Приемы обучения информатики в начальной школе. Дипломная работа: Метод проектов и его значение при обучении информатики в начальной школе. Создание презентации учащегося

1.2 Формы и методы обучения информатике в начальной школе

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в начальной школе является урок. Школьный урок образует основу классно-урочной системы обучения, характерными признаками которой являются:

· Постоянный состав учебных групп учащихся.

· Определённое расписание учебных занятий.

· Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся.

· Ведущая роль учителя.

Классно-урочная система организации учебного процесса, восходящая от выдающегося чешского педагога Я.А. Коменского, является основной структурной организации отечественной школы на протяжении почти всей истории её существования. Как показывает весь опыт, который накопила наша школа после введения курса ОИВТ, преподавание основ информатики, без сомнения, наследует все дидактическое богатство отечественной школы – урочную систему, лабораторную форму занятий, контрольные работы. Всё это приемлемо и на уроках по информатике. Применение информационно-коммуникационных технологий может существенно изменять характер школьного урока, что делает еще более актуальным поиск новых организационных форм обучения, которые должны наилучшим образом обеспечивать образовательный и воспитательный процесс.

Важный обучающий приём, который может быть особенно успешно реализован в преподавании – копирование учащимися действий педагога. Принцип «Делай как я!», известный со времен средневековых ремесленников.

Выше были рассмотрены лишь некоторые дидактические возможности, которые могут быть реализованы в условиях школьного урока.

Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трактовке.

Слово «метод», в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в философском словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будет показано, что и другие методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.

Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения. В 20-е годы в педагогике велась борьба против методов схоластического обучения и зубрежки, процветавших в старой школе, и предпринимались поиски таких методов, которые обеспечивали бы сознательное, активное и творческое овладение знаниями учащимися. Именно в эти годы педагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний. Метод готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего метода обучения в школе признавался исследовательский метод, суть которого сводилась к тому, что учащиеся все должны были познавать на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к необходимым выводам.

В 20-е годы XX века предпринимались также попытки насаждения в школе так называемого метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма, и который был заимствован из США. Однако обнаружилось, что присущие этому методу ликвидация отдельных учебных предметов и сведение всей учебной работы к так называемому «проектированию» и «деланию» резко снижали качество общеобразовательной подготовки учащихся. С тех пор в нашей педагогике утвердилось положение о том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться различные методы учебной работы.

Дидактические исследования, однако, показывают, что наименование и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. Рассмотрим важнейшие из них.

Многие ученые выделяли три группы методов: словесные, наглядные и практические. И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино и диафильмов.

2. Репродуктивный, воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование.

3. Проблемное изложение изучаемого материала.

4. Частично-поисковый, или эвристический метод.

5. Исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:

а) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

б) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

в) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:

1. Методы приобретения новых знаний.

2. Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике.

3. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:

а) Методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала.

б) Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником.

в) Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы.

г) Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия.

д) Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.


Обучения информатике. Опыт таких разработок уже имеется как в нашей стране, так и за рубежом, описаны их положительные и отрицательные стороны. 1.3 Отечественный и зарубежный опыт непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс средней общеобразовательной школы Возраст, с которого дети начинают изучать информатику, неуклонно снижается. Об этом свидетельствует, как зарубежный, так и...


Диапазона, пониманию других людей. Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Глава II Методика использования ролевых игр на уроках информатики Компьютерные игры интересны, некоторые из них полезны, развивают, обучают и тренируют. Но так называемая деловая игра, где нужно моделировать обстановку делового...

С информационными технологиями. Основные этапы развития информационных технологий (Слово - Книгопечатание - Компьютер). Компьютер и общество. Элементы компьютерной этики. 3. "Базовый курс информатики" (7-9 классы). Информационные процессы. Передача, обработка, хранение и кодирование информации. Единицы измерения информации. Двоичное кодирование. Достоинства двоичного кодирования. Системы...

... «Программирование в среде Scratch» в начальной школе 3.1 Общие вопросы экспериментальной работы Целью проведенной экспериментальной работы была проверка методики преподавания темы «Программирование в среде Scratch» учащимся начальной школы. Задачи экспериментальной работы: 1) реализация разработанной методики преподавания темы «Программирование в среде Scratch» учащимся начальной школы; ...

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» Балашовский институт (филиал) Методика преподавания информатики в начальных классах Методические указания к курсу для студентов специальности «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Социальная педагогика» Саратов 2011

2 УДК ББК И Автор-составитель Е. В. Сухорукова Методические указания к курсу «Методика преподавания информатики в начальных классах» составлены в соответствии с учебной программой и предназначены для студентов 4-5 курсов педагогического факультета специальности «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Социальная педагогика». В них представлены содержание изучаемого курса, планы практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов, демо-вариант контрольной работы, вопросы к зачету. Рекомендуется к опубликованию в электронной библиотеке кафедрой педагогики и методик начального образования Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского. Работа представлена в авторской редакции. Сухорукова Е.В

3 Содержание 1. Пояснительная записка Цели и задачи изучения дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы Содержание дисциплины Планы практических занятий Контрольные вопросы по разделам дисциплины Демо-вариант контрольной работы Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов Библиографический список Вопросы к зачету

4 Дисциплина «Методика преподавания информатики в начальных классах» изучается студентами 4-5 курсов очной формы обучения в 8 и 9 семестрах, изучение курса заканчивается зачетом. 1. Пояснительная записка Уроки информатики в начальной школе имеют право проводить как учителя информатики, так и учителя начальных классов. А значит, студентов педагогических факультетов необходимо знакомить с методикой преподавания информатики в начальных классах. Информатика в начальной школе представлена с 2002/2003 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета «Информатика и информационные технологии» основной школы. Обучение информатике во 2-4 классах рекомендуется проводить учителям начальной школы. Цели обучения информатике в начальной школе - это формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. Это в первую очередь связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Но не менее важной задачей является привитие ребенку навыков абстрактного (алгоритмического) мышления, умения логически мыслить. Все это предъявляет качественно новые требования к первому звену школьного образования в начальной школе. Обучение информатике стоит начинать именно в начальной школе. В этом возрасте дети легче усваивают основные понятия информатики и получают практические навыки работы на компьютере. Новые информационные технологии в образовании в сочетании с традиционными средствами способствует развитию ребенка как творческой личности. В курсе «Методика преподавания информатики в начальных классах» изучаются основные принципы обучения информатике в младших классах. Студенты учатся сочетать традиционные методы обучения с новыми информационными технологиями. Рассматриваются различные подходы к преподаванию информатики в начальной школе; психофизиологические особенности изучения информатики младшими школьниками; дается обзор педагогических программных средств. В курсе также рассматривается программа подготовки дошкольников, которая согласуется с программой информатики для начальной школы и является начальным звеном непрерывного курса информатики. Предлагаемый курс позволит будущим учителям начальных классов и информатики не только грамотно преподавать свои основные предметы, 4

5 широко применяя современные информационные технологии, но и качественно обучать детей информатике, учитывая психологические особенности детей этого возраста, а также сформировать устойчивые навыки эффективного применения компьютера как дидактического инструмента в своей профессиональной деятельности. Успех компьютеризации учебного процесса во многом зависит от компетентности преподавателей, причем не в меньшей степени, чем от качества используемых технических средств и содержания компьютерных программ. Специалистов, способных качественно обучать детей младшего школьного возраста основным предметам школьной программы, применяя новые информационные технологии, а также вводить детей в сложный мир современной информатики, необходимо специально готовить. Эти специалисты должны хорошо разбираться в психологии ребенка, хорошо владеть методическими приемами обучения детей младшего школьного возраста и быть специалистами в области информационных технологий. Отчетность по курсу зачет, 9 семестр. 5

6 2. Цели и задачи изучения дисциплины Цели освоения дисциплины «Методика преподавания информатики в начальных классах»: Дать студентам представление о целях и задачах преподавания информатики в начальной школе. Обосновать необходимость преподавания информатики в начальной школе. Познакомить с существующими УМК по информатике для начальной школы, методическими особенностями учебников по информатике. Раскрыть причины выбора авторами курса тем для преподавания информатики в начальной школе. Помочь разобраться в представленном материале, выделить основное и второстепенное, указать пункты, на которые необходимо обратить особое внимание, для более эффективного усвоения материала, показать связь преподавания представленных тем в начальной школе с преподаванием их в средней и старшей школе. Задачи дисциплины: Формирование целостного представления об организации, структуре и методике преподавания пропедевтического курса информатики на основе требований государственного образовательного стандарта. Знакомство с целями и задачами курса информатики, директивными и нормативными документами, структурой, местом и ролью пропедевтического курса информатики. Обучение основам методики преподавания пропедевтического курса информатики. Формирование методических знаний и умений, необходимых для обучения информатике младших школьников, навыков преподавания компьютерной грамотности в начальной школе. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: методику преподавания информатики в начальной школе; роль и место информатики в начальных классах; программно-методические комплексы по информатике для начальных классов; особенности урока информатики в начальной школе; методику формирования базовых представлений и понятий информатики; методику развития алгоритмического мышления младших школьников; методика проведения занятий в компьютерном классе; виды обучающих программ для начальной школы; основы компьютерной грамотности; компьютерные программы, которые могут быть использованы при изучении информатики и обучению компьютерной грамотности; 6

7 компьютерные развивающие среды и возможности организации проектной деятельности младших школьников; методику применения прикладных программ общего назначения в учебно-воспитательном процессе. уметь: формировать предметные умения и навыки младших школьников; использовать информационные технологии в процессе изучения информатике и других предметов начальной школы; составлять сценарии уроков по информатике; составлять рабочую программу педагога; организовывать внеурочную работу по информатике владеть: методами развития образного и логического мышления; методами и приемами изучения основных разделов начального курса информатики; формами, методами и средствами обучения младших школьников информатике; способами и методами обучения младших школьников основам компьютерной грамотности; игровыми методиками обучения младших школьников работе с компьютером. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - студент готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе - студент способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; - студент умеет решать задач воспитания средствами учебного предмета. 7

8 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Бюджет времени по формам обучения, час Очная форма обучения 4 курс, 8 семестр Курс, семестр 5 курс, 9 семестр Всего Аудиторные занятия, в том числе: лекции практические занятия Самостоятельная работа студентов Экзамен, зачет зачет зачет 4. Содержание дисциплины 4 курс, 8 семестр Роль и место информатики в начальных классах. Информатика как учебный предмет в начальной школе. Необходимость преподавания информатики в начальной школе. Цели и задачи обучения информатике в начальной школе. Предмет методики информатики в начальной школе. Нормативно-методическое обеспечение курса информатики и информационных технологий в начальной школе. ФГОС НОО: роль и место информатики в новом стандарте. Общее представление о программно-методических комплексах по информатике для начальных классов. Основные дидактические и методические требования, предъявляемые к программным средствам. Виды УМК по информатике для начальных классов: Школа Методика Горячева А.В.; Информатика: Программа курса для начальной школы. Авторская программа «Развивающая информатика». Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.; «Перспективная начальная школа. Информатика». Бененсон Е.П., Паутова А.Г.; Информатика. Тур С.Н., Бокучава Т.П.; «Школа России. Информатика как системообразующий элемент содержания образования начальной школы» Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Бескомпьютерный вариант преподавания информатики. (Горячев А.В., Семѐнов А.Л.). Преподавание информатики с применением компьютера (Бененсон Е.П., Матвеева Н. В. Первин Ю.А.) Особенности урока информатики в начальной школе. Организация обучения информатике в начальной школе. Формы организации обучения информатике в начальной школе. Информационная учебная среда кабинета 8

9 информатики для учащихся начальной школы. Урок информатики. Составление плана и конспекта урока по информатике в начальной школе. Сценарий урока информатики. Рабочая программа педагога. Составление и использование дидактических материалов по информатике Методика проведения уроков информатики в компьютерном классе. Правила поведения и техники безопасности в компьютерном классе. Эргономика рабочего места Изучение информатики в рамках одного урока без деления на группы. Методика сотрудничества. Изучение информатики в рамках одного урока с делением на группы. Интерактивная доска на уроках информатики. Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики Виды обучающих программ для начальной школы. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Основные задачи комплекта ЦОРов Содержание комплекта ЦОРов: Типы цифровых образовательных ресурсов. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов. Каталог электронных образовательных ресурсов. Критерии оценки ЦОР. Цифровые и электронные образовательные ресурсы в поддержку преподавания информатики в начальной школе. Методические рекомендации по использованию набора ЦОРов. Информационные (электронные) образовательные ресурсы: Электронные средства обучения; Инструментальные и прикладные программы; Информационные ресурсы Интернета. Интернет конкурсы по информатике в начальной школе Интернет конкурсы: методика проведения, организации участия учащихся в конкурсах. Всероссийский конкурс «Кит - компьютеры, информатика, технологии». Как провести и что нужно знать школьному организатору конкурса «Кит»? Разбор заданий «КИТ-2010» для учащихся начальной школы Региональный интеллектуально-личностный марафон «Твои возможности» для школьников, обучающихся по ОС «Школа 2100». Цели и задачи Марафона. Участники Марафона. Порядок организации и проведения. Этапы Марафона. Задания Марафона Всероссийская игра конкурс по информатике «Инфознайка». Участники. Особенности проведения. Задания прошлых лет Международный он-лайн конкурс по безопасному использованию Интернета «Интернешка» 5 курс, 9 семестр Новые подходы к оцениванию. Цели и виды оценивания. Требования к результатам освоения основной образовательной программы в условиях введения ФГОС НОО: личностные; метапредметные; предметные. 9

10 Cистема оценки на уроках информатики: основные особенности в условиях введения ФГОС НОО: критерии достижения планируемые результаты; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-практические задачи; сочетание внутренней и внешней оценки; комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных); нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации Обучение навыкам, востребованным в 21 веке, при изучении информатики: Формирующее оценивание Преимущества формирующего оценивания. Способы оценки навыков мышления. Составляющие успешного оценивания в школе. Стратегии оценивания: Определение потребностей учеников; Развитие самостоятельности и взаимодействия; Мониторинг прогресса - Наблюдение процессов; Проверочный лист понимания и метапознания; Демонстрация понимания; Доказательства понимания и умения Организация проектной деятельности младших школьников по информатике. Метод проектов. Виды и типы проектов. Организация исследовательской и проектной деятельности в начальной школе на уроках информатики. Особенности проектов для учащихся начальной школы. Проектная работа при изучении информатики в начальной школе. Примеры учебных проектов по информатике для учащихся начальных классов Методика организации и проведения учебного проекта. Дистанционные проекты. Дистанционные оболочки для проведения проекта.wiki - проекты. Представление результатов исследования в сети Интернет. Информатика: Тетрадь проектов для учащихся начальной школы (Семенов, Рудченко) Формирование базовых представлений и понятий информатики. Методика формирования базовых представлений и понятий пропедевтического курса информатики. Виды информации. Человек и компьютер. Кодирование информации. Графический редактор Компьютерные развивающие среды для начальной школы. Программирование- вторая грамотность. Методика обучения младших школьников элементам программирования. «Азы информатики» новая «Роботландия» гипертекстовый интерактивный курс информатики для детей: тренажеры, исполнители, испытатели, конструкторы, экзамены и тестирование. Содержание курса 10

11 Скретч- среда программирования, которая позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные истории, игры. ЛогоМиры и Перволого. ПиктоМир - младший брат КуМира, отдельно распространяемая, свободно распространяемая программная система для изучения азов программирования дошкольниками и младшими школьниками. Внеурочная работа по информатике в начальной школе. Внеурочная работа по информатике в начальной школе: формы и виды. Кружок по информатике как одна из форм внеурочной работы по предмету. Примеры кружковой работы по информатике учителей Балашовского района. Разработка тематики кружковых занятий. Разработка занятия кружка. Выпуск газеты по информатике. 11

12 5. Планы практических занятий 4 курс, 8 семестр Занятие 1. Организация обучения информатике в начальной школе План: 1. Возрастные психофизиологические особенности изучения информатики у детей дошкольного и младшего школьного возраста 2. Ознакомительная работа с комплектами пропедевтического курса информатики. 3. Учебники информатики, рабочие тетради, методические пособия для учителя. 4. Организация контрольных работ по информатике в начальной школе. 5. Программное обеспечение курса информатики 6. Построение урока информатики в начальной школе. 7. Виды и формы проведения урока: игровая, наглядный материал, алгоритмические этюды, практическая и теоретическая части урока, тетради для младших школьников по информатике Занятие 2 Рабочие программы по информатике План: 1. Содержание рабочей программы учителя информатики в начальной школе 2. Требования к оформлению рабочих программ педагога 3. Структурные элементы рабочей программы учителя информатики в начальной школе 4. Алгоритм построения рабочей программы 5. Утверждение рабочей программы 6. Особенности составления рабочей программы в условиях введения ФГОС НОО 7. Примеры рабочих программ по информатике для начальной школы 8. Разработка элементов рабочей программы для конкретного класса (УМК и теме на выбор студента) Занятие 3 Интерактивная доска на уроках информатики План: 1. Основные технические характеристики ИД. 2. Основные способы использования ИД. 3. Основные преимущества интерактивной доски перед меловой. 4. Как интерактивные доски могут повысить эффективность обучения? 5. Методика использования ИД на уроках информатики. 6. Разработка дидактических материалов для урока информатики с использованием ИД 12

13 Занятие 4 Интернет-ресурсы по информатике. ЦОР по информатике. План: 1. ЦОР. Требования. Виды 2. Работа с банком «Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов» 3. Работа с «Каталогом электронных образовательных ресурсов» 4. Составление списка интернет- ресурсов в поддержку урока информатики и педагогической деятельности. 5. Создание ЦОР к конкретному уроку информатики Занятие 5 Элементы программирования в начальной школе План: 1. Программирование в начальной школе. 2. Скретч - новая среда программирования 3. команды языка визуального программирования Скретч 4. Сайты в поддержку Скретч. 5. Скрет на кружковой работе по информатике в начальной школе. 6. Создание пробного проект Скретч Занятие 6 Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики План: План: 1. Здоровьесбережение. Основные понятия 2. Здоровьесберегающие принципы технологии В.Ф Базарного 3. «Подвижный» способ обучения 4. Физкультминутка на уроках информатики 5. Здоровьесберегающие технологии на уроке информатики: a. Использование офтальмотренажѐра, использование зрительных траекторий, индивидуальные зрительные тренажѐры b. Работа с экологическим панно. c. Использование сенсорного креста цвета (по И.В. Гѐте) в дидактическом материале урока. d. Режим смены поз с использования ростовой мебели и массажных ковриков. e. Работа с дидактическим материалом в пространстве класса. Дыхательная гимнастика. 5 курс, 9 семестр Занятие 1 Посещение урока информатики в начальной школе План: 1. Схема анализа урока информатики в начальной школе. 2. Посещение урока 13

14 3. Анализ посещенного урока Занятие 2 Изучение темы «Алгоритмические модели» План: 1. Алгоритмические модели в курсе информатики. 2. Сравнение групп предметов по количеству 3. Приобретение навыков использования понятий «влево» и «вправо» на бумаге. Диктанты по клеточкам 4. Изображение детьми последовательности событий, на выполнение порядка действий результат выполнения алгоритма. 5. Составление и исполнение алгоритмов. 6. Нахождение ошибки в составленном алгоритме и исправление ошибки. 7. Жизненные примеры алгоритмов 8. Различные типы алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Разные способы задания цикла. Основные алгоритмические конструкции. 9. Вложенность алгоритмов; 10. Зависимость результатов выполнения алгоритмов от исходной ситуации; 11. Параметры алгоритма; 12. Перспектива преподавания темы в 5-ом классе Занятие 3 Изучение темы «Модели объектов и классов» План: Модели. Виды моделей. Описания предметов с помощью его признаков (цвет, форма, размер, материал изготовления, назначение). Классификация предметов по их признакам, выявление закономерности чередования признаков. Описание предметов через их составные части. Разбор объекта по составу. Понятие «общее и особенное» Правила создания информационной модели для описания сложных систем. Перспектива преподавания темы в 5-ом классе Занятие 4 Изучение темы «Логические рассуждения» План: 1. Истинные и ложные высказывания. Понятия «истина» и «ложь». Построение истинных и ложных предложений. 2. Отрицание Противоположные по смыслу слова, частица «не». Употребление слов, взаимно отрицающих друг друга: «всегда», «иногда», «никогда», «все», «некоторые», «никто». Слова-кванторы 3. Построение дерева и графа. Выбор пути в графе, построение и заполнение дерева. 4. Задачи на комбинаторику. 5. Логические операции «И», «ИЛИ», «НЕ» и связи этих операций с операциями над множествами. Правило «если то», возможность 14

15 обратного употребления этого правила. 6. Перспектива преподавания темы в 5-ом классе Занятие 5 Изучение темы «Построение моделей» План: 1. Поиск закономерности в расположении фигур, подбор подходящих пар фигур, шифровка расшифровка текстов, поиск предметов по координатам. 2. Поиск аналогий и закономерностей, аналогических закономерностей и закономерных аналогий. 3. Заполнения таблиц закономерностей, дополнение последовательностей предметов по аналогии с другими последовательностями. 4. Простейшие игры с выигрышной стратегией. 5. Перспектива преподавания темы в 5-ом классе Занятие 6 Контрольная работа. План: 1. Контрольная работа. 15

16 6. Контрольные вопросы по разделам дисциплины Роль и место информатики в начальных классах. 1. В чем состоит цели и задачи обучения информатике в начальной школе? 2. Что является предметом методики информатики в начальной школе? 3. Перечислите нормативно-методическое обеспечение курса информатики и информационных технологий в начальной школе. 4. Как изменилось место информатики с учетом введения ФГОС? Общее представление о программно-методических комплексах по информатике для начальных классов 1. Какие дидактические и методические требования предъявляются к программным средствам? 2. Какие УМК по информатике для начальных классов вы знаете? 3. Назовите авторов учебников по информатике для начальной школы. 4. Как осуществляется бескомпьютерный вариант преподавания информатики? 5. В чем специфика преподавание информатики с применением компьютера? Особенности урока информатики в начальной школе. 1. Какие существуют формы организации обучения информатике в начальной школе? 2. Кто должен вести уроки информатики в начальной школе? 3. В чем отличие плана конспекта урока от сценария урока? 4. Из каких разделов состоит рабочая программа педагога? 5. Какие требования предъявляются к дидактическим материалам по информатике? Методика проведения уроков информатики в компьютерном классе. 1. Перечислите ПП и ТБ при работе в компьютерном классе. 2. В чем особенность изучения информатики в рамках одного урока без деления на группы? 3. В чем особенность изучения информатики в рамках одного урока с делением на группы? 4. Какие здоровьесберегающие технологии можно использовать на уроках информатики? 16

17 Виды обучающих программ для начальной школы. 1. Что такое ЦОР, их основные задачи и типы? 2. Что такое ЭОР, их основные задачи и типы? 3. Какие коллекции ЦОР Вы знаете? 4. Каковы критерии оценки ЦОР. 5. Какие цифровые и электронные образовательные ресурсы помогут при подготовке урока информатики в начальной школе? 6. Какие полезные для учителя начальных классов информационные ресурсы Интернета Вы знаете? Интернет конкурсы по информатике в начальной школе 1. В чем специфика участия младших школьников в Интернет конкурсах? 2. Перечислите Интернет конкурсы по информатике для начальной школы. дайте краткую характеристику. 3. как организовать участие школьников в Интернет- конкурсе? Новые подходы к оцениванию 1. Каковы цели и виды оценивания? 2. Какие требования к результатам освоения основной образовательной программы в условиях введения ФГОС НОО? 3. В чем состоит система оценки на уроках информатики: основные особенности в условиях введения ФГОС НОО? 4. Какие навыки востребованы в 21 веке, при изучении информатики? 5. В чем специфика формирующего оценивания? 6. Перечислите стратегии оценивания. Организация проектной деятельности младших школьников по информатике. 1. Охарактеризуйте метод проектов. 2. Перечислите виды и типы проектов. 3. Как организовать учебный проект по информатике для начальной школы? 4. В чем специфика дистанционных проектов? 5. Какие вы знаете дистанционные оболочки для проведения проекта? 17

18 Формирование базовых представлений и понятий информатики. 1. Какие базовые представления и понятия изучаются в пропедевтическом курсе информатики? 2. Предложите этап мотивировки изучения тем: Виды информации. Человек и компьютер. Кодирование информации. Графический редактор Компьютерные развивающие среды для начальной школы. 1. Изучается ли программирование в начальной школе? 2. В чем специфика и методика обучения младших школьников элементам программирования? 3. Какие программы можно использовать для обучения программированию в начальной школе. Дайте краткую характеристику. 4. Какая программа, рассмотренная на занятиях, лучше всего подойдет для создания школьниками мультфильма? Внеурочная работа по информатике в начальной школе. 1. Какие существуют виды внеурочной работы по информатике в начальной школе? 2. Как организовать кружок по информатике? 3. Какую тематику можно выбрать для кружковых занятии? 4. В чем отличие урока информатики от занятия кружка по информатике? 5. Разработка занятия кружка. 6. Какие разделы Вы бы включили при создании газеты по информатике. С помощью чего можно изготовить газету? 18

19 7. Демо-вариант контрольной работы Рекомендации по подготовке к написанию контрольной работы. Контрольная работа проводится на последнем практическом занятии. Перед выполнением контрольной работы необходимо изучить соответствующие разделы литературы и закрепить с помощью примеров для самостоятельной работы основные понятия, определения и методы, рассматриваемые в темах. Так же перед решением заданий контрольной работы рекомендуется ознакомиться со всеми примерами, рассмотренными на практических занятиях. Прорешайте демо-вариант контрольной работы, что бы увереннее чувствовать себя на самой контрольной работе. Перед решением каждой задачи нужно привести полностью ее условие. Следует придерживаться той последовательности при решении задач, в какой они даны в задании, строго сохраняя при этом нумерацию примеров В работу должны быть включены все задачи, указанные в задании по своему варианту. Не допускается замена задач контрольного задания другими. Решения задач должны сопровождаться развернутыми пояснениями, объяснить и мотивировать все действия по ходу решения; сделать необходимые чертежи. Демо - вариант Задание 1: Формы и методы текущего и итогового контроля результатов обучения информатике. Задание 2: Перечислить и кратко описать содержание основных разделов курса информатики в начальной школе. Задание 3: Составить план урока для 2 класса по теме «Координатная сетка» (А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах» 1 часть) Задание 4. Решить представленные ниже задания. Указать цели, которые ставили авторы, включая эти задания в контрольную работу. 19

20 20

21 21

22 22

23 8. Задания для самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов предполагает изучение лекционного материала, учебной литературы, написание рефератов, выполнение заданий для самостоятельной работы. В качестве самостоятельной работы студентам вменяется создание портфолио учителя информатики Блок «Нормативные документы» Задания: Используя различные источники найти перечень необходимых нормативно-правовых документов по организации обучения информатике в начальной школе. Познакомиться с принципами расположения материалов в данных документах. Провести анализ нормативно-правовой базы с позиции применения в процессе организации обучения информатике в начальной школе. (Оформить задание на листах формата А4) Примечание: СанПин включить обязательно! Блок «Толмач» Систематизация знаний по основам теории пропедевтического курса информатики. Работа со словарями и справочниками (составление словаря основных понятий пропедевтического курса информатики). Подобрать методическую и дидактическую литературу по пропедевтическому курсу информатики. Выбрать и изучить основные термины и понятия курса информатики в начальной школе. Ознакомиться с видами словарей и подобрать один для словаря основных терминов. Разработать структуру словаря и наполнить основными терминами курса информатики в начальной школе. Описать методику использования словаря в педагогической деятельности. Оформить работу: либо бумажный вариант или опубликовать на сервисе хранения документов. 23

24 Блок «Информационные ресурсы» Составление списка интернет- ресурсов в поддержку педагогической деятельности. По различным источникам ознакомиться с имеющимися Интернет-изданиями по информатике для начальной школы. Рассмотреть структуру и принцип работы различных изданий. Систематизировать Интернет-ресурсы по различным критериям. Проанализировать наиболее понравившиеся издания Блок «ППи ТБ» Создать презентацию для учащихся начальных классов по технике безопасности правилам поведения в компьютерном классе Блок «Здоровьесбережение» Разработать физкультминутку для уроков информатики. Создать дидактические материалы по информатике для работы в пространстве класса Блок «Алгоритмы» Составить «Диктант по клеточкам» для 2-4 классов (не менее 5) Составление конспекта любого урока по пройденному материалу, особенно для этого подходит материал обобщающих уроков. Для зачета можно предложить обобщить все знания, умения и навыки, которые должны приобрести дети по данной теме в конце первого, второго, третьего или четвертого класса. Предложить свои задания для изучения данной темы в начальной школе. Блок «Модели объектов и классов» Конспект урока по пройденному материалу. Для зачета можно предложить обобщить все знания, умения и навыки, которые должны приобрести дети по данной теме в конце первого, второго, третьего или четвертого класса. Предложить свои задания для изучения данной темы в начальной школе. Разработать дидактические задания, предполагающие использование Интерактивной доски 24

25 Блок «Логические рассуждения» Предложить свои задания для изучения данной темы в начальной школе. Привести примеры использования ЦОР и ЭОРНП при изучении темы Блок «Программирование» Создать мультфильм в Скретч. Изучить возможности программно-методического комплекс «Роботландия». Разработать конспект урока с использованием этого комплекса. Блок «Интерактивная доска» Разработать дидактический материал с использованием ИД для урока информатики для различных этапов урока (не менее 3х) Блок «Проект» Разработка и планирование учебного проекта для младших школьников. Систематизация знаний по организации проектной деятельности младших школьников Подобрать литературу по организации проектной деятельности младших школьников. Изучить основы метода проектов. Подобрать актуальную тему проекта для младших школьников. Составить план проекта. Описать организацию работы по данному проекту. Блок «Конспекты» Подобрать различные схемы анализа урока информатики и внеурочных мероприятий. Представить анализ посещенного урока. Добавить раздел «А я бы сделал так» Представить все конспекта, созданные за время обучения по данному курсу. 25

26 9. Темы рефератов 1. Среда ПервоЛого как мощное средство интеллектуального и творческого развития младших школьников 2. Разработка проектов в Скретч 3. Формы организации обучения информатике в начальной школе 4. Матрица межпредметных связей для практических заданий 5. Межпредметные связи информатики в проектах 6. Информатика в начальной школе в свете новых стандартов 7. Универсальные общеучебные действия 8. Ребусы по информатике для начальной школы 9. Использование ИД на уроках информатики 10. Игры на занятиях по информатике в начальной школе 11. Система исполнителей как фундамент программного обеспечения курса раннего обучения информатике 12. Редактирование текстовой информации базовая технология в школьном курсе информатики 13. Особенности Художника как графического редактора 14. Пропедевтика программирования в Раскрашке 15. Редактирование музыкальной информации 16. Исторические предпосылки школьного курса программирования 17. Роль предметной ориентации программного обеспечения курса раннего обучения информатике 18. Социальные сервисы, доступные учащимся начальной школы 19. Обучение работе в Интернете младших школьников 20. Безопасность детей в Интернете 21. Полезные ссылки Интернет по информатике для начальной школы 22. Возможен самостоятельный выбор темы реферата (согласованный с преподавателем) 26

27 10. Библиографический список Основная литература: 1..Лапчик М. П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для педвузов/ под общ. ред. М. П. Лапчика. [Текст] / М.П. Лапчик -М.: Изд. центр "Академия", с. Дополнительная литература: 1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика классы М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, с. УМК «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячева: 1. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И., Информатика в играх и задачах: Информатика в играх и задачах:1й класс Учебник в 2частях. [Текст] / А.В. Горячев- М.: Баласс; 2008, 64с. 2. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах: Информатика в играх и задачах:2й класс Учебник в 2частях. [Текст] / А.В. Горячев - М.: Баласс; 2009, 64с. 3. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах: 3й класс Учебник в 2частях. [Текст] / А.В. Горячев - М.: Баласс; 2008, 128с. 4. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., СувороваН.И. Информатика в играх и задачах:4й класс Учебник в 2частях. [Текст] / А.В. Горячев - М.: Баласс; 2008, 128 с. УМК «Информатика и ИКТ» Н.В. Матвеевой: 1. Матвеева Н. В., Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса. [Текст] / Н.В. Матвеева- М.: Бином, 2010, 111с. 2. Матвеева Н. В., Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. [Текст] / Н.В. Матвеева - М.: Бином, 2010, 191с. 3. Матвеева Н. В., Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. [Текст] / Н.В. Матвеева - М.: Бином, 2010, 329 с. 4. Матвеева Н. В., Информатика и ИКТ: Методическое пособие. 2 класс. [Текст] / Н.В. Матвеева - М.: Бином, 2010, 312с. 5. Матвеева Н. В., Информатика и ИКТ: Методическое пособие. 3 класс. [Текст] / Н.В. Матвеева - М.: Бином, 2010, 399 с. 6. Матвеева Н. В., Информатика и ИКТ: Методическое пособие. 4 класс. [Текст] / Н.В. Матвеева - М.: Бином, 2010, 431с. 27

28 Интернет-ресурсы: Федеральные образовательные порталы 1. Российское образование. Федеральный образовательный портал 2. Российский общеобразовательный портал Всероссийский Интернет-педсовет Федеральный институт педагогических измерений Федеральный государственный образовательный стандарт Сайты программ, реализуемых в начальной школе 6. Сайт "Школьный Гид"! УМК "Гармония" 8. Школа России 9. Планета знаний Система развивающего обучения Занков Л.В Начальная школа 21 века Перспектива «Школа 2100» Классическая начальная школа Наиболее распространенные программы по информатике в начальной школе Вики сайты: Летописи СоцОбраз ЭтиВики Саратовская региональная образовательная ВикиВики Тольяттинский вики-портал В помощь учителю информатики Методика преподавания информатики в начальной школе. А.В. Горячев Информационно-образовательный портал Конкурс КИТ Конкурс «Интернешка» Конкурс «Инфознайка» Бином. Лаборатория знаний 28

29 27. Роботлания Страница Матвеевой Н.В Страница Могилева А.В Страница Плаксина М.А Информационно-коммуникационные технологии в образовании, система федеральных образовательных порталов Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов Каталог электронных образовательных ресурсов Новая начальная школа Лого миры Пиктомир Скретч Начальная школа - детям, родителям, учителям Электронная версия журнала «Начальная школа» Я иду на урок (начальная школа) 29

30 11. Вопросы к зачету Необходимыми условиями получения зачета по дисциплине являются: активная работа студента на практических занятиях, выполнение всех домашних заданий, выполнение заданий для самостоятельной работы; создание портфолио творческих работ по курсу с разработанными материалами. Вопросы: 1. Цели обучения информатике в начальной школе. 2. Общеобразовательное и общекультурное значение курса информатики. 3. Учебное планирование предмета в начальных классах. 4. Цели и задачи преподавания информатики в начальных классах. 5. Различные подходы к преподаванию информатики в начальной школе. 6. Основные направления и перспективы развития предмета. 7. Возрастные психофизиологические особенности изучения информатики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 8. Учебные пособия по информатике и программное обеспечение курса как составные части единого учебно-методического комплекса. 9. Анализ учебных пособий по информатике для младшей школы. 10. Характеристика и состав программного обеспечения начального курса информатики. 11. Общие методические вопросы преподавания курса. 12. Виды и формы проведения урока информатики в начальной школе: игровая, наглядный материал, алгоритмические этюды, практическая и теоретическая части урока, тетради для младших школьников по информатике. 13. Внеурочная работа по информатике в начальной школе. 14. Методика изучения блока «Алгоритмические модели». 15. Методика изучения блока «Модели объектов и классов». 16. Методика изучения блока «Логические рассуждения и их описание». 17. Методика изучения блока «Построение моделей». 18. Требования к результатам освоения основной образовательной программы 19. ФГОС и уроки информатики в начальной школе 20. Содержание рабочей программы учителя информатики в начальной школе 21. Требования к результатам освоения основной образовательной программы в условиях введения ФГОС НОО: 22. Cистема оценки на уроках информатики: основные особенности в условиях введения ФГОС НОО: 23. Обучение навыкам, востребованным в 21 веке, при изучении информатики: 24. Формирующее оценивание Преимущества формирующего оценивания. 25. Стратегии оценивания. 26. Проектная работа при изучении информатики в начальной школе. 27. Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики 30

31 28. Роботландия 29. Перволого 30. Скретч в начальной школе На зачет выносится проверка трех основных аспектов знаний, умений, навыков студентов по пройденному курсу: 1. Общие вопросы информатизации школьного образования на современном этапе. 2. Содержание и методика изложения конкретных разделов курса информатики в начальной школе. 3. Понимание функционального, дидактического назначения программных средств поддержки курса информатики в начальной школе и практическое владение этими средствами в кабинете ВТ. На зачете необходимо продемонстрировать (используя портфолио работ): 1. умение спланировать уроки по каждому разделу программы курса информатики в начальной школе; 2. для каждого урока поставить цель, указать учебные средства, охарактеризовать особенности методики изложения (логико-дидактический анализ учебного материала); 3. сформировать подробный сценарий (конспект) отдельно взятого урока. 31

32 Учебно-методическое издание Авторы-составители Сухорукова Елена Владимировна Методика преподавания информатики в начальных классах Методические указания к курсу для студентов специальности «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Социальная педагогика» 32


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" Отделение

УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ГБОУ СОШ 892 М.А. Кадашова 01 сентября 2014 Рабочая программа внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Занимательная информатика» Для учащихся 3 классов Срок

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ (БФ ФГБОУ ВО «ВГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа 38 РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол 1 «29» августа 2016 «СОГЛАСОВАНО» на заседании ПС протокол

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 182 Красногвардейского района Санкт-Петербурга РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании МО Заместитель директора

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ Одобрено на заседании кафедры Декан

Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. В основе программы «Занимательная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ для начальной школы (2-4 класс) (УМК Горячева А.В.) СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА... 2 Общие положения... 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ... 4 2-й класс (35 ч)... 4 3-й класс

Аннотация к рабочей программе по информатике (5 класс) Рабочая программа по информатике составлена в соответствие с: требованиями ФГОС ООО; требованиями к результатам освоения основной образовательной

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины ОП.05 «Информатика с методикой преподавания» 1. Цель и задачи дисциплины: 1.1. Целью освоения учебной дисциплины «Информатика с методикой преподавания» является:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия «Лаборатория Салахова» РАССМОТРЕНО Протокол педагогического совета 7 от 2.06. 2017 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова»

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основании авторской программы по информатике для 2 класса С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. Программа соответствует Государственному стандарту основного общего

Аннотация к рабочей программе по информатике для 2 класса (ФГОС) Рабочая программа учебного курса «Информатика» составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-3 классов начальной школы

Аннотация к рабочей программе по информатике для 2 класса (ФГОС) Рабочая программа учебного курса «Информатика» составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной школы

Наименование учреждения: ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» Наименование учредителя учреждения: Министерство образования и науки РФ и дата лицензии на право ведения образовательной

СОДЕРЖАНИЕ 1 Паспорт примерной программы учебной дисциплины. 4 1.1 Область применения программы. 4 1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 4 1.3 Цели и задачи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ужовская средняя школа Согласовано с ШМО начальных классов (протокол 5 от 27.05.2016) Утверждено Приказом директора школы Приказ 205 от 30.05.2016

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Новокузнецкий

Пояснительная записка Рабочая программа по информатике для 10-11 классов разработана на основе: Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ от 29.12.2012);

Основные дидактические единицы 5Б курс 2013-2014 учебный год Информатика как наука и учебный предмет в школе; цели и задачи обучения информатике в школе; педагогические функции курса информатики; структура

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе авторской программы по «Информатике» для -4 классов начальной общеобразовательной школы. Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного

Программно-методическое обеспечение по Информатике и ИКТ в начальной школе «Центра дистанционного образования детей-инвалидов» 2014-2015 уч.г. Предмет Кол-во часов Информатика 33/1 Информатика и ИКТ 34

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Пояснительная записка Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом

Пояснительная записка Программа курса разработана на основании авторской программы по информатике для 2 класса С. Н. Тур, Т.П. Бокучава. Материал предполагает учебную нагрузку час в неделю, 25 уроков в

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4 рабочего поселка (поселка городского типа) Прогресс Амурской области» Рассмотрена и рекомендована к утверждению

«Рассмотрено» На заседании МО учителей физикоматематического цикла Протокол от 28 августа 208 г. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4 города Пугачѐва Саратовской

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 957/13-13 В связи с экспериментом по совершенствованию структуры

Рабочая программа по Информатика и ИКТ 7 класс Пояснительная записка к рабочей учебной программе В Федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных

Аннотация к рабочей программе по информатике. 7 класс. 1. Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Диксонская средняя школа» Утверждаю директор ТМКОУ «Диксонская СШ» /Л.И.Вахрушева/ сентября 2018г. приказ Рассмотрено на заседании МО Протокол

Пояснительная записка Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.:

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры математики, информатики и физики. Протокол 1 от 30.08.2012 Руководитель кафедры Т. В. Сухова 30 августа 2012 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Большеелховская СОШ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Пояснительная записка Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 00» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс,

Календарно - тематическое планирование кружка «Информатика и алгоритмы» 2Б класс. Тема занятия Цели и задачи Тип занятия Вид контроля Дата занятия Примеча план факт ние Раздел 1. Отличительные признаки

Содержание рабочей программы I.Пояснительная записка с указанием нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы 1.Общая характеристика предмета Информатика - это естественнонаучная дисциплина

Аннотация к рабочей программе по информатике для 6-9 классов Настоящая рабочая программа по информатике для разработана на основе: 6-9 классов - авторской программы «Информатика. Программа для основной

Гарант дисциплины: Крымгужина З.З., к.п.н., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования Сибайского института (филиал) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Рабочую

Аннотация к рабочим программам по информатике 7 класс Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного

Аннотация к рабочей программе по информатике 2-7 классы 2-4 классы Рабочая программа учебного предмета составлена на основе программы. начальной школы: 2 4 классы / Н.В.Матвеева, М.С.Цветкова. М. БИНОМ.

Введение в информатику При организации изучения «Информатики и ИКТ», выборе учебников и УМК, а так же составлении поурочного планирования руководствовались следующими (рекомендованными МО) документами:

Негосударственное учреждение общеобразовательная организация «ШКОЛА ДИАЛОГ» г. Липецка Рассмотрено на педсовете 30.08.2017г. Утверждено приказом директора НУ-ОО протокол 1 от 30.08.17г. 47 Рабочая программа

«Рассмотрено» «Утверждаю» на заседании ШМС Руководитель ШМС Рогачева Т.В. Директор школы В.И. Кондрашова Протокол " " 2011 г. Приказ от " " 2011 г. Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А П Е Д А Г О Г А Ал е

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Малиновская средняя общеобразовательная школа» Томского района Рабочая программа внеурочной занятости курса «Мир информатики» Учитель информатики:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД» (МКОУ «Начальная школа Детский сад») ПРОЕКТ Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для учащихся 2-3 классов

1 П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А к завершённой предметной линии учебников «Информатика» для 2 4 классов общеобразовательных организаций Авторы: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П.

«Методика преподавания, педагогическая практика» 1.Главными образовательными целями дисциплины являются: ознакомление студентов бакалавриата с содержанием и условиями профессиональной деятельности педагога

2 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской программы по «Информатике» для начальной школы Н.В. Матвеевой, Е.И. Челак, Н.К. Конопатовой Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой, на основе

АННТОЦИЯ к рабочим программам по ИКТ Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Закона РФ «Об образовании» (статьи 9, 14, 29, 32); 2. Федерального государственного

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в рамках учебного модуля учебного предмета «Технология». Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Увлекательный мир информатики» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 2 классов. Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических

Статья "Методика преподавания информатики в начальной школе"

Статья рассчитана для учителей информатики,а также учителей начальных классов.
Данная статья раскрывает важность предмета информатики в начальной школе. Рассказывает о главных целях преподавания информатики в начальной школе.

Методика преподавания информатики в начальной школе.
Информатика в начальной школе? Полезна или нет? Задают иногда учителя себе такой вопрос и чтобы больше не сталкиваться с такими вопросами, необходимо выяснить основные цели преподавания информатики в начальной школе!
Информатика в начальной школе - это особый предмет, -это должен запомнить каждый учитель в ходе изучения которого школьники целенаправленно осваивают приемы и способы работы с информацией.
Цели обучения информатики: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; знакомство с базовой системой понятий информатики на уровне формирования первичных представлений; приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного вида схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и т. д. с помощью компьютера; развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе, при изучении других школьных предметов; получение предметных знаний, умений и навыков, таких как умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы и применить компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.; обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач, на последующих ступенях общего образования; воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Обучение информатике в начальной школе подготовит учащихся к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, сформирует элементарные умения работы на компьютере, подготовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширит круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в начальной школе по курсу информатики, позволят им получить опыт учебной деятельности с использованием средств ИКТ и применить его при выполнении подобных заданий по другим предметам. Таким образом, это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное пространство, а это большой плюс для учащихся!

    Информатика как учебный предмет: цели изучения информатики в средней школе, общеобразовательное и общекультурное значение курса.

    Методическая система обучения информатике. Ее структура, история становления и развития, общая характеристика структурных компонентов

    Средства обучения информатике: Школьный кабинет вычислительной техники: функциональное назначение, оснащение, оборудование. Характеристика и состав педагогических программных средств обеспечения курса ОИВТ. Психолого-эргономические требования к педагогическим программным средствам

    Сравнительный анализ традиционных методических систем обучения информатике и соответствующих учебников (Ершов – Кушниренко, Житомирский – Гейн, Каймин)

    Эволюция целей и содержания школьного курса информатики. Обзор новых учебников.

    Реализация основных принципов дидактики в преподавании информатики.

    Понятия, методика их изучения в средней школе

    Методы научного познания в обучении информатике

    Применение компьютера в обучении информатике: основные методы, влияние на учебный процесс.

    Организация занятий по информатике. Урок как основная форма организации обучения. Особенности проведения урока в компьютерном классе.

    Организация самостоятельной работы на уроке информатики. Метод проектов на уроках информатики

    Организация контроля в обучении информатики.

    Алгоритмизация в курсе информатики: место, роль и подходы к изучению.

    Информационные технологии общего назначения в курсе информатики: место, роль и подходы к изучению.

    Общая методическая характеристика раздела “ Информационные технологии общего назначения. Прикладное программное обеспечение ”.

    Устройство и организация работы ЭВМ: место, роль и методика изучения раздела.

    Методика введения понятия алгоритма, изучения его свойств. Запись алгоритмов, язык программирования как средство формальной записи алгоритмов.

    Методика изучения базовых алгоритмических конструкций

    Методика изучения структур данных (простые величины, массивы, строки)

    Методика изучения темы “Вспомогательные алгоритмы”.

1.Методика преподавания информатики. Ее предмет, цели и задачи.

МПИ – это раздел педагогической науки исследующей закономерности обучения ОИВТ.

Курс МПИ предназначен для подготовки будущих учителей. Положение курса действующего учебного плана МПИ определено т.о., что его изучение опирается на полный цикл базовых знаний И, ВТ, высшей математики, на дисциплины психолого-педагогического цикла.

Изучение курса предполагает цель: 1) подготовка будущих учителей к творческому преподаванию ОИВТ; 2) проведению внеклассной работы по этому предмету; 3) развить и углубить общие представления о путях и перспективах информатизации образования.

Изучив курс МПИ учитель должен глубоко понимать значение школьного предмета ОИВТ в общем образовании молодежи; уметь объяснять принципы отбора содержания школьного курса информатики; понимать взаимосвязь этого предмета с другими дисциплинами; владеть основными методическими и дидактическими формами и приемами обучения информатике; овладеть технологиями проф. использования компьютера, а также кабинета ИВТ имеющего локальную сеть. Учитель должен хорошо знать ППО по курсу ОИВТ, уметь анализировать и отбирать эти ср-ва для конкретных уроков, должен уметь творчески подойти к преподаванию инф-ки, разработать свои методики и программные средства. Информатика не признана заменить собой ни один из школьных предметов. Она лишь предполагает каждой из дисциплин инструмент (компьютер), который позволяет учителю раскрыть глубже сущность своего предмета. Введение в 1985 году в школы предмета ОИВТ привело к образованию области пед. науки, объектом которой является изучение информатики.

МПИ – это раздел пед. науки, исследующий закономерности обучению информатике на определенном этапе. Определение МПИ как науки само по себе еще не означает существование этой научной области в готовом виде. МПИ в настоящее время интенсивно развивается, многие задачи возникли в ней совсем недавно и не получили еще ни глубокого теоретического обоснования, ни опытной проверки. По окончанию курса МПИ необходимо знать: СОДЕРЖАНИЕ: 1) Основные методики преподавания (условно назовем их МП по Ершову, Каймину, Гейну-Житомирскому, методическая система обучения младших школьников Роботландия); 2) Методика изучения конкретных тем; 3) Особенности методик проведения различных форм занятий (кружки, факультативы); 4) Требования к школьному кабинету информатики; 5) Педагогические программные средства.

УМЕТЬ: 1) определить содержание предмета с учетом возрастных особенностей учащихся; 2) составить тематический календарных план всего курса, подробно раскрыв следующие вопросы: тема теоретического материала, содержание практической работы, программное обеспечение; 3) уметь написать конспект урока; 4) учитель должен владеть технологией профессионального использования компьютера, а также кабинета, имеющего локальную сеть; 5) уметь отбирать и эффективно использовать педагогические программные продукты в процессе обучения.

ПОМНИТЬ: 1) МПИ не устоялась как наука, это предполагает творческий подход и поиск решения; 2) информатика быстро развивается и как наука и как дисциплина. Объект изучения быстро меняется. Необходимо самостоятельно изучать то, что надо учить.

Содержание МПИ: 1) изучение основных методик преподавания; 2) методики преподавания занятий по основным разделам предмета: организация вводных уроков по курсу ОИВТ, обучение основам алгоритмизации, обучение основам ВТ, обучение основам программирования, обучение решения задач на ЭВМ; 3) школьный кабинет ВТ: оборудование, программные продукты, организация работ в кабинете; 4) педагогические программные продукты: учебные (база данных, текстовые и графические редакторы, эмулятор, операционные системы, электронные таблицы), учебные модели исполнителей, различные обучающие программы (клавиатурный тренажер); 5) перспективы развития ВТ.


А.А. Соколов

Руководитель: к.п.н., доцент Н.Н. Устинова

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Начальный курс обучения информатике наиболее ответственный этап в общеобразовательной подготовке школьников. Его цели далеко выходят за стандартные рамки формирования элементов информационной культуры. Здесь имеет место пронизывающий принцип информатики. В процессе обучения языку и математике, музыке и чтению используются и изучаются понятия, методы и средства информатики, которые естественным образом переплетаются с целями и задачами начального образования.

Основные цели пропедевтического курса информатики в младшей школе кратко можно сформулировать следующим образом:

формирование начал компьютерной грамотности;

развитие логического мышления;

развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач;

формирование элементарных компьютерных навыков (знакомство с компьютером, с элементарными понятиями из сферы информационных технологий).

На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:

работа в группах;

игровые методики;

информационные минутки;

эвристический подход.

Один из самых часто используемых методов – игровой.

На уроках информатики в младших классах учитель вынужден всегда создавать свой новый, комбинированный тип игры, основанный на ролевой игре. Например, для закрепления навыков выделения предмета по его свойствам из заданного множества можно провести следующую игру. Весь класс делится на группы. Каждой группе раздается набор картинок (например, кот, сахар, бинт, соль, кран). Дети должны придумать сказку-игру, в результате выполнения которой один из предметов предложенного множества будет отсеян, при этом они играют роли «кота», «сахара» и т.д. Разные группы детей могут дать разный ответ, например, кот - живое существо или сахар - состоит из двух слогов.

Задача учителя - помочь детям провести мини-спектакль (ролевую игру), цель которой - выделить предмет из данной совокупности. По окончании игры учитель должен провести ее анализ, отметить, какая группа правильно решила (сыграла) поставленную задачу, кто удачно сыграл свою роль, чей замысел (моделируемый мир) наиболее интересен и т.д.

На уроках информатики в начальных классах часто используются так называемые активные методы обучения. Приведем несколько примеров использования активных методов обучения на уроках информатики. В начальной школе расширить представление детей об устройстве персонального компьютера можно за счет информационных минуток. Основной формой проведения информационных минуток лучше выбрать групповую дискуссию , в которой направляющую и координирующую функции выполняет учитель. С самого начала учащиеся должны осознать значение словосочетания «информационная минутка»: минутка – это ограничение по времени, информационная – мы узнаем новую информацию. В качестве основы для проведения этих минуток может быть взята книга В.Агафонова «Твой друг Компьютер». Создается текстовый файл со стихотворным текстом, разделенный на определенные «порции», каждая из которых соответствует рассказу о новом устройстве. На первом уроке все школьники получали по рисунку с изображением основных устройств компьютера. На каждом из последующих уроков – определенную «порцию» текста с пояснениями учителя. Дома ребята вклеивают эти фрагменты стихотворения в отдельную тетрадь или блокнот, и в конце полугодия у каждого учащегося будет книжка, сделанная собственными руками, рассказывающая о назначении устройств персонального компьютера. Здесь сочетаются два метода – дискуссия и метод проектов.

Но метод проектов может использоваться и как самостоятельный метод обучения. Метод проектов - создание какого-то результата, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Можно использовать элементы метода проектов, начиная со второго класса. При обучении детей работе с графическим редактором Paint, предлагаются им следующие задания: оговаривается тема рисунка, который они должны создать, проговариваются приемы, инструменты для проведения работы.

В третьем классе при изучении текстового процессора, ребятам предлагаются проекты по теме «Поздравительная открытка».

Эвристический метод.

Эвристический метод, применяемый для выработки логического и алгоритмического мышления, очень похож на игровой метод с той громадной разницей, что инициатива хода урока находится полностью в руках учителя. Ученики являются «пассивными игроками».

Цель эвристического метода - создание личного образовательного продукта (алгоритм, сказка, программа и т.п.). Рассмотрим, как можно использовать данный метод на уроках информатики в начальных классах.

В эвристическом методе можно выделить пять основных этапов организации деятельности учеников на уроке :

мотивационный;

постановочный;

создание собственного продукта;

демонстрационный;

рефлексивный.

Этап мотивации своей целью имеет вовлечение всех учеников в обсуждение знакомых алгоритмов или действий знакомых исполнителей.

На втором этапе ставится задача. Ученикам предлагается выбрать исполнителей, которые смогли бы решить поставленную задачу (выбор осуществляется посредством обсуждения возможностей каждого исполнителя).

Третий (главный) этап заключается в том, что ученики должны создать (с помощью учителя) свой личный образовательный продукт, как правило, алгоритм решения поставленной задачи для выбранного исполнителя.

Четвертый этап состоит в демонстрации ученической продукции на уроке или на специальных творческих защитах.

На этапе рефлексии ученики оценивают свою деятельность и результат работы.

На уроках информатики в начальных классах используются также следующие методы обучения:


  • объяснительно-иллюстративный - наглядное и последовательное объяснение материала. Например, при объяснении работы исполнителя Черепашка, учитель использует рассказ и демонстрацию работы исполнителя на интерактивной доске;

  • репродуктивный - выполнение и усвоение готовых заданий и задач. Например, после объяснения учителем работы исполнителя Черепашка, ученики должны воспроизвести его рассказ;

  • беседа – используется либо для актуализации опорных знаний (например, прежде чем объяснять работу исполнителя Черепашка, учитель методом беседы актуализирует знания учащихся об алгоритме), либо для контроля знаний, чтобы убедиться, что учащиеся правильно понимают материал;

  • контроля и самоконтроля - использование промежуточных и итоговых тестов, устные ответы. В качестве примера приведем тест в стихах «Рифмованные клавиши»:
Для контроля ваших знаний

Буквы мы печатать станем.

Коль клавиатуру знаешь,

Времени не потеряешь!

Чтоб большую написать,

Надо нам …... нажать; (1)

Чтоб малютку получить,

Надо …... отключить. (2)

И другой есть вариант.

Нужен здесь большой талант.

Букву мы большую пишем.

Точно делай то, что слышишь: держи, не отпускай (3)

И на букву нажимай!

Мы печатать научились,

Очень славно потрудились!

Знания надо закреплять –

Клавиатуру изучать!

Перейти на русский шрифт

Нам помогут …… и …… ! (4)

Написали предложение –

Ах, как сложно, ох, мучение!

Чуть оплошность допустили –

И ошибку получили.

Что же делать нам теперь?

Нам поможет только …...! (5)

Под ошибку подведи

ты курсор

И …... нажми – (5)

Вмиг исчезнет буква эта,

Словно затерялась где-то!

У Del альтернатива есть.

Это клавиша ……! (6)

Символ слева от курсора

Удаляет вместо сора!

Знаешь много ты теперь!

Сам себя скорей проверь.

Скучать сидя надоело?

Поскорей берись за дело!

Нужный символ нажимай

И ошибку исправляй!

А теперь мы разберем

Ситуацию такую:

Вместо клавиши одной

Жмем случайно на другую!

(Ведь подобная беда

Происходит иногда?) -

На экране появился неожиданный запрос.

Что, компьютер отключился?

Как же быть нам? Вот вопрос!

Какую клавишу нажать,

Чтоб “спастись” и “убежать”

От такого положения?

Наберемся же терпения:

Клавиша …… быть может (7)

Отменить запрос поможет?

В конец строчки прыгнуть всем

…… поможет без проблем! (8)

А в начало чтоб попасть,

Надо срочно …… нажать! (9)

На другую строчку, может,

…… перейти поможет? (10)

Напечатать номерок

Можно с помощью …… р: (11)

Индикатор загорелся – смело …… нажимай, (12)

Индикатор отключился – весело …… мигает. (13)

Если хочешь, текст смотри –

Это клавиша ……. (14)

– Ой, как много текста здесь!

Как смотреть-то его весь?

– Чтоб себя не утруждать,

Постранично пролистать

Можем мы его с начала

Иль с конца, коль будет мало!

Ты на клавиши смотри –

…… - вверх,(15)

…… - вниз.(16)

А сейчас – еще задача.

Пусть поможет вам удача!

Давайте в заключение совершим переключение

Из режима вставки в режим замещения!

Кто в компьютерах эксперт

Сразу тот нажмет ……! (17)

Все умеем мы теперь!

В мир чудес открыта дверь!

Текст любой введем в компьютер,

Распечатаем его.

Коль учиться есть желание,

То не трудно ничего!


Ответы:

Caps Lock. 2. Caps Lock. 3. Shift. 4. Ctrl и Shift. 5. Del 6. Backspase. 7. Esc. 8. End. 9. Номе. 10. Enter. 11. Num Lock. 12. Цифры. 13. Курсор. 14. F3. 15. Page Up. 16. Page Down. 17. Insert.


  • упражнения – решение задач.
Поскольку в начальной школе у детей преобладает мышление наглядно-действенное и наглядно-образное, то весь понятийный аппарат информатики следует сопровождать демонстрациями, опытами. Это относится к таким понятиям как информация, характеристики информации, кодирование информации и др. Это способствует лучшему восприятию, пониманию и запоминанию учебного материала.

В начальных классах в процессе обучения информатике используются и методы стимулирования: считалки, загадки, кроссворды, стихи, ребусы, та же игра. Например, загадка в стихах

Есть на свете сеть сетей.

Очень интересно с ней.

Людям всем она нужна,

Миру очень сеть важна.

Что за сеть? Найди ответ.

Сеть зовется ……… (Интернет)

При этом младшие школьники легко с удовольствием овладевают новой терминологией.

Литература


  1. Антипов И.И., Боковнев О.А., Степанов М.Е. О преподавании информатики в младших классах //Информатика и образование. - 1993. - № 5.

  2. Антипов И.Н. Играем и программируем // Начальная школа. - 1992. - № 5, 6.

  3. Брыксина О.Ф. Информационные минутки на уроках в начальной школе // Информатика. - 2000. - № 6.

  4. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя. - М.: БАЛЛАС, 1999.

  5. Хуторской А.В., Галкина О.Н. Эвристический подход к обучению информатике // Информатика и образование. - 1996. - № 6.

  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.