Учебный план развивающей программы для дмш. Моу дод «дмш» с. п.красноармейское. Типовой учебный план

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МОУ ДОД «ДМШ» С. П.КРАСНОАРМЕЙСКОЕ

I . НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА УЧРЕЖДЕНИЯ

Приоритетные направления деятельности педагогического коллектива определены следующими нормативными документами:

    Конституции РФ; Закона РФ «Об образовании»; Конвенции о правах ребенка; Типового положения об учреждении дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.2001 года № 000); Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. N 1244-р); Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)", (постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27);

· Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств, рекомендованные Федеральным агентством по культуре и кинематографии в 2005 году (письмо Федерального агентства по культуре и кинематографии от 01.01.2001 г. № .4);

· Типовые учебные планы детской музыкальной школы (музыкального отделения школы искусств), утвержденные приказом Министерства культуры СССР от 01.01.2001 г. № 000;

    Устав МОУДОД «ДМШ» Учебные планы и учебные программы учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств МОУДОД «ДМШ» с. п.Красноармейское, разработанные школой самостоятельно в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации программ, а также срокам их реализации (ФГТ).

II . ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (МОУ ДОД ДМШ с. п.Красноармейское, далее Школа), свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 01.01.2001 года серия 07 номер

Юридический адрес Школы:

Фактический адрес Школы:

КБР, Терский район, п. Опытное 38..

Год образования: 1979г.

Серия, номер, дата выдачи лицензии: серия 07Л01 № 0 выдана 5 июня 2013 года, Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, действует бессрочно.

Школа владеет помещением на 80,3 кв. м, расположена в Сельском Доме культуры (1,2 этажи – 4 класса), заключен Договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом с Администрацией Терского муниципального района, сроком на 1 год, 17 мая 2013 г.

Земельного участка нет.

2.2. Школа осуществляет образовательную деятельность по программам дополнительного образования художественно-эстетической направленности и дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств.

Деятельность школы регламентируется локальными правовыми актами . Вид деятельности: обучение детей игре на музыкальных инструментах. Мероприятия школы осуществляются в тесном взаимодействии с учреждениями образования и культуры, организациями села, района и республики.

Организация образовательного процесса в Школе осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий .

Начало и окончание учебного года, продолжительность каникул определяются годовым календарным учебным графиком Школы, разрабатываемым и утверждаемым Школой в порядке, определенном действующим законодательством.

2.3. Школа работает по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями– суббота, воскресенье. Продолжительность занятий 40 минут.

Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей Школой по представлению педагогических работников с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм .

2.4. Продолжительность обучения на каждом этапе обучения регламентируется нормативными сроками освоения реализуемых Школой образовательных программ пяти, семи сроком обучения.

2.5. Отчисление обучающихся из Школы осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), поданного в письменной форме, в соответствии с приказом директора Школы.

2.6. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме контрольных уроков, академических концертов, переводных академических концертов, технических зачетов, прослушиваний, исполнения программ на концертах.

Порядок и сроки проведения промежуточной аттестации , система оценок при промежуточной аттестации определяются положением о промежуточной аттестации обучающихся, являющимся локальным актом Школы.

2.7. Школа самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.

2.8. Школа организует и проводит массовые мероприятия.

2.9. В Школе ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников.

2.10 Деятельность детей в Школе осуществляется:

    по образовательным областям: инструментальное исполнительство; в одновозрастных и разновозрастных объединениях (отделение, класс, группа, ансамбль и другие); в процессе учебной работы и внеурочных мероприятий.

2.11. Для ведения образовательного процесса и полноценного освоения обучающимися учебного материала в соответствии с образовательными программами и учебными планами установлены следующие виды работ:

· групповые и индивидуальные занятия с преподавателем;

· самостоятельная (домашняя) работа обучающегося;

· контрольные мероприятия, предусмотренные учебными планами и программами (контрольные уроки, зачеты, экзамены, академические концерты, просмотры);

· культурно-просветительские мероприятия, организуемые в Школе, в учреждениях и организациях села (лекции, беседы, выступления, концерты);

· внеурочные классные мероприятия (посещение с преподавателем концертов, выставок, отчетные концерты класса, сольные концерты, творческие встречи и т. д.).

2.12. В работе класса могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители) без включения в основной состав при наличии условий и согласия руководителя класса.

2.13. Сведения о контингенте обучающихся:

Отделение

Кол-во обучающихся

Музыкальное

ИТОГО:

В Школе обучается 50 учащихся. В школе ведется обучение игре на фортепиано, баяне, аккордеоне , гитаре. Изучают мировую и национальную музыкальную культуру, учатся ценностному восприятию искусства и творческому подходу к различным жизненным проблемам.

В школе функционируют 2 отделения. Форма обучения – индивидуальная и групповая.

Комплектование групп производится на основании учебного плана школы, составленного в соответствии с типовыми учебными планами для детских музыкальных школ и детских школ искусств, утвержденных приказом Министерства культуры СССР от 28.05.87 г. № 000, согласованные с Министерством финансов СССР, а также на основании учебных планов, разработанных школой самостоятельно в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Федеральными государственными требованиями к минимуму, структуре и условиям реализации программ, а также срокам их реализации (ФГТ).

2.14. . В школе работает 5 педагогических работников (4 штатных и 1совместитель).

Образовательный ценз педагогического и концертмейстерского состава достаточно высок:

100% преподавателей имеют профильное среднее специальное образование;

среднее - специальное - 60 % (3 человека);

Школа, как воспитательно-образовательное учреждение работает над проблемой нравственного, культурного воспитания обучающихся, через приобщение к искусству как можно большего числа детей и взрослых. Главной формой воспитательной работы в школе, в целях формирования творческой активности обучающихся, является внеклассная концертно-просветительская деятельность.

Задачи:

I. Стимулирование исполнительского мастерства учащихся, совершенствование детского коллективного творчества;

II. Внедрение инновационных моделей предъявления результатов образования:

III. Морально-нравственное, эстетическое воспитание личности, вос­ питание чести и достоинства гражданина России, добродетели и люб­ ви к прекрасному;

IV. Популяризации классической и народной музыки в учреждениях и организациях города;

V. Повышение интереса родителей к музыкальному образованию, способствующее повышению качественного набора детей в Школу.

2.20. Все мероприятия школы осуществляются в тесном взаимодействии с учреждениями образования и культуры, организациями села и района. Основными традиционными формами взаимодействия с социумом по-прежнему являются: академические концерты, лекции-концерты, выездные концерты, сольные концерты, концерты классов, фестивали, конкурсы, музыкальная гостиная, участие учащихся и преподавателей в культурной жизни села и района.

Взаимодействие с образовательными и культурно-просветительскими учреждениями позволяет: выходить на массовую аудиторию с целью пропаганды музыкального искусства, практически применять приобретенные навыки обучающимися. Ежегодно школа проводит свыше 10 концертов в год. Продолжается внедрение новых технологий предъявления результатов концертной деятельности. Традиционными мероприятиями остаются: тематические концерты к праздничным датам: День музыки, День учителя, День матери, День защитников Отечества, Женский день 8 марта , новогоднее представление, посвящение в музыканты, отчетный концерт, выпускной балл.

2.21. Одним из важнейших условий эффективного управления развитием качества образования, повышения рейтинга школы является реализация принципа социального партнерства .

Развивается социальное партнерство, как условие, обеспечивающее высокую мотивацию учащихся к обучению, эффективное взаимодействие с учреждениями и организациями села. Созданы условия для объединения культурно-просветительской деятельности в единую систему, с определенной социальной направленностью и с учетом потребностей социума. Учебно-воспитательная система школы ориентируется на специфику социально-культурной среды в районе. Во взаимодействии с учреждениями культуры и образования города используются сложившиеся традиции.

Основными формами взаимодействия с социумом является: лекции-концерты, выездные концерты, фестивали. Школа, имеющая многолетнюю, насыщенную событиями историю, является примером активной созидательной роли в формировании социокультурной среды и сохранении традиций.

III . ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Все принципы, лежащие в основе образовательной программы Школы ориентированы на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и учащихся, педагогов и родителей, на взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам.

    Школа для ребенка, а не ребенок для школы. Личность ребенка является центром всей школьной образовательной системы. Цели школьного образования ставятся перед всеми учащимися, но способы достижения этих целей будут различаться так же, как различаются и сами ученики. Преподаватели, поскольку они знают своих учеников, могут индивидуализировать обучение без ограничения. Каждому необходима устойчивая потребность в творческой деятельности. Образовательное пространство школы, эмоционально - благотворное, комфортно для всех: учащихся, учителей, родителей. Семья – член школьного сообщества. Тесное сотрудничество между домом и школой принесет взаимное уважение и понимание. Соответственно стиль школьной жизни порождает ценности спокойного ожидания - "тебе ничто не угрожает, от тебя многого ждут"; доверия "пока нет обиженных" и порядочности "ценности отсутствия страха, благородство и терпимость". Ученик - субъект образовательного процесса, ориентированного на самоопределение ученика, развитие его самостоятельности и творчества, чувства собственного достоинства и индивидуальной значимости. Принцип максимального учета индивидуальной заинтересованности ученика содержанием и формами работы. Преподавание и учеба должны подтверждаться и оцениваться на основе того, как ученик решает реальные задачи. Многочисленные свидетельства о том, что он сделал, ранжированные в результате постоянного наблюдения за выполнением отдельных программ, использование для понимания успехов и потребностей каждого ученика и планирования последующей помощи. Учащиеся должны иметь возможность предъявить свой уровень компетентности перед семьей и сообществом. Свидетельство об окончании школы вручается после успешной демонстрации учеником своего уровня достижений на публичном экзамене. Все внимание уделяется демонстрации учащимися способности к значимой деятельности. Активизация познавательно-творческой деятельности учащихся, формирование интереса к учебе, друг к другу, к жизни - принцип организации учебного и воспитательного процесса. Позиция учителя в учебном процессе определяет отказ от жесткого авторитаризма , принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техник работы учителя личностно-ориентированной направленности.

IV . АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

4.1. Детские музыкальные, художественные школы искусств и др. (далее – детские школы искусств) имеют 110-летнюю историю существования. Первые школы были созданы как первые ступени обучения в музыкальных консерваториях Москвы и Санкт-Петербурга, академии художеств, поэтому содержание образования в детских школах искусств сразу определялось двумя качествами:

    Освоение видов искусств через комплекс предметов (в традициях профессионального образования). Наличие двух уровней обучения: массовое как направление обще музыкального, обще художественного образования и как первая ступень профессионального образования в сфере искусств (дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств).

4.2.Освоение образовательных программ в сфере искусства базируется на творческих способностях, данных человеку природой, начинается с детского возраста и должен быть непрерывным, поскольку связан не с постепенным (от фундаментального к частному) освоением тех или иных наук, а с сугубо практическим чувственным, физическим и интеллектуальным постижением обучающимся сути осваиваемого вида искусства, раскрытием психофизических возможностей личности, тренировкой своих рук, выработкой комплекса психофизических качеств, необходимых для самореализации в выбранной профессии.

4.3. Эстетическое воспитание - один из главных факторов всестороннего развития творческих и художественных способностей подрастающего поколения. Важным разделом эстетического воспитания является музыкальное образование. Настоящая программа обучения способствует рациональному и сбалансированному распределению учебной нагрузки с учетом всех возрастающих от класса к классу требований и предполагает изменение методики преподавания в соответствии с возрастными индивидуальными способностями учащихся.

Главная цель педагогики:

Дать возможность раскрыться индивидуальным способностям детей; пробудить их творческую инициативу на основе прочных базовых
знаний; воспитать грамотных любителей и слушателей музыки; посетителей выставок, музеев. наиболее способных учащихся подготовить к поступлению в средние
профессиональные музыкальные и художественные учебные заведения.

Основные задачи обучения и воспитания в школе искусств:

Приобщение детей к музыкальному и художественному искусству, привитие им интереса и любви к серьезной музыке, живописи; понимание народного, классического и
современного творчества; формирование музыкально-исполнительских умений и навыков игры
на инструментах; выявление и профессиональная ориентация одаренных детей; развитие творческой личности каждого ребенка независимо от его способностей; приобщение детей к сокровищнице музыкального и художественного искусства; формирование, через общение с искусством, эстетических идеалов;
положительных нравственных качеств, внутреннего духовного мира и общей культуры; формирование, в процессе обучения, познавательной активности умения
приобретать и творчески применять полученные знания в содержательном досуге; воспитание детей активными пропагандистами искусства.

V . МИССИЯ ШКОЛЫ. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Миссия школы: духовно-нравственное развитие подрастающего поколения средствами художественного-эстетического творчества. Видение путей выполнения миссии:

    позиционирование Школы как центра дополнительного художественного образования в культурно-образовательном пространстве Терского района; создание условий для всесторонней реализации образовательных потребностей обучающихся и их родителей через расширение спектра образовательных услуг и создание условия для реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося; использование образовательных, педагогических, научно-методических и материальных ресурсов для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в различных видах художественно-эстетической деятельности; расширение социального партнерства с учреждениями и организациями Терского района, для создания единого культурно-образовательного пространства.

Цель комплексной образовательной программы: создание необходимых условий для всестороннего комплексного обучения и воспитания творческой личности, организации досуга детей, повышения качества образовательного процесса в соответствии с приоритетами современной образовательной политики и потребностями заказчиков образовательных услуг.

Задачи , направленные на ее реализацию:

· модернизация содержания образовательного процесса за счет внедрения современных концептуальных подходов и инновационных технологий в сфере искусства, культуры и художественного образования;

· воспитание ценностного, бережного отношения обучающихся к культурным традициям через приобщение к лучшим образцам национального и мирового музыкально-художественного наследия;

· внедрение информационных технологий (компьютерные технологии, мультимедиа технологии, электронной музыки.);

· поддержка начинающих музыкантов-исполнителей, юных художников и детских творческих коллективов через их активное привлечение к концертной и просветительской деятельности;

· создание условий для оптимального развития и творческой самореализации художественно одаренных детей, участие в конкурсах, фестивалях, выставках, олимпиадах;

· профессиональная ориентация учащихся в сфере искусства, культуры, формирование готовности к продолжению художественного образования;

· приобщение к духовной культуре через практическую, творческую деятельность;

· организация содержательного культурного досуга жителей микрорайона, через организацию концертно-выставочной деятельности;

· создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов через организацию, проведение и участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях, олимпиадах; участие в мастер-классах и семинарах, как на базе школы, так и за ее пределами, создание условий для развития мотивации к научной, учебно-методической, педагогической и исполнительской деятельности;

Программа основана на концепции о развивающем обучении в музыкальном и художественном воспитании, связи музыки и изобразительного искусства с жизнью и идеей комплексного освоения искусства.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ

1. Внедрение новых учебных планов, дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, разработанных школой самостоятельно в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации программ, а также срокам их реализации.

2. На основании учебных планов, а также для обеспечения решения задач индивидуального подхода к обучению в учебный процесс вводятся дисциплины, которые развивают творческую активность учащихся, например «слушание музыки».

Прививать любовь к классическому музыкальному наследию без этого предмета сложно. Время, которое отводится для прослушивания музыкальных тем на уроке музыкальной литературы - не приучает к слушанию, а просто иллюстрирует новый материал. Назрела острая необходимость введения этого предмета, и создания условия, которые не только приучают любви к классическому наследию, но и способствует привитию первоначальных навыков релаксации. Любовь и умение слушать музыку, надо прививать на качественных музыкальных носителях, через оснащение кабинета современной музыкальной аппаратурой, электронных программ обучения и компьютерного видеопроектора, то есть технического создания в классе звучания концертного зала.

3. Освоение технологии интегрированного обучения на уроках сольфеджио, музыкальной литературы и специальности, поможет быстрее адаптироваться обучающимся к обучению в Школе, уменьшит количество времени, затраченное на выполнение домашнего задания, улучшит качество обучения, как по групповым предметам, так и по специальности и будет способствовать более быстрому продвижению обучения.

4. Внедрение технологии интегрированного обучения творческих коллективов повысит мотивацию обучения детей.

5. Внедрение компьютерных технологий, мультимедийных презентаций, цифровых музыкальных инструментов.

Ожидаемые результаты:

1. Содержание индивидуальных планов обучающихся будут ориентированы на выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его обучения.

2. Повышения мотивации обучения и качества исполнительского и художественного мастерства, за счет интеграции работы творческих коллективов, совместной работы преподавателей теоретических и специальных дисциплин, преподавателей музыкального и художественного отделений, вовлечения обучающихся в доступную для них форму работ с компьютерами.

3. Воспитание грамотного слушателя музыки, посетителей музеев, выставок, художественных галерей.

4. Создание обучающимися собственного музыкального продукта (электронной музыки, фонограмм, т. д.).

· Развитие благоприятной и мотивирующей на учебу психологической школьной атмосферы, через совершенствование работы над эстетическим, морально-нравственным раз­витием личности обучающегося.

Реализацией концептуальных позиций этого направления является широкое внедрение новых моделей предъявления результатов образования – программа «Детская филармония». Осознание учеником ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих может послужить сильным стимулом к музыкальным занятиям. Когда он видит, что его музицирование и творческие успехи могут доставить удовольствие родным, друзьям, что благодаря своим музыкальным талантам он становится интереснее и значительнее в их глазах, у него растет чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность в творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

1. Внедрение новых моделей предъявления результатов образования (специальных музыкальных программ, тематических и праздничных концертов, литературно-музыкальных композиций по музыкальной литературе, на выставках).

2. Повышение мотивации обучения.

3. Воспитание эстетических, морально-нравственных качеств личности, чести и достоинства гражданина России, люб­ ви к прекрасному.

· Создание условий для работы с одаренными детьми и профессионального самоопределения.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение количества выпускников школы поступающих в СУЗы и ВУЗы по профилю деятельности.

2. Повышение количества участников исполнительских и творческих конкурсов.

3. Положительная динамика творческого интереса учащихся к концертной деятельности Школы.

4. Положительная динамика проявления интереса педагогов к подготовке детей для участия в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, выставках.

5. Повышение количественных и качественных показателей участия обучающихся в выездных конкурсах

6. Рост профессионального мастерства преподавателей.

· Развитие системы обучения творческих коллективов с учетом потребности социума.

Коллективное музицирование - это стимул для творческого и профессионального роста, общение со сверстниками, увлеченность общим делом, возможность активно участвовать в общем, творческом процессе, где успешно развивается личность каждого ребенка, и успех ее работы зависит от всех участников коллектива. Ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; воспитывает чувство долга, ответственности, товарищества. Решение этой задачи в рамках предмета «коллективное музицирование» обуславливает необходимость разнообразить творческие детские коллективы, повысить их исполнительский уровень, за счет мотивирующей на концертную деятельность обучения.

Ожидаемые результаты:

1. Увеличение количества смешанных ансамблей.

2. Увеличение количества фортепианных ансамблей.

3. Создание вокального ансамбля.

4. Повышение мотивации обучения.

· Совершенствование системы взаимодействия и сотрудничества педагогического коллектива школы с семьёй и с социумом.

Одним из факторов повышения образовательного уровня и рейтинга школы является расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в сфере воспитательной деятельности. Совершенствование работы в этом направлении будет способствовать популяризации музыкального и художественного искусства в учреждениях и организациях города, стимулированию детского исполнительского мастерства, развитию творчества учащихся, повышения заинтересованности родителей в музыкальном и художественном образовании, а значит и качества набора детей для обучения в Школе. В этом направлении планируется расширение концертной деятельности в организациях и учреждениях района.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение престижа школы.

2. Воспитание у обучающихся чувства успешности обучения.

VI . СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

6.1. Характеристика особенности организации образовательного процесса.

1. Нормативной основой образовательного процесса в школе являются: примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств, рекомендованные Федеральным агентством по культуре и кинематографии в 2005 году (письмо Федерального агентства по культуре и кинематографии от 01.01.2001 г. № .4);

Учебные планы и дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств в соответствии с ФГТ.

Многовариантность учебных планов базируется на возрастных особенностях обучающихся: поступающие в 6.6-летнем возрасте; после 9-10 лет.

2.В Школе действуют следующие образовательные программы – 3-летние, 5-летние, 7-летние, 8-летние.

3.Правом поступления в ДШИ пользуются дети в возрасте 6,лет.

4.Учебный график построен по принципу графиков общеобразовательных школ: учебный год делится на четверти с обязательным отдыхом детей от учебных занятий между четвертями. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы. Режим работы школы: пятидневная рабочая неделя.

5.Основной формой занятий в школе является урок продолжительностью 40 минут. Он может быть индивидуальным, коллективным, групповым.

6.Образовательный процесс в Школе это - сочетание индивидуальных и групповых занятий. Образовательный процесс структурирован по образовательным областям: музыкальное исполнительство . Объединение предметов по образовательным областям определяет принцип формирования учебных планов. Образовательная область организована в виде относительно самостоятельных структурных единиц - отделений:

- Отделение фортепиано

- Отделение народных инструментов

6.2 Учебный план

1. В основе составления учебного плана используются:

· типовые учебные планы для детских музыкальных школ и детских школ искусств, утвержденные приказом Министерства культуры СССР от 28.05.87 г. № 000, согласованные с министерством финансов СССР;

· примерные учебные планы для детских школ искусств, утвержденные приказом Министерства культуры РФ от 01.01.2001 № /32;

· примерные учебные планы для детских школ искусств, рекомендованные Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ от 01.01.2001 № .4

· Учебные планы, разработанные школой самостоятельно в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации программ, а также срокам их реализации (ФГТ).

2. Структура и содержание учебных планов ориентированы на выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его обучения, обеспечивают разностороннюю и качественную подготовку учащихся, позволяют применять на практике методы дифференцированного обучения и индивидуального подхода, состоят из двух частей – инвариантной и вариантной. Комплекс предметов и объем часов, предложенных в инвариантной части учебного плана, определяет полноту и интенсивность образовательного курса, что позволяет решать не только задачи выявления творческих способностей учащегося, но и сформировать навыки учебной деятельности, обеспечить овладение минимумом знаний, умений и навыков.

3. Учебные планы инструментальных классов предусматривают возможность обучения детей игре на инструменте с правом выбора срока обучения, в зависимости от возраста учащегося и других его индивидуальных особенностей.

4. В сетку часов по дополнительным образовательным программам включен перечень предметов по выбору, назначение которых состоит в получении учащимися важных практических навыков (свободного владения музыкальными инструментами, умения играть в ансамбле, аккомпанировать, применять при музицировании теоретические знания, развитие творческих навыков).

Музыкальное отделение.

6.3.Образовательные дисциплины

Музыкальный инструмент.

Форма индивидуальных занятий создает условия для внимательного и всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка, объективной оценки и его возможностей (общего и физического развития, строения рук и приспосабливаемости к инструменту, музыкальной памяти и т. д.).

Учебно-воспитательная работа специального класса включает в себя:

Тщательное изучение основной программы учащегося с целью ее публичного исполнения; воспитание эстетического вкуса учащихся на основе осознанного
восприятия музыки; ознакомление под руководством педагога с разнообразными
музыкальными произведениями; развитие основных технических навыков на материале упражнений и
этюдов; повышение музыкальной грамотности, расширение и закрепление
теоретических и исторических знаний; помощь ученикам в их самостоятельном музицировании и участии в
общественной жизни школы.

В повседневной работе в классе по специальности прививается учащимся интерес к занятиям и любовь к музыке, воспитывается их вкус на лучших образцах народной музыки, русских и зарубежных классиков, произведениях современных отечественных и зарубежных композиторов.

Важнейшей предпосылкой для успешного музыкально-исполнительского развития учащегося является воспитание у него свободной и естественной постановки и освоение целесообразных координированных движений, обусловленных теми или иными художественными или техническими задачами.

Тщательная работа в этом направлении и повседневный контроль как со стороны преподавателя, так и самого учащегося, предотвращает излишнее мышечное напряжение, тормозящее развитие ребенка и вредно влияющее на состояние здоровья.

С первых уроков ученик должен вслушиваться в свое исполнение, добиваться выразительного звучания инструмента, внимательно и точно прочитывать авторский текст, работать над устранением технических трудностей, не допускать механического проигрывания, которое приводит к формальному исполнению и тормозит музыкальное развитие. При разучивании музыкальных произведений педагогу следует выбирать аппликатуру в наиболее удобной и целесообразной последовательности. В старших классах эту работу могут выполнять сами учащиеся. На уроках специальности учащиеся знакомятся с музыкальными терминами, поясняется их значение при исполнении музыкальных произведений.

Работа над выразительностью исполнения, развитием слухового контроля, качеством звучания, ритмом, динамикой последовательно проводится на протяжении всех лет обучения. Развитие техники исполнения осуществляется в процессе работы над всеми изучаемыми произведениями. Развитию пальцевой беглости, четкости, способствует работа над гаммами, арпеджио, этюдами, упражнениями, с развитие над ними следует обращать внимание над их качественным исполнением, добиваясь точного соблюдения установленной аппликатуры, ровности звучания, устойчивого ритма, пальцевой четкости. В ученике должно развиваться сознательное отношение к освоению различных технических приемов, помогающих осуществлять художественный замысел изучаемого произведения.

Исходя из индивидуальных возможностей учащегося ему дают четкие задания и систематически проверяется их исполнение.

Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением является наилучшей формой классной работы, стимулирующей интерес, внимание, активность ученика.

Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразно составленного плана, где предусматривается последовательное и гармоничное музыкально-техническое развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего, музыкального и технического развития. Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. При подборе репертуара педагог руководствуется принципом постепенности и последовательности обучения. Важно вызвать у учащегося желание постоянно знакомиться с новыми музыкальными произведениями. В работе над репертуаром нужно добиваться различной степени завершенности исполнения, учитывая, что некоторые из произведений должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи - в порядке ознакомления. Все это фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Основной формой учета успеваемости является четвертая оценка. В конце учебного года выставляется годовая оценка на основе четвертных, и итоговая с учетом годовой и оценок ученика за выступления на академических концертах, контрольных уроках и других выступлениях в течении учебного года.

Экзамены проводятся в выпускном классе. На выпускной экзамен выносятся 4-5 произведений различных жанров и форм. В остальных классах, учащиеся выступают на академических концертах, прослушиваниях, конкурсах, переводных экзаменах.

Сольфеджио.

На уроках сольфеджио развиваются музыкальные данные (слух, память, ритм), происходит знакомство с теоретическими основами музыкального искусства, выявляются и развиваются творческие задатки учащихся, прививается любовь к классической и зарубежной музыке.

Программа курса сольфеджио включает следующие разделы:

1. вокально-интонационные навыки - пение гамм, интервалов, аккордов,
секвенций, различных мелодических оборотов и т. д. Эти упражнения помогают развитию музыкального слуха, а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух;

2. сольфеджирование и пение с листа - вырабатывает правильные певческие навыки, интонационную точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывает чувство лада. Пение с листа - это пение по нотам незнакомой мелодии или двухголосия без предварительного разучивания. Навык пения с листа вырабатывается постепенно. Он способствует развитию внутреннего слуха;

3. воспитание чувства метроритма - цель - развивать в учащихся ритмическую
координацию на основе ощущения метрической пульсации. При работе над
метрическим воспитанием большое внимание уделяется сольмизации
(чтению примеров с названием звуков без их интонирования);

4. анализ на слух, цель - укрепление музыкальной памяти. Задача этого раздела - научить учащегося правильно слушать музыку. Анализ дает возможность накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление, гармонический слух, помогает учащемуся в разборе и исполнении произведений на инструменте. Занятия проходят в двух направлениях;

5. целостный анализ музыкального произведения или его отрывка;

6. анализ отдельных элементов музыкального языка;

7. музыкальный диктант - развивает музыкальную память, способствует осознанному восприятию мелодий и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное. Формы диктантов - мелодический, гармонический, ритмический, тембровый и т. д. В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки учащихся, определяется уровень их
слухового развития;

8. воспитание творческих навыков - способствует эмоциональному и осмысленному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности, вызывает интерес к предмету, помогает в исполнительской практике. Развивает слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, развивают вкус и наблюдательность. Основным видом творчества являются различные способы импровизации;

9. теоретические сведения - этот раздел содержит перечень необходимых
знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.

Музыкальная литература.

Этот предмет способствует расширению музыкального кругозора учащихся, развитию у них способности понимать художественную красоту музыки и, тем самым, стимулировать стремление воспроизводить прекрасное, развитию музыкального мышления памяти, хорошего музыкального вкуса.

Преподавание музыкальной литературы в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. Богатство содержания и разнообразие жанров, изучаемых произведений народного, классического и современного музыкального искусства, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями и творческой деятельностью крупнейших композиторов классиков и наших современников, помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни. Уроки музыкальной литературы призваны приобщить учащихся к шедеврам музыкальной культуры.

Цель предмета - развитие у обучающихся разносторонних музыкальных навыков и умение сознательно и эмоционально слушать музыку. В процессе изучения музыкальных произведений ученики должны приобрести умение разбирать эти произведения; слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи, ориентироваться в нотном тексте, грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, рассказать о пройденных произведениях, их содержании, выразительных средствах, пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией.

Развитие творческих навыков (музицирование).

Этот предмет (как один из компонентов урока по специальности) предполагает чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, импровизацию.

Чтение с листа. При чтении с листа следует исходить из следующих принципов:

· с самого начала привить навык «смотреть вперед», а не на тот нотный текст, который в данный момент исполняется;

· играть, почти не глядя на руки, ориентируясь на клавиатуре вслепую или почти вслепую;

· приучить ребенка к предварительному прочтению (простейшему анализу нотного текста глазами до его передачи на инструменте);

· обучать чтению нот „ целостными структурами (начиная с мелодических оборотов, интервалов созвучий и кончая аккордами, не отдельными нотными знаками).

Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, который ведется по двум направлениям: развитие навыка тщательного разбора (анализа) и навыка беглого чтения с листа. Подбирается материал постепенно возрастающей трудности. Свободному чтению нотного текста сопутствует процесс развития внутренних слуховых представлений.

Развивая и тренируя слуховое восприятие и память, учащийся должен точно воспроизводить текст - штрихи, темповые указания, и сам должен контролировать слухом воспроизводимый им на инструменте текст.

Подбор по слуху, транспонирование продолжается на протяжении всех лет обучения и способствует развитию творческих навыков учащихся. Переживание красоты мелодии обычно выражается у детей в стремлении играть по слуху. Это увлечение нужно поддерживать, умело направляя внимание на разнообразные задания. Большое значение имеет выбор песенных мелодий, которые дети желали бы подобрать на инструменте, т. к. в этом процессе начинает формироваться музыкальный вкус учащихся. В последствии игра мелодий по слуху должна сопровождаться их гармонизацией, введением подголосков, а также разных видов фактур.

Транспонирование. Развивает музыкальный слух, ускоряет процесс овладения инструментом, способствует большей музыкальной грамотности ученика. Начинать работу следует с транспонирования мелодий по слуху, а по приобретении известных навыков, и по нотам, постепенно усложняя репертуар. В старших классах ученики должны уметь транспонировать аккомпанементы песен, романсов.

Импровизация. Здесь применяются различные упражнения и задания творческого характера. Например, сочинения окончаний легких пьес и пропущенных в них тактов, коротких мелодий на определенный ритм, подголосков и элементарных вариаций к народным песням, подбор аккомпанемента к пьесам различных жанров. По усмотрению преподавателя могут быть и другие задания и упражнения.

Коллективное музицирование.

Хор

Хоровое пение является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Целью работы со школьниками в процессе их обучения пению в хоре является оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование его певческой культуры.

Задачи - разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально-слуховых представлений; формирование музыкальной памяти, обучение использованию при пении мягкой атаки, смешанного звучания; формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности; формирование вокальной артикуляции , развитие певческого дыхания, расширение диапазона голоса. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.) постепенно усложняя задачи. В течение учебного года проходит ряд творческих показов; отчетные концерты, выступления на различных концертных площадках.

Ансамбль.

Программа направлена на формирование и развитие умений коллективного инструментального музицирования с детьми, владеющими начальными навыками игры на музыкальных инструментах.

Коллективное инструментальное музицирование - одна из самых доступных форм ознакомления обучающихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса обучающихся к этому виду искусства. При этом каждый обучающийся становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Общность целей и задач в процессе коллективной деятельности определяет особое место ансамбля в воспитании будущего музыканта: игра в ансамбле дисциплинирует, воспитывает такие существенные качества как взаимопонимание , взаимоуважение, ответственность за общее дело, вырабатывает умение в процессе занятий и исполнения произведения концентрировать внимание на ритме, темпе, динамике, преодолении возникающих трудностей, достижении поставленной исполнительской задачи, воплощении художественного замысла.

Общий инструмент .

Обучение осуществляется в индивидуальном порядке. Успехи в освоении инструмента зависят от индивидуальных способностей учащихся. В основном вся работа над репертуаром и техническим развитием ведется на уроке, так как у учащихся, в основном, нет дома инструмента (с которым происходит ознакомление). Каждый урок включает проверку усвоения пройденного материала и разбор нового. Основной принцип подбора нотных примеров заключается в том, чтобы каждое следующее упражнение, каждая пьеса давали учащемуся что-то новое. Для учащихся народного отдела полезно проходить ознакомление на фортепиано, это поможет в лучшем усвоении предметов сольфеджио и музыкальной литературы (игра интервалов, аккордовых последовательностей, музыкальных номеров, тем). Знания, приобретенные на уроках, показываются на контрольных уроках в конце полугодии или на концертах, проводимых в школе.

Аккомпанемент.

Как самостоятельный предмет аккомпанемент вводится в 6 (7) классе. Приобретению концертмейстерских навыков предшествует игра в ансамбле, а далее идет кропотливая работа, требующая строгой систематизации учебного материала с постепенным усложнением фортепианного сопровождения. Концертмейстер должен быть чутким к музыкальным намерениям партнера, чувствовать и исполнять произведение в едином с ним «эмоциональном ключе». Пианист не должен быть активнее солиста, а напротив, стремится поддерживать его, составить с ним целостный ансамбль, быть максимально гибким в процессе исполнения. Занимаясь аккомпанементом ученик должен усвоить правила игры - вступление, проигрыш - играть более ярко, солировать; при вступление солиста - уходить на «второй план» и поддерживать его. На уроках учащийся должен научиться транспонировать аккомпанемент в более удобную для солиста тональность. В конце каждого полугодия проходит открытый академический концерт, где учащийся с иллюстратором исполняют одно произведение.

VII . Требования к уровню подготовки выпускника Школы

Результат образовательного процесса – выпускник, поэтому требования к уровню подготовки выпускника являются важной частью общих требований к содержанию образования.

Уровень подготовки обучающихся в дополнительном образова­нии детей - это достигнутая степень индивидуального развития, сформированность определенных качеств личности и способнос­тей решать разнообразные задачи определенной степени сложно­сти. То есть для учреждений дополнительного образования детей понятие «выпускник» корректируется целевым предназначением их деятельности - развивать мотивы личности к познанию и творче­ству, обеспечивать необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, творческого труда и профессионального са­моопределения. Следовательно, проблема определения понятия «выпускник» здесь не сводится к объему усвоенных зна­ний, умений и навыков, а будет включать опыт творческой деятельно­сти по решению новых проблем, требующих самостоятельности и заинтересованности.

Выпускник учреждения дополнительного образования детей - лич­ность, реализующая свой целевой выбор в области деятельности или знания, в уровне ее освоения, мотивах и ценностных ориентациях че­рез приобретение собственного опыта культурной деятельности.

Таким образом, качественное образование - это образование, которое обеспечивает ребенку свободу выбора, право самоопреде­ления и способы эффективного действия в любых обстоятельствах.

В связи с вышесказанным, требования к уровню подготовки выпускника учитывают следующие показатели:

    степень овладения знаниями, умениями, навыками, показатели личностного развития.

Показателями развития личности выпускника детской школы искусств как результата образования являются:

    сформированность познавательных интересов и потребностей, устойчивой мотивации к художественной деятельности; развитие интеллектуальной сферы ребенка, волевых и эмоциональных качеств, достаточных для осуществления практической деятельности в различных видах искусств, как в самой детской музыкальной школе, так и после ее окончания.

Таким образом, уровень подготовки выпускника детской музыкальной школы определяется с учетом:

    Вида искусства. Уровня освоения ОП. Видов деятельности. Результата обучения (овладение знаниями, умениями, навыками), личностного развития.

VIII . СИСТЕМА И ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Система и порядок контроля качества обучения регламентируется «Положением о системе оценок, формах, порядке и периодичности текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» с. п.Красноармейское, утвержденным директором Школы. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей», Уставом Школы, примерными образовательными программами по видам искусства для детских музыкальных школ; дополнительными предпрофессиональными общеобразовательными программами в области искусств в соответствии с ФГТ, локальными актами и регламентирует содержание, порядок и оценивание текущей и промежуточной аттестации обучающихся школы.

Промежуточная аттестации обучающихся

8.1. Целями аттестации являются:

· установление фактического уровня знаний обучающихся по предметам учебного плана для каждой специальности, их практических умений и навыков;

· соотнесение этого уровня с требованиями, нормами образовательного учреждения, заложенных в реализуемых программах;

· контроль выполнения образовательных программ и календарно-тематического плана изучаемых предметов.

8.2. Промежуточная аттестация включает в себя поурочное, почетвертное, полугодовое и переводное оценивание результатов успеваемости ученика.

8.3. Школа самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

8.4. Важным элементом учебного процесса в Школе является систематический контроль успеваемости обучающихся. Основными видами контроля успеваемости обучающихся являются: текущий контроль успеваемости обучающихся, промежуточная аттестация обучающихся.

8.5. Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого, коллегиальность.

8.6. Каждый из видов контроля успеваемости имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль успеваемости обучающихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения обучающихся к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем , ведущим предмет. Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий обучающихся и предполагает использование различных систем оценивания. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.

8.7. Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающихся и усвоение им образовательной программы на определённом этапе обучения. Наиболее распространёнными формами промежуточной аттестации обучающихся являются: на музыкальном отделении: зачёты (недифференцированный, дифференцированный); академические концерты; переводные экзамены, прослушивания, контрольные уроки;

Зачёты проводятся в течение учебного года. Зачёты могут быть дифференцированные и недифференцированные (в зависимости от применяемой системы оценок) с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный аналитический характер.

Академические концерты (переводной экзамен, прослушивание, публичное выступление), предполагают те же требования, что и зачёты (публичное исполнение сольной программы и носят открытый характер (с присутствием родителей, обучающихся и других слушателей (зрителей)).

Для выявления знаний, умений и навыков обучающихся по предметам, преподаваемым в форме групповых занятий, рекомендуется проводить контрольные уроки не реже одного раза в четверть. Контрольные уроки проводит преподаватель, ведущий данный предмет.

8.8.. Система оценок успеваемости обучающихся:

    Пятибалльная система оценок. Зачётная (недифференцированная) система оценок (зачёт, незачёт).

8.9.Для форм промежуточной аттестации, определяющих прежде всего, уровень и успешность развития обучаемого (зачёты), наиболее соответствует методическое обсуждение без выставления оценки.

8.10 Для форм промежуточной аттестации, определяющих конечные результаты этапа обучения (академические концерты, переводной экзамен) наиболее целесообразно применение пятибалльной системы оценок с методическим обсуждением выступления обучающегося.

8.11. Критерии оценки: музыкальность; виртуозные возможности; культура звука; понимание стиля; художественная трактовка и правильно выбранные средства выразительности; ансамблевый строй; культура исполнения; артистичность; сценический вид.

8.12.Оценки обучающихся по всем видам контрольных мероприятий фиксируются в соответствующей учебной документации. Оценки текущего контроля успеваемости обучающегося вносятся в журнал учёта успеваемости и посещаемости, в дневник обучающегося и в общешкольную ведомость (четвертные, полугодовые, годовые оценки). Оценки промежуточной аттестации обучающихся вносятся в отчетную документацию отделения, в индивидуальный план обучающегося, в дневник обучающегося.

8.13.Четвертные и полугодовые оценки выставляются по результатам текущего контроля успеваемости обучающихся в течение четверти или полугодия, если обучающийся посетил не менее 50% учебных занятий. Вопрос об аттестации обучающихся, пропустивших более 50 % занятий, выносится на рассмотрение педагогического совета.

8.14.Годовая оценка выставляется на основании: четвертных (полугодовых) оценок, оценки за выступление на переводном академическом концерте (контрольном уроке),просмотров, совокупности результатов по всем формам промежуточной аттестации в течении года.

8.15.Обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательные программы, переводятся в следующий класс. Обучающиеся, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по одному и более предметам, могут пересдать или остаются на повторное обучение в том же классе, либо по решению педагогического совета Школы отчисляются из школы. Основания и порядок отчисления учащихся из Школы определяются Уставом школы.

8.16. Промежуточной аттестации подлежат обучающиеся всех классов школы

8.17. Формой промежуточной аттестации обучающихся по специальности являются различные выступления на: академических концертах, переводных академических концертах, контрольных уроках, прослушиваниях, публичных выступлениях.

8.18. Формой промежуточной аттестации обучающихся по групповым дисциплинам является контрольной урок.

8.19. Формой промежуточной аттестации обучающихся по коллективному музицированию, является контрольный урок по сдаче партий, а также творческие показы, включающие в себя концертные выступления на различных концертных площадках.

8.20. Оценивание проводят преподаватели отделений на контрольном уроке в течение учебного года в присутствии директора и преподавателя отделения.

8.21. Школьные академические концерты, проводятся не менее двух раз в год.

8.22. Контрольные уроки оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечается достигнутые ученикам успехи и имеющиеся недостатки.

8.23. Проверка технической подготовки обучающихся, развития творческих навыков, общий инструмент, текущие просмотры проводятся в присутствии директора, в соответствии с образовательной программе, планом работы Школы, утвержденного директором Школы.

8.24. Оценивание промежуточной успеваемости обучающихся проводится либо по пятибалльной шкале, либо по двухбалльной шкале «зачет», «незачет».

8.25. Переводная оценка выставляется по пятибалльной шкале, без знаков« + » и « - ».

8.26. При выставлении переводной оценки учитывается следующее:

    Оценка работы обучающегося по результатам четверти в течение учебного года, выведенная на основе результатов его продвижения. Оценка обучающегося за выступления на академических концертах, а также результаты контрольных уроков. Другие выступления ученика в течение учебного года.

8.27. Программы всех выступлений обучающихся фиксируются в индивидуальных планах обучающихся

8.28. Обучающиеся могут быть освобождены от промежуточной аттестации по состоянию здоровья при успеваемости по всем предметам на основании решения педагогического совета школы.

Итоговая аттестация обучающихся

8.29. Итоговая аттестация (экзамен ) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамены проводятся в выпускных классах в соответствии с соответствующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы искусств расписанию в мае месяце. Итоговая аттестация проводится с применением дифференцированных систем оценок.

8.30. Оценка итоговой аттестации является одной из составляющих итоговой оценки по данному предмету, фиксируемой в свидетельстве об окончании школы. При неудовлетворительной оценке, полученной обучающимся на итоговой аттестации, не может быть выставлена положительная итоговая оценка по соответствующему предмету. Если экзаменационная оценка ниже, чем годовая, вопрос об итоговой оценке данного обучающегося выносится на рассмотрение педагогического совета.

8.32..Обучающиеся могут быть освобождены от итоговой аттестации по состоянию здоровья при успеваемости по всем предметам и на основании решения педагогического совета школы искусств.

8.33.Обучающемуся, заболевшему в период итоговой аттестации, предоставляется право завершить аттестацию в дополнительные сроки, установленные для них школой.

8.34. Система оценок успеваемости обучающихся в выпускном классе - пятибалльная.

8.35. Оценки обучающихся по всем видам контрольных мероприятий фиксируются в соответствующей учебной документации. Оценки контроля успеваемости обучающегося вносятся в журнал учёта успеваемости и посещаемости, в общешкольную ведомость (четвертные, полугодовые, годовые оценки), в отчетную документацию, в индивидуальный план обучающегося, в дневник обучающегося.

8.36. В случае несогласия обучающихся и их родителей с выставленной итоговой оценкой, она может быть пересмотрена. Основанием для пересмотра является письменное заявление родителей, представленное в итоговую аттестационную комиссию на следующий день после экзамена. Приказом директора школы создается экспертная комиссия в составе трех преподавателей, которая в присутствии родителей обучающегося прослушивает программу (выступление) обучающегося; просматривает работы обучающегося и определяет соответствие выставленной оценки фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным.

8.37.Четвертные и полугодовые оценки выставляются по результатам текущего контроля успеваемости обучающихся в течение четверти или полугодия, если обучающийся посетил не менее 50% учебных занятий. Вопрос об аттестации обучающихся, пропустивших более 50 % занятий, выносится на рассмотрение педагогического совета.

8.38.Выпускникам Школы выдаётся документ об образовании в соответствии с лицензией.

8.39. В свидетельстве об окончании школы оценки по предметам вносятся цифрами и в скобках словами: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно).

8.40. Документы об образовании подписываются директором Школы и преподавателем по специальности.

8.41.Оттиск печати образовательного учреждения должен быть ясным, чётким, легко читаемым. Подчистки, исправления, незаполненные графы в документах об образовании не допускаются.

8.42.Лицам, не завершившим образование в Школе, выдаётся справка установленного образца. Не завершившими образование считаются обучающиеся, не прошедшие итоговую аттестацию, либо не имеющие положительную итоговую оценку по одному и более предметам.

8.43.К итоговой аттестации допускаются все обучающиеся выпускных классах, освоившие программу не ниже уровня обязательных требований, не имеющие задолженности по предметам учебного цикла и прошедшие предварительные прослушивания и просмотры по специальности.

8.44..Итоговая аттестация включает в себя:

На музыкальном отделении :

· выпускной экзамен по специальности - исполнение сольной программы согласно учебному плану;

· выпускной экзамен по сольфеджио в соответствии с программными требованиями;

· выпускной экзамен по классу аккомпанемента (отделение фортепиано);

· зачет по музыкальной литературе (все отделения)

8.45. От сдачи выпускных экзаменов обучающиеся освобождаются:

· По состоянию здоровья на основании справки лечебного учреждения;

· Лауреаты, дипломанты, участники международных, всероссийских, региональных, городских конкурсов (текущего учебного года).

8.46. Итоговый экзамен по специальности включает в себя: исполнение наизусть 4-5 различных по характеру и стилю произведения.

8.47.Предварительные прослушивания, просмотры выпускного класса проходят в течение года не менее трех раз (один раз в первом полугодии, два раза во втором полугодии).

8.48.Итоговый экзамен по сольфеджио (пятилетнее обучение) включает в себя:

8.49. Итоговый экзамен по сольфеджио (7-8 обучение) включает в себя:

Устно: чтение с листа (одноголосие) с тактированием или с дирижированием; пение выученной мелодии (одноголосие); слуховой анализ – смешанная цепочка интервалов, аккордов от звука; построение цепочек интервалов, аккордовых последовательностей, звукорядов.

8.50.Письменную экзаменационную работу по сольфеджио составляет преподаватель по теоретическим дичциплинам, которая утверждается директором Школы.

8.51.На итоговую аттестацию по специальности преподаватель предоставляет экзаменационной комиссии следующие документы:

· Индивидуальный план обучающего (с выставленными оценками по всем годам обучения, характеристиками).

· Экзаменационный лист выпускника

8.52. Итоговая аттестация осуществляется по особому расписанию, утвержденному приказом директора Школы. Расписание экзаменов доводится до сведения выпускника не менее чем за две недели до начала итоговой аттестации.

8.53.Для проведения итоговой аттестации, приказом директора создается итоговая аттестационная комиссия, в которую входят преподаватели школы.

8.54.Итоговая аттестация обучающихся проводится комиссией, состав которой утверждается приказом директора школы. Председателем аттестационной комиссии является директор Школы. Ответственность за организацию и проведение итоговой аттестации по предмету возлагается на председателя экзаменационной комиссии.

IX . УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ОУ

Административное управление школой осуществляет директор школы. Ведущей функцией директора школы является координация образовательной деятельности. Преподаватели школы обеспечивают оперативное управление образовательным процессом, реализуя основные управленческие функции: анализ, планирование, организация контроля , самоконтроль, регулирование деятельности педагогического коллектива.

Общественное управление осуществляют:

· Педсовет,

· Совет трудового коллектива,

· Попечительский совет

Управление осуществляется дифференцированно на основе распределения функций и полномочий. Выработку стратегии развития школы осуществляет Педсовет. Управление школой осуществляется на основе сотрудничества, творческого поиска педагогического коллектива, работников Школы и родителей (законных представителей) обучающихся.

X . Заключение

Основной целью учреждения является создание необходимых условий для всестороннего комплексного обучения и воспитания творческой личности, организации досуга детей, повышения качества образовательного процесса в соответствии с приоритетами современной образовательной политики и потребностями заказчиков образовательных услуг".Все перечисленное выше отражается в образовательной программе нашей школы. Образовательная программа школы – документ индивидуальный для каждого образовательного учреждения. Однако он имеет достаточно общую структуру и подвергается общей оценке. Основных критериев оценки качества можно выделить два. Первый критерий – успешная реализация программы адекватно поставленным целям. Второй критерий – общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка и учителя, их социальная защищенность, условия для развития и самореализации.

Здравствуйте, друзья!

Часто меня спрашивают – что учат в музыкальной школе, сколько лет учатся, когда и какие сдают экзамены. Самый лучший вариант ответа – продемонстрировать типовой учебный план и в нем найти ответы.

Для начала разберемся, что такое ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН?

ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Это документ, определяющий задачи и содержание образования. В типовом учебном плане музыкальной школы перечисляются учебные предметы, указывается объем изучения этих предметов и распределение на учебные недели, полугодия. Приводится перечень экзаменов, сроки каникул, планируется учебный процесс.

Общие положения

1. На основе типовых планов руководитель учебного заведения разрабатывает рабочие учебные планы с расчетом количества учебных часов и ставок. Расчет производится исходя из бюджета, который выделен на учебный год.

2. Руководителем учреждения определяется количество групп по изучению групповых предметов. Расчет производится от количества учащихся учебного заведения или отдела, которые должны изучать данный предмет. При этом учитывается количество часов по данному предмету в учебном плане – их не должно быть больше, чем предусмотрено учебным планом.
3. Учащийся может быть освобожден руководителем учебного заведения от изучения предмета по выбору без уменьшения платы за обучение.

4. Не выходя за рамки учебного рабочего плана, руководитель может:
— перераспределять количество часов между предметами, исходя из региональных особенностей и профессионального направления учащихся
— уменьшать или увеличивать количество часов для изучения конкретного предмета, учитывая специфику учебного заведения

— увеличивать количество часов (как преподавательских, так и концертмейстерских) сводных репетиций массовых коллективов учащихся при подготовке к конкурсам и концертам

5. В основе учебно-воспитательного процесса государственных музыкальных школ –
программы Государственного методического центра, разработанные и утвержденные для учебных заведений культуры и искусств
6. Учебное заведение имеет право, взяв за основу утвержденные программы, разработать свои учебные программы, учитывая региональные особенности и специфику работы. При этом программы должны утвердить местные органы управления культуры

7. Считается, что учащиеся, которые закончили 8 класс по восьмилетнему сроку обучения, и учащиеся, которые закончили 6 класс по шестилетнему сроку обучения и выполнили учебный план и программу обучения, освоили полный курс и программу начального художественного образования.

8. В учебном заведении возможен набор учащихся в подготовительный — 0 класс (в рамках запланированного контингента)

9. Недельная нагрузка преподавателя и концертмейстера составляет 18 часов, что соответствует одной тарифной ставке.

Типовой учебный план музыкальной школы
для инструментальных классов

Обучение в инструментальных классах музыкальной школы – это обучение игре на фортепиано, струнно-смычковых, народных, духовых и ударных инструментах. Рассмотрим типовые учебные планы для данных инструментальных классов.

Возможно обучение сроком 8 и 6 лет. Привожу таблицу изучаемых предметов и количества учебных часов.

Срок обучения – 8 лет

Срок обучения — 6 лет

Предметы, изучаемые учащимися по выбору:

Индивидуальные уроки:
Обучение дополнительному музыкальному инструменту,
чтению нот с листа, постановке голоса,
изучение импровизации, композиторского творчества, элементарной теории музыки, сольфеджио, основ дирижирования, аккомпанемента, ансамбля и так далее.

Групповые уроки:
Изучение музыкального фольклора, ритмики, начального курса по истории искусств, занятия по постановке музыкальных спектаклей,
ансамбли (от шести и более участников) и другие предметы.

Разъяснение по планам

1. Учебная программа допускает для подготовительного класса изучение музыкальной грамоты или слушание музыки вместо сольфеджио.
2. При определении количества массовых коллективов учащихся руководителем учреждения учитываются материальная база и ее возможности – оборудование, репетиционные классы.
При формировании ученических коллективов следует учитывать возраст учащихся или уровень их музыкальной подготовки. Это могут быть коллективы учащихся младшего или старшего возраста, коллективы, в которые входят учащиеся разного возраста и разного класса обучения, коллективы учеников определенных классов.

3. На основании типового учебного плана количество учебных часов планируется для каждого предмета коллективного музицирования: хора, оркестра, ансамбля (большого состава). Учащиеся могут заниматься в одном или нескольких массовых коллективах.

4. Количество учащихся в группах сольфеджио, музыкальной литературы в среднем 8 человек, в группах оркестра, большого по составу ансамбля – в среднем 6 человек, в группах хора – 10 человек.
В школах с небольшим контингентом (до 100 человек), на малочисленных музыкальных отделениях школы и в далеко расположенных филиалах группа сольфеджио, музыкальной литературы, большого по составу ансамбля и оркестра состоит в среднем из пяти человек, группа хора – из восьми человек, ансамблевые формы – от двух человек.
Учащиеся могут посещать музыкально-теоретические дисциплины с другими отделами с одинаковым сроком обучения.
5. Учащимся, которые обучаются игре на оркестровых инструментах, рекомендованы уроки по дополнительному музыкальному инструменту. А учащимся, занимающимся в классе бандуры – рекомендуется предусмотреть Постановку голоса как предмет по выбору
6. Для каждого массового ученического коллектива предусматриваются часы сводных репетиций (преподавательские и концертмейстерские – если необходимо музыкальное сопровождение) – по 4 часа в месяц
— Предусматриваются также концертмейстерские часы для предметов по выбору (если требуется музыкальное сопровождение) в объеме 100% для ансамблей, основ дирижирования, ритмики, музыкального фольклора, постановки музыкальных спектаклей.

КЛАСС НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

Срок обучения — 6 лет

В классе народной музыки предполагается изучение предметов по выбору.

Индивидуально проходит изучение
дополнительного музыкального инструмента, обучение сольному пению, чтению нот с листа, постановке голоса, импровизации, композиторскому творчеству, элементарной теории музыки, сольфеджио, основам дирижирования, аккомпанементу, ансамблю и так далее.

В групповых уроках проходит обучение
народному танцу, постановке музыкальных обрядов, музыкальному фольклору.
Руководителем учреждения возможно планирование изучения сольного народного пения как альтернатива обучению игре на музыкальном инструменте.

КЛАСС сольного пения

(академическое пение, эстрадное пение)

Срок обучения – 8 лет

Срок обучения – 6 лет

Кроме основных уроков учащимся предлагается на выбор индивидуальное обучение композиторскому творчеству, элементарной теории музыки, сольфеджио, аккомпанементу, основам аранжировки и так далее.

Предметы по выбору предполагают и групповое изучение элементарной теории музыки, основ гармонии, истории вокального искусства, постановки музыкальных спектаклей, ритмики.

Рабочий учебный план предусматривает:
— концертмейстерские часы (для класса эстрадное пение при отсутствии фонограмм)
— занятия ритмикой, уроки ансамблевого музицирования
— сводные репетиции ученических коллективов (больших по составу) – 4 часа в месяц отдельно для каждого коллектива
— концертмейстерские часы для предмета сольное пение (эстрадное пение при отсутствии фонограмм) – один час в неделю каждому ученику

Хоровое отделение (хоровая школа)

Срок обучения – 8 лет

Кроме основных предметов учащиеся изучают предметы по выбору:
Индивидуально обучаются игре на дополнительном музыкальном инструменте, чтению нот с листа, постановке голоса, импровизации, композиторскому творчеству, элементарной теории музыки, сольфеджио, основам дирижирования, чтению партитур, аккомпанементу
В групповых занятиях проходит обучение (дополнительные предметы) музыкальному фольклору, ритмике, постановке музыкальных спектаклей, ансамблевому музицированию (состав ансамбля — шесть и более учеников)

1. В каждой группе хорового класса в среднем должно быть 10 учеников, в группах сольфеджио, музыкальной литературы – в среднем 8 человек.
2. В школах с контингентом до 100 человек, на хоровом отделе отдаленных филиалов или в малокомплектном отделе хорового пения средняя наполняемость групп по хоровому классу — 8 человек, групп по сольфеджио, музыкальной литературе, ансамблю (большого по составу) – 5 человек, ансамблевому музицированию – от 2 человек
3. Часы для изучения музыкального предмета и предмета по выбору руководитель учебного заведения может перераспределять в рамках рабочего учебного плана
4. Планом предусматриваются сводные репетиции коллективов и часы для них – преподавательские и концертмейстерские — 4 часа в месяц для каждого коллектива
5. Для занятий с группами хоров и больших по составу ансамблей выделяются концертмейстерские часы в объеме 100% для каждой группы.

Вот по такому принципу строится образовательный процесс в музыкальной школе.

Прочитав данное сообщение, у Вас, уважаемый читатель, появится понимание того, что музыкальная школа – государственное учебное учреждение со своим учебным планом, который является основополагающим документом, определяющим содержание образования и задачи обучения.

Это своеобразный закон, которому подчиняются и который выполняют как администрация музыкальной школы, так и преподаватели и учащиеся.

Более подробно с типовым учебным планом (украинский язык)

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ДЕТСКИХ
МУЗЫКАЛЬНЫХ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ СИСТЕМЫ
КОМИТЕТА ПО КУЛЬТУРЕ И ПРИМЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПРИМЕРНЫМИ
УЧЕБНЫМИ ПЛАНАМИ

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

В целях организации образовательного процесса в детских
музыкальных, художественных школах и школах искусств системы Комитета
по культуре, руководствуясь пунктом 1 статьи 15 Закона Российской
Федерации "Об образовании", на основании пунктов 5 и 13 Положения о
Комитете по культуре, утвержденного постановлением Правительства
Москвы от 18 ноября 1997 г. N 805, приказываю:
1. Утвердить примерные учебные планы для детских музыкальных,

(приложение 1) и примерные образовательные программы дисциплин,
предусмотренных примерными учебными планами для детских музыкальных,
художественных школ и школ искусств системы Комитета по культуре
(приложение 2).
Установить срок действия примерных учебных планов и примерных
образовательных программ дисциплин, утвержденных настоящим приказом,
до введения в действие в установленном порядке государственных
образовательных стандартов дополнительного образования детей для
детских музыкальных, художественных школ и школ искусств.
2. Руководителям детских музыкальных, художественных школ и школ
искусств системы Комитета по культуре обеспечить:
2.1. Разработку и утверждение учебных планов и образовательных
программ дисциплин соответствующими образовательными учреждениями на
основании примерных учебных планов и примерных образовательных
программ дисциплин, утвержденных настоящим приказом.
2.2. Реализацию учебных планов и образовательных программ
дисциплин в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых в
установленном порядке на содержание соответствующих образовательных
учреждений.
2.3. Определение учебной нагрузки педагогических работников и
составление тарификационных списков в строгом соответствии с
утвержденными учебными планами и образовательными программами
дисциплин.
3. Управлениям культуры и досуга административных округов города
Москвы при планировании в установленном порядке показателей бюджетного
финансирования деятельности подведомственных детских музыкальных,
художественных школ и школ искусств осуществлять строгий контроль за
соответствием учебных планов и образовательных программ дисциплин,
разработанных и утвержденных образовательными учреждениями
самостоятельно, примерным учебным планам и примерным образовательным
программам дисциплин, утвержденным настоящим приказом.
4. Установить, что в 1999 году детские музыкальные,
художественные школы и школы искусств системы Комитета по культуре
разрабатывают и утверждают учебные планы и образовательные программы
дисциплин в соответствии с настоящим приказом в пределах бюджетных
ассигнований, выделенных на их содержание в текущем году.
5. Возложить ответственность за выполнение установленных правил
разработки и утверждения учебных планов и образовательных программ
дисциплин детскими музыкальными, художественными школами и школами
искусств системы Комитета по культуре на их руководителей.
6. Отделу правового обеспечения, кадров и учебных заведений
обеспечить проведение необходимых организационных мероприятий по
реализации настоящего приказа.
7. Методическому кабинету по учебным заведениям искусств и
культуры оказывать образовательным учреждениям методическую помощь при
разработке учебных планов и образовательных программ дисциплин,
осуществлять контроль за реализацией образовательными учреждениями
учебных планов и образовательных программ дисциплин и выполнением ими
установленных требований к организации образовательного процесса.
8. Считать утратившим силу приказ Московского городского комитета
по вопросам культуры от 11.01.1991 N 8 "Об утверждении обязательных
требований к результатам деятельности учебных заведений".
9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя председателя Комитета А.Е. Порватова.

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
ДЛЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ И ШКОЛ
ИСКУССТВ СИСТЕМЫ КОМИТЕТА ПО КУЛЬТУРЕ

1. музыкальной школы (музыкального отделения школы искусств) Министерства культуры СССР от 28.05.87 N 242
2. Учебный план инструментальных классов эстрадного оркестра ДМШ и музыкального отделения ДШИ, срок обучения 3 года
Рекомендован Министерством культуры РСФСР (инструктивное письмо Министерства культуры РСФСР N 02-337/16-14 от 20.10.1980)
3. Типовые учебные планы детской художественной школы и художественного отделения школы искусств Утверждены приказом Министерства культуры СССР от 11.10.88 N 390
4. Типовые учебные планы детской школы искусств Одобрены коллегией Министерства культуры протокол N 19
5. Учебный план хореографического отделения школы искусств
Рекомендован приказом Главного управления культуры исполкома Моссовета от 04.05.90 N 152
6. Типовой учебный план детской хореографической школы (хореографического отделения и научных учреждений школы искусств)
Утвержден Управлением кадров учебных заведений | Министерства культуры СССР 25 июля 1989 г.
7. Индивидуальные учебные планы отдельных учебных заведений
Рекомендованы Министерством культуры РСФСР (инструктивное письмо N 01-185/16-15 от 05.07.89)
8. Типовой учебный план отделения театрального искусства детской школы искусств (вариант 1), срок обучения 8 лет Рекомендован Министерством культуры РСФСР (инструктивное письмо Министерства культуры РСФСР N 02-337/16-14 от 20.10.1980)
9. Типовой учебный план отделения театрального искусства детской школы искусств (вариант 2),
срок обучения 4 года
Рекомендован Министерством культуры РСФСР (инструктивное письмо Министерства культуры РСФСР N 02-337/16-14 от 20.10.1980)


Приложение 2

ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПРИМЕРНЫМИ УЧЕБНЫМИ ПЛАНАМИ ДЛЯ ДЕТСКИХ
МУЗЫКАЛЬНЫХ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ
СИСТЕМЫ КОМИТЕТА ПО КУЛЬТУРЕ

N
п/п
Наименование программ Год издания программы Издатель
Музыка
Сольное инструментальное исполнительство
I. Методическая записка к программам инструментальных классов ДМШ и ДШИ 1988 МК СССР
II. Программы по предмету "Музыкальный
инструмент":
1. Фортепиано 1988 МК СССР
2. Общее фортепиано 1975 МК СССР
3. Скрипка, альт, виолончель 1989 МК СССР
4. Контрабас 1969 МК СССР
5. Арфа 1966 МК СССР
6. Гитара семиструнная 1989 МК СССР
7. Гитара шестиструнная 1988 МК СССР
8. Домра трехструнная, домра четырехструнная 1988 МК СССР
9. Балалайка 1988 МК СССР
10. Деревянные духовые инструменты 1988 МК СССР
11. Медные духовые и ударные инструменты 1988 МК СССР
12. Аккордеон 1988 МК СССР
13. Выборно-готовый баян 1985 МК СССР
14. Инструменты эстрадного оркестра
(фортепиано; ударные инструменты;саксофон; труба; тромбон; гитара; бас-гитара)
1985 МК РСФСР
Оркестровое и ансамблевое исполнительство
15. Оркестровый класс
1988 МК СССР
16. Класс ансамбля 1969 МК СССР
17. Класс ансамбля народных инструментов
Оркестровый класс
1979 МК СССР
18. Класс ансамбля (эстрадная специализация) 1985 МК РСФСР
Хоровое и вокальное исполнительство
19. Хоровой класс 1988 МК СССР
20. Сольное пение. Вокальный ансамбль 1968 МК СССР
История, теория и сочинение музыки
21. Музыкальная литература 1982 МК СССР
22. Примерные тематические планы по предмету
"Музыкальная литература"
1988 МК СССР
23. Современная музыка. История джаза
и популярной музыки (эстрадная
специализация)
1986 МК РСФСР
24. Сольфеджио 1984 МК СССР
25. Сольфеджио: программные требования для шестого класса и экзаменационные требования для выпускных классов 1989 МК СССР
26. Сольфеджио: методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп при ДМШ, музыкальных отделениях школ искусств 1988 МК СССР
27. Ритмика для подготовительных отделений ДМШ и школ искусств (Г.С. Франио "Ритмика в детской музыкальной школе", М., "Пресс-соло", 1997 г.) 1997 МК Москвы
28. Ритмика для 1, 2 классов ДМШ и школ искусств (Г.С. Франио "Ритмика в детской музыкальной школе", М., "Пресс-соло", 1997 г.) 1997 МК Москвы
29. Сочинение 1981 МК РСФСР
30. Сочинение (эстрадная специализация) 1985 МК РСФСР
31. Основы импровизации (эстрадная специализация) 1985 МК РСФСР
Изобразительное искусство
1. Рисунок, живопись, скульптура, композиция 1990 МК СССР
2. История изобразительного искусства 1986 МК СССР
3. Учебная практика. Пленэр 1989 МК РСФСР
4. Композиция прикладного искусства и работа в материале 1986 МК РСФСР
5. Изобразительное искусство, станковая композиция, декоративно-прикладная композиция, рисунок, лепка для подготовительных групп ДХШ 1987 МК РСФСР
6. в материале художественной керамики 1986 МК РСФСР
7. Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство паласного ткачества 1985 МК РСФСР
8. Композиция прикладного искусства и работа в материале.Художественная обработка меха и кожи 1985 МК РСФСР
9. Композиция прикладного искусства и работа в материале. Художественная обработка камня 1985 МК РСФСР
10. Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство резьбы по дереву 1984 МК РСФСР
11. Композиция прикладного искусства и работа в материале. Искусство росписи по дереву 1984 МК РСФСР
12. Композиция прикладного искусства и работа в материале. Вышивка 1985 МК РСФСР

Хореография

1. Историко-бытовой и современный бальный танец 1983 МК РСФСР
2. Классический танец 1981 МК РСФСР
3. Народно-сценический танец 1987 МК РСФСР
4. История хореографического искусства 1986 МК РСФСР
5. Ритмика и танец 1984 МК РСФСР
6. Музыкальная грамота и слушание музыки (программа для хореографических отделений ДШИ) 1988 МК РСФСР
7. Баян (программа для хореографических отделений ДШИ) 1987 МК РСФСР
8. Фортепиано (программа для хореографических отделений ДШИ) 1987 МК РСФСР
9. Программа для подготовительных классов хореографических отделений ДМШ и ДШИ 1981 МК РСФСР
Театр
1. Сценическое действие 1987 МК РСФСР
2. Сценическая речь 1987 МК РСФСР
3. Сценическое движение 1987 МК РСФСР
4. Грим 1988 МК РСФСР
5. История костюма и прически 1988 МК РСФСР
6. Беседы о музыке (программа для театральных отделений ДШИ) 1988 МК РСФСР