Отношение бальмонта к русскому языку. К.Д.Бальмонт – «Русский язык

Урок по литературному чтению в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века".

Тема урока: К.Д. Бальмонт "Русский язык"

Обучающие:

Продолжить работу над произведениями К.Д.Бальмонта;

Учить различать стихи поэта по темам;

Закрепить понятия «строфа», «эпитет», «метафора», «олицетворение»;

Вспомнить изученные сказки, былины, легенды о героях, о героях которых

говорится в стихотворении;

отрабатывать навык выразительного чтения.

Развивающие:

Развивать речевые умения учащихся, образное и логическое мышление,

творческие способности, умения анализировать, обобщать;

Формировать читательскую самостоятельность.

Воспитывающие:

Воспитание патриотического отношения к родному языку, к Родине;

Воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, взаимоуважения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шкапо Надежда Валерьевна

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная с углублённым

Изучением отдельных предметов г. Пушкино»

Московской области

Конспект урока по литературному чтению.

Константин Дмитриевич Бальмонт «Русский язык»

(по программе «Начальная школа 21 века» 4 класс)

Задачи:

Обучающие:

Продолжить работу над произведениями К.Д.Бальмонта;

Учить различать стихи поэта по темам;

Закрепить понятия «строфа», «эпитет», «метафора», «олицетворение»;

Вспомнить изученные сказки, былины, легенды о героях, о героях которых

Говорится в стихотворении;

отрабатывать навык выразительного чтения.

Развивающие:

Развивать речевые умения учащихся, образное и логическое мышление,

Творческие способности, умения анализировать, обобщать;

Формировать читательскую самостоятельность.

Воспитывающие:

Воспитание патриотического отношения к родному языку, к Родине;

Воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, взаимоуважения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Ребята, готовы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Мы с вами сейчас выполним несколько упражнений, которые помогут настроиться на

Работу:

а) «кнопки мозга»;

б) «кнопки энергетического баланса»;

в) «думающая шляпа».

(эти упражнения являются кинезиологическими, они и ряд других систематически используются на уроках)

II. Повторение изученного материала (актуализация знаний)

Посмотрите на доску и прочитайте тему урока.

Над каким произведением будем работать? («Русский язык»)

Сегодня на уроке мы вспомним темы изученных стихотворений Константина Дмитриевича Бальмонта, познакомимся с новым произведением «Русский язык», выясним значения трудных слов, поработаем над художественными средствами, которые использовал поэт в стихотворении «Русский язык».

Вспомним, на какие темы писал Бальмонт. Возьмите карточки. Напишите тему и название произведения.

(Дети работают самостоятельно. Приложение 1.)

Проверим, о чём писал поэт в своих стихотворениях? (фронтальная проверка, учащиеся отвечают, учитель прикрепляет карточки с соответствующим ответом на доску или можно использовать программу Microsoft Office Power Point).

Посмотрите, на какие разнообразные темы писал автор. А можно ли по названию произведения определить тему? (да)

Да, как правило тема выносится в заголовок.

А теперь мы знакомимся с новым произведением Константина Дмитриевича Бальмонта «Русский язык».

Значение этих слов посмотрели в словарях некоторые ребята (4 учащихся читают значения слов – по 2 значения каждый).

Посмотрите, здесь краткое значение этих слов. (Учитель показывает на доску, где есть на карточках значения слов. Можно опять использовать программу Microsoft Office Power Point).

III. Первичное восприятие текста.

Откройте учебники на стр.213.

Я прочту стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Русский язык», а вы внимательно послушайте. Можно следить.

(чтение учителем стихотворения, звучит музыка Э. Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»)

Как вам стихотворение? (ответы детей)

IV. Работа с текстом произведения.

Обратимся к тексту произведения, попробуем выяснить, что такое русский язык в понимании поэта.

1 ученик 1 и 2 строфы

2 ученик 3 и 4 строфы

3 ученик 5 и 6 строфы

Прочитайте строчку, в которой говорится о былинном герое. («…Про Соловья-разбойника былины…»)

Назовите произведение, в котором один из главных героев Соловей-разбойник. (Илья Муромец и Соловей-разбойник)

Для поэта русский язык – это язык русских былин.

(На доске: «русский язык – это …). Учитель прикрепляет карточку «былин» или используется программа Microsoft Office Power Point)

4 ученик 7 и 8 строфы

Вам ничего не напоминают строчки:

Баю-баю. Мой милый. Ты уснул? (колыбельная песня)

Родной язык колыбельных песен, только он может передать всю любовь и нежность матери к своему ребёнку. Для автора нашего стихотворения русский язык становится языком колыбельных песен.

(учитель прикрепляет карточку «колыбельных песен» или используется программа Microsoft Office Power Point)

Продолжаем.

5 ученик 9 и 10 строфы

О каком Олеге идёт речь в этих строках?

Какое произведение вспоминаем? (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

Вспоминая «Песнь о вещем Олеге», мы вспоминаем её автора, великого национального поэта Александра Сергеевича Пушкина, так русский язык, в понимании Бальмонта,- это язык поэзии Пушкина.

Прочитайте строчку, которая отправит нас в сказочный мир. («…Не звал ли в полночь нас полёт Жар-птицы?)

О каком произведении может идти речь? (П.П. Ершов «Конёк-горбунок»)

Узнавая сказку «Конёк-горбунок», мы вспоминаем и русские народные сказки и замечательный русский язык, которым они написаны. Так русский язык становится языком сказок.

(учитель прикрепляет карточку «сказок» или используется программа Microsoft Office Power Point)

А строчка «И ты пойдёшь дорогой Ермака…» помогает вспомнить какое произведение? («Легенда о Ермаке»)

Так в стихотворении утверждается мысль о том, что русский язык – это и язык русских легенд.

(учитель прикрепляет карточку «легенд» или используется программа Microsoft Office Power Point)

6 ученик 11 и 12 строфы

7 ученик 13 и 14 строфы

8 ученик 15 и 16 строфы

Чьё имя вы услышали в этих строках? (имя Петра I)

Какое историческое событие, очень важное в развитии нашего государства, описывается здесь? (Семён Дежнев открыл пролив, отделяющий Азию от Америки и соединяющий Северный Ледовитый и Тихий океаны. Более того, если Берингу не удалось пройти всего пролива, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, Семен Дежнев прошел его весь, с севера на юг, по всей его длине. Семен Дежнев известен также открытием Камчатки, которую присоединит к российскому государству его земляк Владимир Атласов . Ерофей Хабаров совершил ряд походов в Приамурье, составил «Чертёж реке Амуру» и положил начало заселению русскими людьми этой территории.)

И Пётр I, и Семён Дежнёв, и Ерофей Хабаров, и многие другие замечательные люди посвятили свою жизнь служению России, её величию, её процветанию, её независимости. И поэтому Бальмонт не мог не сказать в своём стихотворении об этом. И русский язык, в понимании поэта, - это язык великих исторических событий и выдающихся исторических деятелей.

(учитель прикрепляет карточку «исторических событий» или используется программа Microsoft Office Power Point)

Но понятие «русский язык» - ещё шире, глубже, многообразнее.

Я вам прочитаю строки, попробуйте догадаться, о чём идёт речь?

В нём воркованье голубя весной,

Взлёт жаворонка к солнцу – выше, выше.

Берёзовая роща. Свет сквозной.

Журчание подземного ключа.

(поэт говорит о природе, о небе, о земле и т.д.)

Совершенно верно. Поэт описывает здесь природу России, неповторимую её красоту. Русский язык стал для него языком родной природы.

(учитель прикрепляет карточку «родной природы» или используется программа Microsoft Office Power Point)

И ещё мне хочется обратить ваше внимание на следующие строки:

Как вы думаете, с чем ещё связано понятие «русский язык» для поэта? (с родным домом)

Русский язык для него – язык Родины, родного дома. России.

(учитель прикрепляет карточку «Родины» или используется программа Microsoft Office Power Point)

Теперь немного отдохнём. Встали и выполним упражнения:

а) «перекрёстные движения»;

б) «сова».

Давайте посмотрим, как такое удивительно тонко восприятие языка удалось передать поэту. Какие художественные средства использовал автор?

Вспомните и назовите известные вам художественные приёмы. (метафора, олицетворение, сравнение, эпитет)

А теперь найдём их в тексте и назовём.

Что такое логическое ударение?

Пауза?

Почему это так важно?

Дома, готовя это стихотворение для выразительного чтения, обращайте внимание на логические ударения, паузы, темп и ритм чтения.

IV. Обобщение

Так что же такое русский язык в понимании Константина Дмитриевича Бальмонта?

Русский язык – это язык…Вместе (хором прочитывают получившуюся схему)

V. Итог урока.

Как вы думаете, почему такое необычное стихотворение могло появиться в творчестве поэта. Может быть, вам поможет его биография? (поэт много путешествовал, вынужден был жить за границей, тосковал по Родине)

Я с вами согласна. Действительно, Бальмонт много путешествовал и побывал во многих странах. И где бы он не был, всегда тосковал по России. Поэт знал более 30 языков, и когда он сравнивал их, понимал, что такого многообразия художественных средств нет ни в одном языке.

Несмотря на то, что Константин Дмитриевич эмигрировал из России, он продолжал любить свою Родину. И все эти чувства он выразил в стихотворении «Русский язык».

И закончить наш урок я хочу отрывком из стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Русский язык».

Я выбрала его не случайно. Мне показалось. Что слова писателя очень созвучны с замыслом Константина Дмитриевича Бальмонта.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».

VI. Ваше домашнее задание будет подготовиться к выразительному чтению (запись домашнего задания).

Спасибо за урок.

Приложение 1.

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев и звон и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше.

Березовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Журчание подземного ключа.

Весенний луч, играющий по дверце.

В нем Та, что приняла не взмах меча,

А семь мечей - в провидящее сердце.

И снова ровный гул широких вод.

Кукушка. У колодца молодицы.

Зеленый луг. Веселый хоровод.

Канун на небе. В черном - бег зарницы.

Костер бродяг за лесом, на горе,

Про Соловья-разбойника былины.

«Ау?» в лесу. Светляк в ночной поре.

В саду осеннем красный грозд рябины.

Соха и серп с звенящею косой.

Сто зим в зиме. Проворные салазки.

Бежит савраск