Зкр звук второй младшей группе. Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Звуковая культура речи: звук У. Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе

Тема: Звуковая культура речи: звуки п, пь.

Цель:

Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь;

Побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь;

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику кисти рук;

Стимулировать слуховое внимание;

Активизировать дыхание.

Оборудование: ширма; игрушка - петушок; две баночки с крупой (горох и пшено); перышки из цветной бумаги на ниточках; картинки с изображениями поросенка, петуха, попугая, цыпленка.

Х О Д З А Н Я Т И Я

1.Знакомство с гостем

В о с п и т а т е л ь. Дети, сегодня к нам на занятие пришел гость. А кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку. (Загадывает детям загадку).

Встает на заре, поет во дворе,

На голове гребешок - кто это?

Д е т и. Петушок.

В о с п и т а т е л ь. Верно.

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка. (Показывает детям куклу - петушка - и далее говорит за него).

П е т у ш о к. Здравствуйте, ребята. Я рад всех вас видеть.

В о с п и т а т е л ь. И мы тебя рады видеть, петушок. Верно, дети? Давайте и мы поздороваемся с петушком.

П е т у ш о к. Я так сильно спешил к вам, что не успел покушать.

В о с п и т а т е л ь. А мы тебя сейчас накормим.

Воспитатель предлагает детям покормить петушка. Достает две баночки с пшеном и горохом и дает детям послушать, как звучат эти крупы, как они отличаются друг от друга по звуку. Дети делают вывод о том, что горох звучит громко, а пшено - тихо. Потом воспитатель предлагает детям угадать, что выбрал петушок (за ширмой погреметь или горохом или пшеном). Дети по звуку угадывают, какую еду выбрал петушок.

П е т у ш о к (клюет зерно). Спасибо, ребята, что накормили меня. Я наелся, отряхнулся, и перышки у меня разлетелись. А теперь посмотрите, ребята, под свои стульчики.

Дети смотрят под стульчики и обнаруживают, что под стульчиками лежат «перышки»-поддувалочки.

Дети играют с перышками: дуют на них.

Проводится игра на продолжительность полета перышек: у кого перышко будет летать дольше, у кого - дальше. Во время игры педагог следит за тем, чтобы дети не поднимали плечи, вдыхали носом, не надували щеки.

2. Артикуляционные упражнения

Воспитатель предлагает детям поиграть с язычком.

  1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - язычок,

Он удобно в доме лег. (Широко открыть рот).

В о с п и т а т е л ь (напоминает). Когда мы широко открываем рот, то можем спеть песенку звука «а». Давайте попробуем спеть такую песенку.

2. Двери - губы гибкие.

Могут стать улыбкою. (Изобразить улыбку).

В о с п и т а т е л ь. Ответьте мне: когда губки улыбаются, какую песенку мы можем спеть?

Д е т и (отвечают). Песенку звука «и».

3. А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед. (Вытянуть губы трубочкой) .

В о с п и т а т е л ь. Вспоминайте, какой звук поют губки, когда они - трубочкой?

Д е т и. Звук «у».

В о с п и т а т е л ь. Я хочу сообщить вам, что мой язычок научился хорошо петь новую песенку: «П-п-п». Повторите за мной этот звук. (Дети повторяют). Обратите внимание детей на то, что язычок не может также плавно и на одной ниточке петь эту песенку, как он делал это раньше с такими звуками, как «а», «о», «у, «и». Язычок натыкается на преграду, и песенка получается глухая и не певучая.

Дети хором и поочередно произносят новый звук.

В о с п и т а т е л ь. Зато песенка нового звука отчетливо звучит, когда пищат цыплята.

3. Пальчиковая гимнастика

В о с п и т а т е л ь. Покажем клювики цыплят, при этом будем петь их песенку. (Указательный палец соединяется с большим на обеих руках, три других - прижаты вместе) .

4. Игра с петушком

В о с п и т а т е л ь. Наш петушок хочет поиграть с нами, предлагаю поиграть в игру «Заводные цыплята». Вы все будете игрушечными цыплятами. (Петушок подбегает к детям поочередно и «заводит» их, после завода ребенок должен изобразить цыпленка, спеть его песенку, поет до тех пор, пока петушок не выключит заводную игрушку).

Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы малыши отчетливо произносили звуки.

5. Сказка про цыпленка

В о с п и т а т е л ь. Предлагаю вам посмотреть на доску с картинками.

- Кто изображен на этих картинках?

- Я расскажу вам про этих животных сказку, а вы внимательно слушайте. Однажды петушок, попугай и поросенок играли в прятки. Подошел к ним цыпленок и говорит: «Можно, я с вами буду играть?»

«Нет, - ответил поросенок, - мы играем только с теми, у кого имя начинается на «п» или «пь»: п - поросенок, п - попугай, пь - петушок. А цыпленок начинается на «ц». «Ну и что же, - возразил цыпленок, - зато я хорошо умею пь-пь-пищать: «Пи-пи-пи! ». Послушали животные песенку цыпленка и согласились играть с ним вместе.

- Во что играли друзья?

- Почему они сначала не хотел играть с цыпленком?

- Почему потом согласились?

- Давайте назовем еще раз главных героев: п - поросенок, п - попугай, пь - петушок.

- А какие слова вы еще знаете на звук «п»? (Ответы детей).

6. Чистоговорки

Воспитатель предлагает детям произнести чистоговорки в разной динамике - сначала тихо, потом громко.

Па-па-па - на столе крупа;

Пи-пи-пи - пирожок купи.

Прилетели птицы поклевать пшеницы.

Петушок хвалит детей, прощается и уходит.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе по теме « Звуковая культура речи: звук и »

Участники : дети 3-4 лет.

Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Задачи:

    воспитывающие воспитание чувства ответственности, самостоятельности, уважительного отношения друг к другу;

    развивающие развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности, внимания;

    обучающие продолжить отрабатывать чёткое произношение звуков а, у, о; научить детей чётко и правильно произносить звук и

Предпосылки универсальной учебной деятельности:

    коммуникативные – умение слушать, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь;

    познавательные – умение определять лишнюю картинку по главным признакам из 3-4 предметов, собирать из разрезанных картинок цельное;

    регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции, умение осуществлять действия по заданному правилу;

    личностные – умение оценивать собственную деятельность, свои возможности.

Оборудование для педагога: 15 маленьких конвертов с разрезными и целыми картинкам (изображениями иглы, ириски и индюка, арбуза), игрушка Винни-Пух, кубик с наклеенными картинками, игрушка лошадка, колокольчики, смайлики - эмоции по количеству детей (печаль, радость, удивление, злость), ободки с изображением индюков, индюшат и ястреба.

Оборудование для детей: игрушка Винни-Пух, коврик детский.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образователь-ные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Организационный момент.

Приветствие "

Педагог встречает детей.

Доброе утро, ребята! Проходите, садитесь. Ребята, мы сегодня поприветствуем друг друга необычным способом. Нужно прикоснуться одной ладошкой к ладошке соседа и назвать его имя ласково.

Прикасаюсь ладоней к соседу справа, называю его имя ласково. Далее дети повторяют.

Стук в дверь.

Интересно, кто это может быть? Воспитатель открывает дверь, берет в руки Винни-Пуха с конвертом в руках

Ребята, вы узнали кто это? (ответ детей)

«Слушаю его».

Ребята, Винни-Пух приветствует вас и просит нас ему помочь. Он затрудняется определить эмоции.

Воспитатель раздает картинки с эмоциями.

У каждого из нас картинка с эмоцией. Рассмотрим её, и каждый расскажет Винни-Пуху какая у него эмоция. У меня Винни-Пух, эмоция (называю). Каждый ребенок высказывается.

Какая эмоция встречалась больше всего?

(радость) Поднимите карточку, у кого нарисована эмоция радость. Пусть, ребята, у вас будут только радостные эмоции, веселье, смех. Всегда дарите друг другу только улыбки и позитив. « Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе» .

(общение, игровая)

Ситуативный разговор,

игровая ситуация, коммуника-тивная игра

Слово, игрушка Винни-Пух,

картинка с эмоцией на каждого участника

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми

и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности,

развитие эмоциональной отзывчивости

Ребёнок проявляет инициативу, обладает установкой положительного отношения к миру и самому себе,
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образователь-ные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Винни –Пух благодарит нас и приглашает поиграть с ним в волшебный кубик. Воспитатель показывает детям кубик, на гранях которого нарисованы маленький ребенок, волк, курочка, девочка с ранкой, девочка и мальчик заблудились, доктор смотрит горлышко.

"Крутись, вертись, на бочок ложись", – говорит педагог, манипулируя кубиком. Показывает детям картинку, например, с изображением волка. Дети вспоминают, как поёт волк: "У-у-у". Педагог поясняет: "Если кубик повернется стороной, на которой нарисован малыш, следует спеть его песенку: "Уа-уа-уа..", если на картинке – курочка, нужно проговорить: "Ко-ко-ко" и т.д.

Молодцы, ребята! Педагог показывает им лошадку (игрушку) и спрашивает, не знают ли они, как кричит лошадка.

Воспитатель просит детей спеть длинную песенку: "И-и-и-и". (Хоровые и индивидуальные повторения.) Некоторых детей педагог "превращает" в жеребят и "заводит" волшебным ключиком. Дети поют песенку жеребят.

Воспитатель отмечает детей, которые нечетко произносят звуки, чтобы позже поработать с ними индивидуально (можно перед большим зеркалом, чтобы были видны губы).

Педагог показывает детям колокольчики, звонит ими и поясняет: "Маленькие колокольчики поют: "Ли-и-и-ли-и-и-ли-и-и" (звук и произносится протяжно). Как поют колокольчики? А колокольчики побольше поют: "Ди-и-и-инь-ди-и-и-инь". (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Социально-коммуникативное развитие

(общение, игра,

пение, двигательная деятельность)

Игровая ситуация,

ситуативный разговор,

коммуника-тивная игра

Слово, двига-тельные действия, игрушка Винни-Пух, кубик с наклеен-ными картин-ками, игрушка лошадка, колоколь-чики

Развитие двигательной активности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Развитие воображения.

Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,

у ребёнка развита крупная моторика, ребёнок владеет основными движениями. Обладает развитым воображением.

Ребята, давайте отдохнём. (Надевает на детей ободок с изображение индюков и индюшат, воспитатель надевает ободок с изображение ястреба).

Индюки по травке ходят, 1

Индюшат с собою водят. 2

Громко индюки кричат - 3

Защищают индюшат.

В небе ястреб появился, 4

Над семьею закружился,

Индюшат схватить готов, 5

Да боится индюков.

Движения.

    Ходьба на месте.

    Ходьба в приседе.

    И.п. – ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в стороны и вперед.

    И.п. – о.с. Руки на поясе, кружиться вокруг себя влево и вправо.

    И.п. – о.с. Руки вдоль тела, наклоны в стороны, вперед.

Физическое развитие (двигательная деятельность)

Физминутка

Двигательный, действия.Ободки с изображением индюков, индюшат и ястреба.

Развитие двигательной активности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья

У ребёнка развита крупная моторика, ребёнок владеет основными движениями

Игра «Собери картинку». Ой, ребята, посмотрите. Ведь мы совсем забыли про Винни-Пуха, а он нас ждёт, потому что он приготовил нам ещё одно интересное задание.

«Попробуйте собрать картинки. Как картинку соберёте, сами все сразу поймёте».

Ребята, пройдемте на полянку (садимся на коврики).

Каждому ребенку педагог, выдает конверт. В нем лежат картинки разрезанные на 4 части. (иголка, индюк, ирис, арбуз).

Дети самостоятельно собирают. После педагог, выдает целую картинку каждому, для сравнения.

У всех получилось так же, как на картинке?

Молодцы, ребята. Скажите, пожалуйста, что изображено на картинках и с какого звука начинаются все эти слова? Очень хорошо, со звука и, но там есть лишняя? Это арбуз, эта картинка лишняя, так как начинается на звук «а». Правильно. Давайте их ещё раз все вместе произнесем.

Познавательное развитие (познавательная деятельность)

Логические операции (установле-нии аналогии, классификация, сравнение, обобщение)

Разрезные картинки

развитие воображения, восприятие целостного образа.

Обладает развитым воображением

Игра «Поймай звук и»

Я буду произносить звуки, а вы когда услышите звук «и» , должны будете хлопать в ладоши:

У, а, о, и, а, у, о, и, и, а, и, о, и, у, и, и, и, о.

Социально-коммуникативное развитие

(общение, игра)

Игровая ситуация

Звуки, хлопки в ладоши

Развитие внимания

Проявляет любознательность, обладает развитым воображением

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образователь-ные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Рефлексия.

Педагог: Понравилось вам занятие? Что нового вы узнали? Чем вы поделитесь с родителями?

Каждый из вас может выбрать смайлика (печаль, радость, удивление, злость). Я пойму в каком настроении вы уходите с этого занятия.

Дети выбранную эмоцию забирают себе.

До свидания, ребята. Дети прощаются с Винни-Пухом и воспитателем.

Социально-коммуникативное развитие

(общение, игра)

Игровая ситуация

Слово, игрушка Винни-Пух

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

11 12 16 ..

Занятие № 3

Занятия в детском саде. Звуковая культура речи (звук а)

Цель: учить детей четко произносить гласный звук а; развивать речевое дыхание, тренируя детей в произношении звука длительно и на одном выдохе, закрепить произношение гласного а в отдельных словах и коротких фразах.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям сказку о Веселом Язычке: «Жил на свете Веселый Язычок. Он жил в своем домике. А домик этот - рот. Домик открывается и закрывается. Вот так!

Язычок то выбегает из домика, то прячется. Опять выбегает и вновь прячется».

Педагог 2-3 раза предлагает детям выпустить Язычок из домика и спрятать его, затем продолжает: «Язычок всему хочет научиться. Увидел, как котенок лакает молоко, и тоже стал лакать. Вот так! Покажите, как он это делает.

А еще любит Язычок петь разные песни. Особенно нравится ему песня маленькой Аленушки (показывает детям Аленушку- малыша в ползунках). А-а-а-а - поет Язычок Аленушке.

И малышка.открывает рот, широко его открывает, вот так, и тоже начинает петь: а-а-а. Как поет Аленушка?»

«А сейчас,- говорит педагог,- мы будем петь песенку а-а-а и тянуть длинную-длинную ниточку. Вот так...» Вытягивая руки

вперед на уровне груди и плотно смыкая большие и указательные пальцы обеих рук (как будто держит нитку), педагог громко произносит: а-а-а-а (2-3 с).

Упражнение повторяется 2-3 раза. Воспитатель следит за тем, чтобы, «вытягивая ниточку», ребенок не опускал голову.

«Песенка а-а-а слышится,- продолжает занятие воспитатель,- когда лает пес Арапка (показ игрушки). Вот он. Как его зовут? А-а-ф, а-а-ф - лает Арапка. Как лает?

Песенка а-а-а слышится, когда кричит гусь: гаа-гаа-гаа. Как он кричит? Когда квакает лягушка: кваа-кваа-кваа...

Скучно нашей маленькой, очень хочется, чтобы с ней поговорили».

А-а-а-а - ласково поют дети кукле, произнося гласный а на длительном выдохе. Аленушка при этом «двигает» руками, выражая радость от общения с детьми.

Педагог подходит с куклой то к одному, то к другому ребенку, предлагая поговорить с ней. Уаа-уаа - говорит ребенок. Уаа-уаа повторяет Аленушка.

«Сейчас я,- говорит воспитатель,- сварю нашей малышке, нашей «птичке», манную кашу. Что сварю? (Хоровой и 2-3 индивидуальных ответа.) Какую кашу?» Он «пробует» кашу, предлагает «попробовать» двум-трем детям. Спрашивает, сладкая ли она.

Затем дети вместе с воспитателем пекут Аленушке оладушки, приговаривая:

Ой, ладушки-ладушки,

Испечем оладушки!

На окно поставим,

Остывать заставим.

(Е. Благинина. Аленушка.)

«Алена устала,- говорит педагог.- Ей спать пора. Давайте негромко споем ей колыбельную: Баю-баю-бай, баю-бай». (Повторяется всеми детьми 2-3 раза.)

Воспитатель уносит «заснувшую» малышку и укладывает в кровать, затем говорит:

«А сейчас я буду доктором. (Надевает белый халат и шапочку.) Проверю, не болят ли у кукол и зверят горлышки». Вызывает ребенка, предлагает взять со стола большого медведя (игрушки приготовлены заранее).

Будь добр, мишенька, открой рот пошире. Скажи: аааа.

Аааа,- включается в игру ребенок.

Молодец. Еще раз скажи: аааа. Но только потише (погромче).,

В заключение педагог вызывает еще двух-трех детей.

Закончив занятие, воспитатель предлагает желающим принести к доктору полечиться любую игрушку. Таким образом, игра в «Больницу» продолжается.

, Коррекционная педагогика

Цель. Закреплять правильную артикуляцию и правильное произношение гласных звуков [а, у, о, и, ы].

Задачи:

  • Закреплять символическое обозначение гласных звуков. Учить выделять первый и последний ударный звук в слове, группировать предметные картинки по первому звуку.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук, общую моторику (элементы маршировки под музыку), слуховое внимание и память, речевое и физиологическое дыхание.
  • Воспитывать умение слушать речь логопеда, воспитывать навыки культуры общения. Формировать функцию самоконтроля.

Оборудование. Волшебный автобус (стульчики, поставленные попарно в 4 ряда, с номерами мест, обозначенными символами гласных звуков), автобусные билеты с символами гласных звуков; большая поляна (лист формата А3 с нарисованными улицами), домики звуков (из строительного конструктора), деревянное дерево, птички-прищепки, предметные картинки (азбука, амст, утка, удочка, ива, иволга, овощи, ослик); звуковые коробочки (из-под киндер-сюрпризов, одинаковые по цвету), карточки-подсказки для фонетической ритмики, картинки для выполнения самомассажа лицевых мышц “Солнышко” по книге Т.А.Куликовской; логопедическая обезьянка Чита, диск Е. Железновой “Рельсы, рельсы” - песенки для игрового массажа.

1. Установка на образовательную деятельность.

Ребята, сегодня мы отправляемся в страну гласных звуков. Поедем мы туда на волшебном автобусе. Каждый из вас должен занять в автобусе свое место. Я – кондуктор. Возьмите билеты и найдите в автобусе свои места (называние звуков и “чтение” звуковых рядов на билетах):

2. Артикуляционная гимнастика: “Окошко”, “Трубочка”, “Улыбка”, “Колечко”, “Ступенька”.

Путешествие будет долгим. К нему нужно подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для язычка. (Дети выполняют артикуляционные упражнения).

А теперь соединим произношение звуков с движениями.

(По схемам дети выполняют упражнения фонетической ритмики на гласные звуки).

3. “Звуковые коробочки”. Нужно подобрать пару (две одинаковые по звучанию) для каждой коробочки, которые заполнены горохом, пшеном, манкой, макаронами.

4. Физкультминутка. Самомассаж лицевых мышц и мышц кистей рук:

Ладошка – это солнышко,
А пальчики – лучи.
Поет о солнце скворушка.
Кричат о нем грачи.

Пальцы-лучики проснулись,
Наклонились, потянулись,
Быстро встали на зарядку,
Рассчитались по порядку.

Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками повело,
И погладило, и погладило.

5. Игра с обезьянкой Читой (“Семафор”).

К нам в гости пришла обезьянка Чита. Она хочет с вами поиграть. Как только Чита откроет рот, вы произносите звук [а], а когда она закроет рот – вы замолкаете. Звуки могут быть короткими или длинными. Будьте внимательны, смотрите на Читу.

6. Физкультминутка с элементами логоритмики. Под песенку “Маляр заборы красит...” Е.Железновой с диска “Рельсы, рельсы...” дети на запев маршируют по кругу, поднимая колени, а на припев выполняют нужные действия, о которых поется в песенке.

7. “Звуковые домики”. Распределение предметных картинок по четырем звуковым домикам по выделенным первым звукам в словах-названиях. Произношение гласных звуков сопровождается движениями фонетической ритмики.

Мы приехали на полянку. Давайте расставим на полянке звуковые домики (строительный конструктор: кирпичики и крыши. На крышах – символы гласных звуков).

Какой звук живет в этом домике? А в этом? И т.д.

А еще на полянке выросло дерево. На нем сидят птички (прищепки). В лапках они держат картинки. Снимите птичку, возьмите и назовите картинку, помогая себе ручками. Определите, в каком звуковом домике будет жить этот предмет? Положите картинку рядом с нужным домиком.

А теперь давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание. Давайте перевернем все картинки около первого домика и посмотрим, что получится, если сложить оборотные стороны перевернутых картинок? (Должны появиться символы соответствующих звуков, тогда задание выполнено правильно).

8. Итог занятия. Наше путешествие в страну звуков подошло к концу.

Кто приходил сегодня к вам в гости?

Обезьянка Чита принесла вам сувениры за хорошую работу.