Подсознательный этап творческого процесса. Полезна ли деятельность профсоюзов для функционирования рынка труда

Как методы «ничегонеделание», «прыжок лосося» и «ментальные стулья» помогают развивать креативное мышление? Об этом рассказывают в «Креативити» - блоге о методах развития креативного мышления и решении творческих задач. Кстати, с методами определиться очень просто, так как они сгруппированы по конкретным критериям:

  • По количеству участников: групповой, одиночный.
  • По времени до получения результата: долгий, быстрый.
  • По сложности: сложный, простой.
  • По ключевой деятельности: писать, читать, рисовать, петь, гулять и так далее.

Помимо методов, в блоге есть ещё несколько рубрик: приложения, интервью, обзоры курсов. В общем, всё, что нужно для развития креативности!

Быть креативным, уметь планировать время, работать в команде, развивать - это навыки, которых требует современный мир, a MindTools помогает их осваивать. На сайте проекта вы найдёте целую базу инструментов для развития полезных навыков. Например, для развития креативного мышления есть обратный мозговой штурм. Его суть заключается в том, что сначала мы ищем худшие решения проблемы, а затем плохие идеи преобразуем в хорошие решения.

Проект помогает развивать необходимые современному человеку компетенции - хорошую память, ораторское мастерство - с помощью тренингов, кейсов, игр. А самое классное, что здесь есть целый раздел о развитии креативного мышления: ТРИЗ, ментальные карты, метод шести шляп и вот это всё.

Шесть шляп мышления - ролевая игра, которая помогает преодолеть три основных препятствия, связанных с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. С помощью метода мы разделяем наше мышление на шесть типов, или режимов, за каждым из которых закреплена «шляпа», и, надевая её, человек включает этот режим.

Telegram-каналы

4. Креативность 101

Telegram-канал от автора блога «Креативити». Здесь он ежедневно на связи и советует книги, фильмы, лекции, рассказывает об интересных креативных методологиях (ТРИЗ, CRAFT, латеральное мышление, дизайн-мышление) и инструментах.

5. ТРИZ

ТРИЗ - полноценная наука о развитии творческого мышления с помощью решения противоречия, со своими тонкостями, сложностями, терминами. В открытом доступе очень много информации, из которой бывает сложно выделить главное и понять, как при помощи какого-то метода, например, приготовить суп без воды или пиццу без теста. Автор даёт систематизированную информацию без лишних слов.

6. ТРИЗ. Творчество. Задачи

А этот канал отличается от предыдущего тем, что здесь, помимо законов и методик, есть много задач. Да будет практика, друзья!

Приложения

7. Oflow

Генератор вдохновения. Здесь более 150 методов развития креативности. Несколько классных фишек этого приложения:

  • Создавайте закладки с вашими любимыми методами - будут под рукой, когда настигнет ступор.
  • Настройте ежедневные творческие напоминания для вдохновения.
  • Делайте заметки с идеями и делитесь ими с другими.

8. Brainsparker

Для тех, кто долго думал и зашёл в тупик. Посмотреть на проблему под другим углом помогут ассоциативные карточки со случайными словами, цитатами и картинками. Как это работает? Вы формулируете вопрос, случайным образом вытаскиваете карточку с наводкой из набора, получаете импульс для размышлений.

9. Inspiration Maps

Помогает разложить все свои мысли по полочкам с помощью интеллект-карт. В приложении можно создавать неограниченное число графиков, диаграмм, карт, к которым можно приложить заметки, аудио, добавить гиперссылки и многое другое. Всё это помогает более детально представить нашу карту, она становится понятной. Этот метод можно использовать во время мозгового штурма.

Книги

10. «CRAFT: как создавать большие идеи» Василия Лебедева

Помогает переосмыслить привычные формы социального взаимодействия между людьми и создать новые. Например, придумать концепцию парка, школы или своего стартапа - чего угодно.

11. «Латеральный маркетинг. Технология поиска революционных идей» Филиппа Котлера

Книга о развитии нешаблонного мышления для бизнеса.

Я проснулся, и это был не я? Почистил зубы, а потом зубы почистили меня? Латеральное мышление - это не только весело, но и очень полезно. В этой книге вы найдёте подробное руководство по внедрению латерального маркетинга в практику вашей компании.

12. «Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач» Генриха Альтшуллера

Что делать, если дверь должна быть одновременно открыта и закрыта? Без ТРИЗ не обойтись. ТРИЗ - теория развития творческого мышления с помощью решения противоречий.

Источник вдохновения

Если нужно найти архивный ролик, которого на YouTube точно нет. Крупнейшая онлайн-коллекция креативных рекламных материалов со всего мира.

На этом всё! Помните: придумывать может каждый, важно лишь постоянно тренировать свою креативную мышцу и расширять кругозор.

Кен Робинсон в своих публикациях и выступлениях на конференциях TED неоднократно указывает на весомый, по его мнению, недостаток образовательной системы – в ней мало внимания уделяется развитию творческих способностей. Существующие формы обучения приобщают решать задачи в рамках установленных шаблонов, что негативно сказывается на умении генерировать новые идеи и нестандартно разрешать стоящие перед нами вопросы. А между тем, это важные навыки, необходимые современному человеку. Как развить их самостоятельно? Вооружайтесь следующими советами и приступайте.

Читайте

Чтение – универсальный и работающий метод развития воображения, так как сам процесс связан с активной визуализацией. Другими словами, воспринимая смысл написанного, мы строим в голове картину происходящего. Это одинаково справедливо как для исторического романа, так и для фантастического рассказа. Таким образом, мы и что-то новое узнаем, и креативность тренируем, расширяя границы мышления. Но при этом чтение не должно становиться единственным способом поиска идей и решений, ведь в таком случае оно способно убить креативность.

Пройдите онлайн-курсы по развитию креативности

Человек, никогда не интересовавшийся тематикой, наверняка будет поражен тем количеством материалов по развитию творческих способностей, которые легко можно найти в Интернете. И начать обучаться, не выходя из дома. Эту возможность ни в коем случае нельзя отвергать. Более того – ее нужно активно использовать для обучения. Например, содержащий теоретические сведения и практические упражнения, тренинг развития творческого мышления от 4brain . Или МООК от Миннесотского университета «Creative Problem Solving ». Но это лишь капля в море – возможностей для всестороннего обучения гораздо больше. Главное, не тяните с выбором. Начинайте.

Упражняйтесь и играйте

Одного обучения и знакомства с теориями креативности и методами стимулирования творческой активности недостаточно. Основное внимание следует уделить практике. Нужно постоянно держать свой мозг в тонусе, оттачивая способности и упражняясь в использовании инструментов (коими являются различные техники и методики). Вот некоторые из них:

Шесть шляп мышления

Техника, предложенная британским психологом Эдвардом де Боно. По сути, метод 6 шляп – психологическая ролевая игра, позволяющая преодолеть инертность и рациональность мышления. Примеряя ту или иную шляпу, мы включаем разные режимы мышления и получаем возможность взглянуть на проблематику под разными углами. Подробнее о методе можно прочитать .

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО) – метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к нему свойств других, выбранных случайно, объектов. Традиционно проводится так. Из энциклопедии, газеты, книги случайно выбираются любые объекты (3-5 штук, существительные). Для каждого из них записываются характерные свойства, которые затем присоединяются к исходному объекту и развиваются путем ассоциаций. Полученные таким образом варианты оцениваются с точки зрения интересности и жизнеспособности.

Техника 100

Техника 100 – вариант личного мозгового штурма. Суть заключается в том, что, работая над какой-то темой, необходимо найти 100 идей для ее решения/развития. Почему именно 100? Психологи подсчитали, что в среднем 30 первых идей генерируются в рамках привычного образа мышления. Последующие 40 помогают выйти за рамки стандартного, разорвать шаблон. А оставшиеся 30 создаются, когда возможности логики и существующего опыта уже исчерпаны и являются наиболее ценными.

Также отдельно стоит сказать о развивающих творческие способности играх. Их с легкостью можно найти в Сети (есть даже отдельные тематические ресурсы) и отобрать те, которые больше всего вам понравятся. Для традиционалистов не составит труда найти описания и оффлайн игр и упражнений – те же друдлы можно скачать и распечатать. С детьми можно потренироваться в развитии креативности, выполнив простое упражнение, рекомендованное ТРИЗ-педагогами (оно, кстати, отлично подойдет и взрослым) – «фантастическое животное». Берите лист бумаги, карандаши и приступайте. Задача – придумать и нарисовать животное, которое соединяло бы в себе как можно больше черт и внешних признаков других.

Пишите

Еще один способ развития креативности – писательство. Которое, в то же время, является и вариантом проявления творчества. Но для многих, особенно тех, кто в школе терпеть не мог писать сочинения, эта задача покажется сложной, а то и мучительной. Так ли это на самом деле? Не узнаете, пока не попробуете. А начать можно с фрирайтинга – писать обо всем, что вам интересно или просто приходит на ум, не задумываясь о смысле, структуре или грамотности. Или заведите дневник. Здесь главное преодолеть психологический блок – страх перед писательством.

Заведите творческое хобби

Повторимся – лучше всего развивать творческие способности, занимаясь непосредственно творчеством. Отлично подойдут рисование, игра на музыкальном инструменте, танцы. А в качестве дополнения такое хобби еще и позволит вам по-новому взглянуть на многие вещи и познакомит с интересными людьми.

Сергей Крутько,

Делитесь своим опытом и дополняйте статью в комментариях. Успехов в развитии креативности!


изучению гораздо большего, чем требуется формально, желание учиться
под руководством известных мастеров (будущие нобелевские лауреаты
стремятся учиться у нынешних) и т. д.
Либин А. В., 2000, с. 352.

Следует также обратить внимание на то, что в теории инвестирования придается зна-
чение и интеллекту (конвергентному мышлению). Особенно важны для творчества: 1) син-
тетическая способность - новое видение проблемы, преодоление границ обыденного созна-
ния; 2) аналитическая способность - выявление идей, достойных дальнейшей разработки; 3)
практические способности - умение других убеждать в ценности идеи («продажа»). Важно,
чтобы у человека они находились в гармоничном сочетании, иначе превалирование анали-
тической способности делает человека блестящим критиком, но не творцом, а превалиро-
вание синтетической способности приводит к выдвижению массы новых идей, не обосно-
ванных исследованиями и бесполезных. Практическая способность без двух предыдущих
может привести к проталкиванию ярко представленных, но недоброкачественных идей.

Последняя версия теории Стернберга (WICS : Wisdom , Intelligence and Creativity Synthesized , Sternberg , 2003) настаивает на необходимости исследования трех относительно
независимых видов способностей: аналитических (понимаемых как академический интел-
лект), практических (практический интеллект) и творческих (креативность). Учет этих спо-
собностей, личностных особенностей, мотивации и среды дает корреляцию с успешностью
деятельности.

Дж. Бруннер (1977) к интеллектуальным критериям креативности относит интуи-
цию, предвидение, критичность мышления, высокую интеллектуальную активность, спо-
собность по-новому и нестандартно кодировать информацию.

Можно по-разному относиться к моделям и экспериментам, которые
проводили Стернберг и сотрудники его группы в Йельском университете.
Но сегодня эти исследования (а также работы Гарднера) задают то
информационное пространство, в пределах которого прокладывает путь
почти каждый исследователь, занимающийся проблемами креативности.

Другой вопрос: много ли добавляют исследования Стернберга и его
последователей к нашему изначальному знанию о природе креативности как
общей способности к творчеству, а также о ее связи с интеллектом? На мой
взгляд, нового здесь гораздо меньше, чем можно было бы ожидать. Размах
строительства грандиозный, а новизна структурных решений сводится к
украшательству, пристройкам и «архитектурным излишествам». Но это
скорее эстетическая оценка, нежели рациональная.
Дружинин В. Н., 1999, с. 199.

8.2. Особенности личности креативов

Эстетическая чувствительность как особенность творческой личности. Ч. Дар-
вин писал, что «эстетическое чувство возникло в процессе антропогенеза в связи и исклю-
чительно в интересах творческой деятельности. Способность к восприятию красоты есть
необходимый элемент творчества» (Сб.: Красота и мозг..., 1995, с. 9). В любой творческой
деятельности, будь то произведение искусства, научная гипотеза, математическая формула
или оригинально разыгранная комбинация в футболе, можно найти такие эстетические каче-
ства, как красота и совершенство формы, гармония, композиционная стройность. Ж. Адо-
мар писал, что тот, кто лишен эстетического чувства, никогда не станет настоящим изобре-
тателем (там же, с. 9).

Специальная эстетическая чувствительность играет роль тонкого решета, и понятно,
почему тот, кто лишен ее, никогда не будет истинным творцом. А. Пуанкаре

Перфекционизм - это стремление к совершенству, высокие личные стандарты, стре-
мление человека доводить результаты любой своей деятельности до их соответствия самым
высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным); это потребность в
совершенстве продуктов своей деятельности. Считается, что перфекционизм тесно связан
со способностью к эстетической оценке, с творческой мотивацией. Он проявляется уже в
раннем возрасте.

Творчество свойственно умам, способным мыслить самостоятельно, не
связывая оценку той или иной информации с авторитетностью ее источника
(Rokeach M ., 1965). Люди, ощущающие потребность постоянно опираться
на признанные авторитеты, не способны к творчеству. Иногда утверждают,
что тот, кто не в состоянии пересмотреть им же самим выработанную
и ставшую привычной точку зрения, чья потребность в равновесии и
устойчивости решительно преобладает над интересом к «инакомыслию»,
тот не обладает одной из элементарных предпосылок к творчеству. В числе
других аналогичных предпосылок к нему нередко называют умение видеть
широкие связи между различными элементами, распознать особое значение
и ценность того или иного элемента не только для настоящего, но и для
далекого будущего и, наконец, способность к синтезу. В этой же связи
особо подчеркивается характерное для многих творцов сознание их «особой
миссии», которое позволяет им концентрировать психическую энергию,
благодаря чему таким людям удается преодолевать огромные трудности,
встающие, как правило, на пути к новому.
Матейко А., 1970, с. 10.

Выделены и некоторые другие личностные черты, отличающие креативных людей от
некреативных. Это самонадеянность, самодовольство, непризнание социальных ограниче-
ний. Некоторые исследователи отмечают у креативов склонность к риску, стойкость к поме-
хам окружающей среды, разного рода конфликтам (Sternberg , Lubart , 1996). Важно то, что
личностные черты юных и взрослых креативных индивидов совпадают. Это делает вероят-
ным предсказание наличия креативности у субъекта по его личностным особенностям уже
в детском возрасте. Высказывается мнение, что креативность является функцией личности
в такой же мере, как и функцией познания (
Wakefield , 1991). А. Олах (1968) отмечает, что
творческим людям присущи:

1) независимость - собственные стандарты важнее стандартов группы, независимость
оценок и суждений;


2) открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость
к новому и необычному;

3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструк-
тивная активность в этих ситуациях;

4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Характеристика креативов, полученная западными психологами, во многом получила
подтверждение и в исследованиях отечественных психологов.

Т. С. Суслова (1991) отмечает основные черты, характерные для креативных лично-
стей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над
поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социаль-
ная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность.

Личностные факторы, связанные с решением творческих задач,
весьма разнообразны. Исследования показывают, что коррелятами
креативности являются инициатива, уверенность, «внутренний контроль»,
доминирование, поглощенность делом как призванием, критичность
по отношению к своим и чужим недостаткам, а также сочетание
противоположностей, таких как подлинная личностная зрелость и
«детскость» мировосприятия (Д. Морис. К. С. Станиславский, В. Б. Кисин,
Е. Я. Казакина, Л. С. Выготский, Н. С. Лейтес, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн).

В различных работах упоминаются особенности Я-концепции
креативных индивидов, для которых характерны уверенность в своих
способностях и сила характера. Факторами креативности являются
также стремление к самореализации, аутентичность личности (искреннее,
открытое поведение) (А. Маслоу), творческое Я (А. Адлер) и субъектная
(интернальная) позиция жизни (А. Менегетти, В. Э. Чудновский).

Модель творческой личности, по мнению Г. Альтшуллера и И.
Верткина (1994), включает: способность смело выбрать достойную цель
и сделать ее главным вектором своей жизни; видеть проблемы, решение
которых является необходимым и достаточным для достижения цели;
высокая работоспособность; хорошая техника решения творческих задач;
умение при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи и «держать удар».
Барышева Т. А., Жигалов Ю. А., 2006, с. 58-59.

По данным Е. А. Солдатовой (1996), уровень креативности подростков оказался ста-
тистически значимо связанным с такими свойствами личности, как способность к самосто-
ятельному принятию решений, уверенность в себе, стремление к власти, умение держаться
в компании, толерантность.

Е. А. Гуськовой (2001) установлено, что у креативных подростков агрессивность выра-
жена больше, чем у некреативных. В то же время с индексом враждебности креативность
связана слабо. Это значит, что агрессивность у креативных является средством самоутвер-
ждения; это не враждебное защитное поведение, направленное на достижение цели.

Характерные черты творческих личностей

Как вы представляете себе творческую личность? Наверное,
в образе сумасбродного фантазера, не похожего на нормальных
людей. Андрисон (Andreason , 1987) обнаружил, что писатели более
подвержены эмоциональным перепадам настроения, чем люди других
профессий. Многих из людей, занимающихся творческой деятельностью,
окружающие считают неуживчивыми, независимыми, самоуверенными и
легко поддающимися смене настроений.


Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также
и большой работы. Мадиган и Элвуд (Madigan , Elwood , 1984) подчеркивают
важное значение таких качеств, как любознательность и упорство. Они
описывают, как швейцарский изобретатель Жорж де Местраль придумал
застежку - «липучку». Однажды на охоте к его одежде и к шерсти его
собаки пристали головки репейника. Стараясь отодрать репьи от одежды,
де Местраль заинтересовался, почему они так крепко прилипают к ткани.
Он рассмотрел репьи под микроскопом и обнаружил, что на каждой головке
имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался
найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце
концов у него получилась «липучка».

У других творческих личностей процесс творчества происходит
примерно так же. Бетховен проводил долгие часы за сочинением
музыки, потом рвал исписанные листы и переписывал все заново. Лаурет
Нобелевской премии Томас Манн утверждал, что он усилием воли заставлял
себя ежедневно писать не менее чем по три страницы.
Квин В. Н., 2000, с. 164-165.

А. Р. Агабабян и Н. Д. Арутюнян (2007) выявили, что на выраженность креативности
положительно влияют степень выраженности Супер-эго (сильный характер), уровень тре-
вожности и нонконформизм (независимость и самодостаточность). В то же время интел-
лект и экстраверсия не обнаружили связи с креативностью. Вербальная креативность поло-
жительно коррелирует с аутией, эго-напряженностью и отрицательно с сензитивностью.
Кроме того, для креативов характерны богатое воображение, поглощенность своими иде-
ями, собранность и энергичность, сензитивность, высокая нормативность.

А. В. Ассовской с соавторами показано, что при наличии высокого уровня креатив-
ности мальчики более тревожны, чем девочки. Н. Е. Кузьмина показала, что креативные
мальчики проявляют большую эмпатийность, дружелюбие, воспринимают другого человека
как ценность, проявляют большую устойчивость к критике. У девочек связи креативности


Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Глава 8

Таблица 8.1. Ресурсы, необходимые для креативности

Когнитивные

Личностные

М стивационные

Окружающая среда

Отыскание
проблемы

Новаторский стиль
мышления

Большая сфокуси-
рованность на зада-
че, чем на цели

Возможность стимули-
рующей деятельности

Определение
проблемы

Толерантность
к неоднозначности

Акцент на интеллекту-
альном любопытстве

Дивергентное
мышление

Настойчивость

Принятие индивиду-
альных особен ноете й
ребенка

Конвергентное
мышление

Готовность пойти
на интеллектуаль-
ный риск

Обеспечение с истома -
тического обучен ия,
имеющего отношение
кталанту ребенка

Инсайтныс
процессы

Смелость взглядов

Наличие времени
для обдумывания идей

конкурирующих
идеи

Поощрение ори ги-
нального применения
знаний

Обеспечение сложных,
расширенных про-
грамм, развивающих
толерантность к неод-
нозначности, настой-
чивость и готовность
пойти на интеллекту-
альный риск. Акцент на
мотиваторах, сфокуси-
рованных на задаче

Первый столбец табл. 8.1 отражает навыки, используемые в процессе когнитивной дея-
тельности. Это умение увидеть проблему, т. е. пробел в имеющихся знаниях, потребность в
новом продукте или несостоятельность существующих теорий и процедур. Когда проблема
найдена, возникает необходимость дать ей определение - перевести из расплывчатого состо-
яния в конкретную задачу. Чем больше усилий приложено к определению проблемы, тем
оригинальнее оказывается конечный продукт (Getzels, Csikszentmihalyi, 1976; Runco, Okuda,

В ходе мыслительной деятельности необходимо отбросить бесперспективные вари-
анты и выбрать оптимальные. Поэтому креативность подразумевает чередование дивергент-
ного и конвергентного мышления. Кроме того, креативные люди опираются на инсайтные
процессы - неожиданное, но практичное объединение и переструктурирование элементов.
Например, для людей с выдающимися заслугами характерно использование аналогий и
метафор для идентификации уникальных связей (Barron, 1988). Важно также оценивать кон-
курирующие идеи для отбора самых перспективных из них.

Креативные решения требуют широких знаний в определенной области. Процесс же
их приобретения (познание) занимает, как правило, около 10 лет.

Во втором столбце таблицы внимание привлекает необходимость наличия у креативов
волевых проявлений (настойчивости, социальной смелости (смелость взглядов, готовность к
интеллектуальному риску)). Стернберг и Любарт объясняют это тем, что при попытке реа-
лизовать креативные цели бывают периоды, когда решение задачи не дается. В подобных
случаях дети и взрослые могут отказаться от поиска или выбрать первое попавшееся, но не
самое лучшее решение. Креативность требует упорства и настойчивости для преодоления
возникших затруднений.

Если теория инвестирования верна, то люди, которые имеют в своем
распоряжении большее количество креативных ресурсов, будут изобретать
более креативные решения проблем. Любарт и Стернберг (Lubart, Sternberg,
1995) проверили эту гипотезу в исследовании подростков и взрослых.
Сначала при помощи анкет, когнитивных тестов и личностных методик были
оценены пять видов креативных ресурсов (интеллект, знание, когнитивный
стиль, личность, мотивация. - Е. И.) (окружение не оценивалось).

Затем участники исследования работали над новаторскими
проблемами в таких областях, как сочинительство («Придумайте историю
о башмаках для осьминога»), изобразительное искусство («Нарисуйте
надежду»), рекламы («Придумайте рекламу брюссельской капусты») и
науки («Как мы могли бы распознать инопланетян, скрывающихся среди
нас?»).

Результаты исследования поддержали теорию инвестирования, так
как между всеми пятью видами креативных ресурсов и оценками
креативности участников наблюдались умеренные или высокие корреляции,
при этом самыми креативными считались решения тех участников, которые
получили наиболее высокие оценки всех пяти видов креативных ресурсов.
Очевидно, что креативность обусловлена совокупностью многих факторов,
а не обладанием каким-то одним когнитивным атрибутом, например
дивергентным мышлением.
Шэффер Д., 2003, с. 498.

Смелость взглядов должна противостоять сомнениям в возникших идеях, особенно на
фоне критики со стороны скептически настроенных людей. Для креативной деятельности
нужны независимость суждений, отсутствие боязни «выделиться из толпы».

Это положение нашло подтверждение в исследовании А. Г. Азаряна (1983), который
выявил, что те учащиеся, которые выбирали при работе над заданием обычное решение,
испытывали боязнь допустить какой-то паромах; те же учащиеся, которые выбирали ориги-
нальное решение, рисковали ради удовлетворения своего любопытства. Отмечается, что чем
старше были учащиеся, тем реже они выбирали нетривиальное решение. Автор связывает
это с тем, что приобретаемый опыт тормозит принятие оригинальных решений в ситуации
неопределенности.

Важен мотивационный фактор. Креативность проявляется только тогда, когда чело-
век испытывает подлинную страсть к тому, чем занимается, и нацелен на само дело, а не
на возможные награды (Amabile, 1983). Креативность страдает, если детей принуждают к
обучению или они сильно сосредоточиваются на наградах и теряют внутреннюю заинтере-
сованность в своей деятельности (Simonton, 1994, 2000; Winner, 2000).

Э. Людвиг (Ludwig, 1996) в своей работе выделил следующие
критерии, определяющие границу между творчеством и дезадаптацией,
под творчество маскирующейся. Это комбинация элементов, включающая
личностные и ситуативные переменные: наличие специального таланта
или способностей; благополучные родители; настойчивость (не чуждая
упрямству и своенравию); способность быть одному; физическая
обостренная чувствительность; личностная самобытность; стремление быть
первым; духовная удовлетворенность.

Каждый из этих элементов обозначает грань между формированием
творческой формы жизни и «обычным существованием». Например, первая
отмеченная позиция интерпретируется как стремление к самообучению и

изучению гораздо большего, чем требуется формально, желание учиться
под руководством известных мастеров (будущие нобелевские лауреаты
стремятся учиться у нынешних) и т. д.
Либин А. В., 2000, с. 352.

Следует также обратить внимание на то, что в теории инвестирования придается зна-
чение и интеллекту (конвергентному мышлению). Особенно важны для творчества: 1) син-
тетическая способность - новое видение проблемы, преодоление границ обыденного созна-
ния; 2) аналитическая способность - выявление идей, достойных дальнейшей разработки; 3)
практические способности - умение других убеждать в ценности идеи («продажа»). Важно,
чтобы у человека они находились в гармоничном сочетании, иначе превалирование анали-
тической способности делает человека блестящим критиком, но не творцом, а превалиро-
вание синтетической способности приводит к выдвижению массы новых идей, не обосно-
ванных исследованиями и бесполезных. Практическая способность без двух предыдущих
может привести к проталкиванию ярко представленных, но недоброкачественных идей.

Последняя версия теории Стернберга (WICS: Wisdom, Intelligence and Creativity
Synthesized, Sternberg, 2003) настаивает на необходимости исследования трех относительно
независимых видов способностей: аналитических (понимаемых как академический интел-
лект), практических (практический интеллект) и творческих (креативность). Учет этих спо-
собностей, личностных особенностей, мотивации и среды дает корреляцию с успешностью
деятельности.

Дж. Бруннер (1977) к интеллектуальным критериям креативности относит интуи-
цию, предвидение, критичность мышления, высокую интеллектуальную активность, спо-
собность по-новому и нестандартно кодировать информацию.

Можно по-разному относиться к моделям и экспериментам, которые
проводили Стернберг и сотрудники его группы в Йельском университете.
Но сегодня эти исследования (а также работы Гарднера) задают то
информационное пространство, в пределах которого прокладывает путь
почти каждый исследователь, занимающийся проблемами креативности.

Другой вопрос: много ли добавляют исследования Стернберга и его
последователей к нашему изначальному знанию о природе креативности как
общей способности к творчеству, а также о ее связи с интеллектом? На мой
взгляд, нового здесь гораздо меньше, чем можно было бы ожидать. Размах
строительства грандиозный, а новизна структурных решений сводится к
украшательству, пристройкам и «архитектурным излишествам». Но это
скорее эстетическая оценка, нежели рациональная.
Дружинин В. Н., 1999, с. 199. креативности . Главную роль в детерминации...

  • Полезна ли деятельность профсоюзов для функционирования рынка труда

    Реферат >> Экономика

    Принципы их клас­сификации? Факторы производства - ресурсы , необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно... относится к свойствам информации как ресурса : а) достоверность; б) полнота; в) креативность ; г) способность снимать неопределенность; ...

  • Стратегическое управление человеческими ресурсами (2)

    Реферат >> Государство и право

    Направления действий и распределения ресурсов , необходимых для достижения этих целей» }