Проекты для доу по экологии. Проектная деятельность в ДОУ. Экологический проект "Деревья нашего участка". Идея и творческое задание

В современных условиях проектное обучение рассматривается как развивающее, базирующееся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.

Основы проектного обучения были разработаны и апробированы американским ученым Джоном Дьюи (1859-1952).

Важнейшей целью проекта является передача детям «Груренгертеля» детям, молодым людям и взрослым и участие в развитии ландшафта. В экосистемах, а также на площадках переработки и маркетинга органических продуктов дети и молодые люди могут испытывать целую цепочку создания натуральных продуктов.

Экологическое сельское хозяйство в низинах Чейзама

Это показывает выход из загрязнения окружающей среды и отсутствия продовольственной безопасности. Вопросы продовольственной безопасности, экологии и укрепления мелкомасштабных фермерских структур определяют перспективы развития сельских районов - также в Зимбабве. Постоянно плохая экономическая ситуация ослабляет доступ фермеров к производству в особой степени. В настоящее время зимбабвийские сельскохозяйственные районы, находящиеся в особенно неблагоприятном положении по своей природе, страдают от массовой засухи.

Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Педагог и дети идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Под проектом Д. Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические задания, планируемые и выполняемые детьми. Так был разработан новый дидактический метод – метод проектов.

Высокий уровень поисковой активности – это видовое отличие человека.

К ним относятся засушливая низменность на юго-востоке, где находится этот проект. На основе нового «лесного сада», основанного на принципах пермакультуры, экологические и культурные факторы, адаптированные к использованию природных оснований для производства продуктов питания. Лесной сад выполняет несколько важных задач. Таким образом, пища выращивается на нескольких уровнях, для которых деревья высаживаются, а не вырубаются. Деревья противодействуют эрозии столь важной плодородной поверхности.

Кроме того, они помогают направлять воду в почву и хранить ее там, что имеет большое значение перед лицом продолжительного времени высыхания. Проект создает новую и локально закрепленную платформу для обмена знаниями внутри сети и стимулирует процесс мышления об устойчивых формах производства в сухой низменности. Он учитывает осторожное обращение с природными ресурсами, а также сохранение местных знаний об адаптированных семенах и культурах. Общинный уход является неотъемлемой частью этого подхода.

Проект, который исполняют дети, отмечает Д. Дьюи, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Тогда будет осознаваться необходимость знаний и они будут лучше усваиваться. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др.

Идея и творческое задание

Лесной сад также становится источником питания для детей в дошкольном возрасте жителей Чейзамы. При всех этих мероприятиях проект способствует созданию жизнеспособного развития в экологически уязвимом регионе с социальным конфликтом. Успех проекта характеризуется не в последнюю очередь его привлекательностью: многие фермеры, участвуют, реализуют идеи для органического сельского хозяйства и тем самым активно улучшают свою пищевую ситуацию.

Участники проекта в Зимбабве уже доказали, что это работает. На юго-востоке Зимбабве один из самых успешных проектов в области пермакультуры в мире появился за последние 20 лет. Опыт и знания крестьян также ставятся на место. В рамках проекта в рамках самопомощи разрабатывается своего рода экологическая модель, а также реализуются необходимые меры инфраструктуры. Исходя из этого, проводится программа семинаров с учебным характером и мобильными консультациями. Доходы лесного сада также обеспечивают около 40 детей в детском саду здоровой пищей.

Таким образом, мы можем сформулировать основные теоретические позиции проектного обучения следующим образом :

  1. В центре внимания – ребенок.
  2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.
  3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
  4. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Проекты можно классифицировать по следующим основаниям:

Тема: «Чудесное превращение мыльных пузырей»

Фермеры в низинах могут извлечь выгоду из этой сети, при условии наличия иллюстративных примеров и мест обмена. Однако подход лесного сада выходит за рамки более узкого подхода к посеву и способствует всей производственной цепочке сельскохозяйственных культур.

Мы хотели бы, чтобы баварские детские дневные центры были видны, которые занимаются этими важными темами и тем самым способствуют развитию необходимых навыков и ценностей среди детей. Цель образования в области устойчивого развития в детских дневных центрах заключается в укреплении способностей и ценностей детей, которые необходимы для ответственного формирования дня жизни посредством процессов совместного строительства. Чувство ответственности, мужества, открытости и готовности учиться, но и радости жизни, социальных, эмоциональных или коммуникативных компетенций.

1. Доминирующая в проекте деятельность:

  • исследовательский проект (например, «Дерево», «Птицы нашего края» и др.);
  • практико-ориентированный (например, «Праздник у ворот» и др.);
  • творческий (например, «Цветы в вазе», «Сказки наооборот» и др.);
  • игровой (например, сюжетно-ролевая игра «Колобок и его друзья» и др.).

2. Предметно-содержательная область:

Проект не должен привлекать все учреждение, он также может быть группой детского сада или небольшой группой. Возможно, вы уже проводили проект по таким темам, как вода, энергия, еда, потребление, мобильность или отходы во время текущего детского сада. Затем запишите его и подайте заявку на получение награды.

Учреждения, которые уже были присуждены, также могут применяться: с новым проектом или дальнейшей разработкой отличного проекта. Представленные проекты награждаются одним, двумя или тремя воронами в зависимости от объема, содержания, ссылки на образование в интересах устойчивого развития и участия детей, родителей и перевозчиков.

  • монопроект (в рамках одной области знаний, одного раздела программы);
  • межпредметный (несколько разделов программы, несколько областей знания).

3. Характер контактов:

4. Количество участников проекта:

Прошлые награды от правительственных округов

Сегодня письма вышли в учреждения, которые не различаются. Для тех, кому присуждаются даты проведения церемоний награждения. Вы получите отдельное приглашение от письма! Новички должны сначала зарегистрироваться, а затем зарегистрироваться. Дети и молодые люди часто больше не имеют ссылки на производство продуктов питания и больше не знают, как запах, вкус и ощущение свежих продуктов. Вместе со своими детьми или учениками из детского сада, например, в ходе уроков по естественным наукам или биологии, вы можете создать смысловой курс, в котором ощущаются, ощущаются вкусовые ощущения, вкусы и т.д. таким образом, дети больше узнают о здоровом питании и внешнем виде, вкусе, запахе, консистенции и происхождении органической пищи.

  • индивидуальный;
  • парный;
  • групповой;
  • коллективный.

5. Продолжительность проекта:

  • краткосрочные (1 или несколько занятий – 1-2 недели);
  • среднесрочный (1-2 недели – 1 месяц);
  • долгосрочный (1 месяц – полугодовой и дольше).

Реализация проектного обучения на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками, воспитателем и др.), партнера, консультанта.

Подготовка контента и контроль

Цель: распознать вкусы, обнаружить, что рот и язык также ощутимы. «Утренний вкус» пищи изменяется при увеличении степени обработки. Взгляд: тест на свежесть; Цель: оценить свежесть некоторых продуктов в акустическом режиме: что находится внутри тканевого мешка? Цель: Руки могут вызывать чувство на языке, знать, как отличать продукты и запах: как он пахнет? Цель: увеличить различие запаха, сознательный запах, пробуждение воспоминаний через запахи. Стоимость органических продуктов питания; если это необходимо, родители могут внести вклад в стоимость одного ребенка, например, от двух до трех евро материальных затрат на предоставление интерьера, например картонные коробки, дерево, стеклянные контейнеры.

  • Как это чувствуется на языке?
  • Потребитель центры чувства, конечно, может Мир еды.
Воспитание чувств можно интегрировать в учебное подразделение по темам «органическое сельское хозяйство» или «здоровое питание».

Планируя внедрение технологии проектного обучения в систему образовательной работы с детьми, следует соблюдать следующие требования к ее использованию:

  1. Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методовмозговой штурм», эксперименты, опыты, наблюдения и др.).

Безусловно, что, говоря о самостоятельной деятельности детей, следует делать поправку на их возраст. Е. Евдокимова выделяет три уровня проектной деятельности дошкольников .

Свежие органические продукты можно купить в органическом магазине, в органическом супермаркете или непосредственно на органической ферме. Попросите диетологов центров потребителей поддержать действие. . Учащиеся также могут организовать образование для своих родителей и пригласить их в школу.

Возможная структура и ход сенсорного образования

Введение и настройка: требуется время: около 25 минут; краткое введение и классификация учеников в пять групп, которые готовят отдельные станции.

Станция Смотрите: «Глаз ест с помощью»

Служебное прослушивание: «удовольствие с ушами». Запах станции: «Нос на вкус». Только вдыхание аромата и восприятие особых ароматов во время процесса жевания позволяют нам точно распознавать пищу. Теперь вы должны попробовать сок соломой или свою собственную чашку для дегустации и попробовать сок, который вы выпили.

Клавиши станции: «схватывание означает понимание»

Тем не менее, чувство осязания также несет ответственность за наше чувство температуры и боли. Курс: ученики должны понимать только с помощью ключей, которые находятся в сумке, и могут называть как можно больше.

Последующее наблюдение: требуется время около 25 минут

Цели обучения: Студенты должны лучше узнать свои чувства и понять влияние восприятия. Какая игра им понравилась больше всего? и др.; его можно снова «испытать», и все можно съесть.
  • Выполнение зонтов: время, требуемое приблизительно 40 минут.
  • Одноклассник находит пищу и жует ее с завязанным глазами ребенком.
  • Это должно теперь угадать звуки, которые выбрали пища.
  • Курс: студенты держат руки за нос.
  • Через несколько секунд они должны открыть свои носы.
  • Групповое отражение и роспуск: что особенно впечатлило учеников?
  • Чего они не ожидали?
Когда-то был король, у которого был великий дворец, сады которого были поистине изумительными.

1. Подражательно-исполнительский (3,5-5 лет).

Данный уровень характеризуется отсутствием у ребенка жизненного опыта, недостаточным уровнем развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому. Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности). Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в планирование деятельности, реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!».

Этапы работы над проектом

Там жили тысячи животных из сотен различных разновидностей, разнообразия и цвета, которые превратили это место в рад, которым все наслаждались. Только одно в этих садах огорчило царя: практически в центре места были остатки того, что было огромным деревом много веков назад, но которое теперь стало скучным и почти сухим, оставив блеск и цвет целому. Его так беспокоило, что он, наконец, приказал вырезать его и заменить его прекрасным набором шрифтов.

Спустя некоторое время проницательный дворянин посетил короля в своем дворце. И через мгновение он сказал своим ушам. Величество, ты самый проницательный человек. Везде слышится красота этих садов и множество животных, которые проходят через них. Царь, который никогда не притворялся обманом, с ужасом обнаружил, что то, что сказал дворянин, было правдой. Они так долго восхищались фонтанами, что не понимали, что осталось немного животных. Не теряя ни секунды, он послал за экспертами и мудрыми судами.

2. Развивающий (5-6 лет).

К концу пятого года жизни дети уже накапливают определенный социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность; самоконтроль и самооценка, они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки и поступки сверстников. Дошкольники принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой для проекта. Помощь взрослого незначительна, дифференцирована.

Король должен был слушать много лжи, изобретений и предположений, но ничего, что могло бы объяснить, что произошло. Даже великая награда, предложенная королем, не позволила восстановить великолепие королевских садов. Много лет спустя перед королем появилась молодая женщина, уверяя, что она может объяснить, что произошло, и вернуть животных.

Что случилось с его садом, так это то, что у него не было достаточного количества экскрементов, ваше величество. Все присутствующие смеялись над ее шуткой. Охранники собирались изгнать ее, когда король остановил ее. Достаточно! И как вы можете знать все это, будучи таким молодым? - спросил он.

3. Творческий (6-7 лет).

К концу шестого и на седьмом году жизни интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития опыта.

Потому что теперь весь этот сад теперь в моем доме. С тех пор каждую весну из этого дерева выходят тысячи и тысячи молей. И вот, старый дом моего отца полон жизни и цвета. Это было все для бабочек большого дерева. Отлично! - воскликнул царь. Убедитесь, что все готово через неделю.

Используйте столько людей, сколько вам нужно. «Боюсь, что это не может быть величием», - сказала она. Для восстановления естественного баланса требуется много лет. Эти вещи не зависят от того, сколько мужчин работает над ними. Лицо старого короля было грустным и задумчивым, понимая, насколько тонким является баланс природы, и как безрассудно было разорвать его так весело. Но он так любил эти сады и животных, что решил построить огромный дворец рядом с землями девушки. И с тысячами мужчин, работающих над работой, он мог видеть, что это закончилось гораздо меньше времени, чем было бы необходимо, чтобы восстановить естественный баланс этих садов в других местах.

Педагогу следует помнить, что проективные умения детей могут формироваться и развиваться лишь в их активной деятельности.

Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов :

  1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Постановка проблемы.
  3. Постановка цели.
  4. Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
  5. Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
  6. Промежуточное обсуждение полученных данных.
  7. Защита проектов.
  8. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.

Тему и проблему формирует либо педагог, опираясь на интересы детей, а дети принимают ее; либо дети при помощи наводящих вопросов взрослого.

Заключение следует подчеркнуть, что, несмотря на достаточно большое число «плюсов», данная технология имеет ряд существенных ограничений в использовании в практике дошкольного образования. Она довольно затратна по времени, требует от педагога терпения, уважения к ребенку, веры в его возможности. Поэтому к внедрению технологии проектного обучения в работу с детьми воспитателя нельзя принуждать. Это должно быть взвешенным решением самого педагога.

Экологический проект «Деревья нашего участка»

Экологический проект «Деревья нашего участка» предназначен для занятий с детьми подготовительной к школе группе. По количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как реализуется в течение 1 месяца (середина октября-ноябрь). Авторы – проектная группа детского сада №64: Сахаутдинова Милия Фаизовна – воспитатель подготовительной группы.

Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.

Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.

Экологический проект «Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира- деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяем развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Башкортостана.

Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).

Подготовительный этап.

Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовили кормушки для птиц, чтобы спасать от нашествия гусениц. Вместе с родителями создали экологический альбом «Деревья нашего участка»; спилы разных деревьев; семена деревьев. Вместе с детьми создали план участка с объектом исследования: «Экологическая тропа». На занятиях по изобразительной деятельности – организовали выставку «Лесные скульптуры», «Деревце за деревце». На музыкальном занятии – выучили хоровод «Березонька», песню «Калинка», прослушали в музыкально-поэтическом сопровождении Э.Верхарн «Из солнечных лучей... », Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

Работа с детьми.

Перед началом работы по проекту «Деревья нашего участка» мы провели с детьми беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложить детям схему знакомства:

  1. Как зовут тебя дерево?
  2. Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
  3. Есть ли У тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
  4. Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
  5. Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?

Исследовательский этап.

Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в нашем лесу.

Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?

У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за окружением дерева, по рассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?

На занятиях по изодеятельности предложить нарисовать соседей дерева.

У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.

Пусть по гладят кору, при жмутся к ней щекой. Какая она- теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, мы широко использовали игру. Проводилась работа на основе регионального компонента. Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость богатства родного края.

Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу мы построили по следующей системе.

Занятия.

Занятие 1. Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад».

Занятие 2. «Деревья нашего двора».

Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.

Занятие 3. «Осень золото роняет» – экскурсия в осенний сад.

Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев.

Игровая деятельность.

Дидактические игры:

  1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
  2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
  3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
  4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
  5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т.д.).
  6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Наблюдения и исследовательская деятельность.

  1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
  2. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка: «Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».

Чтение художественной литературы:

  1. «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
  2. «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
  3. «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
  4. «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Заключительный, обобщающий этап.

В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Деревья – наши друзья». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Итогом проекта «Деревья нашего участка» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

  1. Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
  2. Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья.
    Любить свой край, любить природу!

Конкурсанты:

Раздобыдина Елена Николаевна -

воспитатель,

Султанова Мадина Далгатовна -

воспитатель

АУ ДОУ ДСКВ "Черепашка" № 9

г. Радужный

Актуальность и значимость.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы экологического воспитания. Данная тематика обусловлена тем, что экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. И одно из важнейших мест в этом процессе занимает изобразительное искусство.

Искусство является мощным фактором гармонизации личности как для взрослого так и для ребёнка. Именно искусство готово послужить мостиком, объединяющим детей, родителей, педагогов. Здесь все участники творческого процесса, зрителей здесь нет.

Клубок серьёзных социальных конфликтов современной жизни требует от педагогов поиска новых, эффективных методов и подходов в работе с семьями. Родители нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Атмосфера игры и фантазии позволят сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.

Главная цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Основное направление творческого проекта – помочь выстроить позитивные отношения между детьми и родителями прямо во время работы над панно.

Задачи проекта:

Включить детей и родителей в творческий процесс. Занимаясь искусством рядом с близким человеком, члены семьи вступают в настоящее творческое соревнование, которое позволит им лучше понять друг друга, узнать много нового друг о друге, стать ближе друг к другу.

Сформировать у детей и родителей позитивные, бережные взаимоотношения. В дальнейшем это поможет им найти пути к взаимной поддержке в семье.

Объединить людей разного возраста, разной национальной принадлежности и материального достатка. Участвуя в проекте, дети и родители, дети и педагоги, педагоги и родители смогут установить дружеские отношения, отношения сотрудничества и поддержки.

Идея и творческое задание.

Работая по проекту, дети и родители общими усилиями создадут большое декоративное панно, на котором будет изображена поляна в лесу.

Результат коллективной работы – монтаж из отдельных фрагментов, созданных детьми и взрослыми.

Каждый участник проекта представляет себе основную идею занятий и знает, что его работа станет неотъемлемой частицей большого панно.

Тип проекта:

а) по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);

б) по целевой установке – практико-ориентированный, творческий;

в) по срокам реализации – краткосрочный (2 недели).

Этапы работы над проектом

Запуск проекта

s Беседа (экология)

s Прогулка по экологической тропе.

Планирование проекта

1.Создать клуб любителей природы, в состав которого включить родителей, педагогов и детей старшего дошкольного возраста.

2. Составить:

s Конспект беседы «Лес – наше богатство» (приложение 1).

s Конспект занятия по аппликации «Деревья нашего края» (приложение 2).

s Конспект занятия по рисованию «Чудесное превращение мыльных пузырей» (приложение 3).

s Конспект экологического развлечения «В гостях у Лешего» (приложение 4).

s Фото (приложение 5).

Осуществление проекта

Работа клуба любителей природы:

s Прогулка в лес по экологической тропе.

s Рассматривание иллюстраций «Цветы»

s Беседа о бережном отношении к природе.

s Разгадывание загадок.

s Заучивание стихотворений.

s Инструктаж по технике безопасности «Правила поведения в лесу».

s Проведение экологического развлечения «В гостях у Лешего».

s Практическая деятельность: рисование мыльными пузырями; создание деревьев разными аппликативными способами; оформление панно «на лесной поляне».

Подведение итогов.

Анализ деятельности.

Импровизированное обсуждение всеми участниками проекта о дальнейшем применении созданного панно «На лесной поляне».

Создание фото - коллажа совместно с родителями.

Приложение 1.

Беседа

Тема: «Лес – наше богатство».

Программное содержание: Расширить знания детей о значении деревьев в жизни человека. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, аккуратность, любовь к Югорским лесам.

Осенью дарами одаривает,

Грибами и ягодами угощает.

Зимой согревает,

От вьюги снега защищает.

Богат наш Югорский край лесами. Много деревьев растет в них. Но больше всего хвойных. Хвойные леса в нашем крае разные. В одних лесах растут ели и пихты. У этих деревьев густая крона, которая плохо пропускает солнечные лучи. Поэтому в таких лесах темно и сыро. А леса, в которых растут сосны и лиственницы, светлые, сухие, потому что через кроны этих деревьев солнечные лучи проходят свободно. От того, какое дерево преобладает, лес так и называется. Например, если главное дерево ель, то такой лес называется ельник; а если сосна обыкновенная – бор; если дикий густой хвойный лес – тайга. Лес, в котором растут пихты – пихтач; место, где добывают кедровые орехи – кедрач; березовый лес – березняк. Лес на возвышенном месте – урман. Как видите лес приносит человеку большую пользу, поэтому у нас в стране и в нашем крае все леса охраняют.

Охота на животных разрешается в определенные сроки. Такие птицы, как краснозобая казарка, гусь – пискулька, сокол – сапсан, стерх, и другие находятся на грани вымирания, поэтому они занесены в Красную книгу, а охота на них запрещена.

На вырубленных участках сажают новые деревья. Создают леса – заповедники, где нельзя рубить деревья.

Заповедными местами в нашем округе являются «Малая Сосьва», «Юганский», памятник природы «Кедровая роща» и др.

Сейчас я вам загадаю лесные загадки, а вы разгадаете их, проявив смекалку.

  • Зимой и летом одним цветом (ель, сосна).
  • Этой бабке сто лет, горба у нее нет, высоко торчит, далеко глядит, придет

смерть станет бабка избушкой (сосна).

  • Зелена, а не лук, белена, а не снег, кудрява, а не человек (береза).
  • Никто не пугает, а вся дрожит (осина).
  • Зимой веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает (лес).

Верно, ребята, это лес. Что же дает лес человеку?

А хотелось бы вам знать, как живут в лесу деревья? Тогда слушайте удивительную поэтическую повесть. Как вы уже поняли, речь в ней пойдет о лесе. Что же такого необычного могло случиться?

Давайте послушаем, о чем же нам поведает «Лесная сказка».

Лесная сказка

У реки, в дремучем лесу, в один прекрасный зимний день остановилась толпа мужиков, приехавших на санях. Один из них обошел весь участок и сказал:

Вот здесь рубите, братцы. Ельник отличный. Лет по сто каждому дереву будет... Он взял топор и постучал обухом по стволу ближайшей ели. Великолепное дерево точно застонало, а с мохнатых ветвей покатились комья пушистого снега. Где-то на вершине мелькнула белка, с любопытством глядевшая на необыкновенных гостей.

А вот эта старушка никуда не годится, - прибавил мужик, постукивая обухом стоящую ель с громадным дуплом. – Она наполовину гнилая.

. – Как ты смеешь стучать в мой дом? Ты приехал только сейчас, а я прожила в дупле этой самой ели целых пять лет. Она щелкнула зубами, распушила хвост и так зашипела, что даже самой стало страшно. А невежда – мужик не обратил на нее никакого внимания и продолжал указывать, где следовало начать порубку, куда складывать дрова и хворост. Что было потом, трудно даже рассказать. Сто лет рос этот дремучий ельник, и его не стало в несколько дней. Люди рубили громадные деревья и не замечали обыкновенную смолу. Нет, деревья плакали безмолвными слезами, как люди, когда у них большое горе. А с каким стоном падали подрубленные деревья, как жалобно они трещали!...

Некоторые даже сопротивлялись, не желая поддаваться человеку: они хватались ветками за соседние деревья во время своего падения. Но все было напрасно! Тысячи деревьев лежали, а топор все продолжал свое дело: очищали деревья от хвои, затем разрубали на равные части.

Уцелела одна старая ель с дуплом, в котором жила старая Белка со своей семьей. Под этой елью рабочие устроили себе балаган и спали в нем. Целые дни перед балаганом горел громадный костер, лизавший широким огненным языком нижние ветки развесистого дерева, зеленая хвоя делалась красной, тлела, а потом оставались одни обгоревшие сучья.

Старая Белка была возмущена до глубины души и громко говорила:

Кому мешал красавец лес? Противные люди! Нарочно придумали железные топоры, чтобы рубить ими деревья. Не правда ли, старушка Ель?

Я ничего не знаю и ничего не понимаю, - грустно ответила Ель, вздрагивая от ужаса. – Лучше бы погибнуть и мне вместе с другими, чтобы не видеть всего. Все эти срубленные деревья – мои дети. Я радовалась, когда они были молодыми деревцами, как они весело росли, крепли, поднимались к самому небу. Нет, - это ужасно.

Закончив работать, люди в несколько дней сложили все дрова на машины и увезли, оставив одни пни и кучи зеленого хвороста. Вся земля была усыпана щепками. Трудно было зимнему ветру засыпать эту безобразную картину свежим, пушистым снегом.

Где же справедливость? – жаловалась Ветру старая Ель. – Что мы сделали этим злым людям с железными топорами?

Они совсем не злые, эти люди, - ответил Ветер. А просто ты многого не знаешь, что делается на свете. Древесина нужна людям! Она дает тепло, из нее строят дома, делают мебель, бумагу и спички.

Да я и не желаю всего этого знать!

Да и мне некогда с вами разговаривать, мне нужно уже сейчас позаботиться о возрождении леса! – ответил Ветер и улетел.

Беседа по прочитанному:

Почему Ель назвала срубленные деревья своими детьми?

Ваше отношение к людям, которые вырубили ельник?

Что изменится через несколько лет на месте вырубленного леса?

Как может помочь Ветер возродить вырубленный лес?

Нарисуйте дерево, которое вам нравится.

Приложение 2.

Занятие по аппликации «Деревья нашего края».

Задачи: вызвать у детей интерес к изображению деревьев нашего края. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей кроны, ствола. Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета и композиции.

Предварительная работа: Рассматривание репродукций, художественных открыток с пейзажами. Беседа о деревьях нашего края (сосна, ель, кедр, рябина, осина, береза, верба). Экскурсия в парк, рассматривание деревьев. Составление описательных рассказов.

Материал, оборудование: листы бумаги разного размера (3 ватмана, склеенных вместе в панно), цветная бумага для изображения деревьев, ножницы, клей, кисточки, салфетки бумажные и матерчатые. Вариативные образцы для показа детям способов оформления деревьев в разной технике аппликации (цельный силуэт, из кусочков рваной бумаги разной величины, модульная аппликация из мелких кусочков бумаги, из рваных полосок и т.д.)

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть вариативные образцы деревьев и самостоятельно выбрать технику (или сочетать разные способы аппликации).

Вспоминаем, какие деревья видели в парке на экскурсии и каждый ребенок изображает то дерево, которое ему больше всего запомнилось, передавая его характерные особенности строения ствола, веток, кроны.

Вспоминаем правила работы с ножницами, клеем.

Самостоятельная работа детей.

Готовые деревья выкладываются на подготовленный ватман, обсуждаем с детьми какое дерево, где расположить, учитывая величину деревьев (композиция).

Создание панно «Лесная поляна»

Приложение 3.

Рисование

Тема: «Чудесное превращение мыльных пузырей»

Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (мыльными пузырями).
Задачи: развивать фантазию, творчество, самостоятельность; воспитывать интерес к предмету; продолжать формирование навыков организации рабочего места.
Оборудование: ½ альбомных листа, специальный мыльный раствор, акварельные краски, вода, трубочка для коктейля.
Предварительная работа: работа с нетрадиционными техниками рисования; ознакомление с правилами работы на занятии рисовании.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я хочу предложить вам рисовать необычным способом.

Кисти нам не понадобятся.

Будем фантазерами и волшебниками рисовать мыльными цветными пузырями и трубочками для коктейля.

Ну что, готовы учиться новому способу рисования?

Для этого в растворы мыльной воды добавляются краски.

Затем в стакан опускается трубочка и надуваются мыльные шары.

Лист бумаги просто прикладывается к их поверхности. Поколдуйте, таким образом, над каждым стаканчиком и получите необыкновенно красивый, замысловатый узор.

А можно по-другому, взять трубочку для коктейля, обмакнуть в мыльную цветную воду, а затем выдуть мыльный пузырь на лист бумаги.

Таким образом, получаются разные красивые фигуры, предметы.

Экспериментируем с мыльными пузырями.

Самостоятельная работа детей. Дети видят в получившихся рисунках различные изображения, дорисовывают их.

В конце занятия дети рассматривают готовые работы и восхищаются разнообразием получившихся рисунков.

Приложение 4.

Экологическое развлечение

«Загадки Лешего»

Программное содержание:

Закрепить представления детей о многообразии живых обитателей, населяющих нашу планету Земля;

Показать принадлежность человека к миру живого на планете;

Закреплять правила поведения в лесу;

Совершенствовать умение детей отгадывать загадки;

Воспитывать доброе отношение к животным, птицам, насекомым;

Заинтересовать детей не только сюжетом и необычными персонажами, но и помочь им осознать себя частицей целого мира.

Материалы: Панно «Лесная поляна» (заготовка), «мусор», изображение следов животных, иллюстрации к загадкам,

Ведущая:

В некотором царстве, в известном государстве, а именно в том, где мы живём. Это, ребята не сказка, а присказка. А живёт каждый из вас в доме со стенами и крышей. Но когда – то очень давно только природа и была единственным домом человека.

В природе живём не только мы, но и другие обитатели. Для зверя дом – это лес, поле, горы. Для рыб – моря, озёра, реки. Значит, у всего живого есть своё жилище, а общим домом для всех является наша планета – Земля.

Ребёнок: Природа – это дом, в котором мы живём.

И в нём шумят леса, текут и плещут реки.

Под сводом голубым, под солнцем золотым

Хотим мы в этом доме жить вовеки.

Ведущий: Однажды в лесу я совершенно случайно услышала разговор двух сказочных существ. Эта была удивительная беседа! Как я жалела, что кроме меня никто её не слышал! Думаю, что сегодня как раз настало время вам рассказать. Только нам надо попасть на полянку в лес.

Ребёнок: Очень добрым, очень светлым золотистым ясным днём

Мы приедем в гости к лесу, в гости к солнышку пойдём.

Рано утром яркий лучик зазвенит в густой траве,

Речка плавать нас научит, ветер – плавать по траве.

Земляничкой и цветами встретят нас и лес, и луг,

Наши песни вместе с нами будут птицы петь вокруг.

Сорока: Ой, не могу! В лес они собрались! А кто вас туда пустит?!

Ведущий: А почему нас нельзя пускать в лес?

Сорока: А потому, что у нас в лесу, в нашем доме, свои правила и свои порядки.

Ученик 3: Ребята, а давайте мы сороке расскажем как надо себя вести в лесу.

Правила поведения в лесу (презентация)

Сорока: Я не только довольна вашими ответами, но и даже согласна показать дорогу. Все за мной!

«Дорогою добра»

Лес. Поют птицы. Появляется сердитый Леший на поляне, где разбросан мусор.

Ведущий: Ребята, что – то неладно в нашем лесу!

Леший: Ишь, чего понаделали! Безобразники. Я вам покажу! Навсегда в лес дорогу забудете!

Кикимора: Здравствуй, батюшка Леший! Чего же ты такой сердитый, али нынче не выспался?

Леший: А чего ж веселиться, чему радоваться?

Кикимора: Да ты погляди вокруг – красота, какая! Небо ясное, солнышко играет лучами. Чего тебе не так?

Леший: Да беда у меня! Много гостей ходит в лес.

Кикимора: Да разве это беда? Радоваться надо.

Леший: Хорошим людям я всегда рад. Правильно говоришь.

Кикимора: Тогда ничего не понимаю, что случилось?

Леший: Не уследил я, кто побывал на моей любимой поляне, на самой опушке леса. Истоптали её, замусорили! Ветки поналомали, деревце срубили, костёр разложили да не затушили, чуть пожар не натворили! Уж, найду я этих безобразников, по лесу закружу, заблужу, в топь болотную загоню!

Кикимора: Правильно – ко мне в болото. Уж я их уму разуму научу! Я с тобой!

Ведущий: Была полянка чистая, светлая, красивая. Любил Леший часто захаживать сюда, отдыхать. Но вот однажды пришёл он туда и увидел то, от чего душа его заныла, заплакала. Рассердился Леший, разгневался. Стал он думать – гадать, кто бы это мог натворить? Но так и не догадался. Ой, смотрите!

Ёж пыхтит и морщится:

Что я вам – уборщица?

Лес никак не подмету,

Соблюдайте, ребята, чистоту!

Ведущий: Ну что, ребята будем делать? Уж очень сильно рассердился Леший.

Задание 1. Рассортировать мусор и очистить полянку (дерево, картон и бумажные пакеты разлагаются быстро; пищевые отходы даже полезны, т.к. ими питаются птицы и звери, они быстро разлагаются и отдают питательные вещества в почву; стекло, пластмасса и пластик, метал. и резиновые предметы, целлофановые пакеты – это надо уносить с собой и выбрасывать в городские мусорные баки)

Лес. Выходит Леший, деловито обходит всю поляну.

Леший: Так, все в порядке! Надо же! (видит ребят):

Здравствуйте, мои друзья.

Надеюсь, вы пришли не зря!

Я – Леший, и лес – мой дом,

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Я живу в лесу богатом

Охраняю лес, ребята!

Леший: Ребята, случайно не видели, кто порядок на полянке навёл? Спасибо. В таком случае, добро пожаловать в лес и разрешаю вам немного поиграть.

Игра «Шишки, жёлуди, орешки»

Леший: Коль по делу – говори, коль без дела – подожди.

Кикимора: Серьёзный ты, какой сегодня, Лешенька!

Леший: А как же, всё хозяйство проверяю. Всё ли на месте в целости и сохранности.

Кикимора: Молодец, Лешенька. У тебя как у хорошего хозяина всё в порядке, а самое интересное, что ты всё знаешь и обо всём помнишь.

Леший: А как же? Мне хорошая память положена. Ну, а если что и забуду, так лукошко подскажет.

Кикимора: Что за лукошко такое? Интересно как! Покажи.

Леший: Снова ты не в свои дела лезешь. Уйди, Кикимора болотная, не ровен час, навредишь, и начнутся беспорядки в моём лесу. Помнишь, как давеча было?

Кикимора: Давеча, давеча, что давеча: я здесь совершенно не причём.

Ведущий: Старый Леший прожил в своём лесу много веков, весь лес он знает наперечет – кто и где живёт, что и где растёт. Да и как не знать ему все деревья в лицо, а все травинки по имени.

А знаете, ребята, что лежит у Лешего в лукошке? Догадайтесь:

Летом холодит, комарами звенит.

Осенью дарами одаряет,

Грибами и ягодами угощает.

Зимой согревает,

От вьюги снега защищает. (Лес)

Ведущий: Весь лес лежит у него в волшебном лукошке, заколдованный, зачарованный. А если спросите, как же так – целый лес у Лешего в лукошке очутился? Ответ простой: на каждое растение лежит у него загадка.

Задание 2. «Расколдуйте» загадки и найдите необходимую картинку – отгадку.

Зимний лес. Много снега навалило. Леший расставляет следы.

Кикимора: Чем это ты тут занимаешься? Играть, что ли надумал?

Леший: Какие игры, о чем ты говоришь. Я делом занят. Неужели не слыхала, что Баба Яга захотела с нашим лесом сделать?

Кикимора: Баба Яга говоришь, с нашим лесом? Что?

Леший: Вчерась прилетела, на весь лес кричала.

«Буду я здесь, в лесу хозяйкой.

Наведу здесь свои порядки.

Из леса всех зверей я выгоню,

Всю траву, все деревья повыгнию.

И никто помешать мне не сможет,

А нечистая сила поможет» (фонограмма Бабы - Яги)

Кикимора: Ишь ты, подишь ты, до сих пор слышно! Лешенька, родимый, беда – то какая. Пойдем ко мне в болото, будем там жить поживать и страху не знать.

Леший: Вот и ты испугалась. Смотри, что я делаю. Я уже закончил. Пойдём дальше, по дороге я тебе всё объясню. Увидит, испугается…

Ведущий: Леший хотел запугать Бабу Ягу, напридумывал диковинных следов и расставил их на снежной полянке между настоящими следами.

Задание 3. Определите, чьи следы на снегу. Определите, где следы придуманные.

Леший: Ребята! В моём лесу много жителей и все мои друзья. А вы можете назвать их? (Ответы детей) Чтобы быть здоровыми и крепкими наши лесные жители делают зарядку. Ребята, а вы зарядку по утрам делаете?

Ребёнок: Зарядка всем полезна,

Зарядка всем нужна,

От лени и болезней

Спасает нас она

Давайте вместе сделаем зарядку!

«Зверобика»

Конец зимы. Музыка, капель. На заснеженной полянке сидят Леший и Кикимора.

Леший: Ну, вот ещё одну зиму перезимовали, пережили, сколько бед от себя отвели. Весна наступила, и проснулся наш лес, запели птицы.

Кикимора: Ой, ребята! Я вам такие цветы покажу, какие вы никогда не видели. Они растут на любимой полянке Лешего.

Полянка без цветов. Леший в шоке. Кикимора успокаивает Лешего и предлагает детям, а также их родителям украсить полянку необычными цветами.

Рисование мыльными пузырями.

Кикимора: Я знаю, вы умеете отлично рисовать

Свои таланты можете сейчас вы показать.

Но карандаш не справится с работою такой –

И пузыри цветные я принесла с собой!

Педагог помогает каждому ребёнку получить положительный результат, стремясь сохранить индивидуальность в каждой работе.




Создание коллажа на стенде под звуки леса.

Ведущий: Смотри, Леший, как преобразилась твоя полянка. Какие красивые цветы расцвели на ней! Ну, что, нравится тебе твоя полянка с необыкновенными цветами?


Леший: Очень! Спасибо! Вы настоящие друзья

Песня «Настоящий друг»

Ведущий: М ы с вами, ребята, знаем как много обитателей, живущих в одном большом и дружном «доме» - Земля!

До свидания, старый лес,

Полный сказочных чудес!

По тропинкам мы гуляли,

На полянке поскакали.

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой.

Приложение: Ресурсы интернет: презентации, клипы.