева все-таки извлекли из Донского монастыря и поставили во двор того же дома №7а, где писатель прожил последние дни. Таким образом получилось, что в Москве два Гоголя - один оптимист, другой – пессимист.
Еще один памятник появился на Гоголевском бульваре совсем недавно, в 2007 году, писателю Михаилу Шолохову работы скульптора Александра Рукавишникова. Писатель изображен в бронзе, сидящий в лодке на веслах, мимо которой проплывают лошади. По замыслу скульптора они символизируют белых и красных. Идея установки этого памятника неоднозначно была воспринята общественностью, многие считали не уместно его расположение, так как Шолохов мало жил в Москве и Гоголевский бульвар традиционно связывают с литературой XIX столетия, а не XX, в котором писал Шолохов.
Из примечательных зданий на бульваре хотелось отметить здание №3, которое стояло еще в 1806 году и принадлежало княжне Софье Волконской. Вверху были жилые помещения, низ сдавался под лавки. В 1899 году здание, купленное булочником Филипповым, было надстроено третьим этажом.
Дом № 5 построен в 1852 году архитектором Н.И. Козловским, долгие годы здесь жил архитектор К.А. Тон, наблюдавший за строительством сооружаемого по его проекту храма Христа Спасителя. В 1920-х годах в квартирах этого здания жили выдающийся кинорежиссер В.И. Пудовкин и педагог С.Т. Шацкий.
Дом № 6 с 1870 года принадлежал С.М.Третьякову, брату основателя знаменитой картинной галереи. Сам также страстный собиратель живописи, поручает своему зятю архитектору А.С. Каминскому, перестроить дом в модном тогда русско-византийском стиле. После смерти Третьякова в 1892 году дом покупает крупный банкир и промышленник Павел Рябушинский – тот самый, что призывал «задушить революцию костлявой рукой голода». У Рябушинского в 1916-1917 годах собирались, обсуждая планы предотвращения революции, наиболее реакционные представители московской буржуазии. В 1918 году здесь обосновался Революционный трибунал, затем Военная прокуратура, после войны - отдел внешних сношений Министерства обороны СССР, а с 1987 – правление Российского фонда культуры.
Дом №10 являет собой образец русской классической архитектуры конца XVIII века. Дом принадлежал родителям декабриста полковника М.М. Нарышкина, у которого постоянно собирались его единомышленники, в том числе Рылеев, читавший здесь свои «Думы». В январе 1826 года в этом доме Н.Н.Нарышкин был арестован. В 1830 году дом переходит во владение Удельной конторы, ведавшей всеми землями и другим недвижимым имуществом императорской фамилии. В 1860-1870 –х годах этой конторой управлял И.И. Маслов, весьма культурный и уважаемый человек. У него часто останавливался И.С. Тургенев, приезжая в Москву. Известный портрет писателя, выставленный в Третьяковской галерее, Репин писал именно в этом доме. В 1969 году, после реконструкции, в здание переехало правление Союза художников СССР.
Дом № 14 перестроенный в 1863 году из двух зданий, до революции принадлежал сестре фабриканта С.И. Зимина, более известного в качестве театрального деятеля, основателя оперного театра, друга Ф.И. Шаляпина. В 1920-х годах здесь помещался Верховный суд. В 1956 году дом был переоборудован, и в нем открылся Центральный шахматный клуб СССР.
Старенький трехэтажный дом № 31 с балконом, перестроенный в середине XX века из особняка 1820-х годов. В 1872 году здесь открылась частная женская гимназия прогрессивного русского педагога С.Н. Фишер, добивавшейся права вести обучение по полному курсу мужской классической гимназии. Это было невиданным в те времена «экспериментом», и гимназия сразу оказалась в центре внимания как общественной, так и властей. Двухэтажный корпус во дворе интересен своим литературным прошлым. Здесь в 1910 году открылось издательство символистов «Мусагет», которое возглавлял поэт Андрей Белый и где бывали В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, К.Д. Бальмонт, И. Северянин.

Дополнительная информация:
Район:

Садитесь по удобнее я расскажу вам сказку:))) В этом особняке я провела два дня культурного наследия. Так что историю его копала основательно.

Усадьба, которая теперь украшает бровку высокого "берега" Гоголевского бульвара, сформировалась тут еще в 18 веке. Главный дом усадьбы был построен во 2-й половине XVIII столетия при князе Петре Александровиче Меншикове и представлял собой каменные палаты.
К стене Белого Города он стоял как и положено задом, а красивым фасадом и въездом с пилонами ворот он выходил к Большому Знаменскому переулку. По сторонам пилон стояли службы образуя парадный двор.

картинки кстати большей частью не мои. Я снимала на телефон. не умею делать два этих дела одновременно - снимать и вести экскурсию):


В 1806-м году у усадьбы новый владелец полковник Андрей Егорович Замятин. Он расширил палаты двумя симметричными пристройками. Усадьба пострадала в пожаре 1812-го года. Замятнин перестроил дом, развернув его на 180 градусов.


Парадная анфилада с красивым шестиколонным портиком под треугольным фронтоном смотрела теперь свысока на новый Пречистенский бульвар, появившийся на месте снесённой стены Белого города.
Усадьба видна на этом снимке 1867 года она крайняя справа на фотографии.
Дом в плане имеет букву П.
Далее усадьбой владели статский советники камергер Дмитрий Михайлович Львов и почётная гражданка купчиха Ольга Андреевна Мазурина. Фамилия Мазуриных до 1917 года была накрепко связана с этим особняком. И возникает при всех последующих владельцах.
В 1854 году Ольга Андреевна на части своей территории слева от дома, которая граничила с территорией церкви Ржевской Божьей Матери строит здание Богадельни при церкви, которую содержит до своей смерти.
В 1871 году Мазурина умерла. Усадьба согласно её завещанию отошла во владение церкви и в том же году была проданы также купцу Сергею Михайловичу Третьякову (31 января 1834-6 августа 1892)(мы с ним кстати в один день родились).

Сергей Михайлович младший любимый брат Павла Михайловича Третьякова. Братья продолжали дело своего отца Михаила Захарьевича Третьякова сначала торговое, потом промышленное. Они были «льнянщики». А лен в России всегда считался коренным русским товаром. Поставщиком отечественного льняного полотна, пряжи и ниток была Кострома. Здесь Третьяковы вместе со своим зятем В.Д. Коншиным учредили в 1866 году большую льняную мануфактуру(льнопрядильную и льняноткацкую фабрику на Волге) - Большую Костромскую Мануфактуру.

Сергей Михайлович женился рано, 24 октября 1856 г., на дочери купца Сергея Алексеевича Мазурина Елизавете Сергеевне(1837-1860). Так Третьяковы породнились не только с Мазуриными, но и Боткиными. Софья Сергеевна Мазурина (сестра Лизы) была женой Дмитрия Петровича Боткина.
"Красивые и молодые, они любили веселые балы, которые во время жениховства постоянно проходили в Толмачах, где жили Третьяковы. Съезжались известные артисты, художники, музыканты. С последними особенно был дружен Сергей Михайлович, среди которых выделял Рубинштейна и Булахова. «Танцевали до упаду, до зари», – пишет В.П. Зилоти. "Молодая его жена во время бала раза три переодевалась: то вишневое платье с бриллиантами, то белое атласное с золотыми колосьями на фижмах, то палевое «тюль-иллюзион». И весь вечер личный парикмахер укладывал ее прическу после каждого переодевания. Всех пленяла юная красота жениха и невесты."
6 декабря 1857 года у них родился сын Николай (1857-1896). Но счастье длилось недолго.
В 1860 году родами дочери Марии Елизавета Сергеевна умерла. На Даниловском кладбище в семейной усыпальнице появились две дорогие сердцу Сергея Михайловича могилы.

Оставшись рано вдовцом, Сергей Михайлович возглавил парижское отделение фирмы и много времени проводил в Париже. Сын Николай воспитывался у бабушки Александра Даниловны и младшей сестры Надежды Михайловны Гартунг в Обыденском пер.

В отличие от старшего брата, Сергей Михайлович был человеком светским, и некоторым мог показаться даже несколько легкомысленным, о чем имеются свидетельства его современников. Но это при не слишком близком с ним знакомстве. Ценитель музыки и французской живописи XIX века, он был всегда на виду.

В 1868 году он вновь женится. Избранницей его становится Елена Андреевна Матвеева. Дочь дворянина, вышедшего из купеческой среды. Своим дворянством Елена Андреевна очень гордилась и все время его подчеркивала. Характер имела вздорный и тяжелый. Семьи братьев не дружили. Вера Николаевна с трудом переносила новую невестку.

Вот для блестящей светской жизни, к которой стремилась жена и был куплен новый дом.
Для коренной перестройки особняка приглашен был конечно зять архитектор Александр Степанович Каминский.


Ансамбль со стороны бульвара представляет собой двухэтажный главный дом на подвалах. Его оштукатуренный фасад имеет симметричную композицию с равномерно расчленённой окнами поверхностью стены в протяжённой центральной части, и с двумя массивными башнеподобными ризалитами, завершёнными палатками, по краям. Дом выстроен в неорусском стиле. Декор арочек, консолей придают зданию сходный с постройками древнерусского зодчества облик.

В боковых частях зодчий широко использует характерные формы древнерусской архитектуры: колонки с кубовидными капителями, кубышки, опирающиеся на консоли вставки с поребриком, кокошники и другие элементы.Крыша в виде палатки усложнена с каждой из четырёх сторон окнами-люкарнами.

Главный вход в здание смещен в право и выделен красивого узора металлическим козырьком на тонких чугунных колоннах - любимой и часто используемой Каминским в своих проектах деталью.

Нижний этаж, где размещались людские комнаты, кладовые, кухня и прислуга, был оформлен весьма просто.
Первоначальные каменные своды в ходе перестройки Каминским были заменены железобетонными сводами «монье». Это одно из первых применений этой конструкции в Москве. да еще в таком масштабе. Во втором этаже во всю длину особняка была оформлена парадная анфилада залов.
Ососбняк сразу был расчитан на парадную, шумную толпу гостей, многочисленные приемы, банкеты и так далее.

Вестибюль бал оформлен весьма скромно. Из него посетители попадают на парадную лестницу оформленную в классическом стиле с греческими меандрами и пальметами

над зеркалом в классическом портике гостей встречал портрет хозяйки кисти художника А.А. Харламова

Особенно богато отделаны парадные залы, до сих пор сохранившие разнообразную отделку. Все они отделаны в разных стилях. В 1871 году это еще было в диковинку - стиль историзма. Но потом это вошло в моду и каждый дом имел готические, романские, рокайльные, барочные комнаты.

с верхней площадки лестницы гости попадали в бальный амурный зал.
(хорошие фотографии мне любезно представлены для поста уважаемой mirandalina )
Он отделан очень пышно лепниной с большим количеством амуров, поэтому его теперь называют амурным.

Сергей Михайлович с детства дружил с Николаем Григорьевичем Рубинштейном. Его очень любила даже Елена Андреевна. Именно на ее руках он скончался в Париже в 1881 году.

И в этом зале великий пианист и композитор играл очень часто.
Третьяков с зятем Николаем Александровичем Алексеевым (он был женат на родной племяннице Сергея и Павла) и Рубинштейном были Директорами Московского отделения Императорского Музыкального Общества и в этом зале можно сказать создавалась московская консерватория.
Здесь выступали самые выдающиеся музыканты того времени.
Жена и дочери Павла Михайловича только ради них терпели общение с высокомерной и вздорной родственницей:)))

Двери в зале отделаны шпоном карельской березы и обильной позолотой (вот не думаю чтот позолоты столько было при Сергее Михайловиче)

С 1877 по 1881 года Сергей Михайлович был Московским Городским Головой. Именно на его срок выпало создание и установка в Москве памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре.
В это время его жена пишет: «Общее настроение – жизнь только с Пушкиным». «Приняв памятник этот в свое владение, – сказал С.М. Третьяков, – Москва будет хранить его как драгоценнейшее народное достояние."
Многочисленные торжества в июне 1880 года, которые были связаны с этим событием во многом проходили именно в этом зале. А тожественный обед в соседней столовой

Этот одна из первых столовых, выполненных в готическом стиле. Каминский мастерски использовал детали старых готических построек в декоре и убранстве.

Главным в зале становится огромный средневековый камин.

В стенах спрятались шкафы и двери в буфетную. Куда вела чугунная лестница для прислуги, которая по ней снизу из кухни подавала кушанья наверх господам...

В 1873 году к основному зданию справа Каминский пристраивает здание галереи в два больших этажа.

Сергей Михайлович собирать картины начал чуть позже брата.
Как и старший брат, он мог часами ходить по выставкам, безошибочно угадывать в картинах их настоящую ценностью, открывать новые таланты. Бывая часто за границей по торговым делам, он, создал уникальную коллекцию западноевропейской живописи. Собирал он в основном художников французской школы сначала это были барбизонцы, которых ы то время в России почти никто не собирал. Кстати учителем его в этом деле был Дмитрий Петрович Боткин и Иван Иванович Щукин.
В общей сложности, в коллекции насчитывалось 84 полотна западноевропейских живописцев.
Шедеврами коллекции были «Деревенская любовь» Ж. Бастьена-Лепажа


«Купание Дианы» Коро,

Составление букета Михая Мункачи
и мн. другие, что етперь составляют коллекцию ГМИИ им. А.С. Пушкина

Но нельзя сказать, что С.М. Третьяков собирал только заграничных художников. У него была собрана неплохая галерея русских художников. Но они чаще всего висели в галерее брата.
А вот в этом особняке всегда были

«Птицелов» Перова,

«Бабушкин сад» Поленова,

«Лунная ночь» Крамского.
это портрет хозяйки особняка.

А также тут находились сульптуры

Мраморный "Иван Грозный" М. Антокольского.

В 1880-е годы сбылась мечта Елены Андреевны - мж получил дворянство и звание статского советника. В 1889 году она все таки уговорила мужа больше жить в Петербурге, поближе к высшему обществу и царю.
Там в на даче в Петергофе в августе 1892 года он скончался неожиданно от разрыва аорты. Был перевезен в Москву и похоронен на Даниловском кладбище.

Смерть младшего брата и единомышленника оказалась большим ударом для Павла Михайловича Третьякова. Завещание бывшего московского головы читается как признание в любви к старшему брату и родному городу: «Так как брат мой Павел Михайлович Третьяков выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве свою художественную коллекцию и ввиду сего представить в собственность московской городской думе свою часть дома, обще нам принадлежащего, состоящего Якиманской части, в приходе Св. Николая, что в Толмачах, где помещена его художественная коллекция, то и я часть этого дома, мне принадлежащего, предоставляю в собственность московской городской думе, но с тем, чтобы дума приняла те условия, на которых брат мой будет предоставлять ей свое пожертвование. Из художественных произведений, находившихся в моем доме на Пречистенском бульваре, прошу брата моего Павла Михайловича Третьякова взять для присоединения к своей коллекции, что найдет нужным, дабы в ней были образцы произведений и иностранных художников». (вот откуда байка что С.М. собирал только западную живопись. Просто русская его коллекция давно уже висела в Толмачах.)

Кстати ее мечта быть представленной ко двору и лично государю свершилась. С 1893 году она проживала в Петербурге на Английской набережной.
В 1911 году вдова Сергея Михайловича Третьякова, подарила императору Николаю II собрание изобразительных материалов и документов по истории русских войн, а также военных трофеев.
Император распорядился на основе этой коллекции создать музей, для размещения которого в Царском Селе была построена «Государева Ратная палата».
Здание воздвигалось на средства Е.А. Третьяковой в размере 300 000 рублей процентными бумагами государственной 4% ренты. Она же на собственные средства занималась сбором для будущего музея «предметов древностей и редкостей», которые затем выставлялись в залах Александровского дворца.
В 1914 году Ратная палата превратилась в музей Великой войны. Потом была закрыта и почти разрушена. В 2008 году здание Ратной палаты было передано ГМЗ «Царское Село» для создания музея Первой мировой войны.
Вот так вот.
Ну это лирическое отступление...

В 1893 году Елена Андреевна продает особняк Павлу Павловичу Рябушинскому(1871-1924).

Старший из девяти сыновей Павла Михайловича Рябушинского и Александры Степановны Овсянниковой Павел Павлович в это время стал заместителем отца во всех делах.

На переломе веков Рябушинские считались одной из самых известных купеческих фамилий. Они владели текстильными фабриками, создали банкирский дом, на основе которого появился Московский коммерческий банк. Перед революцией Рябушинские начинают строительство автомобильного завода (знаменитого АМО). Очень интересную характеристику Рябушинским в книге «Купеческая Москва» дает Павел Афанасьевич Бурышкин: “Меня всегда поражала одна особенность, пожалуй, характерная черта всей семьи Рябушинских, – это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских и торговых, но и в общественных каждому было отведено свое место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат.”

В 1893 году П. П. Рябушинский женился на Александре Ивановне Бутиковой, дочери суконного фабриканта Ивана Ивановича Бутикова, в 1896 году у супругов родился сын Павел. Два купца-старообрядца породнились, связав судьбы детей, но брак получился несчастливым. В 17 лет Александра получила часть семейного состояния в наследство после смерти отца, потом - еще долю после смерти матери, и через несколько лет - после умершего бездетного брата.
Она тут же развелась с нелюбимым мужем и вышла замуж за дворянина, блестящего гвардейского офицера Владимира Дерожинского. А в 1910 году ушла от него к Ивану Ивановичу Зимину...

А Павел Павлович в 1901 году женился на Елизавете Григорьевне Мазуриной (из купеческой семьи Голиковых), имевшей троих детей (две дочери и сына Константина) от первого брака с Константином Митрофановичем Мазуриным (опять Мазурины уже в третьем владельце!))).
Во втором браке у П. П. Рябушинского было двое детей, Анна и Сергей (умер в детстве).

В 1902-м году пространство северного зала парадной анфилады было усложнено эркером,

тогда же появился этот камин и зеркало в эркере

а гостиные получили новую отделку в духе неоклассики.


Павел Павлович на свои средства издавал журнал «Слово церкви» и еженедельник «Голос старообрядчества». Один из известнейших политиков начала XX века, П. П. Рябушинский оказывал финансовую поддержку «Совету съездов представителей промышленности и торговли», издавал газету «Утро России». В его доме на Пречистенском бульваре проходили экономические чтения, собирались виднейшие российские экономисты, намечались планы экономического переустройства России. Но этим планам не суждено было воплотиться в жизнь: помешали сначала война, потом революция.
Именно в этих стенах в период с 1905 по 1917 годы собирались богатейшие российские промышленники и обсуждали планы предотвращения в империи разного рода революций.
Революцию он встретил в Крыму. У него к тому времени развилась астма.
В 1918 году все братья уехали в эмиграцию.
Умер он в совершенной нищете в 1924 году в Париже.

После прихода к власти большевиков в 1917 году именно в этом доме разместился Революционный трибунал.
Позднее особняк находился в ведении Народного комиссариата по военным и морским делам, продолжительное время его занимали службы Министерства обороны СССР.

В 1986-87 году усадьба была передана Российскому (в ту пору Советскому) Фонду Культуры, во главе которого были Раиса Максимовна Горбачева и Дмитрий Сергеевич Лихачев.

В 1993 году Российский Фонд Культуры возглавил Никита Сергеевич Михалков. В феврале 1994 года в здании Фонда произошел пожар, нанесший уникальному зданию огромный ущерб. Только благодаря авторитету и настойчивости Михалкова средства на реконструкцию и реставрацию здания были выделены Правительством Российской Федерации. Российский Фонд Культуры удостоен диплома как лучший объект реставрации за 1997 год по Москве.

Уже много лет в особняке идет еще одна реставрация, которая убрала все перестройки Минобороны. Например залы галереи были разбиты на этажи и теперь они воссозданы.
Внутренний дворик между зданиями перекрыт и создано еще одно пространство, в которое просится зимний сад, который будет украшен вот таким сохранившимся чугунным балкончиком

Люстра украшает лестницу

Ух я устала. Всем спасибо, кто дочитал до конца)))

Дома. Информация об , находящихся на этом бульваре. А так же можно узнать, сколько стоит снять или купить квартиру или комнату.

Бульвар относится к районам: Арбат , Хамовники (ЦАО)

Код КЛАДР: 77000000000723700

Почтовый индекс:

Гоголевский бульвар – это улица в центре города Москва. Она принадлежит к Центральному административному округу и входит в Бульварное кольцо. Бульвар начинается от площади Пречистенские Ворота и проходит до площади Арбатские ворота.

Изначально улица имела название Пречистенский бульвар. Подобно площади Пречистенские Ворота и улице Пречистенка, бульвар получил свое название благодаря церкви Пречистыя Богородицы Смоленской, которая находится в Новодевичьем монастыре. В 1924 году бульвар был переименован в Гоголевский, во время празднования 115 годовщины великого писателя.

Интересный факт заключается в том, что бульвар Гоголевский имеет три высотных уровня. Такой сложный рельеф образовался благодаря ручью Черторому, который протекал на месте внешнего проезда на бульвар и имел разную высоту берегов.

Гоголевский бульвар, как и весь исторический центр города Москва, славится своим архитектурным ансамблем. По обе стороны бульвара находится множество Доходных домов и усадьб, принадлежавших знатным родам. Под номером 3/2 находится здание 1785 года строительства. Это Казенный питейный дом, когда-то принадлежавший С. Н. Волконской. Дальше следует городская усадьба П. Ф. Секретарева, построенная под руководством архитектора Никола?я Ильи?ча Козло?вского в 1852 году. Это шикарное здание сразу привлекает взгляд, ведь оно отлично сохранилось до наших дней, и сейчас является объектом культурного наследия регионального значения. Далее по улице под номером 29 находится Дом Иерусалимского Патриаршего подворья. Это здание было возведено в 1905 году известным архитектором Гео?ргием Па?вловичем Евла?нововым. Здание было полностью отреставрировано в 2000-х годах и является ценным градоформирующим объектом. Также стоит обязательно обратить внимание на здание Московской удельной конторы строительства 1880-х годов, городскую усадьбу Е. И. Васильчиковой и многие другие здания на Гоголевском бульваре, которые являются объектами культурного наследия и обязательны к просмотру.

Говоря об истории бульвара, стоит отметить, что на месте, где сейчас находится дом номер 8 («Дом художников») - раньше размещалась церковь Ржевской Божьей Матери. После революции, в 1929 году церковь была полностью уничтожена. Церковь получила свое имя в честь чудотворной иконы из деревни Клочки, которую в 1549 году привезли в Москву и сделали из нее список. Церковь Ржевской Божьей Матери полностью сгорела в 1686 году, однако вскоре была полностью отстроена в камне. Строительством занимался окольничий Петр Тимофеевич Кондырин. Позже церковь получила пристройки в виде приделов Алексея, святого Николая чудотворца и человека Божия. С 1896 и по 1898 год к церкви была вновь пристроена шатровая колокольня и трапезная, строительство велось под руководством архитектора Александра Алексеевича Никифорова.

Гоголевский бульвар это очень старая и красивая улица. Как и большинство улиц центральной части Москвы, она имеет массу архитектурных и исторических достопримечательностей.