Возникновение и развитие фольклора его специфические признаки. Художественная специфика фольклора

Произведения детского, как и взрослого, фольклора создаются на основе живого разговорного языка. В них можно отметить особенности поэтики соответствующих жанров взрослого фольклора. Так, например, в композиции детских сказок, как и во взрослых сказках о животных, широко используется диалог. В детских песенках можно отметить такие композиционные формы, как форма монолога, диалога и др. Приведем, к примеру, детскую песенку композиционной формы «описательно-повествовательная часть плюс диалог»:

Стучит, бренчит на улице: Фома едет на курице, Тимошка на кошке Туда же по дорожке.

Куда, Фома, едешь, Куда погоняешь?

Сено косить.

На что тебе сено?

Коров кормить.

На что тебе корова?

Молоко доить.

На что тебе молоко?

Ребяток поить.

Детские песенки нередко начинаются с обращений. Например:

Кукореку, кочеток! На повети мужичок.

Коровушка, буренушка,

Подай молочка,

Покорми пастушка.

В детских песнях встречаются повторы. Прилагательные нередко стоят после существительных. Например:

Идет коза рогатая, Идет коза бодатая.

Язык детского фольклора отличается большим своеобразием. В нем ярко проявляется любовь детей к словотворчеству. Так, нередко животные в произведениях детского фольклора образно называются по тем или иным их признакам: волк-«серко», медведь - «из берлоги валень»,мышь-«норышка», муха-«шумиха», комар - «пискун» и т. п. .

О. И. Капица отмечает: «В детском фольклоре очень разнообразно развертывается словотворчество, мы постоянно встречаемся с необычными словами, выходящими из рамок обыденной речи, но несмотря на эту необычность, вполне понятными.

Часто употребляются парные созвучные слова «Федя-медя», «каракула-маракула», «шишел-вышел», «сею-вею», «заинька-паинька», «шильце-мыльце», «чушки-бушки», «жывалко-бывалко», «шестом-пестом», «аты-баты», «эни-бени» и т.д. .

В детском фольклоре большое значение придается звучанию слова. Нередко то или иное слово в произведениях детского фольклора употребляется из соображений не смысла, а звучания. Ярким примером этого является заумный язык считалок.

Во всех жанрах детского фольклора широко используется рифма. Как правило, это парная рифма. Например:

Дождик, дождик пуще, Дам тебе гущи. Дам тебе я ложку, Хлебай понемножку.

Произведения устного творчества детей расширяют наши представления о русском фольклоре, свидетельствуют о его большом жанровом разнообразии.

5 .Историческое изменение фольклора .

Каждая новая эпоха приносит песни, сказки и пословицы нового типа, нового содержания и новой формы. «Иное время -иные песни». Народное творчество изменяется как в общем своем характере и составе, так и в отдельных жанрах и отдельных произведениях. Одни жанры возникают и затем развиваются, как, например, частушка в конце XIX в., другие постепенно выходят из употребления и отмирают, как былина. в XX в. Некоторые жанры, например лирическая песня, значительно сузили свое бытование и живут главным образом в памяти людей старшего поколения. В отдельных жанрах и отдельных произведениях изменяются темы и сюжеты, герои и ныразительные средства.

Таким образом, изменение фольклора - широкий и непрерывный процесс. Но фольклор, как всякое искусство, многосторонне Связан с действительностью: он изменяется вместе с исторической жизнью народа; его изменения обусловлены изменениями самой жизни, потому что он есть продукт истории народа; он отражает события истории и особенности народного быта. Освещение и понимание истории и жизни народа в фольклоре изменяются вместе с изменениями народных представлений, воззрений и психологии; так как фольклорные жанры и произведения весьма устойчивы и живут долго - в течение ряда исторических периодов, в них можно обнаружить следы нескольких эпох.

Неразрывную связь народного творчества и народной истории подчеркнул М. Горький в 1934 г. в речи на Первом съезде советских писателей: «От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории» (Горький М. О литературе. М., 1961, с. 427). Связь фольклора с историей объясняет его происхождение, развитие, идейную сущность, социальную природу, своеобразие его жанров и художественных средств.

Историческое изучение фольклора. Многосторонний процесс исторического развития фольклора требует и исторического подхода к его изучению. Исторический принцип изучения ясно сформулировал В. И. Ленин, который требовал «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения

того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 39, с. 67).

Историческое изучение позволит выяснить, что устойчиво в фольклоре, что и как изменяется и обновляется, какие закономерности действуют в его истории и какие факторы управляют его развитием. Оно помогает решать спорные вопросы, каких немало в науке о фольклоре, например о состоянии современного фольклора. Современный фольклор, несомненно, связан со старым, но в то же время глубоко отличается от него, поскольку народное творчество испытало на себе действие важнейших социально-исторических и культурных факторов (идейное влияние Великой Октябрьской социалистической революции, коренные изменения в социальной структуре общества, широкое распространение печати, просвещения, радио и кино). Понять современный фольклор можно только поставив его в линию исторического развития всего русского народного творчества.

В изучении истории фольклора существуют большие трудности. Основная из них состоит в том, что в большинстве случаев нельзя ответить на вопрос, к какому времени относится то или иное произведение по своему происхождению и какой путь бытования и изменения оно прошло. Именно поэтому историю фольклора восстановить трудно. У нас мало старых записей народно-поэтических произведений. Наиболее старые летописные свидетельства сообщают нам о пословицах и исторических преданиях. Записи песен, в том числе исторических, относятся к концу XVI - началу XVII в., а записи былин -только ко второй половине XVIII в. Мало пока исследований по истории фольклора, которые бы восстановили отдельные этапы его развития.

Наконец, в науке о фольклоре есть необоснованные поспешные нелогичные теории и гипотезы, суждения и положения. Примером может быть решение вопроса об историческом приурочении вариантов отдельных произведений. Нельзя согласиться с тем, что наиболее законченный и полноценный вариант всегда является наиболее древним, или, напротив -чем совершеннее вариант, тем вероятнее его позднее происхождение.

Есть и еще немало ошибочных суждений в науке о фольклоре. Так, например, на основании наличия в былинах некоторых пережитков, остатков древности, мифологического мышления и элементов неизвестного нам и только предполагаемого первобытного эпоса дается вывод о возникновении былины как героического жанра задолго до эпохи раннего феодализма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из основных задач изучения истории русского фольклора является задача хронологического распределения материала, т. е. определения, какие жанры и какие произведения к какому времени относятся и в чем состоит их историческое своеобразие. Историческая основа жанров различна, но весь фольклор в целом, в своем содержании и формах, неразрывно, многообразно связан с историей.

Историческая жизнь народа оставляет в его творчестве значительные и разнообразные следы: прямые указания на время, место действия, события и лица, отражение общественных отношений, материальной культуры, быта и воззрений народа. Все это придает фольклору большую познавательную ценность.

История в Фольклоре воспроизводится поэтически, по законам различных жанров. В связи с этим возникает множество вопросов, например: почему народ останавливает свое внимание на одних событиях и лицах и проходит мимо других? Как в фольклорном произведении создаются художественные обобщения характерных для исторического периода событий и лиц? Всегда ли накладывается несколько событий одно на другое и в одном лице совмещаются черты нескольких лиц, как, например, в былинном князе Владимире, в котором нашли отражение черты нескольких князей, носивших это имя? Каким образом в устойчивый текст былины проникают новые особенности, нередко анахронизмы?

Эти и многие другие вопросы требуют ответа.

Нарисовать общую картину исторического развития русского фольклора можно только при условии выяснения целого ряда проблем. Основанием для этого служат: исследования по истории отдельных жанров и отдельных произведений; сравнительное сопоставление фольклора различных народов, развитие культуры которых идет сходными путями; свидетельства древней письменности; отражение в фольклоре истории, быта, особенностей территории, воззрений народа в различные эпохи; изучение особенностей формы, стиля и языка произведений народного творчества.

При построении периодизации истории русского фольклора приходится учитывать ряд своеобразных явлений. Например, в календарной обрядовой поэзии упоминание языческих богов и мифических существ, остатки языческих представлений позволяют думать о древности этого вида поэзии, так как эти остатки составляют сущность жанра. Своеобразен процесс превращения местных сказаний, песен, героев в общенародные. Очень важен вопрос о том, почему былины киевского цикла долго сохранялись на Севере. Историческое изучение ставит много сложных вопросов, которые ждут своего решения.

Используемая литература.

1.«Русский фольклор Великой Отечественной войны» (1964, ред. В. Е. Гусев),

2.И. 3. Ярневского «Устный рассказ как жанр фольклора» (1969)

3. В. М. Потявина «Современные русские народные песни» (1976, вып. 2).

4.Гусев В. Е. Эстетика фольклора (1967);

5.Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства (1971);

6.Пропп В, Я. Фольклор и действительность (1976).

7.Б. Н. Путилова «Методология сравнительно-исторического изучения фольклора» (1976)

Литература и библиотековедение

широких народных масс = коллективное творчество устное художественное творчество может рассматриваться: с точки зрения этнографии все проявления отдельно словесное творчество с точки зрения этнологии все проявления вместе Фольклор обладает свойствами качествами которых больше нигде нет которые в совокупности дают специфику фольклора: 1 Устность. Аргументы: исторические потому что раньше письменности социальные крестьяне неграмотные коммуникационная ситуативное внутренней стороны устности: устность может...

  1. Специфика фольклора

Фольклор – устное художественное творчество широких народных масс.

широких народных масс = коллективное творчество

устное художественное творчество может рассматриваться:

С точки зрения этнографии (все проявления отдельно)

Словесное творчество

С точки зрения этнологии (все проявления вместе)

Фольклор обладает свойствами, качествами, которых больше нигде нет, которые в совокупности дают специфику фольклора :

1) Устность. Устное творчество, может рассматриваться с:

Внешней стороны устности. Аргументы:

  • исторические, потому что раньше письменности
  • социальные (крестьяне неграмотные)
  • коммуникационная (ситуативное)

Внутренней стороны устности:

  • устность может рассматриваться как поэтическая характеристика текста
  • Азбелов: «фольклор – искусство памяти» (приём повторения, «узелки на память»)

Устность определяет поэтику, строй произведения, а не условия его бытования.

2) Вариативность – существуют разные варианты одного и того же текста, например, сказка о Снегурочке. => фольклорное произведение – совокупность, взаимодействие всех вариантов (инвариант – то, что не меняется).

Классификация вариантов :

По форме .

Например: долгая сказка (в Карелии и на Севере).

Сказка напоминает аккордеон.

По содержанию .

см. Снегурочку: одна - волшебный текст, другая – бытовая сказка.

По степени сохранности (иногда остается лишь маленький фрагмент)

«Дождик, дождик пуще,

Пусть травка будет гуще» - остаток от древнего обряда

- По времени возникновения .

Испорченные – начинает разрушаться сам художественный смысл. Вариант песни об Авдотье Рязаночке.

3) Коллективность – народ – автор любого фольклорного текста => не было никого, кто первым придумал этот сюжет.

В.Я. Пропп «Специфика фольклора» - «Фольклор стоит гораздо ближе не к литературе, а к языку»

Фольклор – коллективный сон народа.

Признак некоего коллектива – наличие фольклора.

4 ) Традиционность (консервативность) – фольклор обращен в прошлое, в отличие от литературы.

В борьбе традиционности и вариативности проходит живая жизнь фольклора.

5) Непрофессиональный характер творчества.

Фольклор – часть повседневной жизни крестьянина => искренность крестьянина (нет цензуры)

Профессионализм – признак скорой смерти данного вида фольклора.

6) Синкретизм – взаимодействие (взаимопроникновение) звука, смысла, жеста; неразрывная слитность.

Половина смысла в устной речи зависит от паравербальных элементов.

В профессиональном искусстве синкретизм нужно создавать.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55964. Подорож до країни Математики 40 KB
Діти сьогодні ми з вами можемо потрапити до країни Математики. Добрий день діти Пишу вам з чарівної країни Математики. Розчаклувати жителів країни Математики можуть тільки розумні уважні й кмітливі діти. До зустрічі Королева Математики...
55965. Читання оповідання В. Сухомлинського «Петрик, собака і кошеня» 37 KB
Продовжувати знайомити дітей з творчістю В. Сухомлинського. Повторити твори, що читали раніше. Ознайомити з оповіданням В. Сухомлинського «Петрик, собака і кошеня». Вчити дітей уважно слухати твір, відповідати на запитання відповідно до змісту.
55968. Шана Великому Кобзарю 73.5 KB
Життя Тарасику дала Кріпачкамати вбита горем. Читання напамять вірша Якби ви знали паничіâ Інсценізація На сцену виходить Тарас і Оксана. Оксана Оце на хвильку забігла до тебе Тарасику. Не сумуй Тарасику.
55969. Шар. Площадь поверхности и объём шара 599 KB
Цели урока: Образовательные цели: Ознакомить учащихся с фигурой шар сфера Показать как изображаются данные фигуры на плоскости Познакомить учащихся с формулами вычисления площади поверхности и объёма шара Развивающие цели: развитие исследовательских навыков учащихся умений анализировать полученные данные и делать выводы...
55970. Мовні шаради як спосіб активізації пізнавальної діяльності учнів на уроках української мови та в позакласній роботі 206 KB
Так як людина реалізується в культурі думки, культурі праці й культурі мови, то важливим елементом виховання справжньої культурної людини є саме переконаність учителя в тому, що його учні уміють правильно говорити і писати, добирати мовно-виражальні засоби відповідно до мети та обставин спілкування.
55972. Щедрівки «Ой сивая та і зозулечка», «Щедрик, щедрик щедрівочка», «Засівальна». Украинские колядки и щедровки 38 KB
Розширити знання учнів про традиції українського народу; удосконалювати навички виразного читання; розвивати творче мислення, увагу; виховувати любов до читання.

1.Устная форма создания, распространения и бытования – основополагающая особенность фольклора.

2.Традиционность. Коренное свойство фольклора. Главным признаком устного поэтического творчества народа всегда было следование традиции. Новые произведения создавались по уже известным образцам, включали прямые заимствования из них. В речевом стиле использовались постоянные эпитеты, символы, сравнения и другие традиционные поэтические средства. Для произведений, имеющих сюжет, был характерен набор типичных повествовательных элементов, их привычное композиционное сочетание. В образах фольклорных персонажей типическое также преобладает над индивидуальным. Традиция требовала идейной направленности произведений: они учили добру, содержали правила жизненного поведения человека. В рамках фольклорной традиции, поддерживая и развивая её, постоянно протекал творческий процесс. Фольклорная традиция осуществляла связь времён, выражая коллективное мнение народа о нетленности его духовных ценностей и святынь.

3.Коллективность. «Фольклор – творчество неавторского типа. Специфика фольклора порождается самим процессом его возникновения. Фольклор творят отдельные люди, но творят по-особому. Работа отдельного человека в фольклоре сочетается с работой других, зависит от работы других, и каждый пользуется результатами общей работы…Каждый человек творит в границах общепринятой традиции – «колее», опирается на труд предшественников, от которых перенимает произведение, повторяет его, меняет, дополняет его, опускает кажущееся ненужным. Единые акты творчества в фольклоре связаны между собой – происходит перенимание песни, рассказа от лица к лицу, имеет место непосредственное заимствование. По этой причине мы не можем сказать, что фольклорное произведение создано исключительно каким-то одним человеком. Оно всегда результат совместной деятельности многих лиц. Конечно, всегда существовало отдельное лицо, которому произведение обязано первоначальным происхождением, но фольклорным становится только такое, которое пройдёт «сквозь значительный слой народного понимания». Да и первоначальный акт творчества зависит от общепринятого типа воплощения художественной мысли.

4.Синкретизм : слитность, нерасчленённость, неразвитое состояние раннетрадиционного фольклора (в котором пляска, пение, музыка, словесный текст, ряженье и прочие элементы существовали в единстве), а также следы этого единства в классическом и позднетрадиционном фольклоре.

а) полиэлементность – всякое народное произведение в естественном бытовании включает в себя комплекс художественно-образных компонентов (хоровод);

б) бифункциональность – связь бытового и художественного (колыбельная песня, считалка и т.д.).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятийно-концептуальный модуль

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятийно-концептуальный модуль.
1.1. Формирование понятий «Народная художественная культура», «Народное художественное творчество». НХТ как основа художественной культуры общества.

Фольклор в системе народной художественной культуры.
Фольклор – бытовая традиционная для этноса культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путём устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечно

Видо-жанровая структура фольклора.
Поэтические роды в фольклоре – наиболее крупные классификационные единицы, объединяющие виды и жанры фольклора на основании разных способов отображения реальной жизни. Как и в литературе, в фоль

Художественная самодеятельность в структуре народной культуры.
Художественная самодеятельность – социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие существующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорно

Мифологические истоки народной художественной культуры. Мифы древних славян.
Понятие о мифе, мифологии. Мифологическая картина мира. Мифы как древнейший пласт этнических культур. Образы древнеславянской мифологии. Древнеславянская мифология как воплощение языческой картины

ЗИМНИЕ СВЯТКИ.
Период празднования от Рождества до Крещения (с 7 по 19 января по новому стилю). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника: древний культ солнечных божеств (Коляды и др.); библейские

Художественные элементы зимних святок.
а) музыкальные элементы праздника: народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, шедровки), подблюдные песни в обряде гадания; рождественские церковные песнопения, духовные стих

МАСЛЕНИЦА.
Период празднования (последняя неделя перед Великим Постом). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника. Масленица как персонаж праздника. Традиционные названия каждого из дней маслен

ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ ОСЕННЕГО ЦИКЛА.
Осенний цикл народных праздников включает в себя: - праздник жатвы (Зажинки, Дожинки), проводится в августе-сентябре в зависимости от региона; - Покров день (14 октября);

Традиционный свадебный обряд.
Свадьба - время наибольшей полноты жизни. Сакральное время проведения: после Красной Горки (весна), после Покрова дня (закончились полевые работы), Мясоед (от Крещения до Масленицы). Основ

Народные гуляния в городах.
Многолюдные гулянья и праздники всегда входили в городской быт. Сначала они копировали крестьянскую традицию: те же сроки и формы (ряженье на святках, катание на лошадях и с ледяных гор, завиван

Игровые формы народной художественной культуры.
Понятия «игра», «игровая деятельность», «игровая культура». Природа и функции игровой деятельности. Классификация игр. Понятие о народной игре. Происхождение и эволюция народных игр, их св

Устное народное творчество.
Понятие "устное народное творчество". Взаимосвязь устного народного творчества с другими видами народного художественного творчества, с народной картиной мира, с древ неславянской мифолог

Народное музыкальное творчество.
Народное песенное творчество: понятие и видо-жанровая структура. Песня - музыкально-поэтическая (синкретичная) форма фольклора. П. могла бытовать в единстве с танцем, дра

Народное театральное творчество.
Понятие «фольклорный театр». Обрядовые, ритуальные и мифологические истоки фольклорного театра. Фольклорный театр и древние мистерии. Элементы драматического действия в древних игрищах и хороводах.

Народно танцевальное творчество.
Древние истоки народных танцев. Танцевальные элементы в древних культах, обычаях и ритуалах. Пляски скоморохов. Древние свистопляски. Русские народные танцы: происхождение, художественно-э

Изобразительное творчество. Традиции лубка.
Традиционные формы изобразительного творчества. Использование росписи (настенной, потолочной)в оформлении русского жилища, церквей. Иконопись. Традиции иконописи.

Народная художественная культура в современном образовательном пространстве.
Актуальнейшими проблемами нашего времени являются: необходимость сохранения национального самосознания, духовного наследия и основы нашего бытия – природного мира. Российское общество начинает п

Основы педагогического проектирования этнохудожественных образовательных систем.
Понятие "образовательная система" и "этнохудожественное образование". Роль системного подхода к развитию этнохудожественного образования. Основные компоненты этнохудожественной

Организация народного художественного творчества в современных условиях.
«Организация» - «организовать» - «основать, создать (какое-либо учреждение, общественное объединение и т.д.); подготовить, наладить; объединить для какой-либо цели» (Русский толковый словарь Лоп

Научно-методическое обеспечение народного художественного творчества.
5.2.1.Система научно-методического обеспечения НХТ формировалась постепенно. Период её становления охватывает довольно значительный период. Первые признаки методической деятельности в Рос

Современное состояние домов народного творчества
ДНТ координируют всю творческую, организационно-методическую и издательскую деятельность по развитию любительского и традиционного народного искусства в России. Тип ДНТ – государственное у

Специфика фольклора как искусства

Орфоэпия допускает два варианта произношения слова «фололькло р» и «фольклёр».

Термин «фольклор» (англ, folklore), принятый в международной науке около ста лет назад и вошедший в российский обиход чуть позже, означает в переводе «народная мудрость». В некоторых странах под фольклором понимается вся народная культура - от одежды и национальной кухни до колыбельных песен.

В нашей стране под фольклором обычно подразумевают устное народное творчество , иначе говоря - устную словесность как совокупность текстов .

Изящная словесность и фольклор. Сходства и различия, форма бытования

Между фольклором и литературой есть принципиальные различия, выявляющие специфику фольклора.

Литература представляет особую сферу духовной деятельности - сферу искусства . То же можно сказать и о фольклоре. Но сказать так не значит сказать все. Фольклор - это область народной культуры , он охватывает народный быт, связан с трудом и досугом, социально-бытовыми отношениями.

У каждой социальной группы складывается собственный фольклор, выражающий коллективное самосознание этой группы. Многое в русском фольклоре создано крестьянами : ведь прежняя Россия была крестьянской страной. Велик вклад в русский фольклор населения средневековых городов и слобод - ремесленников, кустарей, посадских людей, торговцев - горожан . С давних пор в городах бытовали анекдоты и сказки, произведения героического эпоса . Несомненно городское происхождение новгородских былин.

В самом деле, есть общерусский фольклор (многие пословицы и поговорки) и есть фольклор самых разных групп, выделяемый по следующим признакам:

Локальным (фольклор яицких казаков, фольклор Мезени),

Конфессиональным (фольклор сектантов),

Профессиональным (фольклор лесорубов или железнодорожников),

Возрастным (детский фольклор).

Принципиальные отличия фольклора от литературы касаются природы художественного творчества. Литература - искусство слова.

Фольклор - тоже. Однако это устное народное творчество. Следовательно, очень важную роль играет в фольклоре начало исполнительское . Одна и та же сказка по-разному звучит в устах рассказчиков разной одаренности. Говорят о синкретизме фольклора, т. е. о соединении в устном творчестве выразительных средств разных искусств - словесного, музыкального, театрального и т. п.

Творческий процесс в фольклоре и литературе протекает по-разному. В литературе творчество индивидуально, в фольклоре - коллективно. Это значит, что фольклорное произведение выражает не индивидуальное самосознание, а мировоззрение группы, в которой оно быту ет.

В фольклоре нет индивидуального авторского самосознания, и неверно говорить об «анонимности» фольклорных произведений. Аноним - это человек, скрывающий свое имя. В фольклоре же никто ничего не скрывает, и в нем вообще нет понятия «автор» . Фольклорный текст находится в постоянном движении . Фольклорные исполнители - это своего рода «соавторы», «редакторы»: они не творят что-либо принципиально новое, а рассказывают и поют то, что известно многим.

Типы мирового фольклора

Типы мирового фольклора: архаический, классический и современный.
Архаический фольклор складывается у народов, находящихся на первобытной ступени развития. Письменности еще нет, и вся культура является устной. Поэтому в данном случае можно говорить о панфольклоре: он охватывает всю культуру этноса. Это фольклор людей с мифологическим мышлением.

Классический фольклор складывается в ту эпоху, когда образуются государства и возникают письменность и литература, но отношения между людьми во многом остаются патриархальными .

Здесь формируются художественное время и художественное пространство, появляется художественный вымысел, складывается жанровая система.

Самое же главное в том, что современный фольклор развивается в тесном соседстве с массовой культурой . Дешевые песенники, бульварный роман, лубочная книжка - все это питается народным творчеством и одновременно питает его.

Поэтика архаического фольклора

Мифология отражает самый примитивный уровень человеческого мышления, еще не познавшего причинно-следственные закономерности, не научившегося обобщать и не выработавшего абстрактных понятий, не отделявшего космическое от биологического, человеческое от животного. Миф есть древнейшая поэзия .

Мифология - это не только древнее, языческое мировосприятие, но и система мышления, находящаяся в развитии

Этиологические («причинные», объяснительные) – мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов – рассказы происхождении животных и объектов.

Культовые – объясняющие происхождение культового действия. В случае эзотеричности культового мифа, он может быть сильно сакрализован.

Космогонические – (менее архаические и более сакрализованные) – повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе.

Антропогонические – мифы о происхождении человека, или племенных первопредков (тотемия).

Астральные – о звездах и планетах. Солярные и лунарные – о солнце (маркировано положительно) и луне (отрицательно). Лучше представлены в развитых мифологиях. Мужское и женское начало.

Близнечные – о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и выступающих в качестве родоначальников племени.

Тотемические – представление о сверхъестественном родстве мужду определенной группой людей и тотемными видами животных и растений.

Календарные мифы – цикл календарных обрядов, аграрная магия.

Героические – подвиги и жизнь героев.

Эсхатологические – о конце мира (боги наказывают людей за преступления).

Мифология - это своего рода философия, которая обусловила «правила» поведения первобытного человека и нашла конкретные, практические воплощения в обряде (ритуале).

В наиболее архаичных мифах создание мира приписывается предкам, в которых животное начало не отделено от человеческого. Эти тотемические предки выступают одновременно и как демиурги (создатели мира), и как культурные герои (создатели человеческой культуры). Нынешнее состояние мира - рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки и религиозные установления, все природные и культурные объекты - оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифических культурных героев.

Так, на Чукотке и Камчатке существует цикл мифов о Вороне-Кутхе . Ворон достает горсть земли из безбрежного океана и создает сушу. У хранителя света он ворует шары, содержащие небесные светила. Хитростью он добывает воду у ее хранителя и выплевывает ее в виде рек. Он вырезает лосося и другие породы рыб из различных пород деревьев. Наконец, Ворон делает человека из дерева, листьев и камней. Ворон, таким образом, - и первопредок, и демиург, и культурный герой. При всем том Ворон вовсе не был объектом религиозного культа. Вместе со значительными деяниями он совершает массу неудачных; это не только серьезный культурный герой, но и проказник, ловкостью, хитростью и обманом добивающийся своих целей. Когда это ему не удается, над Вороном смеются. Единство серьезного и комического характерно для всей архаической мифологии . Такой мифологический проказник получил название трикстера .

В позднеродовом обществе культурные герои приобретают человеческий облик . Они заняты уже не созданием мира, а добыванием предметов культуры, необходимых человеку в его борьбе с природой. Прежде всего это добывание огня и освоение полезных злаков. Кроме того, культурные герои ведут борьбу с чудовищами, мешающими мирной жизни людей и олицетворяющими враждебные человеку силы природы либо чужеплеменников. Подобные культурные герои хорошо знакомы нам по древнегреческой мифологии (Геракл, Прометей).

Именно в архаической мифологии берут начало многие жанры фольклора, которые сформируются значительно позже .

Жанровые особенности классического фольклора

Каждому жанру присущи свой художественный мир и особое отношение к действительности.

Понятие о жанре , как фольклорном, так и литературном, связано с художественными законами преображения действительности

Развитие жанра

Каждый жанр проходит в своем развитии полный цикл:

Порождается определенными социально-историческими обстоятельствами,

Наступает период его продуктивного развития,

Время стабилизации,

Старения и смерти.

Так случилось в 30-40-е годы XX в., когда некоторые фольклористы пытались создать советский эпос, так называемые «новины» - эпические тексты о новой действительности - с помощью былинной поэтики. Это приводило к созданию таких художественных диковинок:

Тут садился богатырь да в скороходный ЗИС,

Да во ту ли машину бронетанкову,

Да поехал-то в раздольице чисто поле

Да по той-то дороженьке крестовоей.

Оставим этот текст без комментариев.

Можно сказать, что жанровая картина русского фольклора не представляет собой монолитное целое .

Во-первых, древние жанры соседствуют с более поздними .

Во-вторых, пестрота жанровой картины русского фольклора объясняется огромными масштабами расселения русских - от побережья Балтийского моря до берегов Тихого океана. По мере миграции русских появлялись локальные художественные традиции . Это делает классический русский фольклор чрезвычайно пестрым:

Рядом с древними заклинаниями живут заговоры от пули времен Первой мировой войны,

Рядом с архаическим обрядом завивания березки - новогодняя елка. Таким образом, классический фольклор - сложное соединение архаических и современных форм.