Американский физик выдвинул теорию о том, что Вселенная обладает сознанием. Бог повсюду. Теория самозарождения жизни

Грегори Матлофф предполагает, что разум является фундаментальным свойством материи в физической Вселенной.

Грегори Матлофф, астрофизик из университета Нью-Йорка, опубликовал работу, в которой предполагает, что Вселенная являет собой гигантский организм, обладающий сознанием.

Работа Матлоффа является развитием идей панпсихизма. Этим термином обозначают комплекс теорий о всеобщей одушевленности природы.

Он предполагает, что разум является фундаментальным свойством материи в физической Вселенной. И следовательно, разум существует по всех формах материи.

По своему размаху эта идея превосходит даже нашумевшую в недавнее время теорию о том, что мы все живем в симуляции (наподобие Матрицы), которую поддерживает Илон Маск.

Матлофф признает, что источником вдохновения для него послужил культовый роман британского фантаста Олафа Стэплдона

Эпический размах

Идея панпсихизма отнюдь не нова. Ее корни следует искать в первобытных культурах и античной философии. Особое развитие идея получила в работах немецких философов Готфрида Лейбница и Артура Шопенгауэра. В этой области лежат и некоторые идеи Карла Юнга. Близки к идеям панпсихизма и размышления Константина Циолковского о монизме Вселенной.

Но в отличие от маститых философов прошлого Матлофф в своей работе пытается придерживаться материального, а не философского аспекта. В ходе своего исследования ученый подготовил почву для практических экспериментов, которые призваны доказать или опровергнуть концепцию некоего “поля протосознания”.

Ученый также рассуждает об идее “самовольных” звезд, предполагая существование доказательств того, что звезды могут контролировать свой путь через галактики.

В предисловии к своей работе Матлофф признает, что источником вдохновения для него послужил культовый роман британского фантаста первой половины XX века Олафа Стэплдона Создатель звезд .

“Я решил исследовать возможность обоснования основной метафизики книги, т.е. возможности того, что Вселенная обладает своего рода сознанием и что движение звезд отчасти диктуется их собственной волей”, - поясняет Матлофф.

У звезд нет нейронов или других элементов, которым приписывается сознание у биологических видов, но спектральный анализ относительно холодных звезд, таких как Солнце, показывает, что в их составе есть простые молекулы, утверждает ученый.

К тому же холодные звезды движутся относительно галактического центра с несколько большей скоростью, чем их более горячие “сестры”. Возможно, предполагает Матлофф, существует некое поле протосознания, которое связано с молекулярной материей с помощью квантовых эффектов.

Матлофф выдвигает гипотезу о том, что звезды сами выбирают себе путь во Вселенной

Ученый также выдвигает гипотезу о том, каким образом звезды могут сами менять траекторию движения. Он говорит о направленных выбросах энергии, которые астрономы часто фиксируют у молодых звезд.

Это выглядит разумным объяснением того, что разность в скорости движения звезд связана с наличием или отсутствием молекул в их спектральных линиях. Пока можно говорить о такой тенденции на основании данных о звездах на расстоянии до 260 световых лет от Солнца, подчеркивает Матлофф.

Благодаря началу работы нового оборудования, способного наблюдать за движением более удаленных звезд (в частности телескопа Gaia), эта теория может быть в скором времени проверена в галактическом масштабе.

Также необходимы дальнейшие исследования для того, чтобы сопоставить наблюдения за направленными энергетическими выбросами звезд и их температурой. Это даст возможность понять, действительно ли более холодные звезды, в составе которых есть молекулы, могут сами определять свой галактический путь.

Матлофф не спешит делать громких утверждений, но предполагает, что с помощью очерченных им направлений можно превратить панпсихизм из маргинального направления философии в разновидность наблюдательной астрофизики.

Квантовое сознание

Многим эта теория кажется абсурдной, но Матлофф породил ее не из воздуха. В своей работе он опирается на могучих последователей. Таких как, к примеру, британский физик-теоретик Роджер Пенроуз, с легкой руки которого панпсихизм – прежде исключительно “игрушку” философов – стали активно обсуждать в научном мире.

Идеи Пенроуза позволяют предположить, что сознание не обязательно связано с биологическими организмами.

Знаменитый физик полагал, что сознание как таковое происходит из неких пока еще не изученных свойств квантовой запутанности.

Пенроуз совместно с анестезиологом Стюартом Хамероффом создал теорию квантового сознания.

Ученые утверждали, что природу сознания невозможно объяснить на уровне классической механики. Для того, чтобы понять, как возникает сознание и что такое разум, необходимо привлечь такие понятия как квантовая запутанность и суперпозиция.

Одним из отцов панпсихизма считается британский физик Роджер Пенроуз

В частности, Пенроуз и Хамерофф выдвинули тезис о том, что сознание возникает в результате квантовых вибраций внутри микротрубочек – белковых внутриклеточных структур, входящих в состав цитоскелета (“каркаса” живых клеток).

Спустя десятилетия после появления работы Пенроуза и Хамероффа эту теорию по-своему развил Мэтью Фишер, американский физик из университета Санта-Барбары.

Пройдя успешный курс лечения депрессии в качестве пациента, Фишер заинтересовался механизмами работы антидепрессантов. Его увлекла идея возможности квантовых процессов в головном мозге.

Ему попались на глаза данные, полученные медиками из Корнеллского университета в ходе исследования 1986 года. Согласно этим данным, поведение лабораторных крыс, получавших изотопы лития-6 и лития-7 в корне отличались.

У этих изотопов идентичные химические свойства и мало отличающиеся атомные массы. Зато у атома лития-6 меньший спин. Теоретически это может означать, что он может дольше оставаться “запутанным”, чем литий-7.

Следовательно, предположил Фишер, данные эксперимента свидетельствуют о том, что квантовые явления оказывают влияние на когнитивные процессы.

Фишер посвятил долгие годы поискам доказательств этой теории. В 2015 году он опубликовал в авторитетном журнале Annals of Physics статью, в которой утверждает, что нашел хранилище квантовой информации в головном мозге.

Фишер считает, что эту роль выполняют атомы фосфора и ионы кальция, которые в связке образуют стабильные кубиты (так называются квантовые разряды – наименьшие элементы хранения информации в квантовых компьютерах). Ученый также утверждал, что обнаружил молекулу, которая умеет сохранять кубиты в стабильном состоянии длительное время. Таким образом, констатировал Фишер, головной мозг представляет собой квантовый компьютер.

Немецкий физик Бернард Хайш в 2006 году предложил теорию, которая связывает между собой теории о квантовой природе сознания с процессами вселенского масштаба.

Он предположил, что сознание проистекает из квантового вакуума тогда, когда возникает достаточно сложная система, через которую проходит энергия.

По мнению нейробиолога Крифа Коха, другого видного теоретика панпсихизма, существует некое информационное поле Вселенной, которое предполагает, что сознание просто не может быть уникальной особенностью только лишь биологических организмов.

«революции управляющих» [кн. «Революция управляющих» («The managerial revolution», 1941)].

Фетишизируя реальный процесс отделения функций управления от функций владения, Б. утверждает, что возникает новый господствующий класс организаторов (высшие инженеры и администраторы, управляющие), к-рый якобы не зависит от капиталистич. собственности и способен управлять в интересах всего общества. По существу Б.- апологет гос.-монополистич. капитализма, тоталитарной власти меньшинства, утверждающий, что отношения господства и подчинения - необходимые условия существования общества. Открытый враг марксизма и социалистич. стран.

    Containment or liberation...?, Toronto, 1953; Suicide of the West, N. Y., 1964; Web of subversion, nouv. ed., Boston, 1965;

The war we are in, New Rochelle (N. J.), 1907; The coming defeat of communism, N. Y., 1968; Machiavellians defenders 01 freedom, nouv. ed., Freeport, 1970.

    О с и п о в Г. В., Техника и общественный прогресс, М., 1959; Гвишиани Д. М., Организация и управление, М., 19722.

БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард (6.1.1850, Берлин,- 18.12.1932, там же), нем. социал-демократ, идеолог ревизионизма и реформизма, один из лидеров 2-го Интернационала. В 70-х гг. Б. занимал позиции мелкобурж. демократии, был сторонником Е. Дюринга, сотрудничал (до 1878) в правооппортунистич. журн.: «Zukunft», в к-ром пропагандировались реформистские и филос.-идеалистич. взгляды, подвергнутые К. Марксом и Ф. Энгельсом беспощадной критике (см.

«Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др.», в кн.: Соч., т. 19, с. 161-75). Под влиянием этой критики Б. временно отошёл от реформизма, был редактором ЦО с.-д.

партии «Der

Sozialdemokrat» (1881-90).

После смерти Энгельса Б. под влиянием тред-юнионизма, англ. бурж. экономич. лит-ры и реформистских взглядов Г. Фольмара полностью порвал с марксизмом. Во 2-й пол. 90-х гг. он выступил с критикой всей системы марксизма пак якобы устаревшего (статьи под общим назв.

«Проблемы социализма», опубл. в 1896- 1898 в журн. «Neue Zeit» и в 1899 в кн.

«Проблемы со-

БЕРНШТЕЙН 51

циализма и задачи социал-демократии», рус. пер. 1901). В философии он отказался от материализма, провозгласив необходимость возврата к философии Канта, выступил против материалистич. диалектики, к-рую отождествлял с идеалистич. диалектикой Гегеля. Последняя будто бы вносила в марксизм идею насилия и катастро-физма. В области социально-политич. наук Б. подверг ревизии осн. положения «Капитала» - теорию стоимости, учение о кризисах, об обнищании нар. масс, от-вергал социально-экономич. основы революции. Это привело Б. к отрицанию самой возможности науч. социализма, к утверждению, что социализм - это только этич. идеал. На основе утверждения, что пролетариат якобы не способен организовать произ-во и пролет. революция может привести лишь к хаосу и разрушению производит. сил, Б. отверг марксово учение о революции, классовой борьбе и диктатуре пролетариата, противопоставив ему программу реформ и компромиссов с буржуазией (лозунг: «Конечная цель - ничто, движение - всё»). В своих комментариях к изданной им в 1913 переписке К. Маркса и Ф. Энгельса, в работах «История рабочего движения в Берлине» (ч. 1 - 3, 1907 - 10, рус. пер. 1908), «Фердинанд Лассаль» (1904, рус. пер. 1905) и др. Б. фальсифицировал как теоретич. наследие основоположников марксизма, так и историю нем. рабочего движения. В период 1-й мировой войны Б. занимал вместе с К. Каутским центристскую позицию, позже вновь отошёл к правому крылу нем. с.-д.; был противником???. революции 1917 в России.

Ревизионизм Б. был подвергнут резкой критике В. И. Лениным, П. Лафаргом, Г. В.

Плехановым, Ф.

Мерингом, Р. Люксембург.

    Ленин В. И., Наша программа, ПСС, т. 4; его же, Что делать?, там же, т. 6; е г о ж е, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17; его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 27; Плеханов Г.

В., О мнимом кризисе марксизма, в кн.:

Избр. филос. произведения, т. 2, М., 1956; его же, Б. и материализм, там же; е г о ж е, За что нам его благодарить, там же; Ч а г и н Б. А., Из истории борьбы против филос. ревизионизма в герм, социал-демократии 1895-1914 гг., М.- Л., 1961; Очерки пстории идейной борьбы вокруг «Капитала» К. Маркса, М., 1968.

БЕРТАЛАНФИ (Bertalanffy) Людвиг фон {19.9.1901, Ацгерсдорф, Австрия,- 12.6.1972,

США), австр. биолог-теоретик, один из основоположников общей теории систем. С

1949 в США и

Канаде. В первых работах по теоретич. биологии (кон. 20-х гг.) пытался

преодолеть противоречия

механицизма и витализма и наметил основы организмич. подхода к биологич.

объектам как к

организованным динамич. системам. В 30-х гг. выдвинул теорию открытых биологич.

обладающих свойством эквифинальности (т. е. способностью достигать конечного

состояния

независимо от нарушений начальных условий системы). Для описания подобных систем

Б. широко

применял формальный аппарат термодинамики и физич. химии. Использовал принципы

открытых систем для анализа ряда биологич. проблем (исследование тканевого

соотношение метаболизма и роста у животных и т. д.). В кон. 40-х гг. Б. выдвинул

программу

построения общей теории систем, предусматривающую формулирование общих принципов

законов поведения систем, независимо от их вида ж природы составляющих их

элементов и

отношений между ними; установление точных? строгих законов в нефизич. областях

знания; созда-

ние основы для синтеза науч. знания в результате выявления изоморфизма законов,

относящихся к

различным сферам реальности. В ходе реализации этой программы выявились филос.-

методологич.

противоречия и трудности, связанные с неправомерным приданием общей теории

систем статуса

философии совр. науки. Б.- один из основателей междунар. «Об-ва по исследованию

в области

общей теории систем» (1954).

52 БЕРТАЛАНФИ

    Kritische Theorie der Fprmbildung, В., 1928; Theoretische Biologie, Bd 1-2,

B., 1932-42; Das biologische Weltbild, Bern,

; Biophysik des FHessgleichgewichts, Braunschweig, 11)53; Robots, men and minds, N. ?., 1967; Organismic psychology and systems theory, Barre, 1968; General system theory. Foundations, development, applications, N. Y., 1968; в рус. пер.-

Общая теория систем, критич. обзор, в кн.: Исследования по общей теории систем, М., 1969, с. 23-82; Общая теория систем- обзор проблем и результатов, в кн.: Системные исследования. Ежегодник 1969, М., 1969, с. 30-54; История и статус общей теории систем, в кн.: Системные исследования. Ежегодник 1973, М., 1973, с. 20 - 37.

    Садовский В. Н., Основания общей теории систем. Логико-методологич. анализ, М., 1974, с. 163-84; Unity through diversity, pt 1-2, ?. ?., 1973.

БЕСКОНЕЧНОЕ, филос. категория, характеризующая неисчерпаемость материи и движения, многообразие явлений и предметов материального мира, форм и тенденций его развития. Признавая объективное существование Б. в природе, диалектич. материализм отвергает свойственные идеализму отделение Б. от материи, сведение его к продукту мыслит. деятельности либо толкование его как атрибута некоего «сверхприродного бытия», недоступного человеч. познанию.

Глубокий филос. анализ проблемы Б. принадлежит Гегелю, к-рый различал истинную (качественную) и «дурную» бесконечности (как безграничное увеличение количества) и связывал категорию Б. с развитием. Материалистически переосмыслив гегелевские идеи, классики марксизма-ленинизма раскрыли противоречивую природу Б., его диалектич. взаимосвязь с конечным и всеобщим. Как писал Ф. Энгельс, «... форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 20, с. 548-49). Форма проявления Б.- конечное, через познание конечного наука идёт ко всё большему раскрытию Б. в материальном мире. См. также Вечность.

    К а? м и н А. С., Познание Б., М., 1981.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, в широком смысле - совокупность психич. процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде пси-хологич. теорий Б.- особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Б.» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действит. цели и последствия к-рого не осознаются.

Общая идея о Б., восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамиесисе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологич., но не психич. деятельность мозга. Концепция Б. впервые чётко сформулирована Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим В. как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Первую попытку материалистич. объяснения Б. предпринял Гартли, связавший Б. с деятельностью нервной системы.

Грегори Матлофф, астрофизик из университета Нью-Йорка, опубликовал работу, в которой предполагает, что Вселенная являет собой гигантский организм, обладающий сознанием.

Работа Матлоффа является развитием идей панпсихизма . Этим термином обозначают комплекс теорий о всеобщей одушевленности природы. - пишет nv.ua

Ученые утверждали, что природу сознания невозможно объяснить на уровне классической механики. Для того, чтобы понять, как возникает сознание и что такое разум, необходимо привлечь такие понятия как квантовая запутанность и суперпозиция.

В частности, Пенроуз и Хамерофф выдвинули тезис о том, что сознание возникает в результате квантовых вибраций внутри микротрубочек – белковых внутриклеточных структур, входящих в состав цитоскелета (“каркаса” живых клеток).

Спустя десятилетия после появления работы Пенроуза и Хамероффа эту теорию по-своему развил Мэтью Фишер, американский физик из университета Санта-Барбары.

Пройдя успешный курс лечения депрессии в качестве пациента, Фишер заинтересовался механизмами работы антидепрессантов. Его увлекла идея возможности квантовых процессов в головном мозге.

Ему попались на глаза данные, полученные медиками из Корнеллского университета в ходе исследования 1986 года. Согласно этим данным, поведение лабораторных крыс, получавших изотопы лития-6 и лития-7 в корне отличались.

У этих изотопов идентичные химические свойства и мало отличающиеся атомные массы. Зато у атома лития-6 меньший спин. Теоретически это может означать, что он может дольше оставаться “запутанным”, чем литий-7.

Следовательно, предположил Фишер, данные эксперимента свидетельствуют о том, что квантовые явления оказывают влияние на когнитивные процессы.

Фишер посвятил долгие годы поискам доказательств этой теории. В 2015 году он опубликовал в авторитетном журнале Annals of Physics , в которой утверждает, что нашел хранилище квантовой информации в головном мозге.

Фишер считает, что эту роль выполняют атомы фосфора и ионы кальция, которые в связке образуют стабильные кубиты (так называются квантовые разряды – наименьшие элементы хранения информации в квантовых компьютерах). Ученый также утверждал, что обнаружил молекулу, которая умеет сохранять кубиты в стабильном состоянии длительное время. Таким образом, констатировал Фишер, головной мозг представляет собой квантовый компьютер.

Немецкий физик Бернард Хайш в 2006 году предложил теорию, которая связывает между собой теории о квантовой природе сознания с процессами вселенского масштаба.

Он предположил, что сознание проистекает из квантового вакуума тогда, когда возникает достаточно сложная система, через которую проходит энергия.

По мнению нейробиолога Крифа Коха, другого видного теоретика панпсихизма, существует некое информационное поле Вселенной, которое предполагает, что сознание просто не может быть уникальной особенностью только лишь биологических организмов.


Грегори Матлофф, астрофизик из университета Нью-Йорка, опубликовал работу, в которой предполагает, что Вселенная являет собой гигантский организм, обладающий сознанием.

Работа Матлоффа является развитием идей панпсихизма. Этим термином обозначают комплекс теорий о всеобщей одушевленности природы.

Он предполагает, что разум является фундаментальным свойством материи в физической Вселенной. И следовательно, разум существует по всех формах материи.

По своему размаху эта идея превосходит даже нашумевшую в недавнее время теорию о том, что мы все живем в симуляции (наподобие Матрицы), которую поддерживает Илон Маск.

Матлофф признает, что источником вдохновения для него послужил культовый роман британского фантаста Олафа Стэплдона

Эпический размах

Идея панпсихизма отнюдь не нова. Ее корни следует искать в первобытных культурах и античной философии. Особое развитие идея получила в работах немецких философов Готфрида Лейбница и Артура Шопенгауэра. В этой области лежат и некоторые идеи Карла Юнга. Близки к идеям панпсихизма и размышления Константина Циолковского о монизме Вселенной.

Но в отличие от маститых философов прошлого Матлофф в своей работе пытается придерживаться материального, а не философского аспекта. В ходе своего исследования ученый подготовил почву для практических экспериментов, которые призваны доказать или опровергнуть концепцию некоего “поля протосознания”.

Ученый также рассуждает об идее “самовольных” звезд, предполагая существование доказательств того, что звезды могут контролировать свой путь через галактики.

В предисловии к своей работе Матлофф признает, что источником вдохновения для него послужил культовый роман британского фантаста первой половины XX века Олафа Стэплдона Создатель звезд.

“Я решил исследовать возможность обоснования основной метафизики книги, т.е. возможности того, что Вселенная обладает своего рода сознанием и что движение звезд отчасти диктуется их собственной волей”, - поясняет Матлофф.

У звезд нет нейронов или других элементов, которым приписывается сознание у биологических видов, но спектральный анализ относительно холодных звезд, таких как Солнце, показывает, что в их составе есть простые молекулы, утверждает ученый.

К тому же холодные звезды движутся относительно галактического центра с несколько большей скоростью, чем их более горячие “сестры”. Возможно, предполагает Матлофф, существует некое поле протосознания, которое связано с молекулярной материей с помощью квантовых эффектов.

Матлофф выдвигает гипотезу о том, что звезды сами выбирают себе путь во Вселенной

Ученый также выдвигает гипотезу о том, каким образом звезды могут сами менять траекторию движения. Он говорит о направленных выбросах энергии, которые астрономы часто фиксируют у молодых звезд.

Это выглядит разумным объяснением того, что разность в скорости движения звезд связана с наличием или отсутствием молекул в их спектральных линиях. Пока можно говорить о такой тенденции на основании данных о звездах на расстоянии до 260 световых лет от Солнца, подчеркивает Матлофф.

Благодаря началу работы нового оборудования, способного наблюдать за движением более удаленных звезд (в частности телескопа Gaia), эта теория может быть в скором времени проверена в галактическом масштабе.

Также необходимы дальнейшие исследования для того, чтобы сопоставить наблюдения за направленными энергетическими выбросами звезд и их температурой. Это даст возможность понять, действительно ли более холодные звезды, в составе которых есть молекулы, могут сами определять свой галактический путь.

Матлофф не спешит делать громких утверждений, но предполагает, что с помощью очерченных им направлений можно превратить панпсихизм из маргинального направления философии в разновидность наблюдательной астрофизики.

Квантовое сознание

Многим эта теория кажется абсурдной, но Матлофф породил ее не из воздуха. В своей работе он опирается на могучих последователей. Таких как, к примеру, британский физик-теоретик Роджер Пенроуз, с легкой руки которого панпсихизм – прежде исключительно “игрушку” философов – стали активно обсуждать в научном мире.

Идеи Пенроуза позволяют предположить, что сознание не обязательно связано с биологическими организмами.

Знаменитый физик полагал, что сознание как таковое происходит из неких пока еще не изученных свойств квантовой запутанности.

Пенроуз совместно с анестезиологом Стюартом Хамероффом создал теорию квантового сознания.

Ученые утверждали, что природу сознания невозможно объяснить на уровне классической механики. Для того, чтобы понять, как возникает сознание и что такое разум, необходимо привлечь такие понятия как квантовая запутанность и суперпозиция.

Одним из отцов панпсихизма считается британский физик Роджер Пенроуз

В частности, Пенроуз и Хамерофф выдвинули тезис о том, что сознание возникает в результате квантовых вибраций внутри микротрубочек – белковых внутриклеточных структур, входящих в состав цитоскелета (“каркаса” живых клеток).

Спустя десятилетия после появления работы Пенроуза и Хамероффа эту теорию по-своему развил Мэтью Фишер, американский физик из университета Санта-Барбары.

Ему попались на глаза данные, полученные медиками из Корнеллского университета в ходе исследования 1986 года. Согласно этим данным, поведение лабораторных крыс, получавших изотопы лития-6 и лития-7 в корне отличались.

У этих изотопов идентичные химические свойства и мало отличающиеся атомные массы. Зато у атома лития-6 меньший спин. Теоретически это может означать, что он может дольше оставаться “запутанным”, чем литий-7.

Следовательно, предположил Фишер, данные эксперимента свидетельствуют о том, что квантовые явления оказывают влияние на когнитивные процессы.

Фишер посвятил долгие годы поискам доказательств этой теории. В 2015 году он опубликовал в авторитетном журнале Annals of Physics статью, в которой утверждает, что нашел хранилище квантовой информации в головном мозге.

Фишер считает, что эту роль выполняют атомы фосфора и ионы кальция, которые в связке образуют стабильные кубиты (так называются квантовые разряды – наименьшие элементы хранения информации в квантовых компьютерах). Ученый также утверждал, что обнаружил молекулу, которая умеет сохранять кубиты в стабильном состоянии длительное время. Таким образом, констатировал Фишер, головной мозг представляет собой квантовый компьютер.

Немецкий физик Бернард Хайш в 2006 году предложил теорию, которая связывает между собой теории о квантовой природе сознания с процессами вселенского масштаба.

Он предположил, что сознание проистекает из квантового вакуума тогда, когда возникает достаточно сложная система, через которую проходит энергия.

По мнению нейробиолога Крифа Коха, другого видного теоретика панпсихизма, существует некое информационное поле Вселенной, которое предполагает, что сознание просто не может быть уникальной особенностью только лишь биологических организмов.

Первым, кто выдвинул теорию полой Земли, был Платон. С развитием естествознания в XVI-XVIII веках начали изучать Землю. При исследовании обнаружили аномальное поведение компаса у полярных областей на 83° северной широты – стрелка компаса приклеивалась к стеклу. Да и сам полюс из года в год постоянно смещался.

В качестве объяснения аномальному поведению компаса знаменитый британский астроном ученый Эдмонд Галлей, именем которого названа знаменитая комета, в 1692 г. выдвинул свою теорию полой Земли. Он предположил, что Земля состоит из четырех шарообразных оболочек, вставленных одна в другую. Оболочки разделены атмосферами, и у каждой оболочки есть свои магнитные полюса. Сферы вращаются с разной скоростью, что вполне может привести к флуктуациям суммарного геомагнитного поля и, как следствие, к смещению полюсов. Согласно его гипотезе, центральная сфера имела диаметр, который суммировал диаметры Венеры, Марса и Меркурия. Он представлял внутреннюю атмосферу светящейся (и, возможно, обитаемой) и предполагал, что утечка внутренней люминесцентной атмосферы и есть причина северного сияния.

Великий математик Леонард Эйлер тоже придерживался этого взгляда, но признавал существование одной полой оболочки - земной коры, отделенной большим пространством от внутреннего солнца диаметром 600 миль (1000 км.), обеспечивающее светом высокоразвитую внутриземную цивилизацию. Полая Земля, по его мнению, имеет отверстия на Северном и Южном полюсах. Такое устройство Земли считал Эйлер, обеспечивало бы ее устойчивость, чем наличие нескольких оболочек.

Появление модели полой Земли было вызвано необходимостью растолковать некоторые непонятные факты. Так, Кормульс в 1816 году считал, что впадина между Довером и Кале образовалась за счет сдвига коры (толщиной около 500 км) пустотелой Земли. А немецкий профессор Штейнгаузер объяснял Земной магнетизм и его вековые изменения, за счет существования некой внутренней планеты Минервы, медленно двигающейся по круговой орбите внутри земной полости (один оборот за 476 - 480 лет). Эта точка зрения базировалась на высказываниях таких корифеев, как Галлей, Франклин, Лихтенберг. Но раз Земля полая, то почему бы не предположить, что она обитаема не только снаружи, но и изнутри?

В 19 веке бывший капитан от инфантерии, штат Миссури, США Джон Кливз Симмс (1779-1829) сделал смелый поступок – он разослал конгрессменам, ректорам университетов и видным ученым письмо, в котором изложил теорию полой Земли. Благодаря такому поступку отважного капитана гипотеза вышли за пределы научных кругов и превратились в тему для популярных обсуждений общественности.

Вот что было написано в его письме: «Всему миру. Я заявляю, что Земля - полая и населена внутри. Она содержит несколько твердых Сфер, концентрических, лежащих одна в другой, и открыта у Полюса от 12 до 16 градусов, - писал он 10 апреля 1818 года членам конгресса США». « Я готов прозакладывать свою жизнь за истинность этого и предлагаю исследовать эту полость, если мир согласится помочь мне в этом предприятии... Мне нужно сто смелых спутников, чтобы выступить из Сибири в конце лета с северными оленями на санях по льду Северного моря. Я обещаю, что мы найдем теплые и богатые земли, изобилующие полезными ископаемыми и животными, а может быть, и людьми, как только минуем 82 градуса северной широты. В следующую весну мы вернемся...»

Джон Кливз Симмс выдвинул гипотезу, что Земля состоит из полой оболочки толщиной в 800 миль (1,300 км), с отверстиями в 1400 миль (2,300 км.) в диаметре на обоих полюсах с четырьмя внутренними оболочками, каждая из которых открывается на полюсе. Симмс стал одним из наиболее известных ранних приверженцев теории полой Земли. Он даже предложил отправить экспедицию к Северному полюсу, но не дожил до того времени, когда правительством США в 1838-1842 гг. была отправлена такая экспедиция. Симмс умер в 1829 г., не написав даже книги о своей идее. За него это сделал его последователь Джеймс МакБрайд в книге «Теория концентрических сфер Симмса».

По теории Симмса, Земля состоит из пяти Сфер, и все они обитаемы. Более того, жители каждой Сферы могут свободно переселяться, путешествовать на соседние Сферы, благодаря отверстиям на полюсах. Симмс выдвинул гипотезу, что Земля состоит из полой оболочки толщиной в 800 миль (1,300 км), с отверстиями в 1400 миль (2,300 км.) в диаметре на обоих полюсах с четырьмя внутренними оболочками, каждая из которых открывается на полюсе. Симмс, сделав небольшую модель Земного шара, ездил по стране и читал лекции. После его смерти дело продолжил его сын, который и выдвинул идею, что внутри Земли проживают десять потерянных колен Израилевых. Сын Симмса Америкус опубликовал «Теорию концентрических сфер Симмса», чтобы восстановить справедливость.

Посеянные зерна взошли через многие годы. В разных частях света нашлись исследователи, которые развили эти сенсационные взгляды. Теория Симмса нашла неожиданно много сторонников. Одним из них был путешественник и политик Джеймс Макбрайд. Он настолько проникся этими идеями, что написал книгу «Теория концентрических сфер Симмса», которую опубликовал сын Симмса, и попытался организовать государственную экспедицию на Северный полюс. Затея сорвалась, поскольку вновь избранный Президент США Эндрю Джексон не разделял подобных взглядов.

Другой его последователь Джеремиа Рейнольдс также читал лекции о полой Земле и также отстаивал идею экспедиции. Он написал статью под названием «Заметки о теории Симмса». Он занимался поиском «входа под землю» и хотел войти в состав государственной экспедиции Вилкса (1838-1842) - одной из первых крупных научных миссий США, но не смог попасть в ее состав. Тогда Рейнольдс отправился в экспедицию в Антарктику сам.

В 1880 году другой американский физик Сайрус Тид провозгласил, что Земля полая. Тид был большим эрудитом в оккультизме, специализировавшимся на изучении алхимической литературы. В 1869 году, когда он работал в своей лаборатории и размышлял над Книгами Исайи, его посетило "озарение". Он понял, что мы живем на Земле, но внутри нее. Это видение позволило ему поверить древним легендам, на основании которых он создал некий новый род религии и даже основал газету "Огненный меч". В 1894 году он собрал более четырех тысяч фанатичных последователей. Религия, созданная Сайрусом Тидом, называлась "корейшизм" (от еврейского слова «корех» - Сайрус, или Кир), в которой соединились элементы алхимии, коммунизма, веры в реинкарнацию, безбрачие и прочие радикальные идеи. Сайрус Тид умер в 1903 году, до этого провозгласив, что его тело не подвергнется разложению. Но этого не случилось, в результате его последователи вынуждены были похоронить его через два дня.