А каков твой экологический след? Практическая работа «Экологический след». Что такое экологический след

Тестовые задания по теме:

«Экологическое воспитание младших школьников»

    Экология это:

а) Наука о влиянии человека на окружающую среду;

б) Наука, изучающая построение, функции и развитие живых организмов в экосистеме;

в) Наука о влиянии окружающей среды на человека;

г) Наука о рациональном использовании природных ресурсов;

д) Наука, изучающая живые организмы в природе.

    Каково значение озонового слоя Земли?
    а) защищает планету от падения метеоритов
    б) защищает живые организмы от губительного излучения
    в) предохраняет планету от потери тепла

    Подчеркни то, что загрязняет воздух:

сажа, пыль, кислород, дым, выхлопные газы автомобилей, выбросы заводов, водяные пары.

    Подчеркни то, что загрязняет воду.

Бытовой мусор, нефть, животные в водоёмах, отходы заводов и фабрик, водные растения.

5. Что такое почва?

а) земля, на которой стоят дома;

б) то, что у нас под ногами;

в) среда обитания растений и животных.

6. Как служат почве дождевые черви?

а) уничтожают вредителей;

б) перерабатывают опавшие листья;

в) роют подземные ходы.

7. Нельзя допускать разрушения и уничтожения плодородного слоя, потому что:

а)в почве обитает много растений и животных;

б)почва даёт пищу растениям и животным;

в)почва сохраняет влагу и тепло для растений и животных;

г)почва очищает воду и воздух.

8. Поджигая сухую траву на лугах мы...

а) даем расти молодым побегам;

б) повышаем плодородие почвы за счет золы;

в) наносим непоправимый вред всему сообществу.

9. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат лис?

а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи

б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи

в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей

    Определи, верны ли высказывания. Отметь правильные выражения знаком «+», неправильные знаком «-«.

    Растения способствуют разрушению почвы.

    Деятельность дождевых червей разрушает верхний слой плодородной почвы.

    Зимой на полях нельзя проводить снегозадержание.

    Пахотные поля, имеющие даже небольшой наклон, необходимо распахивать поперёк склона.

    Нельзя вносить в почву в больших количествах химические удобрения.

    Осенью следует сжигать опавшие листья.

    Вокруг полей нельзя сажать лесные полосы.

    Во время прогулок нельзя разрушать слой нападавших листьев, уничтожать насекомых, рвать охапками цветы.

    Добывающие предприятия обязаны, закончив работу, восстановить земли, пригодные для сельскохозяйственных работ.

    Торфяные и болотные почвы следует уничтожать и осушать.

    Определи, что правильно, а что неправильно.

    Придя в лес, ты видишь много красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме.

    Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности!

    Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, чтобы не портить поляны!

    Не собирай берёзовый сок, это вредит дереву!

    Подчеркни совершенно бесполезных, по твоему мнению, животных: зайцы, комары, мухи, воробьи, сороки, тли, стрекозы, волки, муравьи, лисицы.

    Прочитай рассказ, найди экологические ошибки, подчеркни их.

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.

( 9 ошибок: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, со всех деревьев, ёж, крот, все насекомые.)

14. Реши экологические задачи:

1. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по определенному расписанию. К 8-9 часам утра расправляют лепестки желто-коричневые бархатцы и оранжевые ноготки. А белые цветки душистого табака в это время еще закрыты, а открываются только ночью (и запаха нет). Чем объяснить такую разницу?

(Бархатцы и ноготки опыляются дневными насекомыми, а душистый табак -ночными. Белые цветки душистого табака хорошо видны в сумраке ночи, а сильный аромат в ночное время направляет насекомых по верному пути.)

    Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

(Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пищу ему не найти, а у крота под землей пищи достаточно)

2.10.2017 статья

«У нас планета не резиновая!» - это забавное утверждение хотя бы раз в жизни приходилось слышать каждому из нас. А между тем, несмотря на комичность, эта фраза имеет значение гораздо более глубокое, чем может показаться на первый взгляд.

Биологическая ёмкость среды или сколько нас тут таких на квадратный метр?

Ни для кого не секрет, что плотность населения в любой местности имеет прямое отношение к уровню комфорта этого населения. Например, в густонаселённых городах мы чувствуем усталость от большого количества людей вокруг себя, а приехав в деревню, где жителей - две старушки да десяток гусей, мы восклицаем: какая благодать!

Происходит это оттого, что человек, будучи по сути таким же биологическим видом, как миллионы других, подсознательно ощущает прямую зависимость его благополучия от нагрузки на среду его обитания.

Формула предельно проста: чем больше вокруг нас людей и чем плотнее толпа, тем меньше наши шансы получить максимум всевозможных благ от жизни.

Таким образом, с увеличением плотности населения качество жизни каждого члена общества постепенно снижается и, ко всеобщему разочарованию, однажды превращается во что угодно, но только не в качество. То есть условия жизни становятся неприемлемыми для нормального комфортного существования.

Этот закон распространяется не только на человеческую расу, но и на любой биологический вид, на любую популяцию. И предельная нагрузка, оказываемая популяцией на среду обитания - это то количество особей, которое может сосуществовать в данной среде без потери в качестве жизни. Эта нагрузка и называется ёмкостью среды, то есть плотностью населения, которое данная среда способна обеспечить всеми жизненно необходимыми условиями.

В случае с людьми в список непременных благ входит не только пища и обеспечение жилищем, но и медицинское обслуживание и возможность поддерживать должный уровень гигиены.

Экологическая ёмкость среды

Для благополучия популяции важнейшее значение имеет не только способность среды обеспечивать жизнь определённому количеству особей, но также её способность выдерживать вредные химические воздействия и другие антропогенные нагрузки без необратимых последствий в виде деградации почвы или разрушения экосистем.

Под экологической ёмкостью среды подразумевается её способность к самовосстановлению в определённых пределах

Говоря проще, под экологической ёмкостью среды подразумевается её способность к самовосстановлению в определённых пределах.

Тщательное изучение вопроса экологической ёмкости среды позволяет установить строгие границы потребления природных ресурсов, избегая нагрузки, превышающей возможности среды.

Однако произвести расчёты всегда гораздо проще, чем реализовать их на практике. Именно поэтому во многих государствах мира нагрузка на окружающую среду строго регулируется законодательно.

Экологический след

Понятие экологического следа тесно связано с ёмкостью среды, и это вполне логично: где мы, там и след. Но что же такое экологический след? На самом ли деле этот след является чем-то, чем следует гордиться?

Под выражением «экологический след» подразумевается степень влияния, оказываемого человеком на среду его обитания, то есть уровень потребления природных ресурсов, которыми располагает биосфера. Сюда можно отнести любое воздействие человека на природу, начиная с его рождения: от объёма съеденной пищи и потреблённого кислорода до груд мусора, выброшенного за всю жизнь и количества литров топлива, сожжённого при использовании транспорта.

Углеродный след

Влияние, производимое человеком на окружающую среду, чрезвычайно разнообразно. Оно может включать в себя вещи, которые присущи определённым регионам (например, использование древесины для обогрева жилища) или определённым народам (например, употребление в пищу большого количества морепродуктов).

Легковой автомобиль среднего размера за год выбрасывает в атмосферу количество углекислого газа, равное его весу, то есть около 1.5 тонн

Однако есть сфера влияния, оказываемого на окружающую среду каждым жителем планеты без исключения: употребление кислорода и выброс в атмосферу СО 2 . В данном случае речь идёт не только о дыхании, но, в первую очередь, о последствиях работы транспорта и электростанций, промышленных предприятий, предназначенных обеспечить человечеству достойное существование.

Таким образом, под понятием «углеродный след» подразумевается площадь земли, засаженной лесами, необходимая для ассимилирования всех выбросов углекислого газа, производимых жителями планеты. А размер этих выбросов увеличивается в масштабах с каждым годом.

Водный след

Проведя элементарную аналогию с углеродным следом, несложно понять, что собой представляет водный след: это объём потребления водных ресурсов, необходимых для осуществления той или иной деятельности человека - от элементарных гигиенических процедур до производства самолётов.

Глобальный экологический след

Термин «глобальный» происходит от слова «глобус», подчёркивающего его всеобъемлющее, общемировое значение. Таким образом, несложно догадаться, что, когда речь идёт о глобальном экологическом следе, подразумевается влияние на планету, которое оказывает всё человечество в целом - огромные, ошеломляющие цифры…

Зачем нужны подсчёты глобального экологического следа и следа, оставляемого на планете отдельными нациями и крупными промышленными компаниями? Ответ очевиден: эти данные чрезвычайно важны в выработке такой стратегии деятельности компаний, которая исключит нанесение непоправимого вреда экологии Земли.

С одной стороны, жизнь человеческого общества невозможно представить без существования миллионов промышленных предприятий, транспортных компаний и электростанций. С другой - именно они наносят наибольший вред окружающей среде, и это обязывает руководителей предприятий к активным действиям в направлении изучения экологического следа компаний и предоставления этих сведений широкой общественности. Кроме того, именно бизнес, как ни странно, является движущей силой, способной исправить сложившуюся экологическую ситуацию.

Расчёт экологического следа

Вычисления экологического следа осуществляется международным научно исследовательским институтом под названием Глобальная сеть экологического следа (GFN - Global Footprint Network), имеющим филиалы в Европе, Азии и Северной Америке. Работа института, проводимая совместно с WWF (Всемирным фондом дикой природы), позволяет узнать экологический след не только городов или предприятий, но и целых стран или каждого человека в отдельности. Рассчитать свой экологический след сегодня может каждый, воспользовавшись калькулятором на сайте Всемирного фонда дикой природы.

Измерение экологического следа и ёмкости среды

Единицей измерения экологического следа, как и ёмкости среды, служат глобальные гектары (гга) - единицы площади, обозначающие размер территории, необходимой для удовлетворения нужд отдельно взятого человека или целой группы.

Следует заметить, что экологический след каждого взятого отдельно человека значительно отличается от того, который может предоставить нам наша планета, то есть её биоёмкости. Например, согласно статистике, ещё в 2005 году экологический след человека приравнивался к 2,7 га, но Земля была способна обеспечить каждого из нас всего лишь двумя гектарами с небольшим хвостиком.

Уже тогда мы превысили возможности нашей планеты, создав непосильную для неё нагрузку. На сегодняшний день расчёты экологов подтверждают, что для восполнения употребляемых ресурсов человечеству не хватает самой малости - ещё половинки планеты Земля. То есть, экологический след человечества разросся настолько, что всей территории планеты недостаточно для удовлетворения наших нужд. Человечество столкнулось со сложнейшей проблемой: несоответствие глобального экологического следа биологической и экологической ёмкости среды.

Наследники планеты: насколько ты лично здесь наследил?

Привычка перекладывать ответственность за экологическое положение планеты на крупные предприятия даёт нам ложное представление о значении экологического следа обычного человека. Но на самом деле вы будете поражены, узнав, что результат обычной повседневной жизни людей (домохозяйство) составляет 68% глобального экологического следа. Ведь вся продукция, выпускаемая предприятиями, которые мы привыкли обвинять в засорении окружающей среды, производится для нужд обычных людей.

Согласно статистике, водный след одной чашки чёрного кофе равняется 140 литрам. Именно столько воды требуется для выращивания, сбора, обработки, упаковки и транспортировки горстки кофейного порошка. Килограмм сахара имеет след в 1500 л, а стандартный батон хлеба - 650л.

Значение глобального следа одного человека отлично проиллюстрировано в фильмах , созданных National Geographic Channel.

Зачем нам это знать?

Кто предупреждён, тот вооружён - сказал однажды мудрец и попал в точку. Зная, какой след мы оставляем на этой земле, каждый из нас может по мере своих возможностей повлиять на масштабы этого следа. При этом значение имеет буквально каждая мелочь: насколько экономно вы используете воду, исправен ли двигатель вашего автомобиля и в какой упаковке вы предпочитаете покупать продукты.

Даже отказ от покупки бутилированной воды способен принести огромную пользу, не говоря о правильной утилизации мусора, избегания использования одноразовых предметов, таких как пластиковые пакеты и посуда, и хотя бы частичном переходе на многоразовые подгузники для ребёнка.

Согласно статистическим данным, 1 ребёнок за первые пару лет своей жизни использует 2,5 тонны одноразовых подгузников, на разложение которых уйдут годы. Вырастая, малыши будут обречены жить на земле, отравленной содержимым миллионов гниющих на свалках подгузников.


Миф о биопластике: переход на биопластик не повлияет на изменение климата

В преддверии Нового года многие подводят итоги о том, что было сделано хорошего и плохого, чего добились и что потеряли, где были и что видели. Мы предлагаем подвести экологический итог этого года. Сделать это очень просто - мы посчитаем свой «экологический след»

Для начала познакомимся с этим понятием:

| «Экологический след» позволяет нам посчитать и сравнить, сколько ресурсов может дать нам планета (или территория нашей страны, города, где мы живем), сохраняя свои природные ресурсы, и сколько мы в действительности забираем ресурсов на наши нужды. Взвешивая эти две величины, можно сказать, насколько мудро мы пользуемся богатствами нашей земли: сколько территории занято жильем, промышленностью, свалками отходов, парками и лесами.

Наша планета очень богата и плодородна, она накопила свой природный капитал за миллионы лет. В идеальном мире мы бы брали у природы столько, сколько она бы потом смогла возродить, не принося ей никакого вреда. К сожалению, мы забираем у природы больше, чем она может восполнить, и её богатств становится все меньше и меньше. Это происходит по двум причинам:

| 1.Людей на планете стало очень много.

2.Некоторые люди хотят слишком многого. Они потребляют ресурсы так, как будто у нас не одна планета, а как минимум, две или три.

Может ли в таком случае всем хватить природных богатств?

Представим потребление ресурсов как процесс деления пирога. Пирог один – планета только одна. А вот сколько кусков и каких размеров достается каждому как раз позволяет рассчитать экологический след.


Жизнь на планете есть везде, но она сконцентрирована примерно на четверти поверхности Земли, т.е. пригодными для нас являются только 4% океана и 18% площади суши. Сложим это и получим 22% - это поверхность планеты богата природными ресурсами и используется человечеством для своих нужд. На этой территории мы строим заводы и прокладываем дороги, выращиваем зерно и пасем скот, здесь же – места для отдыха и мусорных свалок.

| Если все население расположить на этих землях, то на каждого человека придется 1,8 га плодородных земель.

Именно столько сегодня может выделить планета на удовлетворение потребностей одного человека. Это максимальная цифра, которая не учитывает, что для других видов живых существ тоже необходимы природные ресурсы. На земле живем не только мы, это также дом для тысяч видов растений и животных. Сколько ресурсов мы готовы отдать им? Если мы не оставим заповедных земель и все превратим в города, пашни, заводы, мы разрушим глобальный порядок, который сформировался на протяжении многих миллионов лет.


Экологический след показывает, что главная проблема - сверхпотребление, и именно над этой проблемой он работает. Проще говоря - мы видим, как наши повседневные привычки, наш выбор, наше поведение влияет на состояние окружающей среды. Экологический след исчисляется в условных единицах измерения – глобальный гектар.

Посчитать вы его можете на сайте , нажав на кнопку Планета с надписью «Сосчитай свой экологический след». Там же можно найти полезные советы по уменьшению своего экоследа. После подсчета вам выдадут вот такой результат:


Для тех, кто желает потренировать свой английский, тест можно пройти на сайте . Тут тест разделен на несколько частей – карбоновый след, пищевой след, жилищный след и след товаров и услуг. Результаты будут более наглядными:

Если загадать на Новый год новую планету – наше желание не исполнится. Но можно самим сделать так, чтобы новая планета нам не понадобилась – нужно всего лишь начать ценить ее природные богатства и жить в гармонии с окружающим миром.

Анастасия Морозова

Тесты по экологии для начальной школы

Тест №1 по теме «Экология»

1.Что такое природа?

2. Что природа даёт человеку?

3.Назовите охраняемые растения нашей области.

4.Какие животные внесены в Красную книгу нашей страны?

5.Как взаимодействуют в природе живые организмы?

6. Какие лекарственные растения ты знаешь?

7. Как ты оцениваешь состояние окружающей среды в нашей местности?

8.Как человек разрушает среду?

9. Что могут сделать люди для охраны окружающей среды?

Тест 2 по разделу «Растения»

1. Почему комнатные растения всегда зеленые?
а) люди ухаживают за ними
б) привезены из теплых стран, где не бывает зимы
в) растут в комнатах

2. Какие из перечисленных растений размножаются семенами?
а) картофель
б) огурцы
в) смородина

3. Какова роль леса в природе?
а) воздухоохранная
б) материал для изготовления мебели
в) почвозащитная
г) место отдыха

4. Какое из перечисленных растений занесено в Красную книгу Cвердловской области?
а) ромашка лекарственная
б) мать-и-мачеха
в) венерин башмачок

5. Вычеркни лишнее слово в каждой группе:
а) традесканция, ландыш, бегония, хлорофитум
б) подорожник, мята, зверобой, алоэ
в) нарцисс, сирень, тюльпан, астра

6. Какое место надо выбрать для костра, чтобы не навредить природе?
а) открытую поляну
б) берег реки
в) хвойный молодняк
г) березовую рощу

7. Узнай природную зону по её описанию: «Куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья здесь не растут из-за недостатка влаги. В южной части растут типчак, ковыль, полынь. Почвы очень плодородны».
а) тундра
б) степь
в) лесная зона

8. Срежешь гриб и вскоре увидишь, что ножка его на срезе потемнела, а у этого не темнеет никогда. Даже когда высушишь его. Может, поэтому получил гриб своё название. Подчеркни правильный ответ:
а) подберезовик
б) белый гриб
в) подосиновик
г) маслёнок

9. Какие из данных растений можно использовать для заварки чая? Подчеркни:
Зверобой, полынь, малина, мята, первоцвет, липа, вороний глаз, смородина, одуванчик, лебеда.

10. Как называется государственный заповедник, находящийся на территории Свердловской области?

Тест 3 по разделу «Животные»

1. Домашние сельскохозяйственные животные – это:
а) млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые
б) звери, птицы, земноводные, рыбы
в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы

2. К какой группе относятся животные, которые часть жизни проводят на земле, а часть в воде?
а) рыбы
б) пресмыкающиеся
в) земноводные

3. Какие из указанных животных относятся к пресмыкающимся?
а) жаба
б) черепаха
в) тритон
г) змея

4. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах диких птиц?
а) можно повредить яйца
б) птица бросит гнездо
в) птица испугается

5. Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей?
а) боятся дождя
б) намокают крылья от влажного воздуха
в) ищут пищу

6. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?
а) клесту, белке, дятлу
б) рябчику, лосю, зайцу
в) рыси, медведю, ястребу

7. Цепи питания заканчиваются:
а) хищными животными
б) растениями
в) растительноядными животными

8. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат лис?
а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи
б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи
в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей

9. Какие из перечисленных птиц занесены в Красную книгу?
а) змееяд
б)зимородок
в) скворец
г) черный аист
д) скопа

10. В лесу вырубили старые дуплистые деревья. Вскоре молодой лес погиб. Объясните, почему?

Тест 4 по разделу «Природа и человек»

1. Как называются места, где залегают полезные ископаемые?
а) овраги
б) шахты
в) месторождения
г) горы

2. Каково значение болот для очистки природной воды?
а) выделяют химические вещества, освежающие воду и улучшающие её вкус;
б) проходя через толстый слой торфа, заросли мха и травы, освобождается от пыли, вредных веществ, микробов;
в) в воде становится больше полезных минеральных веществ.

3. Почему дым на пожаре опаснее для здоровья человека, чем огонь?
а) застилает глаза
б) затрудняет дыхание
в) содержит ядовитые вещества – продукты горения

4. В какое состояние переходит вода при её охлаждении до 0 0С?
а) твердое
б) жидкое
в) газообразное
г) любое

5. Какие камни называются драгоценными?
а) изумруд, рубин, сапфир, жемчуг, янтарь
б) бирюза, гранат, аметист, коралл
в)горный хрусталь, изумруд, яхонт

6. Какое значение имеет для человека кровь?
а) помогает увидеть место пореза
б) переносит воздух и питательные вещества ко всем органам тела
в) помогает при лечении болезней
г) поддерживает вертикальное положение тела

7. Что происходит с пищей в желудке?
а) пережевывание пищи
б) переваривание
в) перемешивание с желудочным соком

8. Как проверить, бьется ли сердце человека, находящегося без сознания?
а) по пульсу сонной артерии
б) приложить ухо к грудной клетке
в) по дыханию

9. Какая информация обязательно должна быть на упаковке продукта, который можно покупать в магазине?
а) масса и состав продукта
б) способ приготовления и дата изготовления
в) название, срок годности, ингредиенты

10. Зачем нужно знать свой организм?
а) чтобы сохранять и укреплять своё здоровье
б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться
в) чтобы умело использовать свои возможности

В конце 4 класса обучающимся может быть предложен следующий экологический тест № 5

1.Что такое экология?

А) наука о погоде

Б) наука о живой природе

В) наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой

2.Что такое окружающая среда?

А) всё, что окружает человека

Б) наука о живой природе

В) то место, где человек живёт

3. Что такое заповедник?

А) территория, где разводят редкие виды животных и растений

Б) участки земли, где вся природа находится под особой охраной

В) участки земли, где животных подкармливают

4. Что такое национальный парк?

А) природный музей под открытым небом, который могут посещать туристы

Б) территория, где разводят редкие виды животных и растений

В) место, где люди отдыхают

5. Что такое экологическая безопасность?

А) защита животных и растений от браконьеров

Б) охрана воздуха от загрязнения

В) защита от вредного воздействия загрязнённой, испорченной окружающей среды

6.Какие из перечисленных действий человека относятся к мерам по охране природы

А) посадка леса, вырубка старых и больных деревьев

Б) слив сточных вод в реку

В) создание ферм, птицефабрик

Г) строительство очистных сооружений

Д) создание заповедников, ботанических садов

Е) заготовка древесины

7. Что такое Красная книга?

А) книга, куда занесены исчезнувшие животные и растения

Б) книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных

В) книга, куда записаны растения и животные, которых удалось спасти

8. Существует ли Красная книга Свердловской области?

В) не знаю

9. При санитарной вырубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?

А) птицам негде стало жить

Б) не стало птиц, появилось много насекомых

10. Прочитай рассказ школьников о своём походе. Найди и подчеркни ошибки в их поведении.

« Наша учительница заболела, и мы решили отправиться в лес без нее. Мы благополучно добрались до леса на электричке. Гуляя по тропинке, мы встречали много несъедобных грибов и сбивали их палками, чтобы кто-нибудь не отравился. В лесу было жарко. Мы развели костер и согрели чай. Как было приятно смотреть на огонь. Перекусив, мы отправились домой. Уходя, мы оглянулись на поляну, где делали привал, там лежали полиэтиленовые пакеты и консервные банки,и костер весело подмигивал нам на прощание. По дороге на электричку мы нашли ежа и забрали его домой"

Внимательно прочтите вопрос и выберите правильный ответ.
Правильных ответов может быть один или несколько. Выбранные ответы подчеркните.
Например:
Какие животные являются хищными?
а) заяц
б) лиса
в) олень

1. Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, жарко, холодно?
а) осадки
б) ветер
в) облачность
г) температуру воздуха

2. Каких животных называют домашними?
а) всех животных, которые живут рядом с человеком
б) животных, которых человек разводит и использует для своих нужд
в) всех животных, от которых человек получает продукты питания

3. Что сделано руками человека?
а) облака
б) космический корабль
в) стол
г) трава
д) воробей
е) Солнце

4. Как правильно закончить предложение? “Хвойные растения отличаются от лиственных тем, что...”
а) всегда выше лиственных
б) растут только в лесу
в) не имеют листьев
г) имеют листья-хвоинки

5. Какие птицы Урала оседлые?
а) голубь
б) воробей
в) стриж
г) скворец

6. Какие растения имеют несколько одревесневших стеблей?
а) деревья
б) кустарники
в) травы

7. Как правильно расселить растения по этажам леса?
а) рябина - береза - мох - ландыш
б) береза - рябина - ландыш - мох
в) береза - мох - рябина - ландыш

8. Какая цепь питания составлена правильно?
а) сойка - жёлуди- ястреб
б) желуди дуба - ястреб- сойка
в) желуди дуба- сойка - ястреб

9. Как ты поступишь, если увидишь дерево, из которого вытекает сок?
а) пройдешь мимо
б) закроешь ранку глиной
в) попьешь сок и пойдешь дальше.

10. Какое слово лишнее?
а) ледоход
б) погода
в) наводнение
г) река

1.Как называется наука о грибах?

А) микология

Б) орнитология

В) энтомология

2. Назовите жилище белки

Б) логово

3.Какая птица выводит птенцов зимой?

А) синица

4. Рыба, которая мечет икру в морозы

5. Как называется лист с одной листовой пластиной?

А) простой

Б) сложный

6.Пингвин – это…

А) млекопитающее

7. Лист какого дерева изображён на флаге Канады?

В) берёза

8.Можно ли трогать яйца птиц?

9.Какое дерево указывает на близость воды?

10.Что делать с мусором в лесу?

А) закопать

Б) оставить

В) взять с собой

ОЛИМПИАДА ПО ЭКОЛОГИИ В 4 КЛАССЕ

1. Какая наука изучает взаимодействие сообществ растений и животных между собой и с окружающей средой? (Экология: «эко» – дом, жилище, «логос» – учение. Экология изучает экологические системы .)

2. Почему на Земле не кончается кислород? (Благодаря растениям. Весь кислород на Земле образовался в результате фотосинтеза, который происходит у растений. Все растения нашей планеты за год выделяют в атмосферу 400 млрд тонн кислорода, а поглощают при этом 600 млрд тонн углекислого газа .)

3. Чем полезны водные растения? (Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных. )

4. Как образуется овраг? (Вода размывает землю, образуя рытвины. Не скрепленная корнями растений рытвина легко размывается водой, углубляется, расширяется, превращается в овраг. От большого оврага ответвляются мелкие. Вся местность бывает изрезана ими. )

5. Какой вред приносят овраги людям? (Овраги разрушают плодородные земли. Этим они приносят большой вред народному хозяйству. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами. )

6. Как люди борются с оврагами? (По краям оврагов высаживают деревья и кустарники, корневая система которых препятствует разрушению поверхностного слоя земли; строят плотины, которые удерживают потоки воды. Землю около оврагов пашут только поперек склонов, чтобы вода по бороздам не стекала в овраг и не размывала его склоны. )

7. Чем могут помочь дети взрослым в борьбе с оврагами? (Ухаживать за посадками на склонах оврагов, охранять растения от уничтожения .)

8. О чем говорят законы по охране вод, которые необходимо выполнять всем гражданам? (Надо охранять от загрязнения и отравления водоемы; экономно расходовать воду, не оставлять открытыми краны, следить за сохранностью водопроводных труб, колодцев, родников. Надо строить очистные сооружения .)

9. Какие правила поведения детей на водоемах вы знаете? (Зимой водоемы покрываются льдом. Но на многих реках долгое время остаются полыньи. Эти участки очень опасны при переходе по льду. Не выходите на лед. Не спешите кататься на коньках по льду. Весенний лед очень обманчив – он пористый, непрочный. Переходить водоем по весеннему льду крайне опасно. Летом можно купаться только в установленном месте под наблюдением взрослых. «Не знаешь броду – не суйся в воду». )

10. Какую пользу приносит лес людям? (Лес дает древесину. В лесу живут промысловые звери и птицы, растут грибы и ягоды, плодовые деревья. Лес помогает сохранять влагу в почве, поддерживает полноводность рек, охраняет почву от разрушения, очищает воздух, украшает землю. )

11. Какую пользу приносят птицы? (Птицы поедают насекомых, которые наносят вред растениям; своим пением они оживляют леса, парки, создают неповторимое очарование, столь необходимое для отдыха людей. )

12. Как должен человек вести себя в лесу? (Не шуметь, не пугать животных, не разорять муравейники, птичьи гнезда, не ломать ветки деревьев, не срывать редкие растения; не пинать ногами грибы, даже несъедобные, собирать съедобные грибы осторожно, не нарушая грибницы, и т.д. )

13. Какое участие в охране леса могут принимать школьники? (Охранять лес от пожаров, собирать семена деревьев, ухаживать за сеянцами на лесопосадках. )

14. Что могут сделать школьники для охраны природы? (Сажать деревья и кустарники, выращивать цветы, охранять зеленые насаждения. Строить домики для птиц весной; зимой – кормушки и подкармливать птиц. Следить, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнем в лесу. )

15. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе? (Нельзя трогать и брать домой лесных птиц и зверей, брать яйца из гнезд, разорять муравейники, доставлять беспокойство животным; надо убирать за собой мусор .

Цель работы:
методом тестирования определить собственный экологический след и сферу деятельности, наносящую наибольший ущерб окружающей среде.

Выполнение работы

Чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение\вычитание количества баллов, указанных справа.

Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа.

1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато +7

1.2 Большая, просторная квартира + 12

1.3 Коттедж на 2 семьи +23

Баллы, полученные за ответ на вопрос о жилье, разделите на количество людей, живущих в нем.

2. Использование энергии

2.1. Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45

2.2. Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2

2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75

2.4. Отопление вашего дома устроено так, что вы можете регулировать его в зависимости от погоды -10

2.5. В холодный период года дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами -5

2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет -10

2.7. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме -10

3. Транспорт

3.1. На работу вы ездите на общественном транспорте +25

3.2. На работу вы идете пешком или едете на велосипеде +3

3.3.Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45

3.4.Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75

3.5.В последний отпуск вы летели самолетом +85

3.6. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов +10

3.7.В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов +20

4.Питание

4.1.В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2

4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженные готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены +14

4.3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5

4.4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +50

4.5. Вы едите мясо 3 раза в день +85

4.6. Предпочитаете вегетарианскую пищу +30

5.Использование воды и бумаги

5.1. Вы принимаете ванну ежедневно +14
5.2. Вы принимаете ванну 1-2 раза в неделю +2
5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4
5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4
5.5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее +2
5.6. Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых -1
5.7. Прочитав газету, вы ее выбрасываете +10
5.8. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то +5

6.Бытовые отходы

6.1.Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100
6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки -15
6.3. Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру -17
6.4. Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов -10
6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку -8
6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве -15
6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка -5

Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте ваш общий результат на 2.

Подводим итоги:
Разделите полученный материал на 100, и вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!

1,8 га

*

3,6 га

* *

5,4 га

* * *

7,2 га

* * * *

9,0 га

* * * * *

10,8 га

* * * * * *

Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1.8 га продуктивной земли. Для сравнения: средний житель США использует 12.2 га (5.3 планеты!), средний европеец - 5.1 га (2.8 планеты), а средний житель Мозамбика - всего 0.7 га (0.4 планеты). Средний житель России использует 4.4 га (2.5 планеты).

Чем еще анкета может быть полезна.

Если вы хотите уменьшить свой экологический след, анкета поможет увидеть, какая сфера жизни вносит наибольший вклад в его величину. Также можно подумать и решить, какие сферы жизни вы готовы изменить. Может, вы давно мечтали изменить свой образ жизни - сесть на велосипед, перейти на более здоровую пищу, оптимизировать домашнее или дачное хозяйство - экологический след позволит не только реализовать мечты, но и помочь планете.

Электронную версию теста можно найти на сайте http://www.earthday.net/Footprint/index.asp

Практическая работа "Экослед онлайн"

Ноутбук подключается к проектору, при выходе на сайт earthday.net все вместе заполняют тест, объясняя каждый этап - на вопросы отвечают по кругу, чтобы получить средний результат по группе. Обсуждаются результаты (как они соотносятся со средними результатами по РФ, по миру).