Духовная жизнь после второй мировой войны сообщение. Благодаря существованию глобальной сети информационного обмена, достижения национальных культур стали достоянием всего человечества. Образование в послевоенном государстве
Духовная жизнь после Второй мировой войны
Родионова И.В.
Во второй половине XX века стали использовать компьютерные технологии, позволяющие моделировать социальные и экономические процессы.
Это обеспечивало их прогресс.
Джон Кейнс- ученый –экономист, сторонник активного вмешательства государства в экономику страны.
Йозеф Шумпетер
Йозеф Шумпетер
Экономисты Джон Гэлбрейт и Уолт Ростоу, социолог Элвин Тоффлер сформулировали концепцию фаз или стадий прогресса цивилизации. В ее основе лежала смена форм производственной деятельности.
Их предметом стало исследование широкого спектра проблем- от изучения интересов социальных слоев, тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов.
Американские политологи Дэвид Истон и Гэбриэл Алмонд , социолог Толкотт Парсонс
Американские политологи Дэвид Истон и Гэбриэл Алмонд , социолог Толкотт Парсонс раздвинули горизонты знаний о закономерностях развития политических систем.
Немецкий психолог и социолог в своих работах уделял внимание личности и мотивам ее поведения. Создал собственную социальную философию. Большое внимание в его трудах занимает проблема отчуждения человека в современном обществе и поиск путей ее преодоления.
Структурный подход предполагает, что любое изучаемое явление (язык, искусство, сознание человека, мифология, мода, реклама) состоит из ряда элементов, находящихся в определенной взаимосвязи. Они и становятся объектом изучения.
Новые направления в искусстве во второй половине XX- начале XXI в.
абстракционизм.
В послевоенное десятилетие большую популярность приобрел абстракционизм.
Считали, что только они способны выразить внутренний мир человека.
Джексон Поллок
Джексон Поллок -самый известный абстрактный экспрессионист.
Возникновение этого художественного течения связано с развитием производства товаров массового потребления и развлечений. Художники поп-арта считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства.
Ричард Гамильтон.
Первую композицию в стиле поп-арта создал в 1956 году английский художник Ричард Гамильтон.
граффити
К поп-арту относят такой вид художественного творчества, как граффити - уличные надписи. Рисунки на заборах, стенах гаража.
Новое течение в живописи и скульптуре, появилось в середине 1960-х гг. в США. Его характерной чертой является точечное, фотографическое отображение действительности: детально выписанные предметы, изображение городской среды, портрет «человека с улицы.»
Роберт Коттингем
Роберт Коттингем
Это гибрид живописи, скульптуры и театра.
Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в 1958-1959 гг. в США для развлечения артистической богемы. Для хеппенинга характерно отсутствие четкого сюжета, импровизация актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кинокадров, световых и звуковых эффектов, современной музыки.
Хеппенинг на корабле во время фестиваля авангарда, 1968, США.
Сонористика
Сонористика
Инвайронмент
Инвайронмент -вид искусства, промежуточное положение между скульптурой и архитектурой малых форм, направлено на изменение окружающей среды.
Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или преобразуют городской ландшафт.
Видео-арт (англ. video art) – различные опыты с видеотехникой, компьютерным и телевизионным изображением, доказывающие условность и иллюзорность технического кода в передаче реальности. Основателем видео-арта считается кореец Нам Чжун Пак.
В отличие от собственно телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видео-арт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы, а также производит экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства, которые демонстрируются в специальных выставочных пространствах. С помощью современной электроники показывает как бы "мозг в действии", - наглядный путь от художественной идеи к ее воплощению.
изображения, полученные с помощью компьютера, которые могут существовать в виде печатных документов, графических рисунков или мультипликации, но этот термин относится в основном к изображениям, демонстрируемым на экране монитора.
Жанр современного TV-видео-искусство. Можно считать, что он был изобретен английским режиссером Ричардом Лестером в фильмах «Ночь трудного дня» (1964), «На помощь!» (1965), которые он снял с участием знаменитой группы «Битлз». Здесь присутствовали уже все элементы современного клипа: рок-музыка, предельно сконцентрированное действие, взвинченный темп, спецэффекты. Только появление видеотехники с ее компьютерными спецэффектами и удобством монтажа привело к повсеместному торжеству жанра.
Отвергает базовые ценности общества, предлагает альтернативное видение мира и свои модели поведения. Это форма протеста со стороны людей, не нашедших себе места в жизни. Их поведение возмущает окружающих. А в молодежной среде герои контркультуры приобретают популярность и становятся образцом для подражания.
Благодаря существованию глобальной сети информационного обмена, достижения национальных культур стали достоянием всего человечества
В октябре 2005 г. По решению ЮНЕСКО была принята конвенция о культурном многообразии, которая закрепила за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку национальным культурным проектам.
Особенности духовной жизни человечества во второй половине XX веке.
Массовая культура и ее особенности, ее влияние на общество и молодежь. Развитие постмодернизма в изобразительном , театральном искусстве. Компьютерная графика, видеоклипы, реклама как форма искусства. Культура молодежного бунта. Расцвет культур стран тропической Африки, исламского мира, Южной Америки.
Духовная жизнь в советском и российском обществах.
Советское искусство периода «оттепели». Духовная жизнь в СССР 1960-1980-х гг. Преследования инакомыслящих писателей. Развитие течения «деревенской прозы». Перестройка и новый этап в развитии литературы и искусства. Духовная жизнь демократической России и ее особенности.
классы (профильный уровень)
История как наука
Возникновение и развитие исторической науки. История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки. Исторический источник. Основные концепции современной исторической науки. Единство и многообразие исторического процесса. Историческое время.
Основы философии и методологии истории. Циклическое и линейное восприятие исторического времени. «Рост», «развитие» и «прогресс» в истории человечества. Принципы периодизации исторического процесса.
Человечество на заре своей истории
Причины ослабления колониальных империй после Второй мировой войны. Формы освобождения от колониализма.
КНР после завершения гражданских войн. «Большой скачок» и «культурная революция».
Япония после Второй мировой войны: по пути реформ. Поиски новой модели развития на рубеже 20-21вв.
Особенности послевоенного развития Индии, ее превращение в один из мировых «центров силы».
Модернизационная политика в Латинской Америке и ее итоги. Истоки слабости диктаторских режимов.
Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий
Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления.
Поиски решения проблем беднейших стран. Международные организации и их роль в современном мире .
Политика «глобального лидерства» США и ее последствия. Роль РФ в современном мире.
Духовная жизнь и развитие мировой культуры
Культурная жизнь в первой половине 20 в. Опыт осмысления исторических процессов. Духовная жизнь после Второй мировой войны. СМИ и массовая культура.
История России
История России - часть всемирной истории
Особенности становления и развития российской цивилизации. Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с народами Европы и Азии. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Проблемы периодизации российской истории.
Источники по истории Отечества. Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.
Народы и древнейшие государства на территории России
Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы, Севера Евразии, Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы.
Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи , аварами и хазарами. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине. Восточнославянские города.
Русь в IX - начале XII вв.
Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Киев и Новгород - два центра древнерусской государственности. Развитие норм права. «Русская Правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Закрепление «лествичного» (очередного) порядка наследования власти. Княжеские усобицы.
Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей.
Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.
Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII - начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. Православная Церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития.
Образование Монгольского государства. Первые завоевания монголов. Нашествие на Русь. Образование Золотой Орды и ее социально-политический строй. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси. Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель.
Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики. Борьба с крестоносной агрессией. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Колонизация Северо-Восточной Руси. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединит Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Принятие католичества как государственной религии Великим княжеством Литовским. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII - середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».
Российское государство во второй половине XV - конце XVI вв. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованных государств в России и в странах Запада. Свержение золотоордынского ига. Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Роль церкви в государственном строительстве . Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». «Москва-третий Рим». Ереси на Руси.
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России. Учреждение патриаршества.
Многонациональный характер русского централизованного государства. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения во второй половине XV - конце XVI вв. Развитие поместной системы. Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства. Установление крепостного права. Роль свободного крестьянства и казачества во внутренней колонизации страны. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства.
Культура народов Российского государства во второй половине Х\/-Х\/1 вв. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве . Новые формы зодчества. Расцвет русской фресковой живописи. Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Россия в XVII в.
Дискуссия о причинах и характере Смуты. Пресечение правящей династии. Феномен самозванства. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Ликвидация последствий Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Смоленская война. Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Расширенно территории Российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.
Юридическое оформление системы крепостного права. Новые явления в экономике : начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле.
Церковный раскол в России и его значение. Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе. Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в. Восстание С. Разина.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках . Немецкая слобода в Москве. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно- прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия.
Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
В период Великой Отечественной войны произошел культурный обмен между советским народом и западными союзниками. В духовном развитии все чаще прослеживались западные капиталистические тенденции.
В послевоенный период это немало озадачивало сталинское правительство, так как подобный плюрализм был недопустим в условиях «холодной войны».
Уже в 1946 году большевиками была развернута масштабная программа против влияния вражеского запада на русскую культуру. Борьбу с космополитизмом возглавил А. Жданов, так как был ответственным за идеологию в государстве.
Церковь и общество
После окончания войны церковью была выбрана политика всесторонней поддержки государственной власти. Новоизбранный патриарх стал инструментом в руках Сталина, благодаря которому проводилось внедрение коммунистической идеологии.
Значительная либерализация религиозной жизни позволила верующим обратиться к Сталину с просьбой открыть некоторые храмы. Власть пошла навстречу верующим уже к концу 1947 года на территории СССР начало функционировать более 40% ранее закрытых церквей.
Многие политические деятели выступали против подобного потепления в отношениях религии и государства и даже разрабатывали новые атеистические программы. Однако Сталин категорически отклонил подобные предложения. Следует отметить, что благосклонностью со стороны государства пользовались исключительно христианские конфессии.
Репрессивная политика государства в этот период была направлена на буддистских и мусульманских верующих. Особо жестокими были расправы с сектантами, в категорию которых на то время попадали преимущественно лютеране и протестанты.
Культура в послевоенный период
Доминирующей темой во всех сферах искусства в этот период оставалась война. Мотив памяти о минувших подвигах советского народа стал ключевым во всех литературных произведениях этого периода. Яркие примеры таких произведений «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
Очень часто прототипами главных героев служили люди, которые отдавали все свои силы на восстановление государства послевоенной разрухи.
Такие писатели и поэты были подданы репрессиям и преследованиям, так в журнале «Звезда» в 1946 году «литературными подонками» были названы А. Ахматова и М. Зощенко.
Наиболее сильное влияние западные идеи оказали на советский театр. Все чаще режиссеры обвинялись в пропаганде буржуазных идей, которые способствуют разложению социалистического общества. В 1946 году согласно указу Сталина, в театрах запрещались постановки западных драматургов.
Количество пьес, посвященных торжеству коммунистической идеологии, значительно росло. Одними из наиболее ярких спектаклей послевоенного периода стали: «Молодая Гвардия» по мотивам одноименного романа Фадеева, «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова, «За тех, кто в море» Б. Лавренева.
Кинематограф в этот период находился в глубоком кризисе. По приказу Сталина, все фильмы, которые выпускались в СССР, должны быть наполненными коммунистической пропагандой с некоторым искажением действительности. Итогом такой политики стали утопические картины о благополучии советского послевоенного общества - «Сказание о земли сибирской» и «Кубанские казаки», не имеющих в своем сюжете ничего общего с реальностью.
Образование в послевоенном государстве
Система образования во время войны была полностью дезорганизована. Главной задачей было постепенное возрождение начальных школ, так как дети, чей школьный возраст припал на разгар военных действий так и остались без образования.
В 1950 году в СССР функционировало более 250 тыс. средних школ. Достаточно популярными были вечерние школы, в которых взрослые работники фабрик и заводов смогли получать необходимое 7-летнее образование без отрыва от производства.
Исследование закономерностей индивидуального и группового поведения людей заложило основы прикладных наук- социологии и политологии Их предметом стало исследование широкого спектра проблем- от изучения интересов социальных слоев, тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов.
Эрих Фромм Немецкий психолог и социолог в своих работах уделял внимание личности и мотивам ее поведения. Создал собственную социальную философию. Большое внимание в его трудах занимает проблема отчуждения человека в современном обществе и поиск путей ее преодоления.
В 1960-е годы во Франции большое распространение получило направление современной философской мысли-структурализм Структурный подход предполагает, что любое изучаемое явление (язык, искусство, сознание человека, мифология, мода, реклама) состоит из ряда элементов, находящихся в определенной взаимосвязи. Они и становятся объектом изучения. Французский культуролог и философ Клод Леви-Строс- (отец структурализма) сравнивал различные культуры и мифологические системы.
Абстрактный экспрессионизм. Джексон Поллок-самый известный абстрактный экспрессионист. Его основоположниками выступили несколько нью-йоркских художников. Их полотна передавали динамику чувств, становились формой спонтанного самовыражения автора. Метод написания таких картин известен как «живопись действия»
Противовесом идеям абстрактного экспрессионизма стал поп-арт (популярное искусство) Возникновение этого художественного течения связано с развитием производства товаров массового потребления и развлечений. Художники поп-арта считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства.
Гиперреализм Новое течение в живописи и скульптуре, появилось в середине 1960-х гг. в США. Его характерной чертой является точечное, фотографическое отображение действительности: детально выписанные предметы, изображение городской среды, портрет «человека с улицы.» Наиболее известные художники- гирерреалисты- Роберт Коттингем и Чак Клоуз.
Элементы поп-арта проявились в такой форме современного художественного творчества, как хеппенинг. Это гибрид живописи, скульптуры и театра. Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в гг. в США для развлечения артистической богемы. Для хеппенинга характерно отсутствие четкого сюжета, импровизация актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кинокадров, световых и звуковых эффектов, современной музыки.
Христо Явашев- композиция «Окруженные острова» Инвайронмент -вид искусства, промежуточное положение между скульптурой и архитектурой малых форм, направлено на изменение окружающей среды. Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или преобразуют городской ландшафт.
Концептуализм-международное художественное движение, появившееся в е годы Его сторонники утверждали, что идея произведения имеет большее значение, чем его визуальное изображение. Идеи могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий и т.д. Джозеф Кошут «Один и три стула»
Новые технологии: видеоискусство или видеоарт Видео-арт (англ. video art) – различные опыты с видеотехникой, компьютерным и телевизионным изображением, доказывающие условность и иллюзорность технического кода в передаче реальности. Основателем видео-арта считается кореец Нам Чжун Пак.
В отличие от собственно телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видео-арт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы, а также производит экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства, которые демонстрируются в специальных выставочных пространствах. С помощью современной электроники показывает как бы "мозг в действии", - наглядный путь от художественной идеи к ее воплощению.
Видеоклип Жанр современного TV-видео-искусство. Можно считать, что он был изобретен английским режиссером Ричардом Лестером в фильмах «Ночь трудного дня» (1964), «На помощь!» (1965), которые он снял с участием знаменитой группы «Битлз». Здесь присутствовали уже все элементы современного клипа: рок-музыка, предельно сконцентрированное действие, взвинченный темп, спецэффекты. Только появление видеотехники с ее компьютерными спецэффектами и удобством монтажа привело к повсеместному торжеству жанра.
Контркультура Отвергает базовые ценности общества, предлагает альтернативное видение мира и свои модели поведения. Это форма протеста со стороны людей, не нашедших себе места в жизни. Их поведение возмущает окружающих. А в молодежной среде герои контркультуры приобретают популярность и становятся образцом для подражания.
40
В октябре 2005 г. По решению ЮНЕСКО была принята конвенция о культурном многообразии, которая закрепила за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку национальным культурным проектам.
Pkgames.ucoz.rufotki.yandex.ru h42day.100megsfree… liveinternet.ru liveinternet.rusalempress.com mariuszkubik.blox.… dic.academic.ru pkgames.ucoz.rufotki.yandex.ru h42day.100megsfree… liveinternet.ru salempress.com mariuszkubik.blox.… dic.academic.ru
План.
Рок-движения.
Возникновение и развитие массовой культуры.
Во второй половине XX в. наука и технология стали ведущими силами цивилизации. Открытие и мирное использование атомной энергии, освоение космоса, появление новых технологий коренным образом меняют материальные и социальные производительные силы. Впечатляющие успехи достигнуты в физике, химии, биологии, медицине (успешно ведется трансплантация внутренних органов, в разных странах работают над созданием искусственного сердца).
Развитие научно-технической революции привело к невиданному ускорению социально-экономических процессов в мире, особенно в индустриальных государствах. Наука стала приоритетным направлением в государственной политике. Она обогатилась новыми кадрами и отраслями знаний, сделала много открытий, которые изменили облик всей человеческой цивилизации. В ней - около 15 тыс. дисциплин. Человек поставил себе на службу ядерную энергетику, компьютеры, лазеры, робототехнику, сверхпрочные материалы, спутниковую связь, начал освоение околоземного космического пространства. Наука превратилась в непосредственную производительную силу. Многие ее открытия стали достоянием практики. На их основе созданы новейшие наукоемкие отрасли народного хозяйства, ставшие базовыми, - электроника, биотехнология, производство новых материалов, информатика. В настоящее время микропроцессоры нашли универсальное и повсеместное применение, во многих странах информатика обслуживает все народное хозяйство. Неслучайно нынешний этап в развитии НТР называют информационной или микропроцессорной революцией.
Телекоммуникационные средства связи и компьютерная технология получения, обработки, хранения и передачи информации приобрели в интернационализации экономической жизни первостепенное значение. Персональные компьютеры качественно поднимают творческий потенциал интеллектуального труда. Коренные изменения происходят в образе жизни и мыслях людей. Электронные средства массовой информации, спутниковая связь, обеспечивая практически мгновенную передачу информации во все уголки земного шара, создают ощущение одновременности и вездесущия. С развертыванием технологической и промышленной революции, индустриализации и урбанизации, а затем научно-технической революции второй половины XX в. началось и интенсифицировалось беспрецедентное убыстрение исторического и социального времени. Соответственно увеличиваются и темпы научно-технологического прогресса. Например, если в 70-е годы было принято говорить о том, что объем научной информации удваивается каждые 5-7 лет, то в 80-е годы - каждые 20 месяцев, а к концу 90-х годов - ежегодно.
Смыслом научно-технологического и социального прогресса стал выигрыш во времени. Спутники, компьютеры и факсы способствуют уплотнению потоков информации. Телекоммуникационные сети, соединившие самые отдаленные точки земного шара, предоставили возможность преодоления времени. Человек приобрел способность пребывать одновременно в разных местах и быть участником событий, происходящих далеко за пределами своего фактического физического присутствия.
Неконтролируемый рост экономики вступает в противоречие с жизнью природы. Металлургия, химия, автомобили губят леса, почву, заражают воду и воздух. Техногенные катастрофы нанесли непоправимый урон здоровью миллионов людей, ущерб народному хозяйству. Зонами настоящего экологического бедствия являются районы Чернобыля и Южного Урала, территории атомных полигонов, крупных химических комбинатов. В последнее десятилетие осознано, что необходимо радикальное изменение отношения к природе: не покорение ее, а взаимодействие с ней. Сегодня неотложным направлением развития НТР является решение глобальных проблем - мировой экологический кризис, дефицит ресурсов, демографический дисбаланс, голод и нищета, эпидемии в странах «третьего мира», преступность и наркомания. В широких общественных кругах все более осознается новый смысл древнего изречения Протагора, что «именно человек является мерой всех вещей».
Информационная революция ведет и к социальным последствиям - росту безработицы. Но высокий уровень национального дохода позволяет в развитых странах обеспечить безработным гарантию прожиточного «социального минимума».
Новейшая технология требует качественно нового работника - с солидным уровнем общеобразовательной и профессиональной подготовок, без чего могут возникнуть катастрофы типа чернобыльской. Отсюда постепенно растущее разнообразие творческих специальностей и видов деятельности.
Интеллектуальная жизнь человека состоит из двух культур - научной и художественной, они должны находиться в гармоничном взаимодействии. Наука, став могучим фактором прогресса, не может целиком заполнить душу человека. Искусство образными средствами решает вопросы о смысле жизни, о совести и долге, оценки добра и зла.
Сложные процессы происходят во второй половине XX в. в художественной культуре. В годы второй мировой войны многие деятели культуры с оружием в руках сражались против гитлеровцев за свободу и национальную независимость своих стран (французские писатели Л.Арагон, А.Камю, немецкие писатели А.Зегерс, В.Бредель, дважды был ранен на фронте Э.Хемингуэй). Осмысление происходящего и итогов войны, ее жестоких будней, поведения людей в экстремальных условиях стало важной темой мирового искусства.
В условиях «холодной войны» усилилась конфронтация сил в художественной культуре, идеологическая сторона творчества преобладала над художественной. Росло значение культуры развивающихся стран в мировой художественной культуре (индийский кинематограф, африканские и латиноамериканские мелодии). Одним из следствий НТР явилось ускоренное развитие средств массовой коммуникации, что создало материальные условия для расцвета массовой культуры и появления рок-музыки.
Во второй половине XX века возникла разновидность критического реализма - неореализм. Неореалисты поставили целью показ «разгримированной жизни». Неореализм оказал влияние на мировой кинематограф - творчество Акира Куросавы, Анджея Вайды, Алексея Германа. Темой торжества гуманистического начала в «маленьком» человеке проникнуты поздние произведения Э.Хемингуэя, особенно повесть-притча «Старик и море», за которую автор был удостоен Нобелевской премии. Осмыслению судеб творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящены лучшие произведения Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике», «Мудрость чудака», «Гойя».
Со второй половины 40-х годов в ряде стран Европы получил распространение так называемый «социалистический реализм». Основными его чертами принято считать: наличие нового героя - революционера-пролетария, коммуниста; партийность -отражение и оценка жизненных явлений с позиции марксистско-ленинской идеологии. Многие исследователи сегодня отрицают существование соцреализма как самостоятельного художественного метода, считая его явлением не художественным, а идеологическим или одним из идейно-содержательных разновидностей критического реализма. Творчество французского писателя Луи Арагона, чилийского поэта Пабло Неруды (судьба Латинской Америки, переплетение патетики и лирики) показывает, что соцреализм существовал как самостоятельное направление. Особенно полное отражение это направление нашло в советской культуре XX в.
В 50-60 годы была развернута кампания против авангардных течений. Игнорировалось творчество мастеров, не вписывавшихся в рамки соцреализма. Это привело к росту эмиграции деятелей культуры. В странах Восточной Европы после событий в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии (1968 г.) усилились гонения против политического и художественного инакомыслия, расширилась сфера запретных тем. Творческая интеллигенция стала одной из влиятельных сил демократических революций 1989-1990 г. в странах Восточной Европы.
Развитие средств массовой коммуникации стимулировало небывалое развитие массовой культуры (общедоступные и развлекательные). Жанры массовой культуры - шоу, боевик, шлягер, комикс. Культ «звезд» - искусственное создание популярности, средство развлечения. Пропаганда насилия, секса способствовала деградации нравов.
Новые направления в искусстве формировались в значительной степени под влиянием философии экзистенциализма (существования), возникло искусство абсурда. Их идеологами были Ж.П.Сартр и А.Камю. По их мнению, «бытие понять нельзя, а можно только почувствовать». В центре их внимания-личность и ее отношения с миром, обществом, богом, отрицание человеческих ценностей и надежд на изменение мира. «Театр абсурда» Ионеско - отсутствие сюжета, жизненных идеалов, спонтанность и необъяснимость поступков персонажей, бессмысленность диалогов. В сфере художественной жизни дальнейшее развитие получили основные направления модернизма, прежде всего, сюрреализм и абстракционизм.
Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт. Молодые художники предложили изображать окружающие человека повседневные предметы и технические изделия, современную городскую среду - в надежде сделать искусство понятным широкому зрителю, популярным. Но если предметы, изображаемые поп-артистами, действительно популярны (консервные банки, бутылки «Кока-колы и др.), то об их произведениях этого сказать нельзя. Эти картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. Идеи поп-арта способствовали развитию рекламного плаката.
Ярким феноменом художественной жизни второй половины XX века стало рок-движение, появившееся в начале 60-х годов в Англии и США и охватившее весь мир. Творцы рока - Элвис Пресли, группы «Битлз», «Роллинг Стоунз». В рок-музыке выразился стихийный протест молодежи против социальной неустроенности, войны и милитаризма, расовой дискриминации. Их сценический и бытовой облик был подчеркнуто демократичен. Рок-музыка стала силой, способной объединить разнородные молодежные движения и группировки. Так, музыка группы «Битлз» отличается изысканностью мелодии и ритма, глубиной, лаконичностью, искренностью песен. Песни «Все, что вам нужно - любовь», «Дайте миру шанс» стали неофициальными международными молодежными гимнами.
Рок связан с передовыми общественными движениями. Международный рок-фестиваль в 1968 г. осудил войну во Вьетнаме. Популярны стали концерты «Рок против...» (расизма, милитаризма, наркомании...), рок-музыканты участвуют в благотворительных акциях. Рок внедрился и в классическую культуру. Заметным событием музыкальной жизни стала постановка рок-оперы Э.Л.Уэббэра и Раиса «Иисус Христос - суперзвезда», в которой соединились достижения рока с традициями классической оперы.
В 70-е годы происходило формирование национальных рок-движений. Рок стал не только явлением в художественной культуре, но и стилем жизни и мышления молодежи. Он характеризовался открытостью, внутренней и внешней свободой, неприятием фальши, пацифизмом, богоискательством.
Художественная культура в конце 80-начале 90-х годов получила широкий простор для развития, чему способствовала демократизация общественной жизни. С другой стороны, коммерциализация средств массовой коммуникации способствовала экспансии американской массовой культуры, вытесняющей подлинное искусство и национальную культуру. Переоценка многих событий новейшей истории порождает огульное отрицание достижений искусства соцреализма, что наглядно проявилось в уничтожении памятников, символизирующих «социалистический выбор» и его вдохновителей. С памятниками воюют только варвары, рабы и фанатики. Сокрушая памятники, они уничтожали следы былого рабства и унижения, но в душе оставались рабами.
Национальное возрождение народов способно вызвать мощный культурный подъем, но оно таит опасность религиозного фанатизма, национализма. Обществу важно преодолеть существующие противоречия.
Тема 19: «Духовная жизнь в советском и российском обществах».
2. Культура в годы «отттепели» и «застоя».
3. Культура периода «перестройки».